Когда телевизор появился в англии

Обновлено: 16.05.2024

Датой начала регулярного эфирного телевещания в Великобритании считается 2 ноября 1936 года, когда корпорация ВВС приступила к регулярной трансляции телепрограмм. Но недолго британцы наслаждались новым развлечением: началась Вторая мировая, телевещание было приостановлено. Возобновилось оно только в 1946 году.

В 1951 году пришедшие к власти консерваторы посчитали, что монополистам с ВВС слишком уж вольготно живется, и приняли решение ввести на ТВ рыночные отношения, чтобы и в этом секторе была и конкуренция, и свобода выбора. В 1954-м был принят Акт о вещании, позволяющий выдавать лицензии коммерческим телевизионным станциям, которые финансируются за счет рекламы. И спустя восемь лет сформировался еще один национальный частный канал -- ITV (на сегодняшний день -- третья кнопка). В соответствии с правительственным планом, согласно которому создавался каждый из каналов, все они имеют ряд общественных обязательств и отличительных черт. Так, особенностью ITV является региональный принцип организации: помимо общенациональных программ высокого качества канал также обязан транслировать определенное количество информационных и аналитических программ для жителей различных регионов Британии. Также канал должен значительную часть вещания посвящать программам, приобретенным у независимых продюсеров, отдавая предпочтение передачам об искусстве, образовании, серьезным аналитическим передачам. Однако в последнее время в борьбе за рейтинги ITV все больше включает в сетку программы легкого жанра -- развлекательные шоу и сериалы.

В начале 60-х в качестве своеобразной компенсации за необходимость приспосабливаться к условиям конкуренции ВВС получила разрешение на открытие второго канала, и уже в 1964-м начал вещать канал ВВС 2, ориентированный на культуру и образование. В сетке вещания доминировали опера, авангардистский театр, научные передачи, образовательная программа "Открытый университет".

В 1982-м начал работу государственный "Channel 4", который изначально задумывался как канал для разного рода меньшинств -- национальных, социальных, "меньшинств по интересам". Предполагалось, что здесь могут быть реализованы все те не ординарные идеи, которым не нашлось места на ВВС и ITV, и что больше внимания будет уделено программам социального и культурного характера. В конце концов, конечно, "Channel 4" скатился в развлекаловку, как и все остальные, тем более что с самого начала канал не мог производить программы самостоятельно, а должен был приобретать их у различных телекомпаний. Так что неудивительно, что после утреннего эфира, полностью отданного на "растерзание" детям, один за другим следуют популярные, проверенные временем сериалы: "Друзья", "Все любят Реймонда", "Уилл и Грейс", "Симпсоны".

Самым молодым является "Channel 5", открытый в 1997 году. Он ориентирован на молодых и небогатых телезрителей, не имеющих кабельного и спутникового телевидения. В отличие от ITV и "Channel4" "пятый" не имеет четко выраженного программного профиля. С самого начала он сделал ставку на развлекательные шоу, популярные американские сериалы и фильмы. Правда, бюджетом с каналами-конкурентами "Channel 5" сравниться не может, и у него не всегда хватает денег на закупку программ, способных собрать у телеэкранов значительную аудиторию. Пожалуй, одной из самых заметных передач канала можно назвать "Pimp My Ride UK" (британская версия программы "Тачку на прокачку"), в которой ведущий Тим Вествуд модернизирует старые авто. Есть интересное реалити-шоу "ASBO Teen to Beauty Queen", в котором девять отчаянных девчонок из провинциального Манчестера пытаются превратиться в гламурных красоток под руководством быв шей американской королевы красоты Мишель Фрайатт. Кроме того, зрителям предлагаются рейтинговые американские детективные сериалы "NCIS", "CSI: Crime Scene Investigation" и "Law and Order: Special Victims Unit". Вечерний эфир забивается чем-нибудь зрелищным вроде трансляций игр Кубка УЕФА или соревнований "Сильнейший мужчина в мире".

Решением парламента в 1973году учреждено частное радиовещание, которое финансируется рекламодателями. В 1990году и в 1996году были приняты ряд законов по СМИ Великобритании. После введения новшеств, структура радиовещания приобрела новый вид.

Медиакорпорация осуществляет как внутреннее, так и внешнее Интернет-, радио- и телевещание, проводимое Всемирной службой Би-би-си. Корпорация не является государственным СМИ, а представляет собой общественную организацию с контрольным советом, состоящим из 12 попечителей, назначаемых английской королевой[1]. За пределами Великобритании известны главным образом радио BBC World Service, ведущее свое вещание на 28 языках, и телеканал BBC World News.

С 1929 года, с октября, начались телепередачи из Берлина-Вицлебен.

В 1929 году свет увидели радионовинки:

инженер Зигмунд разработал первый алюминиевый электролитический конденсатор;

американская компания RCA предложила свою оптическую систему записи звука с изменение ширины звуковой дорожки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Когда в СССР началось регулярное телевещание?

Когда в СССР началось регулярное телевещание? Первая передача движущегося изображения (телекино) в СССР состоялась в 1932 году, со звуковым сопровождением – в 1934 году. Регулярное телевещание в Москве и Ленинграде началось в 1939 году. В 1945 году в Москве проведены первые

Образование в Англии

Образование в Англии В последнее время многие богатые люди посылают своих детей учиться за границу. Особенно популярна в этом отношении Англия, которой приписывают высочайшее качество образования. Но такое ли уж оно высокое в действительности?Увы, качество образования,

Розенкрейцеры в Англии

Глава 14. 1922 г. — 1929 г. Кинозвук Фогта, телесистемы Бэрда, Зворыкина, Каролуса, Фарнсворта, иконоскоп Зворыкина, кристадин Лосева, антенна Уда-Яги, пентод Телленгена, магнитная лента Пфлеумера, телевещание в США и Англии

Глава 14. 1922 г. — 1929 г. Кинозвук Фогта, телесистемы Бэрда, Зворыкина, Каролуса, Фарнсворта, иконоскоп Зворыкина, кристадин Лосева, антенна Уда-Яги, пентод Телленгена, магнитная лента Пфлеумера, телевещание в США и Англии 1922 г. башня Шухова, кварцевый генератор Кэди, съезд

Карл (в Англии)

ПАЛАЧИ АНГЛИИ

ПАЛАЧИ АНГЛИИ Привет вам, палачи старой Англии! Как крепко вы стояли на земле, Курили трубки под тайбернским деревом, Пили кружками эль в Олд-Бэйли И вздергивали злодеев. (Из старинной баллады) Можно относиться к балладе о палачах старой Англии по-разному, однако палачи

Уз (на С.-В. Англии)

Уз (на С.-В. Англии) Уз (Ouse), Йоркширский Уз, река в Великобритании, на С.-В. Англии. Образуется слиянием рр. Сузил и Юр. Длина от истоков р. Сузил 195 км, площадь бассейна около 11 тыс. км2 . Берёт начало в Пеннинских горах; сливаясь с р. Трент, образует эстуарий Хамбер Северного

Уз (река на Ю.-В. Англии)

Уз (река на Ю.-В. Англии) Уз, Грейт-Уз (Great Ouse), река в Великобритании, на Ю.-В. Англии. Длина 256 км, площадь бассейна 7,6 тыс. км 2 . Течение равнинное, впадает в залив Уош Северного моря; в устье — песчаный бар. Нижнее течение У. подвержено влиянию морских приливов. Питание

1996 год. Сборная Германии — сборная Англии. Чемпионат Европы

1996 год. Сборная Германии — сборная Англии. Чемпионат Европы Чемпионат Европы 1996 года, проходивший на этот раз в Англии, во многом отличался от прежних европейских турниров. Число участников, пробившихся сквозь отборочные игры, увеличилось вдвое — теперь их было

В Англии

Искусство Англии

Искусство Англии Томас Гейнсборо. Портрет миссис Сары Сиддонс. 1785 Уилтонский диптих Около 1395–1399. Дерево, темпера. 74x53Заказанный молодым королем Англии Ричардом II так называемый Уилтонский диптих — шедевр живописи конца XIV — начала XV века. Считается, что он написан в

Живопись Англии

Живопись Англии Томас Лоуренс. Портрет Марты Карр. Около 1789 Джошуа Рейнолдс (1723–1792) Портрет Джеймса Бурдье 1765–1766. Холст, масло. 126х103Рейнолдс — выдающийся английский живописец, организовавший лондонскую Академию художеств и ставший ее первым президентом. В начале

17 декабря 1996 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения. В настоящее время нет ни одного государства, не охваченного телевещанием. Телевидение является самым влиятельным электронным средством массовой информации.

17 декабря 1996 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения.

В настоящее время нет ни одного государства, не охваченного телевещанием. Телевидение является самым влиятельным электронным средством массовой информации.

О передаче изображений на расстояния человечество мечтало с давних времен, о чем свидетельствуют сказки и легенды про волшебные зеркала, тарелочки с яблочками, но прошло не одно тысячелетие, прежде чем эта мечта осуществилась. Во второй половине ХХ века стремительное развитие телевидения привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора.

Первые этапы развития телевидения

Впервые явление фотоэффекта - освобождение электронов веществом под действием электромагнитного излучения, обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году, а через год русский ученый Александр Столетов провел опыт, наглядно демонстрирующий это явление. В 1907 году русскому физику Борису Розингу удалось теоретически обосновать возможность получения изображения посредством электронно-лучевой трубки, разработанной ранее немецким физиком К. Брауном и даже удалось осуществить это на практике: он смог получить изображение в виде одной единственной неподвижной точки.

Карикатуры дня от Сергея Елкина

Как телевещание стало массовым

Эксперименты с использованием электронных лучей для передачи и приема изображения на определенные расстояния начали проводиться в различных странах (США, Япония, Советский Союз) с начала 20-х гг. ХХ века. В результате в 1933 году американскому инженеру российского происхождения Владимиру Зворыкину удалось изобрести катодную трубку, являющуюся и по настоящее время главной частью большинства телевизоров.

Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце 30-х годов ХХ столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий.

Телевидение в СССР и России

В Советском Союзе первый телевизор, выпущенный в апреле 1932 года, назывался Б-2. Эта была механическая модель. Первый же электронный телевизор - легендарный КВН 49 был создан в 1949 году. Он был оснащен маленьким экраном и перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой. В дальнейшем появилось и множество других, более совершенных моделей. В середине 1967 года в СССР началось производство цветных телевизоров.

Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году, ее реализация стала возможна лишь к 1950 году, да и то лишь в качестве экспериментальных разработок. Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та же RCA.
Эта модель была оснащена 15 дюймовым экраном. Несколько позже были разработаны модели с диагоналями 19 и 21 дюйм. Стоили такие системы дороже тысячи долларов США, а, следовательно, были доступны далеко не всем.

Единые стандарты (PAL и SECAM) появились и начали внедряться в 1967 году.

Первые регулярные телепередачи начались в 1936 году в Великобритании и Германии, в 1941 году в США. Однако массовое распространение в Европе телевещание получило лишь в 1950-е гг., в большинстве развивающихся стран собственные государственные и частные телекомпании возникли еще позднее, в 1960-х - начале 1970-х гг. К наиболее крупным телекомпаниям мира относятся: Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си (National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) - в США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent Broadcasting Authority) - в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Italiana) - в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) - в Японии; ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) - в Германии.

Возможно, вы не знали, но Соединённое Королевство требует от каждой семьи, которая пользуется телевизором, приобретать лицензию на эту привилегию. Появившаяся в 1923 году после принятия Закона о беспроводной телеграфии лицензия требовалась всем, кто пользовался радиоприёмниками. В 1946 году под лицензирование попало и телевидение. Средства, собираемые с граждан, используются в качестве основного источника финансирования Британской общенациональной общественной телерадиовещательной организации. Если коротко, то BBC.

Да, вы всё правильно поняли. Каждая семья, слушающая радио или смотрящая телевидение, должна пойти на почту, заплатить деньги и приобрести эту лицензию. Почтовая служба автоматически переводит полученные деньги непосредственно Би-би-си.

Чтобы ни один пенни за просмотр ТВ или прослушивание радио не прошёл мимо бюджета компании, BBC создала и выпустила на улицы специальные фургоны, чьей задачей был поиск незаконно работающих телевизоров.

Типичный счёт за лицензию на ТВ. Отдельные лицензии для черно-белых и цветных наборов всё ещё существуют: в 2019 году было выдано 6000 лицензий для чёрно-белых телевизоров.

Фургон следит за тобой

Чтобы обеспечить стабильный доход, BBC внедрила срок действия лицензий, а также создала реестр семей, которые пользуются телекоммуникационными устройствами. Одна выданная лицензия на ТВ действительна не более 12 месяцев. В системе телерадиовещателя регистрируют номер лицензии и дату истечения её срока действия. В отношении семей, подозреваемых во владении телевизором, но не внёсших требуемую сумму в нужный срок, проводятся расследования.

Ещё одним способом выявления неплательщиком долгое время являлся автофургон, оборудованный современной техникой, способной обнаруживать работу телевизионных устройств. Такие фургоны часто отправляются по адресам с просроченными или отсутствующими телевизионными лицензиями. Если удаётся зафиксировать, что в семье есть устройство, которое может работать и принимать сигналы вещания, TV Licensing подаёт заявку на выдачу ордера для продолжения расследования.

Как искали работающие телевизоры

Пример оригинальной конструкции детекторного фургона, развернутого в 1952 году. Обратите внимание на три антенны — одна спереди, две сзади.

Первый фургон-детектор вышел на разведку в 1952 году. Он работал, обнаруживая магнитное поле, а не какой-либо радиосигнал, из-за отклонения горизонтальной строчной развертки внутри электронно-лучевой трубки. Телевизионные трубки, в отличие от осциллографических, использовали магнитное отклонение луча. В кинескопах телевизионный сигнал подаётся на модулятор трубки, что ведёт к изменению силы тока луча и яркости свечения экрана в соответствии с изменением мгновенных значений телевизионного сигнала. Ток отклонения представлял собой пилообразную форму с частотой 10,125 кГц.

Также использовались три маленькие горизонтальные рамочные антенны, установленные на крыше детекторного фургона. Они были расположены в форме буквы L, и можно было включить две антенны сразу, спереди-сзади или сбоку. Катушки и их приемник были настроены на фиксированную частоту 20,25 кГц, смешанной с генератором частоты локальных биений на частоте 19,25 кГц для создания тона 1 кГц, указывающей оператору, что есть сигнал. Когда фургон находился рядом с работающим телевизором в доме, сигнал между передней и боковой антеннами был примерно одинаковым. Затем можно сравнить сигнал от правой и левой антенн, чтобы определить, на какой стороне улицы находится телевизор.

В 1963 году начала вещание вторая британская телевизионная сеть, ITV. Это усложнило работу системы обнаружения ТВ. В двух сетях сигналы строчной развертки не были точно синхронизированы. Если два соседних телевизора были настроены на разные каналы, они создавали эффект частоты биений, который мог заглушить ТВ-детектор. Первоначальная система магнитных низкочастотных детекторов также страдала, потому что конструкция телевизора была улучшена, чтобы излучать меньше магнитного поля, а также увеличивающееся количество автомобилей увеличивало помехи от их цепей зажигания.

Такие антенны использовались для поиска телевизоров в эпоху UHF (ДМВ).

Появление UHF-диапазона (дециметровых волн) привело не только к дальнейшим изменениям конструкции фургонов. Была также введена новая, более дорогая лицензия на цветное ТВ, и ожидалось увеличение случаев уклонения от лицензирования, поскольку платить за цветной телевизор при наличии более дешёвой лицензии на чёрно-белый хотели далеко не все добропорядочные англичане.

BBC необходимо было решить две новые проблемы: во-первых, излучение было как по частоте, так и по мощности сигнала ниже, чем раньше. Во-вторых, распространение сигналов на этой длине волны и их склонность к сбиванию с толку отражений от многих близлежащих поверхностей означало, что предыдущий метод триангуляции с нескольких позиций больше не был надежным. Требовался метод, который мог бы заменить триангуляцию более непосредственной формой определения местоположения.

Инженеры снова сделали ставку на гармоники, чтобы позволить системе покрыть весь диапазон от низких частот VHF до более высоких частот UHF. Использовалась пара логопериодических спиралей, намотанных на шестифутовый конический формирователь. Спирали можно было изменять по разносу для эффективной настройки различных частот. На практике антенны должны были быть направлены на ряд домов, а фургон медленно ехал по улице. Движение медленно движущегося транспортного средства использовалось в качестве механизма сканирования, а датчик вращения на приводе спидометра обеспечивал сигнал сканирования по оси X для дисплея. При пересечении границы каждого дома оператор вручную нажимал на кнопку. Диаграмма луча пары антенн показывала семь отдельных лепестков на ЭЛТ внутри фургона при обнаружении телевизора. Выявления работающего телевизора требовало определённых навыков, ведь оператору приходилось интерпретировать сигналы, полученные на ЭЛТ-дисплее.

Dodge SpaceVan образца 1969 года, оборудованный как фургон-детектор

Уникальность британской системы в том, что она не является (технически) налогом и не собирается правительством. Вместо этого это фактически монополия, санкционированная государством. Практически это не имеет большого значения, но идея заключается в том, что это даёт Би-би-си независимость от правительства.

Кстати, одной из особенностей телевизионных лицензий в Великобритании (по крайней мере, до конца 90-х) заключалась в том, что магазины, торгующие телевизорами, должны были сообщать имя и адрес клиентов, купивших их. Вероятно, таким образом можно было бы проверить базу данных, чтобы узнать, у кого нет лицензии, но есть телевизор. Однако ничто не мешало клиенту сообщить фальшивый адрес.

Телевизионный детекторный фургон Leyland Sherpa 1983 года

Как ищут нелегальные телевизоры в наше время

О том, как сейчас ищут уклонистов, не желающих платить за лицензию, мало что известно. Современные плоские телевизоры, принимающие цифровой сигнал, не излучают столько радиопомех, как более старые устройства. Кроме того, любые такие обнаруженные сигналы труднее сопоставить с вещательным телевидением. Ведь на экране вполне может быть игра, если владелец ТВ также является и владельцем игровой приставки. А ещё есть стриминговые сервисы, которые тоже можно смотреть, не оплачивая лицензионный сбор.

Если изучить поданные BBC заявления о выдаче ордера на обыск, то можно заметить, что чаще всего там фигурируют оптические методы наблюдения, когда отраженный свет от телевизора в доме зрителя сравнивается с сигналом прямой трансляции. Компания вообще неохотно делится информацией о своих фургонах-детекторах ТВ. Пусть они ещё и ездят по улицам, но с учётом разнообразия доступных вещательных, кабельных и спутниковых каналов есть основание подозревать, что их дни практически сочтены.

Ещё есть такая информация о покупке лицензий

А что в других странах?

Не стоит думать, что подобные вещи происходят только в Великобритании. Телевизионные лицензии, а также борьба населения и телерадиокомпаний существуют и в других странах. Вот несколько интересных фактов про них. А подробности про лицензии можно посмотреть в Википедии.

Бельгия

Здесь сложилась интересная ситуация. Технически эта система все еще существует, хотя в разных частях страны телевизионный налог был снижен до 0 евро в период с 2002 по 2018 год. Голландскоязычная часть Бельгии под названием Фландрия освобождена от уплаты налога. Однако французская часть пока исправно платит. Регионы не имеют права отменять сам налог (это является решением федерального уровня). Таким образом, технически налог всё ещё существует, и в то же время часть жителей уже не обязана его платить.

Германия

Греция

В Греции многие люди устанавливают электрические источники света на надгробия. А поскольку каждый потребитель электричества обязан платить за телевизионную лицензию, то получается, что даже мёртвые люди приносят телевизионщикам доход.

Дания

Италия

Обязательные лицензии на телеприёмники существовали и в Италии. Правда, к нынешнему дню этот своеобразный налог включили в счёт за электричество. Его используют как средство финансирования государственного телевидения, чтобы оно не слишком зависело от рекламодателей, а также для поддержания государственной FM-радиосети, поскольку она имеет стратегическое значение. Например, для координации людей во время стихийных бедствий, информирования автомобилистов об условиях движения на автомагистралях и т.д. Размер платежа составляет 90 евро в год. Действует презумпция наличия телевизора при наличии контракта на электричество. Чтобы избежать платежа, надо раз в год подавать заявление через сайт налоговой (дополнил DmitryMyadzelets).

Нидерланды

Португалия

В Португалии плата за ежемесячную лицензию включена в счёт, высылаемый энергетической компанией. Каждый потребитель электричества обязан платить этот аудиовизуальный налог. Даже если это электронное табло светофора или светодиодная вывеска на витрине магазина. На самом деле здорово, что светофоры могут смотреть телевизор, когда им становится скучно поздно вечером. В настоящее время одним из способов для обнаружения незаконного телевизионного вещания является запись 5 секунд звука вблизи подозрительного дома с целью сравнения с образцами из всех телеканалов в определённое время.

Финляндия

До недавнего времени использовала схему, аналогичную британской. В настоящее время государство отслеживает всех граждан, которые зарабатывают определённую сумму в месяц, и назначает им прогрессивный налог на СМИ. Причём не имеет значения, что человек смотрит или что использует для просмотра. Заплатить нужно всё равно. +комментарий Ringtail.

Франция

Швейцария

Ирландия — €160 в год, вне зависимости от того, цветной или чб. В целом система скопирована с UK, как и многое тут, за исключением вагончиков. Тут ходит по домам TV license inspector, и проверяет — нет ли внешних признаков наличия ТВ в доме у тех, кто не платит. Потом может позвонить и попроситься посмотреть — формально у него никах прав на то, что бы его пустили — нет, так что большинство неплательщиков его просто посылают.

В Норвегии раньше была система аналогичная британской: все имеющие телевизор должны были платить лицензионный сбор напрямую NRK (Норвежская вещательная корпорация). В 2018 году — почти 3 тысячи крон в год. Лицензия платилась двумя частями — в январе и июне. С 2020 года лицензия заменена прогрессивным налогом (от 200 до 1700 крон в год в зависимости от размера дохода)

Словения (добавлено olekl)

Словения берет 12.50 евро с каждого домохозяйства. До прошлого года можно было отказаться при отсутствии телевизора. Потом нац. телевидение пролоббировало закон, что раз все их программы доступны в интернете, то для оплаты достаточно иметь подключение к интернету, даже если телевизора нет.

Сегодня трудно представить, что можно было смотреть изображение не на экране привычного кинескопа, а на вращающемся металлическом диске с отверстиями, через которые свет попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал его в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Быстрое вращение диска позволяло зрителю видеть целую картинку. С этого простого оптико-механического устройства для построчной развертки, изобретенного немецким студентом Паулем Нипковым, и начинается рождение телевидения.

Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940) фотография

Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940)

Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения

Так, проект первой в мире телевизионной системы передачи изображений на расстояние был предложен в 1880 г. русским ученым, профессором Порфирием Ивановичем Бахметьевым.

Порфирий Иванович Бахметьев (1860—1913) фотография

Порфирий Иванович Бахметьев (1860—1913)

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941) фотография

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941)

Борис Львович Розинг (1869-1933) фотография

Борис Львович Розинг (1869-1933)

Однако еще раньше, в конце XIX в., немецкий изобретатель Пауль Нипков придумал основу для механического телевидения. Будучи студентом, он в 1883—1884 гг. создал систему, идея которой заключалась в использовании диска с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы.

Пройдет еще два десятка лет, прежде чем это изобретение будет востребовано. Ученые и изобретатели Англии, Германии, России, Америки интенсивно вели работы по совершенствованию аппаратуры для передачи движущихся изображений. Для реализации идеи передачи изображения необходим был не только механизм развертки, которым стал диск Пауля Нипкова, но и преобразователь световой энергии в электрическую. Светочувствительный прибор-датчик появился в 1888 г. благодаря работам ученого Московского университета Александра Григорьевича Столетова, доказавшего лабораторными опытами возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие Столетова, в Петербургском технологическом институте Борис Львович Розинг и сделает впоследствии разработки, которые позволят назвать его основоположником электронного телевидения.

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896) фотография

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Первое опытное телевизионное вещание

Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.

Первая отечественная телепередача

Сведения о первой вещательной телепередаче 1 октября 1931 г. попали в центральные газеты и эта дата считается официальной датой начала отечественного телевизионного вещания.

Передачи, адресованные радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные передачи, велись на основе твердой программы. Правда, телевизоров было очень мало. Размер экрана не превышал размера спичечного коробка. По нынешним понятиям техника телевидения начала 1930-х гг. выглядит крайне скромной, но именно тогда, в 1931 г., телевидение стало практической реальностью и в этом неоценимая заслуга первопроходцев.

Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли передачи, был создан выдающимся ученым Павлом Васильевичем Шмаковым. Кстати, ему принадлежит идея использования в качестве ретранслятора самолета, летающего между пунктами передачи сигнала и приема. Эта идея ученого получила свое развитие во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. и при встрече первого космонавта Планеты Юрия Гагарина в 1961 г.

Павел Васильевич Шмаков (1885-1982) фотография

Павел Васильевич Шмаков (1885-1982)

Механическое телевидение в короткое время получило широкое распространение и стало доступно всем. Передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове.

Так как п ередачи механического телеви дения ведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю террито рию СССР. Передачи же электронного телевидения могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. Поэтому, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять только жители Москвы и пригородов. Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра не имела бы возможности широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем.

Развитие советского телевидения в 1950-е гг.

Чтобы покрыть огромную территорию страны телевизионным вещанием, нужно было либо построить достаточное количество программных телецентров, либо связать города и села сетью кабельных или радиорелейных линий. Развитие советского телевидения в 1950-е гг. пошло по первому пути.

У механического телевидения был один существенный недостаток – очень низкое качество изображения. На столь маленьком экране другого и быть не могло. Чтобы увеличить экран до размера средней фотографии (9 х 12 см), диск в телекамере должен был быть более двух метров в диаметре. Примерно 20 лет электронное и механическое телевидение конкурировали друг с другом, и только к началу 1940 -х гг. последнее вынуждено было уступить дорогу более совершенной и перспективной системе.

В большинстве развитых стран опытные телевизионные передачи через электронные системы ТВ, которые в итоге отодвинули механическое телевидение в сторону, начались в период с 1936 по 1940 г.

Передачи механического телевидения из Москвы прекратились в декабре 1938 г. с запуском нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах.

Читайте также: