Когда появились цветные телевизоры в казахстане

Обновлено: 20.05.2024

Кажется, что телевизоры существуют целую вечность. Когда появились первые цветные ТВ-устройства, передовые стандарты передачи сигнала и цветное вещание — вы узнаете обо всем из нашей статьи.

Долгий путь: сколько лет цветному телевизору?

В 1938 году Вернер Флехзиг запатентовал принцип работы цветного кинескопа, а метод передачи цветного изображения был разработан Гильермо Гонсалесом Камареной в 1940 году.

Только в 1962 году был запатентован европейский стандарт PAL, который стали использовать с 1967 года. В нем применяется модель передачи цветов YUV, где Y ­ — это яркость, которую могут воспроизводить в том числе черно-белые телевизоры, а UV ­ — сигналы цвета.

В 1956 году началось развитие французского стандарта SECAM, который дебютировал в начале 1960-х годов.

Разработка многих стандартов не была результатом отсутствия научных связей между государствами, а стала частью политики: Франция хотела защитить себя от импорта во всех сферах и развивать свой собственный культурный ландшафт. А в Советском Союзе была введена альтернативная система SECAM, лишь условно совместимая с французской, чтобы свести к минимуму политическое и техническое влияние со стороны Запада.

Пик продаж цветных телевизоров в Европе пришелся на Олимпийские Игры 1972 года и Чемпионат мира по футболу 1974 года. К этому времени около 90% всех телевизионных передач были в цвете, а примерно у пятидесяти процентов европейских семей был дома цветной телевизор.

Введение цветного телевещания было субсидировано GEZ (Центральная служба по взысканию сбора за пользование теле- и радиоканалами).

История развития цветного телевидения вовсе не закончилась, ведь в природе существует больше цветов, чем может показать современный телевизор. Некоторые устройства и форматы расширяют отображаемое цветовое пространство. Самые актуальные тенденции развития на рынке телевизионной техники: передача картинки с более высоким разрешением (4K и 8K) и звука с эффектом полного присутствия (Auro-3D, Dolby Atmos, Higher-Order Ambisonics, или NHK 22.2).

Цветной телевизор Витязь 722

Работы по ЦТВ велись в Советском Союзе с начала 1950‑х годов.

В 1953‑1955 годах в Москве и Ленинграде (ныне - Санкт‑Петербург) проводилось опытное вещание, а к июню 1956 года был разработан комплекс телевизионной передающей и приемной аппаратуры в макетном исполнении.

К началу 60‑х годов более чем в десяти странах было разработано и запатентовано свыше тридцати различных систем цветного ТВ, многие из которых прошли проверку опытным вещанием. К середине 60‑х годов выявились два фаворита: система РАL, предложенная немецкой фирмой "Телефункен", представляющая собой модификацию системы NTSC, и система SЕСАМ, разработанная во Франции.

В марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения, была создана межправительственная комиссия по цветному телевидению.

1 октября 1967 года в Москве в студии Московского телецентра на Шаболовке было открыто регулярное цветное телевизионное вещание по совместимой советско‑французской системе SЕСАМ на 625 строк. Открытие цветного ТВ было приурочено к 50‑летию Октябрьской революции.

В этот же день началась продажа населению цветных отечественных телевизоров.

Преимуществом системы SЕСАМ была меньшая чувствительность к искажениям при передаче по междугородным линиям и при видеозаписи, недостатком ‑ усложнение аппаратуры при микшировании сигналов.

Систему SЕСАМ, кроме СССР и Франции, также приняли многие франкоговорящие страны Африки, страны "социалистического лагеря" и Иран.

Ведущие страны Западной Европы выбрали систему РАL. 1 июля 1967 года цветное телевизионное вещание началось в Англии, 27 августа 1967 года ‑ в ФРГ, 1 января 1968 года ‑ в Голландии.

Аппаратура цветного телевидения была разработана, изготовлена и затем установлена в студиях Общесоюзного телецентра в Москве в Останкино, и программы цветного телевидения передавались в составе первой программы Центрального телевидения в другие города по сетям междугородных линий связи. Для режиссеров, редакторов, операторов и художников были организованы специальные обучающие курсы по работе с цветным телевидением. Постепенно телецентры по всей стране переходили на создание и передачу программы цветного телевидения.

К 1977 году стали цветными все передачи Центрального телевидения, а в 1987 году цветное оборудование получили все периферийные телецентры.

В конце 80‑х годов у населения работало уже более 50 миллионов цветных телевизоров.

Увеличение объема цветных программ происходило медленно, а многочисленные предложения о закупке зарубежных телепрограмм для поддержки цветного вещания проходили через инстанции редко и только по особым случаям (высокий визит, юбилейная дата).

Трудно формировался "парк" цветных телевизоров, хотя их долгое время продавали ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник кризис сбыта телевизоров: население почти перестало покупать черно‑белые телевизоры, но еще не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надежности.

Важную роль в распространении цветного телевидения сыграли космические телевизионные системы "Орбита", "Экран", "Москва", высокие параметры трактов передачи которых позволяли доносить высококачественный цветной сигнал в любую точку страны.

Сегодня казахстанское телевидение отмечает своё 60-летие. Впервые казахское телевидение начало вещание из столицы Казахской ССР – Алма-Аты, рассказывает МИА "Казинформ".

29 июня 1957 года Совет министров Казахской ССР принял постановление о создании комитета радио- и телевещания. Через 8 месяцев, 8 марта 1958 года было основано Казахское телевидение. В этом же году были открыты телестудии в Караганде и Усть-Каменогорске, через год в Жезказгане, через два в Петропавловске. Затем появились телестудии в Целинограде, который впоследствии стал столицей, в Балхаше и Семипалатинске, и эта работа продолжалась.

В некоторых городах телевышки стали одной из первых достопримечательностей, заметными издалека, как, например, в Алма-Ате.


В первые годы телевидение транслировало в порядке эксперимента кинофильмы и телеспектакли. Затем осваивать голубой экран пришли радиожурналисты, которые впоследствии стали тележурналистами. Появились такие жанры как телерепортаж, телеинтервью и ныне канувший в лету телеплакат.

Среди тех, кто участвовал в становлении Казахского телевидения, можно особо отметить Канафию Мустафина и Совета Масгулова. С середины 70-х годов название комитета изменилось на Государственный комитет радио- и телевещания Казахской ССР.

В 1991 году Казахское телевидение первым донесло до народа принятие присяги Первым Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым.


В 1992 году "Гостелерадио Казахской ССР" было реорганизовано в Государственную телерадиокомпанию "Казахстан", а в 1995-м – в Республиканскую телерадиокорпорацию "Казахстан". Впоследствии РТРК претерпела ещё немало изменений и теперь включает в себя три телеканала – "Казспорт", "Казахстан", "Балапан" – и несколько радиостанций, а также сеть из областных телерадиокомпаний.

Сегодня в Казахстане вещает 14 общедоступных казахстанских телеканалов, общее количество телеканалов превышает 30, а ещё три вещают за пределами страны.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Спирина Ольга Сергеевна

В статье изучается история развития телевидения в Казахстане, анализируется современное состояние телевизионного рынка. Особое внимание уделяется вещанию в сети Интернет , рассматриваются преимущества и недостатки перехода на интернет-вещание . Уделяется внимание актуальным проблемам, связанным с телевидением и интернетом .

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Спирина Ольга Сергеевна

INTERACTIVE INTERNET TELEVISION IN KAZAKHSTAN

In this article history of development of television in Kazakhstan is studied, the current state of the television market is analyzed. The special attention is paid to broadcasting on the Internet , benefits and shortcomings of transition to Internet broadcasting are considered. The attention is paid to the actual problems connected with television and the Internet .

ИНТЕРАКТИВНОЕ ИНТЕРНЕТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

Спирина Ольга Сергеевна

Казахская Национальная Академия Искусств им. Т. Жургенова, Алматы

Аннотация. В статье изучается история развития телевидения в Казахстане, анализируется современное состояние телевизионного рынка. Особое внимание уделяется вещанию в сети Интернет, рассматриваются преимущества и недостатки перехода на интернет-вещание. Уделяется внимание актуальным проблемам, связанным с телевидением и интернетом.

Ключевые слова: телевидение, Интернет, интернет-вещание, Казахстан, сайт, программа, канал.

INTERACTIVE INTERNET TELEVISION IN KAZAKHSTAN

Spirina Olga Sergeyevna

Kazakh National Academy of Arts of T. Zhurgenov, Almaty (Kazakhstan)

Abstract. In this article history of development of television in Kazakhstan is studied, the current state of the television market is analyzed. The special attention is paid to broadcasting on the Internet, benefits and shortcomings of transition to Internet broadcasting are considered. The attention is paid to the actual problems connected with television and the Internet.

Key words: television, Internet, Internet broadcasting, Kazakhstan, website, program, channel.

История Казахстанского телевидения берет начало со времен Советского Союза [1]. Развитие казахского ТВ можно разделить на четыре основных этапа. Первый этап начался в начале ХХ века и продлился до

1930-х годов. Все начиналось с научных экспериментов в области передачи изображения и звука. Исследования продолжались до тех пор, пока не удалось провести первую полноценную студийную передачу. Это по-настоящему исторически важное событие имело место быть 1 октября

За последнее время телекоммуникационный рынок Казахстана изменился коренным образом. Казахстанский телевизионный рынок в 2013 году был представлен 14 эфирными каналами, телеканалами регионального телевидения, более 90 операторов кабельного телевидения и интернет ТВ. Учитывая исторические, социальные и территориальные особенности Казахстана, телевидение по-прежнему остается самым по-

Однако сегодня у телевидения появился конкурент в лице всемирной глобальной сети интернет. По данным TNS Web Index [4], единственный растущий медиаканал в Казахстане сегодня - это интернет, охват которого почти в 2 раза превышает охват прессы. В июле 2015 количество интернет-пользователей в РК достигло 3,47 млн. То есть 71 % населения страны в возрасте от 12 до 54 лет заходят в сеть минимум не реже одного раза в месяц [5].

Как и на любом растущем интернет-рынке, 67,5 % пользователей в Казахстане — жители крупных городов. Но и региональным компаниям в ближайшие пару лет следует учитывать бурный рост потенциала рекламы, так как прирост проникновения интернета в малых населенных пунктах составляет около 40 % в год.

По данным анализа медиапотребления TNS, интернет обычно используется для работы с электронной почтой, поиска информации и

просмотра новостей. Кроме того, фильмы смотрят 54 % пользователей, музыку слушают 43 %.

Здесь хочется вновь вернутся к телевидения и уделить особое внимание его свойствам [1]. Первое на что стоит обращать внимание, это вездесущность телевидения. Второе качество - симультанность ТВ, то есть возможность передачи информации мгновенно посредством прямого эфира. В последние годы и в интернете можно встретить подобное. Например карты Google maps, которые позволяют наблюдать практически за любой точкой мира в режиме онлайн. Но эта технология не настолько совершенна и налажена, как прямой эфир на телевидении. Следующее, пожалуй уникальное качество телевидения - персонифи-цированность ТВ, то есть зритель ассоциирует программу или репортаж с конкретным человеком. И еще одно, не менее важное - документальность. Телевидение не создает события, а рассказывает о них без вмешательства и влияния.

Особенно мне хотелось бы подчеркнуть пятое, и наверное самое главное свойство, замеченное из личного наблюдения. Это - адаптивность. Телевидение - самый массовый вид современного искусства, и так просто оно не будет сдавать позиции. Время идет, мир меняется, на смену одному поколению приходит другое, старые технологии уступают

место новым, а телевидение успешно использует все новое себе на благо. Так же происходит и произойдет с интернетом. Интернет расширит возможности телевидения. Возможно, это будет уже не такое телевидение, как мы привыкли видеть и думать, но все же оно будет существовать и оно будет совершенно грандиозным. Ко всем существующим положительным свойствам телевидения (не будем говорить об отрицательных, хотя они тоже имеют место быть) добавятся преимущества интернет-вещания. Их конечно же стоит рассмотреть детально.

Первое о чем хочется упомянуть, это безграничный архив информации. Почти все телеканалы уже достаточно успешно используют эту практичную функцию. Раньше у зрителей не было возможности повторно пересмотреть любимую программу. Сейчас у каждого канала есть свой интернет сайт, к которому прикрепляются все программы, вышедшие в эфир. Кроме этого уже достаточно долгое время существует функция записи программы одним нажатием кнопки на пульте. Здесь хочется подчеркнуть, что некоторые свойства интернет-телевидения схожи с теми, что мы используем имея спутниковое ТВ в комплекте с умными телевизорами. Но интернет максимально упрощает это все.

Персонализация вещания. Многие сайты используют форму регистрации как инструмент для изучения своей реальной аудитории и настройки сайта персонально под каждого пользователя. На основе данных, предоставленных пользователем, возможно не только подстраивать элементы сайта, но и менять сетку вещания и наполнение рекламных блоков. Например, если пользователь оставил в анкете данные о своих интересах - автомобили, спорт, кино, - то на сайте ему будет предложен специальный канал, посвященный автомобильному спорту, а рекламные блоки будут заполнены киноафишей. Для Казахстана это особенно важно, так как, к сожалению, казахстанский телевизионный рынок не достаточно эффективно анализируется. В процессе поиска информации о текущем положении телевидения в разных странах, мне

не удалось найти ничего дельного о телевидении Казахстана. Специализирующиеся на этом агентства есть, но видимо работают не достаточно эффективно.

Низкозатратная технологическая цепочка. Организация интернет-вещания требует значительно меньших затрат, чем традиционное или интерактивное ТВ: не нужно ставить передатчики, занимать большие офисные помещения, покупать специальную дорогостоящую аппаратуру, а также резервировать спутниковый канал. Интернет создан как открытая среда, где практически каждый может реализовать свои возможности. Следует также отметить, что интернет и менее структурирован с точки зрения правовых норм. Низкие затраты дают больше возможностей для создания частных, независимых, некоммерческих вещательных каналов. Преимущество это или недостаток, конечно спорный вопрос. От экономного производства может пострадать качество телеконтента.

Конечной мотивацией деятельности любого телеканала становится его коммерческая успешность. Рейтинговые показатели, влияющие на

населения с обеспечением максимальной доступности для жителей отечественных средств массовой информации.

Список использованных источников

1. Барлыбаева С. Х. Телевидение в мире и в Казахстане. Алматы: ^аза^ Университету 2007.

Все — о становлении цветного ТВ в СССР и США. Почему цветное телевидение появилось и тут же исчезло? Какой была первая цветная программа?

25 июня 1951 года началось коммерческое цветное телевещание Columbia Broadcasting System (CBS). Первые цветные сигналы по ТВ передали пять телестанций сети CBS на восточном побережье США. "Картинка" передавались с частотой 48 полукадров в секунду с разложением на 405 строк.

Рабочие прототипы цветных телевизоров с вращающимся светофильтром были созданы в США еще в 1928 году. Позже благодаря сотрудничеству с Владимиром Зворыкиным в CBS представили промышленный образец, а в 1950 утвердили стандарт параметров.

Без сомнения историческое событие, однако, оказалось провальным: владельцы телевизоров просто-напросто ничего не увидели. Десять миллионов черно-белых телевизоров во всей Америке не показали ничего из-за иного стандарта, который был несовместим со стандартом цветного изображения. Не помогли и конвертеры, которые должны были "научить" черно-белые телевизоры показывать цветную картинку. Но главная проблема была в том, что цветному телевидению были рады не все.

За разработкой цветной ТВ-системы следил президент Radio Corporation of America (RCA) Дэвид Сарнов (уроженец Российской империи). RCA вкладывала огромные деньги в создание черно-белых телевизионных систем и намеревалась полностью контролировать телепроизводство. Цветное ТВ угрожало Сарнову потерей продаж, и он во что бы то ни стало решил помешать компании CBS наладить коммерческое производство телевизоров и сделать все, чтобы система цветного телевидения не была принята в качестве нового стандарта. Сарнов назвал разработки конкурентов "ложным планом, который приведет к откату в технологиях".

Все дело было в том, что продажи черно-белых телевизоров компании RCA в послевоенные годы резко выросли. Цветное ТВ поставило бы на этом бизнес-успехе крест. Однако цветная система была действительно несовместима с черно-белыми устройствами. То есть миллионы людей, купившие телевизор, вместо цветных передач видели только недвижимый фон. CBS так просто не сдалась и выпустила конвертер, который позволял принимать цветные сигналы. Однако и это не помогло. RCA и несколько других конкурентов решили работать над созданием нового электронного цветного стандарта, совместимого с черно-белым. Вещание CBS прекратилось, триумф и инновации обернулись провалом. Последней передачей в стандарте CBS стала трансляция футбольного матча между командами Северной Каролины и Мэриленда 20 октября 1951 года.

Тем временем в СССР

В СССР параллельно с США тоже велись разработки цветного телевидения. О последовательной передаче цветовых полей заговорил инженер Ованес Адамян в 1925 году. Свою трехцветную технологию он запатентовал в СССР, Германии, Франции и Англии.

Однако к разработке цветного телевидения вернулись толко после Великой Отечественной войны. Исследования шли почти десять лет и увенчались разработкой Всесоюзным научно-исследовательским институтом телевидения комплекта передающей аппаратуры цветного тв-приемника "Радуга". 7 ноября 1952 года Ленинградский телецентр дал пробную трансляцию. Через год началось регулярное экспериментальное вещание из Москвы.

Цветные программы можно было посмотреть на специально установленных телевизорах в так называемых ателье. Программы транслировались несколько раз в неделю.

Зрители были довольны, эксперимент двигался успешно, но, как и в США, в СССР быстро отказались от этой идеи. Причина все та же — несовместимость с черно-белым телевидением. Последней экспериментальной трансляцией в СССР стал фильм "Аттестат зрелости" 5 декабря 1955 года. Но последовательную передачу цветов какое-то время продолжали тестировать в советской системе космической видеосвязи "Арктур".

В США полноценное цветное телевидение пришло все же чуть раньше. 30 августа 1953 года канал NBC показал цветную передачу "Кукла, Фрэн и Олли" в тестовом режиме новой системы NTSC. А с оперы "Кармен", показанной в цвете 31 октября 1953 года, началось регулярное цветное вещание.

В 1954 году RCA выпустила первые цветные приемники CT-100. Тяжелые, объемные устройства с небольшим экраном в центре (12 дюймов). Но это был прорыв! Телевизор стоил тысячу долларов, но далеко не все из тех, кто мог его себе позволить, стал обладателем чудо-машины. Первая партия была небольшой, всего пять тысяч экземпляров.

Читайте также: