Можно ли после причастия смотреть телевизор

Обновлено: 03.05.2024

РенТВ однозначно покуривает рядышком, но. Вопрос серьёзный. Чем нас травят потихонечку.
Статья для общего развития (классическое описание действа) - здесь.
Оригинал взят у gorojanin_iz_b в Почему детям плохо в храмах

В Православии есть такое "таинство", как причастие. Пишу о нем, так как, по словам православного руководства, оно является "главным" для любого верующего. Фактически оно состоит в том, что человек должен выпить чайную ложку содержимого некой "чаши" и съесть некие "частицы", которые в ложку с жидкостью кладет священник. Содержимое "чаши" и частицы якобы символизируют "кровь и плоть" Христа. Больше того, церковь утверждает, что во время этого обряда ("литургии") содержимое чаши и "частицы" действительно превращаются в кровь и плоть.

Особенно важным, с точки зрения церкви, является так называемое "первое причастие", к которому рекомендуется "приводить" младенцев как можно раньше. В идеале - грудных. И там - не спрашивая их согласия или желания - грудных детей причащают только Кровью, причем дают "совсем чуть-чуть".

На большинстве форумов родители жалуются, что дети категорически не хотят пить содержимое "чаши" и есть кусочки непонятного вещества, особенно в первый раз.

С процедурой понятно. Само "таинство" обставлено с величайшей тщательностью, и в нем присутствует ряд странных правил:
1. Ни одна капля вещества из "чаши" не должна попасть ни на одежду, ни на пол.
2. Если любое количество вещества попадает на одежду, то на месте, прямо в церкви надлежит отрезать кусок ткани, куда попало вещество, и отдать священнику якобы для "сжигания".
3. Если попавшее любым способом на одежду вещество обнаружили дома (ребенка стошнило, срыгнул, или капнуло, а в церкви не заметили), одежду надлежит немедленно сжечь, по возможности не прикасаясь и не разглядывая.
4. Чтобы предотвратить "утечку" вещества во время "таинства", специально обученный человек держит под подбородком у причащающегося красный "плат", ткань, которой также протирают рот после причастия (на ней следы вещества, если оно и попадает, не видны).
5. Никто никогда не видит, что находится в "чаше", и никто никогда не носил это вещество на анализ. В двух странных случаях, когда "причащающиеся" по каким-то причинам, увидели это вещество (были неверующими и специально пришли посмотреть), оно оказалось действительно кровью и мясом (христовыми, разумеется):
"Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое, но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну. Рационалисты пытаются "обойти" тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие "каннибализмом". Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров.
6. Помимо этого, детей часто тошнит от того, что они едят и пьют во время "таинства", и вследствие этого есть специальное правило: после "вкушения" из "чаши", надо пойти и запить и заесть это. Для этих целей имеется напиток "теплота" и какие-то мучные изделия. С особой тщательностью предписывается молчать после причастия, дабы не выплюнуть случайно ни молекулы съеденного и выпитого. ("Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять "запивку" - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании").
7. Подготовка к причастию для лучшего его усвоения ("Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь")
8. Обязательные "постпричастные" процедуры - прикладывание, целование к "кресту", "особой иконе" и т д.
. и многое другое, по ссылкам и вообще по любому запросу. Да и из прошлых бесед с "верующими".
-------
Так ЧТО именно дают пить и есть детям на причастии?
От ЧЕГО тошнит многих детей и взрослых?


Причастие — это церковное таинство, принятие Крови и Плоти Христа

Коротко о самом основном. Причастие — одно из церковных таинств. Оно воспроизводит события тайной вечери, когда Спаситель угощал апостолов вином и хлебом.

Цель Причастия — впустить человека в Церковь Христову, сделать его её частью через хлеб и вино.

Хлеб и чаши, нужные для Таинства Причастия

Хлеб и чаши, нужные для Таинства Причастия

Но мы же не каждый день ходим на Причастие, верно? Нюансы этого обряда для многих остаются вопросом. Рассмотрим же, что можно, а чего нельзя делать и особенное внимание уделим следующим 5 мифам о том, что после Причастия:

  1. Нельзя иметь интимные связи.
  2. Нельзя чистить зубы.
  3. Нельзя мыться.
  4. Нельзя стричься.
  5. Нельзя передавать вещи другим людям.

Но сперва ещё немного поговорим о самой процедуре.

Видео

Какие народы произошли от сынов Ноя Сима, Хама и Иафета?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

По мнению исследователей, потомки Иафета образовали народы Европы и Азии. От потомков Хама произошли ханаанские народы и жители Африки. Потомками Сима являются евреи, арабы и другие народы, говорящие на языках семитской группы.

Можно ли носить одежды из разнородных тканей?

иеромонах Иов (Гумеров)

Данное установление имеет как буквальный, так и символический смысл. Господь Бог, давая избранному народу Закон, запретил соединять разнородное (евр. kilaim): 1. Смешивать разные породы скота; 2. Засевать одно поле разными семенами; 3. Изготовлять одежды из тканей разных нитей. Это имело духовно-педагогическое значение. Такие запреты напоминали евреям через повседневную жизнь об их духовном избранничестве и удерживали от смешения с окружавшими их народами, религия которых была идолопоклонством. Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами [семян]; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся( Лев. 19:19 ).

Кто допускается к причастию?

Христианские заповеди являются подарком церкви всем людям, а не тяжкой ношей. Благодаря им становятся смиренными и терпеливыми. В Церкви раздавать этот дар Божественной Литургии всем христианам, кто хотел бы приблизиться к этой благодати, обладающей сильным действием на душу и тело, призваны священники.

Но есть случаи, когда священнослужитель может, а и

Но есть случаи, когда священнослужитель может, а иногда обязан, наложить епитимию, а в особых условиях и отлучить от причащения на длительное время, что делается ради духовного возрождения человека.

Главной причиной для отлучения является тяжкий грех (блуд, убийства, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь). Раньше люди жили в общинах и отлучение за особо тяжкие прегрешения могло длиться до двадцати лет. Но прегрешившие люди вместе со всеми приходили в церковь и молились все эти годы о прощении.

В современном мире, когда все разобщены, это будет означать совсем оставить человека без Бога. Сейчас раскаявшегося человека могут отлучить от причастия на несколько месяцев, вменив ему чтение молитв. Делается это для того, чтобы дьявол не смог увести раскаявшегося от веры. Ведь священник не карает, а помогает подготовиться к принятию тайного обряда. Прилагая неимоверные усилия для изменений в лучшую сторону, человек получает достойное причащение.

Лишаются причастия прихожане, нравственное состояние которых просто несовместимо с этим ритуалом, — это люди в гражданском браке, что считается блудом, а также затаившие обиду, которые не хотят простить раскаявшегося человека.

Могут не допустить человека, не присутствовавшего на вечерней службе, так как богослужебный день начинается вечером, или тех, кто плохо подготовился к причастию, или еще по каким причинам.

Самостоятельно принимать решение здесь нельзя, надо исповедаться. Ведь только по покаянию священник может понять тяжесть грехов, моральное состояние человека, его жизненные ситуации. И только батюшка, по своему усмотрению, может допустить к исповеди или запретить на какое-то время, или наложить епитимию на некоторый срок. И решение будет разным в каждом конкретном случае.

Можно ли есть рыбу накануне Причастия?

За 3 дня до Причастия нужно держать пост. Запрещены все мясные и молочные продукты, но можно кушать каши, овощи, орехи. Можно ли есть рыбу накануне Причастия? Рыба разрешена, но, как и другие блюда, до начала строгого поста перед Евхаристией, то есть до 12 часов ночи.

Важно: Три дня перед причастием ограничьте сладости. Можно только сухофрукты. Не ешьте до отвала. Соблюдайте пост, в котором важны не человеческие потребности, а молитва.

Можно ли заниматься любовью после Причастия?

Церковные правила предписывают в день Святой Евхаристии хранить частоту телесную и занимать свой ум только мыслями о Боге и молитвами. Поэтому заниматься любовью после Причастия не нужно.

Связанные суеверия

Христианство существует вот уже двадцать столетий. Обряды не менялись с момента свершения подвига Божьего Сына во имя спасения человечества. Правда, люди придумывают различные правила, которых якобы рекомендуется придерживаться в день причащения. Суеверия ничего не имеют общего с канонами Церкви.

Ошибочные обряды, связанные с причастием:

  • в ночь после причащения лучше не спать, чтобы не потерять божественную силу;
  • перед обрядом запрещено глотать слюну и чистить зубы, иначе не свершится вхождение Господа в тело верующего;
  • благодать, полученная во время причащения, действует 6 недель, а потом нужно опять сходить в церковь;
  • после обряда нельзя мясо протыкать вилкой, иначе проткнешь благодать;
  • запрещено после причащения зевать, иначе в рот влетят бесы;
  • нельзя целовать даже ребенка;
  • запрещается плеваться, петь;
  • нельзя кушать все, что содержит косточки (фрукт, рыбу, птицу, семечки);
  • запрещено мыться, чтобы не смыть благодать.

На самом деле, после причастия можно делать все, что полезно душе и телу верующего. В день обряда человек должен осознать, что принял в себя самого Христа. В такой день нужно помогать ближним, страждущим и заниматься своими обычными делами.

После Причастия происходят искушения из-за того, что человек думает, что достиг нужного духовного уровня

Профессор богословия Алексей Ильич Осипов на видео ниже отвечает на вопрос, почему человека после Причастия преследуют искушения.

Дело в том, что человек неверно рассматривает своё состояние. Он думает, что уже достиг всего, что нужно, и расслабляется. А ведь Причастие — не финиш, а старт духовной жизни. Человеку предстоит ещё много работы.

Но если потерять бдительность, очень легко стать уязвимым.

Как нужно вести себя после обряда

Обряд причащения совершается во время проведения священнослужителем Божественной литургии. Получив просфору, нужно остаться в храме до окончания церковной службы. Причащение — это момент единения со Спасителем, это вхождение Христа в душу и тело верующего.

Христианин, получивший причастие, допускается к общению с Богом. Верующий может попросить прощения у Господа за свои грехи и выразить Богу свою благодарность. После обряда нужно мысленно общаться со Спасителем, просить его о вразумлении и наставлении на путь истинный. По окончании литургии рекомендуется прочитать из молитвослова благодарственные молитвы после причастия.

Ритуал причастия

Причащаться надо в два дня: вечером — исповедь, а утром — причастие, но можно и в один день. На Литургию нельзя опаздывать, а когда идете к Чаше, перекрестить на груди руки, чтобы правая была сверху. После принятия даров выдается антидор (кусочки агничной просфоры), которые нужно съесть, выпить предлагаемую в храме запивку. После этого рекомендуется съесть еще и просфору.

Что можно и чего нельзя делать в день причащения?

Сколько же поразительно странных суеверий создано вокруг великого Таинства Причастия! По мнению многих православных после причастия нельзя:

  • спать;
  • есть всё, что содержит кости, косточки, скорлупу (рыбу, птицу, фрукты, семечки, орехи и так далее);
  • целовать кого-либо (даже ребёнка);
  • плевать;
  • ругаться;
  • петь.

Список может быть дополнен, но в этом нет необходимости, потому что мы обратились за консультацией к священнику и попросили его разъяснить, что же допустимо в день причастия, а что — категорически нет. Ясность в вопрос внёс протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма г. Железное (Артёмово).

После причастия можно делать всё, что полезно для спасения души. Желательно провести этот день с осознанием того, что вы в себя приняли Самого Христа, и постараться не ссориться, не осуждать, не сквернословить. Можно помочь ближнему, делать повседневную домашнюю работу.

Теперь по поводу мифов. Порой некоторые из них искажают православие, превращают его в некое язычество.

Например, миф о том, что в день причастия нельзя плевать на землю, уходит корнями в культ обожествления земли как творческой энергии.

По поводу косточек: скажите, они что, освятились, побывав у вас во рту? Благодать перешла на них? Это всё, конечно же, не имеет под собой никакого канонического или даже назидательного основания.

Традиция не спать в день причастия действительно есть в некоторых монастырях. Почему она возникла? У монахов жизнь расписана по послушаниям, им, как правило, просто некогда, однако в афонском уставе, например, имеет место дневной промежуток для отдыха. Традиция не спать объясняется так: чтобы во сне не искусил сатана.

Если человек этого боится — пусть не спит. Если же шахтёр, причастившись, не будет спать перед сменой, он рухнет. То же касается многодетных и кормящих мам, которые рады хоть ненадолго голову приклонить, пока грудничок заснул. Думаю, в таком дневном отдыхе никакого греха не будет, потому что причина этого сна — не лень, а усталость.

К этому вопросу нужно подходить, исходя из своего самочувствия.

Слышал, что нельзя целовать после причастия иконы и руку священника. Почему? Ваши губы стали более святыми, нежели иконы? Или вы боитесь растратить полученную при причастии благодать? То же касается любых поцелуев, когда некоторые излишне благочестивые прихожанки не целуют после причастия даже детей.

Это целование происходит уже после того, как мужчина и женщина причастились.

Нельзя проводить день причастия в праздности, но это не значит, что нужно работать до изнеможения. Можно и отдохнуть, и подремать.

Если же причастник почитает Псалтырь, жития святых или одну из миллиона замечательных книг духовного содержания — будет замечательно.

Сейчас, если человек оторвался от телевизора и взял в руки книгу — пусть не православную, а обычную художественную классику — это уже большое дело. Достоевский, Чехов — почему бы не перечитать этих писателей?

Если же вы отправитесь одинокую бабушку проведать, просто побеседовать с ней — как это будет прекрасно! Помощь ближнему не только в том, чтобы нарубить ему дров или машину угля выгрузить. Наши старики страдают от одиночества.

Они забыты родными, государством, коллегами. Если к ним придёт кто-то с баночкой варенья или каким-нибудь бубликом, они поговорят и попьют вместе чая, это будет замечательно проведённый день для всех.

Такое времяпровождение, конечно же, не будет считаться праздным.

Если у человека дети, и он будет за ними ухаживать, проверять уроки, читать с ними книги, писать — это тоже не праздность. А вот если своих бросил и пошёл кого-то проведывать — здесь нужно быть внимательным.

Главное, что нужно понять: молитва и таинства не должны быть причиной раздора в семье. Причастие должно освящать и оживотворять человека. Будем помнить об этом.

Записала Екатерина Щербакова

Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

Чистить ли зубы?

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

Причастие и принятие лекарств

Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

Что нельзя делать после причастия

Получивший прощение и святое причастие христианин не должен совершать злые дела. Запрещается даже сквернословить и думать о плохом по отношению к ближним. После причащения нельзя употреблять жирную пищу, пить алкоголь, курить. День единения с Христом должен стать новым этапом в жизни христианина, избавлением от пагубных привычек и греховных помыслов.


Запрещено сразу после обряда вступать в интимную близость, а спать днем — можно (если человек сильно устал). После причастия нужно мысленно разговаривать с Богом, молиться и совершать ради Спасителя добрые дела.

Запрещено проводить день в праздности, сидеть около телевизора или компьютера, веселиться в ресторане или ночном клубе.

Почему после причащения начинается полоса неудач?

Что, это примета плохая или что?

Здравствуйте Юля! При всём уважении к Вам, мы должны констатировать, что Вы далеки от христианства. Церковь христианская это Пречистые Тело и Кровь Бога нашего Иисуса Христа! Нет выше и страшнее святыни во всей вселенной, чем Тело и Кровь Христа! Чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, мы, христиане очищаем своё тело многодневным строгим постом, затем очищаем свою душу покаянием в таинстве исповеди, обязательно посещаем накануне вечернее богослужение, читаем специальные каноны и акафисты, и только затем, придя натощак, причащаемся за Божественной литургией! Если мы не будем так тщательно готовиться, то недостойное причащение будет нам в осуждение, некоторым в болезнь, а некоторым даже в смерть, по словам апостола Павла. Вы, по незнанию так не приготовились, и не приготовили своего ребёнка, и таким образом подвергли его смертельной опасности, отправив на причастие без благоговения. Возможно ребёнок даже и не знал, что должен принять внутрь Тело и Кровь Самого Бога. Поэтому Господь, по Своему милосердию исправил Вашу оплошность, и не дал ребёнку причаститься себе в осуждение, и причастие вышло из него. Самая страшная Святыня во вселенной осквернилась тем, что изблевалась вместе с пищей на землю. На ребёнке греха за это нет. А вот Вы должны срочно идти на исповедь, и со слезами просить у Бога, что допустили такое кощунственно безответственное отношение к Таинству причастия. Грех извержения причастия из ребёнка лежит и на священнике, из рук которого ребёнок причастился. Ему может грозить запрет на дальнейшее служение. То место, куда упало не успевшее перевариться причастие, должно выжигаться углём, затем тщательно замываться, и всё, что прикасалось к причастию, сжигается в специальной церковной печи. Понимаете, насколько серьёзное кощунство над святыней произошло? Мы надеемся, что вопрос про примету — это шутка? У православных нет примет. Мы верим Богу и Царю нашему, Спасителю Иисусу Христу. Желаем и Вам осознать, что с Богом нельзя шутить таким образом, и со всей ответственностью готовить и ребёнка и самой готовиться ко причастию. Спаси Вас Господь!

На вопросы телезрителей отвечает игумен Алексий (Вылажанин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. Передача из Москвы.

– Так просто ответить на этот вопрос не получится. Во-первых, что за неприятности? Неприятности с нами, или мы доставляем неприятности кому-то? Безусловно, если от нас исходят какие-то неприятности, то, наверное, мы не задумались над самим Таинством Евхаристии, к которому приступали, и не постарались сохранить его внутри себя.

– Если все же доставил кому-то неприятность, как быть?

– Для этого есть Таинство Исповеди (Покаяния). Надо плакать, как апостол Петр, который всю жизнь плакал о том отречении, которое у него было. А мы порою согрешили – и дальше пошли, забыли об этом.

– Практика совершенно разная. Общепринятая практика такая, что к исповеди детей начинают приводить с семилетнего возраста. Но это не означает, что раньше этого возраста ребенку невозможно исповедоваться. Бывают дети, которые с пяти лет сами хотят пойти на исповедь, покаяться в своих грехах, многие из них достаточно осознанно рассказывают о тех проступках, которые они совершали, и получают назидание. В семь лет ребенок еще не взрослый, но уже более мыслящий, поэтому он может понять происходящее уже не на уровне чувств, а на уровне своего мышления и разума. Поэтому принято, что детей до семи лет причащают без исповеди, по достижении семи лет детям приходится исповедоваться. Происходит взросление: от стадии младенчества дети переходят в стадию отрочества. Если до семи лет детям делаются попущения в приготовлении к Святому Причастию, то начиная с семи лет к ребенку предъявляются более строгие требования.

Причастие немощных врачует, ведь это Тело и Кровь Христовы. Надо смотреть, какова стадия болезни ребенка. Если это ветрянка или корь, когда ребенку положен карантин, или еще более серьезное заболевание, то, может быть, не стоит его вести в храм, а можно пригласить священника домой. Причаститься в немощи – это самое лучшее, что может быть, самое лучшее лекарство, когда соединяешься со Христом. Главное, в это верить, верить в Бога и в то, что Господь через Причастие пошлет нам укрепление в болезни, немощи. Родители должны в это верить, и ребенок должен этого хотеть.

У меня есть одна знакомая девочка, у которой периодически возникают проблемы с желудком, она порой долго не может кушать. Ребенку всего пять лет. Она просит маму, чтобы та привела батюшку, чтобы он почитал молитву. Она верит в это. И после этого, начиная с просфоры, она начинает вкушать пищу. В один из последующих дней она причащается и идет на поправку.

– По вере нашей дано нам будет.

– До семи лет, Вы сказали, есть послабления для ребенка в подготовке к Причастию. А после семи лет ребенок должен вычитывать все последование ко Святому Причащению?

– Нет, конечно, не надо вычитывать ребенку все последование ко Святому Причащению. Но ребенок должен готовить себя к Причастию: попоститься – не три дня, как взрослый, но хотя бы один день. Мы должны духовно возрастать, а не только физически. Как приучить ребенка к тому, чтобы он сам совершенствовался? Ему надо объяснять, рассказывать, надо с ним беседовать как со взрослым человеком. Дети в этом возрасте хотят ощущать себя взрослыми: так если ты взрослый, так и поступай как взрослый. Не надо загружать его большим правилом, но если ребенок хочет стоять вместе с вами на семейной молитве, это замечательно. Хорошо, когда семья вместе готовится к Святому Причащению. Пусть ребенок стоит с вами на молитве, не надо ему это запрещать, надо только радоваться и поощрять ребенка к этому. Но длинные молитвы не всегда ребенку полезны. Когда родители заставляют ребенка молиться длинными молитвами, к сожалению, действие получается совершенно противоположное, ребенок отходит от Бога, а это страшно.

– Артос – это хлеб, который освящается в пасхальную ночь. Он разрезается на мелкие кусочки, высушивается. В течение года утром натощак, особенно в те дни, когда человек чувствует себя не очень хорошо, потребляется частичка артоса и запивается святой водой. Просфора, полученная Вами, такая же, как и в остальные дни, потому что особой молитвы над просфорой в пасхальную седмицу не читается. Если просфора большая и Вы ее сразу не употребили, то лучше разрезать ее, высушить. С вечера приготовить для себя стакан святой воды и кусочек просфоры и с утра, после утренних молитв, употребить эту просфору. Так было бы правильно поступить в этой ситуации. Артос нужно употреблять натощак, а запивать желательно крещенской водой – такая традиция существует.

– У нас столько детей, которые не ходят в храмы, а их обижают и в школе, и по жизни. Наоборот, я считаю, что духовная закалка, которую получает ребенок в Церкви, дает возможность ему укрепляться в последующей жизни и переносить те испытания, которые выпадают на его долю. Не бывает такого сейчас, чтобы ребенка гнали за то, что он ходит в храм. Конечно, дети бывают разные, иногда очень жестокие. Были времена (лет 30 – 40 назад), когда действительно были гонения и ребенка травили за то, что он ходил в храм. Но даже в этих условиях вырастали замечательные люди, получали хорошее образование, кто-то шел по духовной линии, они были замечательными, стойкими прихожанами. Вера не воспитывает человека хлюпиком, если можно так сказать. Вера воспитывает мужественного человека, тому много примеров древних мучеников, которые за веру претерпевали страшные мучения. Наоборот, я считаю благом, что Вы водите ребенка в храм и ребенок укрепляется. Главное, чтобы это было не насильно, чтобы ребенок сам хотел идти в храм. Может, через его искреннюю молитовку в храме Господь и папу укрепит и приведет к Богу.

– Если ребенка из православной семьи обижают в школе или детском саду, он имеет право дать сдачи? Это будет по-христиански или нет?

– Мы знаем из Евангелия, что Петр в Гефсиманском саду не просто смотрел, как Христа брали под стражу, он вынул нож и отсек ухо одному из рабов первосвященника, правда, получил за это от Господа назидание. Нас же учат стоять за правое дело, защищать Родину, защищать слабого, иногда, может быть, и не только словом. Ребенок, который ходит в Церковь, необязательно должен быть маленьким, хиленьким, слабеньким. Церковь не запрещает ему посещать спортивные кружки, секции – это абсолютно не мешает быть православным человеком. Иногда православные дети выглядят так, что к ним боятся подойти хулиганы, потому что они понимают, что этот человек не слаб – он силен духом. Кого обижают чаще всего? Того, кто слаб духом, того, в ком нет стержня. Человека, в котором есть стержень и который является личностью, забияки, как правило, не трогают.

– Не настаивать и не заставлять. Если ребенок уехал учиться, мы понимаем, что он уже достаточно взрослый и самостоятельный. Если в детстве мы заложили семя веры в душу ребенка не насильно… Бывают ситуации, когда выходишь на Причастие и видишь, как мамаши (папаши, бабушки) тащат своего ребенка причащаться. Тот орет как оглашенный, у него истерика, а они силой пытаются его причастить. Нельзя ребенка причащать в таком состоянии, потому что в памяти у него остается трагедия после этого. Ребенок начинает воспринимать Причастие как насилие над собой. А Причастие должно быть в радость. В таких ситуациях, может, не надо причащать, а просто постоять, посмотреть, как другие дети причащаются, дать ему выпить только теплоты. Настанет такой момент, когда он сам пойдет к Причастию. И если Вы посеяли зерно веры на почве любви, пример которой явили сами, и ребенок это впитывал, то, поверьте, это зерно рано или поздно прорастет.

Когда мы начинаем давить на более-менее взрослого человека, начинаем его заставлять, понуждать, пользы от этого не бывает. Мы должны показать ребенку пример своей христианской жизнью, показать, насколько мы любим Бога, насколько мы сами посещаем храм, насколько сами соблюдаем посты, насколько наши взаимоотношения в семье добры и в их основе лежит Евангелие. Ребенок все это видит. Может быть, сегодня его внешние условия таковы, но, поверьте, придет другое время: если Вы не будете настаивать, а будете просто искренне молиться за него – не напоказ, не со слезами перед ним, а своей внутренней тихой молитвой, наедине с Богом, то Господь молитву матери услышит. И рано или поздно Он откликнется, в тот момент, когда это будет нужно.

В жизни каждого христианина бывают моменты переходного возраста (у всех он бывает в разное время), когда мы ходили в храм, а потом вдруг нам не хочется идти, появляется внутренний протест. На своем опыте хочу сказать: когда мне было 13 – 14 лет, были дни, когда мне хотелось каждый день быть в храме, а были моменты, когда месяц я мог в храме не появляться в силу каких-то, как мне тогда казалось, обстоятельств, причин. Если бы меня тогда заставляли, нудили надо мной, не знаю, как бы дальше сложилась моя жизнь. Никто меня не заставлял, и Господь вел Своим путем.

Не надо проявлять насилие над волей Вашего ребенка, не надо ему говорить, как это плохо. Он будет видеть Вашу печаль и скорбь о том, что он свою жизнь строит таким образом, будет видеть пример Вашей христианской жизни перед своими глазами, и зернышко, посеянное на почву любви, даст свои плоды со временем.

Проходит время, люди действительно могут испытывать настоящее чувство, встречают настоящего человека, с которым они хотят пройти по жизни до конца своих дней вместе: они уже повзрослели, научены горьким опытом. Тогда этот вопрос выносится на рассмотрение правящего епископа той области, в которой человек проживает. В Москве эти вопросы выносятся на рассмотрение Святейшего Патриарха Кирилла. Правящий епископ рассматривает ситуацию: в какой степени был виновен в разводе человек, что послужило причиной развода, рассматривается кандидатура, с кем вступает человек в брак, и принимается решение. Если считается возможным, дается второе благословение на повторный церковный брак. Если это второй брак у той и у другой стороны, тогда совершается чин о второбрачных. Каждый конкретный случай выносится на рассмотрение правящего епископа. Священник в храме не может принять такого решения и взять на себя такую ответственность – это не его компетенция.

– Во времена становления Церкви все собравшиеся в храме приступали к Таинству Святого Причащения, потому что для каждого верующего, посещавшего службу, эта служба могла оказаться последней из-за гонений на христиан. Сегодня ситуация немного другая, у нас есть возможность подготовить себя к Святому Причащению. Кто-то это делает для каждой Божественной литургии, кто-то готовит себя несколько раз в месяц, кто-то раз в месяц – у каждого свой временной промежуток. Главное – приступать к Таинству Причащения с благоговением и трепетом, чтобы это не стало обычной привычкой, когда мы пришли и просто причастились, не осознавая всего величия этого Таинства.

– Как бороться с маловерием?

– Вы уже решили для себя этот вопрос. Церковь не препятствует христианам вступать в такие браки, но сказать, что одобряет и поощряет такие браки, наверное, было бы лицемерием. Надо стараться найти себе спутника жизни в той среде, в которой ты вырос сам. С другой стороны, есть масса примеров, когда люди, сочетаясь браком, не предавая своей веры, не предавая своих устоев, живя христианской православной жизнью и даже выезжая за пределы нашего Отечества, в протестантской среде сохраняли православные корни, воспитывали своих детей в православии и сохраняли свою православную идентичность. Масса примеров была, когда второй супруг (муж или жена) со временем принимал православие, видя полноту веры, если мы явили такой пример. Можно получить благословение Церкви на такой брак, но Церковь дает благословение при условии, что супруг не будет препятствовать Вам исповедовать Вашу веру и воспитывать детей в православной вере. Если Ваш супруг готов на это пойти, то, может быть, Ваш брак и будет счастливым. Помоги Вам Господи! Молюсь за Вас, чтобы Господь укрепил Вас в несении этого креста. Не бывает легких и простых путей. Стройте свою малую Церковь, и через Вашу веру, через Ваши стремления, может быть, и Ваш супруг придет к Православной Церкви.

– 5 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь Почаевской иконы Божией Матери. Я знаю, что в храме Петра и Павла в Лефортове есть список с этого чудотворного образа. Как эта икона попала в ваш храм? Какие мероприятия будут совершаться в этот день, какие моления происходить?

– Почаевская икона Божией Матери в свое время явилась в Почаеве (само название говорит об этом), когда греческий епископ, путешествуя из Москвы на родину, подарил боярыне этот чудотворный образ. Боярыня, получив исцеление своего внука в связи с этим, передала икону монахам, потом построила Почаевскую обитель, которая на протяжении многих веков являлась оплотом православия на Западной Украине. И сегодня это тот столп православия, куда стекаются тысячи и тысячи верующих не только с Украины, но и из других мест. Наверное, сегодня нашим русским паломникам затруднительно туда попасть, но были времена, когда многие наши сограждане приезжали в Почаев поклониться этой великой святыне.

В храме Петра и Павла в Лефортове находится один из почитаемых списков с Почаевской иконы Божией Матери, считающийся чудотворным образом. Каким образом он попал в наш храм, история, к сожалению, не помнит. Дело в том, что храм Петра и Павла в Лефортове никогда не закрывался. Разные святыни из разных мест, когда закрывался тот или иной храм, приносились в наш храм и сохранялись. Как попала туда Почаевская икона Божией Матери, неизвестно.

Накануне праздника в честь Почаевской иконы Божией Матери в храме в 16.00 будет совершено чтение акафиста с молебным пением, в 17.00 состоится праздничное всенощное бдение. Мы ждем на богослужение бывшего многолетнего настоятеля храма отца Матфея Стаднюка, который ежегодно к нам приезжает в этот день.

В день праздника 5 августа праздничную Божественную литургию в храме будет совершать Преосвященный епископ Савва. Когда-то была хорошая традиция: верующие со всей Москвы стекались в этот день к Почаевскому образу Божией Матери, и храм не мог вместить всех желающих. Всех, у кого будет желание помолиться, разделить молитвенное общение с владыкой и со всеми прихожанами этого храма, будем рады видеть. Начало богослужения и встреча владыки в 8.40, начало службы – в 9.00 часов.

Благословение Божье пребудет с вами во все дни жизни вашей. Помните о том, что Господь дал нам бесценный дар жизни, бессмертную душу, которую мы храним. Заботьтесь о ней, думайте о ней чаще. Да благословит всех нас Господь!

"Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя", Евангелие от Матфея 11, 11.

Что такое Причащение?

— Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Как и для чего установлено Таинство Причащения?

Почему надо причащаться?

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни — Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

Как подготовиться к Причащению?

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию — достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

Какими молитвами надо готовиться к Причащению?

— Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром — утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

Как подходить к Причащению?

Как часто надо причащаться?

— Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги — в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно — не реже двух раз в месяц.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

— Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

— Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

— После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

— После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

— День Причащения — это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

— Причащают во все дни, когда служится Божественная Литур­гия. Литургия не служится в пятницу на Страстной седмице. В период Великого поста богослужения совершаются по осо­бому расписанию.

Оплачивается ли Причащение?

— Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

— Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

— Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

— Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

— Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

— Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

— Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

— Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных послабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

— Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

— В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям, когда служится Литургия Василия Великого. Взрослые кроме субботы и воскресения, могут причащаться по средам, пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней памяти некоторых святых.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

— На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

— При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

— Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

— Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

Читайте также: