По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал или уходил в театр

Обновлено: 11.05.2024

Янкан – самая высокая точка строящейся магистрали. В течение нескольких месяцев здесь возводились насыпи высотой с пятиэтажный дом. Здесь энтузиасты-строители по-новому стали производить взрывные работы. Они должны были учитывать вечную мерзлоту, болота и бездорожье. Много сюрпризов несёт бамовцам светлая и торжественная вековая тишина.

И всё-таки большинство строителей очень скоро освоилось с трудной местностью, с новыми для многих профессиями. Их главная задача – построить дорогу вовремя.

Мы улетаем из Тынды солнечным днём. Под крылом самолёта двумя серебряными струнами пробивает трасса тайгу. Звучит над тайгой музыка добра и мужества, творимого на земле руками рабочего человека.

Грамматическое задание


  1. Произвести повариантно синтаксический разбор 5-го и 6-го предложений.

  2. Выписать все словосочетания из своего предложения, одно из них разобрать.

  3. Выделенные слова разобрать по составу и как часть речи.

Промежуточный (рубежный) контроль

Однородные члены предложения

Вариант 1
Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.


  1. Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.

  2. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

  3. В лесу и на полях всё было занесено снегом.

  4. Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

  1. Синицы, скворцы, живущие в наших лесах — истребители вредных насекомых.

  2. Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух. (Л. Толстой.)

  3. Боры и дубравы, березняки с живописными озерами всё больше
    привлекают горожан.

  4. Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги, — всё радовало глаз.

  5. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

Однородные члены предложения

Вариант 2
Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.


  1. На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

  2. Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.

  3. Лоси и медведи, волки и лисы, и многие другие звери водятся здесь.

  4. Май леса наряжает и лето в гости приглашает.

  5. Гимнастика, обтирание холодной водой всё это укрепляет и закаляет человека.

  6. Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

  7. Эта мельница, и кустарник, и запах листьев — всё было ново, необычно.

  8. Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

  9. И кажется, что всё: железо, камни, вода — полно протеста против жизни без солнца.

Один процент среди всех известных видов насекомых – настоящие вредители. Но эти немногие виды могут размножаться в огромном количестве, и человек всегда боролся и будет с ними бороться. Остальных же насекомых необходимо сохранять.

Восемьдесят процентов всех цветковых растений, образующих семена и плоды, делают это только при помощи насекомых-опылителей. Если исчезнут эти опылители, счезнут и эти растения. Насекомые-почвообразователи перемешивают, разрыхляют и удобряют почву, повышая её плодородие. Некоторые насекомые как санитары. Они очищают леса, поля, пастбища. Питаясь насекомыми, живут большинство зверей, птиц, рыб.

Так пусть же бабочки-красавицы, как и прежде, пьют нектар цветов. Пусть снуют по земле жуки-жужелицы. Пусть кипит жизнь в муравейниках. Пусть шмель летит к своему гнезду. Жить или не жить на земле полезным насекомым – проблема, решение которой зависит от нас.


    1. Выпишите предложение, в котором союз КАК

    (Некоторые насекомые как насекомые.)


      1. Составьте, указав графически подлежащее и сказуемое, схему сложного предложения.

      Из первого абзаца.

      Из второго абзаца

      3. Выпишите одиночные приложения, которые пишутся через дефис.

      Из второго абзаца.

      (Насекомых-опылителей, насекомые-почвообразователи.)

      Из последнего абзаца

      (Бабочки-красавицы, мухи-жужелицы.)

      4.Составьте схему простого предложения с тире между подлежащим и сказуемым, указав, чем выражены его главные члены.

      Из последнего абзаца

      Из первого абзаца

      5.Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

      Питаясь насекомыми, живут большинство зверей, птиц, рыб

      Пусть снуют по земле жуки-жужелицы.

      Зайдёшь в такую избушку зимой – жилым духом не пахнет. Но затрещали в камельке поленья… потянуло густым волглым запахом оттаивающей глины: со стен каплет. Угарно. Лучше набить полный камелёк и выйти пока на улицу, нарубить загодя дровишек… Через полчаса в избушке теплее и не тяжко. Можно скинуть полушубок. Стены слегка парят, от камелька пышет жаром. И охватывает человека некое новое блаженство, радость…

      В камельке целая огненная рыжая горка углей. Поленья сразу вспыхивают, как береста. Тут же, перед камельком, чурбачок. Можно сесть на него и – думать. Одному хорошо думается. Темно. Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке…

      Совсем тепло. Можно чайку заварить. Он травой пахнет, лето вспоминается.


        1. Выпишите из текста 3 односоставных предложения, определите их тип, подчеркните грамматические основы.

        В камельке целая огненная рыжая горка углей.

        Поленья сразу вспыхивают, как береста.

        3. Составьте, указав графически подлежащее и сказуемое, схему сложного предложения.

        Стены слегка парят, от камелька пышет жаром.

        Он травой пахнет, лето вспоминается.

        Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Однажды, гуляя по лугу, Эвридика нечаянно наступила на змею. Вскрикнула Эвридика и уала. Лицо девушки побледнело. Ясный лоб покрылся испариной, закатились светлые очи.

        На крик прибежал Орфей и увидел свою невесту мёртвой. Долго оплакивал Орфей любимую. И решил он спуститься в подземный мир, чтобы вернуть Эвридику и соединиться с нею. Ничего Орфей не взял с собой, кроме кифары.

        Спустился он к берегам священного Стикса, за которым лежал мир мёртвых. Вот и Харон. Но когда Орфей сделал шаг к ладье, то натолкнулся на весло, поставленное поперёк. Старый лодочник знал своё дело.

        Рванул певец струны кифары, и над царством вечного безмолвия зазвучала песня. Опустил Харон своё весло и, опершись на него, прислушался к неведомым звукам. Не прекращая петь, вступил Орфей в ладью и очутился на другом берегу.

        Вот и трон великих владык подземного мира Аида и Персефоны. Остановившись перед ними, запел Орфей лучшую из своих песен – песню о любви. Слёзы навернулись на глаза Персефоны.

        Замерла песня, и наступило глубокое молчание. И прозвучал в нём голос Аида:

        - Что ты просишь, пришелец?

        - я пришёл ради моей возлюбленной Эвридики, пребывающей в мире теней. Танат (Смерть) похитил её у меня на заре любви. Тебе ли не знать, что все мы сюда придём. Вернётся она под твою власть, и я явлюсь вместе с нею. На время прошу её у тебя. Дай испытать Эвридике радость жизни.

        _ Пусть будет по-твоему. Эвридика пойдёт за тобой, а ты за Гермесом. Только помни: оглянешься – дар будет отнят, - молвил Аид.

        Привёл Гермес тень Эвридики. Бросился к ней певец, но Гермес остановил его:

        И двинулись они в путь. Гермес шёл впереди. Орфей за ним. Потом тень Эвридики. Уже забрезжил рассвет. Волнение охватило Орфея. Не отстала ли Эвридика? Не осталась ли в царстве мёртвых? Замедлил движение герой. Прислушался. Но тени ходят беззвучно. Не выдержал Орфей и оглянулся. Он ничего не увидел, но уловил лёгкое дуновение. Аид отнял свой дар. И сам Орфей был тому виной.

        Лингвистический анализ текста с однородными членами предложения.

        В давнее время на моей родине рябину заготавливали к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами. Пользовались ею и как средством от угара, от головной боли.

        В Подмосковье я собирал рябину больше из любви к этим своим воспоминаниям о детстве да ещё потому. Что в прошлом году уродилось её на редкость много, и жалко было смотреть, как сочные, красные ягоды расклёвывают дрозды.

        На тёмном чердаке под самой крышей связки рябины висели, словно берёзовые веники. Листья на гроздьях посохли, пожухли и свернулись, и сами ягоды, перемёрзшие за зиму, тоже чуть сморщились, вроде изюма, зато были вкусны. Свежая рябина – та и горьковата, и чересчур кисла, есть её трудно, так же как раннюю клюкву. Но и клюква, и рябина, прихваченные морозом, приобретают ни с чем не сравнимые качества: и от горечи что-то осталось, а всё-таки сладко, и, главное, никакой оскомины во рту.

        Цвет рябиновых ягод тоже за зиму изменился, он стал мягче и богаче по тонам: от коричневого, почти орехового, до янтарного и ярко-0жёлтого, как цвет лимона…

        (А.Яшин)
        Грамматическое задание

        2. Выполните морфемный разбор слов:


          1. Выполните синтаксический разбор предложений:

          1. В давнее время на моей родине рябину заготавливали к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами.

          Контрольный диктант

          В лесу леший ведёт себя как хозяин. Со зверями. Особенно с волками, он тесно связан. Как и святого Георгия, его называют волчьим пастырем.

          Попадая в лес, человек должен быть предельно осторожен, потому что леший коварен. Он может испугать, завести в глухую чащобу, лишить охотничьей добычи. Несмотря на проложенные лешим многочисленные тропы, в лесу легко заблудиться.

          Когда лешего узнавали, он, бросаясь в кусты, с криком исчезал.

          В силу особенного уважения к лешему, охотники, находившиеся в лесу, старались не шуметь и оставляли ему в укромных местах подарки.


          1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

          Леший, языческий персонаж, встречается во многих сказках.

          Внешне он похож на человека, одетого в звериную шкуру.

          2. Из второго абзаца текста выпишите предложение

          Со сравнительным оборотом.

          3.Составьте схему предложения, указывая обособленные члены предложения.

          Попадая в лес, человек должен быть предельно осторожен, потому что леший коварен.

          Когда лешего узнавали, он, бросаясь в кусты, с криком исчезал.

          4.Выпишите предложение. В котором есть обособленное обстоятельство с предлогом.

          Из второго абзаца.

          Из третьего абзаца.

          Из второго предложения.

          Из последнего предложения.

          Вообразим, что мы на балу и слышим такой диалог:

          - Ой, матушка, смотрите, у стены сидит прабабушка Полины. Неужелиона тоже училась у Иогеля?

          - Да, она была его лучшей ученицей.

          Для проведения балов Иогель, живший в маленьком доме, нанимал залы в домах московских вельмож. В 20 – 30-е годы 19 века это мог быть, еапример, зал в доме Кологривовых (он стоял там, где сейчас находится МХАТ имени Гоького) на Тверском бульваре.

          С междометием и обращением.

          Со словом ДА, грамматически не связанным с членами предложения.

          2. Выпишите вводное слово.

          Из первого абзаца текста.

          Из предпоследнего абзаца текста.

          3.Укажите, в каком абзаце встречается

          4. Выпишите обособленный член предложения вместе с определяемым словом.

          5. Сделайте морфемный разбор слова.

          увидел
          Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса

          ЖЕЛЕЗЯКА
          Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. Тихо в деревне.

          С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на берегу кузница – дощатый сарай, древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары.

          Рано я выхожу на рыбалку. Темно ещё, темно, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике.

          Вдруг открывается дверь, а там – огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. Такого цвета бывает калина, когда её ударит мороз. Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли.

          Из неё выскакивает на берег маленький человек. В руках – длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость. Он суёт её в воду – раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего. Облако пара вырывается из воды.

          - Здравствуй, Волошин, - говорю я.

          В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо. Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать.

          Внутри пылает горн. Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает меха – выдыхает воздух в горн, на уголья. В самом пекле лежит железная болванка. Она так раскалилась, что не отличишь её от огня.

          Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. Шурка бьёт по ней молотком, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её по ударами. Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. Он силач, а Волошин – мастер.

          Тип урока: урок усвоения новых знаний.

          Цели:

          1) Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами;

          2) Определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами.

          Цель работы: проверка умения различать однородные и неоднородные определения. Материалы размножены по числу учащихся в классе. Восьмиклассники,не записывая предложений, выписывают на отдельном листочке номера предложений с однородными определениями. Знаки препинания в предложениях не поставлены.

          1. Он легко справлялся с трудными математическими задачами.

          2. Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.

          3. Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

          4. Темные плотно стоящие ели отражались в воде.

          5. По каменной белой ограде разросся плющ.

          6. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.

          7. Вечернее бледное море лежало спокойно.

          8. Снова потянулись длинные однообразные дни.

          9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами.

          10. День стоял туманный безветренный.

          1. На поляне росли большие красные маки.

          2. Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.

          3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.

          4. Свежий морской ветер принес прохладу.

          5. Шел тяжелый затяжной дождь.

          6. Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.

          7. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.

          8. Летние московские вечера бесконечны.

          9. Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.

          10. По темной пыльной дороге бежала собака.1вариант:3,4,6,8,10 2 в: 2,3,5,6,10

          II. Знакомство с новым материалом.

          Составляются схемы 1-ого и 5-ого предложений. Делается вывод о том,что союз- ……… синтаксической связи членов предложения и частей сложного предложения.

          2. Учащиеся читают таблицу на с.109 и самостоятельно выписывают в тетрадь союзы. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные,противительные.

          3. Запись предложений,их анализ ( составление схем предложений обязательно).

          1. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул. (М.Лермонтов) ….. 2.И верного друга прощальной рукой и гладит,и треплет по шее крутой. (А.Пушкин) … 3.Щеки румяны,и полны, и смуглы. ….. 4. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. …

          III. Закрепление нового материала.

          1. Задание: продолжить предложения так,чтобы союз И соединял однородные сказуемые и части сложного предложения,составить схемы полученных предложений.

          1) Солнце встает из-за туч и … 2) Шумит по-весеннему вода и … 3) Вся окрестность вдруг …. и …. 4)Солнце стоит высоко над головой и …

          2. Запись предложений,составление схем.

          1) Ни смех,ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.(Н.Некрасов) 2)Мне чудятся шумные пиры,то ратный стан,то схватки боевые.(А.Пушкин) 3)Звезды начали меркнуть, и стало заволакиваться не то тучами,не то туманом.(В.Арсеньев) 4)Виднелись или необозримые песчаные равнины,или далекие горы.(А.Гончаров) 5)Видны были только белые стволы берез да кусочек аллей. (А.Чехов) 6)Мал золотник,да дорог. Умен и пригож,да на дело не гож. Голова завита,да не делом занята.(пословицы) 7)У самого родника росли не только дубы, но и ели. Им приходилось как землю рыть, так и камни обтесывать.

          IV. Домашнее задание.

          Правило на с.109-111; упр.237; составить схемы предложений; выписать в ученический словарь слова из рамочек параграф 27, запомнить их написание.

          Тип урока: урок закрепления изученного.

          1) Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения;

          2) Производить возможную синонимичную замену союзов при однородных членах.




          I. Устная синтаксическая пятиминутка (не записывая предложений, учащиеся составляют схемы, дают характеристику).

          1) Вдали кукушка куковала, и кругом бесшумно кружилась мошка.

          2) Проселочная дорога вьется среди ржаного царства, и так хочется по ней пройти.

          II. Анализ ошибок, допущенных в работе с использованием перфокарты.(написание Н и НН)

          III. Работа со схемами.

          Придумайте и запишите предложения по схемам:

          IV. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания в них.

          1) За две,за три версты можно было различить малейший звук: лай собак в отдаленных селах,голоса на соседней мельнице, шум доски, внезапно сброшенной на землю.

          2) Остальное все: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи- уходило в темноту, местами неопределенно чернея, местами пропадая в туманной мгле, крепко пропитанной кисло-сладким запахом конюшни.

          3) Есть в светлости осенних вечеров

          Умильная, таинственная прелесть!

          Зловещий блеск и пестрота дерев,

          Багряных листьев томный, легкий шелест,

          Туманная и тихая лазурь

          Над грустно сиротеющей землею.

          V. Проверочная работа с выборочным ответом.

          Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

          1. Спорт,музыка,чтение книг всегда увлекали меня.

          2. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный пол липами льют.

          3. В лесу и на полях все было занесено снегом.

          4. Посаженные заботливыми руками деревья: тополь,акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

          5. Синицы,скворцы,живущие в наших лесах- истребители вредных насекомых.

          6. Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух.

          7. Боры и дубравы, березняки с живописными озерами все больше привлекают горожан.

          8. Белые облака,бор, тянувшийся по сторонам дороги,-все радовало глаз.

          9. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал,или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

          10. Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах,-декоративные кустарники.

          1. На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

          2. Я стал посещать музеи и театры,и читать книги.

          3. Лоси и медведи,волки и лисы, и многие другие звери водятся здесь.

          4. Май леса наряжает и лето в гости приглашает.

          5. Гимнастика, обтирание холодной водой все это укрепляет и закаляет человека.

          6. Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

          7. Эта мельница, и кустарник, и запах листьев – все было ново,необычно.

          8. Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

          9. И кажется, что все: железо,камни,вода- полно протеста против жизни без солнца.

          10. Она хорошо знала языки: немецкий,французский и английский и учила этому своих детей.

          Контрольный листок: 1 вар- 4,5.6,9 2 вар- 2,3,5,8,10

          Домашнее задание: упр.258; контрольные вопросы (с.122)

          Тип урока: повторительно-обобщающий урок (урок-путешествие)

          1) Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами;

          2) Правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.

          - Знаки препинания при однородных членах предложения- самая распространенная пунктограмма. Зато и перечень ее правил самый внушительный. Вдруг мы узнаем об этом что-нибудь новенькое? – размышляла Наталья Николаевна, высаживаясь на песчаный берег из шлюпки.

          - Хорошо, но вначале проверьте свое вооружение. В джунглях опасно ходить наобум,- предложила учительница.

          Правило: однородные члены, связанные повторяющимися союзами И,ДА(=И),ИЛИ,ЛИБО разделяются запятыми.

          В поле, и в лесу, и в роще звенели птичьи голоса.

          И берег, и море молчали.

          Осень принесла холод,да ветер,да скуку.

          На клумбе мы посадим пионы,или гвоздики,или нарциссы.

          Сформулируйте правило об отсутствии запятой при однородных членах, связанных союзами. Проиллюстрируйте ответ примерами.

          Запятая не ставится:

          Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.

          Каждый ряд однородных членов следует рассматривать отдельно:

          1) Сверчки,стрекозы и насекомые;

          2) Проснулись и наполнили

          1. Найдите грамматическую основу предложения,чтобы убедиться,что предложение простое. Найдите однородные члены предложения. Выделите союзы, связывающие их, включая союз,стоящий перед первым однородным членом.Расставьте знаки препинания.

          1) Колокольчик громко плачет и хохочет и визжит.

          2) Косая туча птиц заслонила и леса и небо и синеющую даль.

          3) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.

          4) Под кустом черемухи я действительно нашел и ключик и спавшую внучку.

          5) На протяжении всего полета из окна самолета виднелись или песчаные равнины или далекие горы.

          6) На помощь ему придет либо отец либо брат.

          7) Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром.

          8) Кругом были пни да корявые стволы да мелкая поросль.

          9) Как милы мне твои улыбки молодые и быстрые глаза и кудри золотые и звонкий голос.

          10) Тонкий дождь сеялся и на леса и на поля и на широкий Днепр.

          2. Найдите грамматическую основу предложения,чтобы убедиться,что предложение простое. Найдите ряды однородных членов и выделите их разными способами. Определите способ связи однородных членов в каждом ряду отдельно,попутно расставляя знаки препинания.

          1) Все разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.

          2) Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.

          3) Солнце показывается из-за облаков и заливает лес поле и наших путников греющим светом.

          4) Весна торопилась к лету играла красками и запахами раскрывала цветы подгоняла людей на работу ранним утром поздним вечером короткой ночью.

          5) Гостей Овсянников принимал весьма ласково и радушно но не кланялся им в пояс не суетился не потчевал их всяким сушеньем и соленьем.

          6) Дождь гудел широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре.

          7) Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и полную гладь и потопленный лес и Кузьму.

          8) Он не расставался с альбомом и карандашом делал наброски палубных матросов кочегаров и офицеров и рисовал на стоянках пейзажи и людей.

          9) Через несколько времени Наташа очнулась открыла глаза но не узнала ни отца ни тетки.

          10) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов и шлешь ответ.

          11) Деревья и травы летом и в начале осени сочны и свежи.

          12) Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны но немногословны.

          13) Обломов был расстроен и письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и отчасти утомлен трескотней Тарантьева.

          14) Метели и вьюги стужа и темнота не помешали ни высадке отважных полярников ни проведению ими исследования Арктики.

          Составьте текст, используя словосочетания и предложения. Выделите однородные члены предложения,объясните знаки препинания.

          Брызнут листья по сторонам. Закружится пестрый смерч. Хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат,скребутся,лопочут.

          Листья пестреют,будто мазки красок на палитре великого живописца.

          Мутное низкое небо.

          Густо-синее бездонное небо.

          Ясная, ласковая лазурь.

          Выгоревшее, выцветшее, растворенное в туманной дымке небо.

          Огромный купол неба шевелится в непрестанном мерцании звезд.

          Суровое небо густеет мрачной синевой.

          Сияло бледно-голубое небо.

          Курчавые облака, кружевные облака.

          Рыхлые белые облака.

          Белые круглые облака.

          Вереница длинных серых облаков.

          Сквозь сетку легких утренних облаков…

          Опустились почти к самой воде. Высоко и тихо неслись над нами. Неспешно тащились по небу. Начали подергиваться белизной. Мощно расправили крылья. Ползли крадучись.

          Тучи,бегающие мимо луны.

          Из-за раздвинутых туч.

          Воробьи носились серыми тучами.

          Цокающий гомон галок.

          Громко воркуют лесные голуби.

          Веселый пересвист дроздов.

          Равнодушное постукивание дятла. Суетливый стук дятла.

          Тонко свистит рябчик в ельнике.

          Стрекочет синекрылая сойка.

          Над водой, распахнув острые белые крылья,повисла чайка.

          Данный материал можно использовать при проверки знания учащихся по указанной теме, а также при подготовке ГИА и ЕГЭ.

          Оценить 1167 0

          Найдите предложение, в которых допущена пунктуационные ошибки.

          Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.

          А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

          В лесу и на полях все было занесено снегом.

          Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зазеленели приветливо и свежо.

          Синицы, скворцы, живущие в наших лесах – истребители вредных насекомых.

          Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух.

          Боры и дубравы, березняки с живописными озерами все больше привлекают горожан.

          Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги, - все радовало глаз.

          По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

          Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах, - декоративные кустарники.

          Найдите предложение, в которых допущена пунктуационные ошибки.

          На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

          Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.

          Лоси и медведи, волки и лисы, и многие другие звери водятся здесь.

          Май леса наряжает и лето в гости приглашает.

          Гимнастика, обтирание холодной водой все это укрепляет и закаляет человека.

          Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

          Эта мельница, и кустарники, и запах листьев – все было ново, необычно.

          Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

          И кажется, что все: железо, камни, вода – полно протеста против жизни без солнца.

          Она хорошо знала языки: немецкий, французский и английский и учила этому своих детей.

          У вас недостаточно прав для добавления комментариев
          Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
          Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
          Это займет не более 5 минут.

          Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

          Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
          После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

          Заказать рецензию на методическую разработку
          можно здесь

          Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

          Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

          Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

          Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

          • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
          • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
          • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

          Нажмите, чтобы узнать подробности

          Закрепление изученного по однородным членам. План-конспект урока.

          Цели: 1.Знать: какие члены предложения называются однородными; как они соединяются между собой; группы сочинительных союзов; как различить однородные и неоднородные определения.

          2.Уметь: находить однородные члены в предложении; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; составлять схемы предложений с однородными членами и обобщающими словами при однородных членах.(слайд №2)

          Устный опрос

          Учащиеся задаю друг другу вопросы по изученной теме:

          -Какие члены предложения называются однородными?

          -Как они соединяются между собой?

          -Назовите группы сочинительных союзов.

          -Как можно различить однородные и неоднородные определения?

          -Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами.

          -При каком условии запятая между однородными членами не ставится?

          -Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

          III. Синтаксическая пятиминутка

          Не записывая предложений, учащиеся составляют их схемы (в схемах указать тип предложения по наличию главных членов).

          1).Заиндевевшие ветки деревьев искрились серебром, и всё вокруг казалось сказочным. 2).Просёлочная дорога вьётся среди снежного царства, и так хочется по ней пройти.(слайд № 1)

          [двусост.],и [двусост.]. [двусост.],и [безличное].

          Заи'ндеветь – покрыться инеем.(объяснить значение слова)

          Работа по теме урока

          2).Работа у доски. Учащиеся записывают предложения, объясняют постановку знаков препинания, подчёркивают однородные члены. Составить схемы двух последних предложений.

          1).С самого раннего утра я убегаю на пруд или в ближнюю рощу. 2).Вечером степь то розовеет, то становится синей. 3).Мороз крепчал и щипал лицо и руки. 4).Птицелов должен знать не только голоса и повадки птиц, но и обладать ещё мастерством декоратора. 5).В комнате было шумно, и он открыл окно в сад. 6).Инициатива, смелость, чутьё, находчивость – всё это решает исход боя. 7).Всё: дороги, крыши домов, деревья и кусты – было покрыто недавно выпавшим снегом.

          [O, O, O, O- O]. [O: O, O, O и O-…].

          3).Задание на сообразительность. Объяснить странное, на первый взгляд, повторение слова то в предложении:

          Анисья Фёдоровна подавала Наташе то то, то другое.(слайд №3)

          (повторяющийся союз то-то соединяет однородные дополнения, выраженные местоимениями)

          Учитель читает предложения с однородными членами. Если однородные члены соединены соединительными союзами, учащиеся встают; если разделительными - топают ногами; если противительными – хлопают в ладоши.

          1).Он не хотел уже любоваться ни снегом, ни лунным блеском, ни звёздами.(встают)

          2).Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.(топают ногами)

          3).Мал золотник, да дорог.(хлопают в ладоши)

          4).Тестирование по вариантам.

          Найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

          1.Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.

          2.А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

          3.В лесу и на полях всё было занесено снегом.

          4.Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а так же дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.

          5.Синицы, скворцы, живущие в наших лесах – истребители вредных насекомых.

          6.Нехлюдов смотрел на освещённый луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух.

          7.Боры и дубравы, березняки с живописными озёрами всё больше привлекают горожан.

          8.Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги, - всё радовало глаз.

          9.По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

          10.Жёлтая акация и сирень, растущие в наших лесах, - декоративные кустарники.

          1.На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

          2.Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.

          3.Лоси и медведи, волки и лисы, и многие другие звери водятся здесь.

          4.Май леса наряжает и лето в гости приглашает.

          5.Гимнастика, обтирание холодной водой всё это укрепляет и закаляет человека.

          6.Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

          7.Эта мельница, и кустарник, и запах листьев – всё было ново, необычно.

          8.Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

          9.И кажется, что всё: железо, камни, вода – полно протеста против жизни без солнца.

          10.Она хорошо знала языки: немецкий, французский и английский и учила этому своих детей.

          Ответы: 1 вариант: 4,5,6,9; 2 вариант: 2,3,5,8,10

          V. Итог урока

          Итог урока в форме кроссворда.

          По горизонтали: 1. Ряд одинаковых членов предложения, связанных сочинительной связью(однородные). 2.К какой группе по значению относятся союзы и, ни-ни, не только…но и, как…так и?(соединительные)

          По вертикали: 3.Слова, которые являются одним и тем же членом предложения, что и однородные члены, и заключают в себе родовое понятие (обобщающие). 4. К какой группе по значению относятся союзы а, но, зато? (противительные) 5. К какой группе по значению относятся союзы или, либо, то-то? (разделительные)

          Задание 1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Выпишите их, расставьте и объясните знаки препинания.

          Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.

          А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

          В лесу и на полях всё было занесено снегом.

          Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

          Синицы, скворцы, живущие в наших краях – истребители вредных насекомых.

          Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад, и на тень тополя, и вдыхал живительный воздух.

          Боры и дубравы, березняки с живописными озерами всё больше привлекают граждан.

          Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги, - всё радовало глаз.

          По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

          Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах, - декоративные кустарники.

          Задание 2. Спишите. Расставьте и объясните знаки препинания.

          Над полями и лесами над широкими реками и голубыми озерами летят птицы возвращаясь на родину.

          Бежит бежит тропинка полевая то под откос то вновь под бугорок и от цветка к цветку перелетая над ней лиловый вьется мотылек.

          Как в мирные дни так и в бою помни Родину свою.

          Усевшись где-нибудь на кургане в степи или на холмике над рекой или на хорошо знакомом утёсе слепой слышал лишь шелест листьев да шепот травы или неопределенные вздохи ветра.

          В сыром туманном воздухе слышны были разнообразные звуки скрип ворот топот мычание.

          Всё походка лицо взгяд голос вдруг изменилось в нем.

          Задание 1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Выпишите их, расставьте и объясните знаки препинания.

          Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.

          А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

          В лесу и на полях всё было занесено снегом.

          Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

          Синицы, скворцы, живущие в наших краях – истребители вредных насекомых.

          Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад, и на тень тополя, и вдыхал живительный воздух.

          Боры и дубравы, березняки с живописными озерами всё больше привлекают граждан.

          Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги, - всё радовало глаз.

          По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

          Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах, - декоративные кустарники.

          Задание 2. Спишите. Расставьте и объясните знаки препинания.

          Над полями и лесами над широкими реками и голубыми озерами летят птицы возвращаясь на родину.

          Бежит бежит тропинка полевая то под откос то вновь под бугорок и от цветка к цветку перелетая над ней лиловый вьется мотылек.

          Как в мирные дни так и в бою помни Родину свою.

          Усевшись где-нибудь на кургане в степи или на холмике над рекой или на хорошо знакомом утёсе слепой слышал лишь шелест листьев да шепот травы или неопределенные вздохи ветра.

          В сыром туманном воздухе слышны были разнообразные звуки скрип ворот топот мычание.

          Всё походка лицо взгяд голос вдруг изменилось в нем.

          Похожие документы:

          Наименований школьной медиатеки

          Читайте также: