Прочитайте диалоги какие цели общения достигнуты какие нет дочь смотрит телевизор

Обновлено: 17.05.2024

Изучаем риторику : методические указания к практическим занятиям для студентов нефилологических специальностей / сост. Е. В. Пучкова, М. Г. Синегуб. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. – 44 с.

Печатается в соответствии с решениями кафедры русской филологии и методического совета международного факультета.

1. Понятие риторики

Риторика (греч. rhetorike) – филологическая дисциплина, изучающая способы и правила построения речи, прежде всего прозаической и устной. Синонимами слова риторика являются латинское выражение ораторское искусство и русское слово красноречие.

Риторика призвана научить, как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.

Существуют три группы дефиниций (определений) понятия риторики:

Упражнение 1. Познакомьтесь с высказываниями учёных о риторике. Какое из определений Вам ближе? Почему? Приведите примеры, раскрывающие роль риторики в разные периоды жизни человека и человеческого общества.

2. Эффективность общения

Эффективное речевое воздействие – такое воздействие с помощью речи, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т. е. остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.

Таким образом, эффективность речевого воздействия определяется двумя взаимосвязанными факторами:

достижением поставленной цели;

сохранением коммуникативного равновесия.

Цели общения могут быть разными:

информационная – донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена;

предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника;

коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником, например, установить контакт, развить и поддержать его, возобновить или завершить контакт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника.

Пример коммуникативной ситуации и достижение (+) или недостижение (-) соответствующей цели:

1. – Передайте, пожалуйста, соль!

2. – Передайте, пожалуйста, соль!

– Простите, здесь соли нет.

– А почему так грубо?

4. – Передайте, пожалуйста, соль!

5. – Передайте, пожалуйста, соль!

Пример 1 – речевое воздействие эффективно; пример 2 – речевое воздействие эффективно, т. к. цель не достигнута по объективным причинам; пример 3 – речевое воздействие неэффективно; пример 4 – речевое воздействие неэффективно; пример 5 – речевое воздействие результативно, но неэффективно, т. к. нарушено коммуникативное равновесие.

Коммуникативная неудача – это отрицательный результат общения, т. е. такое завершение общения, когда его цель оказывается не достигнутой.

Коммуникативная грамотность – это умение вести общение эффективно и бесконфликтно.

Упражнение 2. Прочитайте диалоги. Какие цели общения достигнуты, какие нет? Можно ли назвать общение эффективным? Почему?

1. Дочь смотрит телевизор, входит мама:

– Лена, ты не сходишь в магазин, а то скоро ужин, а хлеба нет.

– Ну вот. Вечно так, как по телевизору КВН, так мне то за хлебом надо идти, то ведро выносить, то с собакой надо гулять… И всё надо, надо.

– Конечно, надо, ведь в жизни у каждого есть свои обязанности, хотим мы этого или не хотим. Я вот тоже после работы вместо того, чтобы ужин готовить, лучше бы отдохнула, полежала, посмотрела телевизор. Я КВН тоже очень люблю. Но ужинать-то надо.

– Мам, а давай мы досмотрим вместе, а потом я быстренько сбегаю в киоск за хлебом и вместе приготовим ужин! Как тебе моё предложение?

2. Мальчик кричит из окна другу в доме напротив:

– Что задано по ботанике?

– А? Что? Не слышу! Громче!

– Что, спрашиваю, по ботанике задано?

– А? Что задано? По математике? Сейчас посмотрю. Пятьдесят шестое задание.

– Нет, пятьдесят шестое!

– Понял, шестьдесят шестое.

3. В маршрутном такси:

– Передайте водителю! (Передаёт деньги.)

– А почему Вы со мной так грубо разговариваете?

– А что тут грубого? Вам что, трудно передать? Вы же рядом сидите!

Первый пассажир молча передаёт деньги и отворачивается.

Упражнение 3. Охарактеризуйте состояние коммуникативной грамотности в России. Объясните, почему наблюдается такая ситуация.

3. Способы речевого воздействия

Основные способы речевого воздействия:

1. Доказывание. Доказывание – это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека.

2. Убеждение. Убеждение – это использование и логики, и обязательно эмоции, эмоционального давления ( Во-первых. . Во-вторых. . Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь?)

3. Уговаривание. Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего ( Ну пожалуйста. ну сделай это для меня. ну что тебе стоит. я буду очень тебе благодарна. ну пожалуйста. ну очень прошу. ) . В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.

4. Клянченье. Клянчить – это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы (Ну купи. ну купи. ну купи. ну пожалуйста. ну купи…).

5. Внушение. Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите – без обдумывания, без критического осмысления. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто – на авторитете собеседника

6. Просьба. Просить – это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.

7. Приказ. Приказать – это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и тому подобного положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения. Приказ психологически негативно воспринимается большинством людей.

8. Принуждение. Принудить – значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме, вербальной агрессии, апелляции к тяжелым последствиям для собеседника либо на прямой демонстрации грубой силы, угрозах.

Упражнение 4 . Какие способы речевого воздействия используются в следующих примерах?

1. Ну бабушка, ну миленькая, ну бабулечка, ну бабулечка, ну купи мне шарик, ну бабулечка, ну миленькая, ну пожалуйста.

Упражнение 5. Придумайте краткий эффективный диалог для следующей коммуникативной ситуации: вы просите родителей купить вам мобильный телефон. Какие аргументы, какие способы речевого воздействия лучше в этом случае применить? Проанализируйте достижимость разных целей общения.

4. Вербальное речевое воздействие

При вербальном (от лат. vеrbит – слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в какой последователь-ности приводите те или иные факты, какие аргументы приводите, кратко или развёрнуто выражаете свою мысль.

Эффективное вербальное речевое воздействие предполагает адек-ватное (т. е. правильное, оптимальное в данной ситуации) использование речевых средств общения с учётом того, с какими собеседниками, в каких коммуникативных ситуациях ведётся общение, какова цель общения в данном случае и т. д.

Упражнение 6. Какие из перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника? Расположите перечисленные ниже формулы по убыванию категоричности.

К сожалению, я не могу.

К несчастью, я не могу.

Я не в силах это сделать.

Ни в коем случае.

Я бы с удовольствием, но не могу.

Мне бы хотелось. но не могу.

На это я пойти не могу.

Извините, этого я сделать не могу.

Ни при каких обстоятельствах.

Об этом не может быть и речи.

Даже не заикайся об этом.

Варианты возможных просьб и причин отказов:

Дай мне на неделю эту книгу (а она библиотечная, она вам самому нужна).

Приходи ко мне на день рождения (а вы уже приглашены в другое место).

Дай мне на воскресенье свой велосипед поехать за город (просящий – неаккуратный человек, может сломать велосипед, не вернуть вовремя и т. д.).

Упражнение 8. Вспомните случай из жизни, когда вам удалось получить согласие на, казалось, самую невыполнимую просьбу. Почему это удалось?

\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442 4, \u043d\u043e \u043a\u0430\u043a \u0432\u0430\u0440\u0438\u0430\u043d\u0442 \u043c\u043e\u0436\u043d\u0433 \u0435\u0449\u0451 1, \u043d\u043e \u0444\u0440\u0430\u0437\u0430 \u00ab\u044f \u0443\u0441\u0442\u0430\u043b, \u0434\u043e\u0447\u043a\u0430\u00bb \u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e \u0433\u0440\u0443\u0431\u043e \u0437\u0432\u0443\u0447\u0438\u0442

\u0432\u043e 2 \u0432\u0430\u0440\u0438\u0430\u043d\u0442\u0435 \u043d\u0435\u043a\u043e\u0440\u0440\u0435\u043a\u0442\u043d\u043e \u043e\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0435\u043d\u043d\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0441\u044c\u0431\u0430 \u0432\u043d\u0443\u043a\u0430, \u0432 3 \u043d\u0435\u0443\u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0441\u043a\u043e\u0440\u0431\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439. ">]" data-test="answer-box-list">

kruserekaterina

во 2 варианте некорректно отверженна просьба внука, в 3 неуместное оскорбление молодых людей.

Новые вопросы в Русский язык

Теория. Однородные челены предложения. Обобщающие слова при однородных челенах предложения. Обособленные челены предложения. Практическое задание: При … ведите 2-3 примера многозначных слов. Исправьте речевую ошибку. Чайковский во много раз умножает славу России. Определите способ образования слов: ширь, кресло-качалка, МГУ, комариный. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания и сделайте разбор цифр. Дома точно люди после долгой разлуки. В камни стр…лять стрелы терять. Я советую2 читать и изучать клас…иков Пушкина и Тургенева Толстого. И все это и река и лес и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства.4 Дети старики женщины все см…шалось2 в ж…вом потоке.

Помогите пожалуйстаааааа. Срочно. Упражнение 203. Спишите, выделите грамматические основы. Объясните лек- сическое значение глаголов. 1. У … него болела голова и ломило спину. (Купр.) Ветер в саду ломил деревья. 2. Он дёрнул меня за руку. Дёрнуло меня с ним связаться. 3.Небо постепенно темнеет.В глазах опять темнеет. 4.Половодье смыло всё,что было на берегу реки. Моста не было:его или смыло, или затопило.помогите пжпжпж

Срочно. Сделайте пожалуйста морфологический разбор местоимения где. Предложение: Представьте себе радость путешественника, который неожиданно попада … ет на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога.

Помогите расставить знаки препинания в прямой речи правильноНаписано так, а нужно правильно поставитьМиша дал коту молока:Поешь, Васька.


9. Составьте по схеме текст об особенностях и целях речевого общения. Используйте приведенные ниже выражения.

Какой текст у вас получился: научный или художественный? Запишите его.

Катя решила побеседовать с Витей, чтобы добиться взаимопонимания:

- Почему ты отказался от участия в диалоге?

- А зачем в нем участвовать?

- Чтобы добиться взаимопонимания.

- Я рассчитывал узнать что-то новое, получить интересную информацию.

- Чтобы добиться общего результата, прийти к общей цели, надо выслушать собеседника и сообщить ему свою точку зрения. А для убедительности и воздействия на собеседника использовать красноречие.

10. Прочитайте четыре диалога.


Определите цель общения в каждом из диалогов. В каких из них собеседники достигли цели, а в каком нет? Почему? Кто из собеседников ведет не диалог, а спор и потому не достигает цели? У кого вообще нет речевого взаимодействия?

Спишите диалог-шутку. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений.

Найдите в текстах предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

1. Знакомство.

2. Отвергнутое предложение.

3. Соглашение.

4. Непонимание.

11. Перечитайте основные правила общения. Определите, какому из пяти основных правил общения посвящена каждая из данных пословиц.


Запишите пять пословиц, которые вам понравились больше других. Подчеркните в словах известные вам орфограммы.

Сравните количество звуков и букв в выделенных словах.

1) Говори, на не спорь, а хоть спорь, да не вздорь. 2) В многословии не без пустословия. 3) Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 4) И не велика беда, да честна. 5) Красно поле пшеном, а беседа умом.

Спорь [спор'] - 5 б., 4 зв.

Пустословия [пустаслов'ий'а] - 11 б., 12 зв.

Честна [ч'исна] - 6 б., 5 зв.

12. Прочитайте и спишите высказывание известного физика А.Энштейна. ЧТо дает, по мнению ученого, обмен предметами? А что дает обмен мыслями?

Если у каждого есть по яблоку и мы обменяемся ими, то у каждого из нас останется по яблоку.

Если мы обменяемся идеями, то у каждого станет по две идеи.

13. Прочитайте часть древнегреческого мифа о храбром юноше Персее. Подумайте, какова была цель общения соседей с Персеем. Была ли достигнута цель?


Запишите и разберите по составу выделенные слова. Охарактеризуйте каждое записанное слово как часть речи.


14. Прочитайте советы. Какими из них вы воспользуетесь в общении со своими друзьями и близкими?


Определите тип каждого предложения по цели высказывания. Почему здесь использованы предложения данного типа?

Побудительные предложения - выражают совет или пожелание.

15. Спишите текст из старинной рукописи. Скажите, каким мысли, по вашему мнению, звучат современно.



16. Прочитайте отрывок из произведения Н.Носова. Подумайте: что составляет основу текста - диалог или монолог?


К какому выводу пришли собеседники? Было ли их общение успешным? Какой новой мыслью обогатился каждый из собеседников?

Какова цель речевого общения детей? Письменно ответьте на данный вопрос.

Цель общения: обсуждение проблемы и совместное принятие решения.

Основа текста: диалог.

17. Закончите предложения, используя слова для выбора, и запишите их.

В общении с близкими я приветлив, внимателен. Человек передает свое плохое настроение другим, если он сердит, уныл, раздражен, мрачно настроен. Я радуюсь, когда люди приветливы, добры, жизнерадостны, внимательны, заботливы, вежливы.

Изучаем риторику : методические указания к практическим занятиям для студентов нефилологических специальностей / сост. Е. В. Пучкова, М. Г. Синегуб. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. – 44 с.

Печатается в соответствии с решениями кафедры русской филологии и методического совета международного факультета.

1. Понятие риторики

Риторика (греч. rhetorike) – филологическая дисциплина, изучающая способы и правила построения речи, прежде всего прозаической и устной. Синонимами слова риторика являются латинское выражение ораторское искусство и русское слово красноречие.

Риторика призвана научить, как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.

Существуют три группы дефиниций (определений) понятия риторики:

Упражнение 1. Познакомьтесь с высказываниями учёных о риторике. Какое из определений Вам ближе? Почему? Приведите примеры, раскрывающие роль риторики в разные периоды жизни человека и человеческого общества.

2. Эффективность общения

Эффективное речевое воздействие – такое воздействие с помощью речи, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т. е. остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.

Таким образом, эффективность речевого воздействия определяется двумя взаимосвязанными факторами:

достижением поставленной цели;

сохранением коммуникативного равновесия.

Цели общения могут быть разными:

информационная – донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена;

предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника;

коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником, например, установить контакт, развить и поддержать его, возобновить или завершить контакт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника.

Пример коммуникативной ситуации и достижение (+) или недостижение (-) соответствующей цели:

1. – Передайте, пожалуйста, соль!

2. – Передайте, пожалуйста, соль!

– Простите, здесь соли нет.

– А почему так грубо?

4. – Передайте, пожалуйста, соль!

5. – Передайте, пожалуйста, соль!

Пример 1 – речевое воздействие эффективно; пример 2 – речевое воздействие эффективно, т. к. цель не достигнута по объективным причинам; пример 3 – речевое воздействие неэффективно; пример 4 – речевое воздействие неэффективно; пример 5 – речевое воздействие результативно, но неэффективно, т. к. нарушено коммуникативное равновесие.

Коммуникативная неудача – это отрицательный результат общения, т. е. такое завершение общения, когда его цель оказывается не достигнутой.

Коммуникативная грамотность – это умение вести общение эффективно и бесконфликтно.

Упражнение 2. Прочитайте диалоги. Какие цели общения достигнуты, какие нет? Можно ли назвать общение эффективным? Почему?

1. Дочь смотрит телевизор, входит мама:

– Лена, ты не сходишь в магазин, а то скоро ужин, а хлеба нет.

– Ну вот. Вечно так, как по телевизору КВН, так мне то за хлебом надо идти, то ведро выносить, то с собакой надо гулять… И всё надо, надо.

– Конечно, надо, ведь в жизни у каждого есть свои обязанности, хотим мы этого или не хотим. Я вот тоже после работы вместо того, чтобы ужин готовить, лучше бы отдохнула, полежала, посмотрела телевизор. Я КВН тоже очень люблю. Но ужинать-то надо.

– Мам, а давай мы досмотрим вместе, а потом я быстренько сбегаю в киоск за хлебом и вместе приготовим ужин! Как тебе моё предложение?

2. Мальчик кричит из окна другу в доме напротив:

– Что задано по ботанике?

– А? Что? Не слышу! Громче!

– Что, спрашиваю, по ботанике задано?

– А? Что задано? По математике? Сейчас посмотрю. Пятьдесят шестое задание.

– Нет, пятьдесят шестое!

– Понял, шестьдесят шестое.

3. В маршрутном такси:

– Передайте водителю! (Передаёт деньги.)

– А почему Вы со мной так грубо разговариваете?

– А что тут грубого? Вам что, трудно передать? Вы же рядом сидите!

Первый пассажир молча передаёт деньги и отворачивается.

Упражнение 3. Охарактеризуйте состояние коммуникативной грамотности в России. Объясните, почему наблюдается такая ситуация.

3. Способы речевого воздействия

Основные способы речевого воздействия:

1. Доказывание. Доказывание – это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека.

2. Убеждение. Убеждение – это использование и логики, и обязательно эмоции, эмоционального давления ( Во-первых. . Во-вторых. . Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь?)

3. Уговаривание. Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего ( Ну пожалуйста. ну сделай это для меня. ну что тебе стоит. я буду очень тебе благодарна. ну пожалуйста. ну очень прошу. ) . В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.

4. Клянченье. Клянчить – это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы (Ну купи. ну купи. ну купи. ну пожалуйста. ну купи…).

5. Внушение. Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите – без обдумывания, без критического осмысления. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто – на авторитете собеседника

6. Просьба. Просить – это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.

7. Приказ. Приказать – это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и тому подобного положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения. Приказ психологически негативно воспринимается большинством людей.

8. Принуждение. Принудить – значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме, вербальной агрессии, апелляции к тяжелым последствиям для собеседника либо на прямой демонстрации грубой силы, угрозах.

Упражнение 4 . Какие способы речевого воздействия используются в следующих примерах?

1. Ну бабушка, ну миленькая, ну бабулечка, ну бабулечка, ну купи мне шарик, ну бабулечка, ну миленькая, ну пожалуйста.

Упражнение 5. Придумайте краткий эффективный диалог для следующей коммуникативной ситуации: вы просите родителей купить вам мобильный телефон. Какие аргументы, какие способы речевого воздействия лучше в этом случае применить? Проанализируйте достижимость разных целей общения.

4. Вербальное речевое воздействие

При вербальном (от лат. vеrbит – слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в какой последователь-ности приводите те или иные факты, какие аргументы приводите, кратко или развёрнуто выражаете свою мысль.

Эффективное вербальное речевое воздействие предполагает адек-ватное (т. е. правильное, оптимальное в данной ситуации) использование речевых средств общения с учётом того, с какими собеседниками, в каких коммуникативных ситуациях ведётся общение, какова цель общения в данном случае и т. д.

Упражнение 6. Какие из перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника? Расположите перечисленные ниже формулы по убыванию категоричности.

К сожалению, я не могу.

К несчастью, я не могу.

Я не в силах это сделать.

Ни в коем случае.

Я бы с удовольствием, но не могу.

Мне бы хотелось. но не могу.

На это я пойти не могу.

Извините, этого я сделать не могу.

Ни при каких обстоятельствах.

Об этом не может быть и речи.

Даже не заикайся об этом.

Варианты возможных просьб и причин отказов:

Дай мне на неделю эту книгу (а она библиотечная, она вам самому нужна).

Приходи ко мне на день рождения (а вы уже приглашены в другое место).

Дай мне на воскресенье свой велосипед поехать за город (просящий – неаккуратный человек, может сломать велосипед, не вернуть вовремя и т. д.).

Упражнение 8. Вспомните случай из жизни, когда вам удалось получить согласие на, казалось, самую невыполнимую просьбу. Почему это удалось?

Читайте также: