Можно детям смотреть лежа телевизор
Обновлено: 15.05.2024
Сыну 8,5 месяцев. Я целый день на работе и жена полностью поглощена заботами о ребенке и ведением домашнего хозяйства. Единственное отвлечение от домашних забот - это телевизор. Телевизор расположен в той же комнате, что и мальчик. Она вроде бы и не много смотрит телевизор, но за день все равно набегает часов 5-8. Меня очень волнует влияние телевизора на ребенка. В сети я нашел немало материала по влиянию телевизора на ребенка, но в основном материал сводится к анализу влияния просмотра ребенком телевизора и допустимого времени просмотра телевизора. Дело в том, что мой сын в принципе не интересуется телевизором (то есть тем, что там показывается), он может сосредоточиться на картинке в среднем до 30 секунд, редко чуть больше, и дальше ему телевизор не интересен. Так что если говорить о непосредственном просмотре телевизора моим сыном, то за день от силы набегает минут 10-15. В связи со всем указанным меня прежде всего интересует пассивное влияние (если так можно сказать) телевизора на ребенка, когда работающий телевизор находится в одной комнате с ребенком, а именно (насколько я себе это представляю) влияние электромагнитного излучения (электростатического поля), ионизирующего (рентгеновского) излучения, ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Пожалуйста, сообщите, чем для ребенка может быть чреват весь этот букет излучений и каждое излучение в отдельности. Мне известно, что существуют специальные гигиенические нормы, разработанные для детей от 3 лет и взрослых - сколько часов в день можно проводить за компьютером и смотреть телевизор. Я был бы Вам благодарен, если бы Вы сообщили их. Имеются ли подобные нормы для детей младше 3 лет?
опубликовано 28/11/2006 14:54
обновлено 19/09/2014
— Первый год жизни
Отвечает Комаровский Е. О.
Свое отношение к волнующей вас проблеме я уже высказывал. Проблема носит больше теоретический характер. Ситуация, описанная вами, с моей точки, зрения совершенно не волнительная. И никто точно не скажет вам, "чем для ребенка может быть чреват весь этот букет излучений и каждое излучение в отдельности". А все якобы разработанные якобы нормы - полезны лишь как материал для получения ученой степени. Ибо осуществить достоверный эксперимент невозможно. Я практикующий врач, а не теоретик (чем и горжусь). И убежден, что во всем спектре проблем, определяющих детское телесное здоровье, телевизор - это мелочь. Касательно здоровья духовного - это уже посерьезнее. Но тут уже психологов да педагогов лучше пораспрашивать.
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Чем чревато такое удобство? И можно ли смотреть телевизор грудным детям?
Статья:
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Однозначного мнения у современных педиатров и неврологов по поводу просмотра грудничками телевизора нет. Но большинство считает, что смотреть телевизор грудным детям как минимум не полезно. А максимум – чревато возникновением разного рода отклонений, связанных с функционированием нервной системы.
Не соблазняйтесь навязчивой рекламой, не предлагайте ребенку до года скачанные в сети развивающие мультики. Понять и принять должным образом эту информацию кроха еще не в состоянии по вышеуказанной причине.
ЧЕГО ЕЩЕ МОЖНО ОЖИДАТЬ?
К сожалению, телевизор способен негативно влиять не только на психику и нервную систему малышей. Многие слышали, что вреден он, прежде всего, для детского зрения, которое до года активно совершенствуется.
Даже если учесть, что в первые пару месяцев грудничок не различает далеко расположенных предметов, а тем более не может сосредотачивать взгляд на них, мелькание экрана и постоянная смена кадров улавливаются независимо от того, расположен телевизор перед глазами ребенка или где-то сбоку. Глазные мышцы и зрительные центры головного мозга будут постоянно напрягаться. И на зрение трехмесячного ребенка, который уже может фокусироваться на предмете или изображении, нагрузка только усиливается. Такая перегрузка органов зрения постепенно приведет к появлению близорукости. Особенно если подрастающий карапуз будет смотреть на экран с близкого расстояния.
Ну и для полноты картины еще один факт: учеными установлено, что телевизионное излучение способствует замедлению обменных процессов в организме, угнетает защитные функции, снижая иммунитет ребенка.
СМОТРЕТЬ ИЛИ НЕ СМОТРЕТЬ?
По поводу пользы или вреда телевизоров для грудничков, как уже говорилось, единого мнения нет, а любое сомнение благоразумные родители всегда будут трактовать в пользу отказа от такого развлечения в раннем возрасте.
С какого же возраста можно оставлять детей перед телевизором? Не раньше, чем с 2 лет, когда ребенок сможет понимать то, что видит и слышит. Но даже в этом случае врачи не рекомендуют разрешать ребенку длительный просмотр: 15 минут в день вполне достаточно. Ведь именно по причине осознания происходящего на экране малыш очень быстро попадает под влияние экрана:
- снижается способность и желание обучаться;
- деформируются понятия добра и зла, приоритетов и идеалов, нравственных норм и ценностей – ребенок принимает те, которые ему умело навязывает телеиндустрия;
- у детей, подверженных постороннему влиянию, это может превратиться в телеманию (по аналогии с игроманией или наркоманией) – серьезную патологическую зависимость.
Поэтому родителям малышей всегда нужно помнить простые истины:
- Живое человеческое внимание и участие родных людей всегда предпочтительнее просмотра ТВ, поэтому при любой возможности уделяйте время своему чаду: играйте с ним, разговаривайте, читайте.
- Показывайте личный пример. Как бы ни хотелось вам после рабочего дня поваляться у экрана, показывайте ребенку, что досуг – это не только вечер у телевизора, что активные прогулки, игры на воздухе всегда интереснее и полезнее. Выходите с ним на улицу!
- Сажая ребенка перед экраном, следите, чтобы он оставался на достаточном расстоянии от телевизора. Если заметите, что малыш начал прищуривать глаза, всматриваясь в изображение, старается придвинуться поближе к экрану – покажите его офтальмологу. Возможно, начинает развиваться близорукость.
Взрослому человеку без вреда для здоровья глаз можно смотреть телевизор в течение 2–3 часов в день. Но желательно, чтобы вы проводили перед экраном не более 1,5 часа подряд.
Маленьким детям не стоит смотреть телевизор более 30 минут в день.
Ребёнок в возрасте 3–7 лет может сидеть перед экраном не более часа, а ребятишкам 7–13 лет будет достаточно 2 часов в день.
Сидя или лёжа?
Всё зависит от того, на какой высоте расположен телевизор. Ваш взгляд должен падать в центр экрана. Поэтому, если вы привыкли смотреть телевизор лёжа, его нужно устанавливать повыше.
В какой позе?
Голова не должна запрокидываться назад – это даёт лишнюю нагрузку на шейные позвонки – или наклоняться вперёд – это приводит к появлению второго подбородка и обвисанию контуров лица.
Старайтесь не сидеть нога на ногу – это может вызвать застой крови в венах нижних конечностей и увеличить риск варикозной болезни.
Почаще меняйте позу. При просмотре телевизора сидя переминайтесь с носка на пятку, двигайте ступнями в разные стороны.
Со светом или без?
Не смотрите телевизор в темноте. Когда ваш взгляд перемещается с яркого экрана в тёмные углы комнаты, глаза сильно устают. Также телевизору не место около окна. Солнечные блики, которые попадают на экран, утомляют зрение.
Куда поставить?
Безопасное расстояние, с которого можно смотреть телевизор, зависит от диагонали экрана и разрешения. Чем больше телевизор, тем дальше должен сидеть зритель. Но при этом чем выше разрешение экрана, тем меньше нагрузка на зрение, поэтому телевизоры с высоким разрешением (FULL HD, ULTRA HD) можно смотреть с более близкого расстояния, чем те, что поддерживают стандартное разрешение экрана (SD). Для экранов с обозначением HDReady нужно выбрать среднюю величину.
Итак, про телевизор, гаджеты и экраны в целом. Существует очень много доводов против того, чтобы разрешать детям до 3 лет смотреть и пользоваться ими. На картинке указано, почему этого делать не стоит. А я тем временем буду эти доводы раскрывать.
Гаджеты и зрение
Бинокулярное зрение (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами) и острота зрения развиваются где-то до 4 лет. А тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой, полностью развивается годам к девяти.
Глаз учится искать и выделять объекты. Вот только ему это делать нужно в 3Д-пространстве, когда есть все три измерения и объекты трёхмерны, плюс они могут находится в движении. Ситуация, в которой глаз один раз сфокусировался на определённом расстоянии и больше не движется (как происходит во время телепросмотра), очевидно, развитию этих функций не способствует.
Наблюдали ли вы когда-нибудь картину, когда ребёнку (и даже гораздо старше 3 лет) кидают мяч, а он стоит, не двигаясь и вообще не понимает, что происходит, пока мяч в него не попадёт? Одна из причин — увлечение детей экранами, которые плоские, так что зрительные функции не формируются должным образом и ребёнок получает неверное представление о реальности, потому что реальность на экране двухмерна.
А вот чтобы они развивались правильно, важно переключать внимание ребёнка с предметов, которые вблизи, на те, что далеко и наоборот. Так что вместо экранов — прогулки, где можно показать и на небо, и вооон на ту кошечку или машинку, и на жука под ногами и т. д. Ну а дома можно хотя бы в окно посмотреть, а потом на то, что рядом. Это упражнение, кстати, и окулисты советуют, для укрепления глазных мышц.
Кстати, слабость глазных мышц, неспособность расширить зрачки, сказывается затем и на освоении чтения: дети часто теряют строку или не могут понять смысл длинного слова, быстро устают от чтения.
Нарушение пищевых привычек
Далее: нарушение пищевых привычек, которые могут привести в дальнейшем к ожирению. К сожалению, нередкая картина, когда родители, лишь бы накормить ребёнка, сажают его перед телевизором или планшетом.
К сожалению, срабатывает эффект собаки Павлова: ребенок, которого с детства пичкают манной кашей перед телевизором, очень быстро увязывает экран и привычку поглощать пищу вне зависимости от своего желания. И получаем ситуацию, когда ем, не потому, что голоден, а потому, что горит экран. Исследований на эту тему уже много. Кстати, обращали внимание, что значительная часть рекламы, рассчитанной на детей, — это реклама пищевых продуктов?
Проблемы со здоровьем
При злоупотреблении экранами возникают такие проблемы:
— с позвоночником (остеохондроз, сколиоз);
— нарушение кровообращения в шейном отделе, головные боли;
— повреждение связок запястья (даже термин специальный появился, этим заболеванием начинают страдать те, кто слишком много держит в руках смартфоны и планшеты);
— нарушение мелкой моторики (у детей она просто не развивается несмотря на то, что он вроде как тычет пальчиком в экран).
Гаджеты и развитие мозга
Первая и решающая стадия развития мозга заканчивается в три года. Если на этом этапе диапазон возможных действий ребёнка был ограничен, то многие связи в мозгу просто не образуются и его объем остается на 25 — 30% меньшим.
До четырёх лет малыш должен успеть освоить способность стоять прямо, ходить и координировать движения рук. Если этого не произошло, то до 10-летнего возраста ещё можно развить моторику с помощью специальных упражнений, потом эта возможность исчезает.
Нарушения эмоционально-волевого развития
Замечали, как после просмотра телевизора или планшета ребёнок становится возбудимым? И это не просто так. Происходит визуальная и аудиальная перестимуляция, плюс в кровь выбрасываются гормоны стресса — и вот мы уже готовы бежать или сражаться. А вместо этого продолжаем спокойно сидеть в кресле.
Этот механизм мобилизации тела был разработан природой для исключительных случаев, а тут такой случай происходит раз в несколько секунд. Естественно, организм постепенно перенасыщается этими гормонами, происходит перевозбуждение. И, во-первых, этот стресс организму нужно как-то сбросить, а во-вторых, он становится причиной многих заболеваний.
Кроме того, экраны воздействуют на мозг на низких А-волнах, что делает человека менее критичным и более внушаемым. Когда говорят о зависимости от экранов — это не преувеличение. Во время просмотра мозг выделяет два вещества: эндорфин (природный опиум) и дофамин (который вызывает удовольствие, любовь и привязанность).
Если дофамин вырабатывается постоянно, это становится привычкой. Под их воздействием меняется структура мозга. В Германии и Южной Африке проводились исследования, в результате которых выяснили, что дети до 3 лет в результате постоянного просмотра телевизора становились зависимыми и подверженными любого рода программированию. Опыт многих мам это подтверждает.
Кроме того, происходит задержка эмоционального развития. Вместо лиц дети видят экран, он и становится основным проводником ребёнка в мир. Он диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых нет еще критического отношения к миру. Обучение дошкольников построено на имитации и прямом копировании того, что они видят перед собой. А поведение героев большинства мультфильмов и фильмов, несколько преувеличено, гротескно.
Дети опять же относятся к происходящему некритично, воспринимая многое за чистую монету, даже то, что в реальной жизни невозможно или опасно.
Интересно, что просто звук включенного телевизора тормозит развитие речи ребёнка. Специалисты 2 года наблюдали за 49 малышами в возрасте 1–3 лет, родители которых общались с ними в среднем около 5,5 часов в день.
Другой пример: во время другого исследования (ученый из Англии Селия Вард) были получены результаты: у 20% исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития, если они смотрели телевизор или слушали приемники, пластинки, то есть любые электронные девайсы.
Если они продолжали до 3 лет смотреть телевизор, то они отставали в своем развитии на год по речи, наблюдались отклонения в моторном и сенсорном развитии. Если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребёнком, то тогда буквально за 4 месяца ребёнок возвращался к адекватным своему возрасту нормам.
Чтобы ребёнок приобрел человеческую речь ему нужно:
2. Обладать развитым речевым аппаратом.
3. Иметь желание и потребность говорить.
А третий пункт возможен только при живом общении с другим человеком. То есть с нами, взрослыми, в первую очередь.
Чем больше внешних стимулов в детстве, тем активнее и формируется мозг. Вот почему так важно, чтобы ребёнок физически, а не виртуально исследовал мир: копался в земле в поисках червяков, вслушивался в незнакомые звуки, ломал предметы, чтобы понять, что внутри, разбирал и безуспешно собирал устройства, играл на музыкальных инструментах, бегал и плавал наперегонки, боялся, восхищался, удивлялся, озадачивался, находил выход из положения, принимал решения…
Именно это нужно растущему мозгу сегодня, как и тысячу лет назад. Ему нужна пища — опыт. Поэтому создавайте правильную среду и условия для развития вашего малыша и тогда телевизор и гаджеты ещё долго не понадобятся. Их время тоже придёт, когда ребёнок будет к этому готов.
Так что просмотр мультфильмов и вообще доступ к экранным технологиям — однозначно после трёх и очень дозированно! Выбирайте мультфильмы с реалистичными сюжетами, добрыми героями, лучше без излишнего экшена. Многие советские мультфильмы, например, попадут под это описание. Но и хорошие современные мультфильмы тоже есть, просто прежде чем показывать, просмотрите их сами.
Со скольки лет можно смотреть телевизор? На каком расстоянии должен сидеть ребёнок? На эти вопросы ответил Роспотребнадзор в специальной памятке для родителей.
В ней специалисты рассказали, как правильно организовать просмотр телевизора и чем грозит злоупотребление мультиками.
Во-первых, Роспотребнадзор предупредил, что просмотр телевизора негативно влияет на здоровье ребёнка:
- Снижается острота зрения, ухудшается цветоощущения.
- Ребёнок становится гиперактивным, переутомляется.
- Могут возникать логопедические проблемы, проблемы с моторикой.
- Ребёнок быстро привыкает к просмотру мультфильмов, у него развивается зависимость.
- Могут появиться неправильные пищевые привычки, ведь часто дети перекусывают в это время.
Мультфильмы с яркой картинкой, красочными разноцветными персонажами, частой сменой кадров - это сильная нагрузка на нервную систему ребёнка.
Во-вторых, специалсты выделили группы риска, которым просмотр ТВ запрещён:
- дети до 2 лет,
- впечатлительнын дети,
- дети с нарушениями в работе нервной системы, с речевыми проблемами.
Чтобы свести негативное влияние ТВ на ребёнка к минимуму, нужно соблюдать ряд правил:
- Не более 30 минут просмотра телевизора в день для дошкольников.
- Детям с 7 до 10 лет разрешается смотреть ТВ до 50 минут в день.
- Расстояние до экрана должно составлять минимум 3 метра.
- Ребёнок должен сидеть в удобном положении. Не полулёжа и не на боку.
- Ребенок должен сидеть прямо напротив экрана, а не где-то сбоку.
В Нижнекамске проводится прокурорская проверка после того, как мужчину-инвалида оставили жить в подъезде
© ТАТМЕДИА. Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом. Перепечатка, воспроизведение и распространение в любом объеме информации, размещенной на сайте, возможна только с письменного согласия редакций СМИ. Создано при поддержке республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям РТ.
Наименование СМИ: Нижнекамская телерадиокомпания ("НТР") Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-47625 от 07.12.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Главный редактор: Реджеп-Алиева Наталья Владиславовна
Адрес редакции: 423570, Республика Татарстан, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, пр. Химиков, 64А,
Читайте также: