Жмурки когда смотреть по телевизору

Обновлено: 02.05.2024

Балабанов на съемочной площадке // фото: Global Look Press

Хронометраж: 105 мин.

Авторы сценария: Стас Мохначев, Алексей Балабанов.

Режиссер: Алексей Балабанов.

Сборы в прокате: 4.180.000 долларов.

На съемках было потрачено 50 литров искусственной крови и томатного сока.

Труп чихнул – Михалков рассмеялся

Проклятие фильма "Груз 200"? Что случилось со звездами ленты Балабанова

Для съемок режиссер выбрал Нижний Новгород, где когда-то учился в педагогическом институте. Жители города были удивлены, когда в один из осенних дней 2004 года на улицах зазвучали выстрелы, да еще убрали все автомобили, которые были моложе 1995 года. Пронесся слух, что налоговая полиция устроила облаву. Некоторые нижегородцы с интересом принимали участие в съемках.

– Этот эпизод снимали в Ковалихинских банях, – вспоминает актер Виктор Устинов, который сыграл одного из трупов. – Съемки длились два дня. За каждый актерам платили 1500 рублей. Нас раздели догола и густо намазали серо-синей краской. Некоторым актерам для большей колоритности намалевали шрамы и рваные пулевые раны. Я никогда не видел, чтобы нарисованный шрам выглядел так реалистично. У одной девушки, которая лежала на соседней лавке, был именно такой. Просто мурашки по коже бегали, стоило к ней приблизиться. Черный запекшийся кровавый разрыв, казалось, вот-вот выпустит наружу внутренности.

– Это была хохма, это был компот, это был такой зрелищный морс, – вспоминает Виктор Сухоруков, сыгравший Легавого. – Балабанов собрал даже не букет, даже не пещеру самоцветов, это даже не оружейная палата. Что ни лицо, то радость, что ни фамилия, то талант! Что ни фигура, то чрезвычайный интерес.

Каждого актера загримировали так, что и не узнаешь. Но они соглашались на эти эксперименты с удовольствием. Только Алексей Панин поначалу не хотел вставлять большую челюсть, считал, что она его уродует. Однако режиссер настаивал, пришлось подчиниться. Кстати, Панина Балабанов потом переозвучил, за него в фильме говорит питерский актер Юрий Гальцев. А сам Алексей озвучил студента-медика Лёшика (Сергей Глазунов).

– Была такая художник-гример Наталья Крымская. Ох, садистка! Но она – художник! Она вечно выкручивала уши, выдавливала глаза, растягивала рот. Ей нужно обязательно что-нибудь такое сотворить, чтобы обратили внимание на ее творчество, – смеется Сухоруков.

Сцену, где герой Никиты Михалкова сжигает архитектора (Андрей Панин), позаимствовали из реальной жизни. Как гласит история, в марте 1995 года архитектор Алексей Галанин руководил бригадой рабочих, которые занимались ремонтом квартиры в доме известного криминального авторитета Сергея Мамсурова (Мансура). Тот, будучи в агрессивном наркотическом угаре, недовольный выполненным ремонтом, выстрелом убил Алексея. Желая избавиться от следов, бандит расчленил и сжег тело в собственном камине. Сам Мамсуров вскоре был убит.

Горы трупов, бандиты-отморозки, море крови. Кажется, что в фильме нет ни одного положительного героя. Однако.

– Есть один: это крокодильчик. Помните сцену в магазине, где ему кидают мышку, а он ее не съел, – смеется продюсер фильма Сергей Сельянов.

– Во-первых, Балабанова я считаю высококлассным профессионалом. Во-вторых, мне показалось, что в этой конкретной картине он очень во многом пытается подняться над самим собой. Это такой стёб над стёбом, – высказывался об этой работе Никита Михалков. – Я знаю, что по идее мой персонаж должен быть смешным. И я был бы очень рад, чтобы он был больше смешным, чем страшным.

– А почему встреча в зоопарке? – Чтобы тебя никто не узнал!

– Куда Россия катится, когда такие уроды, как ты, с мигалками ездят?!

– Ну вот и усё… Карачун тебе, Церетели!

– Ты, мусор, должен гражданский покой охранять, а ты визжишь как свинья.

– Почему всегда, когда я кушаю, ты говоришь про дерьмо?


Совершенно неожиданно получилось посмотреть новый фильм Жмурки. Он ">

Совершенно неожиданно получилось посмотреть новый фильм Жмурки. Он уже давно стоял в waiting list, однако последнее время я не смотрю телевизор и всё, что с ним связано. Но вчера окружение настояло на просмотре чего-то игрового, и я выбрал именно этот фильм. Выбрал, потому что слышал, что он - последнее, на сегодняшний день творение хорошего режиссера А. Балабанова, который навсегда вписал своё имя в историю российского кинематографа Братом.

Так вот, эти Жмурки - фильм очень неоднозначный. Причем настолько, что даже и не можешь сразу сообразить, как его понимать. Поэтому, начну этот обзор не совсем типично, то есть - сразу с оценки. А она, несмотря ни на что - высока. Но с др.


Совершенно неожиданно получилось посмотреть новый фильм Жмурки. Он уже давно стоял в waiting list, однако последнее время я не смотрю телевизор и всё, что с ним связано. Но вчера окружение настояло на просмотре чего-то игрового, и я выбрал именно этот фильм. Выбрал, потому что слышал, что он - последнее, на сегодняшний день творение хорошего режиссера А. Балабанова, который навсегда вписал своё имя в историю российского кинематографа Братом.
Так вот, эти Жмурки - фильм очень неоднозначный. Причем настолько, что даже и не можешь сразу сообразить, как его понимать. Поэтому, начну этот обзор не совсем типично, то есть - сразу с оценки. А она, несмотря ни на что - высока. Но с другой стороны, такое признание сложилось у меня только спустя сутки после просмотра. Удивительно, но во время просмотра и сразу после него, моё мнение было диаметрально противоположным и я никак не мог дождаться, когда же это всё кончится. А последние 15 минут фильма вообще пускал перемотку, при полной солидарности второй зрительницы.
И вот - пожалуйста, сейчас, когда я пишу эту заметку, я утверждаю, что Жмурки - великолепный фильм, каких давно уже у нас не снимали. А может, и никогда не снимали. Всё дело в том, что кино это - чистейший гротеск, иными словами - карикатура. Но и карикатуры бывают разными. Бывают смешные, а бывают и жестокие. Фантастические и реалистические. В этом же кино всё очень перемешано, поставлено с ног на голову. Пародийность некоторых эпизодов нереально выпячена, но в первый просмотр принимаешь всё за чистую монету, и делаешь поспешный вывод, что Балабанов выдохся и уже напрямую заимствует у Гая Риччи и Тарантино. Жестокость других сцен просто вызывает отвращение. Однако лишь потом, когда просмотренное упорно не желает вылезать из головы и крутится там, начинаешь осознавать, как же режиссер над нами постебался. Весь фильм - это непрерывный стеб, карикатура и пародия. Причем, пародия настолько реальная, что въехать в неё сразу не можешь. Отсюда - неправильная первоначальная оценка и толкование картины.
Рассказывать о сюжете такого фильма совершенно несерьезно. Потому что даже сюжет здесь - пародия на сюжеты тарантиновско-ричиевских фильмов. Именно - не заимствование, а гротеск, потому что, если сюжет был бы таким же закрученным и насыщенным, как в кино упомянутых режиссеров, то терялась бы изрядная доля нелепости и идиотизма. Я не согласен со многими посмотревшими, что в Жмурках перемешаны все жанры: и боевик, и комедия, и криминальная драма. Нет, здесь всё вполне выдержанно в одном стиле, просто он так хитро замаскирован, что поначалу это вызывает лишь недоумение. Поэтому, мой совет тем, кто еще только собиратся фильм смотреть: придержите свое мнение на денёк. Возможно, вы многое поймете, после того, как вся эта на первый взгляд каша, уляжется в голове.
Как я сказал, сюжет в фильме не блещет наворотами. Он прост и предсказуем. Частично вы его могли видеть в Карты, деньги, два ствола, но стилизован под российскую действительность начала 90-х. Одни придурки похищают у вторых придурков ценности влиятельного в городе человека. Вторые придурки пытаются эти ценности вернуть, чем вызывают цепочку непредсказуемых событий, в которые вовлекаются третьи придурки и после этого все придурки города встречаются в одном месте. Поэтому сюжет - мимо. Нельзя сказать, что он плох, просто не сюжет делает такой фильм. Фильм делают совершенно потрясающие персонажи и отдельные эпизоды.
Персонажи хороши как своими типажами, прописанным сценаристом и режиссером, так и актерами, их исполняющими. А актеры - просто свет!
На первое место я поставлю, без сомнения, Дмитрия Дюжева, того легендарного Космоса из Бригады. Вот это - типаж, так типаж!! Блеск, я давно не видел такого точного совпадения в кастинге, актер просто идеально соответствует духу своей роли. Дюжев по сценарию играет одного из бандитов местного авторитета. Зовут героя - Семён. Его фигура, походка, внешний вид, голос - чистейшая карикатура, никто в этом фильме не смог достичь таких вершин идиотизма в своей роли, как Дюжев. И суть здесь даже не в том, что Балабанов хотел нарисовать в Семёне тип бандита тех времен. Семён скорее, это какой-то собирательный образ. Представьте себе фигуру ростом под два метра, в черном плаще, с выскакивающими пистолетами из рукавов - это явно что-то из американских комиксов. Не хватает только черной шляпы. Актерский талант Дюжева раскрылся полностью, уверен, чтобы сыграть такой типаж, нужно большое умение. Например, в Бригаде, никакого идиотизма в роли не предусматривалось, но он пёр со всех целей. А здесь, в Жмурках, нужно было играть именно гротескного идиота, но на полном серьезе. Парень справился - попал прямо в точку! Пять баллов.
По сценарию, Семен работает в паре со своим другом - Сережей, молодым человеком, совершенно не бандитского вида, хотя и не ботанического. Его играет молодой актер Алексей Панин. Он хорошо проявил себя в эпизодической роли в фильме ДМБ, вспомните Пысу . Других заслуг я за ним не замечал, поэтому в данной картине воспринял его непредвзято. Трудно сказать, что двигало режиссером, при подборе этого актера на такую роль. Вероятно, Балабанов хотел организовать такую своеобразную парочку, по принципу дядя и племянник (Приемыхов и Охлобыстин), из фильма Мама не горюй. Типа - один, относительно вменяемый, а другой - абсолютно без тормозов. Возможно, роль Сережи задумывалась, без карикатурного подтекста, чтобы подчеркнуть всю идиотию происходящего. Но к сожалению, Алексей Панин сыграл чересчур ровно, без изюминки. Не внес в роль шарма, который позволил бы тандему Сережа-Семён заработать. Поэтому он просто так таскается за Дюжевым, хотя по идее, должен был бы быть "мозгом". Лишь в конце фильма он начал как-то себя проявлять, но впечатление так и не выправилось. Не думаю, что Ал.Панин плохой актер, просто на данную роль он не подходит по внешности и манере играть.
Заправляет зверинцем местный авторитет Михалыч. Его блестяще исполнил Никита Михалков. Вот это - отличный актер, в этом фильме он создал потрясающе убедительный образ, по концентрации идиотизма и гротескности он вплотную подбирается к Семёну/Дюжеву. Михалков отлично подходит на роли здоровых, цветущих мужиков, которым некуда девать силу. На мой взгляд, он стебется по полной, играя Михалыча. Так же, как и многие другие образы в этой картине, это образ - собирательный и пародийный. Он был бы и так самодостаточным, но по сценарию, Михалыч - любящий отец маленького пухлого мальчугана, который постоянно вертится вокруг него, будучи осведомленным о всех делах папаши. Вместе с пацанчиком, они валяют такого дурака, что становится ясно, что это - не слепок с "Карт, денег . " (где Винни Джонс играл такого же любящего отца - бандита), а просто - откровенный стёб. Очень жаль, что многие увидели в этом прямое заимствование. Одним словом, Михалыч и его сынок Владик - пять баллов.
Невероятно хорош в Жмурках Сергей Маковецкий. Это - третий, и последний актер, который в этом фильме включает конченного идиота, полностью осознавая сущность картины. Нет, я не скажу, что остальные актеры играют излишне серьезно, просто их роли не выписаны так, как роли Семёна/Дюжева, Михалыча/Михалкова и Корона/Маковецкого - без тормозов. Разумеется, в сценарии должны оставаться какие-то якоря реальности, потому что гротеск на фоне гротеска потеряет значительную долю нелепости.
Не могу сказать, что Сергей Маковецкий является актером, который радует меня своими ролями, нет - к его творчеству я отношусь вполне спокойно. По моему мнению, он - глубоко интелегентный человек, и соответствующие роли у него получаются неплохо. Также, весьма убедителен он был в Брат2. Но в Жмурках Маковецкий меня просто сразил, уж от кого я не ждал подобной роли, так это - от него. Я просто не мог отойти от удивления, когда увидел его в одном из первых эпизодов фильма: с закрывающей лоб челкой, с сигаретой и с прокуренным голосом. Это - просто в цель!
В фильме Корон - типа командира маленькой банды из трех человек, в которую еще входит нервный идиот, как будто срисованный с типичного представителя этой профессии начала 90-х. Третий участник компании - вообще умора. Негр, без акцента разговаривающий по-русски. Подельники постоянно подкалывают его эфиопским происхождением, а он устало огрызается, что мол, он - русский. Несмотря на то, что эта шутка обыгрывается в фильме, наверно раз сто, смотрится это всё просто на "ура". Особенно мне понравился эпизод, когда Корон говорит негру: "Тебе лечиться нужно, Баклажан, но я думаю, что русский врач уже не поможет!". Я валялся Всей компании - несомненный зачет!
И уж совершенно не в тему выступил Гарик Сукачев. Я так и не понял, что он там делал, кого играл? Судя по внешности и манерам - какой-то переросший приблатненный хулиган, хотя мне кажется, по сценарию там был прописан натуральный бандюга, уровня Корона/Маковецкого. Проявить себя Сукачев не смог, но с музыканта - взятки гладки. Единственный момент, когда он мне понравился, это последние минуты жизни его персонажа. Там - в точку. Трудно понять, почему остальная часть его роли прошла мимо меня, ведь играл он неплохо и искренне. Может, потому, что Гарик Сукачев- сам по себе фигура достаточно гротескная, и получается масло-маслянное?
Виктор Сухоруков в роли мента меня тоже не порадовал. Возможно, его роль здесь - это своеобразный отсыл Балабанова к тому приколу, что в Брат2, герой Сухорукова, матерый наёмный убийца, пошел служить в милицию? По крайней мере, эпизод, когда Степан/Сухоруков сидел в своем кабинете в милицейской форме, навел меня именно на такую мысль. Сама же роль вышла какая-то черезчур нелепая. Думаю, здесь та же проблема, что и с Сукачевым - внешность Виктора Сухорукова и так слишком комедийная. Когда он с серьезным видом играет придурков-отморозков, как например в Брате или Антикиллере, то выходит - супер! А когда начинает переигрывать, как в Жмурках и Теории запоя, то как-то не очень. Другое дело, когда люди с солидной, интелегентской внешностью, как Маковецкий и Михалков, гонят дурку, то получается действительно пародийно. Но это - моё личное мнение. Вообще, если вы хотите увидеть роль, в которой Виктор Сухоруков по настоящему раскрыл свой талант, то советую посмотреть Комедию строгого режима.
Что можно сказать о той массе известных людей, приглашенных на эпизодические роли. По моему мнению, режиссер не нашел нужным персонализировать их. А это - ошибка. Такие люди и выступают в эпизодах, чтобы привнести шарм в фильм подобного рода. Вспомните минутную роль Тарантино в картине Родригеса Десперадо. Или - Стинга в "Карты, деньги . ". Роли - невесомые, но как классно они смотрятся. А тут. Литвинова, Певцов, Догилева. А в результате - мимо. Почему нельзя было дать им проявить себя? Хотя бы оригинальной фразой, небольшим прикольным действием? Один Александр Баширов порадовал (в начале фильма, привязанный к стулу), хотя не сказал и слова. Ну, он из любой, малюсенькой роли сделает спектакль.
Всё таки, именитых актеров в эпизодических ролях надо уметь использовать, а не только ставить в титры.
Говорить о самом фильме, как о зрелище, как-то не возникает желания. Пересказав сюжет, или содержание отдельных эпизодов не передашь той особенной атмосферы придури и стеба, которая наполняет фильм. Поэтому, могу рекомендовать эту картину всем, кто хочет отключить мозг и просто посмеяться, не обращая внимание на некоторые действительно жестокие сцены.


Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или telegram-канал @overclockers_news - это удобные способы следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.

Читайте также: