Можно ли готовить лыжи обычным утюгом

Обновлено: 28.04.2024

ИСПОЛЬЗУЙТЕ УТЮГ ПРАВИЛЬНО.

Используйте утюг правильно
Эта общая проблема - неправильное использование утюга. Утюг может повреждать базу ваших лыж. В этой статье описаны не только опасности неправильного использования утюга, но и правильные методы, предотвращающие повреждение базы.

Сначала несколько факторов, влияющих на правильную подготовку базы лыжи:

  1. Использование надлежащего утюга
  2. Правильная установка температуры утюга
  3. Надлежащее время контакта утюга с базой
  4. Надлежащая температура в комнате, где готовятся лыжи
  5. Правильная подготовка базы перед началом процесса

Большинство лыжников использует неправильный утюг. Домашний утюг, который обычно используется большинством лыжников, не предназначен для расплавления фтористых и твердых синтетических парафинов. Точка плавления Swix Cera F - 100°С (212 F), и точка плавления Swix СН 4 - 95=С (203 F). Па-рафины, сделанные сегодня, меньше стираются, они более твердые по сравнению с традиционными парафинами, и поэтому требуют более горячей температуры утюга.

Когда лыжники используют домашний утюг, они обычно устанавливают температуру где-нибудь в районе. “хлопок”, “шелк” или “синтетика”. Это ужасно.

Не используйте бытовой утюг!

Интересный факт: при установке регулятора бытового утюга в среднее положение подошва может иметь температуру до 152°С (305 F). Между прочим, точка плавления полиэтилена - 140°С (284 F), и повреждение необратимо.

Термостат домашнего утюга может быть поврежден парами парафина, что может закончиться перегревом.

Различия между фирменными специальными утюгами и домашними утюгами очень большие.

“Swix World Cup” - сегодня лучший утюг на рынке. Сильное заявление, но истинное! Утюг “Swix T-7311” является единственным утюгом с двойным металлическим покрытием стальной подошвы, которое гарантирует постоянную температуру базы. Термостат регулируется 10 раз в секунду и включает температурную таблицу, которая позволяет сделать точную установку (в этом году Swix представил новый электронный утюг, который оборудован датчиком и цифровой электроникой, что позволяет поддерживать постоянную температуру подошвы в диапазоне 4-х градусов - прим. переводчика). В результате достигается полное управление температурой.

В то время, как температура подошвы утюгов других изготовителей снижается на 27°С при контакте с лыжной базой, температура подошвы утюга Swix снижается всего на 8°С. Это чрезвычайно важно при нанесении фто-рированных смазок.

Большинство лыжников использует слишком высокую температуру утюга, что может повредить лыжную базу.

Перегревание базы может приводить к ее окислению.

Лыжная база подобна вашей коже. Если кожа обожжена, то затем она сохнет, и появляется шелушение. Лыжная база реагирует так же.

Если лыжная база перегревается долго, она визуально выглядит “пережжённой”.

Помните, что точка плавления полиэтилена базы - около 140°С (284 F), в зависимости от его молекулярной плотности.

На поверхности базы есть тысячи микроскопических волокон полиэтилена. Эти волокна присутствуют всегда, и хорошо видны после штайншлифа или нанесения структуры. Перегревание базы высушивает ее, и приводит к появлению дополнительных волокон полиэтилена.

Кстати, эти микроскопические волокна в зависимости от их толщины могут иметь точку плавления 104°С (220 F).

Теперь можете представить картину: во время прохода нагретого утюга по микроскопическим волокнам полиэтилена волокна переворачиваются и плавятся. Результат -то, что я вижу на 70% лыж, с которыми я работаю каждый год. “Заплавленная” база. (Изолированная, заплавленная, запечатанная, как вариант - прим. переводчика)

“Заплавленная база” - это база, которая была подвергнута слишком сильному нагреванию, в результате чего микроскопические волокна полиэтилена расплавились и рекри-сталлизовались в застывший слой на поверхности.

Хотите знать, что вы сделали? Вы превратили спечённую (sintered) четырехсотдолларовую базу в экструдированнуто базу за сто долларов. И все из-за перегретого утюга. Этот застывший слой не дает впитываться парафину, и лыжа становится медленной. Особенно в холодную погоду.

Обычно перегрев утюга - главная причина возникновения “заплавленной” базы. Но утюг - не единственная причина, из-за которой может образоваться “заплавленная” база.

Роторный фибертекс (то есть применяемый при помощи электродрели) при неправильном использовании тоже может давать подобный эффект. Излишняя скорость или давление создают перегрев со всеми вытекающими последствиями. Как и слишком высокая скорость вращения камня на шлифовальной машине. Несколько лет назад один производитель лыж имел эту проблему. Скорость вращения камня на машине, которую они использовали на заводе, была установлена слишком высокой. В результате лыжи выходили с завода с “заплавленными” базами.

Вообще-то “заплавленнуто” базу обнаружить трудно. Её нельзя увидеть человеческим глазом. Вы должны почувствовать её. Если вы хорошо знакомы с циклей и знаете ощущение и твердость хорошо подготовленной “здоровой” лыжной базы, тогда вы почувствуете отличие “заплавленной” базы. При проходе циклей вдоль лыжи такие участки будут ощущаться твердыми. Полиэтилен будет выглядеть светлее, чем нужно, и будет плохо сниматься.

Второй и более легкий способ обнаружить “заплавленную” базу - нанести парафин. Поскольку “заплавленная” база поглощает парафин не так, как “здоровая”, то её можно заметить по внешнему виду. Она будет казаться сухой или белой. Но попытайтесь проверить прежде, чем паниковать!

Нанесите на ваши лыжи Swix СН 6. (Новые лыжи нужно обработать по крайней мере десять раз прежде, чем делать это тестирование. Также предполагается, что вы должным образом обслуживаете свои лыжи.) Пройдите десять километров, и тогда посмотрите на ваши лыжи. Если база кажется сухой или беловатой, тогда она, вероятно, “заплавлена”. Но не волнуйтесь. В большинстве случаев это не смертельно.

Если база частично “заплавлена”, тогда можно просто взять бронзовую щетку и провести ею от начала до конца лыжи. Сделайте это приблизительно 30 раз. Бронзовая щетка снимет застывший слой и откроет свежий полиэтилен. Но это ещё не всё.

Чтобы удалить более серьезный пережжённый слой, есть три варианта. Это шкурка, металлическая цикля или шлифовальная машина.

Если вы решили использовать шкурку, то возьмите шкурку номер 100 (учтите, что это номер импортной шкурки, который с отечественными обозначениями не совпадает, по всяком случае так мне сказали продавцы в хозяйственном магазине - прим. переводчика). Оберните наждачную бумагу вокруг чего-нибудь твердого. Трите наждачной бумагой вниз лыжи в одном направлении от начала до конца приблизительно 100 раз или пока не появится новый темный полиэтилен. Завершите обработку наждачной бумагой 180 (25 раз).

Если вы захотите использовать металлическую циклю, будьте осторожны. Это может делать только очень опытный мастер. База легко может быть повреждена, если цикля используется неправильно. Как правило, достаточно двух - трех проходов по полной длине лыжи, чтобы открыть свежий материал базы.

Третий вариант - принесите лыжи в магазин, который имеет опыт шлифовки беговых лыж. Попросите поставить мелкий или средний камень. Снимите немного материала - столько, чтобы открылся новый полиэтилен.

После того, как база восстановлена с помощью одного из этих трех способов и обработана бронзовой щеткой, вам нужно сделать следующее. Сначала оберните фибертекс вокруг деревянного бруска и пройдите поверхность фибертексом вперед и назад по крайней мере 50 раз. Фибертекс снимет волокна, образовавшиеся после использования бронзовой щетки. После этого используют щетку комби, пройдя лыжи в одном направлении от начала до конца 10 - 15 раз. Щетка поднимет и частично снимет ворс из глубоких частей структуры. Затем используйте лезвие (Swix Т89). Проведите лезвием под углом 45 градусов вниз лыжи по крайней мере 10 раз, используя небольшое давление. Лезвие снимет микронеровности на поверхности базы, в то время как фибертекс снимает их в углублениях структуры. Теперь пора пропитать базу

парафином. Используйте относительно мягкий парафин. Плавьте парафин на базе в течение трех минут. Позвольте лыже остыть пятнадцать минут, затем соскоблите парафин и обработайте базу щеткой. Повторите этот процесс по крайней мере 5 раз.

“Заплавденные базы” - обычная вещь для лыжников, использующих дешёвый утюг, и лыжников, предпочитающих использовать парафины с высокой температурой плавления типа 100% фтора или парафины на очень холодную погоду.

Кроме того, вы должны знать, что перегретый утюг может разрушать пластик и смолы, используемые в производстве лыжи и ее базы.

Смолы, используемые большинством производителей, имеют точку плавления 152°С (305 F). Перегрев размягчает смолу, затем, по мере остывания лыжи, смола снова становится твердой. Такое постоянное нагревание и охлаждение смол приводит к ослаблению конструкции лыжи. Это, вероятно, единственная серьёзная причина наблюдаемого увеличения поломок лыж за прошедшие несколько лет несмотря на улучшение технологических методов производства.

Большинство лыжников не прогревает лыжу достаточное время, и поэтому не получает требуемого поглощения парафина. В рекомендуемом температурном диапазоне требуется однородно нагревать спеченную (sintered) базу лыжи в среднем в течение 3 -5 минут.

Когда парафин находится в жидкой форме на поверхности базы, это не обязательно означает, что база его поглощает. Полиэтилен должен сначала достигнуть определенной температуры прежде, чем сможет поглощать парафин. В зависимости от начальной температуры лыжи может потребоваться целых 3 минуты прежде, чем лыжа будет готова начать принимать парафин.

Вот как вы должны правильно использовать утюг

После достижения утюгом правильной температуры (которая обычно является температурой, при которой парафин начинает плавиться на поверхности утюга), утюг перемещают от носка лыжи к концу одним непрерывным проходом. Перенесите утюг и снова начните ту же самую процедуру с носка лыжи. Повторите процесс от 4 до 7 раз на лыжу. Этот процесс гарантирует правильное время, потраченное на прогрев лыжи и маленькую вероятность перегрева базы.

Температура комнаты обязательно должна быть не ниже 1б°С (60 F). Большинство лыжников не понимает важности этой проблемы. При окружающей температуре ниже 1б°С температура внутри лыжи также падает, и между молекулами полиэтилена остается слишком мало места для надлежащего поглощения парафина. Холод в комнате часто заканчивается нагревом базы до чрезмерных температур или плохим проникновением парафина.

Нанесение парафина - важнейший момент при правильной подготовке лыж. Большинство лыжников знает это, но все еще виновно в преступлении.

  • Сухой окисленный полиэтилен может приводить к появлению “заставленной” базы.
  • Старые сухие базы плохо впитывают парафин, особенно фтористый.
  • Плохо обработанная база теряет нанесенную структуру быстрее.
  • Скорость вашего гоночного парафина сильно зависит от состояния лыж перед нанесением парафина.
  • В конечном счете, перегрев может снижать эффективность и производительность всех парафинов, особенно содержащих 100% фтора.

Я провел сотни семинаров по всей стране, и эта тема продолжает открывать глаза слушателям и остается наиболее интересной.

Подумайте, вы вкладываете сотни долларов в лыжи, ботинки и крепления, лыжные палки, смазки и т.п. Но не готовьте же лыжи утюгом за двенадцать долларов! А если вы приобрели качественный утюг, используйте его правильно, чтобы получить соответствующие преимущества и удовольствие от катания.

Наряду со сноубордингом лыжный и горнолыжный спорт популярны. Неудивительно, потому что не везде можно покататься на доске. Лыжи могут подарить отличную зимнюю прогулку в любом населенном пункте. Чтобы такая прогулка или тренировка постоянно приносила радость, нужно знать, какой уход должен быть за лыжами. Смазка лыж для конькового хода в домашних условиях проводится достаточно просто, нужно следовать инструкции.

Для чего нужна?

Современные лыжи имеют скользящую поверхность, состоят из высокомолекулярного полиэтилена. Такое снаряжение важно тщательно подготавливать перед их эксплуатацией. Смазки применяются для того, чтобы улучшить скольжение снаряжения по снежному покрову (скольжения), а также их сцепление с поверхностью трассы (держания) в зависимости от температуры внешней среды. На подбор средства влияют:

  • структура снега;
  • уровень влажности снега и воздуха;
  • температура снега и воздуха;
  • скорость ветра (если есть);
  • альбедо поверхности снега.

Смазки держания используются для того, чтобы предотвратить проскальзывание лыжи во время отталкивания вперед. Некоторые виды мазей не подмерзают, оснащены высокими скоростными характеристиками, что делает катание приятным.

Слишком частая смазка лыж не нужна, только если какой-то непредвиденный случай.

Подготовка и очистка поверхности

Чтобы обеспечить наилучшее скольжение, поверхность агрегата должна быть оснащена структурой поверхности, которая соответствует структуре снега. Мази подбирают по условиям погоды. Алгоритм следующий:

  1. Вначале нужно обрабатывать скользящую поверхность лыж. Делать это с помощью щетки из стали или латуни. Нужно проводить стальной щеткой по поверхности. Ведение этого инструмента должно иметь одно направление — от носка до пятки лыжи.
  2. Далее надо выполнить нанесение грунтового парафина. Чтобы материал разровнять, следует воспользоваться утюгом при маленькой температуре.
  3. Затем проводится очистка поверхности скребком. Очистка желоба также проводится с его применением.
  4. По завершении такой очистки остается множество грунтового парафина. Поэтому требуется обработка поверхности. Для обработки используют нейлонную щетку.

Процедура подготовки и очистки поверхности подходит для лыж конькового хода. Это важно сделать перед нанесением основных мазей.

Информация о смазках

В специализированных точках продается много лыжных смазок. Производители, которые изготавливают инвентарь для зимних видов спорта, делают также выпуск принадлежностей для ухаживания за ним. Такой компанией является Атомик.

Смазки делят по составу элементов. Они бывают:

  • синтетические;
  • минеральные;
  • комбинированные.

В состав таких средств входят фтор, графит и даже смола дерева.

Смазки могут обладать различной консистенцией. Они могут быть твердыми, жидкими, порошковыми. Эти средства продаются в виде спреев, аэрозолей, эмульсий.

На всех емкостях со смазками указывается температура использования мази или парафина и подробная инструкция применения этих средств.

Как отмечалось выше, по использованию мази делят на виды:

К первому виду относят все средства. Вторая разновидность включает только парафины. Спортсмены используют спреи, порошки, эмульсии.

Для агрегатов конькового хода используют только смазки, предназначенные для скольжения. Можно приобрести две разновидности смазок:

Первый вид достаточно быстро стирается, поэтому часто требует пополнения. К тому же для действия этого парафина требуется определенная температура, поэтому он не для любой погоды.

Второй вид включает низкофтористые, среднефтористые, высокофтористые смазки. Применение того или иного типа фтороуглеродных средств находится в зависимости от уровня влаги.

Приобрести смазки можно недорого. Отечественные производители предлагают средства стоимостью сто рублей.

Необходимые инструменты

Чтобы готовить снаряжение к зимнему сезону, нужны некоторые инструменты. Чтобы осуществить эту процедуру, потребуются следующие инструменты:

  • Первый инструмент — это профиль для подготовки лыж. Профиль состоит из двух упоров с петлей под крепления.
  • Утюг. Основное отличие инструмента от бытового — наличие режима температуры и спецподошвы. Чтобы сэкономить денежные средства, можно воспользоваться бытовым утюгом, но при этом есть риск прожечь поверхность.
  • Щетки. Отличительные свойства специальных щеток для зимнего инвентаря — это длина и жесткость ворса. Набор таких щеток стоит дешево, каждому доступен для приобретения. Такой набор включает три щетки.
  • Скребки. Толщина скребка — 3-5 миллиметров. В зависимости от удобства выбирается необходимая толщина.
  • Парафины. Для агрегатов конькового хода используются фтороуглеродные составы. Лучше парафинить этим материалом.

Правильно использованные инструменты подготовят лыжи для свободного катания.

Процедура смазки лыж

Для различных типов, видов лыж существует свой алгоритм. Рассмотрим алгоритм для агрегатов конькового хода.

Лыжи для конькового хода

Как правильно смазывать в домашних условиях лыжи для конькового хода? Эти агрегаты не оснащены насечкой, что отличает от агрегатов классического хода. В данном случае применяются только мази скольжения. Любителю достаточно нанести только один слой. Процедура, как всегда, начинается с очистки. Потом необходимо выполнить следующее:

  1. Надо разогреть утюг. Температура должна соответствовать той, что указана на парафине.
  2. К поверхности прибора надо приложить брусочек. Провести утюг над снаряжением, чтобы капли средства смогли равномерно распределиться.
  3. Движения утюгом выполняются от пятки к носку, идеальным результатом будет наличие блеска.
  4. После того как слой застынет, убираются остатки средства. Двигаться следует против хода катания.
  5. Полировка.

Если снаряжение выполнено из пластика, то после нанесения мази его приглаживают пробкой, которая используется для растирания.

Должный результат — ровный слой с легким блеском.

Если материалом является полупластик, где на скользящей поверхности находится пластиковая пластина, то процедура обработки аналогична. После процедуры можно оставить лыжи на хранение.

Для холодной погоды подходят твердые материалы. Одного слоя хватит, не следует намазывать новый без надобности. Соблюдать порядок действий!

Советы и рекомендации

Если проводит обработку зимнего снаряжения в первый раз новичок, то лучше обратиться за помощью к мастеру. Хотя бы посмотреть видео на данную тему. Соблюдать технику безопасности при работе с утюгом необходимо, чтобы не нанести себе вред.

Не следует забывать про очистку — важнейший этап подготовки. При этом проследить, чтобы лыжи были хорошо закреплены.

При использовании утюга слишком высокая температура не нужна, иначе повредится пластик снаряжения.

Любые лыжи нуждаются в уходе. Благодаря своевременной смазке можно защитить снаряжение от быстрого износа, улучшить скольжение на снегу.


Приветствую.
Чтобы можно было на что-то сослаться не мешая теорию с практикой(хотя всё равно смешаю), делаю этот пост.
Постараюсь написать максимально простыми словами и в том объёме который может пригодиться новичку, а что не пригодится то для общего развития.

В первую очередь лыжи должны хорошо скользить, обычно тут работает магия, но специалисты условно распределяют влияние на скольжение таким образом:

60% эпюра( или жесткость, весовой прогиб)
20% скользящая поверхность
20% смазка

Что касается эпюры, тут надо разобраться со стилями:

Классический стиль— когда лыжи едут параллельно друг другу. Физиологически этот стиль наиболее близок к естественным движениям человека. Пока мы скользим всё хорошо, но как только надо сделать толчок ногой появляется проблема, современные пластиковые лыжи очень скользкие, пластику по большому счёту всё равно куда скользить. Есть хитрость: в фазе скольжения вес лыжника распределяется равномерно на обе лыжи, а значит на каждой лыже ~50% веса лыжника, лыжа опирается в передней и задней частях, колодка не соприкасается со снегом. Далее лыжник переносит вес на одну ногу, вес распределён по стопе, тут колодка уже прижимается к снегу, но в идеале скольжение ещё должно сохраняться. При отталкивании ногой усилие передаётся через носок ботинка, и благодаря усилию отталкивания появляется дополнительная сила прижимающая колодку к снегу. Под колодкой у нас зона держания, на ней нанесена специальная мазь держания, либо камус, либо на худой конец насечки. Можно сказать что при толчке ногой мы зажимаем тормоз у лыжи, благодаря чему можем оттолкнуться. Если лыжа будет слишком жёсткая, мы не сможем продавить колодку, соответственно не сможем толкнуться, если слишком мягкая- лыжа будет постоянно тормозить. Тут надеюсь всё легко и понятно.


Коньковый стиль— в простонародье "ёлочка". Для коньковых лыж предъявляются иные требования, так как мы практически всегда скользим на одной ноге, а так же, толчок выполняется от скользящей опоры. Лыжа не должна продавливаться в области колодки иначе она будет тормозить. Причём в отличии от классических, коньковые лыжи всегда работают под полным весом лыжника, и при этом должны огибать неровности трассы. (да, продавленная в колодке лыжа тормозит, пускай на "голых" лыжах классикой не поедешь, но и скольжение будет так себе)


В процессе скольжения лыжа утрамбовывает снег, и как бы понятно что чем сильнее лыжа его утрамбует тем больше на это потратится энергии, и тем сильнее будет тормозить. А следовательно на более мягкой трассе нужно чтобы носок "всплывал" немного притрамбовывая снег, и ближе к колодке передается большее давление. У лыж на мягкие трассы при сжатии ощутимо расходятся мыски и пятки. Слишком жёсткие лыжи могут "зарываться" в снег. Это хорошо ощущается.
В случае хорошо укатанных твёрдых трасс равномерность распределения давления не так критична, зато важна курсовая устойчивость, иначе лыжа будет рыскать, в таких случаях области максимального давления смещают дальше к мыскам и пяткам лыж.
Так же эпюра влияет на формирование водяной плёнки.


Скользящая поверхность.
Снег сам по себе представляет из себя кристаллики льда, и в сухом виде по сути является абразивом, лыжи скользят благодаря прослойке воды которая образуется под лыжей в результате давления лыж на снег и трения. Чем морознее погода тем меньше воды, тем выше трение. Наверное многие замечали что в крепкие морозы даже лёд бывает не скользким. Когда воды слишком много возникает подлипание лыж. Для устранения этих проблем на поверхность пластика наносятся специальные структуры, своеобразный "протектор" лыж.


Для холодной погоды очень мелкие длинные продольные насечки вдоль всей длинны лыж- задача этой структуры обеспечить сохранность водяной прослойки из малого количества влаги, и минимизировать трение.
Для теплой и влажной погоды наносится крупная глубокая структура из коротких продольных насечек диагональю или ёлочкой, их задача отвести лишнюю влагу в сторону из пятна контакта.
Вариантов структур огромное множество, есть более универсальные, или наоборот узкоспециализированные.

Что касается материала скользящей поверхности, то дерево давно в прошлом, сейчас применяется только пластик.
По сути основа всех скользящих поверхностей- измельчённые гранулы полиэтилена.
Экструдированный полиэтилен, или ПНД, самый дешёвый вариант. Такой пластик выплавляют из гранул при температурах около 160-170 С.
Спечённый полиэтилен, или высокомолекулярный пластик, или полиэтилен с высоким молекулярным весом (High Performance Polyethylene – HPPE). В данном случае гранулы запекают под высоким давлением. Как правило на ощупь этот пластик более твёрдый. Благодаря тому что в кристаллической решётке этого пластика есть аморфные зоны, он может впитывать смазку в отличие от обычного полиэтилена который ничего не впитывает. Так же при производстве пластика в него добавляют вспомогательные вещества, к примеру графит который добавляет антистатические свойства и ощутимо влияет на скольжение. Есть много марок спечённого пластика, они по разному скользят, по разному впитывают смазку, и по разному стоят.


Правда при перегреве запечённый пластик может подплавиться и превратиться в обычный дешёвый ПНД. Разные производители могут называть пластики по разному, как правило чем выше цифра в названии тем выше качество пластика. Стоит добавить что ПНД не способен впитывать, а соответственно и удерживать смазки скольжения.

Смазки.
Для скольжения применяют парафины и ускорители, а так же парафины быстрого нанесения: аэрозоли, эмульсии, пасты, и т.д.
Ускорители- из высшей лиги, маленькая баночка порошка или таблетка может стоит дороже любительских лыж. Ускорители применяются как финишный этап подготовки лыж, после обработки парафинами. Порошок вплавляется в пластик и часто не продляет жизни лыжам, да и здоровья сервисменам так же не прибавляет(из-за паров фтора и пыли)
Парафины бывают: (по росту цены и свойств) CH-углеводородные, LF-с низким содержанием фтора, HF-с высоким содержанием фтора.
Задача смазок, придать гидрофобные свойства пластику. Так же парафины очищают поверхность от грязи.
Бывают базовые парафины, и на различную температуру и влажность снега.
Парафин плавится утюгом на поверхности лыж, после чего снимается скребком, вычищается из структуры специальными щётками и полируется. То есть уже предполагается наличие достаточного количества инструментов.
Разного рода парафины быстрого нанесения, если не углубляться глубоко, по сути те же парафины с растворителем облегчающим применение.

Мази держания.
Бывают смоляные, синтетические, фтористые, а так же клистеры.
Задача мази держания- быть достаточно мягкой чтобы кристаллы снега проникали в неё(подобно гвоздям) достаточно глубоко для держания, при этом достаточно жёсткой чтобы снег не налипал на неё, а так же чтобы не стираться.


За этими, казалось бы простыми условиями, скрывается большая работа. Из-за большого числа вариаций температуры, влажности, типа снега, рабочий диапазон мазей держания уже, и без опыта сложно угадать с мазью. Важность правильного выбора мази держания для классического хода гораздо выше чем правильное попадание со скольжением.

Ещё один важный параметр- вес.
Он зависит от внутреннего наполнения- сердечника. Это может быть цельное дерево, дерево с воздушными каналами, специальная пена, разные сотовые наполнители, а так же могут быть комбинации из этих материалов. Не трудно догадаться что от этого зависит не только вес лыж, но и их прочность.


Так же производители применяют разную конструкцию- капы или сэндвичи. Сюда совершенно нет смысла смотреть, это просто разные технологии которые позволяют добиться одной цели разными методами, разве что Cap позволяет играться с профилем лыж, но глобально кроме дизайна и удобства производства это не даёт преимуществ. Потому никакой важной информации в этом знании для нас нет. Даже топовые лыжи есть обоих конструкций.

Какой парафин для лыж выбрать - состав, виды, марки

Беговые лыжи

Парафин для смазывания лыж применяется для увеличения момента скольжения. Вне зависимости от вида используемых лыж, без применения смазки сцепление их со снегом будет слишком велико для комфортного катания. Однако такое сцепление необходимо лишь при движении колеса по дороге. Лыжи же должны скользить плавно и мягко.

Что такое парафин для лыж и зачем он нужен

Парафины — это смеси из углеводородов, которые получаются в качестве стороннего продукта при переработке нефти. Состав парафиновых смесей может отличаться по степени вязкости. Существуют такие виды парафинов:

  • Мягкий, которые тает при обычной комнатной температуре.
  • Твердый, для расплавления которого требуется нагрев до 70 градусов по Цельсию.
  • Кристаллические парафины, которые проходят процесс кристаллизации при нагреве свыше 70 градусов.

По своим свойствам это вещество является одновременно и смазкой, и водостойким составом. Они добавляются в разные смеси для обретения ими необходимых качеств. Например, на основе полученного из продуктов переработки нефти вещества производится вазелин.

Виды лыжных парафинов

Парафиновые смеси для смазки лыж обычно подразделяются на следующие типы:

  • Для катания при низких температурах ниже минус 12 градусов.
  • Для катания по снегу температурой от минус 12 до минус 2 градусов.
  • Теплые типы, используемые при температуре выше минус 2 градусов.

Виды лыжных парафинов

Основным веществом, от которого зависит качество скольжения при теплой погоде, считается фтор. Для смазок, рассчитанных на теплую погоду, добавляют большее его количество. Чем меньше его содержание — тем на более низку температуру смазка рассчитана. Также имеются всепогодные смазки, которые можно применять вне зависимости от погодных условий. Например, для использования в температурном диапазоне от 0 до 30 градусов. В состав такой смазки, кроме фтора, входят также силикон, разные виды солей, оксиды металлов.

Также стоит отметить, что парафины для смазки лыж могут выпускаться в различной форме.

Нанесение парафина утюгом

Такую процедуру допустимо проводить только с жидким вариантом парафина для лыж. Для ее проведения поверхность лыж, на которую планируется нанесение, должна быть тщательно очищена от грязи, снега и других веществ, часто на нее попадающие в ходе использования. Затем лыжи следует хорошо высушить.

Нанесение парафина на лыжи утюгом

Проводится нанесение в межсезонный период. Для этого необходимо:

  • Нагреть специальный утюг для нанесения парафина до температуры в 150 градусов.
  • Нанести или распылить парафиновую смесь на поверхность лыжи, предназначенную для скольжения. При этом следует принимать во внимание тот факт, что для разных типов лыж применяются разные методы нанесения парафиновой смазки. Лыжи для хода конькового типа предполагают смазку всей скользящей поверхности. У стандартных лыж смазывают только начало и конец лыжи, исключая ее центральную часть.О разновидностях беговых лыж читайте в этом обзоре.
  • Далее следует пройтись утюгом по покрытой парафином поверхности лыжи по направлению от носка к пятке.
  • После проведения процедуры покрытия парафином лыжа должна остывать не менее 10 минут. Температура в помещении при этом не должна быть ниже 0 градусов по Цельсию.
  • По слою смазки следует пройтись специальной щеткой.

Нанесение парафина на лыжи утюгом

Результатом данных действий становится проникновение нагретого парафина в поры материала, из которого изготовлена лыжа, и заполнением их выравнивает всю ее скользящую поверхность. Все, что осталось на ее поверхности, должно быть удалено при помощи щетки.

Для достижения приемлемого результата весь процесс необходимо проделать около 10 раз. Причиной этому является то, что при очищении лишнего парафина при помощи щетки, удалится и часть необходимого слоя, который находился в неровностях поверхности. При покрытии парафиновой смесью некоторое количество раз, слой парафина будет более плотным и качественнее утрамбованным.

Как парафинить лыжи без утюга

Возможность воспользоваться утюгом для покрытия лыж парафиновой смесью имеется далеко не всегда. Часто этому препятствует ограничение по времени, при обязательной необходимости такой смазки.

Для этой цели производители лыжных смазок выпускают жидкие парафины для лыж, для нанесения которых не требуется термическая обработка. Для этого необходимо:

  • Высушить лыжу.
  • Вычистить слой скольжения тщательно щеткой для удаления загрязнения.
  • Протереть и дать высохнуть
  • Нанести небольшое количество смазки.
  • Подождать небольшое количество времени, около 3–5 минут.
  • Растереть смазку по всей поверхности лыжи.
  • Дать постоять еще около 10 минут

Если ситуация сложилась так, что смазки оказалось слишком много, лишнее количество убирается при помощи щетки. Но при наложении смазки в холодном состоянии зачистка щеткой на последнем этапе нанесения не имеет особого значения.

Важно! Многие любители лыж совершают ошибку, предполагая, что можно произвести смазку холодным парафином прямо в перерыве между катаниями. Такой слой будет держаться недолго. Для качественного нанесения необходимо минимум один час, а также наличие солнечной погоды либо теплого помещения. Нанесение парафина холодным способом всегда будет хуже, чем стандартный вариант с термоообработкой.

Лучшие производители

По отзывам любителей лыжного спорта, лучшими смазками для лыж являются следующие:

  • Луч. Считается бюджетным вариантом лыжной смазки. Правильное использования зависит от условий, в которых планируется катание, а также верного выбора соответствующей смазки.
  • Swix. Наиболее популярная смазка как среди любителей катания на лыжах, так и среди профессиональных лыжников. В линейке смазок этой компании предусмотрены варианты для любой температуры и погодных условий.
  • Vauchti (Ваухти). Жидкие парафины этой марки очень популярны у лыжников, так как не требуют термической обработки перед нанесением. В линейке данных парафинов имеется три вида смазок: для мокрого снега и температуры от +10 до -6 градусов, для нового и влажного снега и температуры от +4 до -2 градусов и парафин для холодного снега и температуры от -3 до -15 градусов.

Лыжные смазки даже при правильном нанесении необходимо обновлять на скользящем покрытии. Поэтому на первое место выходит их правильный и качественный выбор.

Смотрите также полезное видео, как парафинить лыжи в домашних условиях:

Лыжный утюг можно купить в спортивном магазине, его цена 40-70 долларов (в зависимости от наворотов). В таких утюжках для лыж, как правило, есть возможность регулировать температуру нагрева. В первую очередь, они используются для смазки пластиковых беговых и горных лыж. А вот у туристов-лыжников и охотников, предпочитающих деревянные лыжи, они не очень популярны. Все стараются обойтись подручным инвентарем, например, старым бытовым утюгом.

У меня тоже специализированного смазочного утюга для лыж нет. Был раньше еще советский, но куда-то затерялся. Поэтому я решил смастерить утюг для лыж своими руками по аналогии с ним.

Самодельный утюг для лыж – пошаговая инструкция

Изготовить утюг для лыж своими руками несложно. У меня это заняло меньше часа. Сделал я его сходу, на глаз, а чертеж начертил позже для статьи по тому, что вышло.

утюг для лыж своими руками - чертеж

Вам понадобится

Материалы:
• Кусок жести, толщиной 0,7 мм и размером, примерно 160 на 140 мм;
• Ручка от столовой ложки – 1 шт.;
• Клепки/или болт и гайка – по 2 шт.

Инструменты:
• Ножницы по металлу;
• Плоскогубцы;
• Дрель;
• Клёпочник (если будете использовать клепки)

Из листа жести ножницами по металлу я вырезал заготовку утюжка для лыж.

утюжок для лыж ручной работы

Выгнул коробочку плоскогубцами, ее края загнул во внутрь и сплющил. Этим я придал будущему утюгу для смазки лыж дополнительную жесткость и убрал острые края.

Смазочный утюг для лыж своими руками

В ручке от сломанной алюминиевой столовой ложки сделал дрелью два сквозных отверстия. Такие же отверстия я просверлил на одном торце жестяной коробочки и склепал ее с ручкой двумя клёпками. Вместо них можно было бы использовать болтики с гаечками.

утюг для смазки лыж самодельный

Вот такой утюг для лыж своими руками я сделал!

Для деревянных лыж он вполне подходит, а вот дорогие пластиковые лыжи я бы обрабатывать этой самоделкой не рискнул.

Полезные статьи:

Читайте также: