Двигатель пылесоса бош схема

Обновлено: 25.04.2024

Актуальные модели пылесосов оснащаются турбощётками. Это означает, что в самой щётке устанавливается подвижная (вращающаяся) часть. Безусловно, подобная щётка значительно лучше осуществляет уборку помещения. Ведь создаётся эффект подметания. Даже мельчайшие фракции загрязнителя идеально удаляются из

Как разобрать пылесос

Если пылесос сломан, то для начала нужно понять, в чем проблема. Диагностика — то, с чего стоит начинать любой ремонт. Иногда, чтобы выяснить в чем именно кроется неисправность, нужно разобрать пылесос. Конечно, каждая модель устроена по-своему, но ниже описан алгоритм разборки, который справедлив почти для всех моделей:

  1. Демонтаж уплотняющей решетки. Загляните под крышку отсека пылесборника — именно там находится эта решетка. Сама крышка зафиксирована несколькими винтами, которые без труда можно выкрутить простой отверткой с учетом сечения.
  2. Удаление управляющего блока и крышки пылесборника. Сделать это можно без специальных приспособлений голыми руками, когда вы уберете уплотняющую решетку.
  3. Снятие пылесборника. Фиксация этой части отличается у разных моделей — либо располагается в специальном пазу, откуда его можно просто достать, либо держится на небольших винтах.
  4. Отсоединение пластикового основания. Эта операция необходима, если вы хотите разобрать двигатель. Для того чтобы корпус отсоединился — найдите тайный винт (очень популярный тип крепления в подобных приборах).
  5. Обесточивание двигателя. Для этого нужно просто убрать провода, подающие напряжение. Как правило, они закреплены винтовыми зажимами.
  6. Удаление прокладки. Она обычно находится на входе приемного шланга.

Диагностика неисправностей

Чаще всего в пылесосе любой марки, Bosch, не исключение, разборка нужна, если отказал двигатель. Признаки неисправности мотора:

  • Усилился шум, появляется облако пыли.
  • Снизилась сила всасывания , при этом появился внутренний стук, периодически пропадающий.
  • Пылесос работает, но очень сильно шумит.

В первую очередь нужно произвести внешний осмотр компонентов. Мощность всасывания нарушается, если забит или дал трещину гофрошланг, давно не чистились фильтры на воздушных лабиринтах. Пылесос может отключаться, если нарушены контакты сетевого шнура, неисправна розетка, есть потертости с оголенными проводами.

Двигатель BGS

Регулярный уход

Не стоит чистить турбощетку после каждого использования пылесоса. Но и затягивать с этим тоже не нужно. После того как вы пропылесосили квартиру 3-4 раза, пора освобождать валик от намотавшихся волос. Для этого:

  1. Снимите турбощетку с трубы пылесоса.
  2. Слегка нажмите на рукоятку так, чтобы защёлка немного сдвинулась.
  3. Снимите защитную крышку.
  4. Протрите поверхность сухой тканью, чтобы убрать с неё пыль и мусор.
  5. С помощью пинцета и ножниц освободите валик от шерсти и волос.
  6. Снимите крышку в области лопастей и уберите оттуда всю грязь.
  7. Закройте крышку.

Этого вполне достаточно, чтобы валик снова исправно заработал. Однако через некоторое время такая чистка уже не помогает, поэтому приходится разбирать насадку и чистить её изнутри.

Шаг 1

С помощью плоской отвертки снимите резиновые колесики. Обратите внимание, под этими колесиками спрятаны потайные шурупы.

Как почистить турбощетку

Основные детали пылесоса

Чтобы определить нашу поломку, разберём, как работают различные элементы техники.

Фильтры

Именно они берут на себя основной удар по обработке мусора. Первым делом проверьте именно их: лишний мусор ухудшает всасывание, ведет к отключению во время уборки или вообще к перегоранию.

Очистить фильтр несложно — промойте водой и дайте высохнуть, не ставя на батарею и не обдувая феном.

Шланг

  • замотать очаг поражения строительным скотчем;
  • сделать заплатку из тонкой резинки или накладку из силикона.

Щетка

Щетка собирает крупный мусор и поднимает ворс ковра, для более эффективной уборки пыли. Со временем она засоряется и перестаёт цеплять пыль. Стандартную щетку достаточно просто очищать от наматывающихся волос, ниток, шерсти, например, после 2-3 циклов уборки.

Турбощетка состоит из валика, на котором нанесена щетина из пластмассы: валик вращается и собирает мусор щетиной. Без своевременной очистки турбощётка забьётся так же быстро, как и обычная.

Шнур и провод

Шнур может быть перебит, порван или отсоединен от управляющей платы, от чего электроэнергия не поступает к двигателю. Его нужно заменить и плотно заизолировать место нового соединения.

Может сломаться втягивающий провод механизм, тогда техника не будет сматывать кабель внутрь корпуса. Что с этим делать, в инструкции чуть ниже.

Двигатель

Ремонт двигателя и его диагностика — забота профессионала. Даже не пробуйте что-то починить, если не разбираетесь в электротехнике.

Как отремонтировать двигатель пылесоса дома: пошаговая инструкция + видео

Платы управления

Так же, как и с двигателем, не пытайтесь перепаять плату, не зная её принцип работы и правила ремонта. Может выйти еще хуже.

Можно ли сделать щетку своими руками?

В первую очередь рекомендуем в ближайшее свободное время обратиться за покупкой комплектующего в магазин!

Крайне не советуем прибегать к использованию самостоятельно изготовленного материала, он может повлечь за собой загрязнение важных отсеков пылесоса или же полную , дорогостоящую поломку целого аппарата

Бывают ситуации, когда необходимо убрать пыль под низкой мебелью. Можно изготовить приспособление своими руками. Для этого к стандартной насадке нужно прикрепить трубку (в ширину). Эту трубу надо заранее подготовить: сплющить и сделать продольный разрез болгаркой, чтобы образовалась щель для всасывания. Диаметр трубы – чуть меньше высоты зазора под мебелью, чтобы она свободно проходила под низ.

Рекомендуемые статьи:

Из чего и как можно сделать мешок для пылесоса своими руками

Совет, как сделать фильтр для пылесоса своими руками?

Как устроен двигатель пылесоса

Далее о самом моторе. Коллекторный двигатель состоит из:

  • ротора на оси вала;
  • двух подшипников;
  • щеток и щеткодержателей;
  • крыльчатки с кожухом.

Сборка щётки и установка на место

Сборка щётки и установка на место

Естественно, чтобы вращающийся элемент не вылетел во время эксплуатации пылесоса из щётки, он должен быть надёжно зафиксирован. Расположите очищенный элемент в щётку таким образом, чтобы его вал идеально попал в посадочную выемку.

Попытайтесь при помощи пальцев повращать элемент. Если его вращению ничего не мешает, что закрывать заглушку и поворачивать винт. Теперь щётка готова для установки на своё место в общем конструктиве пылесоса.

Согласно рекомендациям производителя уместно осуществлять выполнение чистки щётки каждую вторую уборку, если в квартире присутствует питомец (кошка, собака), и каждую четвертую уборку, если животных в квартире не содержат.

Соблюдая предписания производителя, с уверенностью можно сказать, что турбощётка будет служить годами.

В видео наглядно демонстрируется процесс очистки турбощётки:

Советы специалистов

При выходе из строя электрической части самого мотора (статора либо ротора) менять надо весь узел в сборе. Перемотка обмоток возбуждения, как правило, не приводит к положительному результату. Через непродолжительное время пылесос вновь по этой же причине выходит из строя. Также в случае выявления данной поломки стоит определиться, надо ли ремонтировать этот прибор либо приобрести новый, так как стоимость моторного узла часто бывает сопоставима с новым пылесосом.

Специалисты советуют использовать запасные части, приобретенные в специализированных магазинах, одобренных производителем техники Bosh, со списком которых можно ознакомиться на официальном сайте кампании.

Также профессионалы отмечают, что самостоятельно экономически выгодно проводить мелкий ремонт. При обнаружении серьезных проблем надо обратиться в специализированный технический центр либо принять решение о приобретении новой техники – естественно, Bosh.

Что делать, если пылесос Bosch не включается, смотрите в видео ниже.

Полезное видео

Пылесос – нужная вещь в хозяйстве. Но недешевая, поэтому во избежание поломок его нужно содержать в чистоте и исправности. Тогда порядок в доме обеспечен.

Беспроводной пылесос и проблемы с аккумулятором

Аккумуляторный блок достаточно быстро изнашивается и уже через каких-то два-три года подлежит замене. Это нормально и ничего сверхъестественного в этом процессе нет. Внешне, необходимость замены аккумулятора проявляется как слишком долгая зарядка пылесоса, потеря мощности, быстрая разрядка, уменьшение ёмкости батареи. Заменить его очень просто, буквально в три действия: открываете корпус, снимаете аккумулятор и ставите на его место новый. Отметим, что если вы заметили вышеперечисленные признаки во время действия гарантийного срока, то аккумулятор вам обязаны бесплатно заменить в сервисном центре.

Какие запчасти выбрать

Если ремонт какой-либо детали нецелесообразен и ее нужно просто заменить, не стоит рисковать и покупать детали на Aliexpress или других подобных сайтах. Лучшим решением будет сделать выбор в пользу оригинальных запчастей.

Состав деталей и точность формы, которые поддерживают некоторые производители, чрезвычайно трудно повторить. Вполне возможно, что некачественная подделка нанесет вред пылесосу.

Была ли полезна статья?

Больше интересной информации по данной теме вы найдете в разделе нашего портала «

Прежде чем приступать к проверке и разборке пылесоса для замены мотора или электродвигателя нужно разобраться какие разновидности моторов существуют, как определить неисправность именно в моторе и конечно же как подобрать новый мотор для пылесоса. Первой причиной по которой меняют двигатели может служить нагрев, т.е. при работе греется двигатель пылесоса, при этом он может нагреваться до температуры больше 60 градусов (рука не может терпеть прямого контакта), что говорит о явной неисправности либо системы фильтрации (засорились фильтры и их нужно заменить) либо о межвитковом замыкании обмоток статора\ротора мотора

  • Не включается
  • Греется при работе
  • Плохо сосет
  • Искрит
  • Шумит

ВНИМАНИЕ! Не следует производить ремонт ЛЮБОЙ бытовой техники, без должных знаний и обязательно соблюдайте правила техники безопасности.

Разобрать мотор пылесоса


Греется при работе - тут сразу стоит отметить, что любой эл двигатель греется при работе и это считается штатным до уровня 40-50 градусов, это происходит из-за того что не вся потребляемая электроэнергия переходит в энергию вращения крыльчатки и часть ее рассеивается в качестве тепла, плюс при вращение так или иначе происходит трение/скольжение и щеток по коллектору и подшипников, а как мы знаем при этом тоже выделяется тепло.

Если корпус пылесоса нагревается так, что рука не терпит прикосновения менее чем за 3-5 минут работы - значит есть проблема.

Пылесос LG ремонт


Вторая разновидность причины перегрева при работе это большое потребление тока вызванное межвитковым замыканием катушек, как правило такое замыкание вызывает первый перегрев или попадание воды, из-за чего часть витком сплавляется и индуктивность (сопротивление переменному току) падает, из-за чего увеличивается потребление тока, ведь ему стало легче проходить, а конструкция мотора не рассчитана на рассеивание такого количества тепла.

Если мотор сильно греется при работе, а фильры исправны, готовьтесь к его замене и лучше это сделать заранее

Шум при работе указывает на неисправность системы фильтров, а при их справности говорит о выработке подшипников, которые при попадание влаги могут начать коррозировать, а увеличение шероховатости плоскости скольжение шариков приводит к шуму, как езда автомобиля на шипованой резине по асфальту летом. Со временем этот шум увеличивается и скорее всего приведет к полной поломке мотора, но в отличие от межвиткового замыкания (нагрев при работе) заменить подшипники можно, не меняя сам мотор.

Проверка мотора мультиметром


Искрит - любой коллекторный пылесос обладает щеточным узлом, щетки двигателя выполнены из графита и передают ток не теряя контакт при вращении. Часто щетки изнашиваются сами и изнашивают коллектор до такой степени, что переодически при вращение контакт теряется и искрообразование, считающееся штатным в умеренных пределах, увеличивается до очень наглядных, становясь кольцевыми (искра проходит полную окружность коллектора)

Разборка корпуса пылесоса

Перед тем как проверять пылесос на исправность нужно разобрать его корпус, а иногда эта процедура очень сложная и утомительная, более того, встречаются пылесосы которые вообще невозможно разобрать, без явных повреждений корпуса, так как вся сборка происходит на защелках таким образом, чтобы невозможно было разобрать пылесос для ремонта или просто такая технология удешевляет процесс производства.

В данном случае при разборке корпуса нужно было открутить 8 саморезов одинакового размера, сам корпус "располовинился" достаточно легко и не ремонт не занял много времени

Проверка исправности мотора

Для проверки мотора пылесоса и электропроводки не потребуется каких-то супер устройства и точных мультиметров, достаточно режима прозвонки, конечно же лучше иметь профессиональное оборудование способное измерять межвиткового замыкание, но зачастую такие приборы очень дороги и их применение не оправдано в ремонте мелкобытовой техники, более того, если еще двигатель для пылесоса купить можно за разумные деньги и по цене они пригодны к замене, то мотор скажем для сокомашины, мысорубки или кофемолки вообще невозможно купить, так как стоимость данной техники очень низкая.

Разборка электродвигателя пылесоса

Разборку двигателя пылесоса рентабельно производить только в двух случае, первое это для замены подшипников, о которых мы писали в разделе шума, а во втором случае для рестоврации крыльчатки, что я очень не люблю и считаю данный ремонт временной мерой и потраченным зря временем. Любой мотор пылесоса вращается с бешеными оборотами и при малейшем дизбалансе или деформации крыльчатки начинается вибрация и повышение шума, это приводит к повышению нагрузок на подшипники и те в скором времени так же отказывают.

Разборку двигателя пылесоса нужно делать только для замены подшипников, перемотка или проточка коллектора стоит дороже, чем купить новый двигатель

У всего есть предел рентабельности, конечно же если Вы пенсионер и думаете чем заняться на заслуженном отдыхе, то можете таким образом скоротать пару вечером, но как показывает практика это не приводит не к чему реально полезному

Как проверить и разобрать двигатель пылесоса

Подбор, маркировка и совместимость моторов

Тут начнется полный дремучий лес, так как производители бытовой техники по расхожему мнению не производят запчасти и комплектующие для своей техники, за исключение корпусов и шильдиков, но и то корпуса как правило отливаются на арендуемых предприятиях осуществляющих и сборочные процессы. А если производитель не делает моторы самостоятельно, то он может заказывать их где угодно, очень часто поставщики меняются и начинается путаница в маркировке и сложности с подбором, поэтому тут есть важное правило.

При подборе мотора пылесоса обращаем внимание только на параметры H, S, D, Q, W маркировка на корпусе может быть разной у абсолютно одинаковых моторов.

Моторы

Основной узел любого пылесоса это мотор, именно этот электрический прибор и производит всос воздуха с последующей фильтрацией его в мешке или пылесборнике. Моторы пылесосов не разборные и не ремонтопригодные, они поставляются в собранном и готовом к эксплуатации виде.
Основная классификация .

Замена шестерни и втулки мясорубки Bosch

Замена шестерни и втулки мясорубки Bosch

Электромясорубки уже плотно закрепились на наших кухнях и поломка данного бытового прибора можно доставить много разочарования, но спешите покупать новую мясору.

Какой таймер оттайки холодильника лучше выбрать?

Какой таймер оттайки холодильника лучше выбрать?

Любой холодильник с системой No Frost и отсутствием цифрового модуля управления имеет таймер оттайки. На данный момент их существует больше 10 разновидностей и .

Как поменять уплотнитель холодильника своими руками

Как поменять уплотнитель холодильника своими руками

Уплотнитель холодильника необходим для защиты внутренней камеры холодильного или морозильного отделения от окружающей среду с ее влажностью и температурой. Все .

Ремонт и устройство духового шкафа

Ремонт и устройство духового шкафа

Все духовые шкафы делятся на два вида по типу нагрева, электрические и газовые. Про газовые мы не будем рассказывать, так как это достаточно не безопасный бытов.

Настройка блютуз соединения с программатором Indesit

Настройка блютуз соединения с программатором Indesit

Для установки и настройки блютуз соединения с программатором нужно открыть "Устройства блютуз" в меню пуск или поиск в системе виондовс и нажать добавить устрой.

Инструкция по настройке блютуз ключа мерлони

Инструкция по настройке блютуз ключа мерлони

Джамперы JP1-JP4 отвечают за режим работы ключа. Всего возможно 3 конфигурации: 1. Программирование Bluetooth модуля через кабель, при этом микроконтроллер о.




Устройство двигателя пылесоса

Общая компоновка

Более подробно этот вопрос раскрыт в статье о коллекторном двигателе.



Здесь же нам следует сосредоточить внимание на том, что внутри корпуса со статорной обмоткой вращается ротор, закрепленный на оси вала с двумя подшипниками.



На нем расположены:

  • сердечник магнитопровода;
  • обмотка, подключенная к коллекторному узлу с пластинами.

Электрический контакт для прохождения тока по обмотке якоря создается за счет щеток, прижимаемых к пластинам усилием сжатой пружины.

Крыльчатка вентилятора вращается всегда в одну сторону. Поэтому для ее крепления используется гайка с резьбой, заворачиваемая в противоположную вращению сторону. При работе пылесоса она силами инерции дополнительно фиксируется, а открутиться не сможет.

Этот же принцип используется у педалей велосипеда: на них применено два вида разных направлений резьбы: правая и левая навивка для своей стороны.

Последовательность разборки

Чтобы отремонтировать электрический двигатель пылесоса необходимо первоначально:

  1. изъять щетки из корпуса;
  2. открутить гайку фиксации с левой резьбой так, чтобы не повредить обмотки на статоре и роторе и сохранить конструкцию коллекторного механизма, оставить его в исправном состоянии;
  3. извлечь якорь и оценить состояние подшипников, токопроводов и обмоток.

Все эти действия мне пришлось выполнять, чтобы разобрать электрический двигатель пылесоса Samsung. Показываю их с фотографиями.







Выводы и полезное видео по теме

Пошаговый ремонт двигателя прибора:

Плохое всасывание воздуха – поиск причин, их устранение:

Чтобы ваш электроприбор служил вам годами, следите за чистотой фильтрующих элементов, своевременно смазывайте и меняйте подшипники, правильно храните пылесос.

В случае же появления мелких неисправностей – не спешите тратить денежные средства на мастерскую. Благодаря предложенным инструкциям вы сможете самостоятельно выполнить ремонт узла, детали пылесоса и сэкономить свои финансы.

Поделитесь с читателями вашим опытом ремонта пылесоса. Расскажите, в чем заключалась неисправность прибора, как удалось отремонтировать технику. Пожалуйста, оставляйте комментарии к статье, задавайте вопросы и участвуйте в обсуждениях. Форма для связи расположена ниже.


Пылесосы — устройство, о котором Вы не беспокоитесь, пока он при включении вдруг перестает работать/не всасывает и пр . К счастью, это довольно простая машина и ее легко отремонтировать самостоятельно. В этом руководстве мы расскажем об основных неисправностях и их устранении. Сначала проверьте основные предметы, затем пройдите к разбору.





Извлечение щеток

Поочередно устанавливаем отвертку на винт крепления и выворачиваем его.


Рукой осторожно извлекаем щетку и осматриваем ее.


Невооруженным глазом видны следы нагара с образованием наслоений графитовой пыли.


Такая же картина наблюдается на второй щетке. На торцевой поверхности явно заметны следы искрения.


Это позволяет сделать вывод, что необходим внешний осмотр коллектора и электрическая проверка состояния обмоток ротора и статора.


Через закрытый кожух двигателя это сделать невозможно: требуется его разборка и изъятие якоря.

Профилактика поломок

Пылесосы ломаются чаще других бытовых приборов, что связано с установкой в них коллекторных электродвигателей, имеющих высокую частоту вращения. Охлаждение мотора основано на воздушном обдуве, поэтому время работы прибора без воздушной струи должного напора составляет не более 10-15 минут. Если вовремя не выключить пылесос, то возникнут серьезные неисправности, требующие капитального ремонта. Во избежание этих последствий следует придерживаться некоторых правил эксплуатации, основанных на соблюдении режимов работы.

  1. Степень загрязнения фильтра влияет на то, как сильно греется двигатель. Для обеспечения нормального функционирования фильтрующий элемент необходимо регулярно очищать от мусора и пыли.
  2. Нельзя допускать попадания в двигатель влаги, поэтому фильтр лучше систематически менять на новый, чем стирать в воде. Кроме того, это значительно снижает пропускную способность и может стать причиной перегрева.
  3. Пылесос нуждается в специализированном уходе. Эксперты рекомендуют минимум дважды в год заменять смазывающее вещество на подшипниках и ежегодно проверять степень износа графитовых щеток мотора.
  4. При возникновении первых признаков неисправности нужно переходить к их устранению, что будет гарантией длительной эксплуатации и стабильной работы пылесоса на протяжении многих лет.

Итак, пылесос – это важный бытовой прибор, который используется практически ежедневно. Несмотря на простую конструкцию, поломки достаточно часто возникают и в зарубежных, и в отечественных моделях. Стоимость ремонта в сервисных центрах нередко необоснованно завышена, учитывая тот факт, что некоторые проблемы можно устранить за несколько минут путем банальной замены поврежденной детали. При этом большинство работ можно реализовать самостоятельно.

Дальнейшая разборка

Снятие верхней крышки крепления двигателя

Она просто надета сверху и обжата по периметру в четырех местах.


Созданные на заводе вмятины можно аккуратно выровнять пассатижами.


Затем крышка просто отводится рукой и снимается с корпуса двигателя.


Колесо воздушного насоса

Под крышкой расположен вентилятор. На нем заметно небольшое повреждение пластиковой детали корпуса.


Внутри крышки хорошо видны оставшиеся после продувки двигателя слои пыли. Их же можно рассмотреть на фото вентилятора около входных лопаток.


Она же прилипла на шайбе и под ней.


Выворачиваем крепежные винты отверткой.


Разборка якоря

  • винтами через верхнюю лапку с отсеком под обойму верхнего подшипника;
  • выступами с пазами в крышке;
  • нижней обоймой подшипника.

Винты крепления ротора в статоре двигателя

Доступ к ним получаем сразу после снятия пластмассового корпуса вентилятора.


Раскручиваем их. Параллельно обращаем внимание на количество строительной пыли внутри корпуса, оставшейся даже после его продувки извне.


Выступы крепежной пластины, входящие в пазы корпуса статора

Они расположены рядом с крепежными винтами и осуществляют дополнительное крепление ротора.


Аккуратно направляем их плоской отверткой на выход из пазов.


Затем удерживаем крепежную пластину пальцами руки через внутренние отверстия или подвешиваем ее на опоре. Ротор еще держится за счет крепления внешней обоймы нижнего подшипника. У меня, кстати, он оказался дополнительно приклеенным.

Выступающий конец оси вала с резьбой необходимо защитить от повреждения куском сухой доски из твердых пород древесины и нанести по нему удар молотком. Ротор будет выбит из статора.


Внешний осмотр

На роторе хорошо заметны следы нагара от графитовой пыли, образованные в результате горения щеток и клей на обойме подшипника.


Загрязнения пластин попробовал убрать традиционным аккуратным способом: отмыть спиртом или его раствором с помощью ватки.


Нагар довольно сильно прикипел к металлу, очень плохо растворялся. Пришлось работать стальным воронилом. На фото ниже показан предварительный результат очистки, требующий дополнительной полировки поверхностей.


Но, для проведения электрических замеров этого вполне достаточно. Затем идет прочистка пазов между коллекторными пластинами от мусора, пыли и нагара, способных шунтировать цепочки обмотки ротора. Вначале работал воронилом, а затем — скребком из древесины не хвойных пород.


Не включается/не выключается

Если устройство не включается, то мастера ищут причину в одном из трех вариантов:

  • отсутствие подачи электроэнергии – в выключателе, вилке, розетке нет питания, перетерся провод, оборвалась цепь питания прибора;
  • защита от перегрева;
  • поломка электродвигателя.

В первом случае найти обрыв в цепи подачи электроэнергии сможет любой знакомый с электрической сферой владелец. Если же необходимого для проверки напряжения инструмента нет, лучше обратиться к специалисту.

Причинами срабатывания защиты от перегрева могут быть нарушения условий эксплуатации:

  • длительная работа агрегата с переполненным пылесборником;
  • недостаточное напряжение сети;
  • длительная уборка в жарком помещении.

В большинстве пылесосов предусмотрено специальное реле, отключающее устройство при обнаружении его перегрева. В этом случае нужно немного подождать, пока электроприбор остынет, предварительно выключив его из розетки. Выход из строя электродвигателя требует его ремонта или замены – для этого необходимо обратиться к квалифицированным специалистам.

Домашний мастер, решивший самостоятельно отремонтировать вышедший из строя пылесос, обычно не встречает препятствий, пока не доберется до двигателя. Опытные ремонтники предлагают несколько способов, как разобрать своими руками электрический двигатель бытового пылесоса.

Разборка двигателя пылесоса своими руками

Крыльчатка пылесосов популярных марок закреплена на валу двигателя гайкой, которую кажется невозможным отвинтить:

  • гайка утоплена в выемку крыльчатки;
  • гайка зафиксирована на валу герметиком или краской;
  • ось двигателя невозможно застопорить, а гайка вращается вместе с ней.


Гайка крепления крыльчатки

Важно! Не надо пытаться стопорить вал электродвигателя, удерживая его плоскогубцами или заклинивая отверткой через проемы щеток. Это, скорее всего, приведет к повреждению контактной группы ротора или его обмотки.

Инструменты и расходные материалы

Для разборки двигателя потребуются:

  • пассатижи;
  • плоская отвертка;
  • ключ*12;
  • тиски;
  • ножовка или бормашина с пилящим диском по металлу;
  • напильники;
  • брусок из дерева 10*40мм- 2 штуки.

Размеры брусочков и гайки зависят от размеров окна для щеток конкретной модели пылесоса.

Порядок разборки

В ходе разборки следует выполнить следующие шаги:

  • Снять щетки из пружинных зажимов.
  • Снять кожух, закрывающий доступ к крыльчатке. Обычно он просто плотно насажен на корпус электродвигателя, и достаточно пассатижами немного отогнуть края.


  • В проемы, освобожденные от щеток, нужно вставить перпендикулярно валу два деревянных бруска и плотно прижать их к ротору. Это удобнее всего сделать в слесарных тисках, но можно воспользоваться и струбциной подходящего размера. В концах брусочков, обращенных к двигателю, следует напильником сделать полукруглые выемки, соответствующие диаметру ротора. Это поможет надежнее зафиксировать его.


Вставка брусочков в проемы щеткодержателя

  • Если брусочки выступают за пределы статора более чем на 1 см, их лучше укоротить.
  • Ротор надежно зафиксирован, наступает время гаечного ключа.


Ротор надежно зажат

Важно! На большинстве пылесосов гайка крепления крыльчатки электродвигателя имеет левую резьбу. Отвинчивать ее следует ПО часовой стрелке.


Планка крепления обоймы верхнего подшипника

Снятие подшипника

Для демонтажа подшипника понадобится:

  • Универсальный съемник.
  • Проставка. Можно использовать винт большого диаметра под шестигранник (на рисунке) или биту.

Подшипник с оси двигателя снимают с помощью универсального съемника в следующей последовательности:

  • подогнать съемник по размеру подшипника, вращая регулировочный винт;
  • зацепить губки съемника за корпус подшипника;
  • вложить проставку между штоком съемника и торцом оси двигателя;
  • вращая основной винт съемника, снять подшипник с оси.


Выпрессовка подшипника универсальным съемником

Обмотки статора и ротора, контактные группы самостоятельному ремонту не подлежат, в этом случае придется заменить ротор или двигатель целиком

Особенности разборки на примере популярных моделей

Конструкция электродвигателей большинства современных пылесосов, несмотря на разнообразие марок, форм и производителей, очень сходная. Далее будут рассмотрены варианты разборки двигателя на примере нескольких популярных марок.


Двигатель LG перед разборкой

Как и в других моделях, прежде всего, необходимо снять щетки и узел их крепления. Они фиксируются винтами либо пружинящими защелками, которые отжимаются тонкой плоской отверткой. Далее демонтируется кожух крыльчатки. Если он завальцован – борта нужно аккуратно отогнуть тонкой отверткой или узкой металлической пластиной. Если держится на трении – его снимают осторожным постукиванием деревянной или резиновой киянки.

Далее настает очередь гайки. Опытные мастера предлагают несколько способов ее отвинчивания:

  • Расклинивание. В торцевое отверстие вставляют плоскую отвертку до тех пор, пока она не расклинит статор и ротор. В этом случае очень высокий риск повреждения обмотки.
  • Бруски. Способ описан выше. Зажимать брусочки в тиски следует весьма осторожно, чтобы не повредить контакты ротора.
  • Проволока. Потребуется 30 см мягкой проволоки в изоляции (диаметром до 2.5 мм). Проволоку следует ввести через одно окошко для щеток, охватить петлей контакты ротора и вывести конец проволоки в другое окно. Вращая ротор, следует намотать на него проволоку так, чтобы витки укладывались вплотную друг к другу, и вся ширина зазора между ротором и статором была заполнена. Таким образом, вал будет заклинен, но ввиду мягкости изоляции повреждения нанесены не будут. Вместо проволоки можно использовать длинную полосу ткани. После отвинчивания гайки проволоку или ткань осторожно извлекают, понемногу поворачивая вал в обратную сторону.
  • Пропил вала по торцу. Этот способ требует большой точности в исполнении. Его стоит пробовать, если ваши навыки слесарных работ находятся на достаточном уровне. Торец вала вместе с верхней частью гайки пропиливают на глубину полтора- два миллиметра так, чтобы образовался шлиц , достаточный для удержания вала плоской отверткой. Пропил удобно делать ручным гравером, дремелем или просто дрелью, в которой зажат диск с алмазным напылением. Следует также аккуратно прогреть гайку портативной горелкой, чтобы размягчить фиксирующий ее герметик или краску. Удерживая вал плоской отверткой, можно легко отвернуть гайку.


Важно! После пропиливания необходимо пылесосом удалить с поверхности крыльчатки металлические опилки, чтобы они не попали в двигатель.

Дальнейшая разборка, как и на пылесосах других марок, не представляет затруднений. После снятия крыльчатки демонтируются остальные детали двигателя, закрепленные винтами.


Двигатель LG после разборки

Подшипники снимаются универсальными или специализированными съемниками. Если подшипник поврежден настолько, что из него выпали шарики, внутреннюю обойму стачивают абразивным кругом так, чтобы минимально коснуться вала ротора. После этого охват обоймы ослабевает, и ее снимают, постукивая малым молотком.

Samsung

Конструкция электродвигателя, применяемого в пылесосах Samsung, весьма похожа на двигатель LG

Начинать разборку всегда следует с демонтажа щеток и узла их крепления. Samsung крепит щеткодержатели на винтах.

Далее можно приступать к дальнейшей разборке двигателя. Самое сложное и в этом случае — это отвинтить гайку. Домашние мастера рекомендуют для пылесосов Samsung использовать сходные методы:

  • прорезание паза в торце вала;
  • фиксация проводом, шнуром или полосой ткани;
  • крепление в тисках деревянными брусочками.

Эти способы были подробно описаны выше. Выбор конкретного метода зависит от имеющегося оборудования и навыков слесарных работ домашнего мастера.

Во времена до перестройки все советские электромоторы выпускались со шлицем на торце вала. Это обуславливалось их более чем средним качеством изготовления и гарантированной необходимостью неоднократной разборки для ремонта за время эксплуатации. Современные двигатели ведущих производителей проектируют и изготовляют с таким расчетом, чтобы его ресурса хватило на паспортный срок эксплуатации. Разборка и ремонт конструктивно не предусматривается, сервисная политика ориентирована на замену всего узла.

Этот вызов принимают отечественные домашние мастера, любящие докопаться до сути и чинить все, невзирая на затраты времени и средств.

Верхняя крышка двигателя на Samsung обжата не по всему периметру, а в четырех местах. Достаточно найти первое — остальные будут следовать через 90 о Места обжатия надо выровнять плоскогубцами, после этого крышка снимается руками.

Крыльчатка крепится через прокладку двумя хорошо заметными винтами.

Чтобы извлечь ротор, необходимо:

  • отвинтить четыре винта, удерживающие крепежную планку, удерживающую обойму подшипника;
  • извлечь выступы из пазов в крышке двигателя;
  • выколотить ротор с нижним подшипником через деревянную проставку.

большинство домашних мастеров сходится в том, что продукцию производства германского концерна лучше не разбирать. Случаи успешного ремонта в домашних условиях практически неизвестны.

То же самое можно сказать про другие бренды-Philips, Beko, Miele, AEG и другие.

Проблемы при неправильной разборке

Неосторожное обращение с инструментом и применение его не по назначению может привести к следующим проблемам в ходе разборки:

  • Повреждение крыльчатки. К ним приводят попытки удерживать вал двигателя за крыльчатку при отвинчивании гайки.
  • Повреждение держателя щеток. Возникают вследствие попыток заклинить вал, вводя отвертку или плоскогубцы через проемы щеткодержателей без демонтажа щеток.
  • Повреждение контактной группы ротора. Причина та же — попытки удержать ротор плоскогубцами или заклинить отверткой.

Чтобы избежать этих проблем, достаточно соблюдать изложенные выше рекомендации.

Читайте также: