По телевизору должны были показывать

Обновлено: 27.03.2024

Они всегда на виду, за ними ежедневно следят миллионы глаз, и все равно они умудряются хранить свои профессиональные тайны и производственные секреты. Речь о работниках телевидения. Они постоянно рассказывают нам о том, что происходит в мире, но, кажется, настало время поговорить и о них самих.

Большинство журналистов не собирались связывать свою жизнь со СМИ

Это оказалось очевидным, как только я пересек порог своей первой редакции. Не знаю уж, куда подевались все те, кто учился со мной в университете на факультете журналистики, а это больше 70 человек, но на работе вокруг меня сидели бывшие инженеры, экономисты, технологи, был даже один программист. А все дело в том, что писать о чем-то, кроме новостей, всегда проще, если ты в этом разбираешься. Ведь никто лучше бухгалтера не расскажет о финансах, и проще юриста никто не объяснит суть нового закона.

На телевидение редко устраиваются по знакомству

Могут взять на стажировку, но не более. Зрителя ведь не обманешь. Хороший репортаж от плохого отличить просто. Хороший смотрят, плохой — нет. Сразу замечу: я могу рассказать только о региональных телеканалах. Кухня федеральных знакома мне не так хорошо.

Впрочем, я был в восторге, бегал за матерыми репортерами, носил им штативы и держал микрофон, отсматривал кассеты со съемок, записывал опросы на улице. Почему-то обязательно зимой и обязательно в минус 30. И только когда в редакции освободилось место младшего корреспондента, меня взяли на полставки.

Возможно, со стороны кажется, что репортер — самый главный человек в СМИ, но это не так

Как только я устроился официально, стало понятно: лучше бы оставался стажером. Все новички проходят через стадию рекламных сюжетов. Они не считаются сложными, да и опытным корреспондентам уже не интересно говорить о преимуществах нового средства для стирки. Но их много, и хочешь того или нет, но, снимая по 10–15 роликов в неделю, руку набьешь.

Затем идут простые темы: лось забежал в город, кошку с дерева сняли, авария случилась, пожар. Мне почему-то всегда доставались свалки. Не знаю, может, я продюсеров чем-то обидел, но большую часть времени я проводил в грязи. В заброшенных домах, тюрьмах, в лесу, на военном полигоне, в могильнике радиоактивных отходов — мои наручные часы, кстати, там встали и до сих пор не пошли. И все это в режиме 24/7.

Как правило, хорошая крупная газета, и уж тем более интернет-СМИ, зарабатывает лучше, чем региональный телеканал

Про богатство телеканалов вообще ходят самые разные слухи, но правды в них практически нет. У нас много оборудования, большой штат, нужна аренда частоты вещания. Все это увеличивает расходы. Так что руководство экономит буквально на всем. Репортеры и операторы получают в среднем чуть меньше, чем их же коллеги в газетах и интернет-СМИ. При этом сюжеты должны выходить качественные. Так что мы выкручивались.

На многих телеканалах репортеры работают в режиме 2 недели через 2. Так что половину месяца трудятся на одном канале, а половину подрабатывают на другом.

Я знал одного оператора, который жил в студии. У него что-то случилось, и он потерял квартиру. Ничего никому не сказал. Днем работал на выездах, вечером — на эфирах. А ближе к ночи перебирался на гостевой диван. Главное было успеть проснуться до того, как в 5 утра начнут подтягиваться сотрудники первой смены.

Вроде бы каждый день что-то в мире случается, но люди не спешат сообщать об этом

Спасали сезонные темы: зима — значит гололед, аварии, отключения тепла, травмы; лето — потерявшиеся в лесу, утонувшие, отравившиеся. Но иногда приходилось высасывать из пальца. Так, однажды редактор решила, что, раз новостей маловато, будем придумывать.

Если вы хоть раз смотрели опрос по телевизору, знайте: почти наверняка среди героев вы видели водителя съемочной группы

Водители вообще самые частые дублеры. Они всегда рядом с вами и обычно скучают, так что их легко уговорить на какую-нибудь авантюру. Еще могут поучаствовать второй оператор, видеоинженер или репортер из новеньких, который не успел еще примелькаться.

Дело в том, что иногда тот же опрос нужно снять быстро, за несколько минут. А люди, как это ни странно, по большей части не хотят разговаривать с журналистами.

Вы никогда не увидите репортера в головном уборе или дорогой одежде

В трудовом договоре, конечно, этого не пишут, но уйти в мороз без шапки для репортера нормально. Это негласное правило соблюдается неукоснительно вот уже десяток лет. Если корреспондент появляется в кадре, он делает это строго с непокрытой головой. Даже если на улице ветер и снег. Исключения могут составлять только моменты, когда иначе нельзя: каска на стройке, сеточка для волос в операционной.

Под запретом также дорогие меховые шубы. Наверное, чтобы не отвлекать зрителя от новостей. Так что у журналистов с собой всегда есть дежурное пальто или куртка.

Если ты хочешь снимать репортажи из зоопарка, а продюсер считает, что у тебя лучше выходят ДТП, ты не будешь вылезать из аварий

Я очень люблю животных. Как только к нам в студию приходили гости с каким-нибудь зверьем, я был первым в очереди на фото. Но, увы, парня ростом 185 см очень удобно посылать на официальные мероприятия: мне всех видно. Так что в зоопарке за все годы по работе я был от силы раза 2.

У репортеров вообще частенько существует негласная специализация. Кому-то удается криминал, кто-то лучше пишет про спорт. Одна моя коллега 2 года подряд снимала только сюжеты про то, как издеваются над детьми. Потом не выдержала и уволилась. Я, кстати, тоже не выдержал. Но не уволился, а пошел в ведущие.

Состав выпуска новостей тщательно выстраивается. И в большинстве случаев по клиповому принципу

Есть на канале такая профессия — человек, который не дает гостю сбежать

Особенно если тема обсуждения не из простых. Продюсеры могут даже не сказать, куда зовут человека, он приходит, а это телевидение. Бац! И побежал. Приходится ловить и уговаривать. Не знаю, что там им говорят, но возвращаются многие. У нас был очень удобный коридор в студии. Если по нему первый раз идешь, сразу теряешься, и найти потом обратную дорогу очень трудно. Это нас выручало.

Не все люди, которые звонят на ТВ во время прямого эфира, являются телезрителями

Меня перед эфиром вечно пугал один сотрудник. Он громогласно прокашливался в динамиках прямо у меня над ухом. Готовил связки к эфиру. У него было важное задание: каждый день он звонил по телефону в студию и задавал вопросы.

Сам выпуск, конечно, часто показывают в прямом эфире, а вот включения корреспондентов иногда приходится записывать. Связь бывает плохая или времени нет. У меня даже была такая привычка — фотографироваться на фоне себя же во время якобы прямого включения.

Мы частенько записывали прямое включение с открытия каких-нибудь крупных выставок за несколько часов до, собственно говоря, самого открытия или вообще накануне вечером. В пустом зале удобно расставлять камеры, никто не мешает и не лезет в кадр. А если уж очень пусто, то на помощь приходят все те же водители.

Журналист — это вселенский дилетант. Он знает по чуть-чуть обо всем на свете, но не более того

Самим журналистам частенько приходится исполнять чужие роли. Чтобы новость получилась, я был понятым, тайным покупателем, подставным игроком в казино. Продавал поддельные петарды на Новый год, спал в китайской ночлежке. У меня брали кровь, делали прививки, проверяли на ВИЧ, отправляли искать в лесу снайперов. А однажды мы всей съемочной бригадой несколько дней ухаживали за летучей мышью.

Во время записи она выскочила из клетки и улетела куда-то под потолок, а он у нас в студии высоченный. Поймать не могли несколько дней. Так что последний сотрудник, уходивший вечером с работы, должен был оставлять ей банан на столе, чтобы бедняга не голодала. Так ее на банане и поймали. Жива-здорова.

Ведущий новостей в жизни может вообще не уметь разговаривать

У нас, конечно, уже не так. Текст, как и положено, на экране монитора перед камерой, крутишь его сам специальной педалькой под столом. А в какой объектив смотреть, показывает красный огонек сверху. Ничего наизусть заучивать не надо. В большинстве случаев ведущий даже не пишет то, что читает. Это делают райтеры и редакторы. Исключение — работа репортеров во время прямых включений. Там действительно нужно думать самому. Но выкрутиться можно, например накидать текст заранее и прикрепить на листочке под камеру. А оператор будет их для тебя менять. Если ветер не сорвет, то считайте, что шалость удалась.

Ошибки в прямом эфире случаются, но если делать вид, что так и надо, то в 90 % случаев зритель не замечает, что ведущий сказал что-то не то

Как-то мы всей редакцией неправильно произносили имя одного из экспертов, местного адвоката. Он сидел в студии и отвечал на вопросы. Так вот, он ничего не заметил. Внимание на ошибку обратила корректор. Мы тихонечко исправились и продолжили сотрудничать с ним как ни в чем не бывало.

А однажды мне сделали на суфлере слишком мелкий шрифт, и я скорее угадывал, чем читал текст. Оказалось, что половину имен и названий улиц я перепутал. Но ни разу не запнулся и не остановился. Мы, конечно, потом все переписали, но никто ничего не заметил.

Перед эфиром все проходят через гримерку

Красят всех поголовно, гостей тоже. И девочек, и мальчиков. Им подводят глаза, рисуют брови и скулы. Но вот чего я не мог ожидать, что мне будут красить губы. Из-за того, что я много времени проводил на съемках на улице, губы все время были обветренными, и гример маскировала это помадой. К тому же в кадре при ярком освещении неподготовленный человек будет выглядеть пришельцем: теней нет, а значит, нет привычных черт лица. Их и рисуют.

Я частенько отпускал длинные волосы, так что мне гример — я уверен, что только из мести — закалывала еще и невидимки на затылке. А впереди 6 часов эфира. Ух, я даже нос боялся высунуть за двери студии (ну конечно, он же накрашен). Только и раздавал заказы коллегам, чтобы купили мне еды и воды.

Зато одеваться можно было лишь наполовину

Ведущего видно по пояс, и что там ниже — это никого не волнует. Особенно летом. В студии всегда жарко: окна не открывают, иначе шум с улицы забьет микрофоны. Кондиционеры на время записи выключают по той же причине. А на осветительных приборах можно жарить яичницу. Причем на расстоянии метров в 5. Вот и сидишь так: сверху — пиджак, рубашка, галстук, а снизу — шорты и шлепки. А если пиджак достался от более упитанного коллеги или рост не тот, то еще и булавками за спиной заколют.

По большей части работа репортера — это адский труд

Из всего вышеперечисленного может сложиться впечатление, что работа журналиста — это скорее развлечение, чем труд. Но ради 2 минут в эфире нам частенько приходится сутками терпеть неудобства.

Да, с командировками я объездил всю страну. Но я нигде не отдыхал и ничего, кроме темы материала, не видел. День на ногах, потом текст, монтаж, дорога обратно. Иногда не удается и поспать нормально, не говоря уже о еде.

Особенно если работаешь на каких-то крупных мероприятиях, куда должен прийти, скажем, влиятельный гость. Сначала появляется охрана, распределяет журналистов по их местам. Например, если гость будет что-то обходить с экскурсией, всем в одном месте толпиться нельзя и бегать тоже за гостем нельзя. Поставили на точку, и стой. Так вот, на этой точке нужно оказаться заранее. Иногда часов за 5 до начала. Так что на ней можно и поскучать, и побегать туда-сюда, и поспать. А самое веселое — когда после всего этого времени гость решает не ходить туда, где стоишь именно ты, и проскакивает мимо. Гнев, торги, депрессия, принятие — и бежишь к более удачливым коллегам просить материал. А потом все по новому кругу.

А какие тайны журналистского ремесла знаете вы? Или, быть может, в вашей профессии есть секреты покруче?

Очень необычный спор изучил Верховный суд РФ. Он пересмотрел судебную тяжбу заключенного с руководством колонии о том, какие телепередачи арестант имеет право смотреть за решеткой - те, которые ему лично нравятся, или те, что разрешит тюремное начальство.

Эта история началась в Оренбургской области в знаменитой колонии особого режима "Черный дельфин". Там отбывает наказание заключенный, которого не устроило то, что он может посмотреть по телевизору в своей камере. Для него это важный вопрос - срок ему суд вынес до конца жизни.

И он уверен, что имеет право смотреть то, что ему интересно, а не то, что разрешит руководство зоны, и обратился в суд с иском.

Интересно, но два местных суда с его требованием согласились и обязали тюремное начальство установить антенну, чтобы тот мог смотреть то, что ему важно. Третья инстанция - кассация - с таким вердиктом не согласилась. А Верховный суд РФ сказал, что она права и заключенные не могут смотреть по телевизору все то, что они хотят.

А теперь - детали этого судебного спора. Семь лет назад бывший глава Махачкалы Саид Амиров был осужден к пожизненному сроку лишения свободы. Сидит он в колонии особого режима в Оренбургской области. У него там камера на двух человек, в ней есть телевизор. Но он подключен только к кабельному каналу.

Программы, которые заключенные могут по телевизору смотреть, выбирает руководство колонии. Сам же заключенный переключать каналы не может. Такая ситуация объясняется просто - телевизионной антенны в колонии даже не устанавливали, просто подключили кабельный канал.

Фото: Александр Корольков

Но заключенного такая система не устроила. Руководство колонии отказало в просьбе дать отбывающему наказание возможность смотреть ведущие телеканалы страны и самому их выбирать. Чисто технически для этого надо было просто установить в колонии еще одну телеантенну, на что руководство зоны не согласилось.

К слову, что смотреть на голубом экране за решеткой, выбирают не лично руководители зон. Здесь действуют свои правила. Точнее, есть специальные рекомендации Службы исполнения наказаний. Вот в этих рекомендациях сказано, что исправительная организация может установить либо антенну, либо кабельное по своему усмотрению. В нашем случае "Черный дельфин" подключил кабельное телевидение, на что имел полное право.

Получив отказ руководства своей колонии, заключенный отправил иск в суд. В нем он просил признать незаконным отказ начальника исправительного заведения в предоставлении выбора на просмотр телевизионных программ. Аргументировал заключенный свое требование тем, что руководство тюрьмы нарушает его право на свободное получение информации. А такое право записано в статье 29 Конституции страны.

Фото: Сергей Михеев

С аргументами начальства колонии Соль-Илецкий райсуд не согласился. Он заявил: представитель ответчика не доказал, что установка антенны общего пользования как-то помешает контролировать, какие программы смотрит заключенный. Райсуд прочел рекомендации ФСИН по показу в зонах фильмов и передач. В них сказано, что рекомендуется показывать заключенным телепередачи общественно-политической, духовной, нравственной и спортивной тематики. И эти рекомендации не запрещают осужденным самим выбирать, какие каналы смотреть. Имеются в виду - общедоступные каналы.

Поэтому райсуд иск Амирова удовлетворил, а колонию обязал установить коллективную ТВ-антенну и чтобы истец сам выбирал каналы . Колония решение обжаловала, но апелляция с коллегами согласилась.

Руководство зоны обратилось дальше. Шестой кассационный суд дело проверил и заявил следующее. Приказом минюста от 16 декабря 2016 года утверждены правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. И один из пунктов запрещает устанавливать в камерах индивидуальные и самодельные телевизионные антенны. Установка в колонии антенны общего пользования специально для одного осужденного, чтобы он мог смотреть каналы по своему выбору, - это то же самое, что индивидуальная антенна. И решение райсуда отменил. Тогда заключенный обратился в Верховный суд РФ.

Вот что заявил Верховный суд, изучив дело. Администрация колонии должна организовать для осужденных просмотр телевизора, но руководство исправительных учреждений не обязано показывать какие-то определенные программы конкретным осужденным. Верховный суд процитировал часть 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса - "Основные права осужденных". Там сказано следующее - "при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний".

Еще Верховный суд подчеркнул, что в приложениях к правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые были утверждены приказом минюста (от 16 декабря 2016 года), сказано, что телевизионные приемники используются только для коллективного пользования и устанавливаются там, где определит администрация ИК.

Это означает, что Амиров является пожизненно осужденным и содержится в камере на двоих, а не в общежитии (как лица, которые приговорены к менее строгой мере наказания). И это не изменяет его права на просмотр программ. Утвержденную администрацией программу передач смотрит вся колония. Истец, как и остальные, смотрит по телевизору новостные программы (это следует из распорядка дня), то есть его права на получение информации не нарушаются. Если осужденный не согласен с программой передач, которую утвердили в колонии, то он может обжаловать действия администрации по утверждению сетки вещания.

Суд подчеркнул - у местных судов не было оснований признавать незаконным отказ колонии в самостоятельном переключении каналов осужденного и обязывать колонию устанавливать антенну, чтобы Амиров мог смотреть другие каналы. Решение кассации оставлено без изменения.


На первый взгляд, жест Первого канала казался абсурдным. Телеканал транслирует матчи кубка 12 лет подряд, дает в прямом эфире поединки чемпионата мира по хоккею, и вообще спорт старается не игнорировать. Однако телевидение находится в заложниках у рейтингов, и любая попытка вырваться из этого плена неминуемо сказывается на прибыли.

Именно поэтому телеканалы бьются за чистоту вычислений рейтинга и находятся в затяжном конфликте с монополистом на рынке телеизмерений — компанией TNS, которая эти рейтинги и поставляет. Который год каналы высказывают претензии к корректности подобных подсчетов, однако вынуждены мириться с ними, поскольку рекламодатель опирается именно на эти данные.

Как создаются рейтинги и что с ними не так

TNS, действующая в России с 1989 года, была пионером рынка телеизмерений. Компания раздает семьям пиплметры — устройства, подсоединяемые к телевизору и фиксирующие, кто из членов семьи, когда и какой канал включал. Так выявляются топовые каналы и передачи.

Собственно, к пиплметрам и возникли претензии. Они установлены в 5,4 тысячи домов — в крупных городах с населением выше 100 тысяч человек. Это называется измерительной панелью.

Многие телеканалы считают, что пиплметры не дают объективную картину популярности телепередач.

Многие телеканалы считают, что пиплметры не дают объективную картину популярности телепередач. . Фото: GfK Telecontrol

О пиплметрах спорят уже лет 15. Нарекания вызывает и то, что приборы банально не поспевают за временем. Они морально устарели, когда люди начали смотреть ТВ в интернете, а потом пользоваться новым поколением телевидения — IPTV. До 2013 года устройства вообще не могли подключаться к телевизорам нового поколения. Кроме того, методика измерения не фиксирует, что смотрят вне дома: к примеру, на работе, в дороге, на даче или в гостях.

В ответ на упреки TNS увеличивала количество подключенных домохозяйств. Однако крупные каналы это не устраивает.

Еще в начале 2000-х в открытое противостояние с компанией вступил Первый канал, который по сей день настаивает на том, что измеритель должен не только обслуживать рекламодателя, но и создавать целостное представление о предпочтениях граждан.

Гаснет голубой экран Почему россияне рискуют остаться без телевидения

В результате в конце 2004 года канал отказался закупать данные TNS. Из-за этого в ближайшие три года измеритель не досчитался 1,5 миллиона долларов дохода.

TNS по-прежнему монополист, но вопросы к ней прежние: недостаточность исследовательской панели, отсутствие данных по просмотру телепередач в интернете и о том, как это влияет на использование телевизора.

Так гендиректор Первого канала обратился к продавцам рекламы в 2012 году на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей.

В тот же день канал представил открытую версию системы телеизмерений — СТИ, которая прежде использовалась только для внутренних нужд. Канал подчеркивал, что СТИ — не конкурент TNS, поскольку измеряет не рейтинг, а предпочтения зрителей и долю каналов — процент тех, кто смотрел программу, относительно общего количества зрителей, смотревших ТВ в данный момент времени.

Десятки операторов с утра до позднего вечера звонят зрителям и интересуются, что они смотрят в данный момент. Обзвон проводится не только по домашним, но и по мобильным телефонам, а значит, оператор может зафиксировать, что россияне смотрят вне дома, в дороге или в спортбаре.


Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

За день удается провести десятки тысяч телефонных интервью. Правда, операторы СТИ обзванивают только жителей столицы. Для всероссийского охвата требуется куда больше ресурсов.

Помимо Первого канала, предпочтения российских зрителей анализирует компания Media Hills — на основе данных от 200 операторов связи. Панель Media Hills охватывает 60 тысяч домохозяйств в 117 городах, из них 45 — с населением больше 100 тысяч человек. К весне 2017 года компания планирует расширить охват до 400 тысяч семей.

Старые проблемы под новой вывеской

Несмотря на недовольство методикой, TNS продолжает определять рекламный рынок на российском ТВ. В декабре Роскомнадзор выбрал компанию MediaScope, в которую трансформировалась TNS после продажи 80 процентов ВЦИОМу для соблюдения закона об иностранном капитале, уполномоченным государством телеизмерителем. Это значит, что все рекламодатели для размещения рекламы на ТВ будут опираться на данные MediaScope.

По родной линейке Иностранцам могут запретить измерять телевизионные рейтинги в России

Однако после подведения итогов конкурса Роскомнадзора в MediaScope заявили, что продолжат полагаться на пиплметры и грандиозного расширения панели ждать не стоит. В 2017 году компания только начнет обсуждать с рекламной и ТВ-индустрией перспективу увеличения количества пиплметров с нынешних 5,4 тысячи до 6 тысяч. В итоге и для медиахолдингов, и для телеизмерителя-монополиста пока практически ничего не изменилось.

Почему по телевизору показывают одни и те же фильмы каждый Новый год?

Фото: cоцсети

Вот что показывают гражданам каждые новогодние праздники:

Почему по телевизору показывают одни и те же фильмы каждый Новый год?

Причины три или четыре:

Первая. В период цензуры великие режиссеры изощрялись и говорили в своих картинах Эзоповым языком о проблемах страны которые идеально высмеивали.

Вторая. Всё лучшее было создано в советские времена, а нынешние кинотворцы не конкуренты с мастодонтами советского времени во всех смыслах этого слова, не смотря на выделяемые многомиллионные бюджеты которые не снились Гайдаю и другим великим режиссерам Советского времени.

Третья. Показывать только одни и те же комедии это тренд и его не хотят менять, поскольку не дай Бог, кто-то задумается как хорошо и справедливо жилось в советские времена и попытается сравнить с нашим временем возможностей и свобод.

Страх что-то поменять.

Почему по телевизору показывают одни и те же фильмы каждый Новый год?

Страх что-то поменять, и ведет конъюнктуру телевизионного рынка к показу одних и тех же советских картин, ведь привычное, оно гораздо ближе, чем новое. Наши граждане хотят, что бы ВСЕ БЫЛО ХОРОШО, не понимая, что ВСЕ ХОРОШЕЕ УЖЕ БЫЛО!

Но есть надежда, что современные кинокартины, наконец, потеснят с наших экранов Лукашиных с Горбунковыми, и мы дождемся, что следующий Новый год будет для нас действительно НОВЫМ, а не хорошо завуалированным СТАРЫМ ГОДОМ.

А пока нас ждет новогодняя телепрограмма, которая не менялась уже много лет, и мы, смотря на экран, опять симпатизируем пьянице Лукашину и жалеем Ипполита, который вместо того, что бы вызвать милицию и наказать хулигана, катается на автомобиле пьяным по Ленинграду подвергая опасности не только свою жизнь, но и окружающих граждан, не говоря уже про Наденьку, которая с легкостью променяла респектабельного и серьезного жениха, на первого встречного полуодетого мужчину в трусах вольготно расположившегося на диване и еще нагло хамя в ее же квартире.

Ответ простой - читайте лучше нашу газету Аргументы Недели в которой, вы не увидите этих, уже изрядно поднадоевших персонажей, а будете в курсе текущих событий. Ведь мы в отличие он сетки новогоднего телевещания меняемся и смотрим в будущее.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Читайте также: