Настройка эквалайзера в домашнем кинотеатре

Обновлено: 25.04.2024

Многие покупатели после покупки телевизора сталкиваются с проблемой звукоизвлечения динамиков панели. Большинство таких ситуаций происходит после приобретения дешевых моделей ТВ, но бывает так, что даже дорогой телевизор "из коробки" не может похвастаться нормальным звучанием .

Тема звука очень глубока и обширна, поэтому рассказать кратко обо всем невозможно, но чтобы у вас было пространство для мыслей, расскажу основные способы улучшить звук у домашнего телевизора.

Настройки

Самый простой и бесплатный способ , но он же и малоэффективный — покопаться во внутренних настройках телевизора. Большинство моделей имеют предустановленные режимы звука, вроде таких, как: "кинозал", "спортивный матч", "музыка", "голос", "телевидение" и другие.

Выбрав один из этих режимов звук может действительно улучшиться, например если выбрать "равномерное звучание", то в большинстве случаев громкие спецэффекты в фильме перестанут выделяться на фоне остальных звуков, что иногда является спасением для комфортного просмотра.

Обычная блютуз колонка

Для дешевого телевизора не обязательно покупать саундбар, иногда можно обойтись Bluetooth колонкой .

При этом, если вы заметите отставание звука от видеодорожки, избавиться от этой проблемы можно с помощью подключения колонки через провод к телевизору, так звук будет поступать напрямую, без ощутимого отставания.

Саундбар для телевизора

Однозначно, самый популярный звуковой аксессуар для телевизора это санудбар, но не все модели одинаково хороши . Например, слишком дешевые саундбары часто уступают по качеству звучания обычным колонкам.

Если вы смотрите в сторону саундбара, обязательно выбирайте модель с сабвуфером, он значительно улучшит объемность звучания.

Хороший звук из коробки

Если вы только раздумываете приобрести телевизор, при этом имеете бюджет выше среднего, тогда не стоит приобретать дополнительную акустику до тех пор, пока не пощупаете телевизор вживую.

Например, топовые линейки телевизоров, вроде OLED, уже имеют на борту хороший звук , который сравним с средними моделями саундбаров.

Компьютерные и тыловые колонки

Золотой серединой между саундбаром и системой вроде 5.1 можно считать беспроводные тыловые и компьютерные колонки.

Для их подключения не понадобится специальный усилитель, все будет работать сразу "из коробки".

Наверное, это лучший способ для зрителей, кто хочет максимально прокачать звучание ТВ, но при этом не готов тратить большие суммы денег и существенно занимать пространство комнаты.

Тыловые колонки бывают даже с модулем Bluetooth, это позволит избавиться от лишних проводов в помещении.

Домашний кинотеатр 5.1 и 7.1

Если вы хотите кардинально улучшить звук, чтобы он стал по настоящему объемным, придется искать ресивер и акустику вроде 5.1 .

Существенно сэкономить в этом деле можно с помощью вторичных площадок, по типу авито.

Приобретая систему такого фактора, вы имеете запас на будущее, чтобы прокачать ее дополнением потолочных динамиков, для создания 3D звучания.

Самые дорогие домашние кинозалы могут совмещать в себе одновременно 64 колонки, что для обычной квартиры кажется просто чем-то невообразимым.

Больше информации о выборе телевизора вы можете узнать из моего видео на YouTube канале - нажмите сюда, чтобы посмотреть.

Удачной вам покупки и счастливой эксплуатации!

Не забывайте ставить "нравиться" и подписываться на канал , если статья оказалась полезной.

5.0 Оценок: 4 (Ваша: )

Работать с эквалайзером проще, чем кажется. Если вы любите музыку и качественное звучание, занимаетесь записью и обработкой звука, не обязательно знать гору информации, чтобы научиться им пользоваться. В этой статье мы расскажем, как настроить звук эквалайзером и получить эффекты, которые вам нужны.

как настроить звук эквалайзером

С помощью эквалайзера вы сможете устранить недостатки и настроить звучание трека на свой вкус

Как устроен эквалайзер

Эквалайзеры бывают физическими и компьютерными. И те, и другие предназначены для одной цели и работают по одинаковым принципам. Графический эквалайзер в компьютере или на ноутбуке обычно выглядит как набор ползунков, которые перемещаются по дорожкам вверх и вниз. Эти дорожки называются полосами. В зависимости от их количества эквалайзеры бывают, например, трехполосными, четырехполосными и т.д. Чем больше полос – тем лучше с помощью эквалайзера можно настроить звук.

Для домашнего использования часто достаточно эквалайзера с тремя-пятью полосами. Для записи и обработки звука лучше эквалайзер с большим количеством полос.

эквалайзер для компьютера

Так выглядит стандартное окно с настройками частот в эквалайзере

Частоты расположены слева направо: крайний левый ползунок отвечает за самую низкую частоту, крайний правый – за самую высокую. Между ними расположены средние частоты.

В графические эквалайзеры добавляют пресеты – готовые наборы настроек для моментального получения того или иного эффекта. Пресеты помогают без специальных знаний правильно настроить эквалайзер в музыке, получив например, эффект эхо или большого зала. Есть пресеты, придающие музыке определенный стиль звучания – рок, поп или джаз. Если выбрать пресет, ползунки эквалайзера автоматически выстроятся в нужные положения, изменив характеристики звучания.

Как пользоваться эквалайзером на компьютере

У операционной системы Windows, во всех версиях предусмотрен базовый бесплатный эквалайзер. Но как в Windows 7, так и в Windows 10 возможности настройки эквалайзера зависят от драйверов установленной звуковой карты, поэтому по умолчанию эту функция может отсутствовать на вашем ПК. Как правило, системные музыкальные эквалайзеры на компьютере не позволяют выполнить тонкую настройку звука.

Более широкие возможности предлагают эквалайзеры в программах для работы со звуком и аудиопроигрыватели, например, Realtek HD или AIMP. В последнем есть графический эквалайзер, который можно вызвать из окна программы. Он позволяет регулировать частоты в достаточно широком диапазоне. Однако, чтобы качественно подобрать звучание по своему вкусу лучше скачать программу-эквалайзер.

настройка эквалайзера

Эквалайзер в составе аудиопроигрывателя AIMP

Среди подобных программ для обработки звука можно выделить простой в использовании аудиоредактор с эквалайзером АудиоМАСТЕР. У него есть много настроек и интересных эффектов. Далее мы подробно покажем, как с его помощью получить качественное звучание, но сначала разберемся в основах работы с этим инструментам для простоты понимания.

Общие правила настройки звука

Теперь добавьте или уберите частоты, которые вам нужны. К примеру, чтобы настроить эквалайзер на басы, поднимите вверх крайний левый ползунок. В эквалайзерах с большим количеством ползунков может понадобиться поднять два или три левых. Перемещайте их, пока не получите желаемое звучание.

Совет. Не увлекайтесь эквалайзером слишком сильно. Как правило, производители колонок, наушников и звукового оборудования заботятся о правильном качественном звучании. Поэтому заводские настройки обычно уже достаточно хорошо сбалансированы.

Если при усилении басов, вы получили хрипящий звук, значит, добавили слишком много низких частот, и колонки с ними не справляются. Немного опустите ползунки.

Эквалайзер в редакторе АудиоМАСТЕР

Достоинство АудиоМАСТЕРА – это предельная простота в работе. В редакторе вы можете настроить звук для записи, придать готовым аудиофайлам нужное звучание или выровнять громкость аудиофайлов.

Эквалайзер вызывается из окна программы нажатием на соответствующую кнопку слева. Он позволяет работать с частотами от 47 до 23К Гц. У эквалайзера 10 полос.

эквалайзер в программе АудиоМАСТЕР

Запустите редактор и откройте в нем эквалайзер

Уровень частот измеряется в процентах. Изначально каждый ползунок установлен на уровне 100%. Вы можете довести уровень каждой частоты до 200%, т.е. усилить в два раза. Также есть возможность полностью вырезать какую-либо частоту, опустив нужный ползунок до нуля.

улучшение звука в эквалайзере

Выберите один из готовых пресетов или настройте частоты вручную

Лайфхаки для настройки звука

Усиливая или ослабляя те или иные частоты, можно создавать звуковые эффекты и получать разное звучание. Вот список некоторых частот и эффектов, за которые они отвечают.

  • Частоты от 1 до 50 Гц придают музыке мощность.
  • Частоты от 80 до 125 Гц придают звуку басовитость. Важно не переусердствовать и не получить глухой звук.
  • Частоты от 400 до 1000 Гц отвечают за естественность звучания.
  • Частоты от 800 до 4К Гц позволяют выделить в миксе отдельные инструменты.
  • Частоты в пределах 5К Гц дают чистый звук, прозрачный и менее плотный.

Если вы настраиваете голос, сделать его разборчивым и ясным можно, убрав уровень низких частот и добавив частоты в диапазоне от 1 до 4К Гц.

Если голос стал пустым и потерял основу, добавьте частоту на уровне 150-500 Гц. Чтобы он не звучал жестко, прибавьте частоты в диапазоне 500-1000 Гц.

Эквалайзер – простой инструмент, хотя выглядит сложным. Правильно выбрав софт для работы, вы сможете с легкостью устранить неполадки и настроить звучание трека на свой вкус. Эквалайзер в составе АудиоМАСТЕРА – звукового редактора на русском языке – отлично подойдет для базовой обработки аудиозаписей. Установите программу и оцените сами!

настройку звука с помощью эквалайзера

Потратьте менее 30 минут на точную настройку звука с помощью эквалайзера

Итак, у вас подключена стереосистема, и музыка звучит довольно хорошо, но может ли она стать ещё лучше? Конечно! Вы можете настроить частоты так, чтобы они звучали именно так, как нравится вашим ушам.

Один из самых простых и удобных инструментов для настройки звука, вероятно, у вас под рукой. В старом школьном оборудовании обычно имелись физические (аналоговые) ползунки на передней панели, в то время как современные модели включают такие элементы управления в графической цифровой форме (или иногда как часть приложения или программного обеспечения , в зависимости от вашей настройки).

настройка звука эквалайзер

Точная настройка звука с помощью эквалайзера

Стерео-эквалайзер звука, обычно известный как регуляторы эквалайзера, позволяет настраивать определённые полосы частот. Довольно часто эти элементы управления предлагают выбор пресетов в один клик, таких как флейта, поп, рок, концерт, вокал, электроника, фолк, джаз, акустика и другие.

Почему вы должны отрегулировать частоты

Во многом как со вкусом еды, слушание музыки является субъективным опытом. Будь то случайный слушатель или преданный аудиофил, люди склонны иметь определенные предпочтения. Некоторые из нас предпочитают дополнять нашу еду добавлением специй, таких как соль, перец, корица или сальса. То же самое относится и к аудио, и элементы управления эквалайзером обеспечивают этот элемент настройки.

Помните, только вы узнаете и решите, что звучит хорошо для ваших ушей, поэтому доверяйте тому, что вы слышите и наслаждаетесь.

Иногда использование стерео-эквалайзера может быть связано не столько с улучшением, сколько с преодолением дефицита. Разные бренды и модели колонок имеют уникальные звуковые сигнатуры, поэтому эквалайзер может помочь в создании и настройке выходного сигнала.

Возможно, пара стереодинамиков придает слишком большое значение минимумам и максимумам. Или, может быть, есть падение частоты, которое нужно сгладить. В любом случае, для разных динамиков могут потребоваться разные настройки, а разумное использование элементов управления эквалайзером может помочь улучшить общий звук без особых усилий.

стерео динамики частоты

Почему вы должны отрегулировать частоты

Большинство людей не владеют и не используют анализатор в реальном времени, что совершенно нормально. Лучший способ научиться настраивать стереофонический эквалайзер — на слух, руководствуясь личными предпочтениями прослушивания, но это помогает, если вы используете некоторые тестовые аудиодорожки.

Как настроить эквалайзер на стерео

У каждого разные мнения о лучшем звучании, поэтому используйте следующие шаги, чтобы настроить эквалайзер на свой вкус. Просто имейте в виду, что небольшие корректировки могут иметь большое значение для совершенства.

Требуемое время: 30 минут

1 Прежде чем даже коснуться эквалайзера, убедитесь, что все динамики расположены правильно.

Если колонки ещё не настроены на лучшее звучание, настройка элементов управления эквалайзером не создаст желаемого эффекта. Если вы не знаете, как или не уверены, следуйте инструкциям по правильному размещению, чтобы правильно настроить динамики. Таким образом, вы начнете с наилучшего звучания в своей комнате для прослушивания.

2 Установите регуляторы эквалайзера в нейтральное положение, начав с элементов управления эквалайзера (будь то аппаратное или программное обеспечение), установленных в нейтральное положение или положение 0. Вы не знаете, кто, возможно, коснулся их в последний раз, поэтому всегда разумно сначала проверять уровни.

Каждый ползунок настраивает определенную полосу частот, обозначенную в герцах (Гц), с вертикальным движением, увеличивая/уменьшая выход децибела (дБ). Низкие частоты (низкие частоты) расположены слева, высокие (высокие) справа и средние частоты между ними.

3 Отрегулируйте настройки эквалайзера в соответствии с вашим мнением или предпочтениями прослушивания, внося небольшие изменения (увеличивая или уменьшая) одного регулятора частоты за раз. Обязательно воспроизводите музыку, с которой вы хорошо знакомы, чтобы быть уверенным в результирующем звуке. Даже небольшая настройка может оказать большое влияние, потому что все частоты взаимодействуют друг с другом и влияют на общую производительность.

эквалайзер стерео

Как настроить эквалайзер на стерео

Имейте в виду, что считается лучшей практикой сокращать или уменьшать частоты, а не увеличивать их. Поначалу это может показаться нелогичным, так как нажатие на кнопку набора номера приводит к увеличению, но усиленные сигналы могут быстро подорвать четкость и привести к нежелательным искажениям, что лишает цели точной настройки для лучшего звучания.

Если вы хотите слышать более высокие высокие частоты в целом, уменьшите уровни средних и низких частот. Для усиления звучания низких частот уменьшите высокие и средние частоты. Это все о балансе и пропорциях.

4 Оцените качество звука после регулировки, чтобы дать момент прослушивания оценить полученный эффект; изменения, как правило, происходят не сразу. Вы также можете немного увеличить громкость, особенно если несколько частот были уменьшены.

5 Повторно отрегулируйте элементы управления, чтобы внести дополнительные незначительные изменения, или выберите другую полосу частот и повторяйте шаг 3, пока не достигнете желаемого качества звука.

Может быть полезно воспроизводить различные музыкальные треки, которые демонстрируют различные вокалы и инструменты, чтобы сосредоточиться на конкретном звуке. Не бойтесь играть и экспериментировать со всеми настройками эквалайзера.

настроить частоты стерео-эквалайзере

Как настроить частоты на стерео-эквалайзере


Природные звуки, куда можно отнести и музыку, имеют усредненный спектр, соответствующий т.н. розовому шуму. Последний характеризует одинаковое содержание энергии на каждую октаву. Например, интенсивность звука в полосе 40-80 Гц должно получится такой же, как и в полосе 4000-8000 Гц. Все акустические системы, предназначенные для воспроизведения музыки, проектируют исходя из этих соотношений. Но в кино все иначе.

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.


Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление


Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже ~300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать


Размещение акустики в комнате


На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).


Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.


3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.


Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 34 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).


При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели


Читайте также: