Как подобрать размер экрана для домашнего кинотеатра

Обновлено: 14.05.2024

С широким распространением DVD, а особенно - благодаря такому замечательному его свойству как звук формата 5.1, потребители стали ассоциировать термин "домашний кинотеатр" именно с возможностью слышать дома шесть каналов звука. Но что такое кино? Не было ли кино вообще немым от рождения? Не с огромным ли, по сравнению с домашними телевизорами, экраном связаны воспоминания о кино времен "до DVD"? Что нужно учесть для того чтобы получить максимально возможный размен экрана дома?

Кинотеатр дома
Экраном или говоря технически - средством отображения информации, может выступать телевизор, ЖК или плазменная панель, проекционный экран. Максимальный размер изображения сегодня можно получить с помощью видеопроектора. Конечно, телевизор является наиболее универсальным устройством. Он позволит смотреть как непосредственно кино, так и эфирные, кабельные или спутниковые каналы (при наличии соответствующих приемников). С учетом того, что практически все современные ЖК и плазменные панели выпускаются со встроенными эфирными (часто - еще и кабельными, а иногда и спутниковыми) тюнерами, их тоже можно отнести к телевизорам. Видеопроектор же обычно никаких источников сигнала не содержит. Но является ли это недостатком?

Раз уж речь зашла о кино, а не о новостях, телесериалах или ток-шоу, то будем рассматривать именно кинотеатр в доме, а не телевизор для фильмов. Идеальный вариант - это отдельная комната с хорошей звукоизоляцией, возможностью затемнения, с правильно размещенной шестиканальной акустикой и большим экраном. Звукоизоляция - чтобы никакие посторонние звуки нам не мешали. Затемнение - чтобы не отвлекаться от происходящего на экране. Шестиканальный звук - к чему ограничивать себя стереозвуком, когда есть возможность насладиться современными звуковыми спецэффектами? Ну, и большой экран - чем он больше, тем легче добиться эффекта присутствия.

Часто приходится слышать о том, что тот или иной экран "слишком велик для этой комнаты". Каким бы огромным ни был экран и как бы близко мы к нему не подошли (вплоть до положения "упереться носом"), максимум чего мы сможем добиться - занять всю переднюю полусферу, как сказали бы летчики. Но ведь реальный видимый мир вдвое больше чем даже в такой гипотетической ситуации. Проблема тут не в размере экрана, а в разрешении изображения. Чем из меньшего количества пикселей состоит изображение, тем крупнее каждый отдельный пиксель и слишком сильно увеличенное изображение будет смотреться как мозаика. Именно это и будет ограничивать максимальный размер картинки. Чтобы отдельные точки сливались в цельное изображение, необходимо чтобы размер точки не был больше угловой минуты. Расстояние от точки до зрителя в этом случае превысит размеры самой точки более чем в три с половиной тысячи раз.
Прим. авт.

Насколько можно увеличить размер изображения? Это зависит от ряда факторов: расстояния от зрителей до экрана, разрешения изображения, светового потока видеопроектора, свойств самого проекционного экрана, общего уровня освещенности в помещении.

Расстояние до экрана и разрешение изображения
Так как размер отдельной точки не должен превышать угловой минуты, максимальный размер изображения увязан сразу с двумя указанными параметрами. При SD разрешении (720х576) и расстоянии до экрана 3.5 метров ширина экрана не должна превышать 720 мм. Для формата HD (1920х1080), при таком же расстоянии до экрана, ширина последнего может достигать уже 1.9 метров. Иными словами, чтобы гарантированно не видеть отдельных точек изображения, необходимо чтобы ширина экрана была вдвое меньше расстояния до него в HD-формате и почти впятеро в обычном формате SD.

Получить большой размер изображения в домашнем кинотеатре для SD сигнала было бы трудно, учитывая приведенные выше расчеты. К счастью, динамичность сюжета делает пикселизацию картинки не слишком заметной и на вдвое меньших расстояниях от экрана, а по некоторым оценкам - и втрое (отношение размера точки к расстоянию до нее - 1:1000). В таком случае ширина экрана даже для SD-видео может достигать половины расстояния от него до зрителя, а для HD - даже равняться ему. Но так как оценки "не слишком" и "почти" совсем уж субъективны, необходимо проверить, будет ли заметность отдельных пикселей с нужного расстояния раздражающей именно для вас еще до покупки. Кроме того, этот эффект может быть подчеркнут особенностью технологии самого проектора. В LCD проекторах границы между пикселями более заметны, чем при использовании DLP-чипов, что приводит к появлению сетки на изображении. Эта сеточка будет тем заметнее, чем ближе расположится зритель к экрану или - чем крупнее будет увеличено изображение.

Световой поток и свойства экрана
Получить большое изображение - это только полдела. Нужно еще добиться того, чтобы изображение это можно было разглядеть. Мощность проекционной лампы - вот еще один фактор, не дающий нам увеличивать изображение до бесконечности. Поэтому кроме разрешения, важнейшей характеристикой проектора является его световой поток, измеряемый в люменах (люмен - световой поток от точечного источника света силой в одну канделу, излучаемого в телесный угол в один стерадиан). Именно им определяется, будет ли изображение достаточно ярким при выбранном размере экрана. Чаще всего световой поток видеопроектора указывается в ANSI-люменах (American National Standards Institute - Американский Национальный Институт Стандартов). Равномерность освещения экрана, к сожалению, не составляет 100% (выше 70% - уже хорошо) и замер освещенности в 9 точках при измерении ANSI люмен дает более объективную картину. Как понять, достаточно ли будет этих самых люмен для того чтобы получить требуемую яркость экрана?

Итак, экран должен иметь определенную освещенность (в люксах), чтобы картинка была яркой и сочной. Но в характеристиках проекторов указывается световой поток - почему? При одной и той же мощности проекционной лампы (а значит - и световом потоке), яркость экрана будет зависеть от расстояния между проектором и экраном или от размера проецируемого изображения. Оценить необходимое значение светового потока для каждого конкретного случая можно по простой формуле:

Световой Поток (люмен) = Освещенность (люкс) * Площадь Экрана (кв.м.)

Опытные инсталляторы рекомендуют для незатемненных помещений получать освещенность в 650 люкс. Площадь экрана шириной в полтора метра составит 1.5*1.12=1.68 кв.м. для SD-видео или 1.5*0.84=1.26 кв.м. для HD-видео. Несложно вычислить, что в этом случае для видео стандартной четкости с соотношением сторон кадра 4:3 необходим световой поток в 650*1.68=1092 люмена, а для видео высокой четкости (кадр 16:9) - поток в 650*1.26=819 люмен. Иными словами, даже проектор начального уровня с потоком в 1000 ANSI люмен позволит смотреть картинку диагональю до двух метров в комнате без затемнения. В затемненной же комнате размер экрана можно значительно увеличить. Кроме того, яркость будет зависеть и от материала, из которого сделан экран.


В последние годы проектор стал верным помощником в работе, учебе и, зачастую, дома, в качестве комплектующей части домашнего кинотеатра. Тем не менее, даже у самого современного аппарата качество передаваемого изображения во многом зависит от поверхности, на которую оно проецируется.

Рейтинг топ-10 по версии КП

Данная модель отлично подойдет не только для дома, но и для офисной работы, а также для обучения и проведения конференций. Внушительные размеры 299 на 168 см при диагонали 135 дюймов позволят насладиться качественным просмотром фильмов или фото. Прямая проекция позволит получить насыщенную и четкую картинку, передающую даже малейшие детали. При этом угол обзора у данного экрана весьма широкий, благодаря чему комфортный просмотр гарантирован с любого ракурса. Модель имеет рулонную конструкцию, благодаря чему ее можно легко свернуть и развернуть при необходимости, освобождая место под экраном. А настенно-потолочный тип крепления добавляет экрану простоты при установке.

+ Компактные габариты конструкции
+ Широкий угол обзора
+ Матовое покрытие

– Механизм сворачивания иногда заедает


+ Большое полотно
+ Матовое покрытие
+ Возможность мытья
+ Защита от образования плесени

– Первое время неприятный синтетический запах


Эта рулонная модель с настенно-потолочным креплением имеет довольно стильный дизайн, благодаря чему впишется в любой интерьер, будь то квартира, офис или конференц-зал. Полотно с текстильной основой создаст идеально ровную поверхность для просмотра фильмов, фотографий или презентаций. Большие размеры экрана 124 на 221 см с диагональю 100 дюймов обеспечат отличный обзор с любой точки. Важным преимуществом данного экрана является электропривод, позволяющий управлять конструкцией с помощью удобного пульта. Система без особых усилий свернет, либо развернет экран, когда это будет нужно.

+ Электропривод
+ Широкий угол обзора
+ Матовое покрытие
+ Огнезащитное и антистатическое покрытие полотна

– Первое время неприятный синтетический запах


Данная модель отлично подойдет для домашнего кинотеатра, проведения лекций или же демонстрации рабочих видеороликов и презентаций. В линейке несколько моделей с максимальной диагональю аж 203 дюйма. К тому же, есть возможность выбора соотношения сторон — 1:1, 4:3 и 16:9. Выбранный экран, в частности, обладает диагональю 112 дюймов и размерами полотна 200 на 200 см. Однозначным преимуществом этой модели является наличие электропривода, который с помощью пульта позволит быстро и бесшумно свернуть или развернуть полотно. Благодаря настенно-потолочному типу крепления этот экран не займет много места в доме или конференц-зале. А угол обзора 160 градусов порадует хорошей картинкой практически с любого ракурса.

+ Электропривод
+ Матовое покрытие
+ Большое полотно
+ Широкий угол обзора

– Не лучшее соотношение цены и качества

Эта рулонная конструкция является напольной, в отличие от многих аналогов. С одной стороны, это добавляет мобильности и позволяет использовать экран в разных помещениях без особых сложностей при транспортировке (этому способствуют компактные габариты и небольшой вес 4 кг). С другой стороны, это создает сложности при хранении в сравнении с настенно-потолочными моделями. Правда, при необходимости этот экран можно крепить и на стену. Матовое покрытие квадратного полотна (150 на 150 см при диагонали 84 дюйма) гарантируют яркую, насыщенную и четкую передачу картинки будь то фильм, фотографии или деловые слайды. Благодаря вышеупомянутой мобильности эта модель отлично подойдет не только для использования дома, но и для офиса, переговорных комнат или учебных аудиторий.

+ Относительно невысокая стоимость
+ Мобильная конструкция

– Сложности при хранении


Эта внушительных размеров модель подходит для больших помещений. Стоит сказать, что помимо данной модификации (с размером полотна 270 на 270 см) в линейке есть экраны с высотой от 120 до 300 см, что позволяет подобрать габариты под ваши потребности. При этом механизм застопоривания поможет развернуть полотно определенного размера под конкретные цели. Экран имеет рулонную конструкцию и настенно-потолочный тип крепления, что позволит установить его, не занимая много места. Большое матовое полотно позволит насладиться качественным изображением с любой точки помещения.

+ Большое полотно
+ Матовое покрытие
+ Механизм застопоривания
+ Разнообразная линейка

– Высокая стоимость


Эта широкоформатная рулонная модель за счет большого полотна 124 на 221 см подойдет как для домашнего (в качестве экрана для домашнего кинотеатра), так и для профессионального использования (в просторных лекционных аудиториях и конференц-залах). За счет прямой проекции и качественного матового полотна конструкция обеспечивает отличную четкость, контрастность и цветовую передачу изображения. Напольная конструкция помогает сделать данную модель мобильной, благодаря чему ее легко переносить из помещения в помещение в зависимости от необходимости. Правда, из-за больших размеров экран имеет весьма солидный вес — 12 кг вместе со штативом.

+ Матовое покрытие
+ Мобильная конструкция
+ Регулировка высоты

– Большой вес
– Нет возможности крепления на стену


Еще одна модель с электрическим приводом, который позволит сворачивать и разворачивать полотно при помощи пары кликов на пульте. Большой размер экрана (180 на 240 см) позволит использовать его не только для просмотра фильмов и фотографий дома, но и для демонстрации презентаций на работе. Правда, стоит учитывать настенно-потолочный тип крепления – с ним устройство не будет мобильным, и нужно сразу определиться, где экран будет установлен. Белое матовое полотно обладает хорошей передачей цвета, поможет получить четкое и яркое изображение. Приятным бонусом станет возможность мытья полотна, что есть далеко не у всех моделей. А защита от плесени, огнезащитное и антистатическое покрытия значительно продлят срок службы экрана.

+ Электропривод
+ Возможность мытья
+ Защита от образования плесени
+ Огнезащитное и антистатическое покрытие полотна

– Высокая стоимость


Бюджетный экран на штативе, прежде всего подходящий для работы и учебы. Также он станет отличным решением для небольших помещений, где проблематично растянуть большое полотно. Вес конструкции чуть меньше 7 кг, что делает ее весьма мобильной. Тренога регулируется по высоте, а механизм застопоривания поможет зафиксировать экран на нужном уровне, тем самым обеспечив необходимый формат. А регулятор угла подвеса позволит скорректировать наклон экрана, чтобы подстроить изображение под определенный ракурс.

+ Невысокая стоимость
+ Регулировка высоты и угла наклона полотна
+ Мобильная конструкция
+ Механизм застопоривания


Эта бюджетная модель выгодно отличается от аналогов за счет невысокой цены. При этом данный экран размером 160 на 160 см прекрасно справится с показом фильмов, видеороликов или изображений в отличном качестве. Рулонная конструкция с нижней планкой обеспечит равномерное натяжение, а угол обзора 160 градусов обеспечит хороший просмотр с любого ракурса. Настенно-потолочный тип крепления позволит установить экран без особого труда. При этом полотно быстро сворачивается, когда в нем нужды. А механизм застопоривания позволит зафиксировать экран в необходимом положении, не разворачивая его на полную высоту.

+ Механизм застопоривания
+ Невысокая стоимость

– Механизм сворачивания иногда заедает

Как выбрать экран для проектора

На что обратить внимание при выборе экрана для проектора? Ответить на этот вопрос нам поможет Михаил Рогожкин, продавец магазина цифровой электроники.

Убедитесь, что на выбранном экране установлено матовое полотно. Конечно, практически все современные модели обладают матовой поверхностью, но лучше уточнить. Также не будет лишним наличие черной рамки вокруг экрана — она помогает четко подогнать изображение с проектора и сделает картинку более контрастной.

Какой должна быть диагональ экрана в домашнем кинотеатре? - этот вопрос приходится слышать довольно часто от людей, выбирающих экран для своего домашнего проектора. В данном руководстве мы постараемся ответить на этот непростой вопрос, ведь от правильного выбора размера экрана напрямую зависит степень вовлечённости зрителя в происходящее на экране.

1. Советы от Stewart Filmscreen, общепризнанного мирового лидера в области разработки и производства проекционных экранов для домашних кинотеатров.

2. Советы от настоящего гуру в создании домашних кинотеатров Tony Grimani из PMI Ltd.

3. Советы от компании ТНХ, известной своими разработками в области домашних и коммерческих кинотеатров.

Рекомендации ТНХ

Чтобы расстояние просмотра соответствовало рекомендациям ТНХ, сидящий на месте просмотра должен иметь угол просмотра экрана по горизонтали по крайне мере 40 о (36 о для кинотеатров).



Не вдаваясь в формулы с арктангенсами, была выведена формула, согласно которой диагональ экрана нужно разделить на 0.84, чтобы получить оптимальное расстояние просмотра. Ниже вы найдете калькулятор для определения расстояния просмотра и диагонали.

Вертикальное размещение

Также ТНХ дает рекомендации о вертикальном размещении экрана. Согласно данным рекомендациям, зритель при просмотре не должен поднимать взгляд выше, чем на 15 о . А в идеале центр экрана должен находится на уровне глаз.


Калькулятор диагонали и расстояния просмотра

Введите одно из значений: диагональ или расстояние просмотра, и калькулятор рассчитает вторую величину, а также минимальное расстояние от уровня глаз зрителя до нижней границы изображения. Данный калькулятор справедлив для соотношения сторон 16:9.


Если вы указали расстояние просмотра и получили диагональ, которой не существует в модельном ряду, рекомендуем округлить полученное значение в сторону большей существующей диагонали. Например, если получено значение диагонали 89 дюймов, следует выбрать 92 дюйма.

А ещё мы можем изготовить экран абсолютно любого размера специально для Вас!

рекомендации по созданию домашнего кинотеатра

Термин "домашний кинотеатр" или "домашний кинозал" такой же расплывчатый, как слово "автомобиль". Так же, как термин "автомобиль" охватывает транспортные средства, которые настолько разнообразны, как крошечный Daewoo Matiz и Bugatti Veyron, так же и термин "домашний кинотеатр" охватывает домашние развлекательные системы от "коробочных домашних кинотеатров” за 100$ до технологий IMAX для домашнего кинотеатра, бюджет которых может достигать до 2 млн. $. Когда вы собираетесь купить новый автомобиль, продавец будет задавать вам ряд вопросов, чтобы определить, какой выбор будет оптимальным для вас. Именно в этот момент вы чувствуете себя намного свободнее, когда предварительно ознакомились с возможностями и функциями, доступными на рынке. Исходя из этого, мы подготовили статью, которая вкратце введет вас в курс дела о новейших технологиях, используемых в домашних кинотеатрах. Итак, вы решили, что вам необходим кинотеатр дома.

1. Как определить оптимальный формат экрана

Для выбора оптимального формата проекционного экрана вы должны определить, это домашний кинотеатр, в котором вы будете смотреть исключительно кино или же мультимедийная комната, в которой, кроме фильмов, можно будет играть на PlayStation, XBOX или смотреть телевизионные трансляции спортивных событий. Для первого варианта можно использовать экран форматом 2,35:1 (Cinemascope), так как практически все голливудские фильмы снимаются именно в этом формате. Для мультимедийной комнаты и гостиной следует остановиться на формате 16:9, так как именно это родной формат HDTV и игровых консолей. Конечно же, можно выводить кинотеатральный формат на экран 16:9, но сверху и снизу будут черные поля, подобные тем, которые вы могли нередко замечать на вашем плоскопанельном телевизоре при просмотре кинофильмов.

Существуют экраны с маскируемыми полями, которые, в зависимости от формата проецируемого контента, закрывают неиспользуемые области с помощью автоматизированных шторок, что улучшает восприятие. Подобные экраны производят известные во всем мире компании Steewart и ScreenResearch по индивидуальному заказу.

2. То, что вы должны знать о разрешении 4K / Ultra HD (UHD)


В мире кино и видео разрешение 4K (Ultra HD) – это изображение, в котором 4096 пикселей по горизонтали и 2160 пикселей по вертикали. В мире плоских панелей разрешение немного другое – 3840х2160 пикселей.
Врагом распространения технологии можно считать отсутствие контента. В какой-то мере это справедливо, однако существующий Full HD контент можно довольно просто конвертировать в 2160р, поскольку это ровно в 2 раза больше, чем 1080р. По крайней мере, такой апскейлинг для техники высчитать проще, чем преобразовать 480р в 720р или 1080р. Широкое распространение кинематографического контента тоже может стать проблемой, поскольку материал снимают с разрешением 4096 пикселей по горизонтали, а разрешение большинства дисплеев составляет 3840 пикселей. Это может привести к обрезке изображения либо черным полосам на экране, либо часть изображения останется за рамками экрана. Правда, мы к этому привыкли при демонстрации кинематографического изображения на экранах с соотношением сторон 16:9.

Что касается цены, то 4К-телевизор можно купить приблизительно за 5 - 9 тыс. долларов США (речь идет о диагоналях от 80” дюймов). На рынке проекторов для домашнего кинотеатра проектор Sony или JVC c аппаратной поддержкой 4К обойдется от 5 000 долларов США (диагональ до 300”). Проекторов с технологией 3-chip DLP, поддерживающих 4К, на рынке домашних кинотеатров пока не ожидается, поскольку производитель чипов Texas Instruments полностью сосредоточен на рынке проекторов для коммерческих кинозалов и, по известным только для него причинам, технологию в массы продвигать пока не собирается. Тем не менее, технологию 4K ждет неминуемое развитие в плане оборудования и контента в ближайшие годы. Но на сегодняшний день вы должны сами определить, что технология 4К значит лично для вас – реальная потребность или просто очередной wow-эффект. Увидите ли вы разницу по сравнению с Full HD 1080p? Большинство экспертов ответят, что эта разница будет заметна только на близком расстоянии или при большой диагонали экрана.

3. Размещение акустических систем

В правильном домашнем кинотеатре особое внимание необходимо уделить размещению акустических систем, количество которых зависит от количества используемых каналов. Каждая многоканальная система домашнего кинотеатра имеет левый, центральный и правый каналы, которые желательно установить на одной горизонтальной оси относительно друг друга. Наиболее оптимальным решением станет размещение трех фронтальных каналов непосредственно за экраном, используя акустически прозрачное полотно, тем более, если речь идет об экранах больших диагоналей. Зачастую встраиваемые акустические системы в домашнем кинотеатре дают лучший результат по сравнению с АС напольного или полочного исполнения. Однако все индивидуально, можно и тонкопрофильный премиальный саундбар повесить в качестве LCR АС.

4. Какие изменения внесут новейшие форматы Dolby Atmos и Auro-3D

При создании домашнего кинотеатра с поддержкой технологий Dolby Atmos или Auro-3D нужно быть готовым к тому, что количество динамиков в помещении будет значительно увеличено, и одной из основных проблем станет планирование их размещения. Обе технологии используют верхний (потолочный) уровень акустических систем, что может потребовать достаточного опуска потолка для встраиваемой акустики или же использовать варианты накладных АС (выбор накладных АС для домашнего кинотеатра достаточно ограничен). Более подробно с форматами 3D-звука можно ознакомиться по этой ссылке.

Читайте также: