Консультация для родителей компьютер и телевизор за и против

Обновлено: 17.05.2024

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Магия компьютерных игр охватила сейчас почти все юное поколение во всем мире. Родителей чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, вяло отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?

Поверьте, вы не одиноки.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер, вздыхают облегченно, т.к. этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п.

Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Советуем обратить внимание родителей на следующие моменты.

Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.

Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.

Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

Для детей ростом 115 – 130 см рекомендуемая высота стола – 54 см, высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) – 32 см. Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50 – 70 см (чем дальше, тем лучше). Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы, посадка устойчивая. Пространство между корпусом тела и краем стола – не менее 5 см.

Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.

Протирайте экран чистой тряпочкой или специальной салфеткой до и после работы на компьютере.

Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.

Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.

Помните: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.

После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

Не утихают споры о вреде и пользе телевизора, компьютера и мобильного телефона для здоровья ребенка. Аргументы "за" и "против" высказывают врачи, психологи и родители. Совсем недавно представлен рейтинг вредности техники для зрения детей дошкольного возраста. Вот как он выглядит: 1 место - мобильные телефоны, 2 место - планшеты , 3 место - компьютеры и 4 место - телевизор.

О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера.

С овременные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.

Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая.
Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живым педагогом. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.

Но есть одно "но".

Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах.

Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Существуют определенные ограничения по времени.

Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером.

Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть.

В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Как определить момент наступления утомления у детей при работе на компьютере?

Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей при работе на компьютере могут быть различны как по причине приобретения определенных комплексов поведения под влиянием воспитания, так и в силу индивидуальных различий по состоянию здоровья, особенностям их нервной системы и других психофизиологических показателей. В связи с этим у разных детей и сроки наступления утомления могут быть различными: у одного - через полчаса, у другого - через 10 минут, а третий может вообще отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Кроме того, следует также учитывать самочувствие ребенка в данный момент. Особое внимание необходимо обращать и на особенности личности ребенка: медленного или быстрого он темперамента, впечатлительный или заторможенный, самоуверенный или встревоженный, неуверенный в себе.

По мере утомления детей в процессе компьютерных занятий поведение ребенка изменяется и проявляется у разных детей по-разному. Например, у инертных детей увеличивается пассивность, которая проявляется в изменении позы (полулежа, лежа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола), в потере интереса к занятию, в увеличении двигательной активности (ерзание, частые перемены позы), в изменении настроения и др.
У подвижных детей утомление проявляется, как правило, иначе - с преимущественным увеличением нервно-мышечной напряженности. У детей усиливается двигательная активность (вскакивание с места, прыжки, хлопки в ладоши и т. п.), появляются всплески эмоциональных реакций (смех, плач, вскрикивание, пение, разочарование, бурное веселье и т. п.).

По мере утомления в процессе общения ребенка с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяется тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх перед компьютером, отказ от занятий или при продолжении интересной игры уход в себя. Все это при злоупотреблении компьютером может привести к невротическим реакциям (астеническим, фобическим , соматовегетативным изменениям эмоционального статуса, аутизму, депрессии).
У других детей утомление сказывается в чрезмерной нервной возбудимости, агрессивности, раздражительности, бурном проявлении эмоций. При переутомлении происходит срыв адаптационных процессов в организме, желудочные расстройства, изменение сердечного ритма, мускульное и психическое напряжение, и, таким образом, создается реальная угроза для здоровья ребенка.
Итак, мы видим, что утомление при работе на компьютере проявляется у детей по-разному. Однако уже по внешним признакам поведения ребенка можно судить о начавшемся утомлении.

Ориентируясь на собственные самоощущения положительного настроя и отсутствие привычных (для какой-либо другой деятельности) признаков усталости, пользователь компьютера склонен недооценивать реальные изменения в функционировании физиологических систем своего организма и поэтому легко попирает установленные медицинской наукой нормы и правила взаимодействия человека с компьютером.

К тому же компьютер увлекает. Он становится привычным в обиходе, и это обстоятельство провоцирует на неограниченное пользование компьютером. А дети в ограничении нуждаются. И сделать это должны родители (педагоги), удобно используя метод определения степени утомления по внешним показателям поведения за компьютером.


Следует иметь в виду, что утомление и переутомление ребенка на занятиях с компьютером зачастую не сопровождаются субъективными ощущениями усталости. Вследствие этого бесконтрольные компьютерные игры могут незаметно нанести непоправимый вред здоровью детей. Одним из удобных выходов из этого положения может быть использование метода наблюдения за поведением детей за компьютером, когда отдельные симптомы поведения ребенка становятся сигналами для прекращения занятия или для проведения общей и зрительной гимнастики, для переключения на другие виды деятельности (рисование, прогулка, подвижные или спокойные игры и т. д.). Для того , чтобы не допустить переутомления и связанных с ним нервных срывов и других нарушений, к сигналам для прекращения компьютерных занятий следует отнести такие признаки, как повышенная отвлекаемость, частая смена позы, непривычные движения рук, ног (трясение, стучание и т. п.), неприятная мимика (кривляние, тики), неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.)

Основные признаки, определяющие зависимость от компьютера и телевизора.

отвлечься от работы или игры с компьютером;

Раздражение при вынужденном отвлечении;

Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером и телевизором;

Готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера и телевизора;

Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, просмотра телевизионных каналов;

Меры по профилактике компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы компьютер и телевизор стали союзниками в воспитании и развитии ребёнка, а не врагами, необходимо строго выполнять ряд требований.

2. Ограничение пребывания ребенка перед экраном телевизора и монитора компьютера:

-Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2- 3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном;

- Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет;

3. Соответствие компьютерных программ и телевизионных передач возрасту ребенка.

Не идите на поводу у детей в магазине. Для ребёнка главное упаковка, а не содержание. Отдавайте предпочтение обучающе -развивающим программам, а не развлекательным играм ( квестам , аркадам, стратегиям и т.п.). Развлекательные программы могут быть вредны дошкольнику. Лучше покупать без них, внимательно изучив описание игры. Она должна:

соответствовать возрасту ребёнка;

состоять из мини-игр, которые он сможет пройти;

занимать по времени одна игра или уровень, тур должен не более 15 минут, чтобы ее можно было прервать, не приводя малыша к раздражению.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических правил при размещении компьютера и телевизора:

Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию.

Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно:

- стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;

- монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка;

- глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;

- расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см, до телевизора - не менее 3-х метров;

- источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;

-провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.

5. В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.

6. Выключение компьютера и телевизора после завершения сеанса просмотра. Составление семейных правил использования телевизора и компьютера.

7. Привлечение ребенка к участию в семейных делах.

8. Использование различных здоровьесберегающих технологий.

После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

Упражнения для проведения зрительной гимнастики:

• Зажмуривание чередуем с широким открытием глаз.

• Вращение глаз без поворота головы : сначала в одном, а потом в другом направлении.

• Учащенное моргание в течение (30-60 с).

• Массаж век круговыми движениями пальцев (30 - 60с).

- Динамические паузы. Выполнение комплекса физических упражнений - наклоны, приседания, отжимания, "лодочка", "ласточка".

8. Обязательное ежедневное совместное времяпрепровождение: чтение книг, настольные игры, походы и т.д.

Известная пословица гласит: "Здоровье и счастье не живут друг без друга".

Самое важное, что могут сделать родители для своего ребенка - это любить его и сохранить его здоровье, а не окружать его дорогими вещами и оставлять одного в комнате, где круглые сутки работает телевизор и компьютер.

А чтобы компьютерные игры не стали главной целью и смыслом жизни дошкольника, достаточно наполнить его жизнь яркими, интересными событиями. Если родители уделяют ему достаточное количество внимания и предлагают интересный, увлекательный досуг, то у дошкольника вырабатывается стойкий иммунитет к игровой компьютерной зависимости.

Оценить 1118 0

Беседа для родителей

Подготовила: Баляйкина Е. С.

Телевизор и компьютер могут показаться хорошим способом занять дошкольника. Некоторые родители считают, что это простая и доступная возможность расслабиться и спокойно отдохнуть.

Но чем дольше ребенок сидит перед "голубым экраном", тем меньше остаётся времени для активной и творческой игры.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.

Итак, компьютер – друг или враг?

Компьютерные игры развивают у ребенка:

• быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

• классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере - это те же занятия.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий!

А что же тогда ПЛОХО?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Нагрузка на зрение является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах.

Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Поэтому время, которое дошкольники проводят за компьютером и просмотром телевизора, должно быть сбалансировано с развивающими мероприятиями. Физическая активность, творческие занятия, игры со сверстниками и игрушками, чтение книг и другие дела - вот, что по настоящему поможет ребёнку исследовать мир.

Эксперты считают, что:

- дети до двух лет должны держаться подальше от экрана.

- дети в возрасте от 2 до 5 лет могут проводить за компьютером и телевизором не более одного часа в день.

- детям старше 5 лет допустимо не более двух часов в день.

Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут.

Конечно, компьютер может быть хорошим инструментом для развития. Главное для этого выбрать соответствующую возрасту деятельность или игру.

Существуют мультимедийные игры для дошкольников, но не следует их к ним приучать, потому что очень скоро ребёнок погружается в виртуальный мир, вырваться из которого будет очень не просто.

Когда ребёнок проводит время за компьютером, вы можете помочь ему с тем, что происходит на экране. Большинству дошкольников понадобится ваша помощь, чтобы открыть нужную программу, сохранить или распечатать свою работу. Ваше участие поможет вашему ребёнку развить компьютерную грамотность. Поговорите с ребенком о том, сколько времени он может провести за ПК. Предложите ребёнку несколько вариантов деятельности за компьютером, и пусть он выберет то, что захочет.

Выключайте ПК после завершения работы. Составьте семейные правила и придерживайтесь их всей семьёй.

Тема компьютера и ребенка очень спорная, до конца неизученная, а потому вопрос: "быть или не быть?" решаете только Вы!

Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят.

Они зависят от мерцания голубого экрана и последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными.

Дети, которые много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень холестерина в крови.

Советы родителям:

1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.

2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы ограничиться.

3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.

4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.

5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.

6. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.

7. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

8. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.

9. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

10. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.

11. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

12. В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

13. После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.

14. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Когда мы работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.

Зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения и возникновение глазных болезней.

Ради справедливости стоит отметить: не только компьютер является причиной развития близорукости у ребенка.

Огромную роль здесь играют наследственность, телевизор, чтение при плохом освещении и многие другие факторы.

Комплекс упражнений для утомленных глаз

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза (6-8 раз). Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

Быстрые моргания в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

С меткой на стекле: смотреть вдаль 2-3 сек; перевести взгляд на метку, расположенную на расстоянии 20-30 см, смотреть 3-5 сек. (19-12 раз). Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Выполняется сидя.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек снять пальцы с века (3-4 раза). Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Закрыть веки и массировать их указательными пальцами круговыми движениями в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Комплекс упражнений для снятия глазного напряжения

Плотно закрыть глаза, затем широко открыть их (5-6 раз, интервал – 30сек).

Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Смотреть, не поворачивая головы, влево-вправо, вниз-вверх, (6-8 раз).

Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Вращать глазами по кругу по часовой стрелке (вниз-влево, вверх-вправо), против часовой стрелки (вниз-вправо, вверх-влево) (6-8 раз).

Когда заходит речь о вреде гаджетов, родители делятся на несколько лагерей. Как правило, их три:

  • Те, кто "за" и вообще " Зачем ограничивать ребёнка ?";
  • Те, кто категорически против

И кстати, по данным ВОЗ, которые приводит Роспотребнадзор, идеально, когда ребёнку до 3 лет вообще ничего такого в руки не дают и не показывают. Однако мы все знаем, как иногда бывает сложно с маленьким ребёнком, а если он ещё и не один, то сложность может увеличиваться в несколько раз. Поэтому у меня на этот счёт примерно такие мысли:

  • И ещё есть родители, придерживающиеся усреднённой позиции.

Я пожалуй отношусь к третьему "лагерю". Я не считаю, что надо неограниченно разрешать посиделки перед экраном, но и исключительно вреда не вижу.

В чём польза гаджетов для ребёнка с особенностями развития и не только?

🌟 Различные устройства со временем будут занимать всё больше места в нашей жизни . Консервативным людям это может не нравится, однако от этого никуда не деться. В нашу жизнь будет всё больше проникать компьютер, интернет, смартфоны, ТВ и другие современные приспособления. Соответственно, ребёнка нужно знакомить и учить обращаться не только с игрушками/рисунками и прочим, но и с устройствами.

🌟 Возможность для социализации , даже если ребёнок интроверт или, например, имеет нарушения речи, расстройства аутического спектра. Через интернет, особенно при помощи печати, таким детям будет легче познакомится, поговорить с кем-нибудь, завести друзей. Интроверт не будет стесняться и получит возможность общаться когда хочет, а не когда ему навязались. Аутисту легче общаться посредством текста, а не вживую. Наконец, дети с речевыми нарушениями смогут не стесняться дефектов речи.

🌟 Развитие сотрудничества. Очень хорошо это проявляется в играх. Ребёнку требуется следовать какой-то цели, слушать инструкции и выполнять их, чтобы чего-то добиться.

Если ребёнок любит и умеет играть в сетевые многопользовательские игры, то это может помогать ему сотрудничать с другими членами команды, ведь по-другому победить не получится.

🌟 Может лучше усваиваться обучающая информация. Я думаю, многие родители замечали, что некоторые знания, которую дети могут получить через ТВ или игры на смартфоне, неожиданно легче усваиваются ребёнком. Это связано с интерактивностью и красочностью подачи информации. Ребёнку интересно, он внимательно слушает и смотрит - конечно новые знания легче укладываются в голову.

🌟 Доступ ко всей мировой информации здесь и сейчас. Можно не вставая из-за стола найти любую информацию, определение, перевод с практически любого языка, что предоставляет неограниченные возможности для знаний.

🌟 Сильный стимул. Гаджеты можно использовать как действенное вознаграждение, что облегчает воспитание детей и обучение малышей с особенностями развития.

Да, устройства определённо полезны, но тут есть тоже своё "но". Чтобы ребёнок получил от них именно пользу, а не задержку развития, проблемы со здоровьем и с общением, гаджеты должны быть частью жизни, а не заменять всю жизнь.

Что нужно делать, чтобы ребёнок получил максимальную пользу от технологий?

🚩 Контент, который просматривает ребёнок, должен фильтроваться

Ага, я знаю, что это банальщина и вряд ли кто-то из взрослых будет специально подсовывать ребёнку "чернуху". Однако бывает так, что кто-то из старших оставит телевизор и уйдёт, а там за мультиком начинается какое-нибудь НТВ с сериалом про расшибленные мозги или изнасилования. Естественно, никакой пользы для ребёнка, особенно маленького, в таких передачах нет. Только предпосылки к ночным кошмарам или развитию агрессии.

С интернетом та же беда. С одной стороны это доступ к огромному количеству полезной информации, с другой - там есть и информация, явно не предназначенная для детских глаз. К тому же, в интернете легко нарваться на мошенников, маргиналов и извращенцев, которые могут толкнуть ребёнка на что угодно.

🚩 Время, проведённое у устройств, должно дозироваться

Точно не пойдут на пользу здоровью посиделки у ТВ/компьютера/телефона целый день или даже по полдня - от экранов сильно устают глаза, голубой свет часто мешает здоровому сну, малая подвижность способствует набору веса, да и многие дети, проводя время за экраном, совсем не следят за своей осанкой.

Кроме того, долгие заседания перед устройствами тормозят развитие коры головного мозга. Мозгу требуются разные стимулы для развития: движение, тактильные ощущения, игры, живое общение и т.д. На диване с ТВ/телефоном этого не получить. В итоге можно нажить ребёнку задержку развития. У совсем маленьких детей может замедлится развитие понимания обращённой речи, особенно когда почти вся речь, что он слышит, исходит из экрана. Почему? Потому, что когда маленький ребенок смотрит на экран, он воспринимает только что-то одно: или то, что он слышит, или то, что он видит. Так как зрительные образы, как правило, гораздо ярче и интереснее, то сопровождающее передачу "бла-бла", какое бы развивающее оно не было, идёт мимо ребёнка и не воспринимается им.

А ещё сидя перед экраном, ребёнок хоть и может получать новую информацию, но совсем не развивает речь и навыки "живого" общения. Собственно, вот почему родителям детей с нарушениями развития или речи специалисты советуют ограничить использование устройств.

Сколько же времени у экрана можно проводить ребёнку? Роспотребнадзор , ссылаясь на ВОЗ, говорит о ТВ, но я думаю, что эти правила в целом применимы и для игр на телефоне/компьютере:

Я, если честно, не очень согласна с их выводами и думаю, что для дошкольников и младших школьников без особого вреда время может быть увеличено раза в два, особенно, если ребёнок не просто "тупит" в экран на какой-нибудь бессмысленный, мельтешащий мультик, а получает через приложения или передачи полезную информацию.

Резюмируя всё вышесказанное, я конечно скажу банальность, но тем не менее: " Всё хорошо в меру ". Не стоит ребенку устраивать экранный нон-стоп, но и полностью ограничивать такие вещи в наш век технологий попросту бессмысленно.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В общем, при ближайшем расссмотрении телевизор, видео и компьютер - это серьезные вещи. Они подарят ребенку много незабываемых мгновений, много интересного и необычного.Самое главное - найти золотую середину.

В наши дни телевизор, видеоплеер, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребёнок научиться сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, который всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, то есть около четырех часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослыми. Такое времяпровождение вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Почти никто из взрослых не контролирует времяпровождение ребенка возле этих объектов. Вы все прекрасно знаете, что это вполне безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, испорченная осанка и дефицит движения), но и для его психического развития.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты-детские жестокость и агрессивность. Ведь не секрет, что большинство телепрограмм и компьютерных игр довольно-таки жестоки. Но неужели виной всему телевизор? Да, потому что дошкольник не готов адекватно воспринимать и оценивать происходящее на экране.

Телевизор, видео и компьютер – это серьезные средства, которые способны помочь развитию ребенка: его творческих способностей, личности, интеллектуальной сферы. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую моторику. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается зрительно – моторная координация.

Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Если вы решили, что ваш ребенок уже к 3 годам может пользоваться компьютером, необходимо знать временные ограничения.

По мере утомления в процессе общения с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяются тоже по- разному : у одних появляются неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх перед компьютером, отказ от занятий или при продолжении интересной игры уход в себя.

Если телевизор или компьютер не мешают ребенку нормально развиваться, общаться со взрослыми и сверстниками, бывать на прогулке, заниматься физкультурой, то причин для беспокойства нет. А если наоборот, стоит задуматься. Дело не только в том, что неподвижное сидение на диване, стуле не сделает ребенка физически крепким и здоровым. Ребенок, таким образом, не научиться самой главной вещи – общению.

Читайте также: