Rf agc что это в телевизоре

Обновлено: 15.05.2024

Для выполнения электрических регулировок необходимо следующее оборудование:

- генератор телевизионных сигналов.

Перед регулировкой телевизора включают его и дают "прогреться" в течение 15. 20 мин. Если на экране появятся цветные пятна (нарушена чистота цвета), выполняют размагничивание кинескопа с помощью внешней петли размагничивания.

Контроль высокого напряжения

На шасси KS7A(P) REV. 1 высокое напряжение не регулируется, а только контролируется. Сначала проверяют напряжение питания строчной развертки: на положительном выводе конденсатора С822 должно быть + 135 В. Если отклонения напряжения превышает 5 %, необходим ремонт ИП.

Если ИП исправен, подключают киловольтметр ко второму аноду кинескопа и включают телевизор. Высокое напряжение должно быть равно 30±0,5 кВ при любых значениях яркости и контрастности. Если оно не соответствует указанному значению, необходим ремонт телевизора.

Эта регулировка необходима после замены кинескопа, ТДКС или после ремонта платы кинескопа.

1. На антенный вход телевизора с генератора испытательных сигналов подают черно-белый сигнал, точной настройкой тюнера добиваются наилучшего качества изображения и выбирают стандартный режим изображения.

2. Устанавливают регулятор фокусировки FOCUS на ТДКС до упора по часовой стрелке.

3. Медленно вращая регулятор фокусировки против часовой стрелки, добиваются оптимальной фокусировки изображения.

Регулировка напряжения на модуляторе кинескопа (SCREEN)

1. На антенный вход телевизора подают сигнал "вертикальные цветные полосы".

3. Вращают регулятор SCREEN на ТДКС и контролируют цвет изображения параметров "Read Cutoff" и "Read Drive". Если надписи изменяют цвет с зеленого на красный, то значение напряжения на модуляторе кинескопа не соответствует норме. Добиваются зеленого цвета изображения этих параметров.

Регулировка баланса белого

1. Выбирают в экранном меню телевизора стандартный режим изображения.

2. Подают на антенный вход телевизора сигнал "градации серого" и прогревают его в этом режиме не менее 30 минут.

3. В пользовательском меню устанавливают регулировки яркости и контрастности в положение, когда изображение едва просматривается.

5. Регулировкой параметров RED CUTOFF и BLUE CUTOFF добиваются, чтобы изображение было чернобелым, без цветовых оттенков.

6. В пользовательском меню устанавливают регулировки яркости и контрастности в положение, близкое к максимальным уровням.

7. Регулировкой параметров RED DRIVE и BLUE DRIVE добиваются, чтобы изображение было чернобелым, без цветовых оттенков.

Примечание. Регулировки ускоряющего напряжения и баланса белого взаимосвязаны. Поэтому после регулировки баланса белого необходимо проверить и, при необходимости, отрегулировать ускоряющее напряжение. Если после указанных регулировок при включении-выключении телевизора на экране появляются цветные пятна или линии обратного хода, необходимо вновь отрегулировать ускоряющее напряжение.

Для переключения телевизора из рабочего режима в сервисный нажимают на стандартном ПДУ кнопки в следующей последовательности: PICTURE OFF - INFO - MENU - MUTE - PICTURE ON. На экране должно появиться следующее изображение (рис. 8):

Это означает, что телевизор находится в сервисном режиме. Для навигации в меню используют кнопки CHANNEL UP/DOWN на ПДУ, а для регулировки параметров - кнопки VOLUME +/-.

Рис. 8. Главное меню сервисного режима

Параметры всех сервисных меню приведены в табл. 3-12.

После ремонта (замены) кинескопа, платы кинескопа, ТДКС, микросхем ЭСППЗУ и микроконтроллера IC901 обязательно регулируют параметры всех позиций сервисного меню. Позиция RESET используется для присвоения всем параметрам исходных (заводских) значений. После того как все параметры отрегулированы, выключают и вновь включают телевизор сетевым выключателем. Новые значения будут сохранены в микросхеме энергонезависимой памяти.

Таблица 3. Параметры меню Deflection: PAL

FIX (зависит от диагонали кинескопа)

FIX (зависит от диагонали кинескопа)

FIX (зависит от диагонали кинескопа и драйвера ЭЛТ)

* ADJ - параметр регулируется, FIX - фиксированное значение параметра.

Таблица 4. Параметры меню Deflection: NTSC OFFSET

Таблица 5. Параметры меню Video Adjust 1

Pilot High (для NTSC)

V-Mute (х100 мс, для NTSC)

Таблица 6. Параметры меню Video Adjust 2

FIX (зависит от типа тюнера)

FIX (зависит от драйвера ЭЛТ)

FIX (зависит от режима работы ТВ)

Таблица 7. Параметры меню Video Adjust 3

BST Start Point

FIX (зависит от типа ЭЛТ)

Таблица 8. Параметры меню Option

Модели для других стран Азии

West Europe/East Europe/Russian/Greek-Turkey Arabic/Farsi/Arab-Hebrew

Large Curve/Small Curve

East-Asia / Middle-Asia / CIS

Таблица 9. Параметры меню Test pattern

Параметр (тип тестового изображения)

Current RF Signal

Black to White (4 pattern)

Таблица 10. Параметры меню YC DELAY

Таблица 11. Параметры меню EEPROM

Double TTX Contrast

Double TTX H Position

Standard Equ 100 (Std BASS)

Standard Equ 300 (Std TREBLE)

Standard Equ lK (Music BASS)

Standard Equ ЗК (Music TREBLE)

Standard 10K (Movie BASS)

Music Equ 100 (Movie TREBLE)

Music Equ 300 (Speech BASS)

Music Equ lK (Speech TREBLE)

U Saturation (RGB/DVD)

V saturation (RGB/DVD)

OSD BRIGHT OFFSET

OSD/PIP BRIGHT OFFSET

3.4CH SLLTHD (TV-NO NOISE)

CH SLLTHD (TV-NO NOISE)

SLLTHD (TV-NO NOISE)

VCR/TV Noise Level Offset

Over Modulation Detect

Over Mod. Normal return

VCR mode detect counter

SUB MATRIX Tint

VIDEO SUB SHARPNESS

S VIDEO SUB SHARPNESS

DVD SUB SHARPNESS

Таблица 12. Параметры меню G2 Adjust

Типовые неисправности ТВ шасси KS7A(P) REV.1 и способы их устранения

При включении телевизора перегорает сетевой предохранитель FP801S

Разрывают цепь между выходом диодного моста D801S и выв. 1 трансформатора T801S (рис. 2). Затем омметром проверяют на короткое замыкание элементы сетевого фильтра LX801S CX801S LX801S CX802S LX802S, выпрямителя D801S C803, схемы размагничивания PT802S LC801S.

Если в ходе проверки не было обнаружено неисправных элементов, то восстанавливают разорванную цепь и проверяют микросхему IC801S, а также все внешние элементы. Чаще всего выходит из строя ключевой транзистор, входящий в состав микросхемы (исток - выв. 2, 3, сток - выв. 1). Причиной перегорания предохранителя FP801S в случае отказа схемы токовой защиты (входит в состав IC801S) может быть короткое замыкание во вторичных цепях ИП вследствие выхода из строя одного из элементов выпрямителей вторичных напряжений, интегральных стабилизаторов напряжения IC803-IC805, IC822 и других потребителей. Отключают телевизор от сетевого источника и омметром определяют, в какой цепи произошло короткое замыкание и затем устраняют причину.

Телевизор не включается, сетевой предохранитель FP801S исправен, светодиод на передней панели не светится

Работоспособность ИП можно определить по наличию импульсов размахом 450. 500 В на выв. 1 IC801S. Если указанные импульсы отсутствуют, то ИП неисправен и требуется его ремонт.

Вольтметром контролируют напряжение (около 300 В) на положительном выводе конденсатора С803. В случае его отсутствия омметром проверяют на обрыв сетевой выключатель SW801S, термисторы NT802S, NT801S, элементы сетевого фильтра, выпрямителя, а также качество их пайки.

Если преобразователь ИП работает, проверяют элементы питания ТВ процессора ICV201 в дежурном режиме (IC822 - 3,3 В, QV905 - 1,8 В). Если питания нет, проверяют на обрыв защитный резистор R898 и указанные выше элементы.

Если питание ICV201 в норме, проверяют его внешние элементы: IC202, IC902 (только заменой), XV201 (20,25 МГц). Если они исправны, проверяют наличие сигнала POWER (низкий уровень - активный) на выв. 33 ICV201 в момент включения ТВ. Если сигнала нет, микросхему заменяют

Телевизор не включается, светодиод на передней панели DV901 светится

Вначале проверяют сигналы цифровой шины I 2 C на выв. 31 и 32 ICV201 (импульсы размахом 3,3 В). Если один или оба сигнала отсутствуют, возможно, неисправен один из транзисторов QV903, QV904 или сама микросхема ICV201. Если при удалении транзисторов из схемы сигналы на шине появляются, скорее всего, на шине I 2 C короткое замыкание или неисправен один из элементов, подключенных к ней (IC902, TU01S, TU02S, ICP01). Поочередно отключают перечисленные элементы и определяют неисправный.

Часто, по разным причинам, нарушается содержимое микросхемы памяти IC902. Ее проверка заключается в замене на аналогичную с такой же прошивкой.

Если микросхема памяти исправна и сигналы шины I 2 C в наличии, проверяют низкий уровень сигнала POWER на выв. 33 ICV201. Ключи на транзисторе QV901 и на транзисторах Q805, Q806 должны быть закрыты, источник питания находиться в рабочем режиме и стабилизаторы IC803, IC804 включены (рис. 2).

На выв. 29 ICV201 должны быть импульсы запуска строчной развертки размахом не менее 2 В. Если их нет, проверяют питание микросхемы ICV201 и целостность кварцевого резонатора XV201. Если импульсы есть, проверяют работу строчной развертки. Для проверки этой схемы контролируют напряжение 135 В на коллекторе транзистора Q401. Если напряжение равно нулю, проверяют на обрыв предохранитель F802 и, если он в обрыве, определяют неисправный элемент в схеме строчной развертки. Затем проверяют поступление напряжения 14 В через первичную обмотку Т401 на коллектор транзистора Q402. Проверяют прохождение строчных запускающих импульсов по цепи: выв. 29 ICV201 - Q402 - Т401 - Q401.

Телевизор включается и сразу после появления высокого напряжения переключается в дежурный режим

Как правило, этот дефект связан с включением схемы защиты от рентгеновского излучения (X-RAY). Детектор схемы QR01S QR02S DZR01S (рис. 2) контролирует амплитуду импульсов на накальной обмотке ТДКС T444S. Чтобы в этом убедиться, контролируют напряжение на выв. 36 ICV201. Если после включения ТВ напряжение на этом выводе становится больше 3. 4 В - это означает, что активирована схема X-RAY В первую очередь проверяют напряжение на выходе канала 135 В. Если оно значительно больше нормы, - необходим ремонт ИП. Если питание в норме, проверяют все элементы схемы строчной развертки, в первую очередь CR402S-CR404S, D404, T444S. Если действующее значение напряжения на подогревателе кинескопа не более 6,5 В, то неисправны элементы детектора схемы X-RAY

Есть звук, нет изображения и растра (для варианта схемы платы кинескопа на рис. 6)

Проверяют свечение подогревателя кинескопа. Если он не светится, проверяют подогреватель и цепь его питания на обрыв: обмотку HEAT Т444S - R418 - контакты 3 CN502/CNA502 - контакт 3 CNW502 - R522 - R523 - подогреватель - "земля". Если питание есть - заменяют кинескоп.

Затем проверяют наличие напряжения на модуляторе кинескопа (электрод G2). Если растр появляется с поворотом регулятора SCREEN на трансформаторе Т444S, проверяют поступление видеосигналов размахом 40. 50 В на катоды кинескопа. Если их нет, проверяют наличие сигналов на выв. 16-18 ICV201 (рис. 3), их прохождение через усилители на транзисторах QV202-HQV205 на плату кинескопа. На плате вначале проверяют поступление питающих напряжений 200. 210 и 16,5 В (контакты 1 и 5 разъема CN502A). Эти напряжения формируются строчной разверткой. Если питание в норме, проверяют работоспособность выходного видеоусилителя IC501.

Есть изображение, нет звука

Вначале проверяют наличие звуковых сигналов на выходах УМЗЧ - выв. 1, 2 и 14, 15 IC602 (рис. 7). Если они есть, проверяют разъем CN601 и динамические головки (на обрыв). Если звуковых сигналов нет, проверяют питание (выв. 3 и 13) и уровни управляющих сигналов (выв. 6 и 7) микросхемы IC602. Если микросхема исправна и управляющие сигналы в норме, но нет входных аудиосигналов, проверяют наличие этих сигналов на выв. 84, 85 ICV201. Если их нет и там, микросхему заменяют.

Растр есть, звук и изображение отсутствуют, экранное меню отображается

Вначале проверяют сигналы шины I 2 C на выв. 31 и 32 ICV201. Если сигналов нет, проверяют микросхему памяти IC902 (заменой), внешние элементы ICV201 и саму микросхему.

Если сигналы цифровой шины есть, проверяют их поступление на тюнер TU01S. Затем контролируют питание тюнера (5 и 33 В на выв. 7 и 8), напряжение АРУ на выв. 1 (около 3.4 В) и с помощью экранного меню включают режим автоматической настройки на программы. Если в результате не удается настроиться ни на одну программу, заменяют тюнер.

На экране телевизора преобладает или отсутствует один из основных цветов

Если нарушен баланс белого, регулируют его в сервисном режиме. Если настроить изображение не удается, проверяют наличие сигналов основных цветов и их амплитуду (около 2 В) на выходах микросхемы ICV201 (выв. 16-18) и далее по всему видеотракту до катодов кинескопа. Определяют участок цепи, где один из сигналов отсутствует или его амплитуда значительно меньше, чем у других сигналов, определяют и устраняют причину.

Если размах сигналов R, G, B одинаковый по всему тракту их прохождения - скорее всего, неисправен кинескоп.

Нет цветного изображения

Проверяют установку цветовой насыщенности в экранном меню, возможно, она находится в минимальном положении. Затем, если цвет не появился, входят в сервисный режим и проверяют все параметры, связанные с цветностью. Если все в норме, а цветное изображение отсутствует, то заменяют микросхему ICV201.

На экране отсутствует верхняя или нижняя половина изображения

Проверяют питание микросхемы кадровой развертки IC301 (16,5 В на выв. 6 и -16,5 В - на выв. 1). Если одно из напряжений отсутствует, проверяют соответствующие источники:

  • 16,5 В - обмотка 6-9 Т444S, R414, D406, C410, выв. 6 IC301;
  • -16,5 B - обмотка 6-8 Т444S, R413, D405, C409, выв. 1 IC301.

Если питание в норме, заменяют микросхему IC301.

Нет изображения экранного меню и телетекста

Изображения телетекста и экранного меню формирует ТВ процессор ICV201, поэтому причина скорее всего в этой микросхеме.

Автор: Николай Елагин (г. Зеленоград)

Рекомендуем к данному материалу .

Мнения читателей

мужик!ты просто супер!все на форумах умничают и поучают,но информацию почти не дают а ты просто взял и выложил,я в инете 5 часов искал а твою статью нашёл вообще случайно-забил в яндексе eht time eht threshold и пятая ссылка твоя.ОГРОМНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ С П А С И Б О ! ! !

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:


Задача оптического приёмника — перенос сигнала из оптической среды в электрическую. В самом простом виде это можно сделать при помощи пассивного устройства, подкупающего своей незатейливостью:


Однако это инженерное чудо обеспечивает весьма посредственные параметры сигнала: при уровне оптического сигнала в -1 — -2 дБм выходные параметры едва укладываются в ГОСТ, а завышение сигнала приводит к значительному увеличению шума.

Чтобы быть уверенным в качестве доставляемого сигнала при архитектуре FTTB требуется использовать более сложные устройства:


Приёмники, встречающиеся в нашей сети: Vector Lambda, Telmor MOB и отечественный Planar.

От своего пассивного младшего собрата все они отличаются более сложной схемотехникой, включающей в себя фильтры и усилители, благодаря чему можно быть спокойным за сигнал, добегающий до абонента. Рассмотрим их поближе:


Оптический приёмник Telmor имеет внутри панель с изображением структурной схемы. Такая схема типична для ОП.

Требуемый уровень оптического сигнала составляет обычно от -10 до +3 дБм, при проектировании и пусконаладке оптимальным значением является -1 дБм: это приличный запас на случай деградации линии передачи и в то же время невысокий уровень создаёт меньше шума при прохождении цепей оборудования.

Все активные ОП содержат в себе усилительный каскад, который так же обеспечивает возможность регулирования наклона и уровня выходного сигнала.

Для настройки параметров сигнала, а так же изменения и контроля встроенных сервисных функций внутри самих приёмников обычно присутствуют простые органы управления. У MOBа, показанного на фото выше это отдельная плата, которая опционально устанавливается в корпус. Также, как альтернатива, предлагается использование быстросъёмной платы, устанавливаемой лишь на время настройки в порты на основной плате. На практике это не очень удобно, конечно.

Панель управления позволяет устанавливать значения входного аттенюатора (при увеличении которого выходящий сигнал снижается соответственно коэффициенту усиления), включать или выключать (а так же устанавливать фиксированные значения) АРУ, устанавливать параметры наклона и настраивать ethernet интерфейс.

Челябинский ОП Planar имеет понятный индикатор уровня оптического сигнала, а настройки осуществляются по-простому: крутилкой и сменой вставок, изменяющих характеристики усилительного каскада. В откидывающейся крышке расположен блок питания.



Такие органы управления удобны при оперативной настройке на объекте, но для возможности удалённого мониторинга и управления почти все приёмники имеют порт ethernet. Вебинтерфейс позволяет контролировать и изменять параметры, а для интеграции с системами мониторинга поддерживается опрос по SNMP.


Тут мы видим ту же типичную структурную схему ОП, на которой имеется возможность изменения параметров АРУ и аттенюатора. А вот наклон у этого ОП устанавливается лишь джамперами на плате и имеет три фиксированных положения.


Рядом со схемой отображаются важные для контроля параметры: уровни входящего и выходного сигналов, а так же значения напряжений, получаемых от встроенного блока питания. 99% выходов из строя таких ОП происходят после ухудшения этих напряжений, так что их стоит мониторить для предотвращения аварий.

Под словом Transponder тут имеется ввиду IP интерфейс и эта вкладка содержит настройки адреса, маски и шлюза — ничего интересного.

Это не относится к тематике серии, но я лишь в двух словах расскажу о эфирном приёме ТВ. Почему сейчас? Да просто если рассматривать сеть многоквартирного дома, то именно от источника сигнала в коаксиальной распредсети зависит будет ли сеть кабельной или эфирной.

При отсутствии оптоволокна с сигналом КТВ вместо ОП может быть установлен приёмник эфирного вещания, например Terra MA201:


К вводным портам приёмника подключаются несколько антенн (обычно три), каждая из которых обеспечивает приём своего диапазона частот.


Собственно, с переходом на цифровое телевещание в этом отпадает необходимость, так как цифровые мультиплексы вещаются в одном диапазоне.

Для каждой из антенн можно настроить чувствительность для снижения шума, а так же при необходимости подать дистанционное питание на встроенный в антенну усилитель. Далее сигнал проходит усилительный каскад и суммируется. Возможность регулировки выходного уровня сводится к отключению ступеней каскада, а регулировка наклона не предусмотрена вовсе: получить нужную форму спектра можно регулировками чувствительности каждой антенны в отдельности. А если за таким приёмником лежат километры коаксиального кабеля, то с затуханием в нём борются уже установкой и настройкой усилителей, таких же, как и на кабельной сети.

При желании можно комбинировать источники сигнала: собрать в одну сеть и кабельный, и эфирный, а заодно ещё и спутниковый сигнал. Это делается при помощи мультисвитчей — устройств, позволяющих суммировать и распределять сигналы с разных источников.

Встроенный звук в телевизоре и его возможности. Сравнение с саундбаром

При выборе телевизора в первую очередь смотрят на экран. Производители стараются впечатлить покупателей сверхвысоким разрешением, качеством цветопередачи, умным функционалом и уникальным дизайном. При этом встроенные динамики нужны, чтобы был хоть какой-то звук, пока пользователь не приобретет саундбар или многоканальную аудиосистему. Однако в последние годы стали появляться модели, которые могут похвастаться мощной встроенной аудиосистемой с сабвуфером. По заверению производителей, она даст фору многим саундбарам. Есть ли смысл в таких моделях и стоит ли доплачивать за встроенный звук?

С тех пор, как кино перестало быть немым, звуковое сопровождение картинки на экране воспринимается зрителями как должное. При походе в кино зритель видит огромный экран, но не менее впечатляющего размера колонки спрятаны от окружающих, хотя именно они обеспечивают львиную долю вау-эффекта от просмотра. Музыка, взрывы, стрельба, звуковые эффекты — именно они придают происходящему на экране вес и объем.

Те, кто пытался построить домашний кинотеатр в отдельно взятой комнате, знают, что больше всего вложений и трудозатрат приходится именно на организацию многоканального звука. Купить огромный экран и прикрепить его на стену не так сложно, как сделать акустическую подготовку помещения, подобрать под него динамики и усилитель нужной мощности, согласовать все между собой, чтобы ничего не хрипело, а дом не ходил ходуном от баса при взрывах на экране.

Производители телевизоров, понимая, что покупатели все равно будут подключать внешние аудиоустройства, чаще всего не заморачивались с качественным звучанием своих девайсов. Их можно понять: покупатель требует модели шириной больше окна и толщиной меньше пальца. В такие габариты сложно уместить качественную аудиосистему. Тем более в последние годы организовать хороший звук помогают саундбары — небольшие и не столь дорогие (по сравнению с системами 5.1 и 7.1) устройства, обеспечивающие многоканальный звук в любой квартире без возни со звукоизоляцией.

Однако сегодня ситуация начала меняться. Технологии направленного звука, применяемые в саундбарах, стали появляться в телевизорах. Многие из них даже оснащены сабвуферами и предлагают неплохое звучание прямо из коробки. Так стоит ли покупать саундбар и тем более заморачиваться с организацией системы 5.1, если есть готовые решения? По каким параметрам выбирать телевизоры с хорошим звуком, для каких помещений они подходят, и чего от них ожидать на практике?

Мощность и помещение


Для средней комнаты примерно в 20 квадратов обычно рекомендуют 40-60 Вт звука, чтобы громкость была комфортной. Для большой комнаты или частного дома нужно побольше — около 100-150 Вт. Имеет значение и чувствительность динамиков. Обычно она в районе 85-88 Дб. Если она меньше, к мощности системы нужно прибавить 20-30 Вт, если больше — убавить столько же. Есть и калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать желаемую мощность аудиосистемы.

Нюанс в том, что чувствительность динамиков редко указывается в технических характеристиках саундбаров, и тем более встроенных в ТВ аудиосистем. Второй нюанс — заявленные ватты, как правило, означают лишь то, что на таком уровне мощности система не сгорит и не разлетится на кусочки. В реальности значения, при которых звук будет громким и без искажений, окажутся ниже.

Исходя из этого, можно сделать вывод: чем больше заявленная номинальная мощность у аудиосистемы — тем лучше, поскольку она обеспечивает запас по громкости. Всплески в звуковой дорожке фильмов могут заставить слабую аудиосистему хрипеть и даже преждевременно скончаться.

Даже топовые модели телевизоров с хорошим встроенным звуком предоставляют около 40-60 Вт, максимум — 80 Вт. Тонкий корпус не позволяет их создателям развернуться на полную. Здесь саундбары оказываются в выигрыше, поскольку даже бюджетные модели предлагают около 150-200 Вт без учета сабвуфера, а девайсы из среднего и высокого сегментов могут замахнуться и на 500-1000 Вт. Конечно, не всем нужна такая мощность, если телевизор будет стоять в небольшом помещении. Однако для просторной комнаты и тем более частного дома, выбор будет очевиден.

Алгоритмы кодирования


Со времен DVD и Blu-Ray в звуке для домашних кинотеатров лидируют два формата кодирования аудио — Dolby Digital и DTS-HD в различных ипостасях. Их базовые вариации кодируют 5.1-канальное аудио, а передовые версии DTS:X и Dolby Atmos поддерживают формат 7.1 со звуком сверху и динамиками над головой. В интернете ведутся холивары на тему того, что лучше. С одной стороны, DTX:X кодирует с более высоким битрейтом и, по идее, должен обеспечивать лучшее качество аудио. С другой, Dolby Atmos — более продвинутый формат, который способен обеспечить лучшее качество при менее высоком битрейте.

В итоге все это скорее вопрос вкуса, но есть один нюанс. Atmos получил более широкую поддержку, в том числе, на стриминговых сервисах типа Netflix и Amazon Prime Video, в то время как DTS:X больше подходит для выделенной аудиосистемы. Неудивительно, что и в современных телевизорах Dolby Digital, Dolby Atmos и различные вариации вроде Dolby Digital Plus, Dolby 5.1 Decoder можно встретить чаще, чем DTS:X. Что же касается саундбаров, то в недорогих моделях также чаще можно встретить Dolby Digital и Atmos, а вот более продвинутые поддерживают максимум возможных форматов.

Бас и сабвуфер


АЧХ нескольких моделей ТВ. У LG и Samsung есть сабвуфер (и глубокий бас до 50Гц), у двух других его нет.

Встроенный сабвуфер является необходимым элементом ТВ, если стоит цель получить хороший звук прямо из коробки. Саб расширяет диапазон частот до 30-50Гц и позволяет не только услышать, но и почувствовать всем телом грохот от взрывов и звуковых эффектов в кино. Именно на низкочастотный диапазон приходится значительная часть впечатлений от просмотра художественных произведений. Даже в музыке кинокомпозиторы уделяют басу больше внимания, чем остальным частотам, ведь в области низких частот нет человеческой речи, а значит, есть пространство, чтобы развернуться на полную.

Разумеется, размер встроенного сабвуфера ограничен пространством в корпусе телевизора. Поэтому даже чисто с точки зрения законов физики, саундбары с выделенным сабом выигрывают по этому критерию. Как дополнительный плюс, выделенный сабвуфер можно поставить в наиболее выгодную для качества его звучания точку комнаты. Это позволит улучшить звук и перестать беспокоить соседей грохотом взрывов.

Уникальные функции

Чтобы компенсировать малую мощность своей аудиосистемы, производители современных ТВ предлагают различные уникальные фичи для улучшения звука. Многие из них отсутствуют в аудиосистемах для домашнего кинотеатра и саундбарах от тех же производителей, поэтому функционал и уникальные особенности таких ТВ являются весомым преимуществом.

К примеру, некоторые модели компании Samsung предлагают:

  • Оптимизацию звучания под помещение с помощью звукового сенсора QLED и искусственного интеллекта ТВ.
  • Технологию Object Tracking Sound+, которая позволяет звуку следовать за объектом на экране, реализованную с помощью дополнительных встроенных динамиков.
  • Технологию Q-Symphony, позволяющую работать динамикам ТВ и саундбару от Samsung в синергии: они дополняют друг друга, улучшая качество звучания и эффект объемного звука.
  • Active Voice Amplifier, которая усиливает речь в диалогах, что особенно полезно в шумной комнате с плохой акустикой.

Компания LG не отстает от южнокорейского собрата и предлагает свой набор особенностей. Некоторые из них повторяют фичи конкурентов, некоторые уникальны:

  • Преобразование стереозвука в объемный формат 5.1 при помощи интеллектуального процессора.
  • Оптимизация звучания под ту или иную комнату.
  • Возможность подключить любые Bluetooth-динамики, которые будут работать как сателлиты и добавлять объема в звучание.

Есть свои технологии и у телевизоров Sony, вот некоторые из них:

  • Acoustic Surface Audio, или аудиоэкран: за экраном расположены вибродинамики, заставляющие его вибрировать и самостоятельно излучать звук.
  • Возможность использовать телевизор как центральный канал в акустической системе домашнего кинотеатра.
  • Технология XR Surround, моделирующая объемное звучание без установки дополнительных динамиков.

Есть как похожие, так и уникальные решения и у ТВ других производителей. Все эти фичи позволяют серьезно улучшить звук и сократить негативное влияние сверхтонкого корпуса и маломощных динамиков.

Заключение: ТВ или саундбар?

В сравнении со встроенной аудиосистемой саундбары обладают большей мощностью, что позволяет им озвучить более просторное помещение. Также их можно удобно расположить в комнате, чтобы добиться более четкого звучания. Однако бюджетные модели саундбаров не подарят кардинального улучшения качества по сравнению с акустикой, встроенной в хорошие ТВ, а модели из среднего и высокого сегментов будут стоить, как половина телевизора.

В свою очередь, встроенные в ТВ динамики имеют ограниченную мощность и привязаны к экрану, поэтому по комнате их не расставишь. Однако они все же предлагают неплохой звук прямо из коробки, а благодаря расширенному функционалу и большому количеству уникальных фич, встроенный звук может сравниться с тем, что выдают саундбары бюджетного и среднего сегмента. Таким образом, в этих ценовых категориях плюсы и минусы обоих решений делятся примерно поровну, и конечный выбор остается вопросом личных предпочтений.

Однако если сравнивать качество звука топовых саундбаров и телевизоров, особенно в просторном помещении, то ТВ останется далеко позади. Сравнительно крупные динамики саундбаров верхнего сегмента вкупе с мощным усилителем и отдельным сабвуфером в большом корпусе сделают свое дело.

Favorite

В закладки

Эта хитрая функция улучшит качество изображения на ваших умных ТВ и приставках. Включаем AFR

Производители электроники ежегодно добавляют всевозможные фишки и опции, чтобы продать нам новый гаджет взамен старого, который вполне нормально работает. Мы видим это на примере наших любимых iPhone, iPad и Mac. Менять устройства каждый год нет особого смысла, иногда даже переход через 2-3 поколения не даёт серьёзных преимуществ в повседневном использовании.

Нечто подобное происходит и на рынке телевизоров. В арсенале каждой компании есть с десяток полезных и не очень фишек, которые во всю продвигают маркетологи и навязывают консультанты в магазинах.

Есть одна наиболее важная и полезная опция, наличие которой нужно проверять при покупке телевизора в 2021 году – AFR. Эта фишка гарантирует комфортное воспроизведение видео с любого источника с любыми параметрами картинки.

Включить AFR можно как в самом телевизоре, так и добавить поддержку при помощи подходящей ТВ-приставки. Сейчас расскажем, что это за опция и как проверить её работу.

Зачем нужен AFR


AFR (Auto Frame Rate) – это способность телевизора или приставки автоматически менять частоту выходного сигнала под частоту воспроизводимого контента.

На сегодняшний день существует общепринятый мировой стандарт частоты кадров для киносъёмки – 24 кадра в секунду. Кроме этого есть множество других распространённых стандартов:

► 25 кадров в секунду – частота кадров во время съёмки видео для перевода в европейский стандарт разложения 625/50.

► 26 кадров в секунду – частота съёмки для панорамной системы Синерама (Cinerama).

► 29,97002616 кадров в секунду – используемая в телевизионном стандарте NTSC, частота кадров. Стандарт распространён в странах Северной Америки и части стран Азии.

► 30 кадров в секунду – частота кадров, которая применялась в ранних версиях широкоформатного кинематографа и IMax.

► 48 кадров в секунду – частота кадров, которая используется в современных системах IMAX HD и Maxivision 48.

► 50 кадров в секунду – частота кадров в европейском стандарте телевидения высокой чёткости.

► 59,94 кадров в секунду — точная полукадровая частота телевидения высокой чёткости для стандарта NTSC.

► 60 кадров в секунду – частота киносъёмки для американского стандарта телевидения высокой чёткости.

Добавьте к этому консоли, смартфоны, видео- и экшн-камеры и записанный на компьютере стриминговый контент, который тоже может иметь свою частоту кадров и не совпадать с телевизионной.

Как видите, во всем мире существует множество разных стандартов для производства видеоконтента, каждый из которых имеет свою частоту кадров. При этом количество фреймов из одного стандарта сложно привести к другому стандарту без видимых потерь, артефактов или побочных эффектов.

Что такое judder эффект и как его увидеть

Одной из неприятных особенностей данной ситуации является так называемый judder-эффект. Если картинка в видео выше понравилась, и вы не заметили ничего необычного, то быстрее закройте данную статью и забудьте про Auto Frame Rate навсегда.

Если же за тестовые 20 секунд глаза сильно напряглись и начали уставать – продолжаем изучать тему.

С judder-эффектом сталкивается любой покупатель нового телевизора или Smart-TV бокса. В рекламном ролике или магазине на тестовых стендах транслируются специальные ролики, который сняты с поддерживаемой для каждой модели частотой кадров и разрешением. Все выглядит максимально плавно, эффектно и реалистично.

Но когда счастливый обладатель нового “телека” приносит его домой и начинает воспроизводить свой контент, его ждёт небольшое разочарование.

У поставщика кабельного телевидения или T2 используется одна частота кадров, вещающие в цифровом формате IPTV-каналы имеют другую частоту, контент в стриминговых видеосервисах настроен на третью частоту. Загруженные вами видео могут как совпадать по частоте с любым из перечисленных вариантов, так и иметь свой уникальный показатель.

Если количество кадров в секунду у контента совпадёт с настройками ТВ (или будет кратно параметрам), пользователь увидит чёткую картинку без рывков и размытия. В противном случае будет наблюдаться тот самый judder-эффект.


Большинство современных телевизоров поддерживают работу на частоте 60 Гц или 120 Гц. При этом они без проблем справляются с контентом, который снят с частотой 30 или 60 кадров в секунду. Всё это кратные значения и, например, панель с частотой 120 Гц при воспроизведение ролика с частотой 30 кадров в секунду будет отображать каждый кадр по четыре раза.

Так же гладко пройдёт воспроизведение 24-кадрового ролика на экране с частотой 120 Гц (по пять повторений каждого кадра). А вот на экране с максимальной частотой 60 Гц 24-кадровое видео уже будет выглядеть неидеально.

Вот так это выглядит на графике:



Трансляция 24-кадрового контента на частоте 60 Гц

Получается так называемый эффект “телесин” в соотношении два к трём. Один кадр видео телевизор будет отображать 2/60 доли секунды, а следующий кадр видео будет длиться 3/60 доли секунды и так далее. Глаз человека очень чётко заметит такой эффект дрожания или подтормаживания картинки. Не будет общего ощущения плавности, любой голливудский шедевр превратится в любительское видео с дешёвой камеры.

Всевозможные системы сглаживания (или так называемые “уплавнялки”) сейчас есть в арсенале любого крупного производителя телевизоров и матриц. Умные системы способны добавлять недостающие кадры и делать частоту фреймов кратной частоте выводимого сигнала. Так в нужных местах появится лишний кадр, и указанного выше эффекта наблюдаться не будет.

Наглядное сравнение картинки можете увидеть на тестовом видео ниже. Все кадры в правом ролике воспроизводятся с одинаковой частотой, а слева каждый второй кадр длится заметно дольше. Некоторые увидят разницу только при замедлении видео, а некоторые смогут разглядеть эффект и в динамике.

К сожалению, работает данная фишка не всегда правильно. При просмотре динамических роликов или спортивных трансляций judder-эффект максимально заметен. Так футбольный мяч после удара превращается в комету или дыню, либо автомобиль во время ускорения резко меняет свою форму и становится смазанным. В эти моменты встроенная в телевизор система помогает добавить недостающие кадры и сделать картинку более чёткой.

Эта же система способна испортить просмотр динамических сцен в кино. Когда, по задумке режиссёра, кадр должен иметь эффект размытия или быть смазан, телевизор делает его слишком резким и появляется эффект съёмки на любительскую камеру.

Чтобы полностью избавиться от judder-эффекта, частота выходного сигнала должна быть равна или кратна показателю fps воспроизводимого видео. Только такой способ трансляции позволить избежать видимых искажений и смотреть контент в таком виде, как задумали его создатели.

Что даёт Auto Frame Rate



Параметры Auto Frame Rate с поддержкой смены частоты и разрешения экрана

Именно для этого и нужна фишка под названием “Auto Frame Rate“. Наличие данной опции в телевизоре или приставке будет лучше сотни искусственных “уплавнялок” и “сглаживалок” картинки.

В идеале система должна подстраивать не только частоту кадров, но и разрешение. Так получится смотреть контент без каких-либо искажений. Телевизор при этом не будет делать апскейл картинки, самостоятельно дорисовывая несуществующие пиксели.

Разделяют два вида Auto Frame Rate: системный и программный. В первом случае фишка включается на уровне всей используемой системы (телевизионной ОС или операционки ТВ-бокса), а во втором – только в конкретном приложении-плеере.



Настройка Auto Frame Rate на уровне операционной системы Android TV

Первый случай более удобный, не требует дополнительных настроек и срабатывает сразу же после активации. Просто находим тумблер “Auto Frame Rate” в параметрах своей панели или в настройках Android TV и активируем его. Фишка появилась в Android TV начиная с шестой версии и есть в параметрах многих фирменных ТВ-оболочек.

После активации система будет пытаться распознать количество кадров в любом просматриваемом контенте и автоматически подстраивать частоту экрана под видео. С одной стороны это удобно, но с другой – любая смена видеорежима приводит к пропаданию картинки на 1-3 секунды.

Если просто включить фильм и смотреть его за один раз без перерывов, потерпеть пару секунд на смену режима можно. Другое дело, когда вы будете смотреть телевизионные каналы, IPTV, YouTube или просто трейлеры фильмов в каталоге стримингового сервиса. При переключении на новый канал или при начале воспроизведения любого ролика картинка на экране будет пропадать на несколько секунд. Подобный эффект возможен даже при перемотке видео.



Включение Auto Frame Rate в популярном плеере Vimu на Android TV

Программный способ требует настройки, но имеет неоспоримые преимущества. Можно включить Auto Frame Rate только в нужных приложениях. Есть возможность задать отсрочку его включения, например, установить 5-секундную задержку, которой хватит для пауз при переключении каналов или перемотке видео. Когда окончательно выберите контент для просмотра, приложение активирует Auto Frame Rate и сменит частоту экрана.

Многие сторонние приложения-плееры имеют умные алгоритмы активации AFR и не требуют от пользователя никаких ручных манипуляций. Утилиты вроде KODI, Smart Youtube, Perfect Player, Vimu, Amazon Video, TiviMate и другие уже имеют встроенный Auto Frame Rate.

Как проверить правильную работу Auto Frame Rate


Во-первых, фишку должен поддерживать телевизор или подключенный TV-бокс. В случае с приставкой телевизор должен уметь менять частоту вывода и разрешение по HDMI. Так умеет большинство современных ТВ-панелей, но проверить спецификацию все-таки стоит.

Во-вторых, телевизор должен поддерживать все распространённые частоты FPS. Чаще всего для комфортного воспроизведения фильмов требуется поддержка 24 кадров в секунду.

В-третьих, работе Auto Frame Rate не должны мешать встроенные системы повышения чёткости изображения.

Возможны ситуации, когда заявленная поддержка AFR со стороны производителя ТВ просто не работает из-за конфликта с другими фишками либо когда опция поддерживается на приставке, но неверно воспринимается телевизором и не даёт нужного эффекта.


Если все указанные выше условия соблюдены, можно проверить правильность работы AFR в вашем конкретном случае.

1. Настройте правильное разрешение. Перейдите в параметры телевизора или используемой приставки и установите правильное разрешение для используемой матрицы. Если телевизор поддерживает разрешение 4K – устанавливайте его, не нужно ставить 1080p по умолчанию на такой панели. И наоборот – не завышайте разрешение воспроизводящего устройства, если его не поддерживает матрица.

Не всегда AFR поддерживает смену разрешения и неверно установленный параметр не позволить получить максимальное качество картинки.

2. Верно выберите подходящую частоту. Здесь все зависит от наиболее предпочитаемого вида контента. Например, при регулярном просмотре IPTV следует установить частоту кадров на значение 50. В этом случае AFR не будет менять параметры экрана в большинстве сценариев использования.

Можете воспользоваться параметрами контента, которые указаны в первом разделе статьи или узнать рекомендуемую частоту кадров у поставщика своего контента.


3. Включите фишку Auto Frame Rate. Она может иметь различные названия в зависимости от используемой операционной системы или оболочки. Например, на многих распространённых моделях TV-боксов с Android TV фишка называется HDMI self-adaption и находится в разделе Playback Settings.

4. Установите подходящий режим работы фишки (если в настройках предусмотрена такая опция). Обычно производители предлагают два режима: частичный (part mode) с переключениям режима только при указанных частотах контента или полный (total mode) с переключением на любую частоту воспроизводимого контента.

5. Скачайте тестовый ролик на приставку. И включите его воспроизведение на устройстве.

Видео будет выглядеть как на примере выше.

6. Используйте любое стороннее приложение-камеру для iOS или цифровую камеру в ручном режиме.

7. Установите выдержку на отметку 1 секунда и сделайте фото телевизора.


Если Auto Frame Rate включён и работает правильно, увидите на снимке равномерно окрашенную серую доску. Это значит, что панель за секунду отображает кадры с подсветкой каждого из квадратов.

Если Auto Frame Rate не включился или конфликтует с какой-то другой фишкой телевизора, то вы увидите изображение-шахматку. Оно свидетельствует о том, что за секунду панель не успевает отобразить все нужные кадры. Так можно самостоятельно убедиться в работе фишки на ваших устройствах.

Теперь вы знаете, за какой фишкой гнаться при выборе современного телевизора в 2021 году.

Favorite

В закладки

Расширение стандарта HDMI, названное ARC (Audio Return Channel), в строгом соответствии со своим названием позволяет транслировать звуковое сопровождение в обратном направлении – от телевизора на AV-ресивер или саундбар. Зачем вдруг это может понадобиться, как этим пользоваться и чем отличается ARC от eARC мы расскажем в этой статье.

HDMI ARC и eARC — зачем их разработали и стоит ли гнаться за возвратным каналом в ресиверах и ТВ?

HDMI ARC и eARC — зачем их разработали и стоит ли гнаться за возвратным каналом в ресиверах и ТВ?

Телевизор как эпицентр домашней развлекательной системы

Классическая структура системы домашнего кинотеатра включает источник контента, которым может быть проигрыватель дисков Blu-ray, UltraHD Blu-ray или DVD, сетевой мультимедийный плеер или игровая консоль, многоканальный процессор с усилителями мощности или ресивер и устройство отображения – телевизор или проектор. При этом, в большинстве случаев сигнал в такой системе следует в одном направлении – от источника видеоряд и звуковая дорожка передаются на процессор или ресивер, в котором данные, относящиеся к аудио, отделяются и поступают на декодирование, а видео либо сквозным образом транслируются на телевизор или проектор, либо предварительно обрабатываются видеопроцессором ресивера. И, на первый взгляд, никакого реверса здесь не требуется. Но это только на самый первый взгляд.

HDMI ARC и eARC — зачем их разработали и стоит ли гнаться за возвратным каналом в ресиверах и ТВ?

Прежде всего вспомним, что телевизор всегда был не только устройством отображения, но и источником контента. На борту любого телевизора присутствуют различные тюнеры (аналоговые и цифровые) для приема телепрограмм – именно это отличает телевизор от монитора. Кроме того, современные телевизоры практически все способны подключаться с домашней компьютерной сети и оснащаются встроенными мультимедийными проигрывателями. Ну и, наконец, многие модели используют различные платформы Smart TV, предлагающие широчайший спектр самого разнообразного контента. И, несмотря на то, что внешние мультимедийные плееры зачастую обеспечивают картинку более высокого качества, а их функционал часто бывает богаче встроенных в телевизоры решений, основная масса пользователей вполне удовлетворены интегрированными в телевизор возможностями и выбирают именно этот вариант за удобство.

HDMI ARC и eARC — зачем их разработали и стоит ли гнаться за возвратным каналом в ресиверах и ТВ?

Но если телевизор стал источником контента, то стройная схема коммутации, описанная выше, требует адаптации под новые вводные. То есть, если вас удовлетворяет звучание динамиков, встроенных в телевизор, то никаких проблем нет. Правда, зачем тогда городить вокруг него продвинутую многоканальную аудиосистему или ставить саундбар – очевидно, что так поступают в случае, если хотят радикально улучшить качество звучания телевизора. А значит появляется необходимость передавать аудио от телевизора на процессор, ресивер или саундбар. До появления расширения ARC стандарта HDMI для решения этой задачи использовали цифровой оптический интерфейс Toslink. Все телевизоры в обязательном порядке имели цифровой выход Toslink, который подключался к соответствующему входу AV-процессора, ресивера или саундбара. Кстати, несмотря на массовое распространение HDMI ARC, до сих пор для обеспечения совместимости со старой техникой наличие выходных оптических портов обязательно для любого телевизора.

HDMI ARC и eARC — зачем их разработали и стоит ли гнаться за возвратным каналом в ресиверах и ТВ?

HDMI ARC – на все случаи жизни

HDMI ARC и eARC — зачем их разработали и стоит ли гнаться за возвратным каналом в ресиверах и ТВ?

В спецификации ARC для обратной трансляции аудиопотока выделена полоса 1 Мбит/сек., что позволяет передавать пяти- и семиканальное аудио в стандартах Dolby Digital и DTS, а также стерео в несжатом формате PCM. Главным недостатком ARC считается фактическая необязательность его реализации в полном объеме. То есть, в какой степени декларируемый в стандарте функционал будет реализован в конкретном устройстве определяет производитель. В результате конкретная модель телевизора может передавать по обратному каналу, например, только сигнал Dolby Digital или только PCM.

HDMI ARC и eARC — зачем их разработали и стоит ли гнаться за возвратным каналом в ресиверах и ТВ?

HDMI eARC – светлое будущее коммутации

А что же завтра? Современной версией обратного аудиоканала стал eARC (Enhanced Audio Return Channel), который включен как неотъемлемая часть в стандарт HDMI 2.1. Главным новшеством расширенного обратного аудиоканала стала существенно более широкая полоса пропускания – скорость передачи аудиопотока для eARC составляет уже 38 Мбит/сек., что позволяет транслировать восемь каналов несжатого аудио с параметрами 24 бит/192 кГц. То есть, обратный канал eARC способен передавать саундтреки в новейших форматах Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio, Dolby Atmos и DTS:X, а также многоканальное аудио LPCM с параметрами 24 бит/192 кГц, в котором часто записан саундтрек на дисках Blu-ray и UltraHD Blu-ray с концертными программами. Плюс в стандарт HDMI, наряду с eARC, наконец интегрируется протокол CEC, позволяющий использовать один пульт ДУ для управления несколькими компонентами системы. К примеру, с помощью пульта телевизора регулировать громкость саундбара.

HDMI ARC и eARC — зачем их разработали и стоит ли гнаться за возвратным каналом в ресиверах и ТВ?

Расширение ARC стандарта HDMI стало логичным развитием функционала интерфейса, необходимым для сохранения реноме универсального стандарта коммутации компонентов развлекательных систем. И его усовершенствованная версия eARC работает на решение той же задачи, поддерживая актуальность HDMI на новом витке технического прогресса.

Читайте также: