Кто такие пылесосы в такси

Обновлено: 27.04.2024

Недопонимание между таксистами и пассажирами

Людмила, жительница подмосковного посёлка Пирогово, столкнулась с недобросовестным поведением таксиста, когда возвращалась с дочкой из отпуска. Она считает, что во избежание таких ситуаций водителей такси необходимо специально обучать общению с клиентами, в том числе тому, как позвонить и уточнить, где пассажир находится.

Мы вызвали такси, чтобы доехать от станции Мытищи домой, водитель долго крутился около вокзала, мы его видели в приложении, но он не заехал и не забрал нас, при этом на наши звонки он не отвечал и сам не перезванивал. В итоге пришлось отказаться от заказанного такси и вызвать другое. Мы очень замёрзли, пока ждали, — возмущается она.

Бывает, что водитель такси подъезжает к обратной стороне дома, особенно в новых микрорайонах. При этом до момента пока пассажир выйдет из подъезда, обойдёт дом и сядет в автомобиль, у него спишутся деньги за платное ожидание.

Иногда точка расположения в смартфоне пассажира и в смартфоне водителя не совпадает настолько, что пассажир отказывается от поездки. А с его карты, привязанной к приложению, списывается минимальная сумма, условно 100 рублей. Недопонимания во взаимодействии таксистов и пассажиров происходят нередко. В пассажирской среде придумали лайфхак: не привязывать к приложению свою банковскую карту, а оплачивать поездку наличными или переводить деньги таксисту через банковское приложение после оказания услуги. Так у вас никогда не спишутся деньги, если случайно вы не найдёте таксиста.

Я приехал в Москву из Бишкека, взял автомобиль в аренду и работаю в такси уже четыре года. Окончил дома юридический факультет университета, но не могу найти работу по специальности в Москве. В такси заработки не такие, на которые можно рассчитывать человеку с высшим образованием, но у себя на родине мне и столько не заработать, поэтому буду таксовать и искать работу.

Как становятся таксистами

На личном автомобиле можно заработать гораздо больше, но износ машины будет существенным, потому что в день в среднем приходится наезжать около 300 километров.

Но требования не пугают желающих стать таксистами. В столичных таксопарках толпятся очереди желающих взять в аренду автомобиль.

Менеджмент таксопарков в этот период завлекал водителей более низкими ценами аренды. Некоторые владельцы снижали плату или позволяли водителям работать по схеме 5/2, то есть платить за аренду только пять дней в неделю.

O результатах погружения в профессию

Польза от таких курсов огромная — в них есть видеоуроки для тренировки мышц, ног, шеи, спины, полезные советы, например, взять держатель для смартфона, переходник для зарядника, щётку для чистки автомобиля от снега и т. д. Есть даже лекции по финансовой грамотности. Однако о них в таксопарках не рассказывают. И не все водители, которые ездят по Москве и области, изучают эти курсы.

В идеале водителей такси, которые устраиваются на работу, можно обязать проходить эти курсы до выхода на линию, и даже, возможно, создать для них этический кодекс поведения таксиста, который мог бы сгладить культурные пробелы в общении с пассажирами. Но этого никто не делает.

По его словам, компания постоянно анализирует отзывы и обращения пользователей или самих водителей. Кроме того, и пользователи, и водители имеют доступ к широкому функционалу для оценки сервиса. Изучение этих оценок также позволяет агрегатору повышать качество работы и удобство.

Следствием такого отношения бизнеса и государства является то, что водители выходят на работу не совсем подготовленными в плане клиентоориентированности и сами испытывают стресс. Возможно, по этой причине аварийность с участием такси в Москве остаётся по-прежнему высокой. В 2020 году в столице произошло 1667 аварий с участием такси, в которых погибло 60 человек и почти 2 тысячи человек получили ранения.

Ситуацию исправит конкуренция

Критерии того, насколько водители правильные или неправильные, связаны не только с тем, насколько они клиентоориентированные. Существуют и другие факторы: безаварийность, знание карты города, стрессоустойчивость и т. д. В конкурентной среде таксисты, которые менее эффективны и приятны пассажирам, выпадают, — сказал он.

По мнению Онучина, вторая проблема — это сбой культур. Вопрос, что такое культура поведения, что правильно делать, а что неправильно? Например, для одних пассажиров включить громко шансон — это нормально, для других — неприемлемо.

Есть набор минимальных правил, которые необходимо выполнять, например, иметь чистый салон. Хороший водитель спрашивает клиента, можно ли включить ту или иную радиостанцию, нужно ли подвинуть сиденье, если пассажиру неудобно. И самому таксисту надо иметь определённую стрессоустойчивость, потому что клиенты ведь тоже не всегда безупречны, — добавил эксперт.

По его словам, Яндекс Go и другие сервисы заказа такси пытаются собирать обратную связь от клиентов об эффективности водителей. И у агрегаторов накапливается большой массив данных, чтобы проводить серьёзные социологические исследования, определять тренды развития бизнеса.

Хотел временно подработать

После переезда в другой город с работой было тяжело. У меня был свой уже не новый, но неплохой автомобиль. Поэтому возникла мысль пойти в такси. Устроиться получилось очень легко — на оформление ушло меньше часа.

Никто не проверял ни техническое состояние машины, ни умения — стаж определили по дате получения водительского удостоверения. По душе пришелся свободный график, общение с пассажирами не напрягало, нравились ежедневные выплаты и чаевые — так я называю все: и деньги сверх стоимости поездки, и сдачу, которую не забрали.

Как было раньше

Немного поездив на своей машине и поработав через приложение, я понял, что это невыгодно: плохое состояние дорог в Туле убивало машину день за днем. Поэтому я перешел в таксопарк на штатное авто. Там был сменный график и свои диспетчеры. Схема простая: клиент звонил оператору, тот говорил в эфир адрес. Все подключенные таксисты начинали в ответ кричать по рации свои номера.

Чтобы тебя услышали, нужна была радиоустановка в автомобиле. Они были по 100, 200, 500 Вт. Последняя — самая мощная, но очень дорогая. Но за ней все равно охотились все уважающие себя таксисты. Вспоминаю это время с ностальгией. Но потом начались проблемы с выплатами, у руководства была задача оштрафовать водителя по любому поводу — в итоге я зарабатывал только 30–40 % от своей выручки.

Как теперь

Как строится работа

Если берешь заказы через приложение, то просто запускаешь его, когда готов выйти на линию, и все. Нам нужно проходить фотоконтроль каждые 10 дней — все ради безопасности пассажира. Но многие приводят в порядок свое авто с помощью фотошопа, а заодно меняют цифры и печати в удостоверениях. Так на работу попадают или непрофессионалы, или неадекватные водители.

Таксопарки с диспетчером никуда не исчезли, теперь они просто пользуются мобильными — звонит диспетчер, предлагает заказ, если тебе выгодно, то берешь. По второй схеме я работаю с межгородом — в случае если заказа обратно или туда нет, беру попутчиков по BlaBlaCar, чтобы отбить стоимость бензина. Не скажу, что это работа мечты, но мне она определенно нравится. Общение с людьми тоже дает свои плоды — нашел несколько деловых контактов по второй работе.

Такси для клиентов стало значительно дешевле

Заработок нестабильный

Бывает, что нужно ездить в аэропорт каждый день, а бывает и неделя простоя. По городу необходимо получить очень много заказов, чтобы вышли те же деньги, что за межгород. По городу выгодно выходить на линию, когда за поездку считается сумма с коэффициентом увеличения цены, который стабильно повышается в снегопад, мороз, сильный дождь и, конечно же, в час пик.

Мне часто приходится встречать и провожать иностранцев в аэропорты. Я стараюсь, чтобы они чувствовали себя комфортно, общаюсь с ними на ломаном английском и с онлайн-переводчиком. Иногда на новогодние праздники они оставляют чаевые в валюте, это очень поднимает настроение и мотивирует работать дальше.

Самые частые просьбы

Какие бывают пассажиры

Таксисты работают по 12–14 часов, и человеку за рулем нужно обязательно обладать стрессоустойчивостью, так как пассажиры бывают разные. Я заметил, что те, кто вызывает по телефону, часто выходят долго, они не могут найти мою машину, бывают сильно нетрезвые. Иногда огромных размеров люди садятся спереди и не могут там даже пристегнуть ремень, хотя на заднем сиденье могли бы устроиться легко. Одну мадам я возил 2,5 часа в пригород и обратно, и все это время она разговаривала по телефону! За ту поездку я понял, что главные проблемы в жизни — это волосы и ногти.

Пассажиры, которые заказывают через приложение, сильно отличаются: выходят быстро, что очень важно, особенно в пиковые нагрузки. Но и тут иногда бывают люди, для которых 100 рублей — это много, и они своим поведением показывают, что им все обязаны: долго идут, зная, что машина уже ждет, пытаются изменить маршрут, не увеличивая цену. Ругаться с такими смысла нет, стараюсь отменить такие поездки или высадить.

Все эти правила существуют для того, чтобы сервис в целом был удобен и безопасен для клиентов. В качестве пряника приложение нередко доплачивает водителю за заказы. Клиент платит одну сумму, а система начисляет бонус до приемлемой суммы за такую работу.

Вещи забывают в такси часто

Пару раз оставляли телефоны, я возвращал и не требовал за это денег, но люди сами давали. Однажды иногородние ребята думали, что забыли у меня макбук, и предлагали € 500, если верну. Но у меня его, к сожалению, не было. Они забыли его явно не у меня, хотя и не поверили — решили проверить с полицией по видеокамерам. Но в машину садились они уже без компьютера.

Безопасность

Раньше клиент вызывал такси с городского телефона или просто ловил машину у обочины, и мы о нем не знали ничего, кроме того, откуда и куда его везти. В автомобиль мог сесть кто угодно, и, случись что, человека найти было практически невозможно.

Теперь пассажиров мы не боимся. У нас масса информации о них: телефон, номер паспорта, к которому привязана SIM-карта, и даже ссылки на профили в социальных сетях. Понятно, что при желании и упорстве можно придумать, как обмануть систему, но нам стало спокойнее. А пассажирам тем более: они понимают, что вероятность совершения преступных действий против них исключена, все действия фиксируются.

Favorite

В закладки

Яндекс.Такси, спрячьте рейтинг пассажиров, или будет хуже

Который день народ удивляется своему рейтингу в Яндекс.Такси.

Он рассчитывается по средней оценке за 40 последних поездок. Для многих результаты оказались неприятным сюрпризом.

Почти сразу рейтинг обнажил глубокие проблемы сервиса. Мне захотелось покопаться в этом: почему пользователи недовольны, и почему водители рады.

Ну и подвести черту: рейтинг в таком виде не нужен.

Многие этого не замечали, но рейтингу пассажиров уже два года

Яндекс ввёл рейтинги пассажиров больше года назад. Водители могли оценить поездку примерно так же, как это делали пользователи Такси.

Но если рейтинг водителей был видимым пользователю сразу после назначения машины, то рейтинг пассажира был скрыт для всех, кроме самого Яндекса.

Рейтинг пассажира незаметно влиял на некоторые факторы при оформлении заказа. Например, на частоту назначения хорошего автомобиля, а также на вероятность решения проблем службой поддержки в пользу пользователя.

Отобразив эти данные каждому пользователю, Яндекс получил хорошую волну хайпа, но вместе с ней продемонстрировал проблемы Такси, уходящие куда глубже, чем просто взаимоотношения водителя и пассажира.

Рейтинг пассажира – это правильно, пока им не злоупотребляют водители


В идеальном мире рейтинг позволяет как водителю, так и сервису вести контроль за поведением пассажиров и мотивировать тех вести себя лучше. И не вызывать такси с ожиданием 20 минут под камеру запрета остановки со штрафом от 3 тыс. рублей.

Не важно, что пассажир платит деньги за поездку. Это не даёт ему права нарушать базовые правила поведения. Таксист ему не раб, он довозит из точки А в точку Б. За всё остальное спрос имеется, только если машину заказываешь по тарифу формата Бизнес и выше.

Но некоторые пошли дальше и увидели в рейтинге возможность насолить именно Яндексу.

Борьба водителей и Яндекса злая, долгая и очень мутная, не буду глубоко сейчас в неё нырять. Коротко о претензиях таксистов:

Всё это бросает тень другого смысла на рейтинг пассажиров. Если верить телеграм-каналам (в целом плохая идея, но всё же) таксистов, некоторые водители начали специально снижать оценки пассажирам только за то, что у них есть Яндекс.Плюс.

То есть водители так мстят пассажирам, если стоимость поездки не устраивает. Или просто за сам факт наличия подписки.

При этом подходе рейтинг становится инструментом вялотекущих разборок между таксистами и Яндексом, а пассажир – пассивной разменной монетой.

Мы, пассажиры, не устанавливаем цену поездки, не виноваты в 10-процентной скидке от Яндекс.Плюса, не понижаем и не задираем цену в зависимости от загруженности машин в районе. У нас есть только кнопки Заказать да Поставить рейтинг.

Есть что-то лиричное в этой ситуации, ведь обычно водитель ровно так же беспомощен перед непонятными для него недовольствами пассажира. Рейтинг его падает, но за что? Сиди и обтекай теперь.

Чего в этой ситуации точно нет – хорошего. Если рейтинг оставлять в текущем виде и ничего не менять, недовольные водители будут использовать его негативном формате, постепенно ухудшив отношение нормальных пассажиров к любым таксистам в целом.

Чаевые точно начнут оставлять реже. Негатив рождает негатив.

Пассажиры завалили негативом отзывы к приложению Яндекс.Такси



Это ещё умеренно негативные отзывы, есть и намного хуже.

Заходим в App Store на страницу Я.Такси, открываем отзывы и раздел Самые недавние.

Там мат, ненависть и прочий трэш, связанный с отображением рейтинга пассажира. Есть более-менее адекватные точки зрения, но в основном всё печально.

Типичное мнение большинства: таксист – раб, а я – молодец. Раб заработал денег, поэтому должен страдать.

Средняя цена поездки в регионах составляет полторы сотни рублей, а иногда и меньше. Большинство водителей реально сводят концы с концами, это факт. Но почему-то по мнению типичного пассажира, виноват во всём этом как раз водитель.

Позитива никакого. Польза тоже непонятна. Поэтому в текущем виде у рейтинга только одна дорога –

Рейтинг надо убирать, пока Яндекс не решит проблемы внутри


Если бы 85% водителей были довольными и сытыми, а пассажиры ровно настолько воспитанными и адекватными, то рейтинг бы работал как следует. А так он не решает никаких задач, кроме дальнейшей эскалации.

Если бы это было так просто! Но увы. Иначе бы уже всё сделали.

Вместо вывода – короткая история. Вчера в Москве поехал домой на Яндекс.Такси, Комфорт+. Сажусь в машину, чувствую напряг водителя по непонятной причине. Доехали спокойно и молча, без проблем.

Сегодня с утра проверяю рейтинг, а он упал с 4.90 до 4.72. Водитель поставил мне 1 звезду.

Почему? Потому что у меня Яндекс.Плюс? Поездка стоила дешевле, чем он ожидал? Дверью никто не хлопал, в салон животных не сажал, не курил, всё было прилично, образцово-показательно.

Вот и угадывай теперь. Или просто игнорируй весь рейтинг целиком, пусть водители дальше дуются непонятно на что. Тоже вариант. Глядишь, через пару месяцев отключат его за отсутствие смысла.

И ничего ни у водителей, ни у пассажиров не изменится в лучшую сторону.

Favorite

В закладки

Николай Кодолов пришел в отрасль в 2017 г. Он вряд ли бы сел за руль такси, если бы не жизненные обстоятельства. Раньше Николай работал на руководящих должностях у операторов связи, но из-за кризиса в 2014 г. начались сокращения, и он остался без работы. Попытался устроиться в своей же отрасли, удалось ненадолго. Пришлось в очередной раз искать способы, как заработать.

– Я несколько месяцев не решался идти работать в такси, потому что нужно было наступить на горло своим принципам: ведь у меня были хорошие должности и доход. Для меня это было, как спуститься на самое дно.

Первые несколько месяцев все было интересно и в новинку, хотя материальное удовлетворение было средним. А когда удалось изучить все тонкости, пришли первые трудности. Условия работы менялись – например, когда такси перешли на фиксированные тарифы вместо оплаты по счетчику, заработок упал.

– В такси ситуация постоянно меняется, и если ты не подстраиваешься под обстоятельства и не ищешь выходы, то твои заработки оставляют желать лучшего.

Машину Николай взял в аренду, работает он с помощью агрегатора. Пару лет назад за смену в 12 часов можно было заработать от 3000 до 5000 руб.

– Сейчас в разные промежутки времени по-разному. Зависит от внешних факторов – это и погода, и, к примеру, ситуация с обязательной вакцинацией – она на короткий промежуток времени повлияла на отток водителей, их стало меньше, цены поползли вверх. Сейчас от 5000 в среднем за смену можно заработать.

– Я люблю путешествовать и могу в какой-то день вскочить, уехать в другой город, в какие-то интересные места Подмосковья. Или на 2–3 дня уехать куда-то подальше, посмотреть новое и необычное – для меня это энергетическая подпитка.

Подстраиваться под новые реалии пришлось и в период пандемии, когда все общественные места и заведения общепита в Москве закрыли. Николай две недели просидел дома. В итоге ушел работать в доставку.

– Я не пожалел. При минимальных трудозатратах получал приличную компенсацию. А после снятия ограничений работа в такси снова стала доходной, я вернулся.

В этом году работу за рулем Николай сократил, поскольку начал активнее заниматься общественной деятельностью. Еще в 2018 г. он вместе с коллегами создал общественную организацию по защите конституционных и трудовых прав работников такси.

– Мне интересно работать с людьми, что-то создавать. Всю жизнь занимался работой, когда нужно было креативить, строить с нуля. На линию теперь выхожу ненадолго, чтобы не отставать и понимать тенденции, как работают люди, с чем сталкиваются, потому что без этого сложно решать вопросы и помогать.

София-Виктория Вилкова по образованию юрист, начала работать в такси полтора года назад, учась на четвертом курсе университета. Расписание занятий было плавающим, поэтому она решила занять свободное время.

София обожает свою работу за свободный график: он позволяет подольше поспать, не спеша собраться и решить все свои вопросы.

– Я богема, и мне нравится красиво позавтракать, принять душ, сделать маску для лица, днем выйти на линию и поработать до вечера. Но когда ты сама себе начальник, очень легко скатиться в безделье и лень. Выстроенный график помогает дисциплинировать.

На старте был обычный синдром новичка: когда ты волнуешься перед встречей с пассажиром, трепетно относишься ко всему. Например, было желание постоянно протирать сиденья и чуть ли не открывать двери пассажирам, рассказала София.

По словам Софии, девушка – водитель такси вызывает неоднозначную реакцию. Все были в шоке – водители такси, автобусов и пешеходы.

– Меня фотографировали за рулем. Я стою в пробке, поворачиваю голову налево: стоит машина и мужчина фотографирует меня. Я помахала ему рукой, а он показал большой палец вверх. Но реакция положительная.

Пассажирам приходилось объяснять, что в первую очередь к ним приехал водитель и неважно, какого он пола. Сейчас стали удивляться меньше, поскольку женщин в такси работает довольно много.

Один раз девушка везла мужчину с ребенком. По словам Софии, пассажир был настроен категорично и всю дорогу говорил, что женщины никогда не будут делать определенные вещи лучше мужчин, в том числе и водить машину. Но в конце поездки все-таки сделал комплимент езде и поблагодарил.

София говорит, что в такси можно хорошо зарабатывать, даже несмотря на все расходы. Девушка оформлена как самозанятая, и это позволяет покупать у агрегатора смену за 1850 руб. в день. Аренда машины обходится примерно в 3000 руб., траты на бензин – 1300 руб. в день. При этом девушка ежемесячно платит налоги от 8000 до 13 000 руб.

– И даже при учете этих трат остается вполне приличная сумма – все деньги от заказов поступают на счет водителя. Прибыль разная, зависит от занятости и моего желания, от 90 000 до 150 000. Я знаю точно, можно и больше, но меня такой заработок пока устраивает.

В пандемию, когда количество заказов снизилось, София уехала домой, в Кемеровскую область. Тоска по работе в тот период была очень сильной.

Никита Садыков – фотограф. Три года назад он искал работу со свободным графиком, чтобы в любой момент можно было сорваться и улететь в Стамбул. Там Никита занимался рекламной съемкой для отелей, ресторанов и кино.

– Я улетал на неделю или на месяц, делал работу и возвращался в Москву. Когда подолгу уезжать в Стамбул стало невозможно из-за семейных проблем, начал летать ненадолго. Это перестало кормить. В итоге начал работать в такси.

Принятое решение повергло родных и близких Никиты в шок, поскольку в глазах людей – это жесткое падение и трагическое жизненное обстоятельство.

По словам Никиты, поначалу все было непривычным, а свой первый заказ он запомнит надолго. Вечером вышел на линию и очень волновался, что все пойдет не по плану.

– Боялся, что нажму не ту кнопку в приложении, что пассажиры поймут, что в роли таксиста я выступаю всего лишь третью минуту. И тогда действительно я все сделал неправильно технически и заработал меньше денег, чем должен был.

При этом Никита сразу почувствовал себя комфортно и в роли водителя, и в общении с постоянно меняющимися в салоне пассажирами. Он уверен: таксисту нужно быть готовым к тому, что люди попадаются разные, не всегда с хорошим настроением, с претензиями и своими предпочтениями, и не стоит все принимать на свой счет.

– Это касается любой сферы услуг. В нашем случае если понимаешь, что пассажир не способен идти на какой-то адекватный контакт, то просто завершаешь поездку и прощаешься с человеком. У меня такое бывало.

Особенно накалилась обстановка в период жестких ограничений в пандемию.

– Когда ввели QR-коды, пассажиры не хотели их предъявлять, а я не мог начать поездку. Были столкновения, претензии, но таких людей я тоже отправлял на тротуар.

На заработки Никита не жалуется. В месяц может заработать от 100 000 руб. чистыми и больше – после всех расходов (аренда машины, бензин, оплата штрафов, мойки и покупка смены у агрегатора).

Сейчас работа Никиту устраивает, родные тоже приняли этот факт. А вот от съемок в Стамбуле пока пришлось отказаться, хотя он по ней скучает.

– До сих пор мне оттуда звонят, но теперь уже начинать историю со Стамбулом нужно, если закруглюсь с такси окончательно. Но пока мне здесь очень нравится.

Он к тому же ведет свой YouTube-канал и блог в Telegram, где рассказывает о своей работе.

С 30 декабря на улицах столицы включится праздничная иллюминация. Уже идет монтаж новогодних конструкций

К своему 160-летию РГБ совместно с Гжельским фарфоровым заводом готовит эксклюзивную коллекцию изделий

Проект уже поддержали певец Дима Билан, телеведущая Екатерина Андреева, актрисы Оксана Фандера и Рената Литвинова

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Читайте также: