Почему театр лучше телевизора

Обновлено: 04.05.2024

Существуют различные мнения о том, нужен ли театр современному обществу и какова его роль в век кинематографа.

ИА REX: Нужен ли театр современному человеку или в век бурного развития социальных медиа его могут успешно заменить кино, телевидение и Интернет? Чего вы ждете от посещения театра?

Григорий Трофимчук, политолог:

Российский театр — зрелище на любителя, не каждый может выдержать этот формат.

Во-первых, непонятно (сами актёры не в состоянии дать внятный ответ на этот вопрос), почему находящиеся на цене люди постоянно орут, причём вне всякой зависимости от акустических возможностей зала и требований сюжетной линии. Тем более, сегодня, когда можно прицепить к голове радио-микрофон и говорить, с его помощью, так же проникновенно, как в кинофильме, и твой шёпот будет слышен даже на последнем ряду.

Во-вторых, неадекватно ведут себя сами зрители, которые смеются по поводу каждой фразы, слетевшей со сцены. Почти во всех случаях без исключения, даже в сугубо драматических спектаклях — особенно чётко это заметно по телевизионным постановкам.

Ещё один вопрос, на который нет ответа — срок полномочий главных режиссёров. Это какая-то особая авторитарная секта, которая, как главы религиозных конфессий, сдаёт свои посты только после смерти. При этом некоторые из театральных деятелей, как это ни смешно, даже пытаются критиковать российского президента за сроки его нахождения у власти.

Таким образом, академический, художественный, репертуарный театр окончательно выпал из современного контекста. В рыночной России могут остаться только такие оперативные обрывочные театральные формы, как на рыночном Западе. В этом случае мат и задницы на сцене будут предельно органичны.

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

Интересен сам факт того, что театр противопоставляется именно кино, ТВ и Интернету, но не противопоставляется книгам, это связано с тем, как влияют на человеческое внимание эти разные явления.

Из-за этого столь разнится самое отношение публики к этим различным способам представления реальности: спектакль будет успешным только тогда, когда он глубокий и трогает ценностные струны, а вот в кинопрокате лидируют поверхностные идеи; в театре прислушиваются к шёпоту, а в кино идут за шумовыми эффектами. В театре тебе хочется подумать и сосредоточиться, а в кино тебе хочется расслабиться и отключиться.

Да и сам вопрос массовости: есть Искусство, и есть искусство. Есть поход в изысканный ресторан или семейный ресторанчик, и есть столовая и фаст-фуд. Есть первая линия от кутюр, и есть массовое производство. Их просто нельзя сравнивать.

Только вот беда: без поддержки гурманов изысканная пища отойдёт в прошлое. Так и Искусство — оно нуждается в помощи, потому что невозможно гнать на поток театральные спектакли.

Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):

Конечно, нужен. Кино, ТВ и интернет — это совершенно другие, безличные медиа. В театре самое главное — эффект личного присутствия, публичности художественного события, прямого эмоционального воздействия актёра со сцены на зрителя. Посещение театра — акт саморепрезентации посетителя в художественном пространстве: не только актёры демонстрируют себя, но и зрители тоже. Высказывание с театральных подмостков воспринимается совсем иначе, чем с экрана. Посещение театра и обсуждение спектакля с социальным окружением — это приобщение к престижному культурному потреблению, в то время как кино, ТВ и интернет — демократические, дешёвые медиа.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Александр Хохулин, журналист и блогер:

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Театр, возможно, нужен в качестве площадки по подготовке актёров высокого уровня, если человек сможет достоверно сыграть в условиях театра, то и в кино он справится с задачей, технические возможности кинематографа станут ему подспорьем, а не заменителем личного мастерства.

Театр или кино

Сравнивать театр и кино невозможно, ведь это абсолютно разные категории. Конечно, многие критики и искусствоведы в течение многих лет ведут дискуссию о том, какой же из двух жанров все-таки лучше.

Что же касается простых обывателей, не обладающих глубинными познаниями в искусстве, то им приходится выбирать тот или иной вид развлечения, исходя из собственных вкусов и предпочтений. Попробуем немного помочь тем, кто никак не может выбрать между театральной постановкой и новой кинокартиной. Итак:

Три причины купить билеты в театр

Живая игра. Между зрителями и актерами в театре нет барьера между зрителями и актерами, поэтому каждая эмоция героев постановки воспринимается намного ярче и острее. Собственно, театр очень сильно напоминает нашу жизнь – если ты сделал ошибку по ходу пьесы, второго дубля на ее исправление у тебя уже не будет.

Культурное и интеллектуальное развитие. Большинство кинофильмов, которые относятся к так называемому мейнстриму (массовому искусству), не требуют от человека какой-либо напряженной умственной деятельности. С помощью простых кинематографических приемов (грустной музыки, нагнетания атмосферы и т.д.) режиссеры услужливо подсказывают зрителю, где нужно заплакать, а где испугаться.

Принадлежность к элите. Театр всегда считался искусством высших кругов общества, поэтому, купив билеты на юнону и авось, например, вы можете почувствовать себя если не аристократической особой, то как минимум настоящим интеллектуалом.

Три причины сходить в кино

Полная свобода. Если к походу в храм Мельпомены нужно готовиться как к настоящему торжеству, покупая соответствующий наряд, то в кино вы спокойно можете прийти в потрепанных джинсах и старой футболке, накупив по дороге поп-корна и кока-колы.

Большое количество спецэффектов. В театральных постановках вы никогда не увидите, как огромное цунами смывает с лица Земли один город за другим, или как эльфы в эпической битве побеждают орков. Для постановки таких сцен следует обладать большим набором средств, чем имеют театральные постановщики и режиссеры.

Немногие начинающие артисты задаются этим вопросом, полагая на то, что будут спокойно совмещать и то и другое. Но все не так просто, как кажется.

Кино и театр на самом деле две совершенно разные вещи. В театре артисты играют на повышенном градусе, в кино же нужно существовать просто, без всяких наигрышов, т.к. камера всё передает крайне точно, каждую мысль, каждую эмоцию. На деле в России обучают по специальности "Артист драматического театра и кино", и в ВУЗах вас будут учить только театральному мастерству, исключение может составить Московский ВГИК и Петербургский ГИКИТ. В Америке существуют две разных школы, школа театра (Бродвей) и школа кино (Голливуд). Фактически у них отдельно учат существованию на сцене и в кино. В кино учат в последнее время технике Майзнера. В театре преданы системе Станиславского, Чехова и технике Страсберга. В театральных ВУЗах России в основном отдают предпочтение техникам Станиславского и Чехова, а более современной технике Страсберга и если вы хотите работать в кино, а без этого никак - технике Майзнера не уделяют должного внимания. Сам я эти техники застал только на платных курсах и это очень досадно, если ты поступил на платное и платишь башенные средства за обучение и не получаешь сполна того, чему учат в других странах. Как бы я с любовью не относился к русскому кинематографу, но он по всем параметрам уступает коллегам из Голливуда, по всем параметрам (режиссура, актёрская игра, картинкой, за которую отвечает оператор, ну тут конечно дел в деньгах, какие деньги крутятся в США и какие бюджеты у нас, несопоставимые друг с другом). Есть исключения, но их мало и только великие гении и таланты русского кинопроизводства способны тягаться со всем миром, вроде Хабенского и Звягинцева, дальше не буду всех перечислять, но лично я считаю их нашим достоянием в данный момент. Да, в советское время талантов было намного больше, чем сейчас. Кто знает может следующим талантом, гордостью отечественного кино, будет кто-то из вас!

Итак, современному актёру крайне важно знать все актёрские техники и системы. Посещать помимо института платные курсы само собой будет полезно, но на это нужно много денег. Кто учится на бюджете, тому повезло, вам нужно всего лишь обеспечить себя жильём, питанием и одеждой. А ребятам, которые учатся на платном, придется найти работу ночью, либо без материальной помощи родных вы не сможете получится 4 года в ВУЗе. Я говорю это к тому, что вам обязательно, перед тем, как вы решитесь поступать на актёра, нужно обсудить с родственниками, будут ли они согласны вам помогать, если да, то отлично, если нет, то взвесьте свои силы и подумайте, сможете ли вы потянуть адский труд актёрского 4-летнего ремесла и работу в ночь и выходные (которых и вас почти не будет).

Вернёмся к тому, с чего я начал - кино. Вы спокойно можете посвящать себя съёмочному процессу, даже до поступления на актёрское отделение. Сейчас каждый день в Москве что-то снимают. В массовке вас с радостью снимут, а повезет, даже и в групповке. Это будет хорошим опытом для начала карьеры киноактёра, а также поможет ощутить съёмочную площадку и понять съёмочный процесс.

Но! Предупреждаю сразу, что практически все мастера и педагоги в театральном институте не будут одобрять ваших желаний сниматься в кино. Поэтому если снимаетесь, лучше не говорит им об этом, даже когда вы будете поступать и если вы скажете что где-то там снялись в фильме или сериале, не ждите, что вас за это позволят и дадут вам какие-то льготы, наоборот вы можете испортить впечатление о себе, так как мастера хотят, чтобы все 4 года у них на курсе учились только преданные театральному делу ребята и чтобы они даже не пытались думать о параллельных учебному процессу съёмках. Определитесь заранее, чем вы больше увлечены и чему готовы посвятить всю свою жизнь, театру или кино? Также, окончив институт, не думайте, что вам сразу всё подадут на блюдечке, чтобы куда-то пролезть придется упорно стараться и много унижаться.

10 причин полюбить театр

1. Возможность вырваться из серых будней

Каждый день одно и то же: дом/работа-учеба/дом. Добавим сюда постоянные пробки на дорогах, увлеченность гаджетами и компьютером, нескончаемые бытовые хлопоты, стрессы. Немудрено, что мы чувствуем себя словно выжатые лимоны. Иногда просто необходимо вырваться из дома и сменить обстановку. Как нельзя лучше для этого подойдет наблюдение за живой игрой на сцене. Да и по времени мероприятие весьма бюджетно: всего пара часов.

2. Живая игра актеров

Хотите того, или нет, но при игре актеров вы невольно ассоциируете себя с понравившимся персонажем. Как итог, вы проживаете одну жизнь с действием на сцене, пропускаете через себя эмоции, чувства, конфликты… Возможно, вы не ответите себе на вечные вопросы, но уж точно задумаетесь о них. И да, наблюдать за живой игрой актеров очень интересно, ведь здесь нет вторых дублей.

3. Это доступнее, чем кажется

5. Спасение для не читающих

Не любите проводить время за книгой, но хотите прослыть своим среди знакомых? Отправляйтесь в храм Мельпомены! Не упускайте возможность познакомиться с классикой буквально за пару часов. Театр приобщает к мировой культуре, помогает понять основы творчества писателей, не прибегая к прочтению всех их произведений. Да и общий уровень культуры повышается и появляется ощущение, что день прожит не зря.

6. Новое посещение театра – другие эмоции

Каждая постановка вызовет в вас свежий спектр чувств, ведь нет одинаковых спектаклей. Соответственно, каждый раз живая игра актеров толкает на изменение взглядов, пересмотр очевидных вещей, скрытых за слоем повседневной суеты. Как следствие, новое посещение – очередной переворот в душе, порция вдохновения или повод задуматься над собственной жизнью.

7. Возможность познакомиться с людьми

Что и говорить: театр объединяет людей! Конечно, общение во время спектакля – дурной тон. Зато после никто не мешает включиться в непринужденную беседу об увиденном. Театр соединяет человеческие души, устанавливая некую связь между зрителями. Здесь не только участники сцены проживают особую жизнь, но и те, кто находится по ее обратную сторону. Более скрепляющего фактора сложно придумать.

8. Культурное воспитание зрителей

9. Профилактика личных проблем

Чем чаще посещаете подмостки, тем больше у вас возможностей принять правильное решение в жизни вне театра. Объясним: вы словно напитываетесь идеями, ситуациями из жизни героев, выстраиваете причинно-следственные связи и начинаете понимать, к чему может привести то или иное решение. А то и вовсе лишний раз не полезете на рожон, ведь уже видели, чем это может обернуться.

10. Вы чувствуете прилив вдохновения

Удивительно, но факт: после спектакля зрители выходят одухотворенными, приободренными. Отличие театральных подмостков от синематографа в том, что здесь присутствует настоящая живая энергия. Она и выводит нас на новый уровень настроения и бодрости. Немудрено, что ваш творческий подъем начинает распространяться на различные сферы жизни, а в голову начинают приходить нетривиальные идеи.


Обзоры

Театр – великое искусство, в котором исполнение каждой из ролей актёрской игры уникально и изящно. Но роли исполняются не только на сценах, но и в повседневной жизни. Так почему же люди ходят в театр? Что к этому толкает? Для некоторых это прекрасная возможность узнать себя и сделать определённые выводы о своих достоинствах и недостатках, набраться опыта, другие же ищут решения своих проблем, а для кого-то это способ одухотвориться.

7 причин, почему необходимо посетить театр:

Во-первых, театр не несёт в себе никакого насилия. Он не пропагандирует войны, террор, преступности, избиение людей и другие противозаконные деяния. Хороший театр преподносит только положительные моменты, делая нас разумными и доброжелательными людьми.

Ещё одна причина заключается в необходимой потребности самосовершенствования. Каждый человек может взглянуть на себя со стороны, что действительно ему поможет познать в себе сильные и слабые стороны. Либо же может появиться желание перенести какую-либо сценическую роль на свою модель поведения.

В-третьих, это, конечно же, знакомства. В общественных местах случаются встречи, приобретаются контакты, люди находят себе друзей и единомышленников. А в таком прекрасном месте общение становится очень воодушевлённым.

В-четвёртых, каждый человек развивает своё мышление и находит новые пути решения той или иной проблемы. Театр в этом может очень сильно помочь. Если в представлении проявляется проблема, которая может возникнуть в реальности, то полезным будет пронаблюдать за ходом действий актёров. В последующем полученные знания несомненно пригодятся при решении сложной задачи.

В-пятых, театр способствует повышению нашего уровня образования. Познавая историю, психологию и художественную культуру, мы становимся эрудированными, внимательными, понимающими и лидирующими, учимся на чужих ошибках, лучше решаем поставленные задачи. Знания являются одним из важных компонентов для успешной и счастливой жизни

Открытие театров очень хорошо воздействует на отрасли экономики. В тех местах, где много людей, можно создать комплекс новых общественных заведений для улучшения жизни как районов, так и самого общества.

И последняя причина заключается в становлении нас как сильных и волевых личностей, которые несут ответственность за свои поступки. Идёт анализ ценностей, который очень сильно сказывается на нашей жизни. Театр – один из необходимых составляющих для такого развития.

Таким образом, вопрос о том, зачем нужно посещать театры, представляет собой очень простой ответ: устанавливаются связи, идёт повышение уровня образования, знакомишься с мировой культурой, растёшь духовно и положительно влияешь на свою дальнейшую судьбу.

Читайте также: