Тепловое реле пылесоса как проверить

Обновлено: 28.04.2024

Исходя из моего опыта, причина заключается в обрыве обмотки статора(алюминий) в месте соединения клемм на статоре (наружной обмотки), это 4 фишки по углам статора . прозвони их .

Спасибо за совет

Практика показывает, что если видимых оплавлений и деформаций пакета обмотки нет, то проблема в контактах. Щетки, предохранитель, обрыв статора.

Спасибо за совет

ну ето же витек. что ты хотел за дечево

У меня такая же фигня была, спустя некоторое время он заработал. Я думаю он просто перегревается и перестает работать определенное время.

пока термодатчик не остынет и не замкнется снова)

Коммутирующая аппаратура

В двигателях бытовой техники часто применяется конструкция с пусковой обмоткой, сопротивление которой превышает значение рабочей индуктивности. При замерах учитывают тот факт, что могут присутствовать токосъемные щётки. В месте контакта с ротором часто появляется нагар, очистив его, нужно восстановить надежность прилегания щеток во время вращения.

В стиральных машинках применяются малогабаритные двигатели с одной рабочей обмоткой. Вся суть диагностики сводится к замерам её сопротивления. Ток замеряется реже, но по снятию характеристик на разных оборотах можно сделать выводы об исправности мотора.

Внешний осмотр двигателя пылесоса

Как проверить двигатель пылесоса? Как минимум, придется сначала разобрать пылесос и снять двигатель. Затем его следует осмотреть на предмет почерневших или оплавленных частей. Особое внимание – местам крепления проводов. Именно там чаще всего происходит обрыв. Если вам повезло (насколько это слово применимо к ситуации) и обрыв произошел в видимой части, то можно просто припаять провод на место. При необходимости – нарастить длину, используя провод из того же материала и такого сечения, что на двигателе.






Трудности диагностики

Перед тем как проверить электродвигатель мультиметром, следует провести внешний осмотр корпуса, охлаждающей крыльчатки, проверить температуру прикосновением руки к металлическим поверхностям. Нагретый корпус свидетельствует о завышенном токе из-за проблем с механической частью.

Проанализировать потребуется состояние внутренностей борно, проверить затяжку болтов или гаек. При ненадежном соединении токоведущих частей выход из строя обмоток может произойти в любой момент. Поверхность двигателя должна быть очищена от загрязнений, а внутри отсутствовать влага.

Если рассматривать вопрос, как проверить электродвигатель мультиметром, то нужно учитывать несколько нюансов:

  • Кроме мультиметра понадобятся клещи для бесконтактного замера тока, проходящего через провод.
  • Мультиметром можно измерить только незначительно высокие сопротивления. Для проверки состояния изоляции (где сопротивление — от кОм до МОм) используют мегоомметр.
  • Чтобы сделать выводы о годности мотора, потребуется отсоединить механические узлы (редуктор, насос и другие) либо нужно быть уверенным в полной исправности этих компонентов.

Включение двигателя пылесоса в сеть

Что еще можно проверить прежде, чем разборка двигателя пылесоса останется единственным способом поиска неисправности? Можно подключить двигатель в сеть при помощи сетевого шнура с двумя клеммами. Клеммы накинуть на те же выходы, с которых вы сняли рабочие клеммы при демонтаже двигателя. Если двигатель при запуске искрит, то дело, вероятнее всего, в щетках. Для замены щеток следует открутить длинные винты, которые их удерживают, и установить на место износившихся щеток новые. Менять следует сразу все щетки в двигателе – так работа мотора будет более стабильной.


Если мотор постоянного тока

У таких двигателей сопротивление обмотки очень мало и измерения проводятся при помощи двух приборов. Одновременно снимают показания с амперметра и вольтметра. В качестве источника выбирают батарею напряжением 4-6 В. Результирующее значение определяется по формуле R = U/I.

Проверяют все имеющиеся сопротивления обмоток якоря, замеряют значения между пластинами коллектора. Все показатели мультиметра должны быть равными. По этому сравнению можно сделать выводы, как проверить якорь электродвигателя.

Разность в показаниях сопротивления между соседними пластинами коллектора допускается не более 10 %. Когда в конструктиве предусмотрена уравнительная обмотка, работа мотора будет нормальной при разности значений в 30 %. Показания мультиметра не всегда дают точный прогноз о состоянии двигателя стиральной машины. Дополнительно часто требуется анализ работы мотора на поверочном стенде.

Прозвонка обмотки двигателя пылесоса

Если щетки в порядке или их замена не привела к полному восстановлению работы двигателя, то придется его разбирать. Как разобрать двигатель пылесоса? Самое сложное – открутить центральную гайку. Дальше – легче. Нужно последовательно откручивать крепления и снимать с вала двигателя все комплектующие. Все детали нужно внимательно осмотреть: нет ли почерневших частей, оплавленных участков и так далее. И, конечно, нужно прозвонить обмотки якоря и стартера. У стартера нужно прозвонить выводы обмоток, а у якоря – замкнуть по очереди все ламели на корпус в режиме измерения сопротивления (должна быть бесконечность). Кроме того, у якоря следует попарно проверить все ламели на сопротивление. Если сопротивление в 2 и более раз выше нормы – якорь не исправен.




Приобретать ли вам такие инновационные устройства или ограничиться традиционными методами, ремонтировать пылесос самостоятельно или обратиться в ремонтную службу – решать только вам. Главное, адекватно оценивать свой профессиональный ремонтный потенциал. И помнить, что наш магазин АЛМ-запчасти всегда выручит вас оригинальными либо совместимыми комплектующими для пылесоса любой модели и любого года выпуска!

Диагностика асинхронных моторов

На промышленных стиральных машинах могут использоваться мощные трехфазные электродвигатели. Ротор у них чаще выполняется в виде наборных пластин с магнитным сердечником. Фазные обмотки чаще неподвижные и расположены в статоре.

Мультиметром такой мотор проверить намного проще. Омметром нужно прозвонить сопротивление каждой обмотки. Оно должно быть одинаковым. Не забывают проверять пробой на корпус замером сопротивления на корпус. Однако изоляцию надежнее проверять мегаомметром.

Отвечая на вопрос, как проверить обмотки электродвигателя тестером, нужно о у асинхронного мотора не допускается. Разность сопротивления не должна превышать одного ома. В противном случае ток на меньшей индуктивности растет, что приводит к подгоранию обмотки.

Различные виды электрических двигателей


В технике используются различные электродвигатели. И выбор метода диагностики зависит от типа двигателя. В пример можно привести следующие электромоторы:

  • двигатель от пылесоса: асинхронный (две фазы – переменный ток) конденсаторный;
  • двигатель шуруповёрта, УШМ и т.д. – коллекторный (переменный ток).

В первом случае выполнить диагностику достаточно просто. Как правило, означенные двигатели располагают всего двумя обмотка. Следовательно, чтобы произвести проверку корректности функционирования двигателя его придётся разобрать.

Катушки тестируем при помощи омметра (переключаем мультиметр в необходимый режим). Сопротивление рабочей обмотки должно быть на 50% меньше, чем у пусковой. Обязательно тестируем катушки на пробой на корпус. Это сопротивление должно быть очень большим.

Если показатель невелик, придётся выполнять перемотку статора.

Конструкция мотора

Чтобы быстро освоить, как проверить электродвигатель, нужно чётко представлять себе устройство основных деталей. В основе всех моторов лежит две части конструкции: ротор и статор. Первая составляющая всегда вращается под действием электромагнитного поля, вторая неподвижная и как раз создаёт этот вихревой поток.

Чтобы понимать, как проверить электродвигатель, потребуется хотя бы раз его разобрать собственными руками. У различных производителей конструктив отличается, но принцип диагностики электрической части пока что остаётся неизменным. Между ротором и статором находится зазор, в котором может скапливаться мелкая металлическая стружка при разгерметизации корпуса.

Подшипники при износе могут давать завышенные показатели тока, вследствие чего защиту будет выбивать. Разбираясь с вопросом, как проверить электродвигатель, не стоит забывать о механических повреждениях подвижных частей и борно, где находятся контакты.

Если всё же выбивает защиту?

После проделанных замеров при плавающих неисправностях не рекомендуется подключаться к сети для проверки. Можно вывести мотор из строя окончательно, не подозревая о проблеме. Как проверить обмотку электродвигателя мультиметром, подскажет мастер сервисного центра по телефону. Под его руководством будет проще определить тип конструкции и порядок диагностики неисправной стиральной машины.

Однако часто и опытные мастера не справляются с ремонтом сложных случаев, когда неисправность плавающая. Для проверки в сервисе требуется использовать стиральную машинку, решающее значение имеют механические узлы. Перекос вала двигателя является частным случаем проблем с вращением барабана.

Проверка мотора прямого привода

Если рассматривать вопрос, как проверить электродвигатель стиральной машины, то следует учитывать вид подсоединения барабана к валу. От этого зависит тип конструкции электрической части. Мультиметром прозванивают обмотки и делают выводы об их целостности.

Проверку работоспособности проводят уже после замены датчика Холла. Именно он выходит из строя в большинстве случаев. После прозвонки обмоток при их целостности опытные мастера рекомендуют подключить мотор напрямую в сеть 220 В. В результате наблюдают равномерное вращение, чтобы сменить его направление, можно перевоткнуть вилку в розетке, повернув её другими контактами.

Этот простой метод помогает выявить общую неисправность. Однако наличие вращения не гарантирует нормальную работу на всех режимах, отличающихся при отжиме и полоскании.

Как проверить обмотку электродвигателя на статоре: общие рекомендации

Трехфазный статор имеет три встроенные обмотки. Из него выходит шесть проводов. В отдельных конструкциях можно встретить 3 или 4 вывода, когда соединение треугольник или звезда собрано внутри корпуса. Но так делается редко.

Определить принадлежность выведенных концов обмоткам позволяет прозвонка их мультиметром в режиме омметра. Надо просто один щуп поставить на произвольный вывод, а другим — поочередно замерять активное сопротивление на всех остальных.

Пара проводов, на которой будет обнаружено сопротивление в Омах, будет относиться к одной обмотке. Их следует визуально отделить и пометить, например, цифрой 1. Аналогично поступают с другими проводами.

Здесь надо хорошо представлять, что по закону Ома ток в обмотке создается под действием приложенного напряжения, которому противодействует полное сопротивление, а не активное, замеряемое нами.

Учитываем, что обмотки наматываются из одного провода с одинаковым числом витков, создающих равное индуктивное сопротивление. Если провод в процессе работы будет закорочен или оборван, то его активная составляющая, как и полная величина, нарушится.

Межвитковое замыкание тоже сказывается на величине активной составляющей.

Однофазный асинхронный двигатель: особенности статорных обмоток

Такие модели создаются с двумя обмотками: рабочей и пусковой, как, например, у стиральной машины. Активное сопротивление у рабочей цепочки в подавляющем большинстве случаев всегда меньше.

Поэтому когда из статора выведено всего три конца, то это означает, что между всеми ими надо измерять сопротивление. Результаты трех замеров покажут:

  • меньшая величина — рабочую обмотку;
  • средняя — пусковую;
  • большая — последовательное соединение первых двух.

Как найти начало и конец каждой обмотки

Метод позволяет всего лишь выявить общее направление навивки каждого провода. Но для практической работы электродвигателя этого более чем достаточно.

Статор рассматривается как обычный трансформатор, что в принципе и есть на самом деле: в нем протекают те же процессы.

Для работы потребуется небольшой источник постоянного напряжения (обычная батарейка) и чувствительный вольтметр. Лучше стрелочный. Он более наглядно отображает информацию. На цифровом мультиметре сложно отслеживать смену знака быстро меняющегося импульса.

К одной обмотке подключают вольтметр, а на другую кратковременно подают напряжение от батарейки и сразу его снимают. Оценивают отклонение стрелки.

В противном случае надо переключить вольтметр или батарейку — то есть поменять концы одной из обмоток. Следующая третья цепочка проверяется аналогично.

А далее я просто взял свой рабочий асинхронный движок с мультиметром и показываю на нем фотографиями методику его оценки.

Личный опыт: проверка статорных обмоток асинхронного электродвигателя

Для статьи я использовал свой новый карманный мультиметр Mestek MT102. Заодно продолжаю выявлять недостатки его конструкции, которые уже показал в статье раньше.

Электрические проверки выполнялись на трехфазном двигателе, подключенном в однофазную сеть через конденсаторы по схеме звезды.

Общая оценка состояния изоляции обмоток

Поскольку на клеммных выводах все обмотки уже собраны вместе, то замеры начал с проверки сопротивления их изоляции относительно корпуса. Один щуп стоит на клеммнике сборки нуля, а второй — на гнезде винта крепления крышки. Мой Mestek показал отсутствие утечек.

Другого результата я и не ожидал. Этот способ замера состояния изоляции очень неточный и большинство повреждений он выявить просто не сможет: питания батареек 3 вольта явно недостаточно.

Но все же лучше делать хоть так, чем полностью пренебрегать такой проверкой.

Для полноценного анализа диэлектрического слоя проводников необходимо использовать высокое напряжение, которое вырабатывают мегаомметры. Его величина обычно начинается от 500 вольт и выше. У домашнего мастера таких приборов нет.

Можно обойтись косвенным методом, используя бытовую сеть. Для этого на клеммы обмотки и корпуса подают напряжение 220 вольт через контрольную лампу накаливания мощностью порядка 75 ватт (токоограничивающее сопротивление, исключающее подачу потенциала фазы на замыкание) и последовательно включенный амперметр.

Последовательность диагностики

Первым делом рекомендуется сразу обращать внимание на состояние щеток, проводки. Нагар на токоведущих частях говорит о ненормальных режимах работы двигателя. Сами токосъемники должны быть ровными, без сколов и трещин. Царапины также приводят к искрению, что для обмоток двигателя губительно.

У стиральных машинок часто ротор перекашивается, из-за этого происходит скол или поломка ламелей. Управляющая плата постоянно отслеживает положение ротора через датчик Холла или тахогенератор, добавляя или уменьшая приложенное на рабочую обмотку напряжение. Отсюда появляется сильный шум при вращении, искрение, нарушение режимов работы при отжиме.

Такое явление можно заметить только при отжиме, а режим стирки проходит стабильно. Диагностика работы машинки не всегда проходит через анализ состояния электрической части. Механика может быть причиной неправильной работы. Без нагрузки двигатель может крутиться вполне равномерно и стабильно набирать обороты.

ремонт пылесоса

В независимости от производителей и типов пылесоса, основное отличие заключается в качестве, мощности и дизайне.

Самым же главным в пылесосе является электродвигатель который и создает вакуум а в результате и всасывает пыль и разные частицы через специальные фильтры сквозь которые проходит лишь воздух.
В разных типах таких устройств эти фильтры разные, и колбы и просто мешки и цыклонного типа пылесосы.

Но наибольшего внимания во всем этом устройстве требует именно двигатель и изредка электронная схема управления мощностью (оборотами).

Ремонт двигателя своими руками не сложно осуществить, если поломка несложная и двигатель еще работает но слышен тяжелый ход мотора (при выключении) или двигатель начал тарахтеть или сильно гудеть, бывает пылесос сильно греется за короткий период времени.

Сердцем пылесоса, как мы уже разобрались, является двигатель и как правило коллекторный.
Что же из себя представляет такой движок?
Двигатель размещен в корпусе где прячутся лопасти крыльчатки вентилятора. Он тангенциального типа, где воздух втягивается по центру и выходит через периферию и через задний фильтр уже выходит наружу.
Щетки в двигателе размещены в специальных шахтах из латуни, как правило это обычный углерод виде графита. Со временем щетки притираются к валику коллектора, их серединка стачивается и они стают слегка полукруглыми за счет чего и увеличивается плосща соприкосновения с площадками коллектора. Щетки в своих шахтах прижаты пружинками, создавая нужное прижатие графита, в процессе роботы, к коллектору. Щетка будет работать до того времени аж пока не сотрется и пружина не сможет должным образом соприкасать графит к коллектору.
Необходимо следить за чистотой самого вала коллектора, чистить от нагара если это необходимо и снимать слой окисла до медного блеска.

Вал крепится к статору на два подшипника разного размера, как правило это сделано для того чтоб было легче разбирать его. Передний как правило большой, а задний поменьше.

Вал осторожно выбивается из статора с помощью любых подходящих инструментов. Дальше смотрим на ход подшипников,из за пыльной роботы они засоряются не смотря на наличие пыльников. При необходимости, пыльники аккуратно снимаются тонкой отверткой или шилом, промываются струей WD-шки после чего шарики необходимо смазать, например смазкой типа Литол-24 или ЕР-2, после чего пыльник ставится на место и защелкивается в свои пазы в самом подшипнике.

Разборка пылесоса

Чтобы начать какой то ремонт или профилактику работы пылесоса, необходимо снять корпус. В каждой модели методы свои.
Прежде всего снимаются все фильтра которые затрудняют доступ к мотору, раскручиваются винты корпуса, в том числе и потайные (под кнопками например). Открутив все винты нужно аккуратно попробовать разобрать корпус, если это не удается присмотритесь где еще могут быть защелки или дополнительные винты, если на это не обратить внимание можно сломать корпус.

разборка пылесоса самсунг

Дальше отсоединяется весь электрический монтаж, как правило соединения сделаны на разъемах.
Пластиковый корпус двигателя откручивается от станины, после чего двигатель извлекается из своего пластикового корпуса.
В некоторых моделях проще и сам мотор закреплен в корпусе пылесоса в специальных резиновых пазах-уплотнителях или же прикручен намертво к общему корпусу пылесоса.

разборка пылесоса Eurotec

Разборка электродвигателя пылесоса

Чтобы разобрать двигатель и снять крыльчатку вентилятора прежде всего будем снимать переднюю часть кожуха (над крыльчаткой). Берем тонкий металлический предмет, можно отвертку и аккуратно отгибаем с боку кожуха чтоб отвертка прошла немного в середину, дальше аккуратным движением выдвигаем верхнюю часть кожуха в результате чего нам стает доступна вся крыльчатка.

разборка двигателя пылесоса самсунг

Гайка на крыльчатке как правило имеет левую резьбу (но бывают исключения) Пробуем открутить ее придерживая рукой крыльчатку, если она прокручивается и таким способом не получается открутить гайку, есть один отличный способ
Итак.. берем хороший многожильный проводок сечением больше 1.5мм в плотной резиновой изоляции (чтоб предотвратить скольжение). Просовываем такой проводок и обматываем вал коллектора 2-3 раза, виток к витку и растягиваем в разные стороны тем самым фиксируя вал неподвижно.

открутить гайку на крильчатке двигателя пылесоса

Удобней всего делать это вдвоем, один человек фиксирует коллектор с помощью растянутых в стороны концов провода, а второй откручивает гайку на диске вентилятора.
Способ очень удобен и безопасен для фиксации якоря. Таким же способом при обратной сборке и затягиваем гайку.

После снятия крыльчатки вентилятора откручиваем винты корпуса, к этому моменту щетки уже должны быть сняты.

снять крыльчатку двигателя пылесоса самсунг

Дальше аккуратно вытягиваем якорь, при необходимости немного страгивая покручивая верхнюю часть.

полная разборка мотора пылесоса самсунг

При необходимости подшипники снимаются с помощью доступного инструмента или специальных резьбовых съемников. В особо тяжелых случаях, бывает подшипник "прикипает" намертво с втулкой, применяют специальный гидравлический пресс для снятия подшипников.

Основные причины поломок пылесоса

  • подшипники
  • щетки
  • предохранитель
  • сетевой провод
  • не контакт в выключателе
  • обмотки двигателя, обрыв или перегорание обмотки (статора или ротора)
  • выход из строя конденсатора
  • поломка электронной схемы регулятора мощности


Падение мощности и силы всасывания.
Чаще всего причиной бывает или забитые фильтра или неисправность подшипников.
Фильтра необходимо почистить и проверить работу снова, проверить также работу (тягу) пылесоса без фильтров, так как бывает что обычная чистка фильтра не помогает и его уже нужно заменить.
Если же тяга без фильтров не дает прежней рабочей тяги, придется разбирать пылесос, крыльчатка на нем должна легко провернутся пальцем без особых усилий. Дополнительно снимаем и осматриваем щетки и чистим коллектор от нагара, с помощью наждачки нулевки или кусочком обычной ткани.

чистка коллектора в электродвигателе пылесоса наждачкой

В некоторых случаях нарушается герметичность шланга, это может быть как нарушение целостности самого шланга так и соединительных патрубков на концах шланга, попросту шланг немного выскальзывает из них.


Пылесос не включается.
Если с напряжением в розетке все нормально, разбираем пылесос и в первую очередь осматриваем предохранитель и сетевой шнур, особенно в самом конце шнура на намоточном барабане в местах пайки.
Если есть тестер - прозваниваем на наличие контакта.
Могла сломаться кнопка включения или в ней просто нарушен контакт, бывает засоряется, опять же с помощью тестера убеждаемся в исправности кнопки.
Если все элементы были прозвонены тестером и напряжение без проблем приходит на щетки двигателя, а сами щетки при этом не стертые то скорее всего вам предстоит дорогостоящий ремонт двигателя или попросту его замена так как в большинстве случаев целесообразней поставить новый мотор чем чинить подуставшый старый делая перемотку.

Если пылесос долго работал и не включается то вполне возможно что сработало защитное термореле на самом двигателе в результате перегрева - в этом случае ремонтировать нечего не надо, достаточно будет оставить пылесос для остывания двигателя.


Не регулируются обороты двигателя пылесоса.
Самой частой причиной такой неисправности есть пробой симистора при котором напряжение через него не регулируется а свободно проходит сквозь него без всякого управления. Возможно выход из строя данного элемента а возможно и потеря контакта на одной из ножек этого элемента на плате.
Немного придавив ручку регулятора оборотов можно убедится исправен ли сам регулятор или может в нем нарушен контакт и ползунок регулятора не контачит к своей площадке.


Пылесос испускает посторонний запах и горячий воздух.
Прежде всего нужно убедится не забит ли всасывающий вход, осмотрите шланг, проверьте силу втягивания на входе и меняет ли звук работы двигателя при затыкание входа ладошкой. В случае удовлетворительной работы со стороны всасывающей системы, можем предположить о неисправности двигателя а скорее всего щеток.


Пылесос гудит и тарахтит - причиной сего действа двигатель, а в частности его подшипники. Скорее всего они нуждаются в дополнительной смазке или при наличии большого шата вокруг своей оси, замене на новые.


Шнур не затягивается при нажатии на кнопку или постоянно затягивается во время работы - нарушение работы смоточного барабана, возможно лопнула пружина, ослабла или наоборот чересчур натянута.
Осматриваем прижимной ролик кнопки и при необходимости, сняв барабан, подматываем или отматываем провод на барабане - меняя натяжение самого барабана на нужное нам.

Электрическая схема пылесоса

Как правило она не бывает сложной и в большинстве моделей довольно стандартная.

Читайте также: