Ознакомление с устройством передаточных механизмов швейной машины

Обновлено: 02.05.2024

Устройство швейной машины

На уроках технологии в школе объясняют устройство швейной машины и практически все мы уверенны, что знаем, как устроена швейная машина. Тем не менее, очень часто мы неверно употребляем названия некоторых деталей. И совсем уж редко, кто имеет точное представление, как устроено челночное устройство, устройство ручного привода, как образуется швейный стежок и др.

Челночный ход швейной машины

Выполняя ремонт и настройку швейных машин самостоятельно, особенно используя для этого техническую литературу, нужно знать значение терминов, понимать принцип работы швейных машин и изучить ее устройство.

1. Устройство швейной машины челночного стежка

Устройство швейной машины челночного стежка

Все старые модели швейных машин типа Зингер, Подольск 2М ПМЗ выполняют одну единственную прямую строчку и устройство этих швейных машин практически одинаковое.
Такие швейные машины часто оснащались громоздким столом с ножным приводом, но чаще всего устанавливался ручной привод.
На смену таких моделей машин пришло новое поколение швейных машин, выполняющих строчку зигзаг и использующих электрический привод.

Швейные машинки типа Подольск 142 и Чайка имеют вертикальный тип качающегося челнока и ограниченный набор операций.
Современные швейные машины Brother, Janome, Singer и другие марки используют уже более современную горизонтальную конструкцию челнока.
Некоторые модели швейных машин имеют вертикальный челнок "двойного облегания" вращающегося типа, как у промышленных машин.

Управление многими операциями у многих современных швейных машин осуществляется с помощью компьютерных программ, что позволяет изготавливать глазковые петли и вышивать любые рисунки и узоры.
Большой выбор лапок, аксессуаров и комплектация дополнительными устройствами расширяют возможности машинок безгранично, позволяя выполнить любую операцию, связанную с пошивом одежды.

2. Термины, используемые в названиях деталей

Винт может быть с головкой и без нее. Винт имеет на стержне резьбу, а сверху головки канавку для отвертки.
Болт имеет четырехгранную головку под соответствующий гаечный ключ, и также нарезанную резьбу.
Вал - круглая ось для закрепления узлов и механизмов, деталей швейной машины и передачи им движения.
Втулка - деталь цилиндрической формы, с отверстием внутри. Служит для фиксации валов и осей. Вместо втулок могут использоваться подшипники скольжения и подшипники качения.

Термины названия деталей швейной машины

Для передачи вращения параллельным валам, находящимся на большом расстоянии друг от друга применяют ременные и зубчатые ременные передачи.
Кривошип закрепляется на краю вращающегося вала, в который вставляется палец крепления шатуна.
Шатун - стержень с двумя головками (втулками). Это основной элемент преобразования движения одного вала в движение другого.
Рейка - зубчатая деталь, находящаяся под лапкой, предназначенная для продвижения ткани.
Нитепритягиватель - длинный поводок на лицевой стороне машинки, выдергивающий нитку во время образования стежка. На краю его имеется ушко или разрез для вдевания верхней нитки.
Игольная пластина - пластина с отверстием для прохода иглы к челночному ходу. Внутри пластины имеются прорези для зубчиков рейки.
Игловодитель - стержень удерживающий иглу и проводящий ее в движение.
Шпулька - небольшая катушка. На нее наматывается нижняя нитка.
Шпульный колпачок - деталь челночного хода, в которую вставляют шпульку швейной машины.

3. Как образуется двухниточный челночный стежок

Двухниточная челночная строчка образуется переплетением двух нитей. Узел соединенных нитей должен находиться в середине тканей или материалов. Верхняя нитка называется игольной, поскольку заправляется в ушко иглы. Нижняя нитка называется челночной, поскольку вытягивается из шпульки, находящейся внутри шпульного колпачка.

Кроме челночного типа стежка в бытовом, но чаще промышленном исполнении, выпускаются швейные машины цепного стежка. Подробно, о том как образуется цепной стежок вы может узнать в статье Промышленная распошивальная машина.

Основной недостаток и отличие челночной строчки в том, что она малорастяжимая, по сравнению с цепным стежком, поэтому не применяется для пошива трикотажных, сильно растягивающихся тканей. При растяжении шва таких изделий, например спортивной одежды, нитки челночного шва могут лопнуть. Основное преимущество такого вида строчки в том, что она трудно распускаемая и достаточно прочная, как в поперечном, так и в продольном направлении.

Переплетение ниток в стежок

Образование челночного стежка производится с помощью качающегося (колеблющегося из стороны в сторону) или вращающегося по кругу челнока. В бытовых швейных машинах, особенно старого образца, используется качающийся челнок.
У недорогих моделей современных швейных машин также используется качающийся челнок, но большинство бытовых швейных машинок имеют горизонтальный, вращающийся по кругу тип челнока. Его легко отличить, шпулька вставляется сверху и видна как на ладони.
Самым надежным, выдерживающим высокие скорости работы, считается челнок вертикального типа, вращающийся по кругу. Такой тип челночного устройства обычно используется в промышленных и дорогих моделях бытовых машин.

Образование стежка происходит, когда игла опускается в ткань и начинает подниматься вверх на 1,8 - 2 мм. Именно в этот момент создается избыток верхней нитки выше ушка иглы. Появляется петля, в которую и заходит носик челнока. Захватив верхнюю нитку, челнок проворачивает ее по кругу и одновременно нитепритягиватель начинает движение вверх, подтягивая верхнюю нитку. Вслед за этим, рейка машины (зубчики) продвигают ткань на ширину стежка для подготовки нового цикла. Челнок совершает за время одного цикла образования стежка два оборота. Один оборот холостой, хотя остальные узлы швейной машины (игла, рейка, нитепритягиватель) в это время работают. Они заканчивают формирование челночного стежка.

4. Настройка взаимодействие иглы и челнока

Челночный ход швейной машины 97 класса

Знание устройства швейной машины и процесса образования челночного стежка позволит вам понять, как настраивать челночный узел, взаимодействие иглы и носика челнока. От параметров взаимодействие иглы и челнока во многом зависит качественная работа швейной машины и появление таких дефектов строчки как пропуски, "петляние", обрыв верхней и нижней нитки и др.

Взаимодействие иглы и челнока

Параметры настройки зазоров иглы и носика челнока:
В момент поднятия иглы на 1.8 - 2.0 мм рядом с ушком происходит образование петли верхней нитки. В этот момент носик челнока должен приблизиться почти вплотную (0,15 мм) с лезвием (небольшое углубление) иглы и одновременно выше ушка иглы на 1.5 мм.
Приведенные параметры имеют среднее значение и являются лишь ориентиром при настройке практически любой машинки челночного стежка. В зависимости от вида ткани, нитки они могут меняться. Для толстых или трикотажных тканей устанавливаются несколько иные параметры и, как правило, подбираются опытным путем.

Влияние на качественное формирование челночного стежка оказывают также рейка, лапка, шпулька, натяжитель верхней нитки, компенсационная пружина и другие узлы и детали. Более подробно об их значении, настройке и ремонте можно узнать на страницах нашего сайта, например в статье Ремонт и настройка швейной машины 22 класса.

В этом видео даются рекомендации, как правильно натянуть ремень электропривода и советы как избежать дорогостоящего ремонта швейной машинки. Видео на английском, но можно выбрать нужный вам язык субтитров.

Как разобрать швейную машинку


Устройство современной швейной машины
Как устроена современная бытовая швейная машина с электроприводом. Основные неисправности узлов и механизмов.

Причины пропуска стежков на швейной машине


Причины пропуска стежков на швейной машине
Настройка и ремонт швейной машины потребуется, если машина постоянно делает пропуски стежков в строчке. Но иногда причиной появившихся пропусков могут быть неправильная настройка натяжения ниток, неправильная установка иглы.

Зубчатый швейный ремень


Зубчатый швейный ремень
Зубчатый швейный ремень современных швейных бытовых машин с горизонтальным челноком. Как натянуть и установить правильное положение ремня.

Как устроен швейный челнок


Как устроен швейный челнок
Швейный челнок для любой швейной машины - это главное ее устройство. От того как настроены его параметры взаимодействия с иголкой зависит качество образования стежка. Многие неисправности швейных машин связаны именно с работой челночного устройства.

Швейная машинка Подольск


Швейная машинка Подольск
Устройство швейной машинки Подольск несложное по сравнению с современными моделями швейных машин других марок. Настройку и ремонт можно выполнить самостоятельно даже не имея опыта ремонта швейных машин. Достаточно внимательно почитать некоторые статьи нашего сайта.



Швейная машинка Чайка
Устройство швейной машины Чайка, особенно ее настройка и ремонт, отличаются от простеньких ручных машинок типа Зингер. Главный узел швейной машины - это челночный ход, настроить который самостоятельно достаточно сложно. Но не всегда это нужно делать. Иногда, нужно лишь правильно настроить натяжение нижней нитки и машинка снова будет нормально работать.

Зубчатый швейный ремень


Зубчатый швейный ремень
Зубчатый швейный ремень современных швейных бытовых машин с горизонтальным челноком. Как натянуть и установить правильное положение ремня.

У вас есть швейная машинка, и вы любите шить? Тогда этот сайт для вас. Профессиональные мастера подскажут вам как выполнить мелкий ремонт швейной, вязальной машинки. Опытные технологи поделятся секретами пошива одежды. Обзорные статьи подскажут, какую купить швейную или вязальную машину, утюг манекен и много других полезных советов вы найдете на нашем сайте.
Спасибо, что вы полностью просмотрели страницу.
Копирование и перепечатка статей сайта "Швейный мастер" без согласия автора запрещена.
Авторские права защищаются законом.

Бытовая швейная машина состоит из следующих частей:

швейная машина

Рукав 1), стойка рукава 2) и платформа 3) (рис. 2.1) — все эти части называются головкой швейной машины.
Рукав швейной машины слева имеет фронтальную часть. Вращение от электрического двигателя передается маховому колесу. В рукаве машины и под платформой расположены детали, передающие движение от махового колеса рабочим органам машины.
Расстояние от стойки рукава до линии движения иглы называют вылетом рукава 4) (машины). Это расстояние определяется габаритами изделия, которое можно расположить на платформе справа от иглы.

Рис. 2.1 Основные органы швейной машины

Для выполнения челночного стежка в каждой машине имеются следующие основные рабочие органы:
Игла, служащая для прокола материала, проведения через него верхней нити и образования петли или напуска. Механизм иглы расположен в рукаве машины, совершает возвратно-поступательное движение (вверх, вниз).
Челнок, захватывая петлю или напуск иглы, расширяет ее, обводит вокруг шпульки, осуществляет переплетение верхней и нижней нити. Механизм расположен под платформой и совершает колебательное или вращательное движение.
Нитепритягиватель сдергивает нитку с бобины или катушки, подает нитку игле и челноку, затягивает стежок, совершает вращательное или колебательное движение; находится в рукаве машины.
Рейка — механизм передвижения ткани, служащий для перемещения ткани на величину стежка, расположен под платформой, совершает движение в виде эллипса (овала), идя к работающему; идя от рабочего, опускается.
Липка прижимает к игольной пластине и рейке ткань, устройство расположено в рукаве машины и не совершает никаких движений.

Детали для соединения отдельных частей машины

Все швейные машины состоят из деталей, сборочных единиц (узлов) и механизмов.
Для правильного соединения деталей, их ориентации друг относительно друга и обеспечения взаимодействия механизмов в процессе образования строчек и ряда других.

Детали для передачи вращательного движения.

Вал (рис. 2.4, а) — брус круглого сечения, служит для образования вращательного движения, поддержания деталей, закрепленных на нем, и передачи им движения.
Втулка — деталь цилиндрической формы, служит для Удержания валов и осей.
Для поддержания вращающихся валов в швейных машинах применяют подшипники скольжения и подшипни¬ки качения.
Для передачи вращения параллельным валам, находящимся на большом расстоянии друг от друга, используют ременные и зубчато-ременные передачи. Для передачи вращения параллельным валам, находящимся на малом расстоянии друг от друга, используют цилиндрические косо-зубые и прямозубые передачи с внешним и внутренним зацеплением (рис. 2.5).

Детали для преобразования движений.

Для преобразования вращательного движения в возврат¬но-поступательное в швейных машинах применяется кривошипно-шатунный механизм, состоящий из кривошипа 1, двухколенчатого пальца 2 и шатуна 3 (рис. 2.6).
Кривошип закрепляется на вращающийся вал и имеет отверстие; в него вставляется двухколенчатый палец, на внешнее плечо которого надевается головка шатуна.
Шатун — стержень с двумя головками — основной элемент преобразования движения одного вида в движение другого. Для преобразования вращательного движения в колебательное в швейных машинах применяют эксцентриковую передачу (рис. 2.7).
Такая передача состоит из эксцентрика 2 (деталь цилиндрической формы), центр которого смещен относительно центра вала 1. На эксцентрик 2, закрепленный винтами на валу 1, надета головка шатуна 3, вторая головка соединена шарнирным цилиндрическим винтом с правым коромыслом 4. Левое коромысло может быть отлито вместе с валом 5 или закрепляться на нем винтом, образуя жесткое соединение. Вал удерживается в двух втулках 6. Под действием эксцентрика 2 шатун 3 сообщает колебательные движения коромыслам 4 и их валу 5.

Свойства челночного стежка

Двухниточная челночная строчка (рис. 2.8) образуется из двух ниток — верхней А и нижней В, которые переплетаются в середине стачивающихся тканей или материалов. Нитка называется игольной, так как заправляется в ушко иглы, нитка В называется челночной, поскольку поступает со шпульки, находящейся внутри челночного комплекта. Расстояние между двумя смежными проколами определяет длину стежка B.
Широко применяется для изготовления различных видов одежды и белья.

Преимущества:

  1. Малорастяжимая строчка по сравнению с цепной.
  2. Труднораспускаемая, достаточно прочная, как в продольном, так и в поперечном направлении, но по сравнению с однониточным цепным стежком челночный стежок требует меньшего расхода ниток.

Недостатки:

Для получения челночного стежка требуются машины более сложных конструкций. Частая замена шпульки в челночном устройстве понижает производительность труда. Потеря прочности верхней нити происходит ввиду того, что на образование стежка требуется значительно больше нити верхней, чем на сам стежок.

Переплетение ниток при образовании челночного стежок может производиться с помощью качающегося, колеблющегося или вращающегося челнока. Наибольшее распространение получили машины с вращающимися челноками, поэтому рассмотрим принцип образования стежка на машинах с вращающимся челноком. «Верхнюю нитку с катушки 5 (рис. 2.9, а) или бобины между шайбами регулятора натяжения 3, вводят в ушко нитепритягивателя 4 и заправляют в ушко иглы 2. игла 2 прокалывает материал, проводит верхнюю нитку челночного и опускается в нижнее крайнее положение. При подъеме игла образует из нитки петлю, которую захватывает носик челнока. Игла (рис. 2.9, б) начинает подниматься вверх, носик челнок 7, захватив петлю верхней нитки, расширяет ее нитепритягиватель 4, перемещаясь вниз, подает нитку челноку. Петля верхней нитки обводится челноком вокруг шпульки (рис. 2.9, в).
Когда петля верхней нитки будет обведена на угол, больший 180° (рис. 2.9, г), нитепритягиватель, поднявшись вверх, затянет стежок. Рейка 6 переместит материал на длину стежка. Челнок (рис. 2.9, д) совершает холостой ход, а в это время другие рабочие органы машины (игла, рейки и нитепритягиватель) заканчивают свою работу. По такому же принципу работают машины с колеблющимися челноками, менее распространенными в швейной промышленности из-за неравномерного движения челнока.

Рис. 2.9. Принцип образования челночной строчки: 1 — челнок; 2— игла; 3 — шайбы регулятора натяжения; 4— нитепритягиватель; 5— катушка; 6— рейка;


Познакомить учащихся с историей развития швейной машины. Дать элементарные сведения об устройстве швейной машины. Ознакомить с последовательностью и приемами заправки верхней нитки в машину и шпульки с нижней ниткой в шпульный колпачок, с правилами безопасной работы.

Содержимое разработки

Конспект урока по обслуживающему труду
в 5 классе

Цель урока: Образовательные: Познакомить учащихся с историей развития швейной машины. Дать элементарные сведения об устройстве швейной машины. Ознакомить с последовательностью и приемами заправки верхней нитки в машину и шпульки с нижней ниткой в шпульный колпачок, с правилами безопасной работы.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, техническое мышление, пространственного воображения, коммуникативные способности;

Воспитательные: Приучать к самостоятельности, точности и аккуратности при выполнении работы, воспитывать любовь к швейному делу; формировать у учащихся чувства взаимопомощи.

Методы проведения занятия:

- объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация),

- инструктаж; практическая самостоятельная работа.

Формы работы: групповая.

Форма проведения урока: игра - экскурсия.

Межпредметная связь: изобразительное искусство, история.

Объект труда: швейные машины.

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний и умений обучающихся

(Каждый ответ теста соответствует цвету кружочка. Обучающиеся показывает кружок того цвета, который соответствует правильному ответу).

Слайд 2

Тест (повторение пройденного материала):

1.Что образуется по краям ткани при её изготовлении:

Слайд 3

2. Как называются нити, идущие вдоль ткани:

а) нити основы

б) нити утка

3. Как называется процесс, в результате которого из волокон получают пряжу

а) ткачеством

б) прядением

4. Что определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте и отделки ткани

б) нити основы и утка

в) лицевую и изнаночную стороны

III.​ Введение в тему урока.

Учитель: Ребята, ответьте на вопросы:

- с какой целью мы идем в музей?

Ответ: узнать историю создания швейной машины.

- а чтобы научиться работать на швейной машине, что надо знать?

Слайд 6

Ответ: устройство машины, правила работы на ней; правила техники безопасности при работе на швейной машине.

IV. Изучение нового материала с практическим закреплением.

Первый проект швейной машины в XV веке предложил великий итальянский художник, ученый Леонардо да Винчи

В 1775 году немецкий изобретатель Карл Вейзенталь создал швейную машину, которая копировала принцип ручного образования стежка. В этой машине использовалась игла с ушком по середине. Однониточная швейная машинка делала 200 стежков в минуту.

Француз Б. Тимонье , в 1830 году создал машину, дававшую цепной шов. Она была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование.

Швейная машина цепного стежка фирмы " Вилькокс и Гиббс". В данной машине кроме конструктивных узлов запатентован дизайн, выполненный в технике художественного литья.

Челночное устройство швейной машины было изобретено Уолтером Хантом в 1834 году. Он же изобрел английскую булавку.

В 1845 году в США Элиасом Хоу был разработан челночный стежок, с помощью которого швейная машина работала со скоростью 300 стежков в минуту, но она была неудобна в использовании.

Зингер предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы, что позволило делать непрерывный шов и снабдил машинку ножной педалью для привода. Эти три нововведения стали базовой схемой швейной машинки на долгие годы .

Швейная машина фирмы "Зингер ", предназначенная для изготовления закрепок и укрепления петель, пришивания бантиков к обуви и платью.

Подольская швейная машинка советских времен

Создание швейных машин облегчило труд женщин , сыграло большую роль в развитии прогресса, дало возможность создавать вещи в больших количествах и тем самым уменьшить их стоимость.

​ 2. Виды машин.

Учитель: Теперь вы знаете историю создания швейной машины. И понимаете что швейная машина — техническое устройство для соединения и отделки материалов методом шитья. Швейные машины применяются в швейной, трикотажной, обувной и других отраслях лёгкой промышленности, а также в быту.

Создатели швейных машин с каждой моделью усложняли и совершенствовали её конструкцию. Машина становилась более быстроходной и специализированной. Сначала все швейные машины выпускали с ручным приводом, а затем появились машины с ножным и электрическим приводами.


Виды швейных машин: а — с ручным приводом; б — с ножным приводом; в — с электрическим приводом.

3. Современные швейные машины

Ученик: Последние годы мировые производители выпускают бытовые швейные машины, которые по своим характеристикам всё больше приближаются к промышленным образцам. Они разнообразны по своей конструкции и внешнему виду. По техническим возможностям машины являются универсальными. Современные швейные машины — это швейные компьютеры с электронной памятью и жидкокристаллическим дисплеем. В них автоматизировано практически всё — от заправки нитки до её обрезки по окончании шитья.



Как вы заметили, виды бытовых швейных машин разнообразны. Однако устройство, наладка и правила их эксплуатации имеют много общего. В качестве примера предложены: швейная машина с электрическим приводом (рис. А) и швейная машина с ножным приводом (рис. Б). Я предлагаю вам самостоятельно рассмотреть эти машины, запомнить их устройство и сделать выводы. В чем их сходство и различие.



Учитель: запишите в рабочей тетради основные термины и понятия:

швейная машина, рукав, платформа.

5. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности при работе на швейной машине.

Учитель:Вы хорошо поработали и я приглашаю вас в четвертый зал, в котором экскурсовод Ляпкина Анастасия познакомит вас с Инструкциями по технике безопасности и санитарно – гигиеническими требованиями при работе на швейной машине.

Ученик: Санитарно-гигиенические требования:

Поставить стул необходимо напротив иглы машины.

Сидеть за машиной следует прямо, на всей плоскости стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд.

Располагать кисти рук на платформе машины, локти — на одном уровне со столом.

Соблюдать постановку рук: правая рука впереди левой, под рукавом машины, левая — направляет ткань


Рис. Постановка рук во время работы на швейной машине

Правила безопасной работы:


6. Физкультминутка

Учитель: А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

7. Заправка верхней и нижней нити швейной машины.

Учитель: Продолжаем нашу экскурсию и переходим в следующий зал. Здесь я раскажу вам сказку про куклу Любопытной Машу.

В некотором царстве, в школьном государстве, в кабинете обслуживающего труда жила кукла Любопытная Маша. Днем кукла спокойно сидела на полке под стеклом, а ночью отправлялась в путешествие по кабинету. Она была очень любопытная и совала свой нос во все уголки.

Швейные машины ночью стояли закрытыми, но как-то учительница их раскрыла и ушла домой. Маша быстро спрыгнула с полки и помчалась рассматривать новое чудо. Вначале она забралась на стул, потом на платформу, затем залезла на рукав машины и здесь увидела катушку ниток, от которой куда-то ниточка тянулась. Вспомнила Маша, что в сказках всегда ниточка от клубочка тянется и дорогу показывает. Решила она посмотреть, куда же ведет ниточка и пошла за ней.

Давайте же и мы сядем за швейные машины и проследим за путешествием Маши. (Дети переходят к швейным машинам, берут с собой инструкционные карты и по ним начинают заправлять верхнюю нить в ходе рассказа учителя).


А теперь запишите в тетради последовательность заправки верхней нитки:
(можно раздать карточки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- закрепить полученные ранее сведения по машиноведению.

- развивать мыслительные способности, умение соотносить полученные ранее знания с изучаемым материалом;

- активизировать словарный запас учащихся.

- воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение к оборудованию учебной мастерской.

Инструменты и материалы: швейные машины, отвертки.

Дидактическое обеспечение занятия:

3.Динамическая модель образования челночной строчки.

4.Учебные модули для проверки знаний.

Словарь: производственные, механизм

Проверка готовности учащихся к занятию.


Ход и содержание занятия:

2. Сейчас вы занимаетесь в швейной мастерской для старших учащихся. Какие швейные машины есть в этой мастерской? (в нашей мастерской есть производственные швейные машины и бытовые машины с электроприводом


3. Вы начали изучать швейную машину еще в 5 классе в мастерской для младших учащихся. Вспомните, какие швейные машины были в той мастерской? (были машины ручные и ножные)

4. Каждый год ваши знания о швейных машинах пополняются. Сегодня на занятии вы получите еще новые сведения. Мы будем изучать основные рабочие механизмы промышленной швейной машины.

Запишите в тетради тему сегодняшнего занятия


5. Каково же основное предназначение любой из этих швейных машин? (назначение швейной машины – это образование машинной строчки для стачивания деталей изделия).

6. Давайте посмотрим видеофрагмент образования машинной строчки (видео появляется при щелчке по картинке)


Давайте посмотрим на процесс образования челночной строчки


9. Основные рабочие механизмы промышленной швейной машине те же, что и в бытовой швейной машине. Они лишь несколько отличаются по внешнему виду и устройству. Основными рабочими механизмами швейной машины являются:

1. Механизм нитепритягивателя

2. Механизм иглы

3. Механизм челнока

4. Механизм двигателя ткани (запись в тетради)


10. Прежде, чем мы приступим к практической работе, проведем динамическую физкультминутку:

«Мы работаем отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка нам привычно на урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Мы нагнемся, разогнемся,

Сразу станем всех бодрей.

Потянулись и вздохнули.

11. А сейчас сядьте на свои рабочие места за швейные машины. Рассмотрим последовательно каждый названный механизм.


12. Видим мы только часть нитепритягивателя с отверстием для вдевания верхней нитки.

Рассмотрим на слайде устройство этого механизма


(учащиеся рассматривают механизм на своей швейной машине).

13. На следующем слайде рассмотрим какие же действия выполняет нитепритягиватель. Он выполняет движение вверх и вниз. Нитепритягиватель опускается вниз и подает верхнюю нитку к челноку. Поднимаясь вверх, он сдергивает петлю с челнока, обводит ее вокруг шпульного колпачка и затягивает стежок


14. Следующий механизм – это механизм иглы


15.Основные части этого механизма находятся внутри рукава машины, а видим мы только часть игловодителя и саму машинную иглу.

( учащиеся рассматривают механизм на своей швейной машине)

16. Рассмотрим на слайде устройство механизма иглы


17. На следующем слайде рассмотрим какие же действия выполняет механизм иглы: игла, установленная в игловодитель, при движении вниз прокалывает ткань и проводит через нее верхнюю нить, а при движении вверх образует из этой нитки небольшую петельку со стороны короткого желобка иглы




18. Главной частью механизма иглы в

швейной машине является сама

машинная игла. Устройство ее вы

изучали еще в 5 классе. Давайте

сейчас это повторим.

19. Следующий механизм – это механизм челнока


Откиньте головку машины назад. Под платформой мы увидим челночный вал с закрепленным на нем челноком.

20. Устройство механизма челнока рассмотрим на слайде


В челнок установлен шпульный колпачок со шпулькой
(учащиеся рассматривают механизм на своей швейной машине)

21. На следующем слайде рассмотрим действия, которые выполняет механизм челнока


Челнок подходит к игле и своим носиком захватывает петлю, образовавшуюся из верхней нити, при своем движении расширяет ее и обводит петлю вокруг шпульного колпачка

(учащиеся рассматривают механизм на своей швейной машине).


23. Следующий механизм – это механизм двигателя ткани


Этот механизм состоит из прижимной лапки и зубчатой рейки.

24. Рассмотрим части механизма на слайде


1 – зубчатая рейка; 2 – прижимная лапка;

3 – стержень лапки; 4 – пружина; 5 – винт;

(учащиеся рассматривают механизм на своей швейной машине)

25. На следующем слайде рассмотрим действия, которые выполняет механизм двигателя ткани


Лапка прижимает ткань к зубчатой рейке, захватывает ткань и продвигает ее вдоль строчки на величину стежка.

Механизм двигателя ткани передвигает ткань только при опущенной прижимной лапке.

Мы изучили рабочие механизмы производственной швейной машины. Похожи они на механизмы бытовой машины? (эти механизмы очень похожи).

26. Давайте еще раз посмотрим на процесс образования машинной строчки в швейной машине



28. Первое задание: нужно определить вид швейной машины по ее изображению


29. На следующем слайде вы видите изображение швейных машин под определенным номером


В тетради вам нужно напротив номера машины написать ее название

(работа в тетради)

30. Второе задание: необходимо назвать рабочие механизмы швейной машины


31. На следующем слайде вы видите изображение рабочих механизмов промышленных швейных машин под определенным номером


В тетради вам нужно напротив номера механизма написать его название (работа в тетради)

32. Третье задание: необходимо определить вид механизма по действиям, которые он выполняет


33. На следующем слайде вы видите под определенным номером описание действий, которые выполняет тот, или иной механизм.


В тетради вам нужно напротив номера механизма написать название механизма, который выполняет это действие

(работа в тетради).



35. Теперь давайте оценим результаты вашей работы и выставим оценки за урок. Сегодня все хорошо поработали. Молодцы!

Читайте также: