Как телевизор влияет на мозг человека

Обновлено: 06.05.2024

Смартфоны прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Они облегчают выполнение многих задач, дают возможность общаться без ограничений, учиться, открывать мир, но и одновременно вызывают опасную зависимость. Как и почему использование гаджетов взрослым, а тем более детям нужно ограничивать? Как длительное нахождение в смартфонах может влиять на ментальное здоровье?

Как и почему формируется зависимость?

В социальных сетях человека привлекает лёгкий развлекательный контент, осмысление которого не требует работы мозга. Иногда, это необходимо после напряжённого дня, чтобы переключиться и отвлечься от решения текущих проблем. Но с другой стороны, такого рода информация формирует зависимость и отрицательно влияет на течение мыслительных процессов, на их результативность и глубину.

Потребитель развлекательного контента видит яркие эмоциональные картинки и видео, просмотр которых не требует умственных усилий. Активное использование социальных сетей даёт ложное ощущение внутренней свободы и собственной значимости, общественное одобрение, когда каждое размещенное видео или фото собирает лайки.

Родители также могут провоцировать развитие зависимости от гаджетов у ребенка уже в раннем возрасте. Это происходит тогда, когда они во время еды ставят перед ним смартфон с мультиками. Ребенок ест, смотрит видео и не общается с мамой и папой.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Важно, чтобы во время уроков в школе и дома, рядом с ребенком не было гаджетов. Нужно сконцентрироваться на задании, прочитать, пересказать, решить, понять, но рядом лежащий гаджет не дает это сделать. Внимание постоянно переключается на него: хочется заглянуть и проверить, что там интересного.

При постоянном просмотре развлекательного, лёгкого контента в социальных сетях у взрослого человека снижается качество мышления, а у ребёнка оно не может сформироваться. Вот почему ребенок, отвлекаясь на гаджеты, будет плохо усваивать даже самую качественную школьную программу с хорошими преподавателями и множеством часов.

Что делать?

Ограничить время использования смартфонов. Гаджет должен помогать, но не воровать время. Для этого взрослым необходимо самим выработать привычку не отвлекаться на телефон во время чтения и мыслительной деятельности. Важно, чтобы и у ребёнка, который делает уроки, не было гаджетов в поле зрения. Вместо социальных сетей тратьте время на чтение. Старайтесь читать каждый день и пересказывать прочитанное. Это тренирует мозг и является профилактикой деменции.

Для сохранения ментального здоровья важно вести здоровый образ жизни, способствующий укреплению иммунитета и снижающий риск развития заболеваний. ЗОЖ предполагает разумное использование гаджетов, отказ от табака и алкоголя, здоровое питание, регулярная физическая активность.

Болезнь может сопровождаться одышкой, лихорадкой, кашлем и потерей обоняния. Но инфекция влияет и на психическое и неврологическое состояние больного. Помимо нарушений со стороны центральной нервной системы в разгар болезни, у трети выздоровевших возникают долгосрочные осложнения: депрессия, тревога, повышенный риск инсульта, паркинсонизм. Рассказываем о влиянии коронавируса на мозг и психику, вероятных последствиях и психологической реабилитации.

Почему возникают нарушения

COVID-19, как и любой другой вирус, влияет на работу многих систем организма и поражает не только дыхательные пути и легкие, но и центральную нервную систему. Это называется нейротропность — способность инфекции поражать клетки этой системы. Более того — исследователи считают, что вирус размножается внутри нервных клеток головного мозга.

Результаты патологоанатомических вскрытий демонстрируют, что коронавирус приводит к воспалению мозговой ткани. А методы нейровизуализации, показывающие структуру и нарушения функций мозга, обнаруживают микроинсульты и лейкоэнцефалопатию — состояние, приводящее к демиелинизации, когда разрушается покрытие отростков нервной клетки.

Эти органические повреждения приводят к тому, что у человека развиваются психические и неврологические нарушения, являющимися осложнениями.

Что происходит

В систематическом обзоре исследователи сообщают, что у 20-40% больных коронавирусом наблюдаются психиатрические нарушения:

  • бессонница — у 42% больных
  • нарушение внимания и концентрации — у 38%
  • тревога — у 36%
  • ухудшение памяти — у 34%
  • депрессивное состояние — у 33%
  • нарушение сознания — у 21%
  • посттравматическое стрессовое расстройство — у 4-7%

У каждого четвертого больного возникает сильная головная боль и головокружение, у 69% — психомоторное возбуждение, у 0.7% — судороги и двигательные расстройства. У пожилых людей может появиться делирий — расстройство сознания, при котором нарушается мышление, внимание и восприятие окружающего мира. Однако чаще всего делирий возникает у пожилых пациентов с деменцией — синдромом снижения когнитивных функций. Иногда у них это — единственный симптом коронавируса без нарушений со стороны респираторной системы.

Масштабная вспышка коронавируса — не первый случай в истории. Во время предыдущих эпидемий врачи наблюдали у больных подавленное настроение и тревогу — наиболее частые симптомы в острой фазе интоксикации, сопровождающей болезнь. У небольшой части пациентов возникает психоз — острое нарушение психической деятельности, при котором рассинхронизируются психические процессы, нарушается восприятие реального мира, а поведение и эмоциональные реакции не соответствуют реальной ситуации.

Еще у части больных возникает кататония — двигательное расстройство, сопровождающееся либо полным ступором, либо усиленным возбуждением.

Если человек с психическим расстройством болен коронавирусом, то инфекция и ее лечение могут спровоцировать рецидив и утяжелить течение расстройства. Например, лекарства для лечения COVID-19 могут спровоцировать у больного шизофренией психоз — бред, галлюцинации и неадекватное поведение, например, больной будет думать, что медицинский персонал пытается его заразить.

К ментальным нарушениям приводит не только непосредственное влияние инфекции на головной мозг, но социально-психологические и экономические факторы, связанные с коронавирусом. Пандемия ассоциируется у людей с нестабильностью и непредсказуемостью. Карантин, социальные ограничения, бесперебойный новостной поток о заболеваемости и смертности от COVID — все это влияет на эмоциональное состояние и настроение людей. Так, депрессия, тревога, нарушение сна, чувство одиночества, подавленность и апатия могут быть вызваны:

Китайское исследование демонстрирует, что сам факт вспышки пандемии вируса уже влияет на психическое состояние не заболевших коронавирусом людей. Так, примерно у каждого шестого под влиянием эпидемии возникли симптомы умеренной и тяжелой депрессии, а у каждого третьего — признаки тревожного расстройства средней или тяжелой степени.

Кроме того, у части респондентов отмечаются симптомы посттравматического стрессового расстройства и психологического дистресса. Также сообщают о том, что пандемия ухудшает течение психических расстройств у людей, которые не болеют коронавирусом.

Ковид влияет не только на самого больного. Сообщают, что у 50% членов семей, где есть больной коронавирусом, наблюдаются симптомы депрессии.

Осложнения после выздоровления

Чем тяжелее протекает инфекционное заболевание, тем выше шанс осложнений после выздоровления. Так, примерно у трети выздоровевших наблюдаются осложнения со стороны центральной нервной системы и психики.

Многие переболевшие говорят об усталости и недомогании, трудности подбора слов, запоминании, снижении концентрации внимания. Некоторые описывают свое состояние как некий туман после COVID-19. Исследователи сообщают, что у каждого третьего регулярно возникают головные боли и головокружение, утрачивается обоняние и вкус, появляется мышечная слабость.

Профессор психиатрии Университета Мэриленда сообщает, что, по его мнению, примерно у 30-50% выздоровевших в будущем существует повышенный риск психических нарушений, например, депрессии и тревоги. Также примерно половина людей, которые имели симптомы коронавируса, страдают бессонницей и подавленным настроением.

Недавние исследования говорят, что у каждого десятого переболевшего коронавирусом развивается посттравматическое стрессовое расстройство, у трети — депрессия и тревожное расстройство. Вдобавок к этому у 54% людей в течение трех месяцев после заражения появляется синдром хронической усталости.

В свежем, однако еще не рецензированном исследовании сообщается, что у переболевших коронавирусом людей чаще возникает внутричерепное кровоизлияние, ишемический инсульт, паркинсонизм, синдром Гийена-Барре, деменция и бессонница, чем после выздоровления после других распространенных инфекций, включая грипп.

Психологическая и когнитивная реабилитация

Помимо физической реабилитации, о которой мы уже рассказывали, переболевшим нужна когнитивная и психологическая. ВОЗ сообщает, что курс восстановления показан людям, у которых во время болезни и после выздоровления наблюдаются когнитивные нарушения, включая снижение памяти и концентрации, тревога, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и хроническая усталость.

Пока еще недостаточно сведений о том, какие методы реабилитации лучше. Сейчас врачи практикуют когнитивно-поведенческую реабилитацию, которая включает:

  • тренировку памяти и внимания
  • логопедию
  • умственные упражнения
  • психологическую поддержку

Задача психологической реабилитации — нормализовать эмоциональный фон, избавить от тревоги, напряжения и подавленности. Психотерапия помогает переболевшим снизить стресс, вызванный социальной изоляцией и физическим дистанцированием. Психотерапию можно проходить как онлайн, если человеку нужно соблюдать изоляцию, так и очно, индивидуально или в группе.

Психологическую реабилитацию оказывают детям и взрослым. Для восстановления детей дошкольного возраста психологи и психотерапевты применяют методы игровой и сказкотерапии. Для более старших детей — арт-терапию: песочную терапию, изотерапию и музыкотерапию. Взрослым показана когнитивно-поведенческая терапия, семейная и интерперсональная психотерапия.

Выделение нейромедиатора в синаптическую щель

Наш мозг состоит из нервных клеток - нейронов. Нейроны постоянно общаются друг с другом, передавая от одного другому информацию, закодированную в виде химических молекул. Именно это позволяет мозгу ежедневно выполнять свои функции: обеспечивать двигательную активность, речь, процесс мышления, восприятие зрительной и слуховой информации, ее понимание и запоминание, управление работой органов и систем тела, и многие другие.

Химические цепочки

Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. "Химический язык" нашей нервной системы состоит из отдельных "слов", роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).

Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора. Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется - как лодка к причалу - к специально предназначенному для его "швартовки" на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором. Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система "ключ и замок", где каждый ключ подходит только к своему замку. После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию - и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, - либо к остановке передачи тех или иных сигналов.

нервный синапс

Изменение нейротрансмиссии с помощью лекарств

Большое число неврологических расстройств - от эмоциональных нарушений, таких как депрессия, - до двигательных, таких как болезнь Паркинсона, связано с нарушениями работы определенных медиаторов головного мозга. Ученые создали большое количество лекарств, задачей которых является устранение этих нарушений и связанное с этим улучшение качества жизни людей. В то же самое время, многие вещества, вызывающие зависимость (алкоголь, никотин, наркотики), действуют, используя тот же самый механизм, изменяя баланс медиаторов в головном мозге. Люди испытывают приливы "хорошего самочувствия", когда начинают принимать эти вещества, но скоро нейроны в их мозге настолько адаптируются к повышенным количествам того или иного химического агента, что для того, чтобы самочувствие оставалось хорошим, требуется принимать все большие и большие дозы препарата. Мозг начинает "требовать" вещество для нормальной работы. Возникает химическая зависимость или аддикция.

Рассмотрим, что происходит при изменении уровней нейромедиаторов мозга на примере трех из них (серотонин, дофамин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК).

Серотонин

Многие исследования показывают, что низкий уровень серотонина в головном мозге приводит к депрессии, импульсивным и агрессивным формам поведения, насилию, и даже самоубийствам. Лекарственные вещества под названием антидепрессанты создают блок на пути обратного захвата серотонина, тем самым несколько увеличивая время его нахождения в пространстве синапса. Как итог, в целом увеличивается количество серотонина, участвующего в передаче сигналов с нейрона на нейрон, и депрессия со временем проходит.

Депрессия, социофобия, панические атаки, гиперактивность - только некоторые из нарушений, которые можно успешно излечивать, изменяя уровни медиатора в головном мозге. До того, как эти лекарства стали доступны, люди были обречены всю жизнь испытывать психические проблемы, а те, кто мог себе позволить психотерапию, длительное время работали с психиатром или психологом, пытаясь наладить работу своих чувств. Теперь мы знаем, что на многие расстройства работы головного мозга можно воздействовать с помощью лекарств, позволяя людям преодолевать трудности в эмоциональной и социальной жизни.

Сейчас специалисты обращают внимание на то, что мы перестали считать отрицательные эмоции нормальной частью жизни. Все чаще и чаще нам кажется, что тоска или трудности в социальном функционировании - это признак патологии, а значит нужно идти к психиатру и просить лекарство. Безусловно, люди, которые нуждаются в лечении у психиатра, есть. И, тем не менее, определенную часть пациентов, приходящих на прием к врачу, составляют те, кто не страдает никаким психическим расстройством. Такие люди должны проходить курсы терапии с психологами или психотерапевтами. Медикаментозное же лечение необходимо назначать только тогда, когда симптомы психического расстройства достаточно сильно вторгаются в привычную жизнь человека, серьезно нарушая ее. В большинстве случаев, несмотря на то, что лекарства могут помочь облегчить симптомы, более полное и длительное излечение может быть достигнуто только с помощью психотерапии, которая помогает изменить привычное поведение, которое, собственно, и приводит к болезни. Изменения чувств, возникновение различных, в том числе негативных, эмоций в ответ на перемены в жизни, а также жизненные испытания - это часть нормального функционирования человеческой психики. Поэтому не следует каждый раз, когда Вы испытываете печаль или испортили отношения с любимым человеком, требовать у врача назначения успокоительного. Этим Вы не только навредите себе, но и пропустите важный урок, который готова преподать Вам жизнь. И даже в случаях, когда симптомы приносят серьезные страдания или создают чрезмерные трудности, в дополнение к медикаментозному лечению необходима работа с психологом или психотерапия.

СДВГ

В последние годы ведутся бурные дискуссии вокруг психического расстройства, носящего название "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ, ADHD). Это расстройство, как правило, диагностируется в детском возрасте. Таким детям очень сложно сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, они совершенно не могут сидеть, не двигаясь; они постоянно находятся в движении, импульсивны и чрезмерно активны. К сожалению, СДВГ диагностируют у все большего числа детей, и многие из них получают лекарства, увеличивающие деятельность медиатора дофамина. Это помогает ребенку быть готовым к работе, более внимательным и сосредоточенным, и поэтому более способным последовательно выполнять задания.

Большинству детей (70 - 80 процентов) с диагнозом СДВГ лечение, направленное на коррекцию обмена дофамина помогает. Однако некоторые специалисты опасаются, что иногда родители слишком поспешно обращаются к врачам, а доктора слишком часто ставят диагноз СДВГ. В итоге то, что просто является плохим поведением, рассматривается как психическая патология, и дети, которым не нужны медикаменты, начинают их получать. Ученые считают, что часть детей, получающих медикаментозное лечение, должны получать терапию у психологов, потому что именно такая помощь была бы для них гораздо более полезна. Однако, нет простого решения этой проблемы, и очевидно, дискуссии на эту тему будут вестись еще долго.

Наркотическое вещество, известное как "экстази" или МДМА, также изменяет уровень серотонина в мозге, но намного более радикально. Он заставляет выделяющие серотонин нейроны выплескивать все содержимое сразу, затапливая этим химикатом весь мозг, что, конечно, вызывает ощущение чрезвычайного счастья и гиперактивность (чрезмерную двигательную активность). Однако, за это приходится расплачиваться позже. После того как экстази израсходовал весь мозговой запас серотонина, включаются компенсаторные механизмы, быстро разрушающие избыток нейромедиатора в мозге. После того, как спустя несколько часов действие наркотика заканчивается, человек, вероятно, будет чувствовать себя подавленным. Этот период "депрессии" продлится до тех пор, пока мозг не сможет восполнить запасы и обеспечить нормальный уровень медиатора. Повторное использование на этом фоне экстази может привести к глубокой депрессии или другим проблемам, которые будут тянуться в течение долгого времени.

Дофамин

Дофамин - медиатор, который обеспечивает процессы контроля движений, эмоционального ответа, а также способность испытывать удовольствие и боль. При болезни Паркинсона выходят из строя нейроны, передающие дофамин, что вызывает прогрессирующую потерю контроля движений. Вещество под названием Леводопа, которое мозг может преобразовать в дофамин, часто помогает контролировать эти симптомы.

Ученые обнаружили, что люди с расстройством психики, известным как шизофрения, фактически чрезмерно чувствительны к дофамину в мозге. Как следствие, при лечении шизофрении используются лекарства, которые блокируют дофаминовые в головном мозге, таким образом, ограничивая воздействие этого нейромедиатора.

С другой стороны, вещества, известные как амфетамины, увеличивают уровень дофамина, заставляя нейроны его высвобождать, и препятствуя его обратному захвату. В некоторых странах врачи используют разумные дозы этих препаратов при лечении некоторых заболеваний, например, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Тем не менее, иногда люди абсолютно необдуманно неправильно используют эти вещества, пытаясь обеспечить себе повышенный уровень бодрствования и способность решать любые задачи.

Гамма-аминомасляная кислота

Гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК, является главным медиатором, чья роль заключается в передаче нейронам команды "стоп". Исследователи полагают, что определенные типы эпилепсии, которые характеризуются повторными припадками, затрагивающими сознание человека и его двигательную сферу, могут являться результатом снижения содержания ГАМК в головном мозге. Передающая система мозга, не имея адекватного "тормоза", входит в состояние перегрузки, когда десятки тысяч нейронов начинают сильно и одновременно посылать свои сигналы, что приводит к эпилептическому приступу. Ученые полагают, что за разрушение слишком большого количества ГАМК могут быть ответственны мозговые ферменты, в связи с чем появились лекарства, которые помогают остановить этот процесс. Время показало их эффективность в лечении не только эпилепсии, но и некоторых других нарушений работы мозга.

Гормоны

Химическое взаимодействие

Норадреналин - медиатор, который обеспечивает работу различных мозговых систем, связанных с активацией и бодрствованием, обеспечивающих бдительность и внимание, а также является переносчиком сигналов в симпатической нервной системе. В симпатической нервной системе норадреналин вызывает сужение кровеносных сосудов, подъем артериального давления, увеличивает частоту дыхания и сердцебиения. Норадреналин также работает как гормон, который выделяют надпочечники, расположенные с обеих сторон чуть выше почек. Результаты его выделения надпочечниками те же самые: спазм сосудов, подъем давления, ускорение работы сердца и учащение дыхания. Адреналин, норадреналин, а также другие гормоны, вырабатываемые надпочечниками, играют важную роль в ответе организма на стресс.

Ученые выяснили, что продолжительный и даже умеренный просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции человека, а также влияет на объем серого вещества головного мозга. При этом активный образ жизни не сказался на результатах.

Команда ученых провела три исследования и выяснила, как продолжительный просмотр телевизора и сидячий образ жизни влияют на когнитивные способности человека. Результаты работы представят на конференции Американской кардиологической ассоциации эпидемиологии, профилактики, образа жизни и кардиометаболического здоровья.

Для первого исследования отобрали более 10 тысяч респондентов. Все участники рассказали, сколько времени они проводят за просмотром телевизора. Ученые опрашивали добровольцев пять раз — раз в несколько лет.

Результаты показали, что люди, которые смотрят телевизор умеренное количество времени или часто, страдают от более сильного снижения когнитивных функций — на 6,9 процента — в течение 15 лет. При этом разнообразие телепередач не влияло на состояние участников, как и физическая активность: занятия спортом не улучшили когнитивные функции и не снизили риск деменции.

Второе исследование включало 1601 пожилого человека. Их тоже раз в несколько лет спрашивали, как много времени они проводят за телевизором. Во время последнего опроса участники прошли магнитно-резонансную томографию (МРТ). Используя МРТ головного мозга, исследователи изучили несколько структурных маркеров мозга, включая объем глубокого серого вещества каждого участника.

Как показали результаты, у любителей телевизора более низкий уровень серого вещества, что указывает на ухудшение состояния мозга. Связь между любовью смотреть телепередачи и количеством серого вещества была сильнее, если в среднем возрасте добровольцы больше времени проводили перед телевизором. Опять же, выяснилось, что на результаты не влияет активный образ жизни.

Исследователи выяснили, какие телешоу были популярны у детей и подростков в 1967-2017 годах и как они влияли на ценности зрителей. Оказалось, вещи, которые дети считают важными, менялись от десятил.

Читайте также: