Что такое шпулька в швейной машине

Обновлено: 25.04.2024

Челнок швейной машины служит для захвата петли-напуска и обвода ее вокруг шпульки. Комплект деталей челнока, собранных с корпусом, обычно называют челночным устройством.

В бытовых швейных машинах большое распространение получили челночные устройства с челноком, совершающим возвратно-поворотные движения (качающимся). Применяются также и челночные устройства с непрерывно вращающимся челноком (ротационные).

Существует два типа челночных устройств с качающимися челноками:

1) с челноками (рис. 7, б), которые при рабочем ходе движутся по часовой стрелке (правоходные). Такие челноки применяются в прямострочной машине 1 кл. ПМЗ и в машинах, выполняющих зигзагообразную строчку — 116, 120, 142 кл. ПМЗ и др;

2) с челноками (рис. 7, а), которые при рабочем ходе движутся против часовой стрелки (левоходные). Такие челноки применяются в прямострочных машинах 1A и 2М кл. ПМЗ.
Левоходный челнок в машинах 1А и 2М кл. обеспечивает нормальное переплетение ниток в стежках без узелков почти при любом направлении перемещения сшиваемых материалов. Это особенно необходимо при вышивании, когда ткань в пяльцах перемещают в различных направлениях.
Чтобы уяснить принцип работы челноков и назначение отдельных элементов и деталей челночных устройств, необходимо рассмотреть процесс образования стежков в машинах с различными челноками.

Челночное устройство в машине с качающимся правоходным челноком.

Челночное устройство (машины 1 кл. ПМЗ) состоит из следующих основных деталей (рис. 8): челнока 17, корпуса хода челнока 2, шпульного колпачка 15 с пружиной натяжения нитки 14, прижатой к колпачку винтом 13, шпульки 12, накладного кольца 6, верхней пластины 1, пружины 7 с винтом 8. Носик 10 челнока служит для захвата петли верхней нитки, образующейся у ушка иглы. Пояском 9 челнок вкладывается в направляющий кольцевой паз 4 корпуса хода. На стержень 11 надевается шпульный колпачок со шпулькой. Челнок в направляющем пазу 4 корпуса хода совершает возвратно-поворотное движение.

Для удобства изготовления, сборки и разборки направляющий паз корпуса хода челнока с задней стороны открыт и вместо задней стенки на штифты 3 ставится накладное кольцо 6, поджимаемое пластинчатой пружиной 7, которая крепится к корпусу винтом 8.

Шпулька надевается на ступицу шпульного колпачка, а шпульный колпачок в свою очередь надевается на стержень 11 челнока и запирается защелкой.

Шпульный колпачок в процессе работы остается неподвижным: его удерживает от вращения установочный палец 16, входящий в паз 5 корпуса хода челнока.

При выводе петли из челночного устройства в конце петлеобразования между установочным пальцем 16 и пазом 5 проходит петля верхней нитки, поэтому во избежание перетирания и обрыва нитки поверхности установочного пальца 16 и паза 5 должны быть тщательно отполированы.

Корпус хода челнока 2 крепится к платформе. Положение направляющего паза 4 относительно иглы устанавливается при сборке рукава машины с платформой очень точно. Большая точность установки необходима для того, чтобы носик челнока проходил около иглы с предельным зазором до 0,1 мм. Зазор между носиком челнока и иглой в данном механизме не регулируется. При увеличении зазора между иглой и носиком челнока возникают пропуски стежков. Для прохода иглы к носику челнока и проведения верхней нитки корпус хода челнока сверху частично открыт и направляющий паз на некотором протяжении отсутствует. Сверху к корпусу хода челнока крепится пластина 1 (нитенаправительная пластина).

Процесс образования стежка в машине с качающимся челноком. В машине 1А кл. ПМЗ движение челноку (рис. 9, а - в) сообщается от особого двухрожкового поводка 3 с рожками 4 и 6, называемого двигателем челнока. Двигатель челнока, закрепленный на конце челночного вала, совершает возвратно-поворотное движение, которое передается челноку поочередным действием рожков 4 и 6. Верхняя нитка с катушки заправлена между шайбами регулятора натяжения 2, далее в ушко нитепритягивателя 1 и, наконец, в ушко иглы.

Для уяснения работы челночного устройства рассмотрим последовательно процесс образования стежка.

Игла, опускаясь в крайнее нижнее положение, проводит верхнюю нитку через сшиваемые материалы (рис. 9,а). Носик челнока находится в это время в крайнем левом положении на расстоянии 3,5—4 мм от оси иглы.
Затем игла поднимается из своего нижнего положения на 2,5 мм (рис. 9,б). Со стороны короткого желобка у ушка иглы образуется петля-напуск из верхней нитки достаточной ширины (1,5—2 мм). Наибольшая ширина петли образуется на расстоянии 1,5—2 мм выше ушка. Для того чтобы носик челнока в этот момент мог войти в петлю-напуск, ушко иглы должно располагаться ниже носика челнока на 1,5—2 мм.

Носик челнока, имеющий форму клина, в швейной машине 1 кл. ПМЗ проходит около иглы справа, если смотреть со стороны работающего (см. рис. 9,б, вид А). Игла своим коротким желобком устанавливается вправо от работающего.

После того как носик челнока войдет в петлю верхней нитки, весьма ответственным моментом является перемещение петли-напуска к основанию носика (надевание петли А на носик челнока 7, рис. 9,в и г). Если в момент подхода носика челнока к началу направляющего паза корпуса хода петля А задержится на носике челнока 7 (рис. 9, д) и не переместится к основанию носика, то он затянет петлю в паз и верхняя нитка оборвется.

Верхняя пластина 5 (см. рис. 9, в) создает наклон петли к горизонтали, способствуя перемещению петли к основанию носика. Двигатель челнока своим рожком 4 давит на пяточку челнока, поворачивая его по часовой стрелке. Между вторым рожком 6 двигателя и носиком челнока в это время образуется зазор (а) для свободного прохода петли.

В швейной машине 1 кл. ПМЗ этот зазор составляет 0,6— 0,8 мм. Слишком большой зазор вызвал бы усиленный стук в челночном устройстве, а при малом зазоре не было бы свободного прохода для нитки, что привело бы к ее обрыву. Зазор должен быть также между нижней плоскостью носика челнока и рожком 6. Если этот зазор недостаточен (рис. 9, е), петля не может переместиться к основанию носика и будет затаскиваться в направляющий паз корпуса хода с неизбежным обрывом нитки.

Далее челнок продолжает рабочий ход (рис. 9,ж). Его носик и поясок входят в направляющий паз корпуса хода челнока. Основание носика челнока, перемещая петлю, переносит ее ветви на боковые конические поверхности челнока. Эти поверхности должны быть тщательно отполированы.

При дальнейшем движении челнока в том же направлении (рис. 9, з) основание его носика перемещает петлю на поверхность шпульного колпачка (с передней стороны) и заднюю стенку челнока.

Петля из под носика челнока переходит на крылышко 8 (см. рис. 9, е). Челнок всем своим корпусом входит в петлю. Чтобы петля лучше переходила от боковой конической поверхности челнока к поверхности шпульного колпачка, на ее пути также не должно быть уступов (открывающийся конец защелки должен быть с обратной стороны по ходу обводимой челноком петли).

Основание носика челнока (рис. 9, и) заводит петлю несколько дальше за вертикаль. Ушко рычага нитепритягивателя в этот момент поднимается и сбрасывает петлю с челнока.

Во избежание резкого движения рычага подъем нитепритягивателя начинается несколько раньше. Сначала ушко рычага нитепритягивателя поднимается медленно и выбирает излишнюю (резервную) нитку.

Сбрасыванию петли с челнока способствует также наклонное крылышко 8 челнока.

Двигатель челнока прекращает свое движение по часовой стрелке и начинает поворачиваться в обратную сторону. Эта приводит к тому, что рожок 6 двигателя челнока становится теперь ведущим и давит на основание носика челнока. Челнок начинает свой холостой ход. Петля в это время почти уже обведена вокруг шпульного колпачка со шпулькой.

Между пяточкой челнока и рожком 4 двигателя челнока образуется зазор, необходимый для выхода сброшенной петли из челночного устройства.

Затем нитепритягиватель быстро выводит петлю из челночного устройства (рис. 9,к). Петля, внутри которой теперь находится нижняя нитка, выходит через зазор между рожком 4 и пяткой челнока. Челнок, вращаясь против часовой стрелки, подходит своей пяткой 9 к левой стенке окна в корпусе хода челнока. Эта стенка относительно линии движения иглы должна быть расположена на таком расстоянии, чтобы в момент подхода к ней пятки челнока петля уже выходила из челночного устройства, как показано на рис. 9, к. В противном случае верхняя нитка может втянуться пяткой челнока в паз и оборваться.

Далее нитепритягиватель затягивает петлю, втягивает в материал нижнюю нитку и сматывает с катушки нитку такой длины, какой она была израсходована на стежок. Двигатель ткани перемещает материал для образования следующего стежка.

Подробно рассмотрев процесс образования стежка, нетрудно определить, что угол качания челнока должен быть больше 180°. Это превышение происходит за счет того, что в начале рабочего хода основание носика челнока должно находиться слева от иглы (см. рис. 9,а), а в конце рабочего хода заходить несколько дальше за вертикаль (см. рис. 9,и). В швейной машине 1 кл. ПМЗ угол качания челнока составляет 206—210 о .

Процесс образования стежка в машинах 1А и 2М кл. ПМЗ, имеющих качающийся левоходный челнок, происходит аналогично рассмотренному выше. Разница лишь в том, что левоходный челнок обводит петлю против часовой стрелки (а не по часовой, как в машине 1 кл. ПМЗ).

Рычаг защелки у шпульного колпачка правоходного челнока открывается слева, а у шпульного колпачка левоходного челнока — справа.

В машинах 1А и 2М кл. ПМЗ для снижения стука в челночном устройстве на концах рожков двигателя челнока закреплена общая пластинчатая пружина.

Процесс образования стежка в машине с вращающимся челноком. Для устранения стука и повышения скоростного режима работы в некоторых бытовых швейных машинах применяются равномерно вращающиеся челноки.

Наибольшее распространение в швейном машиностроении получили челночные устройства с равномерным вращением челнока (ротационный) при передаточном отношении i=1 : 2.

Корпус челнока 2 имеет форму чаши со ступицей, которая служит для закрепления его винтами на челночном валу. Корпус челнока внутри имеет направляющий паз 4. В этот паз входит поясок 9 шпуледержателя 10.
Чтобы можно было вставить поясок шпуледержателя, передняя боковая стенка направляющего паза челнока в большей части своей (кроме сектора около носика) открыта. В этом месте боковой стенкой паза служит полукольцо 1, прикрепленное тремя винтами к корпусу челнока. Для захвата петли корпус челнока имеет носик 3.

На стержень 11 шпуледержателя надевается шпульный колпачок со шпулькой и запирается защелкой.

Установочный палец 13 прикрепляется к платформе машины. Его выступ 12 входит в открытый паз 7 шпуледержателя, поэтому при вращении челнока шпуледержатель остается неподвижным. Вокруг него и обводится петля верхней нитки.

Окно шпуледержателя 4 (рис. 11) служит для прохода иглы 2, причем левая стенка 1 этого окна, являясь ограничителем, способствует образованию петли-напуска со стороны короткого желобка иглы, а наклонная плоскость 3 предохраняет иглу от прогиба в сторону носика челнока.

При крайнем нижнем положении иглы ее ушко не должно чрезмерно опускаться в окно шпуледержателя, так как при подъеме иглы стенка окна со стороны короткого желобка будет мешать образованию петли-напуска, из-за чего возникнут пропуски стежков.

Носик челнока подходит к игле для захвата петли справа. Поэтому игла устанавливается таким образом, чтобы ее короткий желобок был обращен вправо (если смотреть со стороны работающего).

Чтобы выяснить назначение отдельных элементов челночного устройства, рассмотрим процесс образования стежка. Если процесс расширения петли и обвода ее вокруг шпульки в машине с качающимся челноком сравнительно прост, то в машинах с вращающимся челночным устройством этот процесс оказывается значительно сложнее.

Следует обратить внимание на то, что направляющий поясок 9 шпуледержателя 10 (см. рис. 10) на некоторой части снят, образуя носик пояска 6 и конец пояска 8, играющие важную роль в процессе обвода петли.

Игла, опустившись в крайнее нижнее положение, проводит своим ушком верхнюю нитку к челноку (рис. 12, а). Носик челнока в этот момент находится справа от иглы под углом около 50° к вертикали. Такая установка нужна для того, чтобы при подходе носика челнока к игле она успела подняться из своего крайнего нижнего положения на 2 мм и со стороны ее короткого желобка образовалась достаточная петля-напуск.

Указанному углу в 50° соответствует расстояние носика челнока от иглы, измеренное по хорде и равное примерно 13—15 мм. Игла поднимается из своего нижнего положения на 2 мм (рис. 12,6). Носик 3 челнока подходит к игле со стороны короткого желобка и начинает входить в петлю. Наиболее широкая часть петли находится выше ушка на расстоянии 1,5—2 мм, поэтому игла должна быть установлена па высоте так, чтобы в этот момент ее ушко было ниже носика челнока на 1,5—2 мм. После того как носик челнока войдет в петлю верхней нитки, одним из ответственных моментов образования стежка является надевание петли на носик челнока и захват петли носиком пояска 5 шпуледержателя (рис. 12, в).

Весьма важно, чтобы к моменту подхода носика челнока к носику пояска 5 петля А переместилась на носике челнока за направляющий паз.

Носик челнока должен быть хорошо отполирован и петля при надевании не должна встречать уступов и заусенцев. Малейшая задержка петли А на носике челнока (как показано на рис. 12, г) повлечет затаскивание ее носиком пояска 5 в направляющий паз челнока с неизбежным обрывом верхней нитки.

Носик пояска 5 на шпуледержателе должен быть расположен на таком расстоянии от линии движения иглы, чтобы к моменту подхода к нему начала направляющего паза петля смогла переместиться за этот паз. В момент входа носика челнока в петлю верхней нитки ее короткая ветвь К находится сзади носика челнока (как указано на рис. 12,б), а длинная ветвь впереди. Чтобы короткая ветвь при надевании петли на носик челнока 3 не наматывалась на цилиндрическую поверхность челнока, выступ 6 челнока и нитеотводящая пластина 4 передней боковой стенкой отводят короткую ветвь петли к переднему краю челнока (см. рис. 12, е и г).

Далее носик челнока своим основанием заводит петлю за носик пояска 5 шпуледержателя (рис. 12,б). Крыло 7 нитеотводящей пластины 4 отводит короткую ветвь петли для лучшего набегания ее на поверхность шпульного колпачка. Носик пояска 5 шпуледержателя своим основанием направляет длинную ветвь петли под донышко шпуледержателя. Носик челнока своим основанием продолжает вести петлю (рис. 12, е). Крыло 7 нитеотводящей пластины выше поверхности шпульного колпачка 8, поэтому оно способствует набеганию короткой ветви петли на его поверхность.

Длинная ветвь Д петли, заведенная носиком 5 за поясок, набегает на боковую стенку 9 шпуледержателя (см. рис. 12, ж, з и сечение ББ, на которых указано положение петли внутри челночного устройства). Чтобы ветвь петли лучше перемещалась от боковой стенки к донышку шпуледержателя, стенка 9 в этом месте делается наклонной под углом 30° и тщательно полируется. Затем основание носика челнока подводит петлю верхней нитки к вертикали (рис. 12,и, к). Короткая ветвь петли К в это время перемещается сверху шпуледержателя по поверхности шпульного колпачка, а длинная ветвь Д скользит по донышку шпуледержателя. Ушко нитепритягивателя в это время медленно поднимается и выбирает резервную нитку, освобожденную нитепритягивателем. Нижняя нитка уже находится в этой петле. При дальнейшем вращении челнока (рис. 12, л) основание носика заводит петлю за вертикаль. Петля почти обведена вокруг шпуледержателя. Ушко рычага нитепритягивателя быстро поднимается и сбрасывает петлю с носика челнока. Петля свободно переходит на правую сторону пальца 11 шпуледержателя и носик 2 бокового полукольца 1, не соприкасаясь с пояском шпуледержателя, что предохраняет нитку от перетирания и загрязнения.


Далее конец направляющего паза челнока подходит к концу пояска 14 на шпуледержателе (рис. 12, м), а ушко нитепритягивателя, продолжая двигаться вверх, выводит петлю из-под конца пояска 14.
Петля после этого еще удерживается выступом 12 установочного пальца 11. Сила трения между вращающимся челноком и неподвижным шпуледержателем прижимает правую боковую стенку паза 13 шпуледержателя к выступу 12 установочного пальца 11, который удерживает шпуледержатель от вращения. Поэтому обведенная вокруг шпуледержателя петля должна пройти между ними.


Ушко рычага нитепритягивателя продолжает быстрое движение вверх. Петля верхней нитки проходит между выступом 12 установочного пальца 11 и стенкой паза. Для уменьшения перетирания нитки выступу пальца 11 и стенкам паза придаются обтекаемые формы и их поверхности тщательно полируются. Кроме того, шпуледержатель должен легко, без малейшего заедания вращаться в пазу челнока, в противном случае петля будет защемляться между выступом 12 пальца 10 и стенкой паза с неизбежным обрывом нитки.
После вывода петли из-под выступа установочного пальца нижняя нитка оказывается внутри петли (рис. 12, н, о). Нитепритягиватель втягивает этой петлей нижнюю нитку в сшиваемый материал и образует стежок.
Двигатель ткани перемещает материал для следующего стежка. Челнок за это время делает свой второй оборот (холостой ход). Далее процесс образования стежка повторяется.

Чтобы оставлять комментарии необходимо зарегистрироваться.
You have no rights to post comments

Для получения качественного шва намотка нитки на шпульку важна не меньше, чем регулировка строчки или смазывание деталей машины перед работой. Прежде чем вставлять шпульку в машину, нужно убедиться, что в ней нет сколов и трещинок. В противном случае во время выполнения строчки нитка порвется или запутается. Шпулька представляет собой катушку, которая предназначена для наматывания ниток в машинах с ручным приводом или электрических. Этот элемент присутствует только в машинах, предназначенных для двухниточного шитья. Заправка верхней нитки осуществляется в иголку, а нижней – в шпульку.

Что такое шпулька

Перед тем, как намотать нитку на шпульку, нужно узнать, где она находится. Как правило, у современных машин она расположена за выдвигающейся панелью под иглой. А вот заправлять нитку в старых машинах нужно немного по-другому.

Главное предназначение шпульки – подача нижней нитки. Нижней, потому что шпульку принято устанавливать только в агрегаты с двойным шитьем. Верхнюю нитку при этом нужно установить в иголку.

Функции шпульки

Чтобы нитка непрерывно поставлялась с основной бобины, используют шпульку. Механизм подачи волокна можно сравнить со спиннингом. Происходит это так: иголка включается в работу, протягивая за собой верхнюю нитку. Вместе они опускаются в зону действия нижней нитки. Верхняя образует петлю и захватывает нижнюю. При этом получается полный поворот по кругу челнока. Этот круг позволяет сделать петлю верхней нити более объемной, а также пропустить ее через шпульку. Вот почему и верхняя, и нижняя нитки переплетаются, а в результате получается стежок.

Расположение шпульки

У швейных машин с горизонтальным челноком шпулька вставлена в шпульный колпачок. У машин с вертикальным челноком деталь вставляется сверху, непосредственно в челночный ход. Независимо от типа челнока нитку шпульки заправляют под пружинную пластину челночного устройства или шпульного колпачка.

После того, как вставка нитки в шпульку состоялась, последнюю помещают в гнездо, а катушку с нитками фиксируют на корпусе машины. Когда маховик начинает работать, шпулька и катушка с нитками также начинают вращаться. Это вращение и позволяет наматывать пряжу.

Строение шпульки

Современные производители выпускают стандартные шпульки, изготовленные из прозрачного пластика. В старых образцах машин могут использоваться металлические. Размеры детали у разных машин могут отличаться.

Чтобы нитка всегда была натянутой, на шпульке есть небольшой винтик. Чтобы нитка не вылетала из шпульки, ее вставляют в специальную прорезь.

Есть еще одна маленькая деталь – носик, который служит для предотвращения случайных выпадений шпульки. Носик прикреплен к двигающейся панели, которая отжимается пружинным механизмом от корпуса втулки. Такой механизм обеспечивает непрерывную работу, при которой нитка не обрывается и не деформируется. От расположения носика зависит состояние шпульки. Если первый меняет положение, шпулька может сломаться или вылететь во время работы. Вот почему перед тем, как вынуть шпульку из гнезда, нужно отогнуть носик.

Также в машинах предусмотрен продолговатый выступ на корпусе. Он препятствует вращению катушки со шпулькой.

Шпулька не должна иметь сколов и обломанных краев

Опытные мастера знают, что как только на шпульке образуются сколы, ее нужно заменить. Даже если при этом на ней осталось много ниток. В противном случае нитка перестанет наматываться и будет периодически рваться. В дальнейшем это приведет к пропускам петель во время работы и производственному браку.

Когда нитка заправлена в шпульку, она должна равномерно и плотно заполнить ее (нет, нитку нужно добавить). Если по каким-то причинам нитка не заправляется в шпульку, хотя алгоритм действий был правильным, ее нужно заменить на новую.

Чтобы продлить срок годности шпульки, хранить ее лучше в специальном контейнере. Последний позволяет уберечь края детали от надломов. В промышленных машинах для хранения имеется специальный держатель, на который можно нанизать несколько шпулек.

Устройство для намотки нитки на шпульку

Устройство у всех швейных агрегатов идентичное, даже если это промышленный агрегат. На корпусе расположен стержень для удержания шпульки. На нем есть специальная прорезь. Она сделана для свободного прохождения шпульки. Чтобы её вставить, нужно немного поджать плоскогубцами этот стержень. Иногда нужно, наоборот, разжать его при помощи отвертки.

Для намотки нитки на шпульку в каждой машине есть специальные приспособления.

В данной модели моталка расположена на крышке рукава. Чтобы намотать нитку на шпульку:

  1. Катушечный стержень перемещают в рабочее положение и надевают на него катушку.
  2. От последней ведут нитку через натяжное устройство. Причем нитка должна располагаться между головкой винта и находящимся под ним колпачком.
  3. При этом нитка, идущая от катушки к винту, должна быть внизу, а нитка, выходящая из натяжного устройства, переместиться наверх к шпульке.
  4. Далее делают два-три витка ниток на шпульку и надевают ее на шкив. При этом шпонка шкива должна входить в паз шпульки.
  5. После этого шкив со шпулькой перемещают в сторону махового колеса до упора ( до конца прорези).
  6. Нитки на шпульку наматывают до того момента, пока шпулька не упрется в ограничитель.
  7. После этого намотка прекратится и нужно будет переместить шкив моталки в сторону головки машины и снять шпульку.

Намотка шпульки на швейных машинах Brother Modern. Алгоритм действий таков:

Советы

Для качественной работы важно, чтобы на шпульке всегда было достаточное количество нитки и деталь была без сколов и трещин. Иногда дефекты на шпульке появляются не столько от небрежного обращения, сколько от неправильного выбора ниток. Во время шитья нитки постоянно воздействуют на пластик. Если волокно очень плотное, иногда оно может стать причиной появления шероховатостей.

Идеальный вариант – тонкие и эластичные нитки, которые легко скользят по поверхности шпульки. Категорически не подходят грубые и толстые нитки. Часто машина используется для ремонта старой одежды, поэтому швея использует старые хлопчатобумажные нитки времен бывшего СССР №№40 и 30. Такие волокна сами по себе очень грубые, поэтому травмируют и поверхность челнока, и шпульку.

Намотка нити на шпульку для мини швейной машины

Как намотать нитку на шпульку на электрической мини машине, можно узнать из видео ниже.

Что такое шпулька

Шпулька для швейной машинки – это миниатюрная бобина, на которую наматывают нить с целью создания нижней строчки. Соответственно, нить, используемая в ней, называется нижней. Процесс намотки выполняется в автоматическом режиме самим аппаратом. Для этого нужно просто зафиксировать бобину наверху швейной машинки. Далее шпульку вставляют в специальный отсек – шпульный колпачок, который надевается на челнок горизонтального или вертикального типа.


Шпулька и шпульный колпачок являются одними из основных деталей швейной машинки. Они всегда должны находиться в исправном состоянии. Поверхность колпачка должна быть гладкой, потому что даже небольшой изъян способен искривить строчку и привести к неправильной работе: от пропуска стежков до обрыва нижней нити.

Важно! Во время шитья верхняя нить натягивает нижнюю, находящуюся в шпульном колпаке. После их переплетения и образуется стежка. Натяжение нитки зависит от веса шпульки, а также от материала изготовления. Пластмасса будет двигаться быстрее, чем металл.

Стоит сказать, что швейные шпульки, как и шпульные колпачки, значительно отличаются друг от друга. Практически к каждой машинке подходят только те шпульки и колпачки, которые производит завод-изготовитель аппаратуры. Различны шпульки не только по своему радиусу и ширине, но и по материалу изготовления. Обычно делают металлические и прозрачные пластмассовые детали.


Металлическая шпулька

Такие элементы предназначены для нескольких типов челноков: вертикального качающегося и вертикального двойного обегания. Естественно, что шпулька из металла более тяжелая, чем элемент из пластмассы, но в то же самое она будет обладать повышенной прочностью и износостойкостью.


Пластмассовая шпулька

Шпулька из пластика чаще всего используется японскими швейными приборами с горизонтальным челноком. Обычно машинки с горизонтально ориентированным челноком имеют прозрачные игольные пластины, через которые видно нитки. Шпулька в таких приспособлениях также делается пластиковой и прозрачной. Плюс такой детали в ее весе, а минус – в прочности.



Помимо вставки, следует проделать ряд дополнительных операций по намотке нитки. Если процесс незнаком, то следует воспользоваться пошаговой инструкцией:

  1. Установить катушку на специальный штырек, который находится на корпусе швейной машинки сверху.
  2. Отмотать немного нитки и намотать ее на шпульку руками. Если деталь сделана из пластмассы, то обычно она имеет специальное отверстие для вставки нитки и последующей намотки.
  3. Небольшую катушку установить на моталку и хорошо зафиксировать.
  4. Нажать на педаль ручной или автоматической машинки для начала процесса наматывания.

Важно! Остается дождаться автоматического завершения процесса намотки. Если необходимо, то можно остановить машинку после заполнения шпульки ниткой, когда намотанного количества будет достаточно.

Далее производится сама установка, но перед ней также важно проверить, какой тип челночного механизма используется в швейной машинке. При горизонтальном челноке порядок действий таков:

  • Снимают крышку. Тут все зависит от модели. В разных машинках она отсоединяется по-разному. Следует ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.
  • Берут заправленную деталь и отматывают приблизительно 10-20 сантиметров нити. Это действие необходимо для ее вывода наружу через иглу, одиночную, двухниточную или верхнюю нить.
  • Вставляют заправленную шпульку в колпачок.
  • Возвращают крышку на свое место.
  • Выводят нижнюю нить наружу.

Если челнок машинки направлен вертикально, то поэтапный процесс его заправки выглядит следующим образом:

  1. Снимают крышку. Для этого, как и в предыдущем случае, лучше всего ознакомиться с инструкцией по использованию прибора.
  2. Отматывают от катушки 15-20 сантиметров нитки и устанавливают деталь в держатель (колпачок).
  3. Протягивают конец нитки через регулятор натяжения. Важно, чтобы направление нити соответствовало положению пружины.
  4. Вставляют колпачок в челнок, держа его за выделенный язычок или защелку.
  5. Устанавливают колпачок и нажимают на защелку до появления щелчка, сигнализирующего то, что деталь встала на место.
  6. Проверяют правильность действий. Хвост колпачка должен оказаться в специальном пазе челночного устройства.
  7. Закрыть крышку обычным способом.
  8. Вывести нижнюю нитку наружу.


Для примера стоит взять распространенный вертикальный челнок. Он используется на больших фабричных станках и недорогих домашних машинках. Инструкция выглядит следующим образом:

  • Наматывают нить на шпульку. Для этого ее проводят через специальный механизм и крепят на бобине. Остается произвести пару ручных циклов намотки и переключить аппарат в режим автоматического наматывания.
  • Когда нити будет достаточно, процесс останавливают, а шпульку вставляют в шпульный колпачок таким образом, чтобы нитка шла в нем по часовой стрелке.
  • Протягивают нить в отверстие в колпачке и проводят ее под пластинчатой пружинкой. В итоге она должна выйти в ушко на длину около 10 сантиметров.
  • При необходимости увеличивают или уменьшают натяжение нити путем подкручивания специального винта на колпачке.
  • Вставляют челнок в вертикальное челночное устройство хвостом вверх для того, чтобы он хорошо вошел в пазы.
  • Прокручивают маховик, чтобы верхняя нить зацепила нитку из челнока.
  • Вытягивают обе нити к лапке машинки.

Важно! Натяжение нити нужно регулировать тщательней всего. Не должно быть таких ситуаций, когда нитка свободно болтается или натянута слишком сильно. В первом случае это приведет к кривой строчке, а во втором – к обрыву нитки.


Как вставить нитку в челнок швейной машинки

Если швейная машинка обладает челноком горизонтального типа, то вставить в нее нитку намного проще. В этом плане такое устройство более комфортное, чем вертикальное. Все дело в том, что шпульку необходимо будет просто вставить в уже встроенный челнок. Обычно он оборудован прозрачным окошком, через которое видно, сколько нитей осталось на шпульке. То же можно сказать и о натяжении верхней и нижней нити. Оно здесь выполняется автоматически.


Все, что нужно сделать для заправки горизонтального челнока, – это открыть прозрачную крышку, вставить шпульку и закрыть крышку. Наматывание нити происходит автоматически. Не нужно даже вынимать материал из-под лапки или извлекать нитки из иголки.

Важно! В процессе работы нить будет сматываться со шпульки. Это не допустит того, что она запутается, а сам аппарат будет работать тише и мягче.


Разберем элементы подготовки швейной машинки к работе: намотку и установку шпульки, замену игл, установку катушки.

Содержание

Шпулька

Намотка шпульки

Чаще всего мы будем использовать одинаковые нитки на верхней катушке и нижней шпульке. Перед тем как заправлять верхнюю нить, необходимо намотать нитки на шпульку. Вот как это делается.

Установите катушку с нитками на стержень для катушки, протяните нитку до нитенаправителя для намотки шпульки и проведите нить через его диск (фото 1).

Подготовка швейной машинки к работе

Затем проденьте конец нитки в небольшое отверстие в шпульке и наденьте шпульку на вал устройства для намотки шпульки (фото 1 и 2).

Подготовка швейной машинки к работе

Фото 2. Нитка проходит через специально предусмотренное отверстие в шпульке

Сдвиньте вал со шпулькой в сторону ограничителя. Нажмите на педаль швейной машины, придерживая конец нитки, продетой через отверстие в шпульке: нитка начнет наматываться на шпульку (фото 3).

Подготовка швейной машинки к работе

Остановитесь, когда шпулька будет заполнена на три четверти. Некоторые модели машин автоматически останавливают намотку, когда шпулька достаточно заполнена.

Убедитесь, что нитки намотаны равномерно, в противном случае освободите шпульку от ниток и намотайте заново.

Если нитки намотаны на шпульку правильно, отрежьте кончик нитки, торчащий из вспомогательного отверстия на шпульке.

Нитки на шпульке справа намотаны плохо, они будут разматываться неравномерно

Нитки на шпульке справа намотаны плохо, они будут разматываться неравномерно. Такую шпульку нельзя использовать для шитья. Необходимо намотать на нее нитки заново.

Установка шпульки

Вертикальный челнок

Поместите шпульку в шпульный колпачок: нитка должна разматываться, вращая шпульку против часовой стрелки (фото 4).

Подготовка швейной машинки к работе

Проведите нитку через прорезь шпульного колпачка и потяните ее влево. Нитка проходит через натяжную пружину и выходит через вторую прорезь (фото 5).

Подготовка швейной машинки к работе

Вытяните около 10 см нитки. При вытягивании вы должны чувствовать небольшое натяжение. Если его нет, это значит, что шпулька установлена неправильно: переустановите шпульку в шпульный колпачок, чтобы избавиться от этой проблемы.

После установки шпульки в шпульный колпачок вставьте его в челночное устройство под игольной пластиной (фото 6).

Подготовка швейной машинки к работе

Фото 6. Открытая крышка доступа к челночному устройству: в нем виден шпульный колпачок с установленной шпулькой. Осталось только протянуть нитку вверх через игольную пластину.

Горизонтальный челнок

Установите шпульку в челночное устройство так, чтобы при разматывании нитка вращала шпульку против часовой стрелки. Проведите нитку через прорезь и протяните ее назад снаружи от челночного устройства под натяжной пружиной.

Белые стрелки указывают направление заправки нижней нити

Белые стрелки указывают направление заправки нижней нити

Катушка

Аккуратность строчки зависит от направления, в котором разматывается катушка. Уточните в руководстве к машине, как нужно устанавливать катушку на стержень. Стержень может быть вертикальным или горизонтальным. Обычно на горизонтальном стержне нитка разматывается, проходя под катушкой, на вертикальном — проходя за катушкой (если смотреть на катушку из рабочего положения перед машиной).

Установите стопор для катушки (маленькая шайба или колпачок из пластика). Он будет удерживать катушку на месте, а нитка будет разматываться, не цепляясь. Стопоры могут быть разных размеров: чаще всего к машине прилагаются маленький и большой — для катушек разного размера.

На этом горизонтальном стержне катушка установлена так, что нитка разматывается, проходя под катушкой

Положение стопора для катушки

Стопор для катушки предотвращает соскакивание катушки со стержня, не зажимая ее. Будьте осторожны: не прижимайте его к катушке вплотную, оставьте между ними несколько миллиметров, чтобы нитка разматывалась плавно.

На этом горизонтальном стержне катушка установлена так, что нитка разматывается, проходя под катушкой

Проведите нить по следующему маршруту: от стержня для катушки нить проходит через нитенаправители, через натяжной диск, идет к рычагу нитепритягивателя, спускается по нитенаправителям к иглодержателю.

Подготовка швейной машинки к работе

Маршрут нити. Для заправки верхней нити игла должна быть в верхнем положении — при этом рычаг нитепритягивателя тоже находится в верхнем положении, и через него можно продеть нить

Подготовка швейной машинки к работе

Вставьте нить в игольное ушко. Чтобы облегчить себе задачу, срежьте кончик нити под углом хорошо заточенными портновскими ножницами. Можете также использовать ручной нитевдеватель (фото 7 и 8).

Подготовка швейной машинки к работе

Фото 8. Ручной нитевдеватель.

Поместите металлическую петлю нитевдевателя в игольное ушко, вставьте нить в петлю (фото 7). Потяните металлическую петлю на себя, и она вденет нитку в игольное ушко (фото 8).

Некоторые машины оснащены автоматическим нитевдевателем. Убедитесь, что игла находится в верхнем положении. Опустите нитевдеватель, он окажется в игольном ушке. Проведите нить, как показано на фото. Осторожно отпустите рычаг нитевдевателя: маленький крючок проденет петлю, образованную нитью, через ушко назад. Возьмите кончик нити и потяните за него — верхняя нить заправлена.

Автоматический нитевдеватель

Верхняя нить (черная) проходит сквозь игольную пластину и захватывает петлю

Верхняя нить (черная) проходит сквозь игольную пластину и захватывает петлю, образованную нижней нитью (розовая)

Шпулька установлена в челночное устройство, верхняя нить заправлена. Теперь нужно вытащить нижнюю нить через игольную пластину. Не нужно опускать прижимную лапку или помещать под нее ткань, просто поверните маховик правой рукой по направлению к себе. Левой рукой слегка придерживайте кончик верхней нити. Игла опускается, проходя между гребенками транспортера, и поднимается в верхнюю точку, захватывая петлю, образованную нижней нитью. Как только эта петля покажется над игольной пластиной, подцепите ее кончиком ножниц и протяните за прижимную лапку вместе с верхней нитью. Обе нити должны протягиваться легко: если одна из них цепляется за что-то, начните заправку нитей сначала.

Замена иглы

Если для вашего изделия нужен другой тип иглы, если игла сломалась или затупилась (оставляет отверстия в ткани и портит ее), необходимо вынуть иглу, чтобы заменить ее. Игла закреплена в иглодержателе с помощью прижимного винта. Осторожно ослабьте винт, придерживая иглу второй рукой. Затем вставьте новую иглу: ее плоская часть заставит вас установить ее передней частью к вам — ошибиться невозможно. Когда хвостовик иглы дойдет до верхнего положения в иглодержателе, максимально затяните винт.

Читайте также: