Как видит ребенок в 2 месяца телевизор

Обновлено: 01.05.2024

Взрослые понимают, что у ребенка возникли проблемы со зрением, когда тот начинает часто щуриться или же прямым текстом жалуется на то, что плохо видит. Нередко зрение начинает портиться у детей перед началом обучения в школе. Порой проблему решить очень легко – всего лишь купить очки. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. За зрением вашего ребенка нужно следить очень внимательно – во-первых, любые проблемы нужно лечить своевременно, это поможет сохранить зрение в течение дальнейшей жизни. Если не уделять внимания некоторым заболеваниям, можно даже насовсем потерять способность видеть. Во-вторых, плохое зрение очень портит жизнь ребенку – процесс учебы становится настоящей пыткой, сложнее играть в коллективные виды спорта, читать книги, да и одноклассники могут высмеивать школьника, не подозревая, что тот странно себя ведет из-за того, что плохо видит. И о том, что у вашего чада беда с глазами, могут указывать косвенные признаки.

Скрытые симптомы

Существует ряд симптомов, которые могут указывать на то, что ребенок плохо видит, даже если он не высказывает прямых жалоб. Стоит обратить на такие сигналы особое внимание:

  • Ребенок во время чтения или просмотра телевизора прикрывает один глаз.
  • Школьник старательно избегает любой деятельности, где нужно смотреть на что-то вблизи (выполнение домашних заданий, чтение книг, игры и прочие занятия за компьютером). Либо же он отказывается от тех видов активности, где нужно смотреть вдаль (спорт, развлекательные мероприятия).
  • У ребенка по непонятным причинам снижается успеваемость.
  • Сын или дочь жалуются вам на головную боль или усталость глаз.
  • Ребенок постоянно трет глаза.
  • Жалуется на чувствительность к свету.
  • Жалуется на слезливость, хотя никаких видимых причин нет.
  • При чтении буквально утыкается носом в книгу.
  • Школьник постоянно теряет то место, где читает.
  • Ребенок ведет пальцем по строчкам, пока читает.
  • При просмотре телевизора садится поближе к экрану, утыкается лицом в экран компьютера.
  • Прищуривается, склоняет голову, чтобы что-то увидеть.

Выявить проблемы со зрением можно на приеме у врача, поэтому не стоит пренебрегать визитами к окулисту. Плохое зрение может серьезно усложнить жизнь, это касается как учебы, так и социальной жизни.

Если вы замечаете какие-либо из этих двенадцати симптомов, стоит записаться к офтальмологу, чтобы исключить наличие опасных заболеваний.

Ребенок в очках

Рефракционные аномалии у детей

Самые часты проблемы со зрением у детей – это аномалии рефракции. К ним относятся:

  • близорукость (миопия),
  • дальнозоркость (дальнозоркость),
  • астигматизм.

Иногда астигматизм может идти в паре с дальнозоркостью или близорукостью.

При данных состояниях ребенку выпишут либо очки, либо линзы. Врач выписывает рецепт – и вы выкупаете в оптике очки, либо подбираете согласно рекомендациям контактные линзы.

Все чаще наши дети страдают от близорукости. В детстве и подростковом возрасте она может прогрессировать весьма стремительно. Данное заболевание получило соответствующее название – прогрессирующая миопия, и это не просто очень плохое зрение, это повышенный риск заполучить во взрослом возрасте какое-нибудь серьезное заболевание типа катаракты или глаукомы, отслоения сетчатки или дегенерации желтого пятна.

При своевременном обращении к врачу миопию можно взять под контроль и избежать серьезных последствий.

Прочие проблемы с глазами в детстве

Аномалии рефракции связаны с неправильным преломлением светового луча внутри глаза, однако, существуют и другие проблемы – к примеру, связанные с движением глаз.

Помимо проблем с рефракцией и фокусировкой могут наблюдаться:

  • Дальтонизм – это цветовая слепота, причем видов дальтонизма несколько. Дальтоники могут не воспринимать некоторые цвета, редко, но существует и такой вариант, когда человек не воспринимает все цвета – это ахроматопсия.
  • Потеря зрения. Существует целый ряд причин детской слепоты – это и врожденные заболевания, и травмы, и сопутствующие осложнения от других заболеваний. Относительно всего количества детей слепые и слабовидящие в возрасте до 18 лет составляют 3%.

Как зрение может влиять на внимание и способность к обучению?

От 5% до 15% школьников испытывают трудности с обучением. Практически каждый десятый ребенок имеет синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Самая частая причина проблем с обучаемостью – это дислексия, проблемы с чтением. Ни СДВГ, ни дислексия не связаны напрямую со зрением, но весьма часто эти проблемы идут рука об руку. К таким относится недостаточность конвергенции. Ребенок испытывает проблемы с концентрацией внимания и ему по ошибке могут поставить СДВГ. А еще недостаточность конвергенции в три раза чаще отмечается именно у детей с СДВГ. Ребенок жалуется на то, что у него двоится в глазах, изображение нечеткое. Это – визуальные симптомы. Но такому ребенку также часто сложно концентрировать свое внимание на чем-либо, ему трудно медленно читать, он постоянно теряет строчку, которую читает.

Однако проблему можно решить, для этого нужно сосредоточить все внимание именно на лечении конвергенции.

С какой частотой в детстве необходимо проходить проверки зрения и состояния глаз?

Зрение нужно проверять регулярно. В принципе, дети каждый год проходят медосмотр, где обязательно проверяется зрение. Однако все же лучше проходить исследования на базе медицинских учреждений – это комплексная проверка всех параметров зрения. И все же скрининг зрения позволяет выявить очевидные проблемы.

Врачи рекомендуют следующий график проверки зрения:

  • при рождении,
  • в возрасте от 6 до 12 месяцев,
  • в возрасте от 1 до 3 лет,
  • в возрасте от 3 до 5 лет,
  • в возрасте после 5 лет.

Зрение у детей до года

Зрение человека является самым информативным, но и самым хрупким внешним анализатором. Именно глаза помогают получить наибольший объем информации о внешнем мире. Первый год жизни малыша является особенно важным в формировании и развитии зрительной системы, когда детский организм подвержен пагубному влиянию многих факторов.

Поэтому родителям особенно важно понимать главные принципы развития детского зрения и иметь представление о ранних симптомах возможных патологий.

Этапы развития зрительной системы

Особенно важный этап развития зрительной системы человека — это внутриутробное формирование. На данном этапе, при воздействии повреждающих факторов нередки катастрофические последствия для глаз.

Следующий этап охватывает временной промежуток от рождения ребенка до 1 года. Он характеризуется активным развитием участков коры головного мозга, которые анализируют информацию об окружающей действительности - заполняется хранилище зрительных образов.

При рождении, ребенок воспринимает только свет – его наличие или отсутствие. Однако затем, как из тумана, перед ним начинают проявляться объекты окружающего мира. Вначале, младенец способен фиксировать взгляд лишь на крупных объектах (в первый месяц), после у него начинает получаться отслеживать их передвижение в пространстве (3-4 месяца). В 6 месяцев его острота зрения позволяет уже наблюдать за небольшими объектами, узнавать знакомые лица, хватать и бросать свои игрушки, познавая трехмерное пространство.

Годовалый малыш способен собирать мелкие предметы на полу, активно интересоваться яркими игрушками. Зрительные стимулы, заставляют его стремиться к интересным удаленным объектам, пытаться встать на ноги, делать первые шаги. Взрослого уровня, зрение ребенка достигает лишь к 6 или 7 годам (по контрольным таблицам, он называет 10-ю строчку).

Контроль родителей

Даже первый осмотр новорожденного может выявить признаки многих врожденных заболеваний глаз. Так, симптомом катаракты — помутнения хрусталика, является сероватый зрачок. Для ее лечения, мутный хрусталик убирают хирургическим способом. Сделать это нужно обязательно, ведь длительное существование помехи прохождению света внутрь глаза станет причиной задержки развития зрительной системы (обскурационной амбиопии). После подобной операции до определенного возраста ребенок будет носить контактную линзу или специальные очки, которые заменят отсутствующий хрусталик. Правда, некоторые типы полупрозрачных катаракт не оперируют до определенного возраста. В таких случаях назначают периодически проводимые курсы стимулирующего лечения, а операцию проводят уже во взрослом возрасте.

Внешние проявления, напоминающие катаракту могут быть и при более опасной патологии — ретинобластоме (опухоли сетчатки). На ранних этапах, опухоль поддается воздействию специальных аппликаторов с радиоактивным лучевым веществом. Их подшивают непосредственно к склере в проекции опухоли. Сквозь склеру радиоактивный аппликатор разрушает опухоль. Правда, на поздних стадиях, при возникновении опасности распространения опухоли, энуклеация пораженного глаза неизбежна.

Зрение у детей норма и отклонения

Врожденная глаукома — заболевание, характеризующееся повышенным внутриглазным давлением из-за врожденных нарушений в системе циркуляции внутриглазной жидкости. Она может стать причиной увеличения глаза в размере и его выдвижения вперед (вплоть до несмыкания век). При глаукоме также могут отмечаться помутнения роговицы (бельма). Лечение глаукомы, как правило хирургическое, так как заболевание связано со структурными изменениями в определенных отделах глаза. Цель операции — восстановление нормального оттока внутриглазной влаги. Если ко времени операции роговица и зрительный нерв не затронуты, полноценное зрение в дальнейшем возможно.

Воспалительные заболевания (конъюнктивиты, дакриоцистит, увеит и пр.). Основными признаками этих болезней становится покраснение глаза, отек век или конъюнктивы, слезотечение, истечение обильных выделений. После визита к офтальмологу, ребенку как правило назначают препараты с антибиотиками и частые промывания антисептиками.

Наиболее часто, при неспециализированном осмотре младенца, также выявляют:

  • Нистагм — подергивание глаз, которое происходит в горизонтальной или вертикальной плоскости, из-за чего отсутствует фиксация взгляда, мешающая формированию четкого зрения. Причиной его могут стать, и патологии глаз, и поражения головного мозга;
  • Птоз, проявляющийся опущением верхнего века, когда глаз или оба глаза полностью не открываются. Причина этому - поражение соответствующей мышцы или нерва, поднимающих верхнее веко. Если веко закрывает зрачок, ребенок нуждается в пластической операции. Если ребенок хорошо видит этим глазом и не возникает косоглазия, оперативное вмешательство откладывается. Для поддержания нормальных функций глаза, в этом случае проводят специальные тренировки.

Видео нашего врача по теме

Видео Зрение у детей от рождения до года (1-12 месяцев)

Специализированный осмотр офтальмологом

При осмотре новорожденного в родильном доме офтальмолог может выявить иные заболевания глаз, не имеющие ранних внешних проявлений. Самыми грозными среди таких заболеваний, считают ретинопатию недоношенных и атрофию зрительных нервов.

Ретинопатия недоношенных — это заболевание сетчатки, при котором останавливается нормальное ее развитие и рост сосудов, возникает рост патологических сосудов, не выполняющих своих функции. Стекловидное тело уплотняется и мутнеет, что сопровождается натяжением и отслойкой сетчатки, приводящем без лечения к потере зрения. Внешне заболевание никак себя не проявляет и может диагностироваться на ранних стадиях только опытным специалистом. Легкие стадии ретинопатии оставляют после себя лишь незначительные неопасные для зрение изменения. Но на последних стадиях операция неизбежна.

Атрофия зрительного нерва проявляется поражением нервных волокон, проводящих зрительные сигналы в определенные центры головного мозга. Основная причина ее возникновения - поражение структур головного мозга. При полной атрофии зрительного нерва (что бывает редко), зрение отсутствует полностью. Если атрофия частичная, острота зрения зависит от степени и места поражения. Для лечения заболевания применяют функциональную стимуляцию специальными приборами, ноотропную и сосудорасширяющую лекарственную терапию.

Динамическое наблюдение

После роддома родителям обязательно наблюдать за развитием зрения малыша. Важно, чтобы первый офтальмологический осмотр был проведен в первые месяцы его жизни. При отсутствии патологий, следующий визит к специалисту рекомендован в полгода.

Первыми симптомами заболеваний, на которые необходимо обратить внимание, является замедленное слежение за движущимися предметами или полное отсутствие слежения, косоглазие. Также должна насторожить краснота глаз, выделения в уголках глаз и на веках. Появление этих признаков – обязательный повод для внепланового визита к офтальмологу.

Стоит знать, что даже при выявлении специалистом заболевания, причин для паники нет. Сегодня, нарушения функций зрительной системы, в подавляющем большинстве случаев быстро восстанавливают своевременным адекватным лечением.

Заболевания глаз у детей лечение в Москве

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты лечения будут ответственны одни из лучших российских специалистов. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике. Мы проводим диагностику и лечение у детей старше 4 лет и взрослых.

Наши врачи, которые решат Ваши проблемы со зрением:

Фотография врача Фоменко Наталия Ивановна

Главный врач клиники, офтальмолог высшей категории, офтальмохирург. Хирургическое лечение катаракты, глаукомы и других заболеваний глаз.

Фотография врача Яковлева Юлия Валерьевна

Рефракционный хирург, специалист по лазерной коррекции зрения (ЛАСИК, Фемто-ЛАСИК) при близорукости, дальнозоркости и астигматизме.

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в "Московскую Глазную Клинику" Вы можете по телефону в Москве 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись ФОРМОЙ ОНЛАЙН ЗАПИСИ.



Чем вреден просмотр телевизора для детей?

  • Отрицательное влияние на органы зрения. Просмотр телевизора способствует снижению зрения, цветоощущения.
  • Отрицательное воздействие на нервную систему. Это и недоразвитие корковых отделов головного мозга, и развитие гиперактивности, нервного возбуждения. В отличие от взрослого организма, детский организм не отдыхает перед телевизором, а наоборот переутомляется.
  • У детей младшего возраста отмечается задержка становления речи, дети испытывают трудности с произношением звука.
  • Нарушение общения, агрессивное поведение.
  • Телевидение может провоцировать развитие страхов, ночных кошмаров.
  • Ребенок может испытывать проблемы с моторикой.
  • Просмотр телевизора в неправильной позе может провести к нарушению осанки. Также у детей, часто просматривающих телевизор, отмечается недоразвитие мышечной массы.
  • Ребенок быстро привыкает к телевизору, постепенно начинает постоянно требовать включать его любимые программы. Это может перерасти в истерику.
  • Часто за просмотром телепередач дети перекусывают вредными продуктами, вследствие чего формируются неправильные пищевые привычки ведущие к повышению массы тела, заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
  • Вокруг работающего телевизора создаются электромагнитные поля, которые также оказывают негативное влияние на психическое и физиологическое развитие организма.

В ходе исследований, проведенных в Европе было доказано, что ненормированный просмотр телевизора, повышает риск повышения уровня артериального давления у детей. Если сидеть у телевизора больше 2 часов в день, риск развития повышения артериального давления увеличивается на 30 %. Также известно, что увеличение физической активности способно предотвратить эту патологию.

Кому противопоказан просмотр телевизора?

  • Детям до 2 лет
  • Детям с нарушениями нервной системы в следствие стресса
  • Детям с нарушениями нервно-психического развития
  • Впечатлительным детям
  • Детям, недавно перенесшим операцию на глазах
  • Детям, имеющим серьезные заболевания глаз

Как и сколько времени ребенок должен просматривать телевизор?

Самое главное правило - это то, что просмотр телевизора ребенком должен происходить под контролем родителей. Ребенок должен просматривать любые телепередачи в присутствии родителей для того, чтобы просматриваемые программы были под контролем. Прежде чем включать телевизор ребенку, родители должны ознакомиться с сюжетом. Фильмы ужасов и мультфильмы с хаотичным сюжетом должны быть исключены.

В комнате должно быть нормальное освещение: не слишком светло, но и не слишком темно.

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок не смотрел телевизор сбоку. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше 3 метров. Посадка должна быть удобная. Лежа, согнувшись в неудобных позах смотреть телевизор не рекомендуется.

Во время просмотра телевизора ребенку не стоит употреблять пищу.

Если ребенок смотрит долгий фильм - делайте с ним физкультминутки, гимнастику для глаз.

Требования Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) к организации телепросмотра для детей:

  • Младенцы и ранний возраст - ЗАПРЕЩЕНО.
  • Дошкольный возраст (3-7 лет) - до 30 минут в день суммарно.
  • Младший школьный возраст (7-10 лет) - 30-50 минут в день.
  • Старшие школьные возраста (11-18 лет) - 1-3 часа в день.

Как отучить ребенка от бесконечного просмотра телевизора?

  • Родители должны стараться не включать телевизор в присутствии ребенка.
  • Не включать телевизор в фоновом режиме.
  • Не включать телевизор пока занимаетесь с ребенком творчеством или он играет.
  • Если вы позволяете ребенку посмотреть мультфильм, договоритесь с ним заранее о том, что после окончания положенного времени, телевизор будет выключен.

Как можно больше времени проводите с ребенком на прогулке, занимайтесь спортом, посещайте различные творческие кружки и секции.

Когда ребёнка можно оставлять один на один с экраном (неважно, телевизор это или какой-нибудь гаджет)? Ответа на этот вопрос нет. Зато есть ответ на противоположный вопрос: до какого возраста контакт ребёнка с экраном следует минимизировать?

planshet.jpg

Маленьких детей не следует оставлять один на один с экраном

На этот счёт есть вполне конкретные рекомендации педиатров. В частности, Американская академия педиатрии информирует родителей:

для детей в возрасте младше 18 месяцев контакт с экраном крайне нежелателен. Его следует избегать, за исключением случаев видеообщения ребёнка с близким ему человеком.

Детей в возрасте от 18 до 24 месяцев можно допускать к экрану только в присутствии взрослых, которые должны тщательно отбирать контент. Необходимо, чтобы то, что ребёнок видит на экране, было ему понятным. Родитель должен не просто находиться рядом, а объяснять ребёнку, что тот видит и как это следует понимать. Естественно, что долгим подобное занятие быть не может.

В возрасте от 2-х до 5-ти лет нахождение ребёнка у экрана следует ограничивать одним часом. И опять-таки необходимо, чтобы родители активно участвовали в просмотре, поясняя ребёнку, как он может применить то, что видит, к окружающему его миру.

Если в семье есть дети, стоит предусмотреть создание безэкранных зон. Например, в семье может быть принято, что во время поездок или в течение обеда, никакого контакта со СМИ быть не должно. Также хорошо полностью исключить наличие экранов в спальнях.

Почему так важно защитить ребёнка от переизбытка контакта с экраном?

Слишком раннее погружение в экранную стихию приводит к задержке развития. Этот факт подтверждён уже многими исследованиями. Результаты одного из последних, проведенного специалистами медицинского центра детской больницы Цинциннати (США), опубликованные в журнале JAMA Pediatrics (издаётся Американской медицинской ассоциацией), показывают связь между временем, проведенным ребенком у экрана, и развитием белого мозгового вещества.

В ходе исследования детям сначала были предложены когнитивные тесты; потом было проведено МРТ-сканирование.

Учёные формулируют следующие ключевые выводы из своего исследования:

показатели, отражающие более длительный контакт с экраном, связаны с более низким уровнем выразительности языка, неспособностью быстро называть объекты (меньшей скоростью обработки информации) и более проблемным формированием навыков грамотности.

vred-televideniya.jpg

Необходимо помнить: телевизор способен причинить вред ребенку

те же показатели связаны с более низкой целостностью белого вещества головного мозга, что влияет на его организацию и миелинизацию – процесс формирования миелиновой оболочки вокруг нерва, позволяющей нервным импульсам двигаться быстрее. Подобные изменения обнаруживаются в трактах (проводящих путях) белого вещества, ответственных за развитие языковых навыков, формирование грамотности, исполнительскую функцию (последняя включает в себя, в частности, способность самоконтроля).

То есть результаты тестов были подкреплены соответствующей картиной на органическом уровне.

Обследовались дети в возрасте от 3-х до 5-ти лет. Исследование ничего не может сказать по поводу того, приводит ли чрезмерное общение с экраном в детстве к формированию долгосрочных рисков развития нервной системы, поскольку его результаты привязаны лишь к определённому возрасту. Однако стоит иметь в виду, что именно раннее детство – период наиболее быстрого развития мозга и формирования его функций.

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Программы годового наблюдения ребенка

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Читайте также: