Как смотрели телевизор в ссср

Обновлено: 06.05.2024

Изначально Королёв собирался запустить в космос полноценную научную лабораторию. Ракеты-носители проектировались в военных целях и в перспективе должны были поднимать в воздух многотонные бомбы.

Первое творение рук человеческих в космосе представляло собой 84-киллограммовый шар с оболочкой из дюралюминия. Внутри находились температурные и барометрические датчики, система охлаждения и радиопередатчик. Снаружи – четыре антенны. Траектория полёта ИСЗ позволяла следить за ним радиолюбителям всего мира.

Сразу после вывода первого ИСЗ на орбиту Катаев обратился напрямик к Хрущёву с предложением использовать космические аппараты для теле- и радиовещания. То, что поднятые в атмосферу телепередатчики работать будут, доказал эксперимент, проведенный в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Самолёты ЛИ-2 с высоты 4 км транслировали передачу с этого фестиваля чуть ли не на половину СССР. Королёв, верный своему энтузиазму, идею поддержал, хотя у ОКБ-1, которым он руководил, программа работ была крайне насыщенной. Проектирование спутников связи всерьёз началось только после полёта Гагарина.

Эхо-2


Эхо-2

спутник Молния-1


спутник "Молния-1"

Непосредственно запусками спутников связи занимался специальный отдел ОКБ-1. Созданием приёмо-передающей аппаратуры заведовал отдел спутниковой связи и вещания МНИИР, сформированный на базе одной из лабораторий как раз в 1965-м году, когда хорошие перспективы ИСЗ стали очевидны. Вскоре запуски новых космических аппаратов стали происходить по нескольку раз в месяц.

Исторически идея выводить спутники связи на геостационарные орбиты появилась раньше, чем мысль о движении аппаратов по орбите с периодом, отличным от 24 часов. Ещё в 1945-м году Артур Кларк, инженер и будущий всемирно известный фантаст, написал популярную статью о геостационарных орбитах и их преимуществах. В этой же статье он рассчитал из энергетических соображений большинство параметров таких орбит; в англоязычной литературе их так и называют – орбиты Кларка.

Не заходя за горизонт

К середине 70-х отделы, занимающиеся созданием спутников связи, озадачили снова. Причём сразу по двум направлениям.

Во-вторых, в 1974-м организационный комитет Олимпийских игр постановил: в 80-м Олимпиада пройдёт в Москве. И принимающая сторона оказалась перед фактом, что обеспечить достаточно масштабную круглосуточную трансляцию при нынешнем положении дел на орбите нереально.

Спутник Горизонт


Спутник "Горизонт"

История создания советского спутникового телевещания

Выше, массивней, быстрее

Если проанализировать технические параметры спутников связи, то окажется, что они со временем становились мощнее и тяжелее. Эта тенденция продолжается и сегодня, будто бы в противовес миниатюризации пользовательской электроники: телефонов, ПК, телевизоров. Громоздкие конструкции и высокие напряжения отправляются на орбиту, чтобы на Земле становилось просторнее. Во многом этому способствует развитие цифровых технологий, которые позволили повысить плотность потоков данных во много раз.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Почему работало 2 канала из 12

Возможно, современной молодежи это покажется дикостью, но да, так и было – в СССР телевизоры вещали исключительно двумя каналами. Причем даже не сразу.

Советский телевизор

Есть ли драгметаллы в трубке

Ответ утвердительный. Действительно, в трубке советского телевизора есть драгметалл. И не только там.

И если хорошенько покопаться, то в них можно было найти и многие другие сокровища, а именно:

  • медь;
  • алюминий;
  • свинец;
  • барий;
  • стронций;
  • ртуть;
  • олово.

Благородное серебро тоже использовалось в сборке. Да что там серебро и золото – в старом телеке даже палладий найти можно – знать бы где искать!

Но! Одно дело обнаружить, а другое – извлечь.

Советский телевизор

В чем секрет заманчивой пластилиновой пломбы

Кто помнит советские телевизоры, тот знает, как манила эта злополучная пломба. Так и хотелось ее подковырнуть. Но нельзя! А почему – неизвестно.

Однако самое большое разочарование заключалось в том, что ничего интересного под той пластилиновой пломбой не было и не могло быть. Единственное ее предназначение – доказать, что никто посторонний в устройство не лазил своими золотыми руками и волшебными отвертками.

Кстати, пластилин – не самое удачное решение в плане материала для пломбы. Он имел свойство плавиться от жары. А поскольку в квартире рядового советского гражданина кондиционера не было, то… Правда, это уже совершенно другая история…

Плата советского телевизора

Конструктор “Ровесник”

Советский телевизор

Зачем салфетка на КВНе

Для тех, кто не в курсе, КВН – это не только аббревиатура клуба веселых и находчивых. Так еще вкратце называли один из первых отечественных телевизоров.

Расшифровывались буквы следующим образом:

И для такого скептицизма были свои основания. Почти тридцатикилограммовую тумбу под кодовым названием КВН было довольно сложно назвать телевизором в привычном его понимании. Смотреть единственный на то время канал приходилось через специальную линзу, заполненную водой или глицерином.

Зато электроэнергии КВН потреблял основательно – 200 ватт. В сравнении, это в три раза больше, чем современные устройства с экранами в десятки дюймов.

Советский телевизор КВН

Ну а в завершение нужно еще сказать пару слов о той самой пресловутой салфетке, которая неизменно висела на каждом советском телевизоре, потому что умолчать о ней просто невозможно.

Впрочем, все их можно разделить на две условные группы:

  1. Для защиты от перегрева. Да, люди искренне верили в то, что кусок кружева защитит кинескоп от воспламенения.
  2. Из эстетических соображений. Красота, конечно, сомнительная. Но в то время так было заведено.

Есть еще и третья версия, согласно которой салфетка защищала ценный телевизор от сглаза, подобно фате невесты. Но это уже откровенная ересь. И вряд ли проатеистические советские люди действительно вешали на телевизор салфетку именно из этих побуждений.

Вот они – ответы на 5 извечных вопросов о советских телевизорах. Теперь, как говорится, вы знаете все.

“Голубой огонек” (1962 г.), Москва

B интересах улучшения работы местных студий и выполняя Постановление ЦК КПСС, на московском телевидении стали снимать на кинопленку и рассылать на студии городов в регионы оригинальные программы, спектакли, инсценировки, концертные передачи. Чтобы решить эту задачу, пришлось активно заниматься созданием аппаратуры для записи изображений на магнитную ленту.

Человек-легенда Э. Н. Мамедов

Энвер Назимович Мамедов фотография

Энвер Назимович Мамедов

Телевидение, как и вся журналистика того времени, добросовестно служило партийной пропаганде. В своей повседневной деятельности работники телевидения и радио ориентировались на указания ЦК КПСС, поэтому роль постановлений, как и выполнение решений в активном использовании электронных СМИ в политической и культурной работе среди населения, оказывалась весьма заметной.

Видеозапись в отечественном телевидении

1960 г. – год начала освоения отечественным телевидением видеозаписи.

Газета

Газета “Советская Россия” (выпуск 1961 г.)

События 1960-х годов

Летом 1960 г. началось строительство Останкинской башни, а весной 1961 г. оно было приостановлено: возникли сомнения в надежности грунта под фундаментом. Строительство было возобновлено в 1963 г. и шло 4 года. Необходимость строительства Останкинского телецентра диктовалась растущими объемами вещания. Решить эту задачу на технической базе Московского телевизионного Центра на Шаболовке не представлялось возможным. Не хватало студий, кроме того, не было возможности установки дополнительных передающих антенн на башне Шухова, которая и так была предельно нагружена. Все это и определило необходимость строительства нового телевизионного комплекса на новом месте, с новой, более высокой телевизионной передающей башней. Впервые в мировой практике все помещения радиотелевизионной передающей станции размещались не рядом с башней, а внутри нее.

В 1962 г. в СССР отменена абонентская плата за пользование телевизорами. Сегодня редко кто помнит, что таковая была в стране. Решение об ее отмене было связано с существующем твердым убеждением, что средства массовой информации и пропаганды, как они назывались в те годы, должны предоставляться населению бесплатно.

Телепередача

Телепередача “Спокойной ночи, Малыши!”

В 1965 г. в CCCP начинает вещание третья – учебно-образовательная программа Центрального телевидения. Для руководства подготовкой и проведением передач учебного телевидения было создано творческое подразделение и методический совет из представителей заинтересованных ведомств, организаций и Министерства образования СССР. Их задачей становится подготовка телевизионных уроков в помощь школьному учителю и включение этих передач в расписание занятий.

ТЦ

Мы – единственная страна в мире, имеющая поясное вещание. У нас 11 часовых поясов. И в каждом из них люди смотрят Москву в удобное для них время. Это стало возможным благодаря вводу Останкинского телерадиокомплекса и организации так называемого поясного вещания. Поясное вещание, как нетрудно догадаться, – вещь дорогая, и в рыночных условиях не все каналы могут себе это позволить. Каждый дубль – это не только дополнительное оборудование, это дополнительный персонал, расходы на трансляцию и т. д.

Внедрение цветного телевидения открыло широкую возможность для повышения качества и позволило значительно повысить эмоциональность восприятия телевизионных передач и увидеть изображения в естественных красках.

В день 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября 1967 г. Центральное телевидение впервые транслировало в цвете с Красной площади военный парад и демонстрацию трудящихся.

Информационная программа

Информационная программа “Время”

Конец седьмой части, продолжение далее.

1 мая 1931 года состоялась первая в СССР экспериментальная телевизионная передача, без звука. В течении всего года передавались опытные телепередачи по системе малокадрового механического телевидения. С 1-го октября в Москве начались первые телевизионные передачи на средних волнах со звуком. В декабре 1933 года вещание в Москве прекратилось, в связи с тем, что было признано более перспективным создание электрического телевидения. Однако, так как промышленность ещё не освоила новую телевизионную аппаратуру, 11 февраля 1934 года передачи возобновились.

В годы Великой Отечественной войны телевидение в СССР, как и в других странах Европы, не функционировало.

Первая послевоенная передача проведена 7 мая 1945, а 15 декабря 1945 Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярное телевещание. В 1947 регулярно начал работать Ленинградский телецентр.

Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского Союза, культурным мероприятиям, науке, спорту.

50-е: первые шаги большого пути

Надо сказать, что телевидение в то время потрясало сознание людей гораздо больше, чем в настоящее время нас удивляют появившиеся компьютеры, интернет, спутниковое вещание и мобильная связь вместе взятые.

Телевизоры в 50-х годах были достаточно редким явлением в квартирах советских людей, и счастливчики, заимевшие это чудо техники, неизменно оказывались в центре внимания всех соседей. Наверное, именно так должен был выглядеть волшебник, когда покрутив многочисленные ручки на большом ящике, подвигав линзу, заполненную водой, которая служила увеличителем размеров, хозяину диковинной новинки удавалось добиться появления на экране размером с почтовую открытку дрожащего, мелькающего, но вполне явного изображения из самой Москвы! Передачи смотрели от начала и до завершения вещания: вместе с тестовой таблицей и заставками, и все, что транслировалось, тут же живо обсуждалось.

22 марта 1951 года Совет Министров СССР принял постановление об организации телевизионных передач из Москвы. Тогда же была создана Центральная студия телевидения.

Следующая прямая трансляция была организована к большому празднику: 1 мая 1956 года был произведен показ праздничной демонстрации с Красной площади.

15 сентября 1954 года был принят план дальнейшего развития телевидения в СССР, по которому предусматривалось в течение трех лет построить программные телецентры в 27 городах, а ретрансляционные телестанции в 13 городах. Одновременно планировалось быстрое развитие приемной телевизионной сети, к 1957 году промышленностью должно было быть выпущено более 2,5 миллионов телевизоров.

Постепенно телевидение начинало приобретать более цивилизованный вид. 16 мая 1957 года был создан Государственный комитет по телевидению и радиовещанию.

В 1957 году Москва принимала у себя VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов – событие чрезвычайное не только для столицы, но и для всей огромной страны. После долгих лет изоляции наши люди смогли посмотреть на людей из других стран, а иногда и пообщаться с ними, увидеть их образ жизни и поведение в различных ситуациях.

Сеть телевидения постепенно развивалась: в январе 1955 года началось регулярное телевещание в Эстонии, в июне того же года – в Грузии и Азербайджане, в 1956 году был построен телецентр в Ташкенте, столице Узбекистана.

60-е: время надежд и ожиданий

Учитывая гигантские размеры территории Советского Союза, довольно скоро встал вопрос охвата всей страны телевизионным сигналом. На 1 января 1961 года в СССР было запущено 100 мощных и около 170 маломощных передатчиков, что обеспечивало охват телевизионным вещанием примерно 35% населения. Через пять лет число станций возросло до 170 и 480 соответственно, а количество телезрителей увеличилось только на 20%. Стало ясно, что простым увеличением числа передатчиков невозможно охватить вещанием всю оставшуюся территорию, да и строительство и обслуживание радиорелейных линий в некоторые регионы было трудновыполнимой задачей.

Самым оптимальным решением проблемы являлся подъем ретранслятора как можно выше над поверхностью Земли. Предложений и экспериментов было много – даже с использованием воздушных шаров или самолетов, но, конечно, ни один из этих методов ретрансляции не мог сравниться со спутниковой.

Станция космической связи в Кемерово

С марта 1963 года передачи цветного изображения уже велись в тестовом режиме, и среди телевизионщиков-технарей и ученых шло активное обсуждение – по какой же из имеющихся в мире систем цветного телевидения будет в итоге вещать советское?

Надо ли говорить, что параметры НИИР-овской системы по сравнению с оригиналом ухудшились. И даже приверженцы всего отечественного вынуждены были признать, что она явно не конкурент всем имеющимся на то время системам телевизионного цветного вещания.

Первое телевидение и цветной телевизор в СССР

  • Кто изобрел первый телевизор
  • Как работал первый телевизор
  • Первый телевизор в СССР
  • Когда и где появился первый цветной телевизор
  • Когда появился первый цветной телевизор в СССР
  • Кто изобрел плазменный телевизор

Кто изобрел первый телевизор


Основные принципы работы телевизора описал изобретатель из Франции Морис Леблан. В это же время отдельно от него, такие же труды издает ученый из Америки Сойер. Они описывают принцип, с учетом которого для передачи картинки нужно кадровое сканирование, с последующим преобразованием в электрический сигнал.

В 1908 г. Розинг обосновывает возможность получить картинку с помощью электронной лучевой трубки, которую создал до этого ученый из Германии Браун. У Розинга получилось реализовать это в жизнь. И хоть была получена картинка в виде одной точки, это являлось огромным прорывом. В общем, в развитии телевидения Розинг играет основную роль.

Примерно в это же время, отдельно от Зворыкина, такую же трубку продемонстрировал и ученый из СССР Катаев.

Первое устройство сканирования разработано в 1887 г. ученым из Германии Нипковым. Этот прибор из себя представлял крутящийся диск, размером около полуметра, где были нанесены отверстия по спирали Архимеда – еще называется диском Нипкова.

Производилось сканирование картинки с помощью светового луча, с дальнейшей его передачей на преобразователь. Для сканирования было достаточно одного фотоэлемента. Число отверстий могло быть в количестве до 250 штук (но, как правило, составляло 35-120). В телевизоре вся процедура повторялась в обратном порядке. Чтобы получить картинку, также применялся диск с отверстиями, но за ним была расположена неоновая лампочка.

Таким образом, проецировалась картинка. Она показывалась построчно, но с такой скоростью, что глаз человека мог увидеть полноценное изображение. Так, первыми были изобретены проекционные телевизионные устройства. Качество изображения было плохим – можно было наблюдать только фигуры, но отличить, что конкретно показывается, было можно. Диск Нипкова являлся главным элементом почти всех механических устройств.

В 1926 г. ученому из Швеции Берду удалось добиться передачи четко распознаваемых лиц. Через время он же разработал первую телевизионную систему, которая могла транслировать движущиеся картинки.

Первый телевизор, подходящий для бытового использования, разработали в Америке в лаборатории RCA, которую возглавлял Зворыкин, в 1937 г. Он назывался RCS TT5. Это был большой ящик из дерева, оборудованный экраном размером 5 дюймов.

Как работал первый телевизор

Телевизор работал за счет диска Нипкова. Установленная в корпус оборудования лупа позволяла увеличить размер картинки приблизительно на 3×4 см. Ее мог рассмотреть лишь один пользователь.

Звук передавался на иной частоте, и он принимался на другой передатчик, который был оборудован громкоговорителем. Габариты устройства составляли 23×21,6×16 см, размер диска Нипкова — 19 см.

Диск делался из бумаги черного цвета и имел облегченную конструкцию, так его можно было использовать в электромоторах малой мощности, что упрощало синхронизацию. Питание — от электросети 120 Вольт. Устройство находилось в деревянном корпусе и имело для управления в 3 рычага:

  • регулировка амплитуды;
  • установка частоты импульсов;
  • регулирование оборотов электромотора.

К преимуществам относилась простота конструкции, небольшие размеры, синхронизация в автоматическом режиме. Из минусов можно выделить — маленькие размеры видимой картинки и ее плохую четкость из-за значительных отверстий в диске, срывы синхронизации во время резкого изменения характера показа картинки.

Все модели телевизоров 1931-2000 года можно посмотреть здесь

Первый телевизор в СССР

Первый телевизор, где был использован действующий и сегодня стандарт в 624 строки, являлся Москвич-Т1. Эта модель разработана в 1945 г. и вначале была рассчитана на 342 строки, но перед массовым изготовлением принимается другой стандарт.

Впервые в советском телевидении в этом устройстве реализовали систему сопровождения звука с частотной модуляцией, которая давала лучшее качество. Помимо этого, в устройстве находился УКВ-ЧМ приемник для трансляции радиовещания с частотной модуляцией. Его стоимость составляла 3,5 тыс. руб., а вес был 33 кг.

Первое массовое производство телевизоров в СССР было запущено в 1949 г. Его цена уже была 900 руб. – приблизительно 10-я часть стоимости Москвича-400. Модель называлась КВН-49. Она была рассчитана на трансляцию трех работающих в то время каналов. Картинка 10,5х14 см показывалась на экране кинескопа ЛК-715А, через время его заменили на 18ЛК-1Б. Звук можно было услышать с помощью громкоговорителя 1ГД1.


Когда и где появился первый цветной телевизор

Впервые о цветных телевизорах задумывались еще при создании механических устройств. Первые разработки принадлежат Ованесу Адамяну, он в 1909 г. получил патент на передающий сигналы двуцветных устройств. Нужно сказать и о Джоне Бреде, создателю этого механического телевизора. Он первый в 1929 г. собрал цветной прибор, последовательно передающий 3 изображения: зеленое, голубое и красное.

Однако это являлось лишь попытками. Прорыв в сфере цветного телевидения случился после завершения Великой Отечественной войны. Тогда все силы бросили на гражданскую промышленность, это неизбежно привело к прогрессу в телевизионной сфере. Так и произошло в Америке. Дополнительной подоплекой являлось применение дециметровых волн для показа картинки.

Когда появился первый цветной телевизор в СССР

Что относительно советских стран, то такие же технические устройства появились лишь в 1951 г. Однако на следующий год зрители смогли посмотреть первое цветное телевещание.

В 80-х гг. телевизор уже являлся обычным техническим устройством практически в каждом доме в мире. СССР тоже не было исключением, но нужно сказать: цветные приемники были в Советском Союзе дефицитными почти до начала 90-х гг. прошлого века.


Популярные модели

Кто изобрел плазменный телевизор

История изобретения плазменных панелей насчитывает приблизительно 60 лет. Создание нового вида устройства – это заслуга ученых из Америки. Это произошло в Университете города Иллинойс, принадлежит она Гину Слоттоу и Дональду Битцеру.

Позже к работе подключился Роберт Вильсон – аспирант этого же института. Однако с успехом развиваться плазменные панели начали не сразу, а только когда в мире появились цифровые технологии.

Исследование характеристик плазмы – именно над этим работали тогда создатели нового типа телевизионных приемников. Вследствие работ получилось сделать первую такую модель, но она имела одну ячейкой. Аналоги такого изображения сегодня имеют тысячи этих ячеек.

Читайте также: