Квадрат малевича это телевизор

Обновлено: 05.05.2024

Сенсационные детали исследования и уникальные кадры. Сотрудники Третьяковской галереи снимали, как заглянули в "Черный квадрат", сообщил "ТВ Центр". В рентгеновских лучах под картиной отлично видны сложно соединенные между собой геометрические фигуры. Это совсем другая картина. Да не одна, а две, утверждают эксперты. И обе – цветные.

О том, что "Черный квадрат" непрост, а внутри еще одно изображение, знали уже в девяностые годы прошлого века, после первых исследований. Но понять, что именно там, техника не позволяла. Сейчас в год столетнего юбилея картины с помощью цифрового оборудования эксперты работу возобновили. Обнаружили не только картины.

"Самое главное: помимо двух композиций мы нашли отпечатки пальцев предположительно самого Малевича, потому что они вделаны вот прямо по сырому слою, это в основном участки белого поля", - рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.

Нашли еще и надпись. Почерк, правда, у Малевича непростой. Но эксперты расшифровали: "Битва негров в темной пещере". Теперь считают это заочным диалогом художника с предшественниками. Еще в конце девятнадцатого века появились черные прямоугольники "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхолда, а потом и у Альфонса Алле.

Ясно одно - творческий процесс у Малевича был сложный. Но версию, что он просто в сердцах зарисовал неудавшиеся работы черной краской, новые исследования опровергают.

"Это сложносоставная краска, которая состоит из нескольких веществ. Среди них, например, жжёная кость, черный углеродосодержащий пигмент и мел. То есть эту краску он готовил. Это было не спонтанно - выдавил, написал - а все-таки он думал, как это будет выглядеть", - отметила Екатерина Воронина.

"Это такое специальное сочетание пигментов, которое дает особенный бархатистый эффект, который нужен был Малевичу. Потому что ему нужен был не просто черный цвет, а глубокая черная бездна", - добавила гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Это не только одна из самых загадочных в мире картин, но еще и одна из самых дорогих. Станет ли "Черный квадрат" еще дороже, ведь теперь там не одна картина, а целых три – вопрос. Но то, что интерес к нему не исчезнет – совершенно точно. В Третьяковке, возможно, появится и инфракрасное изображение картины. Впрочем, то, что это не совсем "Черный квадрат", видно даже невооруженным глазом.

Юлия Богоманшина, Александра Сергомасова, Дмитрий Шаракин, "ТВ Центр"

Попробую объяснить сию страшную и сложную загадку, уже более ста лет мучающую обычных нормальных людей. Загрузить читателя все равно придется. Правда, я попробую очень по-легкому, без сильных напрягов.



"Черный квадрат" 1915 года в экспозиции ГТГ на Крымском валу

а) "Произведение искусства", "шедевр", "картина" — по дефолту считаются словами, подразумевающими нечто красивое.

Для подавляющего большинства людей "искусство" — это категория эстетики.
Некрасивое — подсознательно "искусством" не считается.

Это отношение нормально? Да, это нормальное стандартное отношение. Тем более, что большинство произведений искусства действительно входит в категорию именно "красивого".

Это отношение правильно? Нет. Очень много произведений искусства некрасивы, безобразны, как случайно, так и программно. Доля эта крупная, от 1/5 до 1/3, по моим грубым прикидкам. Просто растиражированными "шедеврами", узнаваемыми массовой публикой, практически всегда являются именно "красивые" вещи, они стрмительней воздействуют на мозг, как "быстрые углеводы" в пище.

Что с этим отношением делать? Зависит от вашего отношения к культуре. Вы можете ничего не делать со своей эрудицией, жить спокойной жизнью, и из нового искусства потреблять только то, что попадает в вашу сферу случайно. Вы можете расширять свое знание культуры "горизонтально": нравится вам классика, так узнавайте о ней все больше и больше, в пределах наиболее приятного вам периода и стиля. Или вы можете повышать свой уровень культуры, как левел в компьютерной игре — беря сложные вершины, постигая разумом, почему искусством (и шедеврами) может быть некрасивое, сложное, непонятное, безобразное и даже, не дай бог, перформансы и инсталляции, Джеймс Джойс, Гертруда Стайн, Шнитке, Джон Кейдж и проч. Все три стратегии — совершенно нормальны, это ваш выбор, который зависит от интересов, наличия энергии, любопытства.


Люсьен Фрейд. "Автопортрет с синяком" на аукционе Sotheby's, 2010, продано за 2,8 млн. фунтов

б) "Произведение искусства", "шедевр", "настоящая картина" — по дефолту считаются предметами, в которые вложен заметный взгляду зрителя труд, интеллектуальный и физический.

Для большинства людей (которые не тренировали свой разум специально) подсознательно считается качественным то, на что было потрачено много труда и времени. Заметно много. (Возможно, это одна из причин успеха картин Шилова: по ним очевидно заметно, что человек очень старался).

При этом, справедливо и наоборот: если ты не знаком с тем, "как это делается", то результат любого тяжелейшего труда, как умственного, так и физического, покажется тебе элементарной легкотней. Когда я была маленькой девочкой и смотрела балет, меня совершенно не восхищали прыжки артистов: я думала, что все до единого взрослые так умеют, просто потому, что они взрослые. Теперь же, попадаю в театр, я ошеломленно смотрю на эти машины из мускулатуры и восхищаюсь тем, как они себя выдрессировали и научили летать.

Это отношение нормально? Нет. Ненормально и неправильно. Это восприятие человека, который не дал себе труда подумать и проанализировать увиденное, отреагировал только на внешнее, информацию, полученную за пару секунд. И высказал свое мнение неотрефлексировано. Для ребенка нормально, для умного взрослого нет.

Собственно, чем выше уровня профессионал, тем "играюче" и "без лишних усилий" он делает свою работу, а его коллега уровнем пониже, делая то же самое, очевидным образом вкалывает. И многие попадают в зрительную ловушку — им кажется, что тот, кто больше потел, и сделал более качественно.

В бытовой жизни это иллюстрируется старой байкой про счет от ремонтника:
За десять минут простукивания — 1 фунт.
За знание того, куда нужно ударить — 9999 фунтов.
Итого: 10000 фунтов.

Ну, или киноэпизодом "Это я так могу, а ты Мурку сыграй". Если ты не знаешь сложность устройства некоего раздела (в нашем случае культуры), то тебе не понять, результатом сколь тяжелого труда является увиденная сейчас легчайшая импровизация. Это именно тот случай, когда знание сила.


Навык избегать ловушки, описанной выше, пригодится не только в созерцании Малевича, но и в обычной жизни, например, для того, чтобы понять, кто из подчиненных баклуши бьет, потому что ловит на лету и уже давно сдал свою часть, а кто сидит позже восьми, потому что такой тупой, и не врубается в проект, а не потому что такой трудолюбивый.

в) "Произведение искусства", "шедевр", "настоящая картина" — для среднего зрителя, привыкшего к классическим музеям, это работы, которые по дефолту рассказывают некий сюжет, историю, изображают реальность. Голая идея, сложный символ без антуража, быть темой шедевра для подобного зрителя не может.

Подавляющее большинство произведений искусства до ХХ века изображает реальные вещи (кроме орнаментов, которые, в принципе, тоже реальность, только стилизованная до неузнаваемости). Большинство картин имело сюжет (уточню, что пейзажи и натюрморты тоже имеют некий сюжет, даже когда в них нет живых существ).

В ХХ веке ситуация изменилась, произведения искусства, помимо того, что во многом утратили эстетичность, они потеряли и сюжетность, в смысле повествовательность. Все чаще и чаще с 1900-х годов темой картин становилась голая идея.


Ольга Розанова. "Зеленая полоса". 1917

С появлением новых технологий произошло расслоение: повествовательность и реализм оставили фотографии и кинематографу, изобразительное же искусство (в т.ч. живопись и скульптура) получило в удел идею и символ. Сегодня, если свежее произведение имеет красоту, но не имеет идеи, то скорей всего, это будет ремесло, а не искусство.

Изобразительное искусство стало отдельным языком, который надо учить. Культура ведь усложнилась. Условный средний зритель этот язык не понимает, не умеет считывать идеи, заложенные в такие произведения. Некоторый процент таких зрителей даже агрессивно их отторгает (о причинах надо отдельный пост писать).

Нормально ли это непонимание? Да, нормально. Человеческому мозгу свойственно искать понятное, это помогает выживанию. Это свойство доходит до смешного/конспирологического (я имею в виду парейдолию стремление опознавать черты человеческих лиц в абс. случайных предметах).

Правильно ли это непонимание? С моей точки зрения утверждение: "я этой науке/языку/искусству не учился, и поэтому его не понимаю, а вы учились и его понимаете, поэтому я прав и знаю, что оно фигня, а вы не правы, когда утверждаете, что оно не фигня" выглядит чистым абсурдом. Однако мне регулярно пишут такое в той или иной форме в комментариях.

Что с этим непониманием делать? Алгоритм я уже описала в пункте а), все целиком ваш выбор. Никто вас не заставляет учить итальянский, чтобы понимать текст опер со слуха; действительно нужно быть упоротым фанатом, чтобы выучить эльфийский для истинного познания Толкина. Точно также с изобразительным искусством, которое нереалистично: привлекает оно вас, рождает интерес потратьте время на левелап.

Если нормального среднего человека привести в экспериментальный театр, он тоже выразит недоумение. Но встанет и уйдет. Все знают, что в театре всякое бывает. Но особых претензий не предъявляют (если на сцене нет изнасилований и гениталий). А вот к изо предъявляют постоянно, хотя концепция "идея главнее" уже больше ста лет царит. Однако до сих пор не все верят, что каждая кухарка не должна управлять государством, каждая кухарка не способна понять искусство.

На этом месте уважаемый читатель говорит мне следующее
(поскольку этому блогу дофига лет, я прекрасно знаю этот следующий довод)
так вот, в этой стадии диалога он четко парирует все мои доводы, пригвождая прямо-таки к позорному столбу:

— Софья, вы не правы! Настоящее произведение искусства, истинное, шедевр — оно должно быть понятно с первого взгляда! Поражать в упор своей красотой, глубиной, качеством!

Куда ж без звонких ленинских формулировок? Искусство должно быть понятно народу, продолжает считать большинство, логически выводя из этого, что ежели нечто непонятно, то это, следовательно, не искусство.

В ответ, конечно, напрашивается этот мем.



(Который меня вообще-то фрустрирует, потому что здесь Босх, а по-русски Босх -- это не "ренессанс", а "Северное Возрождение", причем "Северный Ренессанс" не калькируют).

Но я отвечу расширенно: нет, "истинный шедевр" с первого взгляда, за 1 секунду, поражать и сразу быть понятным не умеет. С первого взгляда способен поражать ТОЛЬКО идеально гармоничное сочетание пропорций и цветов, черт лица, фигуры. Этим пользуются дизайнеры и дилеры. Например, о цветах: подсчитано, что дороже всего на аукционах продаются картины, написанные красным+синим, так как это инстинктивно цепляет человеческий взор, одновременно и успокаивая, и будоража. По этому же принципу делают голливудские кинопостеры.

Это такие биологические триггеры, связанные с устройством нашего глаза, и все.

Но помимо глаза и его мгновенных рефлексов у нас (большинства из нас), есть очень сложно устроенный мозг. Истинные шедевры порождены и понимаемы именно мозгом: как правило, это крайне сложные, многоуровневые по смыслу сочинения, для познания и понимания которых надо потратить очень много времени и сил, а не только получить визуальное наслаждение от идеальных пропорций. Они требуют не одной секунды, "любви с первого взгляда", а десяти секунд, минуты разглядывания, иногда часов.

Это такой дзенский коан. А нормальный человек не привык относиться к картинам, как коанам, он хочет, чтобы они были как остановленный кадр кинофильма с "Оскаром" оператору и постановщику, а не коан. Коаны раздражают непонятностью (и это норма; непонятное бесит).

Я намеренно употребляю здесь так много восточных сравнений, чтобы подчеркнуть, как эта картина стала водоразделом всей западной европейской живописи, которой наполнены классические музеи.

Перед этой супрематической мандалой следует сидеть, созерцать, медитировать. Очищать разум. И, при некотором усилии, вдруг произойдет перещелк, и ты окажешься на следующем уровне восприятия.
Тогда все, что создается в последние сто лет, вдруг станет намного понятней.

Это ключ к познанию, сделанный максимально лаконичными средствами.
Именно поэтому это шедевр.


(Нет, повторение "Черного квадрата" собственными руками или даже руками ваших детей, подобного волшебного ключа-артефакта не создаст. Сработают только те четыре штуки, которые создал сам Малевич, и которые находятся в госмузеях. Это как с чудотворными мощами Матронушки -- старых костей на земном шаре тонны, но срабатывают только те, которые в храме на Таганке.
А вот репродукции годятся, главное, смотрите, чтоб кракелюры нормально пропечатались). SARCASM

UPD: Разговор с Гошей

Г.: Ты опять начала с того, что, же, большинству не понять, надо долго учиться, медитировать. И я ждал-ждал, когда ты уже напишешь: вот убрали из картины сюжет, убрали форму, осталась идея - какая? Не-а. Не написала. Хотя нет, ну не возможно же так, чтобы не написала, ты же обещала. И тогда получается, что идею ты написала, и она в том, что это нормально, что не всякий понимает, что надо долго медитировать. А это и есть заговор искусствоведов, как есть. Понимаешь, у меня ведь тоже профильное образование, математика - она тоже про идеи. И они на то и идеи, что их можно высказать, описать. И дырку от бублика в том числе - ничего сложного в описании отсутствия. А вот если у тебя в голове что-то неописуемое, то это не идея.
Или, возможно, тут нет и определенной идеи. Нет формы, нет сюжета, нет идеи. Что осталось на трубе?

Я: так идея-то и есть. Просто я ее не написала в этом посте. А написала "почитайте книжки, посмотрите картину, поймете идею".

Г: Ну так не честно, ты же обещала! Точно, заговор:(

Я: хотя погодь, я ж написала. Идея в том, что бывают картины без эстетики и сюжета. Как бы это ни было неприятно и отвратительно

Г: Во, спасибо. Это объяснение мне приятно и понятно. Это объясняет, почему такая картина может быть одна, ибо нафига вторая с такой простой идеей. Но только зачем и как об нее упражнять разум? Подписал "идея в том, что бывают картины без сюжета и формы" - и хорош. Не?

Я: чтобы как следует торкнуло! И уйти в сабспейс катарсис. Потому что искусство оно все-таки про эмоциональные состояния, а не про аналитику. И тут весь фокус такой, чтобы с помощью сознания и целиком рассудочно сочиненного произведения искусства выйти в состояние чистой эмоции удовольствия.

Черный квадрат Казимира Малевича - интересные факты

"Черный квадрат" - или, если быть совсем уж точным, "Черный супрематический квадрат" - картина Казимира Малевича (1879 - 1935), созданая художником в 1915 году и ставшая не только самой известной его работой, но и и одним из самых противоречивых и широко обсуждаемых произведений искусства вообще. С одной стороны, яростно критикуемая недоброжелателями, считающими "Черный квадрат" величайшим надувательством всех времен и народов, с другой - превозносимая поклонниками, как наиболее концептуальный шедевр живописи за всю ее историю - эта картина, хотим мы того или нет, уже заняло свое незыблемое место в истории мировой живописи. В этой статье мы вспомним кое-какие интересные факты, связанные с "Черным супрематическим квадратом".

1. "Черный квадрат" - первая картина в истории мировой живописи, на которой художник сознательно не изобразил ничего. Важно понимать, что "Черный квадрат" Малевича и провозглашенный им супрематизм возникли не на пустом месте: это продолжение осознаного бунта мастеров кисти против вторичности искусства по отношении к реальности.

Всю историю своего существования живопись вынуждена была "обслуживать" действительность - что не так уж и странно, если учесть, что сама живопись является всего лишь частью этой действительности и осуществляется предметными средствами субъектами материального мира. Тем не менее, эта вторичность всегда была костью в горле для художников, которым к концу 19 века все меньше нравилось исполнять функции "одушевленного фотоаппарата".

Из этого радикального недовольства проистекают все авангардные живописные течения начала 20 века. Тот же Малевич, прежде, чем придти к порожденному им супрематизму, активно работал сразу в нескольких авангардных направлениях: кубизме, футуризме и алогизме.

Однако данные направления не могли считаться окончательно радикальными: "проклятая" реальность так или иначе присутствовала в них. Поэтому "Черный квадрат" стал следующий стадией и самым убийственным аргументом в борьбе с действительностью. По большому счету - это декларация окончательной победы живописи, как самоценного действа, над миром вещей. Естественно, эта победа стала в то же время тупиком, концом пути и смертным приговором искусству, наглядно показав, что существовать "в вакууме", в полном отрыве от действительности искусство не может.

2. "Черный квадрат" впервые возник благодаря оперной постановке. Это действительно так. В 1913 году Малевич работал над декорациями и костюмами для оперы Матюшина "Победа над Солнцем", поставленной в конце 1913 года. В работе над эскизами и возникло первое изображение черного квадрата, означавшего доминанту активного человеческого творчества над слепой материей природы.

Сам Малевич хорошо помнил об этом и не придавал никакого значения фактической дате создания картины "Черный супрематический квадрат" - написанной, как мы знаем, в 1915.

Для него гораздо важнее было появление самой идеи, или концепции - вот почему сам Малевич всегда комментироровал свой "Квадрат" неизменным образом: "Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913".

Черный квадрат Казимира Малевича

3. "Черный квадрат" стал "иконой стиля" и главной работой провозглашенного Малевичем супрематизма. "Черный квадрат вместе с другими супрематическими работами был написан Малевичем к отчётной футуристической выставке "0,10", проходившей в Петербурге в январе 1916 года.

Показательно, что среди четырех десятков работ супрематистов "Черный квадрат" занимал самое важное место: он был расположен в так называемом "красном углу", где в русских домах по традиции располагаются, как всем известно, иконы.

4. Помимо "Черного квадрата", Малевич написал "Черный круг" и "Черный крест", впервые продемонстрированные на той же выставке в Сантк-Петербурге и, согласно концепции Малевича, представлявшие три ключевых элемента супрематической системы, отталкиваясь от которых, можно было двигаться к более усложненным формам.

5. "Черный квадрат" вовсе не так "беспредметен", как кажется на первый взгляд. Да, людей, приверженных к более классическим форма искусства и сторонников конспирологии всегда живо интересовало, что же на самом деле скрывает картина Малевича: они упорно отказывались верить, что художник изобразил лилшь черный квадрат - и ничего более.

Интересно, что догадки их подтвердились после проведенного в 2015 году исследования методом рентгеноскопии. Выяснилось, что появлению "Черного квадрата" предшествовали еще два изображения на этом же холсте, которые были выполнены в цвете. Самое первое из всех - кубофутуристискеая композиция, затем - протосупрематическая, и, наконец, собственно "икона супрематизма" - "Черный квадрат".

Кроме того, удалось "разглядеть" с помощью ренттена и надпись, сделанную, судя по почерку, рукой самого Малевича: "Битва негров в пещере глубокой ночью".

6. "Черный квадрат" - не первое изображение подобного рода. Процитированная выше надпись, обнаруженная с помощью рентгена, не случайна: она в точности повторяет название картины Альфонсо Алле "Битва негров в пещере глубокой ночью" (1882).

Следует, однако, понимать, что Алле, написавший своего рода "Прото-Черный квадрат" преследовал исключительно юмористические цели, в то время как Малевич на основе ровно того же изображения вывел целую новую концепцию в подходе к искусству. Разница, впрочем, невелика - и там, и здесь мы наблюдаем пустоту.

7. Долгое время публика видела "Черный квадрат" вверх ногами. Лишь в 2015 году, когда была обнаружена надпись о "неграх в пещере", выяснилось, что изначально картина была повешена в Третьяковке вверх ногами, и целое столетие публика, таким образом, наблюдала картину в перевернутом виде. Впрочем, после того, как "Черный квадрат" повесили "правильно", ничего не изменилось.

7. Помимо "Черного квадрата", Малевич написал еще "Красный квадрат" и "белый квадрат". Картина "Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях" была написана одновременно с "Черным квадратом" и экспонировалась на той же выставке "0,10".

"Белый квадрат" появился тремя годами позже (1918) и знаменовал собой начало "Белого периода" в искусстве художника. Сам Малевич считал три квадрата достатояной базой для нового мировоззрения - ни больше, ни меньше. Черный квадрат он характериозвал как "знак экономии", красный - как "сигнал революции", и белый - как торжество "чистого действия".

8. Черный квадрат существует не в единственном варианте. До 1932 года по разным причинам Казимир Малевич выполнил несколько вариантов "Черного квадрата", два из которых, включая оригинальный, хранятся в Третьяковской галерее, еще один (1923) в Государственном Русском Музее, и самый последний и самый маленький из всех (53,5 х 53,5 см) - в Эрмитаже.

На выставке Казимира Малевича. Архивное фото

К столетнему юбилею картины Малевича обнародованы новые исследования творчества художника и самого знаменитого его полотна. О мифических и тайных смыслах "Черного квадрата" рассказывает Анастасия Мельникова.

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Ровно 100 лет назад, 19 декабря 1915 года, публике было впервые представлено полотно Казимира Малевича "Черный супрематический квадрат" на Последней футуристической выставке "0,10" в Петербурге.

К юбилею самой узнаваемой картины русского авангарда Третьяковская галерея выставила редко экспонируемые графические работы Малевича и художников его круга.

Рекордный "индекс цитируемости"

Брифинг, посвященный исследованию картины Черный супрематический квадрат

Простой четырехугольник в начале прошлого века привлек к себе повышенное внимание, был назван чуть ли не манифестом нового времени. Секреты популярности картины и её тайные смыслы до сих пор пытаются объяснить искусствоведы, находя всё новые подтверждения уникальности произведения.

Это и воплощение "абсолютного нуля", и конец традиционного предметного мышления, и трансфинитное начало, и нулевое выражение цвета, и декларация беспредметности, и мистический магнетизм супрематизма, и вызов обществу, и проект стилистики мира — спасибо, что дочитали до конца эту фразу. Но если коротко, то Малевич совершил революцию в искусстве.

Если собрать всё, что написано о "Чёрном квадрате" Малевича (а это невозможно, но просто предположим), то очевидная уникальность произведения будет как раз в "индексе цитируемости".

Картина Черный супрематический квадрат художника Казимира Малевича

Многочисленные трактаты, международные исследования, бесконечные подражания, арт-инсталляции, флешмобы, римейки, использование в театре, кино, рекламе — интерес к "Чёрному квадрату" только возрастает. Каждое новое поколение препарирует этот символ согласно своим традициям и потребностям.

Картину Малевича последние годы действительно "препарировали": в той же Третьяковской галерее было проведено комплексное исследование полотна. Оно изучено в ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра, проведена его макрофотосъемка, рентгенографирование, исследование пигментов с помощью бинокулярного микроскопа и методом рентгенфлуоресцентного анализа.

Результатом всех этих труднопроизносимых манипуляций стало очередное открытие. Оказалось, что под черным четырехугольником находится не одна, а две цветных композиции, сделанные в разные периоды творчества художника.

О том, что под черной краской что-то нарисовано, было известно давно. Просматривались желтые, зеленые, розовые и голубые краски. Удалось выявить очертания абстрактных цветных форм, а также определить состав красок.

Эксперты и сотрудники Третьяковской галереи попытались восстановить изображение. Предполагается, что подобные абстрактные композиции ранее ни разу не встречались у Малевича.

При этом четче всего на рентгенограмме была выявлена именно первоначальная композиция, близкая к кубофутуристическим произведениям.

Уникальность "Черного квадрата" по пунктам

Изображение на экране картины Черный супрематический квадрат художника Казимира Малевича

1. Квадрат Малевича не уникален — он как минимум вторичен

За 20 лет до этого появилась черная картина Альфонса Алле "Битва негров в пещере глубокой ночью". Эксцентричный французский художник и юморист в своё полотно тайных смыслов не вкладывал, объяснив всё в названии.

А до этого был черный четырёхугольник Роберта Фладда. Философ-алхимик еще в начале XVII века проиллюстрировал им "Великую Тайну Великой Тьмы" — то, что было до сотворения мира.

В 1843 году Берталь (настоящее имя — ДэАрну Шарль Альберт), французский портретист и иллюстратор, написал картину "Вид на Ла-Хог ночью" — горизонтальный прямоугольник, почти полностью покрытый расплывчатыми черными знаками. Позже были "Сумеречная история России" Гюстава Доре (в его представлении, история зарождения Руси теряется во тьме веков), шуточная картина "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхода и уже упомянутая "Битва негров в пещере глубокой ночью".

2. "Черный супрематический квадрат" на самом деле не черный

Даже, как говорится, невооруженным глазом, видно, что полотно не однородного черного цвета (об этом подробно было рассказано выше).

3. Квадрат Малевича на самом деле не квадрат

Это даже не прямоугольник, а скорее трапеция. В нем нет ни одного строго прямого угла. Это действительно черный четырехугольник — как и назвал его автор в первоначальном варианте.

4. "Черный квадрат" — это главенство формы, а не содержания

Какие бы скрытые смыслы мы не искали в картине, в ней, по сути, нет почти ничего, кроме темного цвета и неких абстрактных линий под ним. Содержания — ноль, главное — довлеющая над всем форма. Причем на той же выставке в Петербурге в 1915 году были показаны и другие работы Малевича (в виде черного круга и креста). Их, впрочем, сам художник считал вторичными, когда годы спустя писал труды о философии черного квадрата.

5. Произведение Малевича — это революция в живописи

Опять же спорный тезис, но за долгое время все так к нему привыкли, что это утверждение воспринимается как данность. Сначала на мысли о своем бунте в искусстве настаивал сам Малевич — в знаменитом манифесте "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". 100 лет назад Малевич фактически основал новое направление в живописи — супрематизм (в переводе с латыни — "наивысший"). Это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников (по мнению опять же Малевича). Десятилетия спустя искусствоведы посвятили исследованию этого направления многочисленные трактаты.

"Черный квадрат" — это простой, но гениальный пиар-проект

Мы же помним, что до Казимира Малевича уже были созданы черные прямоугольники, и в некоторых случаях это было подано даже не как шутка, но как вполне концептуальное произведение.

Журналисты на брифинге, посвященном исследованию картины Черный супрематический квадрат художника Казимира Малевича

Но только Малевичу удалось остаться в веках создателем знаменитого "Черного квадрата". Фортуна ли, умение ли попасть в нужное время в нужное место, просчитать запросы революционного искусства — всё это привело к тому, что Казимир Малевич, выражаясь современным языком, нашел и запустил новый тренд. А позже уже неоднократно рассказывал и писал о философии своей картины.

"Все говорят: квадрат, квадрат, а у квадрата уже выросли ножки, он уже бегает по свету" (из беседы Малевича с учениками). "Квадрат свой считаю дверью, открывшей для меня много нового" (из письма К. Малевича М. Матюшину)

В результате его творение оценивается в десятки миллионов долларов и считается самым узнаваемым произведением не только русского авангарда, но и всего русского художественного творчества в целом.

Читайте также: