Звук т есть в слове подбежать телевизор подплыть тюлень варианты

Обновлено: 15.05.2024

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Что изучает фонетика

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) –код (шифр);
  • мак (цветок)– маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

Порядок фонетического разбора слова

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал'ч'ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й'олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й'ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й'агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй'эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй'эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [саро'ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо:

  • выполнить звукобуквенный (фонетический) разбор слова,
  • выяснить сколько в слове букв,
  • определить сколько в слове звуков,
  • сравнить количество букв и звуков и сделать вывод.

Фонетический разбор слов

Разбор слова ястреб.

я — [й’] — согласный, мягкий, звонкий,

[а] — гласный, ударный,

с — [с] — согласный, твердый, глухой,

т — [т] — согласный, твердый, глухой,

р — [р’] — согласный, мягкий, звонкий,

е — [э] — гласный, безударный,

б — [п] — согласный, твердый, глухой.

В слове 6 букв, но 7 звуков.

Разбор слова поезд.

п — [п] — согласный, твердый, глухой,

о — [о] — гласный, ударный,

е — [й’] — согласный, мягкий, звонкий,

[э] — гласный, безударный,

з — [з] — согласный, твердый, звонкий,

д — [т] — согласный, твердый, глухой.

5 букв, но 6 звуков.

Разбор слова гостья.

г — [г] — согласный, твердый, звонкий,

о — [о] — гласный, ударный,

с — [с] — согласный, твердый, глухой,

т — [т] — согласный, мягкий, глухой,

ь — [-] — не дает звука,

я — [й’] — согласный, мягкий, звонкий,

[а] — гласный, безударный.

6 букв и 6 звуков.

Разбор слова умение.

у — [у] — гласный, безударный,

м — [м’] — согласный, мягкий, звонкий,

е — [э] — гласный, ударный,

н — [н’] — согласный, мягкий, звонкий,

и — [и] — гласный, безударный,

е — [й’] — согласный, мягкий, звонкий,

[э] — гласный, безударный.

6 букв, но 7 звуков.

Разбор слова печь.

п — [п’] — согласный, мягкий, глухой,

е — [э] — гласный, ударный,

ч — [ч’] — согласный, мягкий, глухой,

4 буквы, но 3 звука.

Разбор слова ель.

е — [й’] — согласный, мягкий, звонкий,

[э] — гласный, ударный,

л — [л’] — согласный, мягкий, звонкий,

3 буквы, 3 звука.

Разбор слова тюлень.

т — [т] — согласный, мягкий, глухой,

ю — [у] — гласный, безударный,

л — [л’] — согласный, мягкий, звонкий,

е — [э] — гласный, ударный,

н — [н] — согласный, мягкий, звонкий,

6 букв, 5 звуков.

Подведение итогов

Таким образом, можно ответить, что в словах "ястреб", "поезд" и "умение" букв меньше, чем звуков, в остальных словах либо букв больше, чем звуков, либо их количество равно.

1. В слове ястреб — 6 букв, 7 звуков (5 согласных и 2 гласных), звуковая запись — [й`астр`ип].

2. В слове поезд — 5 букв, 6 звуков (4 согласных и 2 гласных), [пой`ист].

3. В слове гостья — 6 букв, 6 звуков (4 согласных и 2 гласных), [гос`т`й`а].

4. В слове умение — 6 букв, 7 звуков (3 согласных и 4 гласных), [ум`эн`ий`э].

5. В слове печь — 4 буквы, 3 звука (2 согласных и 1 гласный), [п`эч`].

6. В слове ель — 3 буквы, 3 звука (2 согласных и 1 гласный), [й`эл`].

7. В слове тюлень — 6 букв, 5 звуков (3 согласных и 2 гласных), [т`ул`эн`].

Вывод: в словах ястреб, поезд и умение — звуков больше, чем букв.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Автор: Тюрина Марина Алексеевна

Организация: МБОУ Токарёвская СОШ №2

Населенный пункт: Тамбовская область, р.п. Токарёвка

Цель: познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я.

Задачи:

  • продолжить формирования навыка транскрибирования, отработать правильное произношение этих слов;
  • формировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
  • воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам;
  • внимательное отношение к языковым явлениям.

Тип урока: комбинированный

Методические приемы: частично-поисковый, самостоятельная работа, письменный самоконтроль.

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, карточки с индивидуальными заданиями.

Здравствуйте, мы продолжаем изучение фонетики . А это значит, что в центре нашего внимания вновь звуки речи.

- А вы помните, для чего нужны буквы? ( буквы обозначают звуки)

- вы уже знаете, что в русском алфавите есть буквы .которые не обозначают звуков( это ъ и ь знак)

Но есть также буквы, которые могут обозначать и один звук и два звука. Именно о таких буквах мы сегодня будем говорить.

- давайте проведем наблюдение:

Перед вами слова, попробуйте определить, в какои из столбиков каждая буква обозначает один звук, а в каком есть буквы, обозначающие два звука

Яма

Юмор

Ель

ёж

Маяк

Каюта

Здание

маёвка

Друзья

Вьюга

Колье

бельё

Объятия

Адъютант

Подъезд

объем

Мясо

Трюм

Лес

полет

Конечно, вы поняли, что нас интересуют буквы Я, Е, Ё, Ю

В каком же случае эти буквы обозначают один звук, а в каком два?

Один звук эти буквы обозначают лишь в последнем столбике, в остальных случаях они обозначают два звука

Буква Я обозначает звуки [Jа]

Буква Е звуки (йэ)

Буква Ё звуки (йо)

Как же определить, когда эти буквы дают два звука? Внимательно прислушиваться к своей речи? Можно и так, но на самом деле есть более простой способ определения, когда они дают два звука. Вернемся к словам, с которыми мы работали.

- первый стобик слов, определите место буквы Я,е,ю,ё в слове( это начало слова)

В начале слова эти буквы обозначают два звука

- второй столбик, обратите внимание, после какой буквы стоят буквы яёюе( после буквы, обозначающей гласный звук)

- проводим наблюдения над словами из третьего столбика, после какой буквы употреблены буквы яёею?( после мягкого знака данные буквы обозначают два звука.

- слова из следующего столбика,обращаем внимание на предшествующую букву(после твердого знака яюеё дают два слога

- в каких же случаях буквы еёюя обозначают два звука( в начале слова, после гласной, после ъ,ь знака)

- но у нас остались слова из последнего столбика, давайте посмотрим, что обозначают буквы яёею в этих словах9( после согласного буквы ёеюя указывают на мягкость предшествующего согласного и обозначают звуки АОУЭ

А сейчас мы выполним небольшое задание. Перед вами будут появляться ряды слов, в каждом ряду найдите лишнее слово и объясниет, почему оно лишнее

1. Колено, клевер, клей, колье( лишнее слово КОЛЬЕ, в нем буква Е обозначает два звука)

2. Тюлень, лентяй, олень, лень( ПОДСКАЗКА искать слово, в коттором буква обозначает два звука не нужно( лишнее слово ЛЕНТЯЙ, здесь буква Е обозначает звук И, в остальных случаях звук Э, кроме того в этом слове совпадает количество букв и звукоа, а востальных букв больше, чем звуков)

3. Якорь, маяк, яма , стоянка( лишнее слово якорь, т.к. количество звуков и букв одинаковое)

Если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я смягчают согласные, то вы приседаете, если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я дают 2 звука, то вы вытягиваете руки вверх.

Яблоко, Настя, ёжик, море, книга, ель, ягода, реки, пена, юла, люди, рябина, клён.

Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки:

а) с буквами, обозначающими один звук;

б) с буквами, обозначающими два звука.

Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, ёмкость, всё, гиря, вьюга, редька.

Один звук

Два звука

Цепь, нёс, пять, сюрприз, баня, всё, гиря, редька.

Ёж, въезд, юг, семья, ёмкость, вьюга.

Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков:кКабина, баян, юг, еда, , честный, праздник ,малина ,ручьи.

Работа у доски:

кабина – 6 б., 6 зв честный-7 б.,6 зв

баян - 4 б.,5зв праздник-8 б.,7зв

юг - 2 б.,3зв малина -6 б.,6зв

еда - 3 б.,4зв ручьи-5 б.,5зв

В. П. Винидиктова. В дома опять приходят ёлки.

В дома опять приходят елки,

И с ними запах терпко-горький,

Смолистый, праздничный, недолгий,

Как. слёзы новогодней елки,

Что на ветвях её горят,

Всего лишь миг - две-три минуты,

И нам безмолвно говорят,

О горечи утрат, о боли,

О собственной, не "звездной" доле.

Звезда, игрушки, мишура,

Гирлянды ёлку украшают.

Она блестит, она сверкает,

Но чувствует, хоть и не знает,

Что скоро кончится игра.

И на ковер её иголки

Дождем осыплются, шурша,

Исчезнет запах терпко-смолкий,

Закончит песни детвора.

И елки, сняв все украшенья,

Поставят во дворе в сугроб.

Где смотрят все без сожаленья

На их печальный хоровод…

– Какая экологическая проблема поднимается в этом стихотворении?

– Ежегодно к Новому году вырубается не один гектар елей и сосен. Можно ли эту проблему назвать экологической?

– Какая чаша весов перевесила?

– Какое решение могли бы предложить вы?

– Выпишите из выделенного отрывка стихотворения (3 мин.)

1 столбик: слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

2 столбик: слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, поставьте ему оценку согласно цвету жетона

Учащиеся слушают стихотворение

– Около 4 миллионов вырубается

– Купить искусственную, изготовить самим, украсить ветки…

1. Под соснами , под ёлками лежит мешок с иголками.(ёж)

2. Быстро, быстро завожусь,но не еду, а кружусь. (юла)

Проверяем:

[й’ ] - согл., зв., мяг.

\ [ о ] - гласн., ударн.

ж - [ш ] - согл., глух., тв.

2 буквы, 3 звука

[й’ ] - согл., зв., мяг.

\ [ у ] - гласн., ударн.

л - [л ] - согл., зв., тв.

а - [а ] - гласн., безударн.

3 буквы, 4 звука

2. Запишите транскрипцию слов

Проверяем:

клюв [кл’уф ] мясо [ м’аса ]

юмор [й’умар ] юбка [й’упка ]

мёд [м’от ] швея [шв’эй’а]

ягода [й’а гада ] лев [ л’э́в ]

редька [р’эт’ка ] полёт [пал’й’от]

Орфоэпическая работа.

- Запомним произношение!

чт о [шт]

чт обы

конечно [шн]

скучный

пустячный

скворечник

яичница [шн]

-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.

-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"!

Давайте запишем транскрипцию этого слова. [й , а и ш н , и ц а ]

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подходит это слово под наше правило (Да)

-В этом слове спряталась орфограмма. Какая? (Сочетание ЧК,ЧН пишется без Ь знака)

-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)

3. Разбор словосочетания.

-Возьмём одно из предложенных - вкусная яичница!

-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)

-Какое это словосочетание? (Именное)

-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)

-Придумайте и запишите глагольное словосочетание.(приготовить яичницу.)

4. Синтаксический разбор предложения.

Следующее задание : записать предложение и сделать синтаксический разбор предложения.

сущ. гл. прил сущ.

Мама приготовила вкусную яичницу и подала на стол .)

(Повеств., невоскл., прост., двусостав, распр., осложнено однород чл)

-Составьте схему предложения.

[ ---- == ~~~ - - - и == -----].

5. Собери одно предложение.

Падают, на, белые, землю, снежинки, и, застилается, вокруг, покрывалом, все, мягким.

Автор: Тюрина Марина Алексеевна

Организация: МБОУ Токарёвская СОШ №2

Населенный пункт: Тамбовская область, р.п. Токарёвка

Цель: познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я.

Задачи:

  • продолжить формирования навыка транскрибирования, отработать правильное произношение этих слов;
  • формировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
  • воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам;
  • внимательное отношение к языковым явлениям.

Тип урока: комбинированный

Методические приемы: частично-поисковый, самостоятельная работа, письменный самоконтроль.

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, карточки с индивидуальными заданиями.

Здравствуйте, мы продолжаем изучение фонетики . А это значит, что в центре нашего внимания вновь звуки речи.

- А вы помните, для чего нужны буквы? ( буквы обозначают звуки)

- вы уже знаете, что в русском алфавите есть буквы .которые не обозначают звуков( это ъ и ь знак)

Но есть также буквы, которые могут обозначать и один звук и два звука. Именно о таких буквах мы сегодня будем говорить.

- давайте проведем наблюдение:

Перед вами слова, попробуйте определить, в какои из столбиков каждая буква обозначает один звук, а в каком есть буквы, обозначающие два звука

Яма

Юмор

Ель

ёж

Маяк

Каюта

Здание

маёвка

Друзья

Вьюга

Колье

бельё

Объятия

Адъютант

Подъезд

объем

Мясо

Трюм

Лес

полет

Конечно, вы поняли, что нас интересуют буквы Я, Е, Ё, Ю

В каком же случае эти буквы обозначают один звук, а в каком два?

Один звук эти буквы обозначают лишь в последнем столбике, в остальных случаях они обозначают два звука

Буква Я обозначает звуки [Jа]

Буква Е звуки (йэ)

Буква Ё звуки (йо)

Как же определить, когда эти буквы дают два звука? Внимательно прислушиваться к своей речи? Можно и так, но на самом деле есть более простой способ определения, когда они дают два звука. Вернемся к словам, с которыми мы работали.

- первый стобик слов, определите место буквы Я,е,ю,ё в слове( это начало слова)

В начале слова эти буквы обозначают два звука

- второй столбик, обратите внимание, после какой буквы стоят буквы яёюе( после буквы, обозначающей гласный звук)

- проводим наблюдения над словами из третьего столбика, после какой буквы употреблены буквы яёею?( после мягкого знака данные буквы обозначают два звука.

- слова из следующего столбика,обращаем внимание на предшествующую букву(после твердого знака яюеё дают два слога

- в каких же случаях буквы еёюя обозначают два звука( в начале слова, после гласной, после ъ,ь знака)

- но у нас остались слова из последнего столбика, давайте посмотрим, что обозначают буквы яёею в этих словах9( после согласного буквы ёеюя указывают на мягкость предшествующего согласного и обозначают звуки АОУЭ

А сейчас мы выполним небольшое задание. Перед вами будут появляться ряды слов, в каждом ряду найдите лишнее слово и объясниет, почему оно лишнее

1. Колено, клевер, клей, колье( лишнее слово КОЛЬЕ, в нем буква Е обозначает два звука)

2. Тюлень, лентяй, олень, лень( ПОДСКАЗКА искать слово, в коттором буква обозначает два звука не нужно( лишнее слово ЛЕНТЯЙ, здесь буква Е обозначает звук И, в остальных случаях звук Э, кроме того в этом слове совпадает количество букв и звукоа, а востальных букв больше, чем звуков)

3. Якорь, маяк, яма , стоянка( лишнее слово якорь, т.к. количество звуков и букв одинаковое)

Если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я смягчают согласные, то вы приседаете, если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я дают 2 звука, то вы вытягиваете руки вверх.

Яблоко, Настя, ёжик, море, книга, ель, ягода, реки, пена, юла, люди, рябина, клён.

Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки:

а) с буквами, обозначающими один звук;

б) с буквами, обозначающими два звука.

Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, ёмкость, всё, гиря, вьюга, редька.

Один звук

Два звука

Цепь, нёс, пять, сюрприз, баня, всё, гиря, редька.

Ёж, въезд, юг, семья, ёмкость, вьюга.

Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков:кКабина, баян, юг, еда, , честный, праздник ,малина ,ручьи.

Работа у доски:

кабина – 6 б., 6 зв честный-7 б.,6 зв

баян - 4 б.,5зв праздник-8 б.,7зв

юг - 2 б.,3зв малина -6 б.,6зв

еда - 3 б.,4зв ручьи-5 б.,5зв

В. П. Винидиктова. В дома опять приходят ёлки.

В дома опять приходят елки,

И с ними запах терпко-горький,

Смолистый, праздничный, недолгий,

Как. слёзы новогодней елки,

Что на ветвях её горят,

Всего лишь миг - две-три минуты,

И нам безмолвно говорят,

О горечи утрат, о боли,

О собственной, не "звездной" доле.

Звезда, игрушки, мишура,

Гирлянды ёлку украшают.

Она блестит, она сверкает,

Но чувствует, хоть и не знает,

Что скоро кончится игра.

И на ковер её иголки

Дождем осыплются, шурша,

Исчезнет запах терпко-смолкий,

Закончит песни детвора.

И елки, сняв все украшенья,

Поставят во дворе в сугроб.

Где смотрят все без сожаленья

На их печальный хоровод…

– Какая экологическая проблема поднимается в этом стихотворении?

– Ежегодно к Новому году вырубается не один гектар елей и сосен. Можно ли эту проблему назвать экологической?

– Какая чаша весов перевесила?

– Какое решение могли бы предложить вы?

– Выпишите из выделенного отрывка стихотворения (3 мин.)

1 столбик: слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

2 столбик: слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, поставьте ему оценку согласно цвету жетона

Учащиеся слушают стихотворение

– Около 4 миллионов вырубается

– Купить искусственную, изготовить самим, украсить ветки…

1. Под соснами , под ёлками лежит мешок с иголками.(ёж)

2. Быстро, быстро завожусь,но не еду, а кружусь. (юла)

Проверяем:

[й’ ] - согл., зв., мяг.

\ [ о ] - гласн., ударн.

ж - [ш ] - согл., глух., тв.

2 буквы, 3 звука

[й’ ] - согл., зв., мяг.

\ [ у ] - гласн., ударн.

л - [л ] - согл., зв., тв.

а - [а ] - гласн., безударн.

3 буквы, 4 звука

2. Запишите транскрипцию слов

Проверяем:

клюв [кл’уф ] мясо [ м’аса ]

юмор [й’умар ] юбка [й’упка ]

мёд [м’от ] швея [шв’эй’а]

ягода [й’а гада ] лев [ л’э́в ]

редька [р’эт’ка ] полёт [пал’й’от]

Орфоэпическая работа.

- Запомним произношение!

чт о [шт]

чт обы

конечно [шн]

скучный

пустячный

скворечник

яичница [шн]

-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.

-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"!

Давайте запишем транскрипцию этого слова. [й , а и ш н , и ц а ]

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подходит это слово под наше правило (Да)

-В этом слове спряталась орфограмма. Какая? (Сочетание ЧК,ЧН пишется без Ь знака)

-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)

3. Разбор словосочетания.

-Возьмём одно из предложенных - вкусная яичница!

-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)

-Какое это словосочетание? (Именное)

-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)

-Придумайте и запишите глагольное словосочетание.(приготовить яичницу.)

4. Синтаксический разбор предложения.

Следующее задание : записать предложение и сделать синтаксический разбор предложения.

сущ. гл. прил сущ.

Мама приготовила вкусную яичницу и подала на стол .)

(Повеств., невоскл., прост., двусостав, распр., осложнено однород чл)

-Составьте схему предложения.

[ ---- == ~~~ - - - и == -----].

5. Собери одно предложение.

Падают, на, белые, землю, снежинки, и, застилается, вокруг, покрывалом, все, мягким.

Читайте также: