Петрушка озорник привез на самый полюс пылесос

Обновлено: 13.05.2024

II. II. Чтение с доски.

реки ветер театр море ветры театры сети ветерок енот лето теремок еноты

Сева и Лена в театре. Какие тут артисты! Слон и мишка, котик и мартышка, серые мыши и морские свинки, енот и ворона. Мартышка катает свинок в ка­рете. Енот стирает в корыте. Смешно! Вышел слон. Он кивает всем. Весело Севе и Лене.

III. Работа по теме.

1. Фонетическая зарядка. Как пыхтит каша? [П-п-п] Как пищат птенцы? [Пи-пи-пи]

2. Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка). Загадки.

Он с хвостом резиновым, Хвост с узорами,

С желудком парусиновым. Сапоги со шпорами, Как загудит его мотор, Песни распевает,

Глотает он и пыль, и сор. Время считает.

Выделение звука [п, п'] из слов-отгадок.

Вывод: согласный, глухой (парный звонкий [б]), может быть твер­дым и мягким.

3. Придумывание слов с новым звуком.

Он с бубенчиком в руке, Встает на заре,

В сине-красном колпаке. Поет во дворе,

Он веселая игрушка, На голове гребешок.

И зовут его. (Петрушка). Кто же это. (петушок)

Вперевалку шел со льдин

К нам на утренник. (пингвин).

Я хотел устроить бал

И гостей к себе. (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый. (пирог).

Если все ты будешь знать,

То получишь в школе. (пять).

Веселятся Коля, Лена –

Это значит. (перемена).

5. Кто внимательный?

Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал пятачком Петю к бе­регу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.

- Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вез.

- Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.

Водящий: Слова пчелок:

Полетели пчелки Этот улей - домик наш,

Собирать мед с цветочков. Уходи, медведь, от нас:

Мишка-медведь идет, Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

(Дети убегают, размахивая руками, и жужжат. Пчелки летят в улей (угол комнаты), медведь направляется туда же. Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Медведь старается их поймать.)

V. Знакомство с буквой П, п (картинка, стихи).

Петя, Петя, петушок - Петрушка-озорник привез

Золотой гребешок, На самый полюс пылесос.

Ну-ка, Петя, нам ответь, Он в пять минут почистил льдину,

Говорят, ты мастер петь? Ну а потом пиджак пингвину.

«Да, я раньше всех встаю,

1. На что похожа буква П?

Букву П в спортивном зале

Проходи, кому охота!

- Ну-ка, милый, не ленись - На хоккее, на футболе

Подойди да подтянись. Буква П - ворота в поле.

Влез на букву Озорник:

2. Место буквы в алфавите.

VI. Печатание буквы, слогов, слов и предложения.

П п Пп па по пу пы пи пе пал плат пав папа палка пол плот пов пила полка пул плут пув пилы пилка пыл плыт пыв пили пилки пел плет пев пилит лапка пил плит пив пела липка

У папы пила. Папина пила остра. Папа и Паша пилили. Пила пела. Летели опилки.

- Павлик, неси полено!

- А ты, Клава, мети опилки.

(Картинка.) Вот какие зубастые страшилы были прапрапрабабушками на­ших птиц!

Сейчас самая большая птица - страус - выше человека, а самая маленькая -колибри - не больше конфеты. Малышка, а летает целый день без отдыха. Даже нектар из цветов ест, повиснув в воздухе как вертолет. А вот домашние куры почти совсем летать разучились. Все птицы покрыты перьями, которые служат им одеж­дой. У павлина, например, наряд просто королевский, зато голос никудышный. А серенький невзрачный соловей - самый искусный певец. Птицы несут яйца, из ко­торых потом вылупляются птенцы. У древних птиц яйца были размером с футболь­ный мяч, а у малютки колибри - с горошину.

Чтобы прокормить своих голодных птенцов, некоторые птицы за одно лето уничтожают огромное количество вредных насекомых. А какая польза от птицы, сидящей в клетке?

Ученик 1.

Заходите, проходите!
Путь свободен, освещен.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Букварем!

Ученик 2.

Если скуку ты оставил
И сомненья позади,
Если с другом не слукавил,
Заходи!

Ученик 3.

Если лень свою оставил,
Нарушенья позади,
То смелей скорее в класс
Заходи!

Ученик 4.

Если все у вас в порядке:
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда!

Ученик 5.

Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем.

Ученик 6.

Заходите, проходите,
Всех на праздник соберем.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Букварем!

Ученик 7.

Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школах праздник,
Славный праздник –
Праздник Букваря.

Ученик 8.

Первоклассники рядами
Стройными идут,
Первой книге, мудрой книге
Отдают салют!
Учитель. Пожалуйста, прочитайте, что написано на плакате.

На доске:

Спасибо Букварю!

Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.

Зз

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.

Веселые стихи
Улитка просит уточку:
– Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула,
Уклейку-рыбку вынула.

Фф

Федя ходит руки в боки –
Значит, выучил уроки.
Веселые стихи
Фокусник во фрак одет,
Факел превратит в букет,
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?

Хх

Х все ходит, ходит, ходит –
Места, что ли, не находит?

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Цц

Вот такая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Шш

Посмотри на букву Ш:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень
Шумно шарят в кашке,
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.

Щщ

На расческу Щ пoxoжa.
Три зубца всего?
Ну что же!

Щука проглотила щетку.
Щетка ей щекочет глотку.
– Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?

Ьь

Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.

Ъъ

Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться.

Что случилось
С мягким знаком?
Был мягкий знак высоковат.
Сказали буквы строго:
– Эй, наклонись немного! –
И так согнулся он, чудак,
Что превратился
В . твердый знак.

Ыы

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.

Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы
Все мы знать ее должны.

Ээ

Это – Э,
С открытым ртом
И большущим языком.

Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!

Юю

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
– Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась. буква Ю.

Откровенно признаю:
Зверя нет на букву Ю.
Это – южный ктототам,
Я его придумал сам!

Яя

Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я
Я буква, слог и слово.

Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок – точно.

Припев.

Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.

Припев.


Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы. Целью занятий чистописания является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.


занимательных упражнений с буквами и звуками



для детей 5—6 лет


АСТ Астрель


УДК 372.3/.4


1

Костылева, Наталия Юрьевна


200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5—6 лет / Н. Ю. Костылева. — Москва : АСТ : Астрель, 2016. — 110, [2] с.

Пособие предназначено для подготовки детей 5 — 6 лет к обучению грамоте. В книгу вошли 200 разнообразных заданий, выполнение которых поможет развить фонематический слух, овладеть навыками звуко-слогового анализа, расширить лексический запас, приобрести графические навыки.

Издание адресовано дошкольным педагогам, логопедам и родителям.


удк 373.3/.4 ББК74.9О2

Эта книга поможет подготовить ребёнка к обучению грамоте.

Она предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду и дома.

Книга в интересной, доступной форме знакомит детей со звуками и буквами родного языка, учит анализировать звучащее слово, помогает сформировать первоначальные навыки чтения и письма.

Она представляет собой рабочую тетрадь, в которую вошли 200 разнообразных — в том числе игровых — заданий, содержащих наиболее эффективные приёмы обучения основам грамоты дошкольников. Их успешное выполнение позволит будущим первоклассникам не только накопить определённый багаж языковых знаний, умений и НЕВЬКОВ, но и избежать появления возможных нарушений чтения и письма при обучении в школе.

Игровой характер многих заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв и сделает этот процесс интересным и увлекательным.

В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребёнка различать звуки речи — фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Данное практическое пособие поможет решить эту непростую задачу.

Развитие удетей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка — ведущая цель пособия, но не единственная. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок будет учиться не только слышать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные — твёрдые и мягкие, звонкие и глухие), соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у него разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание, он приобретёт графические навыки.

Предложенная система занимательных упражнений с успехом может быть использована для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в помощи логопеда. Занимаясь по этому пособию, ребёнок одновременно с успешной подготовкой к грамоте получит хорошую возможность для профилактики нарушений чтения и письма.

С книгой легко и удобно работать. Весь материал имеет занимательный для ребёнка характер и легко доступен восприятию дошкольника — максимум наглядности, минимум текста.

Центральное место в книге занимают упражнения по обучению осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. В их основе тщательно подобранные предметные картинки, которые помогают ребёнку удерживать в памяти анализируемое слово. Под картинкой даётся схема этого слова, отражающая его звуковой состав, где количество кружков соответствует количеству звуков.

Схема является для ребёнка опорой: произнося слово по звукам, ребёнок отмечает на схеме их последовательность и качество, используя специальные цветовые символы. Обычно в школьной педагогике гласные звуки и буквы принято обозначать красным цветом, твёрдые согласные — синим, а мягкие согласные — зелёным. При выполнении заданий используйте те же обозначения.

На схеме ребёнок отмечает не только звуки, но и слоги, определяя границу слога вертикальной линией, а также ударение.

Под графической схемой в клеточки ребёнок вписывает слово печатными буквами. Запись слов позволяет закрепить навык звукового анализа, переводить звуки в буквы и упражняться в чтении записанных слов. Выбор цвета при написании буквы зависит от качества звука, который она обозначает.

Слова рдя анализа даются в постепенно усложняющейся последовательности и подобраны таким образом, чтобы написание слов не расходилось с их произношением.

Анализ слов с йотированными гласными не даётся. Такие слова предлагается записывать буквами. Буквы Е, Ё, Ю, Я рассматриваются только как способ обозначения мягкости предшествующего согласного.

В процессе обучения анализу у детей формируется представление о соотношении между звуками и буквами: ведь чтобы запомнить букву, необходимо знать, какой звук она обозначает, а для этого, в свою очередь, нужно слышать, как он звучит, иначе не вырабатывается необходимая связь между звуком и буквой. Не путайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА.

ЗВУК — слышим и произносим, а БУКВУ — видим и пишем.


Основной принцип построения занятий — от звука к букве. Прежде чем познакомить ребёнка с буквой, научите его СЛЫИЕТЬ звук, КОТОРЫЙ обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. И только после успеш ного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.


На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, не давайте алфавитных на званий букв, называйте букву так, как звучит звук (коротко, без добавления гласных: Б, а не БЭ; М, а не ЭМ). Такой звуковой способ называния букв поможет ребёнку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением.

Только после усвоения ребёнком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв.

В задачу обучения первоначальному чтению входит не только усвоение ребёнком новых звуков и букв, но и чтение слогов и слов с этими буквами, а на более поздних этапах обучения и коротких предложений.

В книге вы найдёте разнообразные графические упражнения, направленные как на подготовку руки к письму, так и на формирование зрительно—пространственных представлений через НЕВЫК зрительного анализа и синтеза- Их успешное выполнение поможет ребёнку запомнить зрительный образ каждой печатной буквы, научит различать буквы, похожие по начертанию, и не путать их во время чтения и письма. для этого предлагаются различные приёмы работы с буквами: обведение по контуру, штриховка в различных направлениях, написание по точкам, выбор правильно написанной буквы, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, нахождение и подчёркивание буквы в стихотворном тексте и др.

При выполнении графических упражнений обратите внимание на то, как сидит ребёнок, правильно ли держит карандаш или ручку, точно ли обводит контуры фигур, учитывает ли направление штриховки, не переворачивает ли книжку.

Так, переходя от задания к заданию, дети постепенно познакомятся со всеми звуками родного ЯЗЬКа и всеми печатными буквами.

Эта книга окажет практическую помощь родителям и педагогам дошкольных учреждений. Занятия по тетради могут проводиться как с группой детей, так и индивидуально в домашних условиях.


Книга предполагает совместную деятельность взрослого и ребёнка. Взрослый читает текст заданий и осуществляет контроль, при необходимости оказывая минимальную помощь: без прямых подсказок даёт возможность ребёнку самому достичь нужного результата.


Анализируя ошибки при выполнении заданий, не увлекайтесь критикой ребёнка, важнее по мочь ему понять, какую ошибку он допустил при выполнении того или иного задания и причины, приведшие к ошибке. Доброжелательный настрой взрослого, тактичный анализ причин помогут детям правильно реагировать на неудачу и не отобьют желания заниматься дальше.


Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, быть одновременно серьёзными и занимательными — от этого во многом зависит их эффективность. Хвалите ребёнка за старание и успехи, шутите, играйте, соревнуйтесь — пусть он выйдет победителем.

Проводите занятия регулярно, два—три раза в неделю, по 20—25 минут.


Количество предлагаемых ребёнку заданий определяется индивидуально с учётом его воз можностей и подготовки.


Успешно выполнив все задания предлагаемого пособия, ваши дети получат хорошую подго товку и будут чувствовать себя уверенно на уроках по обучению грамоте в начальной школе.

Остаётся надеяться, что эта книга понравится и детям, и взрослым и сделает каждое занятие полезным и интересным.

Читайте также: