Как выбрать усилитель для домашнего кинотеатра

Обновлено: 18.05.2024

Что нужно для качественного звучания

Домашняя аудиосистема или кинотеатр состоят из кучи компонентов, но в том, чтобы собрать их воедино, нет ничего сложно. Для начала нужно выбрать помещение под аудиосистему или домашний кинотеатр. От комнаты будет зависеть все остальное — мощность системы, ее формат, размеры колонок и итоговое качество звука. Дальше дело за малым.

Выбор колонок. Вид и формат

Для начала нужно выбрать вид аудиосистемы. Самые популярные форматы:

  • 2.0— две фронтальные колонки, классическое стерео. Все зависит от размера динамиков, но в большинстве случаев две колонки без саба не выдают частоты ниже 50 Гц. Это не всегда плохо, а в небольшой комнате, где сабвуфер будет гудеть, скорее даже преимущество. Поэтому стереосистема без саба вполне популярна и среди аудиофилов, которые ценят средние и высокие частоты.
  • 2.1— две фронтальные колонки и сабвуфер. Популярное решение, компенсирующее недостатки первого варианта добавлением саба. Оно позволяет получить больше впечатлений от взрывов и эффектов в фильмах и баса с бочкой в музыке, однако за все приходится платить. В случае с сабвуфером главная проблема — как его разместить и настроить так, чтобы не мешать соседям (об этом ниже).


Далее надо определиться с тем, куда поставить колонки. Есть два варианта:

  • Полочная аудиосистема. Это так называемая полочная акустика. Ее нередко ставят на столе или на полке, однако, вопреки названию, лучше всего она раскрывается на специальных стойках при правильном позиционировании. Обычно колонки-сателлиты домашних кинотеатров тоже полочные, для удобства размещения.
  • Напольные колонки. Куда менее компактное решение для средних и больших помещений. Если это система 5.1, то бывают смешанные типы — две напольные стереоколонки и три полочных сателлита.

Здесь самый лучший момент, чтобы решить, стоит ли заморачиваться с выбором усилителя, или стоит пойти по пути активной акустики. Первый вариант обычно выбирают те, кто нацелился на определенную модель пассивных колонок, либо у кого уже есть неплохой усилитель. Однако нюансы характера усилителя лучше всего слышно на большой громкости с большими мощными колонками, поэтому для небольших помещений можно остановиться и на активной акустике.

Характеристики колонок

Определившись с основными параметрами и выбрав пару вариантов колонок, нужно заглянуть в их характеристики.

    Мощность. Здесь обычно указывается два параметра — максимальная и номинальная мощность. Первая говорит лишь о том, насколько громко колонки можно будет раскачать без последствий, однако динамики при этом могут хрипеть и гудеть из последних сил. Поэтому смотреть нужно на номинальную, при которой звук воспроизводится с минимумом искажений.


Диапазон воспроизводимых частот мало что скажет о качестве звучания акустики, поскольку неизвестно, на каком уровне громкости она эти частоты воспроизводит. Более полезным станет график АЧХ, иногда его можно найти на сайте производителя, иногда его измеряют энтузиасты.

Непосредственно качество звучания лучше всего оценивать своими ушами — прийти в магазин и попросить консультанта поставить несколько любимых треков. Вот здесь есть руководство, по каким параметрам оценивать звучание аудиосистемы, а здесь — готовая подборка тестовых треков для сабвуфера.


Усилитель

Если акустика пассивная, к ней нужен усилитель. Подбор усилителя сводится к определению необходимой мощности (должна быть эквивалентна суммарной мощности колонок) и импедансу (обычно усилители работают в диапазоне импедансов, так что тут проблем возникнуть не должно).


Аудиофилы сломали много копий в спорах о качестве звучания усилителей, однако в целом все сводится к уровню искажений и соотношению сигнал\шум (определяющему, будет ли шипеть аудиосистема в тихих моментах песни). В современных транзисторных усилителях уровень искажений измеряется сотыми долями процента, а соотношение сигнала к шуму перевалило за 100 Дб (шум при этом абсолютно неразличим). Кстати, поэтому в студиях звукозаписи и на концертных площадках все усилители для линейной акустики всегда транзисторные.

Современные усилители часто имеют на борту ЦАП и оснащены Wi-Fi и Bluetooth, что позволяет подключать их к ПК, смартфону и другим портативным девайсам, а также к беспроводным колонкам.

Провода

О проводах для аудиосистем ценою в дом ходят легенды. Однако для бытовых нужд есть два пути. Если колонки и усилитель\проигрыватель стоят недалеко друг от друга, то в большинстве случаев будет достаточно обычных качественных RCA-кабелей, в простонародье — колокольчиков.

Если же комната большая, а система многоканальная, тогда можно взять акустический кабель в катушках, а нужный джек прикрепить самостоятельно. Главное правило при выборе почти любого провода: чем толще сечение проводника, тем лучше, поскольку сопротивление провода будет меньше. При недостаточном сечении часть мощности усилителя будет уходить в провода, в итоге начнут проседать низкие частоты (как самые энергоемкие).

Проигрыватель

Не менее частый предмет споров — вопрос об источнике звука и его формате. На самом деле это скорее вопрос личных предпочтений — кто-то считает удобным цифровое аудио и слушает все через ПК или цифровой проигрыватель, а то и создает свой медиасервер, тем более, с него и фильмы можно запускать.

У кого-то накопилась большая коллекция CD, а, значит, понадобится соответствующий плеер. А кто-то предпочитает винил, и для пластинок потребуется проигрыватель (который, впрочем, у ценителя винила скорее всего уже есть). Вопрос про качество аудио с разных носителей рассмотрен здесь.

Аудиокарта

Владельцам активных колонок, планирующим запускать аудио с ПК или ноутбука, звуковая карта принесет много пользы. Встроенные в материнскую плату аудиочипы не всегда могут похвастаться хорошим качеством конвертации нулей и единиц в звук, и нередко шипят, пищат и гудят из-за наводок в корпусе.

Карты с профессиональным аудиочипом позволят проигрывать аудио с ультравысоким битрейтом, не шумят и имеют удобный софт для настройки. К тому же, аудиокарты часто имеют оптический выход для подключения усилителя по S\PDIF, который передает объемный звук по одному цифровому кабелю и избавляет от кучи проводов.

Как выбрать место для колонок


Правильное расположение колонок — залог хорошего звука. В студиях звукозаписи с этим строже всего — у звукорежиссера есть лишь небольшая зона, именуемая sweet spot (сладка точка), где звук лучше всего. При этом студийные мониторы и слушатель равноудалены друг от друга и представляют собой равносторонний треугольник. Более того — нижний угол этого треугольника должен упираться в центр одной из стен. При таком симметричном расположении отражения звука от стен достигают ушей одновременно, звуковая сцена становится идеальной. Для домашних аудиосистем правила те же.


Также желательно отодвинуть и колонки, и точку прослушивания от параллельной стены хотя бы на полметра, чтобы снизить уровень паразитных отражений от стен, которые будут восприниматься как мутность звучания. По высоте колонки лучше всего расположить так, чтобы твитеры были примерно на уровне ушей. Для этого полочную систему лучше всего поставить на стойки. Если система многоканальная, то про ее позиционирование будет написано в мануале, но обычно колонки располагают по кругу вокруг слушателя также на уровне ушей.


Сабвуфер издает низкие частоты, источник которых не локализуется человеческим ухом, поэтому ставить его можно куда угодно.

Простой лайфхак — поставьте саб в точке прослушивания и походите по комнате. Там, где звук будет самый разборчивый и читаемый, самое место для сабвуфера.

Изоляция

Звук в твердом веществе распространяется значительно быстрее, чем в воздухе, и это большая проблема. Вибрации от акустики, стоящей на голом полу, не только сделают звук хуже, но и будут мешать жить соседям. Еще больше неудобств может доставить сабвуфер, он способен свести с ума целый подъезд.

Проблема частично решается виброизолирующими подставками — можно купить готовые, можно сделать самому из плотного поролона. Также не помешает звукоизолировать саму комнату.

Звук выливается из щелей помещения как вода из дырявого аквариума. Поэтому самое простое, что можно сделать — залить розетки акустической пеной и поставить резиновый порожек под дверь, это наиболее частые причины утечки звука к соседям. Также поможет шкаф или стеллаж у стены, противоположной колонкам — он будет задерживать звук и вибрации.

Акустическое оформление

Акустические волны — реальный физический объект, который взаимодействует с окружающим пространством, то есть с комнатой, где стоят колонки. Они ведут себя подобно волнам на воде, только в трехмерном пространстве. В маленьком и пустом помещении будут образовываться стоячие волны, ведь им некуда рассеиваться. Бас будет гудеть. В большом помещении будет проблема с отражениями. Из-за эха верха станут мутными, диалоги в фильмах будет сложно разобрать.


Совладать с низкими частотами поможет диван и шкаф с одеждой в углу (более профессиональное решение — басовые ловушки из минваты по углам).

Если хлопнуть в ладоши, и хлопок отдается звонким металлическим эхом, то нужно глушить реверберацию.

Иногда достаточно просто добавить много мебели — поставить диван напротив колонок, установить стеллажи с книгами и дисками, расстелить ковер и расставить горшки с крупными цветками по углам. Здесь — целая статья о простых способах улучшить акустику в комнате. Если это не помогло — можно смастерить акустические панели из минваты и развесить по стенам, инструкцию можно найти на ютубе.

Заключение

Самые щепетильные проводят ремонт в помещении — делают звукоизоляцию и акустическое оформление, прячут провода в стены, да и просто наводят фен-шуй, ведь в комнате должно быть уютно.

Но сегодня есть и беспроводные аудиосистемы, позволяющие избавиться как минимум от головной боли с проводами. Особенно актуально для многоканального звука, появляется возможность переставлять колонки в поисках оптимального положения.

Благодаря различным усилителям звука можно создать идеальную моно- или многоканальную стерео систему для использования как в квартире, так в коттедже или вилле. В этой статье мы предлагаем руководство выбора, благодаря которому можно выбрать подходящий усилитель звука для колонок, исходя из его качественных характеристик и ценовой категории.

Для чего нужен усилитель звука

Идею создания и объединение классической стереосистемы с отдельными составляющими, можно посчитать на первый взгляд необычной и странной. Казалось бы достаточно простого динамика блютуз или вай-фай. Однако те, кто хочет добиться хорошего звучания, необходимо сравнить для начала простой громкоговоритель Bluetooth со стереосистемой с отдельными усилителями. В таком случае можно понять разницу. Хорошая система стоит многого: увеличивается динамика, глубина и амплитуду звука.

Усилитель звука

При покупке акустической системы, необходимо понимать, что будет несколько источников звука. Все это вне зависимости от того, как вы собираетесь прослушивать музыкальные композиции: через аудио плеер, смотреть кинокартину или погружаться в мир компьютерных игр. Самое главное при этом, чтобы звук был на высоте. Единственной проблемой, с которой можно столкнуться — различные аппараты имеют различную мощность и выходной аудиосигнал.

Помимо этого, палитра частот так же может отличаться. Например, хорошая колонка может не давать хороший звук, а в некоторых случаях он становится неполным и интегрированным. Поэтому чтобы все привести к единому алгоритму, качеству и мощности применяют усилители мощности звука. Такое устройство позволяет контролировать звук, выбрав систему с хорошей акустической системой. Все это координирует систему и помогает прослушивать музыку в хорошем качестве. Приборы необходимо заранее подключить к источнику звука с помощью различных разъемов.

Установка включает: динамики и усилитель звука на транзисторе, позволяющий увеличить частоту звука.

Виды усилителей звука

Усилитель звука для колонок может работать на различных принципах. Рассмотрим разновидности усилителей:

1. Комбинированный усилитель. Это своего рода комбинация нескольких устройств, совмещенных в одном аппарате. Такой прибор способен выполнить функции как мощностного, так и предварительного устройства.

2. Предварительный усилитель. Такие аппараты снабжены специальными устройствами, XLR портами, позволяющие подключить приборы на большом расстоянии. Такие устройства подойдут для использования в ресторанах, барах и других учреждений. Для домашнего использования — излишни. Главной задачей этого устройства — собирать звуковые источники и отправлять сигналы на усилитель мощности. Некоторые разновидности позволяют одновременно слушать запись и записывать ее.

3. Мощностной усилитель. На первый взгляд, такой прибор довольно простой. Внутри аппарата находятся трансформаторы звука. Такие усилители для акустики относят к самым дорогим.

4. Ламповый усилитель. Многие выбирают такие приборы за счет качества звука. Но минусы таких приборов в том, что приборы достаточно капризны и не все пользователи смогут возиться с ними ради возможных преимуществ. Поэтому оценить достоинства таких приборов смогут только настоящие гуру музыки. Простым пользователям стоит обратить внимание на другие устройства.

Усилитель звука

5. Цифровой усилитель мощности звука — это сочетание идеальных пропорций цены и выходной мощности. Сегодня такие аппараты используют в основном для домашних кинотеатров. Производят их такие компании как Панасоник, Sharp и Sony. Относятся устройства к классу D, что означает наличие широтно-импульсной модуляции. К основным плюсам аппарата относят конструкцию, которая не нуждается в охлаждении. Благодаря таким технологиям можно сконструировать сверхмощный цифровой усилитель.

Характеристики усилителя

Перед тем, как выбрать идеальную стереосистему и подобрать усилитель звука для колонок, необходимо учесть несколько фундаментальных факторов. К покупным характеристикам относят:

  • бренд производителя;
  • гарантия;
  • стоимость.

Технические характеристики усилителя звука:

  • подаваемая мощность;
  • минимальная допустимая нагрузка;
  • число усилительных каналов;
  • коэффициент искажений;
  • соотношение сигнала/шума;
  • диапазон частот.

К дополнительным характеристикам усилителей относят:

  • перекрестные шумы и помехи;
  • скорость нарастания выходного напряжения;
  • коэффициент интермодуляционных искажений.

Также не лишним будет изучить и учесть при выборе такие характеристики:

  • масса прибора.
  • габариты и размеры;
  • максимальная потребляемая мощность;
  • напряжение питания.

Как правильно выбрать усилитель для колонок?

Диапазон частот — еще один немаловажный фактор. Большинство людей могут воспринимать звуки частотой до 20 кГц. Самым качественным устройством считается тот, где есть высокочастотный транзистор, и где используется больше микросхем. Также при выборе усилителя необходимо учитывать, чтобы максимальный диапазон не превышал этой верхней границы.

Коэффициент искажений. Чем больше этот показатель, тем менее качественный звук выбираемого прибора. При выборе техники лучше выбирать приборы одного производителя или класса.

Число усилительных каналов можно выбрать, исходя из конфигурации системы акустики. Приборы для кинотеатров домашних имеют два канала. Выбирать стоит канальный ресивер с показателями в пределах от 5.1 до 9.2.

Соотношение сигнала/шума — означает показатели фонового шума, который передается на динамики. Показатель измеряют в децибелах при максимальной громкости. Более высокий показатель означает качество звука. Выбирать лучше всего прибор с показателями не меньше 90-100 децибел.

Усилитель для колонок

Самым сложным выбором усилителя может быть выбор усилителя звука для колонок в машину. Однако, потраченное время и деньги стоят того: повысится качество, чистота и мощность звука в автомобиле. Если уже куплен качественный сабвуфер, может потребоваться больше производительности для воспроизводства акустики. Классические автомагнитолы не способны обеспечить хорошее звучание. Поэтому требуется приобретать внешний усилитель. Самое верное решение — приобрести устройство с параметрами до 200 ватт.

На что еще обратить внимание при выборе усилителя

Рассмотрим, на какие моменты следует обратить внимание, чтобы выбрать усилитель звука с оптимальным соотношением функционала, цены и качества.

  • Стоимость устройства. Низкая стоимость должна насторожить. Не стоит покупать недорогие приборы.
  • Площадь помещения, где будет установлен усилитель. Это влияет на качество звучания. Нужно учитывать, что мощность на один канал составляет 3-5 Ватт на один метр квадратный. Если параметры не превышают пятнадцати метров квадратных, тогда нужно учитывать первую цифру, при площадях больше двадцати квадратных метров – на вторую.
  • Покупать приборы в компаниях и магазинах, где есть возможность проверить качество прибора в деле.
  • Выбирать аппаратуру необходимо с запасом мощности, так как не следует использовать устройства при максимальных мощностях. Все это может отразиться на сроке службе прибора. Самыми надежными усилителями считаются с мощностью до ста Ватт.
  • По возможности следует выбирать технику одного изготовителя. В тех случаях, когда это нереально, постараться выбрать устройство одного класса.

Рейтинг моделей усилителей

Рассмотрим некоторые модели, рассмотрим характеристики устройств, их преимущества и недостатки. Выбрать усилитель – это не такая простая задача, учитывая количество брендов и моделей. Итак, поехали!

Усилитель Yamaha A-S201

Преимущества: Мощность аппарата составляет 100 Ватт на канал. При этом среди преимуществ стоит выделить, громкость звучания даже при условии сложной структуры музыкальных композиций, наличие инструкции, пульта и батареек при покупке устройства. К минусам стоит отнести: отсутствие коаксиального, оптического выходов.

Стоимость усилителя A-S201 — 14000-15000 рублей.

Yamaha A-S201

Ямаха — один из самых лучших брендов в области мультимедиа. Будучи инноваторами в области аудиотехнологий, компания выросла в мировой гигант, стала лидером в производстве звукозаписывающего оборудования. При этом компания не перестает удивлять, постоянно совершенствуется и выпускает новые инновационные новики, одной из которых является усилитель Ямаха A-S201. Если вы решили выбрать усилитель, то следует знать, что Yamaha A-S201 — один из лучших усилителей, имеющих надежную конструкцию, обладающий чудесным звуком, великолепным фонокорректором.

Усилитель SMSL SA-36A Plus

Из преимуществ — музыкальный усилитель звука имеет поддержку Bluetooth с возможностью подключать другую аудиоаппаратуру по беспроводному протоколу, наличие усилителя класса D для акустики, детализованное звучание, корпус из алюминия, многофункциональный и компактный. Радиус работы составляет до десяти метров.

SMSL SA-36A Plus

SMSL SA-36A Plus

Недостатки: мало входов. Сколько стоит такой усилитель для колонок?

Стоимость такой аппаратуры колеблется в диапазоне от 2000 до 5000 рублей.

TPA3116 LM1036 (2.0)

Цена усилителя колеблется от 2000 до 3000 рублей.

Плюсы: надежный, недорогой усилитель. Аппарат относится к качественным устройствам. Имеет высокий уровень КПД (до 90%). При этом нет необходимости использовать дополнительные системы охлаждения. Производитель оснастил прибор защитой от перегрева, превышения уровня тока и замыкания. Плата устройства подходит под все требования, предъявляемые к усилителям класса D. Недостатки: мощность варьируется от 10 до 15 Ватт. Устройство подходит для использования в домашней обстановке.

TPA3116 LM1036 (2.0)

TPA3116 LM1036 (2.0)

Если у вас ограниченные средства – вполне можно выбрать усилитель такого класса.

Pioneer A-10-K

Стоимость аппаратуры варьируется от 13 000 до 19000 рублей.

Преимущества: оригинальный дизайн, симметричная конструкция, изящная техническая сдержанность. Этот аппарат поставляется как категория Hi-Fi-приборов, которые сочетают в себе изящностью и простоту. Хороший диапазон звучания и воспроизведения до 10 кГц, позволяет прослушивать любой формат — от музыки до киноэффектов. Изготовлен из алюминия. Потребление энергии составляет 135 Ватт.

Pioneer A-10-K

Недостатки: не очень хороший звук с помехами, увеличение звука происходит программно. Прибор подойдет для подключения к домашним кинотеатрам.

Усилитель Dynavox CS-PA1

Если вы решили купить усилитель этой модели, то следует знать её преимущества: прибор небольшого размера, снабжен опцией с 3D-звуковым эффектом, что позволяет расширить стереобазу и усиление звука. Ширина звучания данного устройства на очень хорошем уровне, несмотря на демократичную стоимость устройства. Мощность для комнат в двадцать квадратных метров составляет 10-20 ватт на один канал.

Dynavox CS-PA1

Недостатки: высокая стоимость. Подходит для использования в дома.

Цена усилителя колеблется от 5500 рублей до 6000 рублей.

Заключение

Чтобы правильно выбрать усилитель для дома, необходимо сначала определить, какую систему вы хотите построить. Любители музыки ценят стереофонический звук, поскольку стандарт записи музыкальных треков включает использование только двух каналов. Объединив сигналы двух каналов, можно создать реалистичную ступень звука, в которой каждый компонент музыкальной сцены (инструменты, тональность) позиционируют себя в очень конкретной точке. Но для лучшей работы в пространстве, например, с фильмами, записанными с многоканальными кодировками (Dolby Digital, DTS), стоит выбрать многоканальный усилитель.

Чтобы выбрать усилитель оптимальной модели, важно обратить внимание на множество параметров: мощность, диапазон звучания, площадь помещения, частоту искажений. Это определяющие факторы, которые помогут подобрать идеальную аппаратуру. Также не лишним будет перед покупкой ознакомиться с отзывами потребителей о данной модели.

Видео по теме

Как выбрать усилитель

Как выбрать усилитель из Китая


Так какие же функции выполняет усилитель, какие настройки на нём можно обнаружить и из чего он состоит?

Итак, обо всём по порядку. У классического усилителя основных функций всего две (классический в данном контексте означает аналоговый, так как цифровые усилители мы рассмотрим позже в рамках другого раздела) это усиление сигнала и коммутация подключенных к нему источников. Под коммутацией подразумевается то, что к усилителю можно одновременно подключить много источников сигнала (CD-проигрыватели, проигрыватели виниловых пластинок, тюнеры, медиасервиры, DVD-проигрыватели, SACD-проигрыватели и т.д.) и лёгким переключением ручки или нажатием кнопки на передней панели выбрать один из них для усиления сигнала с него и передачи на акустические системы. Да, пожалуй можно назвать ещё одну функцию, это усиление и RRIA-коррекция сигнала с головки проигрывателя виниловых пластинок, но только в том случае если есть фонокорректор заранее встроенный в усилитель.

Источником ухудшения музыки в аппаратуре являются все элементы: транзисторы, лампы, резисторы, реостаты, катушки индуктивности, конденсаторы и т.д. и каждый их них влияет по своему. Поэтому задача разработчика High-End аппаратуры уменьшить количество этих элементов до минимально возможного количества и одновременно с этим выбрать детали максимально возможного качества, задача это не простая, отсюда и весьма большие цены. Схемы же эквалайзеров и других подобных настроек довольно сложны и содержат множество вышеупомянутых элементов, так что даже если вы не используете эквалайзер встроенный Ваш усилитель негативное его воздействие Вам обеспечено. Если же Вы так и остались при своём мнении и все таки хотите иметь его, то убедитесь, что на усилителе есть переключатель исключающий в случае необходимости цепь эквалайзера и общей цепи усиления сигнала, хотя, думаю, если Вы зайдёте к нам в Hi-Fi-Profi и послушаете предложенные компоненты Вы поймёте, то он Вам не к чему.

Что выбрать, одноблочный, двухблочный или трёхблочный усилитель? Разберёмся!

Теперь, когда мы разобрались с функциями и настройками усилителей, самое время поговорить о том из чего они состоят. Рассмотрим лишь общие черты и крупнейшие блоки, не вдаваясь в технические детали. Классический усилитель во всеобщем понимании это одноблочное (помещённое в один корпус) устройство усиливающее сигнал, в High-End аппаратуре же усилитель может состоять из двух или даже трёх полноразмерных аппаратов (а иногда и больше). Но зачем? – спросите Вы. Для ответа на этот вопрос обратимся к блок-схеме устройства усилителя. В общих чертах, опустив детали можно представить усилитель как устройство состоящее их трёх функциональных узлов:

1. Управление усилителем (ручки громкости, селектор входов и прочее)
2. Последовательность каскадов усиления
3. Блок питания

Промежуточный итог: большинство производителей разделяют свои усилители на три комбинации:

А теперь о главном, трёхблочный усилитель это ещё не гарантия превосходного качества звука, так как его покупка накладывает на Вас обязательство по выбору и приобретению высококачественных кабелей. Сэкономив на кабелях вы сведёте на нет все усилия создателя купленного Вами усилителя и в итоге у Вас останется только гордость что обладаете совершенным усилителем, а вот удовольствие от прослушивания будет не полным. Кабели, как отдельные полноценные компоненты стереосистемы мы также будем рассматривать в отдельном разделе.

Размер и вес имеет значение или несколько слов о блоке питания усилителя (для любознательных)
Блок питания, никто раньше не уделял ему должного внимания. И действительно, вспомните все эти зарядные устройства, блоки питания, адаптеры, источники бесперебойного питания – всё это рассматривается, обычно, как нечто позволяющее самой технике работать, но не являющееся её важным компонентом. И вот только сейчас мы сможем осознать всю его значимость.
Блок электропитания это один из важнейших узлов любого High-End компонента начиная от проигрывателя пластинок, где некачественный блок питания может привести к нестабильности скорости вращения двигателя, а следовательно и диска с пластинкой, что будет служить основной причиной детонации (это явление будет рассмотрено в разделе LP-проигрыватели) до мощных транзисторных моноблоков, где стоимость блока питания может достигать 60% стоимости самого устройства.

1. Блоком питания не стоит пренебрегать ни для одного компонента системы, особенно для усилителей
2. Если производитель техники предлагает модернизировать систему питания Вашего компонента, докупив выносной усовершенствованный блок питания, то этим необходимо воспользоваться и получить максимум качества и удовольствия
3. Блоки питания это единственный узел High-End системы где цифры могут говорить о качестве
4. Чем больше мощность трансформатора и банк конденсаторов, тем лучше (бывают редкие исключения)

Что ж, рассматривать эту тему можно очень долго, но мы пожалуй остановимся на самом главном, что было описано в этом разделе. Как видите вариантов очень много и не имея специальной подготовки сделать правильный выбор весьма сложно. Не рискуйте своими средствами и временем, зайдите к нам в Hi-Fi Profi и позвольте профессионалам решить все Ваши задачи по проектированию High-End стереосистемы вашей мечты.

В нашем салоне мы готовы предложить Вам сравнительное прослушивание как транзисторных, так и ламповых усилителей.
Мы располагаем транзисторными усилителями таких брендов как ARCAM, АТС, Audio Analogue, Audio Physic, AudioControl, Audionet, Bluenote, Boulder, Bryston, C.E.C, Cambridge Audio, Cary, Chord, Clearaudio, Copland, Cyrus, Denon, Densen, Electrocompaniet, Grado, Hegel, Holfi, Jeff Rowland, Marantz, Micromega, Musica, Nagra, North Star Design, NuForce, Onkyo, Ortofon, Primare, Rega, Roksan, Rotel, Simaudio, T+A, Wadia, Yamaha

В качестве ламповых примеров готовы предложить Audio Note, Ayon Audio, Cary, Copland, Fatman, Herron Audio, Leben, Manley, Musica, Nagra, Nightingale, Pathos, PrimaLuna, T+A, Triode

Как и было обещано, выкладываю статью по сборке и настройке домашнего кинотеатра класса Hi-Fi у себя дома. Все советы основаны на личном опыте инсталляции данного оборудования в различных неподготовленных помещениях.

Итак, вы решили собрать себе хороший кинотеатр с DolbyAtmos. Что понадобится для его сборки и настройки?


Компоненты домашнего кинотеатра

AV Ресивер


Как говорит нам википедия AV ресивер – это многоканальный усилитель с декодерами цифрового аудиопотока (ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь), тюнером и коммутатором аудио- и видеосигналов для бытового применения в системах домашнего кинотеатра. Может преобразовывать звуковые и видеоформаты.

Ресивер – это мозговой центр нашего домашнего кинотеатра. Именно через него проходит вся коммутация нашей системы. Как правило они оборудованы большим количеством цифровых и аналоговых входов, для возможности подключения всего домашнего мультимедиа, от Blu-ray плеера до игровой приставки.

Как подобрать ресивер для DolbyAtmos? На данный момент поддержка DolbyAtmos присутствует у всех производителей ресиверов, как правило в топовом сегменте. Отдельно можно выделить компанию Onkyo которая сделала ставку на более широкий круг покупателей, выпустив линейку ресиверов среднего ценового сегмента с Atmos. Самый бюджетный ресивер на данный момент стоит около 36-37 т.р. Но, естественно, наличие Atmos далеко не показатель того, что ресивер вам подходит.

На что еще следует обратить внимание при выборе ресивера

  • Мощность. Сигнал в устройство приходит не усиленный, а только в несколько милливатт, чего недостаточно для воспроизведения данного сигнала акустической системой. Для этого и используется система усиления сигнала, но мощность – не только показатель громкости, которую вы можете получить. Обратите внимание на то, что практически все производители в характеристиках устройств указывают что-то вроде – мощность 100Вт на канал, нагружен 1 канал. Это означает, что данную мощность устройство может подать только в том случае, если подключена только ОДНА колонка. Естественно при подключении всех колонок мощность будет ниже, пропорционально их количеству.
  • Возможности коммутации. Перед покупкой ресивера лучше определиться, что вы к нему будете подключать, нужен ли Wi-Fi и Bluetooth, хотите ли вы поставить доп. усилитель для фронтальной пары или подключить винил. На данный момент большинство ресиверов – это универсальные устройства, которые сами могут послужить источником аудио сигнала без дополнительных внешних устройств, таких как CD или NP проигрыватели. Также обратите внимание на возможность подключение АС по Bi-amping> зачем это нужно расскажу ниже.
  • ЦАП. Качество цифро-аналогового преобразователя напрямую влияет на качество звука полученного от цифровых источников.
  • Сила тока. Очень важный и не всеми указываемый параметр. Он влияет на возможность воспроизведения НЧ сигнала на одинаковом уровне в течении продолжительного времени. Например звук отбойного молотка – если конденсаторы не смогут накопить нужный заряд, то данный звук будет затухающим вне зависимости от громкости, при этом также звук начнет сливаться в общий гул, хотя как мы знаем отбойный молоток все-таки это повторяющиеся НЧ удары.
  • Прослушка. Так как ресивер это только 40% от вашего финального звука, то лучше его прослушать с акустикой которую вы себе выбрали. Тем более что особенности слуха у каждого индивидуальные, лучше всего слушать не в рафинированных условиях специально подготовленного помещения, так как для того, чтобы добиться такого звука дома самым простым вариантом будет построить помещение для ДК.

Акустические системы


Собственно говоря это и есть ваш звук. На данный момент на рынке присутствует огромное количество производителей которые могут предложить акустику любых форм и размеров. В классической системе 5.1 как правило используются 2 напольные фронтальные колонки, отвечающие за воспроизведения основного звука, 2 тыловые полочные, которые как правило служат только для спецэффектов и центральный канал. Сабвуфер, подключаемый к ресиверу, должен быть активным, то есть со своим встроенным усилителем, пассивные сабвуферы к AV ресиверам подключить нельзя. Для воспроизведения сигнала DolbyAtmos нам понадобятся либо DolbyAtmos колонки, например Onkyo SKH-410, либо же потолочная встраиваемая акустика.

  • Мощность. Мощность АС это не показатель её громкости, а показатель её надежности, то есть того, какой сигнал она сможет переварить. При подборе акустики нужно учитывать очень важно, что бы мощность акустики была выше максимальной мощности усилителя. Также важно, что бы параметр сопротивления был либо таким же, либо выше чем у усилительной части источника сигнала.
  • Дисперсия распространения звука акустической системы. На данный момент у акустических систем угол распространения звуковой волны варьируется от 90 до 160 градусов. Чем выше данный показатель, тем удобнее АС в установке, так как не требует поворота к слушателю. Некоторые колонки отличаются эгоистичным характером, рассчитанным только на одного слушателя, некоторые, наоборот, более дружелюбны.
  • Расположение фазоинвертора. Фазоинвертор обеспечивает расширение НЧ диапазона АС за счет резонанса его трубы на частоте ниже, чем у НЧ динамика. Его расположение может быть либо на фронтальной, либо на тыловой части АС, и оно влияет на её установку. При фронтальном фазоинверторе АС можно устанавливать близко к стене, что облегчает задачу при инсталляции в ограниченном пространстве, в случае с тыловым расположением чем ближе АС к стене тем больше НЧ сигнала и в звуке появляется каша. В случае если вам все-таки придется расположить колонки близко к стене, то рекомендуется разместить сзади шумопоглащающий материал.
  • Количество полос. Так как один динамик не сможет адекватно воспроизвести звук всего слышимого диапазона, то для НЧ, ВЧ и СЧ частот производители используют разные воспроизводящие динамики, то есть 3-х полосная акустика имеет отдельные динамики для воспроизведения сигнала каждого диапазона. В 2-х полосной акустике, как правило, есть отдельный динамик для НЧ диапазона и СЧ, ВЧ динамик.
  • Bi-amping. Данная функция позволяет подключить НЧ и СЧ, ВЧ каскад к отдельным усилителям. Что это дает? В данном случае мы нивелируем негативное влияние друг на друга НЧ и СЧ сигнала
  • Прослушка. У каждой АС свои нюансы воспроизведения, каждая из них по своему украшает звук. Поэтому, как я уже говорил при выборе комплекта лучше всего его будет прослушать в живую.

Источник сигнала


На что обратить внимание

  • Поддержка нужных декодеров. Это пожалуй главное, что от плеера нам нужно, сможет ли он подать нам DolbyAtmos сигнал или нет.
  • Подключения. Как правило все плееры сейчас оборудованы HDMI входом, но так же важно знать есть ли там Wi-Fi, например для того, чтобы перевести управление вашими устройствами на смартфон.

Провода для подключения и доп. аксессуары


На что обратить внимание

  • Сечение акустического кабеля. Акустический кабель должен быть не менее 2.5 мм^2 для того, что бы нивелировать искажения в сигнале. Кабель сейчас практически весь выполнен из OFHC меди с разным количеством девяток после запятой.
  • Материал разъемов. Позолоченные разъемы на вашем кабеле это не только показатель того, что вы можете себе купить позолоченный кабель. Окисление контактов приводит к негативному влиянию на качество звука, создавая дополнительные искажения.
  • Оплетка кабеля. Как уже было указано, чем выше качество вашей техники, тем выше её чувствительность к внешним факторам, качественное экранирование кабеля позволит избавиться от искажений сигнала из за внешних ЭМ искажений.
  • Демпферы. При подборке того, как установить вашу технику, обратите внимание на защиту от вибрации. На демпфирование многие производители тратят огромное количество денег, иногда в самой цене ресивера большая часть заложена именно в защите от вибраций. Сейчас на рынке можно найти множество разных демпферов на любой вкус. Однажды я демпфировал усилитель разрезанной резиной от старого барабанного пэда.
  • Длина кабеля. Кабель лучше брать с запасом, потому что шанс того, что понадобится перемещение колонок и компонентов очень велик.

Настройка и установка

Итак, мы выбрали себе все, что нужно для домашнего кинотеатра и привезли домой. Осталось самое интересное – подключение и настройка.

Подготовка помещения


Начнем с акустики помещения, чем больше у вас в помещении мягких шумопоглощающих предметов, тем лучше. Это не обязательно должны быть специально купленные и размещенные вещи. Диваны, шторы, кресла также являются шумопоглотителями.

Как расположить фронтальную пару


Расстояние между фронтальными АС и расстояние между каждой колонкой и слушателем должны составить равнобедренный треугольник. Из этого же треугольника можно рассчитать угол поворота АС к слушателю, грубо говоря, если представить, что ваши руки – стороны треугольника, образующие угол в 90 гардусов, то они визуально должны упираться в фронтальную часть динамика. Но в случае с динамиками с широкой дисперсией распространения сигнала колонки поворачивать не нужно. Расстояние между колонками вы можете выбрать на слух, при помощи стерео звука, желательно с вокалом.

Как расположить тыловые колонки

Тыловые колонки лучше разместить немного дальше зоны прослушивания на уровне головы слушателя (для этого есть специальные подставки, либо настенные крепежи), напротив фронтального канала.

Как расположить центральный канал

Тут, собственно говоря, все очень логично и просто, центральный канал располагается по центру экрана, который служит для просмотра. Естественно на пол его ставить нельзя, так как это нарушает картину звучания человеческого голоса.

Как расположить сабвуфер

Сабвуфер лучше расположить во фронтальной зоне прослушивания, вплотную к стене, для того, что бы добиться более громогласных эффектов за счет отражения звука от стены.

Как расположить колонки для Atmos


Если колонки для Atmos встроены во фронтальную пару, то сложностей с их установкой не будет. То же можно сказать и про дополнительные колонки, которые устанавливаются на фронтальную пару. Но данные АС не смогут адекватно работать в случае, если у вас в квартире (помещении) используются подвесные или натяжные потолки, в таком случае лучше использовать потолочную акустику.

Подключение к ресиверу


Авто настройка


Сейчас практически каждый ресивер обладает функцией авто настройки. Рекомендую им пользоваться, так как он делает большое количество настроек за вас. Работает данная система как сонар, проверяя расположение громкость и акустику помещения. В дальнейшем вы уже можете отстроить звук под себя.

Заключение
Итак мы собрали и настроили домашний кинотеатр. Естественно описанное здесь не является на все 100% универсальным рецептом, все-таки каждая настройка делается под слушателя. Но указанные здесь нюансы нужно учитывать при каждой настройке. Естественно, это не идеальный вариант настройки системы, но ведь не каждый захочет сделать ремонт из-за хорошего звука.

Читайте также: