Телевизор как средство массовой информации

Обновлено: 18.05.2024

• Специфика ТВ как средства создания,
передачи и восприятия информации:
1. способность проникать в любую точку
пространства;
2. экранность:
• передача информации посредством движущегося
изображения, сопровождаемого звуком;
• обеспечивает непосредственно-чувственное
восприятие телевизионных образов.

4. Телевидение в системе СМИ

5. Телевидение в системе СМИ

• Функции ТВ как СМИ:
1. информационная:
ТВ способно распространять информацию полнее,
быстрее (?), достовернее (?) и эмоционально более
насыщенно, чем другие СМИ.
2. культурно-просветительская ;
3. интегративная:
развитие сопричастности каждого ко всем.

6. Телевидение в системе СМИ

4. Управленческая (социальнопедагогическая):
прямая вовлеченность в ту или иную систему
воздействия на население, на пропаганду
определенного образа жизни с соответствующим
набором политических, моральных и духовных
ценностей.
5. организаторская:
когда ТВ становится инициатором той или иной
общественной акции.

7. Телевидение в системе СМИ

6. образовательная:
трансляция учебных циклов в помощь людям,
получающим то или иное образование.
7. рекреативная:
отдых, расслабление, восстановление сил

8. Телевидение в системе СМИ

Типология телевидения
• По способу трансляции:
- Эфирное (аналоговое и цифровое);
- Неэфирное (кабельное; спутниковое; IP
ТВ и видео по запросу; мобильное ТВ)
Сегментация неэфирного ТВ (развлекательные,
познавательные, информационные, спортивные,
детские телеканалы, телемагазины).

9. Телевидение в системе СМИ

• По типу деятельности:
- вещательные структуры ("Первый
канал"); как правило, они универсальны:
в том числе заняты производством
программ;
- программопроизводящие ("Вид");
- дистрибьюторские.

10. Телевидение в системе СМИ

11. Телевидение в системе СМИ

• По специализации программ:
- общие (универсальные);
- специализированные.
• По форме собственности:
- государственные;
- негосударственные.

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.

Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.

Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной), невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.

Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе СМК. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире: информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-педагогическая, организаторская, образовательная, рекреативная.

Являясь средством трансляции в пространстве аудиовизуальной информации, телевидение бифункционально - оно есть средство СМИ, средство тиражирования произведений других искусств, и в то же время обладает собственным эстетическим потенциалом, своей художественной спецификой. Смежное с ним кино, отметим, отличается по исходным же формальным признакам тем, что оно транслирует аудиовизуальную информацию не только в пространстве, но и во времени (на TV с появлением записи это тоже возможно, данное свойство здесь все же).

Телевидение, как и кинематограф, как светомузыка, относится к экранным искусствам (или, учитывая, что оно является аудиовизуальным, к искусствам "экранного синтеза", в отличие от искусств "сценического синтеза" прежних времен - драматического и музыкального театра). (ТВ и лит-ра, ТВ и музыка, ТВ и театр)

В телевидении сохраняется, идущая со времен синкретизма, от сценического искусства непосредственность общения со зрителем и как неизбежное следствие, как необходимая принадлежность этого контакта, пусть и на расстоянии, обязательная исходная слухозрительная слиянность. Этим оно отличается от другого изобразительного, слухозрительного, экранного искусства - кино, которое является искусством "вынужденного" и вместе с тем преднамеренного синтеза зримого и слышимого. Будучи в равной мере изобразительными, аудиовизуальными искусствами, кино и телевидение неизбежно расходятся в характере своего функционирования, технологического бытования и, в итоге, своей художественной образности, в характере своего языка.Сложившаяся к сегодняшнему дню широкая практика использования на ТВ специальных (светомузыкальных) эффектов, пусть порою и в прикладной форме, воспитывает и зрителя, и художника.

)Телевидение и проблема социальной интеграции.

Телевидение представляет собой важный источник информации об окружающем мире. Основной функцией телевизионной коммуникации является информационная, благодаря которой телевидение осуществляет процесс социальной интеграции индивидов.

Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.

образовательная – трансляция учебных циклов, видеоуроков, программы для изучения языка, для детей, для поступающих в вузы.

Существуют платные университеты, высылающие зрителям тексты телелекций и выдающие дипломы после сдачи экзаменов. Телевидение способно помогать обучающимся в обычных школах и вузах, устраняя противоречие между все более массовым характером образования и дефицитом талантливых педагогов-ученых. Безусловно, хороший преподаватель, показанный на экране, лучше плохого в аудитории. Для обучения на дому, как и для приобщения к социуму, весьма перспективна двусторонняя телесвязь по кабелю. Но и накопленный в нашей стране многолетний опыт телевизионной подготовки поступающих в вузы показал, что телекурсы эффективнее обычных подготовительных занятий.

Культурно-просветительская.Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Итак, к культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых – систематическое образование. Однако разница между культурно-просветительской и образовательной функциями телевидения такая же, как между клубом и школой.

Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм.

В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

Телевидение в этих проектах не упоминается даже в связи с проблемой единого информационного пространства.

Вместе с тем, всемирная встреча вещателей, проходившая параллельно саммиту по вопросам информационного общества, отметила жизненно важную роль электронных СМИ в этом обществе, связывая её с незаменимым уровнем присутствия традиционного телевидения и радио во многих странах фактически в каждом доме, с наиболее эффективным способом получения высококачественной информации. Российские вещатели своей позиции по этому поводу до настоящего времени не сформулировали. Особенности развития телевидения в информационном обществе представлены рядом бинарных оппозиций: традиционное телевидение и новые электронные СМИ, телевидение и информационно- коммуникационные среды Интернета и мобильного ТВ, обеспечение свободы доступа к информации, имеющей общественное значение и проблемы ограничения доступа к ней, свобода выражения мнений и невозможность воспользоваться ею. Этот ряд может быть продолжен.

Таким образом, как в обществе в целом, так и непосредственно в сфере электронных СМИ и массовых коммуникаций возникает ряд проблем, связанных с необходимостью институциональных перемен, к числу которых, по нашему мнению, относятся совершенствование законодательства, создание и реализация информационной политики, модернизация телевизионной системы России в условиях формирования информационного общества, как предпосылки гражданского общества.

Аудитория становится активным социальным началом многосторонней телевизионной коммуникации, приобретает черты одного из функциональных элементов политического управления. В конечном счёте это означает возвращение на новой - технологической - основе к демократическим институтам прямого народного управления. Конструирование собственных медиа на той же основе, возможностей управления контентом, также ведёт к упрочению гражданской самодостаточности, политического сознания, уверенного в том, что оно способно конструировать, корректировать, т.е. влиять на окружающую среду. Переход пассивного зрителя в положение активного участника коммуникационного процесса ставит государство и общество перед необходимостью разработки новых форм организации и управления вещательными системами, поскольку перспективы цифрового вещания открывают новые проблемы создания, функционирования социально ориентированных вещателей.

Рассматривая социально - политические аспекты развития социально ответственного телевидения мы придем к выводу о необходимости выполнения телеканалами, независимо от их принадлежности к тому или иному типу, функций общественного вещания, как это определяет Европейская конвенция о трансграничном телевидении. Ставшую одной из основных проблем в связи с переходом на цифровые стандарты вещания проблему состава и статуса пакетов программ предлагается решать с учётом выполнения телеканалами именно этих функций и принципов: универсальности, многообразия, ответственности и независимости.

В условиях развития российского общества на современном этапе предложение функции общественного вещателя, которую обязаны выполнять все телеканалы, независимо от принадлежности к тому или иному типу, представляется трудно выполнимым.

Читайте также: