Как сделать калибровку экрана телевизора

Обновлено: 15.05.2024

Наткнулся вот на такой "гид" http://www.techhive.com/article/2079503 . -hdtv.html
Калибровка "на глаз", что настораживает немного, да и требования: нужна либо apple-tv коробка, либо переходник. То есть, что бы просто один раз воспользоваться настройкой, нужно заплатить за шнур, который стоит около 4к, либо купить apple-tv.apple tv больше ни для чего не пригодится. С форматами там беда. Рад был бы воспользоваться таким вариантом, но калибровке на глаз как-то доверять не сильно хочется. Тем более, что есть нормальный i1 display pro калибратор.
Очень странно - есть калибратор, а как им воспользоваться на тв, вообще нигде никто не рассказывает.

Гуглом все сводится к "откалибруйте ваш телевизор, что бы было приятно глазу". В чем тут затык:
Занимаюсь покраской разных роликов. Мониторить видео на компе - зло, потому что там сначала нужно привести монитор к краскам и яркости, как на телевизоре. А это - в настройках самого монитора выставить гамму 2.4, понизить яркость до 120 cd/m2 и это еще не все - потом будет нужно создать профиль уже для компа на базе таких диких параметров, как гаммма 2.4. это можно сделать, но кривая таблиц отношения базы настроек pc монитора <> база srgb профиля будет на столько "кривая", что треш на некоторых участках диапазанов переходов светотеней света и цвета будет обеспечен, хотя и не виден на глаз. То есть, открасив фотку и передав ее кому-то человек может навсегда забыть обо мне)))
В общем, берется телевизор для таких дел. пусть даже не дорогой. Но его нужно то же правильно настроить.
Клориметром (присоской) многого не сделать. Если только выставить референсную яркость 120 свечей на метр. Контрастность же - тут уже профиль. Соответственно, этот вариант про профиль уходит в ноль. Остается вариант создания плашек. цветовых мишеней. То бишь, присоска сидит на компе usb шнурком. глазом на телевизоре. некая программа генерит цвета мишеней. такие изображения кидаются на смратшару и начинаем подгонять яркость, контраст и цвета с насыщенностью на телевизоре под такие мишени-эталоны.
Но где это? И как про это все узнать? народ в сети вообще не обременен этим. беда в том, что если все сделать на глаз, что бы типа изображение "приятное" было, то оно может стать не совсем приятным на правильно откалиброванном телевизоре у других человеком, после мониторинга такого видео и покраске, исходя из мониторинга (цветокоррекция).
Вдруг кто что знает про вопрос. оставляю эту тему здесь. надеюсь, не удалят.

Калибровка телевизоров LG

Существует тема на ixbt, посвященная калибровке телевизора. Посмотрите там.
Для калибровки телевизоров существует специальная программа - HCFR.

Пошел вот таким путем. Но вас совет то же не плох.
Откалибровав понял, что у телевизора не сильно-то и контраст можно растянуть. У меня стоит на сотне и при этом нет засветов в тенях и светах.
Остается понять, как применить настройки ко всем входам (и к smart tv режиму), что бы не крутить ползунки для каждого из них в ручную. А то еще и webos не шибко поворотлива, что бы это делать.

Отсюда.
Невозможность применения единожды настроенных параметров для всех режимов - большой недостаток. Уместно было бы иметь в телевизоре наборы настроек, которые можно сохранять и применять в каждом режиме, а не двигать ползунки каждый раз (открываешь браузер, смотришь фильм через SmartShare, смотришь 3D, подключаешь к компьютеру - каждый раз приходится менять множество настроек).
Ко всем входам можно применить только настройки баланса белого.

Ну, в более современных моделях телевизоров, думаю, этот недостаток уберут. Прогресс не стоит на месте)))

Ну и добавим к этому SpectraCal C6 HDR2000 Colorimeter - 800$ (без учета доставки и т.п.)


https://calman.spectracal.com/spectraca . r2000.html
Т.е., в минимально возможном случае общая стоимость "прорыва года" - 1200$.
Если допустить, что софт будет заточен только под LG и в бандле с тв будет бесплатным - остается 800$ за колориметр. Оптом для LG (если бандл вообще будет - иначе это вообще затея так себе) - -100/200$ от цены.
Пока + виден только для калибровщиков - у них эта аппаратура уже есть, как правило.
Обычный покупатель вряд ли побежит отдавать +1200$ к стоимости тв, особенно, если сам тв стоит 1500$ и меньше.

Писали же на форумах забугоных, может ценник на калибровку упадет, если все на автомате за 20 минут, без участия человека, тут глядишь занедорого ребята с ком отдела подсуетятся

Bakugan
За 20 минут ничего не будет. Минимум час нужно греть сам тв перед калибровкой + 20-30 минут (одновременно) оборудование.
Плюс после автокалибровки нужно перепроверить, желательно, оборудованием посерьезнее.
Это если все и вправду будет нормально и чарты будут совпадать с реальным изображением (что происходит не всегда). А это тоже проверять - время.
Плюс в цену калибровки закладывается не только работа, но и поддержание текущего оборудования/покупка более крутого нового.
Поэтому, субъективно, если и будет скидка, то небольшая. А что говорят сами калибровщики? Или обсуждают без их участия)

 Как откалибровать телевизор?

Самый быстрый и простой способ откалибровать телевизор - это выбрать предустановку изображения Кино/Кино, которая имеет наилучшие настройки цвета. Затем вы должны отключить все функции обработки изображений, такие как сглаживание движения, коэффициент динамической контрастности и удаление/уменьшение шума.

Наконец, правильно отрегулируйте настройки яркости и контрастности с помощью тестовых изображений. После этого при необходимости настройте другие параметры по своему усмотрению.

Правда в том, что телевизор, который вы смотрите, скорее всего, может иметь лучшее и более захватывающее качество изображения с некоторыми настройками здесь и там.

Теперь существуют профессиональные услуги по калибровке вашего телевизора и определенные калибровочные диски, которые вы можете купить, но в этом руководстве мы сосредоточимся на том, какие основные изменения вы можете сделать, чтобы сразу же улучшить качество изображения на вашем телевизоре.

веб-сайт калибровки телевизора

Предустановки изображения

Возможности обработки изображений

Такие функции телевизора, как интерполяция частоты кадров (эффект мыльной оперы) и вставка черных кадров, реализуют дополнительные кадры, генерируемые процессором телевизора, для повышения четкости движения.

Однако, если вы не смотрите спортивные передачи или не играете в динамичные игры, эти функции отрицательно сказываются на качестве изображения. Некоторые люди предпочитают отключать ее даже во время игр/просмотра спортивных состязаний, в то время как другим нравится использовать эту функцию, чтобы смотреть почти все.

У разных марок телевизоров эти функции будут называться по-разному, например, LG TruMotion, Sony MotionFlow и т.д.

Контраст яркости

лучшие настройки телевизионного изображения

Вы должны настроить контрастность и яркость, как показано на рисунке ниже. Щелкните на изображение, чтобы увеличить его.

Подсветка

Настройки цвета

К сожалению, нет простого способа идеально откалибровать цвета телевизора. Поскольку каждый телевизор - это отдельная машина, даже если речь идет о двух идентичных моделях, вы не можете просто скопировать идеальные значения цвета.

Вот почему мы рекомендуем использовать предустановку изображения Кино или Кино, которая обычно имеет наиболее точные настройки цвета.

И это все. Это все, что вы можете сделать для улучшения изображения на телевизоре, не покупая профессиональные калибровочные компакт-диски или услуги.

Сейчас существует множество доступных способов провести настройку вашего нового телевизора, начиная от специальных калибровочных дисков и заканчивая услугами специалиста или уже готовыми настройками для определенных моделей. В этой статье речь пойдет о том, какие настройки больше всего влияют на изображение и как их изменять .

Настройки изображения

Первое, с чего начинается настройка телевизора – это выбор режима изображения . Режим изображения обычно оказывает наибольшее влияние на качество картинки . Каждый режим имеет разные настройки по умолчанию, и некоторые вносят довольно большие изменения, даже если попытаться выставить одинаковые настройки в разных режимах.

Рекомендации по выбору режима изображения:

  • Sony - Индивидуальный
  • Samsung - Кино
  • LG - Эксперт (темно)

Специальные настройки для гейминга

Для видеоигр хорошее качество изображения важно, но настраивая его, нужно убедиться в том, что это не приведет к повышению input lag.

Если это происходит, следует выбрать режим изображения "Игра" (или "ПК" на некоторых моделях) или зайти в настройки телевизора и включить специальный режим "Игра". Далее можно подкорректировать остальные настройки, и в итоге изображение будет выглядеть очень похоже на то, что вы получаете с режимом "Кино" или "Индивидуальным". Имейте в виду, что на некоторых моделях режим "ПК" или "Игра" отключают многие полезные функции, а на некоторых телевизорах даже ограничивают выбор доступных режимов изображения.

Подсветка

Для LED-телевизоров настройка подсветки меняет яркость светодиодов, используемых для освещения панели . Чем выше значение параметра, тем ярче будет изображение. Здесь нет универсальной рекомендации. Каждый пользователь должен настроить подсветку в соответствии со своими конкретными условиями просмотра. Например, если вы находитесь в достаточно светлой комнате, изображение лучше сделать поярче, чем если бы вы смотрели телевизор в комнате без освещения. Также это зависит от личных предпочтений, так как некоторые люди любят более яркое или более темное изображение.

Настройка подсветки не оказывает существенного влияния на общее качество изображения . Весь периметр экрана освещается светодиодами одинаково, таким образом коэффициент контрастности остается примерно тем же, даже если яркость меняется.

Рекомендации: настраивайте, опираясь на свои предпочтения и условия освещенности в комнате

Телевизоры OLED

У OLED-телевизоров нет подсветки , поэтому для регулировки яркости экрана поищите настройку "Яркость OLED" на телевизорах LG или "Яркость" на Sony. Выставляйте значения по своим предпочтениям и условиям помещения. Обратите внимание, что в отличие от LED-телевизоров более высокая яркость экрана может повлиять на срок службы устройства , поэтому не рекомендуется для SDR-контента выставлять ее на максимум.



Система цветопостроения RGB (красный-зеленый-синий) взята не с потолка. Светочувствительные колбочки в наших глазах работают с тремя длинами волн. Прямо как радиоприемник! Коротковолновое излучение относится к фиолетово-синему спектру. Среднюю волну демонстрирует зелено-желтый раздел. Самые длинные волны у красного, а дальше в инфракрасном диапазоне мы уже не видим, равно как и в коротком ультрафиолете. Сочетание в разных долях красного, зеленого и синего цветов образует все богатство красок, которое нас окружает.

Колориметр передает управляющему софту увиденное. Серые и цветные квадратики оказываются не в полной мере серыми и цветными, на основании чего строятся графики отклонений от эталонных значений. Протокол RGB представляет цвета сухим языком цифр: в виде системы координат с тремя осями XYZ. Каждому базовому цвету дозволено иметь значение интенсивности (яркости) от 0 до 255. Соответственно, абсолютно черный цвет в данной модели будет описан как 0; 0; 0, а чистый белый как 255; 255; 255.


Все происходит довольно просто, если вы калибруете монитор или проектор, источником видео в котором является собственно компьютер. После замеров софт колориметра насильно прописывает видеокарте новый профиль, где учитываются штатные перекосы цвета, яркости и контраста. Понятное дело, не всем это помогает на 100%. Например, у большинства ноутбуков, включая тот, на котором пишутся эти строки, матрицы далеки от совершенства и физически не в состоянии адекватно охватить весь диапазон цветов и яркостей. Сами отклонения характеристик очень редко носят линейный характер. Часто бывает, что темные участки матрицей отображаются в холодном, а светлые — в теплом спектре, или наоборот. Это как у птички — вытащила клюв, хвост застрял, выдернула хвост — теперь клюв увяз. Программа-калибратор утрясает эти несчастья как может, формируя более-менее приемлемую картинку, как правило, за счет снижения яркости.


Но что делать, если источником видео у вас является медиаплеер и о ISF-калибровке остается только мечтать? Тогда придется учиться интерпретировать полученные данные замеров, а дальше лезть в доступные настройки и ручками-ручками…

Штатное ПО к модели ColorMunki Display проводит автокалибровку, но при этом не имеет обратной связи — не рисует графиков цветового локуса, кривых и прочего аналитического добра, над которым хочется поразмыслить. Подобные возможности присутствуют в софте старшей модели X-Rite i1Display Pro, использующей аналогичный оптический блок, но стоит на сто долларов дороже. Мир не без добрых людей — среди энтузиастов популярна бесплатная программа ColorHCFR, из которой можно получить исчерпывающие отчеты возможностей дисплеев и проекторов. К слову сказать, ее часто используют в тестах видеотехники. Итак, приступаем к ее загрузке.

В ColorHCFR прошиты собственные шаблоны, но желательно все-таки ориентироваться на тот источник, с которым в дальнейшем будет работать наш дисплей или проектор. Сами разработчики рекомендуют в качестве внешнего носителя “Digital Video Essentials: HD Basics” на Blu-ray. В сети несложно найти как копию, так и куски этого издания с соответствующими тестовыми изображениями.


При запуске ColorHCFR уточнит этот момент (использовать внешние или собственные тестовые изображения?), а также процедуру замера. В случае с телевизором следует повесить на него колориметр, чтобы он прижимался прямо к поверхности дисплея. В моем случае с проектором, колориметр был закреплен на штативе перед экраном таким образом, чтобы не считывать собственную тень. Для наибольшей точности последующих измерений, в разделе “Digital Video Essentials: HD Basics” запускался шаблон 100% белого. В это время ColorHCFR в реальном режиме через колориметр снимал и показывал величину светового потока — больше-меньше, пока не определялось наилучшее (в плане максимальной светоотдачи) размещение штатива с колориметром. Теперь можно было приступать к серым клинышкам.

Программа ColorHCFR просит запустить по очереди образцы от 0 (черного) до 100 (белого) с шагом 10IRE, т.е. добавляя по 10%. На каждом шаге производятся замеры яркости и уровня трех цветов, что впоследствии ляжет в основу нескольких наглядных графиков. Рассмотрим, что получилось. High-end проектор выглядел более-менее благополучно, поэтому для наглядности артефактов я специально привожу измерения базовых показателей дисплея немолодого, но мощного ноутбука Sony.


Первый график (Luminance) показывает световую отдачу при увеличении уровня белого в сигнале (ось Х). Референсный график обозначен белым пунктиром, и мы можем сравнить с ним фактические значения желтой кривой. На первый взгляд, все в порядке: реальный отклик матрицы всего чуть-чуть не дотягивает до референсного уровня и соответствует ему на максимуме белого. Графики дисплеев с проблемами динамического диапазона выглядят как сколиозный позвоночник: не спешат светлеть в тенях, зато с ростом яркости, наоброт, рано перебарщивают и клиппируют детали в светлых участках. Но и этот Sony хвалить рано.


Если включить на этом графике раздельную отдачу по трем каналам, виден крепкий избыток по синему и недосвет красного. Типичная ситуация с современными дисплеями, да и вообще с любыми источниками света вплоть до LED-лампочек — ведь в холодном спектре проще обеспечить требуемую яркость. Обратите внимание, что зеленый цвет находится в балансе: он вообще считается опорным и даже на совсем кривых дисплеях никогда не имеет серьезных отклонений.


График (Gamma) описывает контроль яркости картинки, т.е. насколько быстро кривая яркости выходит из темных участков. В теле- и киноиндустрии классическим значением гаммы мониторов является 2.2. Если кривая гаммы вашего дисплея будет выше — значит и само изображение будет ярче, черный глубже, но за счет потери деталей. При низком значении гаммы детали в тенях останутся, но сами тени будут недостаточно темными, а картинка начнет выглядеть плоской и малоконтрастной. Как видим, более-менее дисплею Sony это удается. Смотреть, что происходит по каналам, здесь не будем, нагляднее это сделать на следующей диаграмме — RGB levels.


Этот график показывает разбаланс трех основных цветов в зависимости от яркости, а величину суммарного отклонения от референсного значения 6500 К описывает пурпурная кривая. Вы видите, что творится? Красный ниже ватерлинии, синий улетел куда-то в космос. Нам же надо, чтобы они максимально близко совпадали друг с другом, а величина ошибки не превышала значения 10, а в идеале 3-4. А то получается, что формально общая гамма хорошая, но рассчитывать на правильный баланс белого не приходится.


Диаграмму цветового охвата любят приводить при тестированиях телевизоров, но вообще, чтобы толком судить об отклонениях от референса, следует увеличивать координатную сетку. В любом случае, информация для наших целей там избыточная, и я даже не буду тратить на это время. Повторюсь, самый важный фидбек для нас дает предыдущий график уровней RGB. Вот опираемся на него и стремимся к максимальной близости к значениям координат X = 0,313 и Y = 0,329 на всем промежутке от черного до белого. Запомните эти цифры. Это и есть наш Грааль — точка белого 6500 Кельвин.


Мало правильно выбрать телевизор — нужно его ещё и настроить. Рассказываем, как за 5 минут получить максимально качественную картинку и наслаждаться любимыми фильмами и играми.

Содержание

Режимы изображения

Режим Ambient

Настройка тёмных цветов

Резкость и масштабирование

Уровень контрастности

Настройка яркости, подсветки, цветопередачи

Оптимальный уровень чёткости

Режимы обработки

Технологии шумоподавления и обработки движения

Где разместить ТВ, чтобы картинка была лучше

Режимы изображения

Режим Ambient

Функция Ambient включается кнопкой на пульте или в настройках телевизора.



Настройка тёмных цветов

Погоня за идеальным чёрным цветом стала двигателем процесса. Так появились новые методы обработки изображений. Но большинство из них неожиданно снижают качество картинки, а не улучшают его. Поэтому к настройке чёрного цвета подходим осторожно.

Динамическая контрастность регулирует свет, направленный на изображение. Поэтому в тёмных сценках заметно выше уровень чёрного. Но это в теории. На практике слишком яркая подсветка увеличивает яркость светлых цветов и снижает насыщенность чёрного.

Поэтому для контрастного чёрного выбираем минимальный уровень подсветки. Но не забудьте, что светлые цвета станут бледными.

Есть ещё технология локального затемнения для качественных картинок в телевизорах с LCD, OLED и LED 4K экранами. Модели с боковой и, реже, с задней подсветкой используют эту функцию и регулируют яркость различных участков дисплея, в зависимости от изображения.

Однако эта технология может разочаровать из-за бликов за счёт яркой подсветки. Но если установите локальное затемнение на минимум, тогда этого не случится.

Резкость и масштабирование

В базовых настройках резкость всегда слишком высокая. И если вы её ещё увеличите, тогда картинка станет хуже. Настройка резкости вручную сделает формат изображения ярче, но картинка станет темнее и потеряет в детализации. Это заметят обладатели больших Full HD-экранов. При настройке резкости выбирайте до 10 пунктов из 15 возможных на шкале регулировки.

Уровень контрастности

Контрастность дисплея влияет на уровень белого. При правильной настройке она даёт картинке более чёткую детализацию. Рекомендуем отрегулировать контрастность на изображении облаков. Установите максимальный параметр и снижайте шкалу, пока не увидите детали вместо сплошного белого пятна.

У ЖК и OLED телевизоров высокий уровень контрастности — 85–90%. В плазменных панелях этот показатель не должен превышать 65%, иначе произойдёт выгорание.

Настройка яркости, подсветки, цветопередачи

Для максимально качественной картинки, установите оптимальные значения в дополнительных настройках.

Яркость

Регулировка яркости происходит за счёт баланса чёрного. Поставьте ползунок на максимальную шкалу яркости и спускайте его, пока цвета за кадрами не превратятся из серых в чёрные. Тогда картинка будет максимально красивой. Обычно уровень яркости — 50%, но точный показатель зависит от модели ТВ. Например, в LG OLED48C1RLA с диагональю 48 дюймов, самоподсвечивающиеся пиксели даже при заводских настройках дарят максимальную яркость и реалистичность изображения, точную цветопередачу и глубокий чёрный.



Подсветка

Данный параметр определяет яркость картинки и настраивается, в зависимости от внешних условий — увеличивается в ночное и уменьшается в дневное время.

Регулируйте подсветку на свой вкус — поставьте ползунок на середину шкалы и двигайте его вверх или вниз, пока не получите идеальное изображение.

Настроить цветность легко и быстро — в большинстве телевизоров этот параметр установлен на среднем уровне. Например, в Sony KD-65XH9505 с диагональю экрана 65 дюймов, великолепная передача тончайших оттенков и цветовых переливов и плавное воспроизведение динамичных сцен уже на базовых настройках.

Чтобы установить оптимальную цветопередачу, включите цветную картинку и проверьте, достаточно ли для вас яркости. Если нет, сдвигайте регулятор вверх, чтобы добавить сочность, или вниз, если оттенки перенасыщены.



Далее проверьте реалистичность оттенков на изображении с людьми. У многих ТВ можно выбрать цветовую температуру — от прохладной (голубоватых оттенков) до теплой (тона уходят в красный). Оптимально ставить ползунок примерно на середину шкалы, чтобы выбирать нейтральную температуру. Если сложно найти баланс между яркостью и естественностью, экспериментируйте с цветопередачей и насыщенностью оттенков. Однако золотая середина — 50%.

Оптимальный уровень чёткости

Не нужно устанавливать его на максимальные значения. Иначе высокая чёткость сделает картинку менее естественной и детализированной. Поэтому идеальный параметр — 30%.

Настраивайте четкость в режиме HD или 4K. Начинайте с минимума и постепенно увеличивайте показатель. Если заметите, что вокруг контуров появился ореол, снижайте уровень до его исчезновения.

Режимы обработки

Теперь приступим к дополнительной обработке. Но здесь нужно проявлять осторожность — производители предлагают множество функций: дорисовку несуществующих пикселей, автоматическое изменение частоты кадров в зависимости от воспроизводимого контента и т.д. Если одни из них улучшают качество картинки, то другие, наоборот, ухудшают.

Рекомендуем отключить все активные режимы обработки в начале и сосредоточиться на базовых параметрах. Потом можно пробовать каждую функцию обработки по отдельности и смотреть, как изменится картинка.

Технологии шумоподавления и обработки движения

Функция шумоподавления часто ухудшает качество хорошего изображения — снижается детализация для уменьшения шума. Поэтому её лучше отключить и не жертвовать яркостью и контрастностью.

А вот у функции обработки движения разные названия. Например, у LG — это Trumotion, у Sony — Motionflow, у Samsung — Motion Plus. Такая обработка устраняет рывки движущихся объектов. Процессор анализирует изображение и в него по мере необходимости вставляются повторы или пустые кадры. Это мешает при просмотре кино, где смазанность фона, движущихся объектов и фокус на главном герое — часть художественного замысла. А данная функция, которая есть в большинстве современных LCD телевизоров, повышает резкость фоновых объектов и уменьшает смазанность. В результате картинка становится неестественно резкой, что ухудшает эффект динамических сцен.



Оптимально, когда разделяется обработка движения и контроль размытия и дрожания (подобная функция есть в OLED-моделях LG и QLED-телевизорах Samsung). Так фон и движущиеся объекты обрабатываются отдельно, в результате получается качественная картинка. Если ваша модель не поддерживает подобную опцию, отключите подавление дрожания и устанавливайте показатель размытия по своему вкусу.

Где разместить ТВ, чтобы картинка была лучше

И ещё один параметр, влияющий на качественный просмотр — правильное расположение ТВ. Если устанавливаете ТВ на стену, тогда не делайте это слишком высоко. Экран должен быть не выше глаз, когда вы сидите перед ним.

Также на качество просмотра влияет угол обзора. Многие телевизоры теряют в контрастности и цветопередаче при просмотре под углом, как вертикальном, так и горизонтальном.

Модель с изогнутым экраном увеличивает масштаб любого отражения, которое на него падает. Поэтому при установке нужно, чтобы телевизор не стоял под прямыми солнечными лучами или напротив зеркала.

Читайте также: