Когда покажут по телевизору союз спасения

Обновлено: 15.05.2024

Декабрь 1825 года, Санкт-Петербург, столица Российской империи, чьи войска недавно заняли Париж. Россия стала первой державой мира. Теперь все кажется возможным. Молодые победители, гвардейские офицеры, уверены, что равенство и свобода наступят здесь и сейчас. Ради этого они готовы принести в жертву все: положение, богатство, любовь, жизнь и саму страну.

Прошло 194 года со дня восстания на Сенатской площади. О тех событиях сейчас вспоминают редко. Деятельность декабристов почти не попадает в поле современных дискуссий, которые сосредоточены на богатом и спорном наследии XX века. Сегодня место революционеров-интеллектуалов скорее в школьных учебниках и университетских лекциях. Напомнить о далеком декабре 1825 года захотел известный продюсерский дуэт Константина Эрнста и Анатолия Максимова, уже воплощавший на большом экране масштабные…

Не фильм, а балаган, ни сути, ни сюжета. Фильм состоит из обрывков недосценария и недоигры актёров, испытывала чувство стыда за такое прочтение одной… Читать дальше…

Высокие ожидания редко оправлываются,и этот фильм не стал исключением.Да,красиво,масштабно ,но не хватило глубины персонажей,для плохо знающих тему… Читать дальше…

При съёмках массовых сцен использовали 3D модели настоящих актёров. Для одного масштабного эпизода хватало 300-500 статистов – в то время как в кадре благодаря 3D персонажам зрители могут увидеть гораздо больше людей.

В основном съёмочная команда работала в Санкт-Петербурге и Белгородской области. Кроме того, в фильме покажут интерьеры Михайловского замка, Юсуповского дворца, а также виды Петропавловской крепости, Дворцовой площади и Царского села.

Для съёмок восстания на Сенатской площади был построен огромный павильон площадью более 40 тысяч кв.м. Изнутри строение полностью обтянули хромакеем.

Бакенбарды и усы на лицах актёров, вспомнив неудачный опыт Голливуда, создавали без помощи компьютерных технологий. Гримёры подготовили более сотни образцов волосков разной текстуры и цвета, чтобы растительность на лицах выглядела правдоподобно. Каждый волосок прикреплялся к коже специальным прозрачным клеем. По этой причине актёрам-мужчинам приходилось готовиться к съёмкам с 3-4 часов утра.

Для военных мундиров использовали сукно, изготовленное на подмосковной фабрике по традициям XIX века. Это позволило реквизиторам и художникам по костюмам добиться натурализма при крупных планах.

С каждым из 1800 статистов, участвовавших в съёмках в разные временные периоды, проходили специальную подготовку военные и реконструкторы. Их учили правильно двигаться, держать осанку в исторически верных костюмах и сохранять военную выправку.

Первый канал опять разродился масштабным историческим фильмом. Впрочем, почему историческим? Ему больше подошло бы "типа историческим".

Премьера фильма "Союз спасения" была приурочена к годовщине декабрьского восстания, имевшего место в 1825 году. Рекламировали картину широко, с массой пресс-конференций, интервью и статей. Трейлер обещал нечто масштабное и героическое.

И вот я смотрю этот нудный и длинный - более двух часов - от чего он кажется еще более нудным, фильм.

Я не буду копаться в исторических несоответствиях, анахронизмах и неточностях. Я хочу просто сделать обзор фильма как фильма.

Итак, что мы имеем. Во-первых, кучу бабла. Бюджет фильма оценивают в сумму 900 000 000 рублей. Если я не ошибаюсь, на сегодняшний день это самый дорогой российский кинопроект. В любом случае он входит в тройку самых дорогих. Это почти миллиард рублей. Миллиард, Карл! Чтобы было понятнее, это 12,8 миллионов долларов. Что получилось в итоге?

Признаться откровенно, я ожидала увидеть нечто похожее на "Звезду пленительного счастья" 1975 года. Ну, потому что фильм отличный и снять лучше трудно. Оказалось, снять лучше не просто трудно, а откровенно не под силу. "Союз спасения" совершенно не похож на "Звезду пленительного счастья", но это не плюс, а минус - авторы хотя бы попытались пойти по собственному пути.

Собственный же путь завел их определенно куда-то не туда. В целом впечатление от картины можно обозначить как "куча". Огромное количество персонажей, линии которых начинаются и обрываются безо всякого предупреждения. Иногда возникало ощущение, что какого-либо героя ввели в сюжет только для того, что бы с торжественной физиономией произнес: "Никак-с нет, сударь", и все. На него можно забить. При этом ни один из них не выделен как главный герой. Метод "чеховского ружья" авторы полностью проигнорировали. Огромное количество событий, относящихся к разным периодам времени. Впечатление таково, что при тестовом просмотре авторы поняли, что сотворили что-то не то, досняли пару-тройку флешбеков, покромсали всю ленту на мелкие кусочки, перемешали и склеили в рандомной последовательности. При просмотре создается впечатление, что смотришь не кино, а длинный-длинный клип. Истории нет! Есть нарезка разных эпизодов, а истории нет. Сюжет настолько рваный, что его почти нет, он состоит из одних провалов. И куча пафоса к месту и не к месту.

Речь. Стилизация современной речи под речь двухсотлетней давности - беда современного кинематографа. Она настолько осовременена, что всяческие "Оставьте, сударь" и "П о лно" выглядят настоящей нелепостью, чем-то вроде "кушать подано, идите жрать" - да лучше бы они и не пытались сделать эту стилизацию, не умеете - не беритесь. Интонации, выражения, построение фраз - ну можно же было классиков, что ли, почитать, письма Пушкина, что ли. А тут какое-то сплошное аки-паки и вельми понеже в виде вставок в абсолютно современную речь.

Диалоги это вообще что-то запредельное. Например:

- У меня деликатный разговор к вам. Зачем вы это сделали?

Это вопрос о восстании. ))) Действительно, зачем? Но я б его и авторам задала.

Если вспомнить все ту же "Звезду пленительного счастья", то этот старый фильм даже рядом нельзя ставить с новой версией. Грамотный сюжет, адекватно развитые линии персонажей, в которые гармонично плетена и их личная жизнь, и политические взгляды, и образ каждого раскрыт. Речь стилизованна, ей веришь, в ней нет ни капли современного - видимо, в 1975 году еще были живы те, кто помнил, как изъяснялись в высшем свете и было, у кого проконсультироваться.

Отдельно хочется сказать о музыке. Представьте себе мое удивление, когда в одной из композиций я узнала бутусовского "Апостола Андрея". Ну, помните - "С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде. " Даже и не знаю, к чему там был этот трек - то ли авторы впечатлились совпадением слова "апостол" с фамилией одного из заговорщиков и "повиси-ка на нем (на кресте)" - ну, типа отсылка к повешению пятерых декабристов, то ли просто хотели дать зрителю подсказку, типа "не судите декабристов строго", а, может, и не декабристов, а их, авторов. Но "Наутилус" это пол-дела. В одном эпизоде явно слышался мотив знаменитой Are You Ready от AC/DC. Сюрприз, однако!

В целом обидно - в фильме заняты неплохие актеры, декорации неплохие, костюмы вполне себе, спецэффекты очень даже ничего. А вот сценарий - полный провал. Хотя, когда я узнала фамилию сценариста, она многое объяснила. Оказывается, сценарий написал Никита Высоцкий. В таком случаев повествование вполне в духе его отца - Владимира Высоцкого - такое же дерзкое, рваное и с надрывом. Честно говоря, не понятно, зачем привлекать к написанию сценария человека с таким стилем письма.

МОСКВА, 26 декабря. /ТАСС/. Фильм Первого канала о восстании декабристов "Союз спасения", снятый Андреем Кравчуком, выходит в российский прокат в четверг.


"Мы хотели посмотреть из 2020 года на события начала XIX века. Мы отнеслись к событию с другой точки зрения, нежели наши предшественники. Мы переработали большое количество материала, это событие находилось под сильным идеологическим воздействием. Мы же постарались лишить его конкретного политического подтекста", - сказал журналистам продюсер проекта, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст.

Он рассказал о графическом воссоздании Петербурга тех лет. "Петербург во многом сейчас выглядит по-другому. Люди не могут привязать событие к Сенатской площади, потому что там сейчас парк, хотя два основных здания стоят. Мы в фильме часто показываем геопозицию сверху. Люди должны увидеть, где это все происходило", - сказал Эрнст.

По сюжету российская армия, разгромив войска Наполеона, в 1814 году заняла Париж. Молодые офицеры уверены, что вместе с победой придут равенство и свобода. События фильма разворачиваются в период 1814-1825 годов на фоне восстания декабристов. Авторами сценария стали Никита Высоцкий, Олег Маловичко, продюсерами выступили Анатолий Максимов и Константин Эрнст.

Режиссер картины напомнил, что декабристы не могли договориться о финальной реализации их идеи. "Предложения были очень разные, от республики и физического уничтожения всей царской семьи до конституционной монархии. Все были разного сословия и достатка. Если Трубецкой был одним из богатейших князей, то Пестель жил на зарплату пехотного полковника. Но им всем было важно, чтобы в стране был закон, перед которым все были бы равны", - рассказал Кравчук.

Главные роли организаторов восстания 1825 года исполнили Леонид Бичевин (Сергей Муравьев-Апостол), Максим Матвеев (князь Сергей Трубецкой), Павел Прилучный (Павел Пестель), Иван Янковский (Михаил Бестужев). В картине также играют Антон Шагин, Александр Домогаров, Иван Колесников и Виталий Кищенко. Шагин, сыгравший одного из пяти казненных руководителей восстания, Кондратия Рылеева, поделился с ТАСС, что при создании его образа художники отталкивались от того, что Рылеев работал на американскую компанию. "Художники придумали ему шапку с лисьим хвостом. Я читал, что когда речь заходила о любимой теме Рылеева, любви к родине, у него неестественным блеском загорались глаза, как черная смоль, то есть они были темно-карие. Тогда я предложил режиссеру надеть мне линзы (у Шагина голубые глаза - прим. ТАСС). Это оказалось для меня просто мучением, каждый день мне их надевали на съемки, на 12 часов", - рассказал артист.

Масштабная историческая драма "Союз Спасения", рассказывающая современным языком историю восстания декабристов, выходит в российский прокат 26 декабря. На неделю раньше - 18 декабря 2019 года в Москве состоялась премьера киноленты - ее смогли оценить первые зрители. Представить фильм вышла вся съемочная группа, включая продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова и актёров, исполняющих главные роли: Павла Прилучного, Леонида Бичевина, Антона Шагина, Максима Матвеева, Александра Домогарова, Софью Эрнст, Алексея Гуськова, Виталия Кищенко, Игоря Петренко и других. В числе первых зрителей были Иван Ургант, Валерий Тодоровский, Владимир Меньшов и Вера Алентова, Валентин и Марина Юдашкины, Алена Долецкая, Елена Малышева, Юлия Меньшова и многие другие.

А накануне выхода фильма в прокат, на вопросы обозревателя "РГ" ответили режиссер Андрей Кравчук и продюсер Анатолий Максимов.

Андрей Кравчук: "Война и мир декабристов"

У вас очень мощные спецэффекты в картине. Трудно не заиграться в них, когда делаешь серьезное кино?

Андрей Кравчук: Нет. Просто все-таки хотелось показать все, как есть - чтобы не было ощущения условности. Потому что, когда мы стали все изучать подробно, то я вдруг с ужасом узнал, что пушки на Сенатской площади стояли на углу Адмиралтейского бульвара, метрах в 50 от людей, и расстреливали картечью в упор. И даже в воспоминаниях Бестужев рассказывал, что рядом с ним в клочья разнесло картечью молодого барабанщика. Но мы это не показывали - старались щадить зрителя

Но у вас в фильме тоже крови немало.

Андрей Кравчук: Конечно, она есть. Если по официальным данным погибло около полутора тысяч человек. Большая часть их них была расстреляна в упор и утонула в ледяной воде.

У вас был большой подготовительный период?

Андрей Кравчук: Да, примерно года два.

Какие книжки, исторические свидетельства эпохи оказали на вас наибольшее влияние?

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Андрей Кравчук: Меня поразила книга Якова Гордина "Мятеж реформаторов". Любопытно было читать "Русскую правду" Пестеля. Она тяжелым языком написана, но это - неожиданный документ. Мемуары Николая I, то, что написал Трубецкой про допросы декабристов, его же "Манифест к русскому народу". И очень хорошую точку зрения на все это дал Лев Толстой. У него есть незаконченный роман о декабристах, он начал его писать, потом бросил, и написал "Войну и мир".

У вас в фильме есть моменты, которые мне напомнили "Войну и мир". Может быть, Лев Толстой так повлиял?

Андрей Кравчук: Толстой - один из моих любимых писателей. Он не мог не влиять. Естественно, я перечитывал в процессе работы над фильмом "Войну и мир". Все равно очень важно выстраивать отношения между людьми, а они имеют какие-то свои нюансы.

Андрей, я смотрю практически все, что вы снимаете. Но что касается "Адмирала" и "Викинга", там все-таки кинополотна задумывались, как сериалы. А "Союз Спасения"?

Андрей Кравчук: "Викинг" мы снимали как фильм, не думали про сериал. Просто материала оказалось много. И, возможно, степень натурализма, того, который нам был необходим, непроста для восприятия. Поэтому мы сильно ужимались. Четыре часа была первая сборка материала - смотреть было невозможно.

Фото:

А в "Союзе Спасения" сколько получилось материала?

Андрей Кравчук: Точно так же: первая сборка - около четырех часов. Но здесь сокращать было легче, и в этом случае только - кино. Сериала не будет.

Подбор актеров в фильме - это ваш "список желаний"? Или были все-таки те, кто отказался сниматься?

Андрей Кравчук: Нет, отказов не было. А был долгий-предолгий выбор. Серьезные пробы.

Был кто-то, кого вы поменяли в процессе работы? Допустим, вы видели артиста в роли Пестеля, а потом он сыграл Муравьева?

Андрей Кравчук: Нет, такого не было. Мы целенаправленно искали на роль каждого героя артиста, который бы наиболее ему соответствовал.

У вас в фильме коптерные съемки очень эффектные. Как так делается: снимается сверху вид, и … совершенно другая эпоха?

Андрей Кравчук: Не буду раскрывать все секреты. У нас много компьютерной графики. Сейчас же Петербург выглядит иначе. Правда, мы построили "украинскую" деревню в Белгородской области. Она была, как живая, и мы ее оставили там - подарили эту декорацию местным жителям.

Фото: Алексей Филиппов/ТАСС

А как вы в Питере снимали?

Андрей Кравчук: Тяжело. Морозы были чудовищные. На самой Сенатской площади мы не снимали - она сейчас выглядит по-другому, чем у нас в кино. Здание Сената и Синода сейчас не соединены аркой и так далее. Сенатскую площадь мы снимали в павильонах. Специально строился и Исаакиевский собор. Дворцовую площадь и на Мойке - снимали в реальности. А также - в Гатчине, в Екатерининском дворце, в Екатерининском парке.

По иронии судьбы, как раз в день, когда в Москве СМИ показали первые материалы по "Союзу спасения" представителям СМИ, в Лондоне представили ваш следующий фильм, который будет называться "Рюрик". То есть, вас не отпускает история, не отпускает эта эпоха. Можно ли сказать - какие времена вас, как творческого человека, притягивают больше - декабристов или Древней Руси.

Андрей Кравчук: Времена декабристов были любопытны, сложны. Но Древняя Русь… В ней есть какая-то магия. Вот это существование язычества, более открытых страстей и прочее - Наверное, это какие-то вещи, которые не удалось оставить в фильме "Викинг", они все равно внутри живут, и хочется их тоже дореализовать. Возможно, это попытка что-то доделать, что хотелось в "Викинге", но там мы были сосредоточены на одном человеке. В будущем фильме в этом отношении больше возможностей. А еще хочется и современную историю сделать. Сейчас есть много разных замыслов.

Анатолий Максимов: "Открытие проекта для меня - реконструкторы"

Каков бюджет картины?

Фото: iStock

Анатолий Максимов: Если говорить о бюджете, сложность состоит в том, что объем средств упирается в поддержку Фонда кино. Поддержка Фонда на этой картине - 40 процентов. Безусловно, это много. Но если сравнивать с поддержкой даже меньших фильмов, чем этот, это не так много.

Вам два раза Фонд помогал. Два года вы просили деньги.

Анатолий Максимов: Проблема в том, что можно попросить на много маленьких фильмов, а можно много раз на один большой, что гораздо рискованнее. Потому что, чем дольше вы производите фильм, тем дороже стоят деньги, по понятной причине. А если, не имея бюджета, "выходить в открытое море", можно там тихо "затонуть". Поэтому уязвимость этой позиции сейчас для кино в том, что, с одной стороны, бюджет нужен для того, чтобы быть конкурентоспособным. А, с другой стороны, радикально повышаются риски. И есть еще момент производства, потому что любое решение в геометрической прогрессии выводит вас туда, где вы не ожидали быть. Грубо говоря, уникальность крупных высокобюджетных и сложнопостановочных фильмов для нашего кино состоит в том, что индустрия не очень к ним готова. Зрители - готовы. А индустрия не рискует делать такие проекты по уже названным причинам.

Почему американское кино так охотно делает крупнобюджетные фильмы? Потому что, независимо от результатов в прокате, они застрахованы вторичным рынком. Они точно "отобьются". А у нас большие фильмы - это такие "фрики", которые временами, как печальные слоны выходят из леса, не видят никого такого же рядом, и грустно уходят обратно.

Тогда почему их так необходимо снимать в России?

Фото: Предоставлено нон-стоп продакшн

Анатолий Максимов: Мне кажется, что это нужно делать, но это я себя убеждаю. На самом деле все против этого. Индустрия не готова, с точки зрения профессии, потому что она требует колоссальной мобилизации ресурса и опыта работы с такого рода проектами. Проблема этого фильма, например, в том. что мы снимали в городе, которого нет. Но мы это снимали в городе, его надо видеть, представлять, точно нарисовать и потом сделать. И, если это будет условностью, то все пропадет. У нас такой же риск был по графике с "Высоцким…".

Но ваш "Высоцкий…" в прокате нормально прошел, да и "Викинг" продемонстрировал прекрасные сборы.

Анатолий Максимов: Да, оба фильма собрали. Но все равно это каждый раз страшно, потому что ставка - на один фильм. На протяжении многих лет наша компания производит только один фильм! Все бюджеты, все, что мы находим, привлекаются только на один фильм! И "Союз Спасения" делали пять лет, даже больше. При этом - финансирование начинается сразу же.

И все это сначала пишется, потом практически на каждую сцену готовится изображение - визуальные концепты. Ну, как "Аватар", примерно, - такая же технология. Раскадровки на каждую сцену, после них - аниматики на все сцены, в том числе и связанные с массовыми бунтами. То есть, в процессе подготовки я весь фильм, как мультик могу смотреть. После аниматики создается уже тематический план, сцена, направление движения…

Фото: iStock

Зачем вы так подробно работаете?

Анатолий Максимов: Иначе никогда не сойдется.

Не все так делают.

Анатолий Максимов: Нет! Все так делают! Если говорить про уровень графики, ее - лавина. Возьмите, к примеру, "Звездные войны", весь фильм - на графике.

Вы все режиссерские желания исполняли? Например, Кравчук говорил: "Я хочу коптер и подводные съемки". Или это вы ему говорили: примени такой-то способ съемки?

Анатолий Максимов: Мы вместе вырабатывали все решения. Не в смысле "я хочу", а, исходя из первоначального порыва. Дальше мы говорили: да, мы это можем, но тогда придется пожертвовать вот этим. Нет таких ощущений, что, мол, иди и думай. Я все-таки каждый день нахожусь на съемках.

Костюмы в фильме просто великолепны…

Анатолий Максимов: Костюмы очень сложные, потому что мы больше полутысячи их сделали. Они - действительно хорошие. Потому что первое, на чем "палится" обычно историческое кино, это на костюме. Хоть что-то не так - сразу начинается "детский утренник".

А вы не будете делать выставку костюмов, как сейчас принято?

Фото: iStock

Анатолий Максимов: Мы ее будем делать немножко в другой форме, приблизив непосредственно к аудитории кинотеатров. Потому что не все, кто ходят в кино, посещают выставки. Мы делаем инсталляции, включая сложнопостановочный реквизит, и даже реконструкторов станем привлекать, потому что в новогодние дни в некоторых кинотеатрах даже будем делать перфоманс.

Для меня главное открытие проекта - это реконструкторы. Люди, которым интересно жить. Они одной частью мозга живут в другом времени. Не от скуки это делают, для них это драйв. Им рассказать другим, как заряжают ружье в один из приемов, и другие вещи - в удовольствие. Я столько нового узнал. Мы начали работать с этими людьми, и увлеклись так, что даже на озвучание их звали. Потому что они знают как правильно крикнуть, например: "Без команды с патроном заряжай!". Они понимают, что это такое. Я наслаждаюсь, когда смотрю кусочки материала, в которых, скажем, офицер поправляет строй, а рядом идет реконструктор. И он ровняет всех профессиональным движением, потому что понимает зачем, в отличие от актера. Это дает настолько мощную текстуру, потому что потом одно цепляется за другое, и вытягивает правду жизни.

У вас массовка больше, чем у Бондарчука в "Войне и мире"?

Анатолий Максимов: Нет, конечно. Но у нас массовка большая - до 800 человек. Мы всех, кто работал над фильмом - и реконструкторов, и массовку - в конце снимали, делали фото в костюме, и дарили фотографию. И актерам! Мы каждому в конце съемок сделали альбом - каким он был в фильме. Потому что людей костюм преображает радикально. Они реально становятся другими. Такой костюм "перезаливает" человека заново. Мне один реконструктор рассказал, как он маленьким был, и они с папой приехали к дяде. И тот достал фотографию - когда служил в армии, снялся в "Войне и мире" у Бондарчука. "Мне было 11 лет, и я увидел его во французской форме", - рассказал реконструктор. Сейчас ему 50, и он эту форму, выражаясь фигурально - снять не может. Это так его "прожгло", что определило то, чем он занимается.

Константин Эрнст напомнил, как расписывались, автографы давали на дисках, где были записаны "Дозоры". Вы будете потом делать подарочные диски, флэшки с записью фильма. Может быть что-то еще?

Анатолий Максимов: Для премьеры у нас была заготовка, которую мы дарили вместе с билетами. Это - елочная игрушка в виде декабриста. Мы же перед Новым годом выходим, и это нужно для того, чтобы одомашнить немножко проект для аудитории, потому что он выглядит страшным, а на самом деле, это - часть нашего прошлого. Однако, пока мы не осознаем то, что тогда произошло, и почему, то и с настоящим не разберемся.

Вопрос - ответ

Анатолий Максимов: Главный риск, на который мы пошли - а речь идет о мейнстримовском кино для широкой аудитории - не дали возможности зрителю присоединиться ни к одной из противостоящих друг другу сил. Поскольку мы - не над схваткой, а внутри. Для нас главный мессидж в том, что речь о гражданской войне, которая длится в разных фазах уже 200 лет. Главная драматическая арка не внутри отдельно взятого героя, а внутри зрителя, который может присоединиться к такому построению фильма. Мы привыкли к тому, что враги с одной или другой стороны. А то, что враги - свои? Как к этому относиться? Вот в этом главная особенность идеологии фильма.

"Вторжение", Федор Бондарчук - с 1 января

"Холоп", Клим Шипенко - с 26 декабря

"Иван Царевич и Серый волк-4", Дарина Шмидт, Константин Феоктистов - с 26 декабря

Фото: imdb

Продолжая цепочку рассуждений, легко прийти к выводу, что авторы фильма решили воспользоваться восстанием на Сенатской площади, чтобы поговорить о бессмысленности любого бунта, снять своего рода фильм-предупреждение. Вот, мол, к чему приводят интеллигентские (в данном случае — дворянские) брожения в умах — ни к чему хорошему. Зная имена авторов — режиссера Андрея Кравчука и продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова, — в этой мысли утверждаешься уже окончательно. Все-таки люди трудятся под эгидой главного телеканала в стране. А значит, заходя в зал, чувствуешь себя уже более или менее готовым к тону разговора и, так сказать, повороту темы.

Фото: 20th Century Fox Russia / YouTube

Декабристы в этом ряду — слишком легкая мишень, чересчур очевидный повод для назидания потомкам. При этом авторы фильма будто бы и сами не вполне верят в то, что пытаются сказать, а потому не могут определиться с отношением ни к декабристам, ни к их антагонистам. С одной стороны, бунтари — почти гай-ричевские бретеры (карты, деньги и стволы в ассортименте), с другой — ошалевшая золотая молодежь, с третьей — прогрессисты, с четвертой — опасные сумасброды. То же и с противоположным лагерем: если бунт — это зло, то государь — несомненное добро. Однако объявить спасителем России (от кого?) Николая Павловича создателям фильма тоже чего-то не хватает — то ли наглости, а то ли бессовестности.

Фото: 20th Century Fox Russia / YouTube

Особенно обидно, что восстание декабристов — это и правда страшно интересный, противоречивый сюжет, вернее, собрание сюжетов. Конечно, среди членов Северного и Южного обществ (к слову, вполне легальных) были и радикалы вроде Пестеля, но даже они, пройдя войну 1812 года, вряд ли всерьез собирались рубить головы или даже стрелять. И остается лишь воображать, каким мог бы получиться фильм, если бы рассказчиком и стержневой фигурой драматургии стал, скажем, Николай Михайлович Карамзин.

Читайте также: