Кто изобрел телевизор в германии

Обновлено: 16.05.2024

С самого начала телевизионной эры Йозеф Геббельс не дремал, оценив всю силу и пропагандистские возможности скромно нарождающегося нового СМИ.

Начнём с мечты. Желание людей видеть то, что выходит за границы взгляда, имеет довольно длительную историю. Например, в Средние века был изобретён магический кристалл — пирамида, в каждой из четырёх граней которой люди надеялись увидеть то, что происходит в каждой части света. Но, конечно, к осуществлению этой мечты они подошли только где-то на рубеже , научившись преобразовывать свет в электрические сигналы. Однако в самом начале вот это отстающее от мысли сознание всё-таки стремилось видеть только реальность, ещё не понимая, какое мощное средство уже заимел человек, чтобы эту реальность создавать. Вот именно этим и занимался министр пропаганды Йозеф Геббельс, который, как известно, использовал разные средства. И именно в этом плане он разработал концепцию немецкого телевидения. Нет, не технологическую, а, как сейчас говорят, контентную, содержательную. Сказать точно, когда он начал этим заниматься, нельзя. Где-то в районе 1937 года. Но давайте начнём с первой трансляции.

Йозеф Геббельс и Ойген Хадамовски

И вот мы подходим к 1937 году, периоду, когда Геббельс начинает активно этим заниматься, а именно: наращивать своё министерство, формировать новые департаменты. Где-то к войне их будет уже четырнадцать, а пока только два — департамент радио и департамент кино. Но вот интересно, что в 1937 году Геббельс говорит о том, что кинорежиссёры не должны заниматься телевидением, и отдел телевидения создаётся при департаменте радио. Вопрос: почему. Видимо, уже были какие-то пропагандистские технологии, наработанные департаментом радио, которые он хотел использовать на телевидении.

Образцовая национал-социалистическая семья Геббельсов, 1944 год

Йозеф Геббельс выступает на нацистском митинге, 1943 год

И что интересно, Магда Геббельс очень серьёзно занималась этим вопросом. Вообще о Магде, о её профессиональной деятельности, об общественной деятельности мало что известно. И вот с 1939 года, когда Геббельс очень хорошо выделяет это пропагандистское направление, именно Комитет немецких женщин задаёт так называемое художественное направление. Но они ни в коем случае не взаимодействуют, они жёстко конфликтуют. Для примера возьмём две программы. Одна составлена геббельсовским направлением, вот этим пропагандистским, другая — в Комитете женщин.

26 октября 1940 года. Программа передач на этот день (разработка). Пропагандистское направление.

15.00 — кинохроника военных побед.

16.00 — хор СС Кёльна исполняет старинную песню на фоне знамён с руническими символами.

19.30 — хор СС Кёльна поёт ту же самую песню (повтор).

21.30 — стихи и песни на слова членов Союза немецкой молодёжи.

А вот разработка Магды на три дня позже, 29 октября 1940 года.

16.00 — Виды Парижа. История. Игровые сценки времён Великой французской революции. Французские народные песни. (А это уже была оккупация Франции!)

17.30 — час музыки, фортепианный концерт.

18.00 — актёры Эмиль Яннингс и Лил Даговер о работе в новом кинофильме, репортаж со съёмочной площадки.

19.00 — телевизионный исторический фильм.

20.30 — национальный фольклорный праздник, кинохроника.

21.00 — полчаса музыки, отрывки из опер и оперетт.

Возвращаясь к Магде. Всё-таки феномен её личности многим непонятен. Не женщина, а какой-то монстр, который свалился неизвестно из какой преисподней, отравил своих детей. Магда Геббельс — действительно чудовищная личность, которая вложила в национал-социализм больше, чем в рождение своих детей. Поэтому когда это государство погибло, для неё погибло всё.

С другой стороны, он мог додуматься и сам: если он считал пропаганду массовым гипнозом, а телевидение — орудием пропаганды, то почему бы это орудие не напичкать, не нафаршировать вот такими гипнотическими элементами?

Адольф Гитлер за чтением газеты, 1935 год

И вот мы подошли к 1942 году. (1941 год мы пропустили, потому что в этот период все технические средства, которые были, попали в руки военных. Телевидение стало играть передовую роль в качестве средства теленаведения ракет).

А вот (внимание!) ещё одна программа передач от 14 мая 1944 года. (Это одна из разработок, которые велись в недрах министерства пропаганды).

12.45, 14.00 — видовые фильмы: Мадрид, Вена, Афины.

21.30 — криминальная хроника, повтор.

Продолжая наш исторический цикл захотелось рассказать о настоящем символе немецкой радиоэлектроники, компании Telefunken. Корпорации, о которой пойдет речь, принадлежит львиная доля немецких разработок в области радио, электроакустики, телевидения и телевещания. Влияние компании породило слухи об уникальных свойствах, беспрецедентной надежности и долговечности, произведенных ею устройств. Часть мифов родились благодаря саркастическим пранкам советского инженера Лихницкого, который в своем блоге публиковал псевдоэзотерические статьи о якобы населявших лампы Telefunken сущностях.


Радиолампы компании до сих пор продаются, пользуются большим спросом на ebay и
заслуженной репутацией. Отчасти это обусловлено беспрецедентно жестким контролем качества на предприятиях, которые их производили. Принято считать, что именно Telefunken принадлежит разработка первой в мире транслирующей телекамеры и полноценного телекоммуникационного оборудования. Многие всерьез полагают, что без разработок этой компании, нацисты не смогли бы так долго удерживать власть в Германии, а Beatles, возможно, не стали бы популярными. Итак, под катом пост об истории Telefunken, как одного из самых легендарных и мифологизированных брендов в истории.

Компания, которую основал кайзер

Временем основания Telefunken принято считать 1903-й год. Корпорация появилась не на пустом месте, а стала результатом слияния нескольких подразделений двух промышленных гигантов Siemens & Halske и AEG. Эти компании работали над одинаковыми по сути проектами, конкурируя за рынок крупных государственных заказов. Конкуренция была достаточно жесткой и приводила к постоянным патентным конфликтам.

Наиболее значимыми дублирующимися проектами были разработки в области беспроводного телеграфирования (т.е. того, что сейчас нам известно как радиосвязь). AEG под руководством Адольфа Слаби и графа Георга фон Арко разрабатывали такую связь по заказу имперского флота, а Siemens & Halske под началом Карла Фердинанда Брауна упорно работали над аналогичным устройством для немецкой армии. Также известны споры об общих проектах, например, компании не могли поделить совместно разработанный электровоз, поставивший мировой рекорд скорости на рельсах (210 км/ч, при средней скорости автомобиля того времени ок. 7 — 20 км/ч), в данный момент основным разработчиком считается AEG.



Один из первых совместных проектов Siemens&Halske и AEG, скоростной рекорд которого был побит только в 1939 году

Такие споры ставили под угрозу судьбу разработок, от которых, по мнению монарха и правительства, зависело будущее Германии. В 1903-м году разногласия достигли пика и потребовали регуляторного вмешательства. Инициатором объединения спорящих субъектов хозяйствования стал лично Кайзер Вильгельм Второй, который личным королевским решением учредил на основе радиоподразделений Siemens & Halske и AEG совместное предприятие.



Инициатор создания и сооснователь Telefunken, Фридрих Вильгельм Виктор Альберт Прусский

Чтобы бенефициары компаний не сильно возмущались королевскому произволу, дополнительно проект проинвестировали, учредительный капитал новой компании увеличился на 300 тыс. золотых марок. Эта сумма эквивалентна партии в сотню готовых автомобилей или 11 большим домам в Берлине. Нельзя сказать, что сумма была астрономической, но учитывая то, что сами подразделения уже существовали и не требовали особых вложений, эти деньги стали красивой сочной вишенкой на крупном промышленном торте. Акции нового предприятия поровну разделили между AEG и Siemens&Halske.



Георг Фон Арко 1928 (слева)



Ранняя радиостанция Telefunken

Telefunken в межвоенный период и во время второй мировой войне



Fritz Schröter (1950-е)

На XI Олимпийских играх 1936-го года в Берлине при помощи вещательной камеры Telefunken Ikonoskop была осуществлена первая спортивная трансляция. Без оборудования немецкой компании аналогичную по качеству трансляцию смогли провести лишь через год с Уимблдонского турнира 1937-го при помощи британского оборудования, при этом телевизионное радиовещание не использовалось, применялись только кабельные каналы связи, что доказывает уникальность Ikonoskop в то время.


В 1939-м году появляется первый серийный телевизор немецкого стандарта телевещания, который сейчас нам известен как PAL. Его называют приемник E1. Справедливости ради следует отметить, что над реализацией этого проекта трудятся практически все предприятия радиопромышленности 3-го рейха, при этом основная нагрузка ложится на Telefunken.


Телепроект видится министерству пропаганды Рейха и лично тов. Геббельсу идеальным средством промывания мозгов и возможностью контролировать настроения масс. По этой причине компания постоянно обеспечена финансированием и всем необходимым для его развития, вплоть до начала острых проблем с ресурсами, т.е. до 1944-го года.



С началом Второй мировой для Telefunken наступило время горячих военных заказов, более 60% военного радиооборудования и элементной базы производится ими. Для обеспечения потребности в вакуумных радиолампах Telefunken даже выкупает завод Osram в Мюнхене, часть которого переориентируются с лампочек ИльичаАлойзыча на триоды и пентоды.


Особой любовью гитлеровской военщины пользовались локаторы Telefunken, компания выпускала практически 100% немецких морских и наземных локаторов. Контрразведывательные подразделения Вермахта, СС и Абвера также не смогли бы работать без радиопеленгаторов, которые благодаря таланту телефункеновских инженеров стали достаточно маленькими и могли помещаться в грузовые фургоны. Это изменило тактику поиска и задержания радисток Кэт и прочих Штирлецев.


Радиолокационные разработки также не ограничивались стационарными моделями, существенное влияние на войну в воздухе оказали авиационные радары Telefunken. Полагаю, излишне говорить о большом количестве радиостанций, устройствах магнитной записи на проволоку и ленту, а также приемниках, благодаря которым угрюмые фронтовики слушали полузапрещенную Марлен Дитрих, бравурные марши и россказни Геббельса о скорой победе.


На фоне всего этого обилия заказав, очень странным кажется тот факт, что соучредители из Siemens продали свой 50% пакет акций AEG в 1941-м году. Этот странный поступок сделал AEG единственным владельцем Telefunken, которым компания пробыла достаточно длительное время. С 1944-го, как и у прочих немецких предприятий, у Telefunken начались ресурсные проблемы. Они закончились вместе с прекращением их деятельности в мае 1945-го. Огромные объемы уже выпущенной продукции были изъяты и пополнили трофейные закрома стран-союзников.

Telefunken в послевоенный период

Поражение в войне не убило компанию, она достаточно быстро оправилась от послевоенного кризиса и частичного уничтожения производственных мощностей в результате налётов. Уже осенью 1945 года возобновляется производство ламповых приемников Telefunken, цеха для которого открывают в помещении казарм бывшего концентрационного лагеря Дахау. Новый завод называют Apparatewerke Bayern, Dachau.


Постепенно из не очень подходящих казарменных помещений предприятие переносят в Ганновер, в цеха Huth-Apparatefabrik, которые были специально спроектированы для выпуска радиооборудования. Это ускорило производство и разработку, и уже в 1951-м году появляется на свет первый послевоенный телевизор Telefunken FE 8.



Huth-Apparatefabrik



Научно-исследовательский центр Telefunken в Ульме. 1961 год, будущий директор Манфред Бёрнер (в центре) в компании коллег

В этот период компания активно работает по всем основным видам деятельности. Продукция пользуется спросом у военных, бизнеса (в особенности на телевидении и в звукозаписи). Например, известно, что внушительная часть оборудования Abbey Road Studios, где записывались первые альбомы The Beatles, было создано Telefunken.



REDD.37 — консоль Abbey Road Studios

В частности, в установленной там консоли REDD.37 применялись ламповые усилители Telefunken V-72S, который является поздним усовершенствованным наследником более раннего легендарного V-41. Не менее популярны их устройства для широкого потребления (телевизоры, радиоприемники).



Судьба осколков колосса


Ответить на вопрос о том, кто изобрёл телевизор, с первого взгляда достаточно сложно, так как история телевизора, как технологии, имела две ветви развития, имеющих в основе себя разные принципы – электромеханический телевизор (механический) и электронный. Зачастую в ответ на подобные вопросы всегда втискиваются экономические, политические и идеологические интересы, от чего всё становится ещё более запутанным. Но всё-таки попробуем более детально разобраться в личностях и персоналиях, которые внесли вклад в развитие телевидения и изобретения телевизора.

Как правило, вы можете встретить следующие фамилии, которым приписывают изобретение телевизора: Бэрд, Розинг, Зворыкин, Катаев, Перский, Нипков, Такаянаги, Фарнсворт. Попробуем разобраться в этих фамилиях и какой вклад каждый из них внёс в изобретение телевизора.

Нипков Пауль Юлиус Готлиб



Схематическое изображение диска Нипкова

Перский Константин Дмитриевич

Бэрд Джон Лоуги


Розинг Борис Львович


Розинг был русским учёным-физиком, педагогом и изобретателем. Он понял тупиковость пути развития механического телевидения, поэтому начал свои исследования с того, что ввёл в систему телевидения безынерционный электронный луч, тем самым открыв альтернативный путь для развития телевизионной связи. Его главная заслуга состояла даже не в том, что он предложил новый способ передачи изображений на расстоянии, который был ещё очень несовершенный, а в том, что этот способ передачи задал вектор развития для всех телевизионных систем будущего, в том числе современных. В системе Розинга не было механических частей. Именно из-за этого факта Розинга следует считать главным изобретателем электронного телевизора. Этот приоритет также закреплён патентом в 1907 году, которые были признаны в ряде ведущих европейских держав, таких как Германия, США, Англия. А в 1911 году Розинг создал прототип кинескопа, который принимал простейшие изображения, что стало первой в мире телевизионной передачей электронного телевидения.


Схема телевизионной системы Б. Л. Розинга, разработанной в 1907 г. Вверху — передающее устройство, внизу — приемная электронно-лучевая трубка.

Кэмпбелл-Суинтон Алан Арчибальд


Такаянаги Кэндзиро


25 декабря 1925 года японец Кенджиро Такаянаги продемонстрировал телевизионную систему с разрешением в 40 строк, в которой использовался дисковый сканер Нипкова и электронно-лучевая трубка. Этот прототип все ещё демонстрируется в Мемориальном музее Такаянаги в Университете Сидзуока, в кампусе Хамамацу в Японии. К 1927 году Такаянаги улучшил разрешение до 100 линий, что было непревзойдённым до 1931 года. К 1928 году он первым передал человеческие лица в полутонах. Его работа оказала влияние на более позднюю работу Зворыкина Владимира Кузьмича.

Фарнсуорт Фило Тэйлор



Диссектор изображения Фарнсуорта

Катаев Семён Исидорович


Зворыкин Владимир Козьмич


Зворыкин также был русским изобретателем и учеником Бориса Розинга, правда после революции у него не заладились отношения с новой советской властью, и он эмигрировал в США, где продолжил развивать идеи своего учителя. Зворыкина на Западе считают изобретателем телевизора, но так, конечно, считать нельзя по тем многим причинам, которые мы уже отметили выше, хотя его вклад в развитие телевидения также сложно переоценить. В отличие от Катаева Зворыкин пошёл по пути создания ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Мышление Катаева и Зворыкина было диаметрально противоположным, что и породило такое различие в подходах и изобретениях. Если Катаев, как настоящий теоретик, сначала решил изобрести передающую трубку, а только потом приёмную, то Зворыкин сделал всё наоборот, так как вместо передающей можно было использовать передатчик, построенный по типу диска Нипкова. В 1935 году В.К. Зворыкин получил патент в США на своё изобретение, хотя демонстрации своего изобретения он устраивал ещё в 1926 году. Телевизоры с магнитной фокусировкой до 70-х годов 20-го века были больше распространены, так как долго не удавалось получить не уступающую по качеству ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Но именно с появлением иконоскопа электронное телевидение в полной мере стало реальностью.


ИТОГИ

Как уже писалось выше, следует различать электромеханический и электронный телевизоры. Механический телевизор появился параллельно электронному, поэтому его нельзя считать предшественником, скорее тупиковой ветвью развития. Он был сильно ограничен в увеличении качества и разрешения картинки, в отличие от телевизора с электронно-лучевой трубкой. Поэтому все фамилии, связанные с механическим телевизором, можно исключить из претендентов на изобретение телевизора в том виде, в котором мы его знаем. Таким образом Нипков, Бэрд и остальные не изобретали электронный телевизор.

В интернете часто можно встретить тезис о том, что Катаев подал свою заявку на патент раньше Зворыкина и формально его правильнее считать изобретателем телевизора, однако фактически Зворыкин изобрёл свой иконоскоп раньше, но из-за бюрократической волокиты его патент долго рассматривался. На самом деле это в общем-то неважно, так как оба они были учениками Розинга, а Зворыкин не раз подтверждал приоритет Розинга в изобретении телевидения, поэтому именно Розинг Борис Львович, очевидно, и должен быть назван изобретателем телевизора. Он задолго до всех предвидел будущее электронного телевидения, был активным популяризатором этой идеи.


Все не просто так. Исторические корни

Средства массовой информации, а в особенности телевидение и радио, уже тогда имели огромное значение.

Система издания газет быстро прижилась – решили воссоздать ту, что существовала до прихода к власти национал-социалистов, то есть систему, ориентированную на плюрализм, как можно большее разнообразие, частную собственность и региональную ориентированность.

Что все это значит?

После исторического экскурса стоит пояснить, что же все это значит на практике.

Общественное (публично-правовое) телевидение и радио (öffentlich-rechtliches Rundfunk) означает, что оно не принадлежит государству, не финансируется за его счет и, соответственно, не распространяет угодную только правительству информацию.

Кому же тогда оно принадлежит? Ответ прост: немецкому народу! Каждое домохозяйство ежемесячно платит пошлину на финансирование общественного телерадиовещания – это основная статья получения доходов.


Этот пункт очень важен для понимания не только немецкой системы телевидения, но и немецкого менталитета. Ведь речь идет о демократии. Частные СМИ зависят от спонсоров и рекламодателей, государственные – от правительства. Немцам важно, чтобы информация, которую они получают из СМИ, была как можно более объективной. В связи с этим британский пример BBC послужил эталоном, только с некоторыми поправками. ВВС осуществляет централизованное вещание, в Германии же ответственность поделена между Землями (Länder).

Децентрализованное вещание означает, что каждый регион имеет свое телевидение и радио, а также вносит свой вклад в создание общенациональных программ.

Поясним на примерах


ZDF занимается только телевещанием, их головной офис находится в Майнце, оттуда же осуществляется вещание. В состав ZDF входят несколько телеканалов: ZDF Kultur, ZDF Infokanal и т.д.

С ARD все намного запутаннее. Во-первых, за этим брендом стоит не только телевидение, но и радио. Во-вторых, центральный офис у них фактически отсутствует, в этом и проявляется региональная значимость.

На данный момент в состав входят 9 региональных телерадиокомпаний. Каждая из них имеет свой регион вещания (который зачастую не совпадает с реальными границами немецких регионов). Все имеют собственные радиостанции, которые независимы друг от друга и ориентируются на локального слушателя. Каждая компания также имеет свой собственный телеканал.

  • Bayerischer Rundfunk (BR) (Бавария) - 15,95%;
  • Hessischer Rundfunk (hr) (Гессен) - 7,40%;
  • Mitteldeutscher Rundfunk (MDR) (Саксония-Анхальт, Саксония, Тюрингия) - 10,85%;
  • Norddeutscher Rundfunk (NDR) (Гамбург, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольщтейн, Мекленбург-Передняя Померания) - 17,60%;
  • Radio Bremen (RB) (Бремен) – 0,75%;
  • Rundfunk Berlin-Brandenburg (RBB) (Бранденбург, Берлин) - 6,60%;
  • Saarländischer Rundfunk (SR) (Саар) - 1,25%;
  • Südwestrundfunk (SWR) (Баден, Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц) - 18,20%;
  • Westdeutscher Rundfunk (WDR) (Северный Рейн-Вестфалия) - 21,40%.

Изначально деление отличалось, так как не было Восточных Земель, они присоединились позднее.

То есть существуют 9 общественных региональных радио- и телекомпаний. Радиостанций и телеканалов по факту намного больше. Каждая из компаний из структуры ARD производит по несколько радиопрограмм. С 90-х гг. также существует DeutschlandRadio, которое охватывает всю страну в качестве зоны вещания. Два национальных телеканала часто создают кооперации на различных уровнях. Например, детский канал KIKA и канал историческо-политической направленности Phoenix – кооперация между ZDF и ARD. Также существует немецко-французский телеканал ARTE. И многие другие.

Довольно известная в России международная компания Deutsche Welle (в настоящее время называется DW) тоже является частью ARD. Такое количество телеканалов призвано создавать разнообразие, независимое от финансового состояния.

Именно за это разнообразие и продвижение демократических ценностей должно платить каждое домохозяйство. О самой пошлине мы уже писали в предыдущей статье.

Для всех, кто хочет более подробно разобраться в этой запутанной системе общественных СМИ, был создан специальный сайт, где собрана самая важная информация и даны ответы на главные вопросы.

Не только общественное достояние

Различия между частными и общественными каналами видны невооруженным взглядом – по количеству рекламы в эфире.

Рекламные вставки на общественных каналах разрешены лишь в период с 14 до 20 часов длительностью не более 3 минут за один блок и обычно включаются между передачами, а не прерывают их. В общей сложности длительность рекламы на общественных каналах не превышает 20 минут в день.

Развлекательные телеканалы RTL (RTL 2 и другие) и ProSieben, музыкальный канал VIVA, новостной канал N24 – одни из наиболее популярных частных телеканалов в Германии.

Читайте также: