Установка потолочной акустики домашнего кинотеатра

Обновлено: 16.05.2024

Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.

Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег :-)

В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов.

Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.

Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:

Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.

Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:


В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.

На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.

На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.

В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.


Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:


Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.


Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:


Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.

Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:


Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.


Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:





При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему).

При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).

А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.



Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?

— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).

На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.


А как вешать дипольные тыловые АС?

— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.

Имеет ли смысл строить 7.1-систему в небольшой комнате площадью 10-15 м²?

— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.

Насколько можно отступать от референсной схемы?

— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.

Продолжаем постигать премудрости домашнего кинотеатра. В этот раз разбираем правила расстановки акустических систем в комнате. Комнаты бывают разные, поэтому постараемся учесть наиболее распространенные случаи.

Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что в каждой части статьи мы делаем упор на важность выполнения того или иного этапа работ по созданию домашнего кинотеатра. В действительности все этапы важны, и влияние каждого сложно переоценить. Ненадлежащее выполнение требований какой-либо стадии построения ДК может обернуться существенным ухудшением качественных показателей работы системы, главный из которых – эмоциональный эффект.

Как и подбор аппаратуры и подготовка помещения, столь же важной процедурой является правильная расстановка акустических систем и зрительских мест в комнате. Главная задача – соблюдать те условия инсталляции, на которые рассчитаны современное оборудование и колонки. Ведь только в этом случае домашний кинотеатр одарит вас полноценным окружающим звучанием – захватывающим и объёмным.

Несмотря на всё многообразие систем окружающего звука, массовое распространение получили две: 5.1 и 7.1. Первая цифра обозначает количество основных акустических систем, а цифра после точки – количество каналов сабвуфера. На всех современных фонограммах низкочастотный канал один, так как человек не локализует на слух источник звука, воспроизводящий частоты ниже 100 Гц, – разделение НЧ-канала на несколько независимых попросту не имеет смысла. Хотя самих сабвуферов, играющих одну и ту же партию, может быть два и более, в зависимости от объёма/конфигурации помещения и характеристик самих сабвуферов.

Вариант идеального расположения громкоговорителей по схеме 5.1 приведён на рисунке ниже. Все АС находятся на равном удалении от места прослушивания, выстроившись по линии виртуальной окружности, в центре которой слушатели.

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1

Аналогично и для 7.1. Только колонок окружающего звучания будет не две, а четыре: так называемые боковые (side surround) и тыловые (rear surround).

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1

Идеальная реализация подобных схем на примере реальных инсталляций будет выглядеть следующим образом:

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1

Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух

Тип и размещение тыловых АС

Одно из основополагающих правил выбора акустики – однородность. Подразумевается, что все основные колонки многоканальной системы (сабвуфера это не касается) должны принадлежать к одной серии одного производителя. Тем не менее условия инсталляции часто вносят свои коррективы. Бывает, что отсутствует возможность поставить зрительские места (кресла или диван) на расстоянии хотя бы одного метра от задней стены. И если сложилась именно такая ситуация (что нежелательно), единственный способ обеспечить более-менее корректное окружающее звучание – использование настенных АС с корпусами малой глубины. Они должны быть смонтированы на высоте примерно 2 метра от пола и по возможности ориентированы немного в сторону зрителей. Далее производится коррекция настройками ресивера. Также высокое расположение тыловых настенных АС имеет смысл применять при необходимости озвучить зрительские места в несколько рядов. Наглядные примеры того, как реализуется подобная схема, вы можете увидеть в любом современном коммерческом кинотеатре. Если же мест 2-3 и они установлены в один ряд, то для озвучивания тыловых каналов прекрасно подойдут более доступные и обладающие более полновесным звучанием корпусные колонки полочного типа на высоких подставках или на настенных кронштейнах. Они должны располагаться чуть выше голов зрителей, на расстоянии минимум 1,5 м (лучше – дальше) от них.

Выбрать 5.1 или 7.1?

soundsystems.jpg

Размер, глубина, чувствительность, структура покрытия и частотная характеристика, помогают нам определить примерный звуковой состав потолочных акустических систем. Итак, как определить, какие именно динамики подходят для конкретного помещения? Три простых совета, которые следует учитывать при разработке потолочной акустики 70-100В.

1. Помещение и интерьер

Strathcona-4.jpg

2. Математика и расчёты

Например, если у вас есть усилитель мощностью 100 Вт и вам нужно выяснить, сколько мощности требуется на каждый громкоговоритель, можно ошибочно разделить мощность на количество громкоговорителей. Мало того, что такие расчеты игнорируют необходимый уровень, но ещё обычно приводят к подавлению громкоговорителей. Если для пространства достаточно 7,5 Вт на один громкоговоритель, то не используйте их при 15 Вт только потому, что усилитель имеет доступную мощность.

BI+Training+room.jpg

3. Не упускайте детали

Этот совет является всего лишь ориентиром в целом, но при проектировании акустических систем это играет важную роль. Вы можете подумать, что небольшой конференц-зал представляет собой простой дизайн, и выберете самые дешевые динамики, разместите четыре в потолке, якобы равномерно распределив. Но если вы не провели надлежащего моделирования и расчёта, даже эта простая система может потерпеть неудачу.

При установке потолочного громкоговорителя важно удостовериться, что всевозможные детали учтены. Это включает в себя цвет, глубину потолка, заднюю стенку динамика, а также безопасное расстояние расположения. Избегайте ситуаций, когда уже при установке потолочных громкоговорителей выясняется, что в конструкции недостаточно высоты над потолком. В этих случаях вам, возможно, придется рассмотреть неглубокий динамик, но даже мелкие динамики могут быть недостаточно мелкие. Это может показаться мелочью, которая является здравым смыслом, но удивительно, как часто они упускаются из виду, что в конечном итоге вызывает множество проблем.

6.jpg

Обратитесь к профессиональным инженерам по аудиовизуальному оборудованию, AV-интеграторам или производителям оборудования для точного расчета, проектирования и моделирования потолочных акустических систем. Это позволит вам, в результате всех работ, получить качественное озвучивание помещения.

Потолочная акустика – это современные компоненты аудиосистем, воспроизводящие звук, которые рассчитанны на скрытый монтаж в конструкции потолка, позволяющие организовать эффективное озвучивание помещений (подзвучку), при этом оставаясь незаметными, не занимая полезного пространства.

Потолочная акустическая система

Довольно давно потолочные колонки используются в озвучивании торговых залов магазинов и офисных помещений, что как принято считать повышает продажи и способствует увеличению производительности труда.

Фоновая музыка сопровождает нас в бутиках, продуктовых магазинах и даже на паркинге, где мы оставили свой автомобиль. Чаще всего в таких случаях применена именно потолочная акустика, встроенная в подвесные потолки, будь то потолки из гипсокартона, "армстронг" или другие.

Потолочная акустика в магазине или офисе

Применение потолочной акустики в жилых квартирах или домах до недавнего времени не было популярным решением. И этому есть ряд причин, главной из которой скорее всего является то, что заменить привычные всем акустические системы – hi-fi колонки, они не смогут.

Все дело в том, что человек достаточно точно, даже с закрытыми глазами, может определять положение в пространстве источника звука, это относится к большей части слышимого звукового диапазона – высоким и средним частотам.

Колонки в потолке

Но всегда ли нам нужно безупречное качество звучания, точное позиционирование, идеальная АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) и прочие характеристики? Часто мы просто хотим, чтоб нас сопровождала любимая музыка с плеера, чтобы интересная радиопередача не прерывалась в случае перехода из комнаты в комнату, а кто-то любит петь принимая душ или моя посуду на кухне. Все эти удовольствия сможет обеспечить встраиваемая потолочная акустика, незаметная в интерьере, но максимально эффективная в деле озвучивания помещений.

Система мультирум (Multiroom)

Такие новшества открывают нам по-настоящему безграничные возможности по использованию встраиваемых акустических система в квартирах. Скажу больше, опираясь на свою практику, в настоящее время мои клиенты довольно часто устаналвивают встраиваемую потолочную акустику в квартирах и домах во время ремонта, особенно в гардеробных комнатах, ванных, кухнях, столовых и многих других помещениях.

Кроме того, косвенно о большом потенциале использования потолочной акустики свидетельствует тот факт, что производством таких компонентов медиа-систем занимаются такие заслуженные гранды рынка аудио аппаратуры как: B&W, Klipsch, Bose, Focal-JMlab, Jamo и др. Установив у себя в квартире потолочную акустику этих производителей, вы можете быть уверены, что вас будет окружать качественный и приятный звук, конечно лишь при условии, что и остальной музыкальный тракт будет соответствующий.

Основные виды потолочной акустики

Встраиваемая потолочная акустика бывает - открытого типа - безкорпусная , так и закрытого-корпусная . В первом случае, динамик открыт с обеих сторон и расчитан при воспроизведении музыки на использование всего объема потолочного пространства, акустическим оформлением выступает сам потолок. Во втором, динамики и кроссоверы установлены в корпусе с определенным, специально рассчитанным объемом.

Потолочная акустика открытого типа и корпусная

Кроме тоого, встраиваемые АС (акустические системы) делятся на:

- широкополосные (Одна динамическая головка - динамик, воспроизводит весь спектр звуковых частот)

- коаксиальные (Состоит из кроссовера и нескольких динамиков, каждый из которых воспроизводит только определенные частоты, при этом обычно ВЧ-головка расположена на одной оси с СЧ/НЧ-динамиком)

- двух- и более полосные , (Как и коаксиальные состоит из кроссовера и нескольких динамических головок, только располагающихся отдельно друг от друга)

Основные виды встраиваемой потолочной акустики

Выбор того или иного устройства встраиваемой потолочной акустики зависит от многих факторов, чаще всего, для основных задач решаемых такими системами выбирают коаксиальные, а более требовательные ценители звука берут - двух-, трех- и более полосные колонки.

Благодаря продуманной системе монтажа, установить потолочную акустику несложно. С учетом того, что довольно часто в квартирах при ремонте делаются именно подвесные или натяжные потолки, использование встраиваемых потолочных колонок становится единственной возможностью грамотно вписать в интерьер компоненты аудиосистем. Они не бросаются в глаза, вы не будете запинаться об них, на них не будет скапливаться пыль, вы сможете установить их там, где обычные АС поставить было бы невозможно - в проходе, узком коридоре, детской комнате и т.д.

Как можно легко самому установить встраиваемую потолочную акустику, на примере акустической системы B&W, я подробно расскажу и покажу в следующей статье .

Если у вас остались вопросы о применение в условиях квартиры потолочных АС, оставляйте их здесь, обязательно всем отвечу!


В первых двух частях статьи речь шла о нюансах размещения недорогой активной акустики 2.0 и 2.1 соответственно. Заключительный материал посвящен, как не трудно догадаться, вопросам установки мультимедийных систем 5.1 в различных условиях.


Оборудуем рабочее место

Размещение сателлитов на столешнице – это худший вариант сразу по нескольким причинам. Во-первых, негативно влиять на звук будут отражения и резонансы, вызванные близостью к поверхности стола. Эквалайзером это практически не лечится.


Во-вторых – центральный спикер окажется очень близко от слушателя, и ориентирован будет в область груди. Кроме того, он попросту будет мешать. Оптимальное расположение сателлитов фронтальной группы – над монитором, в горизонтальную линию. Позиционирование обеспечивается за счет большой полки, настенных кронштейнов или встроенных монтажных креплений АС, если таковые имеются.


Теперь про сабвуфер: обычно оптимальным является его расположение под столом или возле него. Заранее назвать лучшую точку сложно, найти ее поможет только эксперимент: включите кино или музыку, понемногу двигайте сабвуфер и слушайте – сидя на стуле в зоне прослушивания, а не на корточках возле басовика, разумеется. Цель – найти место размещения басовика, откуда его бас получаться наиболее точным и чистым.



Озвучиваем комнату


На чем слушать?

Один из вариантов недорогого решения проблемы получения полноценного многоканального звука – набор Jetbalance JB-614 (средняя цена 4800 руб.). В комплект поставки входит сабвуфер со встроенными усилителями всех каналов, пять пассивных сателлитов, пульт и инструкция.



На задней панели можно найти пружинные клеммы для подключения сателлитов и два аналоговых входа (5.1 и 2.0). Сетевой кабель и проводок, выполняющий функцию антенны, впаяны в сабвуфер.


Фронтальные и тыловые сателлиты имеют одинаковые корпуса (20,2 x 12 х 11,4 см) из древесной плиты с глянцевой полимерной накладкой. Грили съемные. Различия спикеров в том, что тыловые – однополосные (не оборудованы твитерами), а их провода имеют длину около 7 метров. Этого достаточно почти для любой ситуации, а если нет, то можно нарастить аналогичными по сечению кабелями. В роли основного излучателя в обеих парах колонок выступает динамик с бумажным диффузором 5,5 см. На задней панели каждого сателлита имеется проушина для крепления к стене. Причем, близость к ней разработчиками учтена: корпуса всех АС имеют закрытое акустическое оформление.



Слушаем



Читайте также: