Кто изобрел домашний кинотеатр

Обновлено: 18.05.2024


Сегодня в доме у каждого есть свой собственный, портативный и недорогой (иногда все же дорогой) домашний кинотеатр, который круглосуточно ведет трансляцию сотен каналов на любой вкус. Цифровое телевидение, которое пришло на смену аналоговому, продолжает развиваться. Плохо это, или нет – другой вопрос. Когда-то об этом писали фантасты, сейчас же это обыденность для всех.

То, что мы сейчас считаем чем-то привычным и обыденным, еще сотню лет назад казалось невообразимой магией. К изображению окружающего мира люди приступили давно. Сначала это были наскальные рисунки, которые уступили место художественному искусству кисти и других приспособлений. После, когда наука начала совершать технический прорыв, человек задумался о возможности проецирования изображения реальных предметов на поверхности с помощью химии.

Самая старая фотография в мире

Братья Люмьер синематограф фото

За упомянутыми событиями следовала вполне закономерная мечта человечества – передача изображения на расстоянии. Уже тогда люди понимали, что наука и технологии позволят это сделать.

Попытки передать изображение на расстоянии предпринимались уже в середине 18 века. Примерно в 1842 году шотландский техник Александр Бейн решил воспользоваться изобретенным относительно недавно электрическим телеграфом, чтобы передавать не только буквы, но и статическую картинку на расстояние.

Два гения начала эпохи телевидения

20 век ознаменовался резким скачком человечества в науке благодаря ряду открытий гениальных физиков и математиков. Электричество стало основой жизни людей, а многие видели в нем безграничный потенциал. Исследования велись повсеместно, поэтому изобретатели часто приходили к одному и тому же результату независимо друг от друга.

В 1931 году сразу двое ученых изобрели в своих лабораториях то, что впоследствии изменит весь мир – электронные лучевые трубки. Этих ученых звали Владимир Зворыкин и Семен Катаев. Оба изобретателя были русскими. Разница была лишь в том, что Катаев находился в СССР, а Зворыкин бежал от гонений во время революции в США, где продолжил свои научные изыскания.

Семен Исидорович Катаев

Семен Исидорович Катаев изобретатель телевидения фото

Семен Исидорович Катаев родился в небогатой семье в 1904 году в Брянской губернии. Его родителям из-за бедности приходилось часто переезжать в поисках лучшей жизни. Позже они отдали маленького Семена в церковноприходскую школу, где о науке и мечтать не приходилось. После школы Катаев смог поступить в училище, но учиться ему там не дал отец, который посчитал, что помощь сына в хозяйстве важнее, поэтому забрал его с занятий навсегда и отдал в услужение в купеческую лавку. Такая жизнь не пророчила мальчику ничего хорошего и его судьбу можно было считать практически предрешенной, но тут в страну пришла революция и все перевернулось с ног на голову.

В 1920 году Семену Катаеву местные комсомольцы предложили рекомендательное письмо для направления на обучения в Москву. Юноша не мог поверить своему счастью. Даже несмотря на то, что это был не полноценный университет, а всего лишь военно-хозяйственные курсы, Катаев собрал вещи и отправился постигать знания. Но и здесь проблемы настигли будущего изобретателя: курсы расформировали спустя полгода, и Семен оказался на улицах Москвы без работы и жилья. В этой ситуации парня снова спас комсомол. Секретари, после короткого совещания, предложили Катаеву работу в отделе учета. Таким образом у Семена практически не осталось свободного времени, зато появились возможности: днем он работал, по вечерам смог посещать подготовительные курсы в университете, а спал прямо у себя на работе, в кабинете.

В 1922 году Семен Катаев смог поступить на электротехничский факультет МВТУ имени Баумана. Так началась новая эпоха в его жизни, которая впишет его имя в историю человечества.

Владимир Козьмич Зворыкин

Владимир Козьмич Зворыкин изобретатель телевизора фото

Судьбу Семена Катаева красочной не назовешь. У Владимира Козьмича Зворыкина она оказалась куда богаче и грустнее одновременно.

Зворыкин родился в 1889 году в Муроме, в семье богатого купца, торговавшего хлебом. Его отец был одним из самых известных людей в городе, имел в своем распоряжении несколько пароходов и был главой Муромского общественного банка.

При такой родословной неудивительно, что Зворыкин имел все возможности для учебы. Так, в 1906 году он уже закончил училище и смог легко поступить в Петербургский университет. Однако, спустя некоторое время, юноша перевелся в Технологический институт по рекомендации отца, который предполагал, что сын получит достаточно знаний, чтобы продолжить семейный бизнес. Впрочем, пароходы мало интересовали молодого Владимира, поэтому он принял решение продолжить свою учебу в Париже под руководством выдающегося физика Поля Ланжевена.

Коллеж де Франс университет в Париже

К сожалению самого Зворыкина, закончить учебу во Франции не удалось – помешала Первая мировая война. Когда молодой ученый вернулся домой, его сразу же призвали в армию. Связей отца хватило, чтобы устроить сына в войска связи, подальше от фронта.

На службе со Зворыкиным произошел интересный, но неприятный случай. Изобретатель едва не угодил за решетку из-за кляузы солдата, которого Зворыкин привлек для своих экспериментов с устройствами связи, от которых ученый не отказался даже во время войны. Подчиненный рассказал высшему руководству, что Владимир заставил его наговаривать странные цифры в какую-то дырочку, а сам часто уходил в другую комнату и ковырял какой-то непонятный прибор. Поскольку суд в те времена еще не страдал особым видом паранойи, обвинения в сторону Зворыкина посчитали нелепыми и отпустили связиста прямо из зала суда.

Горе пришло в дом Зворыкиных тогда, когда началась Октябрьская революция. Событие, которое положительно повлияло на судьбу Семена Катаева, разрушила жизнь Владимира и всей его семьи. Большевики забрали дом Зворыкиных в Муроме. Многие члены их семьи погибли по разным причинам, а в отношении Владимира был выписан ордер на арест дорвавшимися до власти крестьянами.

Зворыкин в Муроме 1906 год

События требовали немедленного реагирования, и Владимир Зворыкин решил, что нужно бежать из страны. Лучше всего в Америку. Ехать в чужую страну безымянным бродягой изобретатель не хотел, поэтому вспомнил предложение Независимого Сибирского правительства о работе в Америке за небольшую услугу. Собравшись с мыслями, Володя поехал в Омск. По дороге гонимого офицера связи преследовали проблемы, например, в Екатеринбурге его сняли с поезда местные большевики и посадили в тюрьму для выяснения личности. От расстрела ученого спасла только случайность: в город вошла Белая Армия, которая освободила его от заключения и отправила восвояси.

В Сибири власть вошла в положение Зворыкина и дала ему все необходимые бумаги для командировки в Америку. Добираться до США он смог только к концу 1919 года. После непродолжительной командировки Владимиру пришлось возвращаться в Россию из-за его обязанностей перед Сибирским правительством. Добираться до родных краев ему пришлось через Тихий океан, так как путешествие через всю Россию было для него сродни смертному приговору. Решив все долговые обязательства, Зворыкин снова отправился в Америку, теперь уже без нужды возвращаться, навсегда.

Первые работы по передаче картинки на расстояние

После того, как оба ученых нашли себе пристанище, началась их активная трудовая деятельность и реализация задуманных проектов.

В 1929 году Катаев закончил университет с дипломом инженера-электрика, после чего отправился на работу во Всесоюзный Электротехнический институт. Именно здесь он и начнет свои научные работы и исследования, касающиеся телевидения.

Электронно-лучевая трубка фото

В том же 1929 году коллега Катаева по работе в институте Ю.С. Волков запатентовал прибор, создающий цветную электрическую телескопию, которая возникала благодаря электронно-лучевой трубке. Эта идея была прорывной для того времени, все видели ее огромные перспективы. Проблема заключалась лишь в том, что действующие технологии не позволяли ей развиваться – у электронно-лучевых трубок была слишком низкая чувствительность, и Катаев предложил использовать для ее повышения технологию накопления зарядов. Этим он и будет заниматься в последующее время, что приведет к прорывному открытию, которое изменит судьбу человечества.

Иконоскоп Зворыкина фото

Продвижение телевидения в массы

В то время, как у Семена Катаева основной целью трудов было совершенствование электронно-лучевых трубок, Зворыкин, впитав в себя бизнес-нотку западного капитализма, видел в своем изобретении нечто большее, в том числе и в финансовом плане.

В 1933 году Зворыкин вместе со своими помощниками смог собрать первую в мире полноценную систему телевизионного вещания. Тогда же ученый пошел на беспрецедентный шаг: отправился в СССР, но уже в качестве гражданина США, что исключало попытки привлечь его к ответственности, по-крайней мере пока.

Первый электронный телевизор Зворыкина фото США

Зарождающееся советское телевидение требовало свежего взгляда со стороны, а не скрепленный ни в финансах, ни в помощи Зворыкин продвинулся гораздо дальше своих земляков. Владимир был приглашен выступить с докладами перед электронщиками Москвы и Ленинграда. Как это ни странно, но о коммерческой тайне никто не думал. Ученый отвечал на все вопросы коллег, с радостью обсуждал перспективы телевидения и предлагал идеи его развития. Он прекрасно осознавал важность изобретения для всего человечества, а не только для отдельно взятых государств.

В те времена Америка испытывала жесткий экономический кризис, поэтому визит Зворыкина в Москву был очень важен для компании RCA, ведь он мог позволить получить крупный заказ на изготовление оборудования для телевизионного вещания. Сам же Владимир испытывал смешанные чувства от возвращения на родину, ведь он не был здесь больше 10 лет. Некоторый груз на душу возложило и предложение ученому от высших советских чинов остаться в СССР в качестве почетного научного работника, а также забыть о том, что некогда он служил в Белой армии в качестве офицера.

Зворыкин едва не согласился на заманчивое предложение, но его успели отговорить родственники, которые чувствовали подвох. С ним хорошо обращались до тех пор, пока он был гражданином США, но как только ему бы выдали советский паспорт, репрессии были бы неминуемы. С этими мыслями Зворыкин решил не рисковать и вернулся в Америку.

Первая телеприставка с диском Нипкова фото

В последний раз изобретатель прибыл в СССР в 1936 году, когда репрессии в стране начали приобретать страшные масштабы. Увидев это, Владимир решил не рисковать и больше не показываться на территории Союза, чтобы его родственники, которые здесь проживали, не получили проблем и не попали под репрессивный каток расстрелов и посадок.

Зато в командировку в Америку отправился Семен Катаев, перед которым стояла задача перенять опыт американских коллег, а также закупить необходимое оборудование для производства телевизоров. При этом стоит отметить, что несмотря на то, что и Катаев и Зворыкин являлись изобретателями одного и того же прибора независимо друг от друга, они никогда не конфликтовали и не конкурировали. Наоборот, были хорошими друзьями, которые делились опытом друг с другом и продвигали свое изобретение в массы. Впоследствии они даже обменялись своими книгами, подтверждая дружбу перед прицелами телекамер.

Ученые-изобретатели видели большой потенциал своего изобретения, в первую очередь, в использовании в быту. Так в 1936 году в Америке, в компании RCA под руководством Владимира Козьмича был изготовлен первый электронный телевизор, который можно было установить в квартире любой семьи.

В СССР с этим дела обстояли несколько хуже: народ был бедный, во времена репрессий власть не задумывалась об улучшении благополучия граждан, поэтому первый телевизор там появился только в 1949 году. Отличался он своей громоздкостью и очень маленьким экраном, на котором рассмотреть что-то было очень сложно. Для этих целей перед ним ставилась специальная линза с дистиллированной водой, которая увеличивала и без того размытое изображение.

Послесловие

Современные телевизоры повышенной четкости фото

И Владимир Козьмич Зворыкин, и Семен Исидорович Катаев посвятили свою жизнь научным исследованиям и радиоэлектронике. Оба получили огромное количество патентов и сделали массу научных публикаций, которые оказали большое влияние на мир телевизионного вещания и радиосвязи.

Погрузиться в атмосферу любимых кинофильмов даже в домашних условиях может каждый.

Домашний кинотеатр: что это, зачем нужен из чего состоит

Домашний кинотеатр: понятие и виды акустических систем

Итак, под домашним кинотеатром принято понимать комплекс специального звуко-, и видеовоспроизводящего оборудования (потребительский класс), который предназначен для установки в частных жилых помещениях. Его основная задача – это воспроизведение высококачественного звука и изображения, приближенных к кинотеатральному.

На рынке бутовой техники мы сталкиваемся с самыми разными видами систем. Условно разделим их по четырём критериям:

  1. Методу подбора компонентов домашнего кинотеатра.
  2. Количеству компонентов.
  3. Способу размещения в комнате.
  4. Типу подключения.

Итак, разделение на виды домашних кинотеатров:

Обратите внимание! В некоторых случаях тыловые динамики можно сделать беспроводными. Для этого проводные динамики подключаем к беспроводному адаптеру с усилителем.

Функционал современных домашних кинотеатров

Несмотря на разнообразие видов, функции различных домашних кинотеатров достаточно схожи. Основные из них:

  • высококачественное объёмное звуковоспроизведение;
  • высококачественное воспроизведение видео;
  • воспроизведение различных форматов;
  • простое, комфортное управление.

Звучание

Объёмное звучание фильмов, пожалуй, главная причина приобретения домашнего кинотеатра. Насыщенный реалистичный звук оставляет неизгладимые впечатления, и создаёт эффект присутствия, эффект погружения в кинокартину. За качественное звучание отвечают следующие составляющие:

  • разнообразие режимов воспроизведения;
  • наличие приглушенного режима;
  • наличие режима просмотра в наушниках;
  • возможность настройки звучания вручную.

Картинка, поступающая с ДК

Высококачественное воспроизведение изображения – задача телеэкрана. Для получения оптимального эффекта корректируем и регулируем следующие параметры:

  • яркость, насыщенность и контрастность изображения;
  • масштаб.

Важно наличие функций HD, FHD и HDTV.

Воспроизведение

Следующая опция – возможность воспроизведения видео различного формата (CD, DVD, Blu-ray и др.). Некоторые устаревшие модели работают только с одним из вариантов.

Домашний кинотеатр: что это, зачем нужен из чего состоит

Управление

Не менее важная опция – это управление воспроизведением. Сюда относим остановку, ускорение, перемотку, увеличение изображения.

Обратите внимание! Только при наличии полной комплектации оборудования все опции домашнего кинотеатра исправно выполнимы.

Домашний кинотеатр: что это, зачем нужен из чего состоит

На фото домашний кинотеатр с функцией караоке, который позволяет разнообразить досуг

Дополнительные функции

К дополнительным опциям домашних кинотеатров относим:

  1. Калибровку звука. Используется для наиболее качественного звучания. Калибровка подразумевает автоматическое считывание естественной акустики помещения и распределение отражения звуковых волн.
  2. HDMI разъёмы. Дополнительные входы никогда не бывают лишними. Их можно использовать для подключения большего количества колонок или игровой консоли.

Составляющие компоненты домашних кинотеатров

Теперь разберём основные элементы домашних кинотеатров:

  1. Один из главных – устройство для отображения. Подразумевается телевизор, жидкокристаллические или плазменные панели. Если под ДК выделяется отдельная комната, есть желание в домашних условиях создать подобие реального кинотеатра – можно приобрести экран и проектор.
  2. Следующий компонент – источник сигнала. В этом качестве используется сигнал телевизионного провайдера; проигрыватели CD, DVD, Blu-ray, HD; приставки на платформе Android, Apple TV; или даже ПК.
  3. AV-ресивер для преобразования сигнала.
  4. Акустика. Может состоять из таких элементов как центральный динамик, фронтальных колонок, громкоговорителей, сабвуфера.

Обратите внимание! Рекомендуется приобретать колонки от одного производители, лежащих в одной звуковой тональности. В этом случае звучание будет лучше.

В свою очередь, большинство домашних кинотеатров в одной коробке состоят из колонок (акустика формата 5.1 или 7.1) и Blu-Ray или DVD ресивера.

Технические характеристики домашних кинотеатров

Один из важнейших критериев оценивая оборудования ДК – это его технические характеристики.

Проектор

Выбирая проектор, останавливайтесь на технике с высоким разрешением матрицы. Ведь чем выше показатели разрешения изображения, тем чётче и лучше картинка. Максимальное из существующих – 4К. Максимальная диагональ – 100 дюймов (254 см).

Часто используемые матрицы – DPL и LCD. Первый тип более дорогостоящий, и выдаёт достаточно высококлассное изображение. Часто оснащается функцией 3D. Второй – более бюджетный и по цене, и по качеству.

При покупке проектора не без внимания остаётся и лампа устройства. Уточняем её мощность и контрастность.

Домашний кинотеатр: что это, зачем нужен из чего состоит

Телевизор

Для домашних кинотеатров специалисты рекомендуют использовать OLED и LCD панели. Первый тип признан наиболее качественным. Обладает высоким разрешением экрана, от других выгодно отличается контрастностью, яркостью, большим углом наклона. Оборудуется опцией 3D.

Жидкокристаллические ТВ более доступные. Стоимость отражается и на качестве картинки, скорости отклика ТВ на команды пользователя.

Рекомендованная минимальная диагональ ТВ – 32 дюйма.

Обратите внимание! Большая часть современные ТВ уже имеет встроенную операционную систему. Благодаря чему появилась возможность без каких-либо затруднений устанавливать новые сторонние приложения, в том числе онлайн кинотеатры, скачивать игры.

Акустика

Как уже отмечали ранее, акустика – один из определяющих компонентов домашнего кинотеатра.

Один из наиболее распространённых вариантов акустических систем – формат 5.1, где 5 – означает количество колонок, 1 – сабвуфер.

Домашний кинотеатр: что это, зачем нужен из чего состоит

Все колонки рекомендуется распределять по углам комнаты. Для соединения – применять беспроводные интерфейсы. Если такой возможности нет – используется проводное подключение. Также обращаем внимание на мощность динамиков.

Наиболее популярные поддерживаемые аудиоформаты: Dolby Digital, Dolby True HD, DTS, Dolby Digital Plus, Multichannel PCM.

Распространённые громкоговорители: OmniJewel, Jewel Cube, Reflecting Series.

Какие технологии используются в современных домашних кинотеатрах – основные аудио термины для домашнего кинотеатра:

Воспроизведение

Для воспроизведения можно использовать самые разные устройства. Их перечень приведён выше. Также благодаря современным технологиям и возможности беспроводного подключения, транслировать изображение можно непосредственно с телефона или планшета.

Особенности сборки

Переходим к сборке всех компонентов домашнего кинотеатра.

Проектор

И если с установкой телевизора, в принципе, всё понятно, то монтаж экрана и проектора может вызвать некоторые вопросы. Чаще всего оба перечисленных устройства крепятся непосредственно к потолку.

Если же размер экрана невелик и имеет соответствующую конструкцию – монтируется к стене. Высота крепления также определяется габаритами отражающей поверхности и помещения.

Формула для вычисления следующая: ВМ (высота монтажа) = ВСП (вертикальное смещение проектора, см. в инструкции) * ВС (высоту экрана).

Домашний кинотеатр: что это, зачем нужен из чего состоит

Вертикальное смещение проектора

А для того чтобы рассчитать оптимальное расстояние между проектором и экраном применяем формулу: ПР (проекционное расстояние) = ШИ (ширина экрана) * ПО (величину проекционного отношения). Последние данные берём из руководства по пользованию данным оборудованием.

Также обращаем внимание на планировку комнаты. Лучшее место для установки экрана – стена без попадания прямых солнечных лучей. В этом случае получим наиболее чёткое и яркое изображение.

Как установить домашний кинотеатр – правильное расположение колонок системы 5.1:

Акустика

Каждая колонка имеет свои технические характеристики и своё предназначение. Соответственно, должна занимать определённое место.

Важно! При размещении составляющих домашнего кинотеатра в обязательном порядке учитываем все характеристики помещения, размещение кресел и диванов, кабелей, розеток.

Критерии для выбора

Главный критерий выбора домашнего кинотеатра – это ожидаемый эффект; учитываем особенности интерьера и допустимое место для размещения. На базе данных ожиданий делаем выбор между проектором и телевизором, встроенными и не встраиваемыми, проводными и беспроводными системами.

Домашний кинотеатр: что это, зачем нужен из чего состоит

Не менее важный критерий – формат считывания сигнала. Для каждого зрителя данный критерий индивидуален. Также, согласно пожеланиям пользователя, определяемся с необходимыми функциями.

Важный момент – технические характеристики оборудования. Здесь, по возможности, каждый элемент экосистемы рассматриваем отдельно.

Домашний кинотеатр – это отличная находка для киноманов. При правильном подборе и размещении компонентов системы создаст эффект реальности, и позволит с головой окунуться в мир кинолент.

Чтобы полностью проникнуться атмосферой фильма и почувствовать себя в центре событий, не обязательно идти в кинотеатр. Эти советы помогут обустроить уютный уголок для просмотра кино даже в небольшой квартире

Фото: Chauhan Moniz/Unsplash

Домашний кинотеатр — прекрасное место для проведения промозглых осенних вечеров. Тем более что на фоне увеличения числа заболевших коронавирусом владельцы традиционных кинотеатров уже готовятся ко второй волне закрытий.

Насладиться объемным звуком и изображением высокой четкости можно даже в небольшой городской квартире, а современные стриминг-сервисы позволяют смотреть дома те же премьеры, что и в кинозалах. Рассказываем, как грамотно и с минимальными вложениями оборудовать идеальный домашний кинотеатр.

Определитесь с местом

Первое, что необходимо сделать, — выбрать подходящую комнату. О домашнем кинотеатре лучше задумываться на этапе планировки квартиры. Это позволяет заранее спроектировать помещение, отвечающее всем требованиям. В идеале для кинозала требуется длинная прямоугольная комната без окон площадью от 20–30 кв. м. По словам экспертов, самое высокое качество звука обеспечивают помещения неправильной формы: с нишами, плавно расходящимися под углом стенами, двухуровневым полом, ломаной линией потолка. Если в вашей квартире такого нет, устроить кинозал можно в обычной гостиной или спальне. Предпочтительно, чтобы там не было общей с соседями стены. Однако имейте в виду: интерьер комнаты придется во многом подчинить устройству кинотеатра. Например, заменить светлые оттенки темными. Этот простой прием позволяет повысить контрастность изображения на экране.

Фото:Pexels

Подготовьте помещение

Важно правильно подготовить помещение под кинозал. При этом труднее всего совместить эстетику интерьера с его функциональностью. В первую очередь стоит позаботиться о дополнительной звукоизоляции. Чтобы не беспокоить соседей и членов семьи во время киносеансов, оснастите стены специальными звукопоглощающими плитами. Усилить нужный эффект поможет текстиль — подушки, пледы и ковры. Также заранее продумайте, как аккуратно замаскировать провода и другие инженерные конструкции. Для этого хорошо подходят пластиковые боксы, плинтусы со встроенным кабель-каналом, декоративные ниши и мебель. Кроме того, необходимо максимально затемнить комнату. Обратите внимание на плотные светонепроницаемые (а еще лучше — шумоизоляционные) шторы. Современные производители предлагают целые коллекции тканей, предназначенных для оборудования домашних кинотеатров.

Фото:Alex Litvin/Unsplash

Избавьтесь от глянца

В оформлении кинозала следует использовать больше шероховатых и матовых текстур. В отличие от стекла и глянца, они не создают бликов и не отвлекают от просмотра. Если полностью убрать мебель с зеркальными, металлическими и стеклянными фасадами нельзя, старайтесь не ставить ее между динамиками и зрительскими местами. Дело в том, что любые гладкие поверхности вызывают реверберацию: звук многократно отражается, усиливаясь и превращаясь в эхо. То же самое относится к полированным деревянным и бетонным полам. Чтобы звук стал более чистым и сбалансированным, постелите ворсистый ковролин и используйте больше драпировки. Кстати, голые стены тоже искажают звуковую дорожку. В кинотеатрах эхо и вибрации обычно гасят с помощью минеральной ваты. Дома вместо этого достаточно повесить несколько картин и пару книжных полок — так вы уменьшите реверберации и передачу звуковой энергии стенам.

Фото:Pexels

Выберите экран

Большой экран — сердце любого домашнего кинотеатра. Это он обеспечивает максимальную глубину погружения и усиливает эффект от экшн-сцен. Сегодня в магазинах представлен огромный ассортимент оборудования для кинозалов. Вы можете приобрести плазменную панель с большой диагональю или готовый комплект домашнего кинотеатра, который достаточно подключить к телевизору. Если позволяет площадь, советуем отдать предпочтение проектору и экрану. Они дают по-настоящему большую картинку без потери качества. Для дома подойдет проектор с разрешением 1280×800 пикселей. В целях экономии места его обычно закрепляют на потолке по центру. Экраны бывают рулонными и натяжными. Чтобы не ошибиться с размером, воспользуйтесь специальным калькулятором. Кстати, если в комнате есть свободная ровная стена — экран можно не покупать. Просто нанесите на нее слой специальной экран-краски.

Фото:Adrien Olichon/Pexels

Расставьте колонки

Фото:cottonbro/Pexels

Продумайте освещение

Фото:Thibault Penin/Unsplash

Сделайте перестановку

Неправильная организация пространства в домашнем кинотеатре может свести на нет любые усилия и средства, потраченные на покупку дорогой электроники. Заранее набросайте эскиз на листе бумаге или в мобильном приложении — это поможет сэкономить время и силы. Основное правило: композиция в интерьере должна быть строго симметричной. Как правило, центральное место занимает экран, а остальные предметы мебели и декор выстраиваются вокруг него. При этом не следует ставить сидения вплотную к стене — звук должен равномерно доходить до зрителя со всех сторон. Если в помещении достаточно свободного места, сместите кинотеатр подальше от окна. Так вы минимизируете уличные звуки. При выборе мебели ориентируйтесь на свои ощущения. Конечно, более атмосферный вариант — кресла, расставленные в два-три ряда. Но, возможно, вам будет удобнее на большой кровати, диване или на полу в креслах-мешках.

В основу концепции домашнего кинотеатра заложена идея индивидуализации процесса потребления впечатлений. Ведь как относительно блюд и режима питания у каждого человека имеются личные предпочтения, так и аудиовидеопродукция подбирается в соответствии с персональными пристрастиями.

Сохранить и прочитать потом —



Сила зрительских впечатлений —
критерий качества домашнего
кинотеатра

Домашний кинотеатр - это технический комплекс предназначенный для комфортного просмотра и прослушивания всевозможного звукового и визуального контента, в идеале система создает атмосферу профессионального кинотеатра в частном жилище.

В основу концепции домашнего кинотеатра заложена идея индивидуализации процесса потребления впечатлений. Ведь как относительно блюд и режима питания у каждого человека имеются личные предпочтения, так и аудиовидеопродукция подбирается в соответствии с персональными пристрастиями.

Особое место

Приспосабливать под домашний кинотеатр уже сложившееся в стилевом отношении помещение (например, гостиную) — дело едва ли не более хлопотное, чем оборудовать отдельное помещение с нуля. Слишком серьезными помехами для распространения звуковых волн являются предметы мебели, зеркала, портьеры, деревянные и стеклянные двери и прочие элементы.

Поэтому оптимальный вариант — превратить в домашний кинотеатр отдельную комнату. Ее размеры определят мощность усиливающей аппаратуры и акустических систем, диагональ телевизионной панели или проекционного экрана. Наиболее подходящей формой помещения считается прямоугольник.

При устройстве кинозала под проектор выделяется изолированный отсек, используются особые материалы (звукоизоляционные, звукорассеивающие, звукоотражающие), позволяющие изменить акустические параметры комнаты и блокировать распространение звука наружу. Также важно учитывать освещенность: чем она меньше, тем лучше. Большие окна придется занавесить плотными затемняющими портьерами. Интерьер тоже создается соответствующий: с удобными креслами и дополнительной мебелью.

Функциональная схема домашнего кинотеатра подразумевает наличие следующих компонентов: источник (поставщик контента), устройство обработки звука, устройство вывода изображения, акустический комплекс.



Микроакустическая система Х-ЕМ11
от компании Pioneer (Япония)


Дизайнерская стойка под аппаратуру
выполнена в виде рамы для картины



Компания A.P.Technology (Россия) предлагает множество вариантов кресел
для домашних кинотеатров. Предусмотрена комплектация
дополнительными элементами


Дизайнерский стенд для домашнего
кинотеатра способен стать
смысловым акцентом интерьера

Комментарий специалиста


Владимир Абраменко, президент компании A.P.Technology:

«Появившееся в последние годы понятие Home Cinema подразумевает нечто большее, чем просто технический комплекс: высококлассное оборудование, безупречную инсталляцию и, что очень важно, специально отведенное помещение, в котором произведена акустическая обработка. Дело в том, что звук, исходящии из колонок, раскрываясь под определенным углом, отражается от стен, пола и потолка. Такое многократное отражение дает искаженную звуковую картину. Акустическая обработка направлена на то, чтобы исключить ненужные отражения и тем самым восстановить идеальное звучание. Она требует достаточно сложных расчетов, на основе которых делается проект и проводится обработка поверхностей в помещении (установка звукопоглощающих и звукоотражающих панелей, бас-ловушек и др.).

Компания MSR Acoustics (США), которую мы представляем, предлагает готовую систему акустической обработки помещении для домашних кинотеатров, позволяющую добиваться высокого качества звука без сложных акустических расчетов. Система основана на новейших научных разработках, их автор Энтони Гримани в начале года включен в двадцатку наиболее влиятельных людей в области развития электронной аппаратуры за последние 20 лет (согласно рейтингу издания СЕ Pro).

Источник информации

Источник — это устройство, формирующее видео- и звуковой сигнал путем считывания данных с носителя информации или посредством приема транслируемого потока. Когда-то основным носителем являлась кинопленка, позже ее сменила магнитная лента, а в последние годы — диски форматов CD и DVD.

В домашних кинотеатрах источниками изображения и звука обычно становятся устройства Blu-ray (предназначенные для проигрывания BD-дисков — оптического носителя, используемого для записи с повышенной плотностью и хранения цифровых данных, включая видео высокой четкости) и медиаплееры различных типов и конфигураций. Медиаплеер совмещает функции хранения и передачи (воспроизведения) цифровой аудиовидеоинформации. Как любое компьютерное устройство, он способен распознавать различные форматы, передавать видеоматериалы из Интернета (в том числе потоковое видео — прямые трансляции), а также позволяет производить апгрейд (совершенствовать существующее оборудование). Источник может быть один на всю систему, но это редкость, особенно в современных высококачественных комплексах. Чаще предусмотрено несколько устройств ввода на выбор — например, медиаплеер, проигрыватель дисков BD или DVD и игровая приставка.




Современная аппаратура обеспечивает высокое качество изображения и звука,
а дополнительные устройства облегчают управление системой
и расширяют возможности доступа к контенту


Необычные дизайнерские колонки могут
служить не только источником звука, но и
стильным элементом обстановки.
Универсальный Blu-ray плеер Azur 650BD
от Cambridge Audio (Великобритания)


Инсталляция домашнего кинотеатра
от компании Audiomania — это сочетание
техники и выразительного интерьера

Сердце системы

По сути, ресивер одновременно выполняет функции многоканального усилителя мощности, заставляющего играть колонки, процессора пространственного звучания, который преобразует цифровой звук в аналоговую форму, тюнера и коммутатора аудиовидеосигналов, идущих с разных источников, чтобы к телевизору не тянулся букет кабелей. Он декодирует цифровой сигнал, усиливает звуковой поток и разделяет его на каналы в соответствии со стандартом, в котором работает акустическая система, а также выступает в роли координатора (переключается с одного источника информации на другой).

От возможностей ресивера, в частности, зависят уровень и объем воспроизведения современных звуковых форматов. Дело в том, что даже если источник поставляет в систему материалы высочайшего качества (звук высокой детализации), на выходе можно рассчитывать лишь на тот максимум, на который способен ресивер. То есть вместо богатого насыщенного звучания, заложенного в источнике, слабосильное обрабатывающее устройство выдаст плоский звук с урезанным диапазоном частот.

Вывод картинки

За изображение в системе современного домашнего кинотеатра обычно отвечают большой телевизор, ЖК или плазменная панель (максимальная диагональ представленных на рынке телеэкранов — 150 дюймов). Нередко вместо телевизора или панели либо вместе с одним из этих устройств используется проектор с экраном. Наличие телевизионного дисплея и проекционной системы в едином комплексе весьма удобно: порой проще и быстрее включить телевизор, чем разворачивать экран и затемнять комнату (кстати, телевизор этого и не требует).



Новое поколение устройств вывода изображения —
LED-телевизоры


Шлем ХМЗ-Т2 3D от Sony (Япония)
для персонального просмотра
кино. Компания LG (Южная Корея)
предлагает стильные колонки
ВН-9530 TW

Современный рынок предлагает широчайший выбор видеопроекторов, отличающихся по цене (разница достигает одного-двух порядков), разрешению, яркости, возможностям цветопередачи и многим другим характеристикам.



Телевизоры серии Connect ID от Loewe (Германия) со светодиодными дисплеями отличаются
высокой четкостью изображения и низким энергопотреблением. Система объемного звука Loewe
SoundBox принимает сигнал от любого источника и работает в полном диапазоне частот

Звук вокруг

От возможностей акустической системы зависит то, в каком виде звук поступит к конечному потребителю. Цель в данном случае — создать как можно более однородное звуковое поле, то есть зрители не должны на слух определять расположение и количество колонок.

Выбирать акустическую систему желательно на основании личных ощущений. В данном случае лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть/прочитать, ведь звуковую информацию все воспринимают по-разному, и здесь от акустической аппаратуры зависит очень многое.




Все чаще элементы кинозала выполняют не только утилитарные, но и декоративные
функции — например, колонки со стеклянным корпусом или в виде шаров


Современное решение домашнего
кинотеатра от Audiomania

Комментарий специалиста


Елизавета Мякишева, менеджер по развитию проекта Sound Art by Audiomania:

Читайте также: