Как прокачать домашний кинотеатр

Обновлено: 09.05.2024

Когда мы выбираем домашний кинотеатр в одной коробке, то всегда становимся на путь упрощения его инсталляции и эксплуатации. В прошлом обзоре мы рассмотрели простейшие варианты исполнения комплектов в самом нижнем ценовом диапазоне. Эти комплекты были довольно похожи друг на друга и не отличались изысками оформления, функциональной насыщенностью или высоким качеством. Впрочем, свои деньги они отрабатывали, а большего от них и не требовалось.

Переходя в более высокую ценовую категорию – от $200 до $500, мы видим гораздо более широкий ассортимент моделей. Тут уже приходится выбирать, насколько для вас важен дизайн, а насколько глубина низких частот, или же для вас важнее всего удобное управление.

Не стоит рассчитывать, что более дорогие комплекты будут отличаться повышенной функциональностью. В этом ценовом диапазоне производитель не пойдёт на всевозможные технические ухищрения, да и, по большому счёту, всё возможное уже воплощено в жизнь в более дешевых моделях. Есть, конечно, некоторые добавления, но они малосущественны.

Основное, что будет отличать друг от друга комплекты этого ценового диапазона, - дизайн и звук. Здесь уже вступает в борьбу за потребителя довольно большое количество торговых марок, и они пытаются разнообразными способами привлечь внимание потенциального клиента к себе: вводят чтение формата MPEG4, делают колонки из железа, акустику башенного типа, в стиле модерн.

Начнем мы с моделей компании JVC. Это название давно знает отечественный потребитель, и наличие его на устройствах с давних времён служит показателем хорошего качества и надёжности изделия. Техника JVC была широко известна в своё время, даже при Советском Союзе. Им не надо было, как BBK, завоёвывать рынок с нуля: они уже обладали именем. В этом ценовом сегменте JVC представлена достойно. Мы рассмотрим две их модели: недорогую JVC TH-A25RE и JVC QP-D5ALEE, цена которой ближе к $500.

JVC TH-A25RE


Нельзя назвать дизайн этого комплекта домашнего кинотеатра особенно выдающимся. Кратко охарактеризовать его внешность можно так: простой, элегантный, в чём-то строгий, без претензий на модерн. Как всегда, плеер, сабвуфер и пять небольших сателлитов - всё в серебристом исполнении. Если грамотно расставить по комнате этот комплект, то можно добиться того, что он вообще не будет выделяться в окружающем интерьере. Украсить им помещение, как нам кажется, не получится. Мощность сателлитов не выше, чем у конкурентов, а вот сабвуфер вроде бы чуть-чуть посильнее. В плане функциональности тоже ничего неожиданного: присутствует обычный набор вроде зума и т.п. Радио работает на вполне хорошем уровне, прием уверенный.

В плане звука отличие от более дешевых комплектов на лицо. Сразу чувствуется, что производитель подошёл к работе ответственно. Нельзя сказать, что на этой системе рекомендуется прослушивать классическую музыку, но при просмотре кино мы испытали вполне положительные эмоции.

форматы:
Воспроизведение цифрового видео в форматах DVD-Video, VCD
Воспроизведение музыкальных композиций в форматах CD-DA, MP3
Воспроизведение фотоальбомов, записанных в цифровых форматах JPEG
Аудио:
Аудиовходы аналоговый аудиовход
Цифровой аудиовход
Встроенные декодеры Dolby Prologic II, Dolby Digital и DTS.
Видео:
Цифро-аналоговый преобразователь видеосигнала - 10 бит /54 МГц.
Изменение угла обзора, функции digest, стробирование, zoom (12 режимов, максимум 4-кратный).
Видеовыходы композитный, SCART c RGB и S-VHS.
Технические характеристики:
Аудио:
Акустические системы фронт/тыл/центр - компактные сателлитные громкоговорители в магнитозащищенном корпусе мощностью 45 Ватт (10% гаромонических искажений, 6 Ом) и 1 широкополосный конический динамик
диаметром 8 см. Частотная характеристика 90-20000 Гц. Тип - бас рефлекс. Размеры и вес - 92 x 98 x 92 мм., 650 гр каждый.
Активный сабвуфер - низкочастотный громкоговоритель. 16-сантиметровый динамик. Тип - бас рефлекс. Частотная характеристика 25-200 Гц. Размеры и вес - 202 x 330 x 341 мм, 4.8 кг.
Мощность усилителя 5 x 30 Ватт, 6 Ом, 1 кГц, 10% нелинейных гармонических искажений и низкочастотный мощностью 100 ватт.
Акустическая система:
Максимальная мощность (Вт)
Сабвуфер 100
Фронтальные громкоговорители 30
Громкоговоритель окружающего звука 30
Центральный громкоговоритель 30
FM тюнер


А теперь в наши руки попадает более высококлассный аппарат, нежели предыдущие. Чувствуется даже по качеству сборки, что в этот раз в комплект было вложено гораздо больше труда, и это не замедлило сказаться на его качестве и, следовательно, цене. Этот домашний кинотеатр в одной коробке будет ощутимо дороже своего предшественника.

Теперь поговорим о видео. Есть прогрессивная развёртка, что логично для такой дорогой модели. Качество изображения на хорошем добротном уровне. Кстати, это одна из первых моделей, в которых добавлена возможность чтения формата MPEG-4.

Таким образом, относительно высокую цену этого комплекта определяют следующие особенности:
1. Возможность чтения формата MPEG-4
2. Отдельно стоящий ресивер
3. Небольшое увеличение громкости
4. Прогрессивная развёртка

форматы:
Воспроизведение цифрового видео в форматах SVCD/VCD/CD-R/RW/MPEG-4
Воспроизведение музыкальных композиций в форматах CD-DA, MP3
Воспроизведение фотоальбомов, записанных в цифровых форматах JPEG
Аудио:
Аудиовходы аналоговый аудиовход
Цифровой аудиовход
Встроенные декодеры Dolby Digital/Dolby Prologic II/DTS
Видео:
Цифро-аналоговый преобразователь видеосигнала
Комплект домашнего кинотеатра, состоящий из ресивера RX-E5 и DVD плеера
Подключение внешних источников
Технические характеристики:
Аудио:
Акустические системы фронт/тыл/центр - компактные сателлитные громкоговорители в магнитозащищенном корпусе мощностью 50 Ватт 75 x 159 x 107 мм.
Сабвуфер - низкочастотный громкоговоритель. Мощность 60 Ватт. Размеры и вес - 210 x 392 x 348 мм.


На сегодняшний день Philips довольно многопрофильная марка и выпускает самую разнообразную технику: и стиральные машины, и всем известные телевизоры, ну и, разумеется, домашние кинотеатры. Нельзя сказать, что это уж очень хорошо у нее получается, но, в принципе, не хуже, чем у других.

Их домашний кинотеатр, в свое время хорошо разрекламированный, сразу покорил наши сердца дизайном. В принципе, он ничем не отличается от своих незатейливых собратьев: колонки такие же квадратные и серебристые, сабвуфер такой же невзрачный с виду ящик. Но дизайнеры Philips подошли к делу с большей фантазией: они чуть закруглили края колонок - и сразу создаётся другое, более приятное впечатление, нежели от простых угловатых форм.

Не порадовало то, что в плеер встроен ресивер, это плохо сказалось на качестве воспроизведения, в чем мы смогли убедится. Нельзя сказать, что по звуку этот комплект намного уступает своим конкурентам, просто ничего особенного. Неплохой, киношный звук, вполне может подойти для прослушивания модной современной музыки.

форматы:
Воспроизведение цифрового видео в форматах DVD/VCD/SVCD/MPEG-4
Воспроизведение музыкальных композиций в форматах SACD/CD/MP3
Воспроизведение фотоальбомов, записанных в цифровых форматах JPEG
Аудио:
аудиовход
Аудио ЦАП: 24 бит / 192 кГц
Встроенные декодеры DTS/Dolby Digital/Dolby ProLogic II
Видео:
Цифро-аналоговый преобразователь видеосигнала
Видео-ЦАП: 108 мГц / 12-бит
Подключение внешних источников
Технические характеристики:
Аудио:
Фронтальная акустическая система Диапазон воспроизводимых частот: 120 Гц - 20 000 Гц Номинальное сопротивление: 4 Ом Номинальная фронтальная мощность: 45 Вт
Тыловая акустическая система Диапазон воспроизводимых частот: 120 Гц - 20 000 Гц Номинальное сопротивление: 4 Ом Номинальная тыловая мощность: 45 Вт
Сабвуфер Диапазон воспроизводимых частот: 30 Гц - 120 Гц



Горан Северов Опубликована: 2005 г. 0 1


Вознаградить Я собрал 0 0

Шесть секретов правильного звука домашнего кинотеатра

У меня и так дома стоит крутая, хоть и не новая многоканальная система. Что мне дадут продвинутые форматы?

Главная сила Dolby Atmos и DTS:X — в иммерсивности, то есть способности целиком погружать наше сознание в трехмерную звуковую атмосферу фильма. Для этого используются акустические системы, установленные не только вокруг зрителей, но и сверху. Самих колонок может быть куда больше, а отдельные звуки больше не привязаны к конкретным каналам.

Например, в системах прошлого поколения звук пролетающего вертолета перемещался от правого переднего к правому заднему каналу и никак иначе. Сегодняшние процессоры знают, сколько колонок в конкретном зале и где они стоят, и по максимуму используют все возможности, даже если набор акустики нестандартный. Так что для любого помещения и любого комплекта аппаратуры звук будет оптимизирован наилучшим образом.

Звуковая дорожка с объемными спецэффектами сводится один раз при создании фильма, а затем адаптируется и для кинопроката, и для выпуска лазерных дисков, и для онлайновых трансляций. Если режиссер решил, что саунд будет в одном из самых новых стандартов звука, услышать его (при наличии нужной аппаратуры) можно из любого современного носителя. Но речь идет именно об оригинальных дорожках. При дубляже данными форматами практически всегда пренебрегают. Поэтому если вы смотрите голливудский фильм в русском переводе, с высокой степенью вероятности без звуков сверху придется обойтись. Но с лентами отечественного производства, сведенными в Atmos, проблем не будет.

А колонки к потолку обязательно прикручивать?

Из чего должен состоять действительно крутой домашний кинотеатр?

Чтобы полученный сигнал превратить в звук, потребуется ресивер с поддержкой Atmos и DTS:X, благо сейчас она имеется даже в бюджетных моделях. С любым плеером ресивер соединяется посредством кабелей HDMI, тут ошибиться сложно. А вот при получении дорожки Atmos от телевизора, главное, не запутаться. В этом случае звук отправляется в ресивер по тому же шнуру HDMI, по которому из ресивера в телевизор поступает видео от других источников. Данная функция называется ARC (обратный звуковой канал), и оба аппарата обязательно должны ее поддерживать. До последнего времени все пользовались отдельным оптическим кабелем, однако для иммерсивных форматов он не подходит. При этом наличие логотипа Atmos на телевизоре означает лишь его способность воспроизводить трехмерный звук через встроенные динамики, для отправки которого на саундбар достаточно плоской панели с поддержкой Dolby Digital Plus.

Имеет ли смысл покупка относительно недорогого саундбара с поддержкой звукового погружения?

Имеет, но только в том случае, если вы не рассчитываете получить от него объемное окружение экстра-класса. Одна колонка под телевизором, пусть и работающая в паре с сабвуфером, это всегда компромисс. Маленькие динамики верхних каналов смотрят куда придется, да и остальные излучатели точностью звуковой сцены, как правило, не блещут. Зато нет головной боли с расстановкой по комнате колонок и протяжкой к ним проводов.

К тому же для адаптации Atmos к подобным устройствам Dolby разработала эффективные психоакустические алгоритмы. С их помощью процессор моделирует пространство среднестатистической жилой комнаты и старается приблизить звучание одной небольшой колоночки к объемной звуковой картине, задуманной звукорежиссером.

Среди огромного разнообразия саундбаров можно найти модели с множеством разнонаправленных динамиков, микрофоном для точной калибровки, а иногда и беспроводными задними колоночками. По качеству звука такие монстры вплотную приближаются к настоящим многоканальным системам, но и стоят соответственно.

И что, дома действительно можно получить звук круче, чем в большом кинозале?

Если задаться такой целью и не ограничивать финансы, можно и в самом деле создать домашний театр высочайшего класса. Что актуально для загородных домов и особняков — там и место под просторный зал найдется, и соседи полицию не вызовут во время просмотра на правильной громкости.

Справедливости ради отметим, что в домашний вариант Atmos все же введены некоторые упрощения. В основном они касаются ограничения на число колонок — девять вокруг, четыре сверху и один сабвуфер. То есть 14 — против 64 для коммерческих залов. Но там такое количество динамиков требуется именно для озвучки огромного пространства. К тому же, чтобы получить максимум удовольствия от похода в кино, нужно занять лучшие кресла в центре зала, а дома идеальное место с самым крутым звуком всегда ваше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Территория баса: советы по обустройству домашнего кинотеатра от Джона Хантера

Сабвуфер REL из серии HT, специально предназначенной для использования в составе домашнего кинотеатра

Сабвуфер REL из серии HT, специально предназначенной для использования в составе домашнего кинотеатра

В этой публикации мы постарались собрать все самые важные знания и основные приёмы. Они помогут вам при создании и поэтапном развитии домашнего кинотеатра – от базовой конфигурации до полноразмерной и полнофункциональной системы 5.1.

Прежде всего, вы должны определить для себя три важных момента:

Каким будет пространство, в котором разместится ваш домашний кинотеатр: малым, средним или большим?
Насколько громким должно быть звучание кинотеатра с учётом ваших предпочтений и особенностей его использования?
Насколько важно для вас качество воспроизведения музыки в свободное от просмотра фильмов время?
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
В небольших помещениях система 2.1 иногда способна дать больше, чем полноценная система 5.1.

Ваше пространство ограничено?

Если у вас скромная городская квартира, и для видео предназначена LCD-панель в спальне, следует понимать, что далеко не все домашние кинотеатры должны иметь пять или более каналов. Для небольшой квартиры вполне достаточно пары колонок с приличным сабвуфером.

Используете экран с диагональю менее 70″? Можно попробовать обойтись без центрального канала. Хотя в иных случаях он исключительно важен. Просто большинство современных двухполосных акустических систем с динамиками от 150 мм, установленных на расстоянии 65 – 75 см друг от друга, выдают объёмный, динамичный и хорошо артикулированный звук. Он легко заполняет центральное пространство, формируя яркие звуковые образы. Две размещённые на небольшом расстоянии друг от друга колонки создают трёхмерную звуковую сцену.

Всё внимание качеству

Если вы не знаете, что значат эти термины, вполне вероятно, что мир современных многоканальных кинотеатров вскоре станет вызывать у вас чувство досады и разочарования. И в этом вы не одиноки. Если вы чувствуете неуверенность, лучше выбрать качество и минимум каналов, отказавшись на этом этапе от многоканальности со всей сложностью её настройки, порождающей лишние проблемы.

Помните, что пара достойных колонок с сабвуфером и приличный AV-ресивер составляют фундамент очень хорошего кинотеатра.

Берите хорошую акустику авторитетных производителей

Прежде всего, остерегайтесь продукции популярных производителей телевизоров, предлагающих комплекты колонок по низким ценам. Зачастую такой комплект дополняется беспроводным сабвуфером, не способным воспроизводить частоты ниже 60 Гц. А ведь именно в этом диапазоне и должен быть настоящий бас.

Ведь вся суть домашнего кинотеатра состоит в том, чтобы звук был, как в реальном кинозале. Поэтому не стоит соблазняться низкими ценами, чтобы потом не жалеть.

Выбираем подходящий ресивер

А если позволяет бюджет, то, конечно же, Arcam .

Ведь в последние годы ресиверы Marantz и Denon не обеспечивают полного динамического диапазона в режиме кинотеатра. А это ограничивает естественную динамику, которая и составляет значительную часть удовольствия, получаемого при просмотре фильмов.

СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Если вы любите музыку и фильмы, но знаете, что у вас не будет места для расширения кинотеатра до полноценного многоканального формата 5.1 или выше, обратите внимание на двухканальный ресивер Yamaha R-S202, который стоит примерно $150. Это очень выгодная покупка. Конструкция восходит к классике аппаратов начального уровня конца 90-х годов: добротный выходной каскад, работающий в классе А/В , большой и тяжелый трансформатор питания. Но помните: подойдёт он лишь в том случае, если вы не планируете расширения системы в будущем. Просто хотите иметь ресивер по приемлемой цене и подходящий для музыки и фильмов.

Главное для кинотеатра – правильная настройка

Займёмся установкой и настройкой системы. Разместите колонки на некотором расстоянии от задней стены, направляя их на позицию прослушивания. В идеале, вершина угла, образуемого звуковыми лучами, должна находиться примерно в полуметре у вас за головой. Расстояние между компактными колонками может не превышать двух метров. Большие акустические системы можно раздвинуть шире – до трёх метров.

Войдите в меню настройки параметров акустических систем своего ресивера и выберите вариант Large (Большие) или Full Range (Полный диапазон). Прослушайте результат. Пока компоненты не прогрелись, слушайте на умеренной громкости, чтобы не перегрузить систему. Если в звуке появятся искажения или резкость, убавьте громкость. Экспериментируя, можно постепенно довести громкость до очень высокого уровня.

Добавление колонки центрального канала

Территория баса: советы по обустройству домашнего кинотеатра от Джона Хантера

Система с фронтальными колонками, сабвуфером и центральным каналом

Важно, чтобы этот центр соответствовал уровню ваших основных колонок, так что лучше не скупиться.

Если акустическая система центрального канала, доступная в ценовой категории ваших фронтальных колонок, слишком мала или слишком велика, поднимитесь на ступень выше и выберите подходящую модель более высокого качества. Центральный канал играет исключительно важную роль, отвечая за разборчивость диалогов, а также наиболее значимых звуков, находящихся в фокусе кадра.

СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА

Попробуйте уменьшить громкость, ориентируясь на слух по громкому шипению. Вместо автоматической коррекции (Room Correction) выберите функцию ручной настройки (Manual). Это поможет выровнять уровень всех каналов.

Не поддавайтесь искушению изменить громкость левого или правого канала. Слушайте центр относительно двух фронтальных каналов, повышая или понижая уровень по мере необходимости, пока центр не сравняется по громкости с фронтом. Скорее всего, вам понадобится убавлять громкость центрального канала. Если все сделать правильно, звуковая сцена вокруг действующих лиц фильма обретает реалистичность и объём, становится по-настоящему трехмерной.

Кинотеатр и встраиваемая акустика

Возможно, среди прочего вы рассматривали варианты с использованием встраиваемых акустических систем – стеновой или потолочной. Они прекрасно подходят для фоновой музыки, но ни в коем случае не могут заменить фронтальные каналы домашнего кинотеатра. Не связывайтесь со встраиваемой акустикой.

Чёткость звука, особенно речи (не говоря уже о диалогах в фильмах) в высшей степени зависит от направленности. То есть все три фронтальные колонки – левая, правая и центральная – должны быть направлены на слушателя. Стеновая акустика позволяет реализовать это правило. А старшие модели дают возможность изменять угол направленности низкочастотных и высокочастотных излучателей, чтобы точнее ориентировать их на место прослушивания.

Потолочная акустика

Потолочная акустика

Выходит, потолочная акустика – это плохо? Напротив, это очень хорошо! Если её правильно использовать.

Она отлично подходит для фоновой музыки, заполняющей весь дом. Это создаёт атмосферу роскоши, которой трудно не поддаться. Прежде во дворцах делали фонтаны с мягко журчащей водой. И потолочная акустика навевает такое же ощущение покоя и шикарного окружения.

Колонки, встраиваемые в потолок, отлично подходят и для пространственных каналов, особенно фланговых, в системе 7.2 или Atmos . Это более продвинутые версии домашнего кинотеатра. Но мы немного забегаем вперёд.

Резюмируем

В качестве основной акустики домашнего кинотеатра используйте традиционные колонки. В идеале – двухполосные полочники на стойках, с 6.5-дюймовыми динамиками или большие напольные. Если пространство для кинотеатра ограничено, прекрасно подойдут полочные модели. В крайнем случае, можно использовать стеновую акустику. Она даёт направленное излучение звука, как обычные колонки. Потолочную акустику оставьте для пространственного и фонового рассеяния звука.

REL T-Zero MKIII

REL T-Zero MKIII


Природные звуки, куда можно отнести и музыку, имеют усредненный спектр, соответствующий т.н. розовому шуму. Последний характеризует одинаковое содержание энергии на каждую октаву. Например, интенсивность звука в полосе 40-80 Гц должно получится такой же, как и в полосе 4000-8000 Гц. Все акустические системы, предназначенные для воспроизведения музыки, проектируют исходя из этих соотношений. Но в кино все иначе.

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.


Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление


Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже ~300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать


Размещение акустики в комнате


На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).


Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.


3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.


Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 34 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).


При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели


Читайте также: