Подвижная деталь швейной машины это

Обновлено: 07.05.2024

Раздел программы: Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.

Тема: Детали швейной машины. Принцип образования двухниточного стежка.

Тип урока: традиционный (комбинированный) – урок освоения новых знаний.

Цели урока:

    Способствовать формированию представления об истории развития швейных машин, имеющих челночный механизм.
  • Способствовать осознанию технологического процесса: принципу образования двухниточного челночного стежка.
  • Способствовать формированию и развитию знаний, умений и навыков выполнения соединительного шва – двойного.
    Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, развитию двигательной сноровки, развитию глазомера.
  • Воспитательная:
  • Способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.
  • - словесные (объяснение с демонстрацией);
  • - наглядные (использование компьютера с проектором);
  • - практические (упражнение по работе с ИТК картой, упражнение по выполнению соединительного шва);
  • - метод контроля (опрос, тестирование, самоконтроль)
  1. материально-техническая база:
    1. кабинет трудового обучения
    2. швейные машины
    3. инструменты и приспособления для выполнения швейных работ
    1. рабочая тетрадь
    2. плакат
    3. проектор и компьютер
    4. учебно-техническая документация (инструкционно-технологические карты)
    5. образцы объектов труда (двойной шов)
    6. материалы для контроля знаний учащихся – карточки задания, тесты.

    Ход урока

    • приветствие
    • проверка готовности учащихся к уроку
    • доведение до учащихся плана урока

    2. Актуализация знаний учащихся (5 мин) (метод – устный опрос, средство –диалог, прием – анализ)

    (повторение раздела “Машиноведение” 5 кл)

    1) Перечислите виды приводов швейных машин.

    2) В чем преимущество каждого из вида приводов?

    3) Перечислите основные детали швейной машины.

    4) Для чего предназначена швейная машина?

    5) Что такое стежок?

    Чтобы ознакомится с выполнением стежка на швейной машине мы должны ознакомится с теми деталями от которых зависит образование стежка – это рабочие органы швейной машины.

    3. Изложение нового материала (15 мин)

    План изложения материала:

    - Части швейной машины: двигатель, передаточный механизм, рабочий орган

    - Рабочие органы: игла, челнок, нитепритягиватель, лапка, рейка

    - История развития швейных машин, имеющих челночных механизм.

    - Виды челноков: вращающийся, колеблющийся, горизонтальный.

    - Устройство челнока: обойма с челноком, вал.

    - Принцип образования челночного стежка (объяснение по схеме)

    Челночные стежки (дефекты строчки и способ устранения неполадки)

    Наладчик швейного оборудования (обязанности на предприятии)

    Работает в швейной промышленности, мастерских: наладка и текущий ремонт, профилактический осмотр, замена деталей и узлов, устранение неисправностей и неполадок. Работник должен знать конструкцию оборудования, режим работы и правила эксплуатации швейной техники.

    4. Практическая работа учащихся (10 мин). Тема “Соединительные швы. Изготовление двойного шва”.

    Самостоятельная работа по УТД (ИТК).

    Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

    - формированию новых умений

    А) проверка организованности начала работы учащихся

    Б) проверка организованности рабочих мест

    А) правильность использования ИТК

    • целевой обход концентрация учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций
    • оказание помощи слабоподготовленным к выполнению задания учащимся
    • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения
    • рациональное использование учебного времени учащимися
    • анализ выполнения самостоятельной работы учащихся
    • разбор типичных ошибок учащихся.

    5. Закрепление нового материала (3 мин).

    Перечислите рабочие органы швейной машины.

    Принцип образования челночного стежка

    Кто занимается наладкой швейной машины?

    7. Уборка рабочих мест (2 мин).

    План конспект урока.

    1. Части швейной машины: двигатель, передаточный механизм, рабочие органы.

    2. Раб. органы: игла, челнок, нитепритягиватель, лапка, рейка.

    3. История развития швейных машин, имеющих челночный механизм (презентация – просмотр слайдов)

    4. Виды челноков: вращающийся, качающийся.

    5. Устройство челнока: обойма с челноком, вал.

    6. Принцип образования челночного стежка (объяснение по схеме).

    7. Челночные стежки (дефекты строчки и способы их устранения).

    8. Наладчик швейного оборудования (слесарь-ремонтник).

    Объяснение учителя.

    Для овладения приемами работы на швейной машине, правилами ухода за ней, умением исправлять простейшие неполадки необходимо знать устройство и принцип работы ее механизмов, принцип образования машинного стежка.

    1) Основными частями машины, независимо от назначения, выполняемой работы, конструкции имеют следующие составные части:

    - двигатель (электродвигатель, ручной, ножной);

    Энергия передается рабочим органам через

    - передаточный механизм (узлы, механизмы);

    - рабочие органы (предназначены для выполнения операций).

    2) В швейной машине рабочими органами являются:

    Стежок – это переплетение нити между двумя проколами иглы.

    Челночный стежок

    Челночный стежок (в швейном производстве), часть ниточной строчки между двумя проколами иглы, полученная с помощью челнока. В строчках, полученных из Ч. с. (т. н. челночной строчке), переплетение ниток происходит нормально в середине материала; вид строчки на лицевой и нижней стороне одинаков. Ч. с. бывает двухниточным (в основном) и трёхниточным (при работе с двумя иглами и одним челноком). Ч. с. не допускает значительного удлинения вдоль строчки и поэтому неприемлем при сшивании эластичных материалов (например, трикотажа). Ч. с. считается нераспускающимся. Главный недостаток — потеря прочности верхней нити, т.к. один и тот же её участок проходит многократно через ушко иглы при образовании стежков (см. рис.).

    В зависимости от вида переплетения швейные машины подразделяются на две группы:

    - челночного стежка

    - цепного стежка

    3) История развития швейных машин.

    Первый проект машины для изготовления одежды был предложен Леонардо да Винчи.

    Изобретение швейной машины относится ко второй половине XVIII века. Швейные машины копировали ручной способ получения стежка. Изобретатели Гиббоне, Фишер, У.Хант, Э.Хоу, Мадерспергер работали над получением стежка с помощью иглы с ушком у острия.

    В 1845 Хоу изобрел первую машину челночного стежка, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту -1м 20см (для сравнения в наше время скорость машин 500 стежков в минуту - 20м), игла двигалась горизонтально, ткани располагались в вертикальной плоскости. В машинах (1850-1851 г.) Гиббса и И.М.Зингера, А.Вильсона игле было придано вертикальное положение, а ткань, прижатая лапкой, располагалась на горизонтальной платформе, ее передвижение осуществлялось прерывисто – зубчатым колесом, а впоследствии – зубчатой рейкой. У некоторых бабушек можно встретить машины, которые назывались в народе по имени изготовителя “поповкой”. Изготавливались они под маркой “Singer”, “Супруги Поповы”, “Singer и Попов”. Челнок двигался вдоль машины. Несмотря на недостатки (примитивные) эти машины служат людям и поныне.

    4) Вильсон, Гиббс изобрели “качающийся” челнок.

    Изобретено вращающийся челнок и колеблющийся.

    Распространение получили: “вращающиеся”, в вертикальной и горизонтальной плоскости.

    “Качающийся” используется в недорогих машинах (недостатки - вибрация, низкая скорость, низкое качество). “Горизонтальный челнок” - удобен для заправки, не вибрирует, не запутывает нить, не требует смазки. “Вертикальный” используется в профессиональных швейных машинах, надежность, удобство, регулировка нижней нити. (Параллельный показ слайдов).

    Бытовые швейные машины современного поколения по своим техническим возможностям являются универсальными, т.е. могут выполнять различные операции. У современной швейной машины руководит шитьем процессор. Количество строчек ограничено только фантазией дизайнера.

    • кривошип,
    • шатун,
    • валик,
    • вилка,
    • ползун,
    • вал челнока,
    • обойма с челноком.

    5) Процесс образования челночного стежка.

    Челночный стежок образуется двумя нитками: игольной (верхней) и челночной (нижней). Одна из них (игольная) проходит сверху ткани, вторая (челночная) снизу ткани. При образовании стежка переплетаемые нитки натягиваются и прижимают ткани друг к другу. Верхнюю нитку заправляют в ушко машинной иглы, а нижнюю наматывают на шпульку, которую вставляют в челнок. Это можно увидеть на схеме образования челночного стежка.

    Позиция 1. Игла проколов ткани, проводит верхнюю нить под игольную пластину, при подъеме образуется петля, при этом нитепритягиватель опускается до середины прорези и подает нитку.

    Позиция 2. Игла поднимается вверх, а носик челнока захватывает петлю и, двигаясь по часовой стрелке, расширяет ее. Рычаг нитепритягивателя, опускаясь вниз, подает нитку челноку.

    Позиция 3. Челнок расширяет петлю верхней нитки и обводит ее вокруг шпульки. Нитепритягиватель, поднимаясь вверх, вытягивает нитку из челночного комплекта.

    Позиция 4. Когда петля верхней нитки обойдет вокруг шпульки более чем на 180 градусов, рычаг нитепритягивателя быстро поднимается вверх и затягивает стежок. Челнок начинает двигаться против часовой стрелки.

    Позиция 5. Зубья рейки и лапка продвигают ткань, для того, чтобы игла следующий свой прокол сделали на расстоянии, равном длине стежка.

    7) Дефекты строчки (основные). Нити переплетаются между двумя слоями ткани – нормальная строчка, если петлящие строчки сверху или снизу необходимо отрегулировать натяжение нитей.

    8) Текущий ремонт швейной машины осуществляет наладчик (слесарь-ремонтник), он работает на швейных предприятиях швейной промышленности, в ремонт мастерских. Этот ремонт сводится к наладке и регулировке механизмов машины, замене мелких деталей и проверке правильности режимов работы.

    Рабочими органами швейной машины являются: игла, двигатель ткани, лапка, нитепритягиватель, челнок.

    Работу каждого рабочего органа швейной машины обеспечивает соответствующий механизм. Образование строчки обеспечивается слаженной работой всех механизмов. В их основе лежат механизмы преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное. Такими механизмами преобразования являются: кривошипно-шатунный, эксцентриковый, кулачковый.

    Наиболее распространенным преобразователем вращательного движения махового колеса и главного вала в возвратно-поступательное движение иглы и наоборот является кривошипно-шатунный механизм, который используется в механизме иглы.

    Общая схема кривошипно-шатунного механизма


    1 — кривошип,
    2 — главный вал,
    3 — палец кривошипа,
    4 — шатун,
    5 — ползун,
    6 — направляющие.

    Если постепенно поворачивать вал 2 и кривошип 1 в направлении вращения часовой стрелки, то палец кривошипа 3 будет двигаться по окружности — из крайнего нижнего положения (I) он отходит влево и поднимается (II). Вместе с ним отклоняется влево шатун 4. Ползун 5 поднимается прямолинейно вверх, скользя по направляющим 6. При верхнем положении палец кривошипа, шатун и поводок будут находиться в крайнем верхнем положении (III). Затем палец опускается по правой части окружности. При этом шатун отклоняется вправо от средней линии и опускается, передавая ползуну движение вниз по направляющим (IV).

    Кривошипно-шатунный механизм


    а — механизм иглы,
    б — кинематическая схема механизма:

    1. маховое колесо,
    2. главный вал,
    3. кривошип,
    4. палец кривошипа,
    5. шатун, 5-а — верхняя головка шатуна, 5-б — нижняя головка шатуна,
    6. поводок,
    7. игловодитель,
    8. прижимной винт,
    9. игла.

    На рисунке выше показан механизм иглы, в котором применен кривошипно-шатунный механизм. Кривошипом 3 является цилиндрический диск, который жестко закрепляется на главном валу 2 и вращается вместе с ним. На палец кривошипа 4 надет шатун 5, который представляет собой стержень с двумя головками. Верхнюю головку шатуна 5 а надевают на палец кривошипа, а нижнюю головку шатуна 5 б соединяют с пальцем поводка 6, который играет роль ползуна. Игловодитель 7 вставлен в поводок и закреплен установочным винтом. Игла 9 крепится в игловодителе при помощи прижимного винта 8.

    Основные звенья кривошипно-шатунного механизма: кривошип, шатун и ползун.

    Кривошип жестко закреплен на валу, совершает вращательное движение и является ведущим звеном. Шатун является связующей деталью между кривошипом и ползуном, соединение с ними подвижно-шарнирное, он совершает колебательные движения и является передаточным звеном. Ползун совершает возвратно-поступательное движение, которое посредством жесткого разъемного соединения передается игловодителю с иглой, он является ведомым звеном.

    Механизм двигателя ткани


    А — эксцентриковый механизм,
    Б — кулачковый механизм,

    а — механизм двигателя ткани,
    б — кинематическая схема механизма:

    В узле горизонтального перемещения используется эксцентриковый механизм (на рисунке выше положение - а), который служит для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное или колебательное. Основным звеном данного механизма является эксцентрик — круглый диск, ось вращения которого не совпадает с его геометрической осью.

    На рисунке ниже показана общая схема эксцентрикового механизма.

    Общая схема эксцентрикового механизма


    При вращении главного вала наиболее утолщенный участок эксцентрика будет перемещаться по окружности по движению часовой стрелки. На рисунке он Обращен вниз (I), влево (II), вверх (III) и вправо (IV). Как видно, схема движения эксцентрика сходна со схемой движения кривошипа и его пальца.

    Шатун 4 и его головка 3, надетая на эксцентрик 2, совершает колебательные движения. Ползун 5 совершает прямолинейные движения вверх и вниз по направляющим 6.

    В швейной машине к узлу горизонтального перемещения относится вал продвижения 15.

    Смотрите рисунок - Механизм двигателя ткани

    Коромысло вала 11, соединенное с нижней головкой шатуна-вилки 4, получает движение от главного вала через эксцентрик 2. При вращении главного вала шатунвилка совершает колебательное движение.

    Шатун поднимается, и вместе с ним поднимается коромысло 5, поворачивая вал продвижения против часовой стрелки. Рычаг 13, закрепленный на левом конце вала, отклоняется вместе с валом и продвигает зубчатую вилку от работающего. Продольное перемещение рейки 14 регулируется с помощью рычага регулятора строки 3, который соединен с шатуном через шарнирный винт и одетый на него ползун. Ползун, в свою очередь, вставлен в паз рычага регулятора строчки. Опуская или поднимая рычаг, мы изменяем величину поворота шатуна, что приводит к большому повороту вала продвижения, т. е. увеличивается продольное перемещение рейки и, следовательно, длина стежка.

    Эксцентриковый механизм состоит из эксцентрика, шатуна-вилки и коромысла.

    Эксцентрик жестко закреплен на валу и совершает вращательное движение, является ведущим звеном. Шатун-вилка (как и в кривошипно-шатунном механизме) совершает колебательные движения, соединение эксцентрика с шатуном и шатуна с коромыслом — подвижное. Коромысло жестко закреплено на валу продвижения и совершает колебательные движения, является ведомым звеном.

    В узле вертикального перемещения применен кулачковый механизм, который служит для преобразования вращательного движения в сложное повторяющееся, совершающееся по определенному замкнутому циклу. Основной деталью данного механизма является кулачок (различают кулачки плоские (дисковые) и цилиндрические).

    Смотрите рисунок - Механизм двигателя ткани (положение – б)

    При колебательных движениях качающегося валика 7 кулачок 8 нажимает на рожки вилки 9, которые его охватывают. Вилка поворачивается вместе с валом подъема 10, поднимающим коромысло), на конце которого находится ролик 12, вставленный в вилку рычага двигателя ткани 13. При подъеме рычаг давит на верхний рожок вилки и поднимает его вместе с рейкой.

    Вал подъема получает движение от главного вала и качающегося валика, который, в свою очередь, получает движение от коленчатого вала через шатун. Его конструкция позволяет регулировать высоту подъема рейки в зависимости от толщины стачиваемых тканей.

    Рейка работает с прижимной лапкой, которая должна с определенной силой прижимать ткань к рейке по всей ее площади. В узле лапки для этого имеется регулируемая пружина, а также детали, с помощью которых осуществляется подъем лапки и опускание ее на ткань.

    Прижимная лапка может быть с подвижной подошвой и с качающейся на шарнире. Такие лапки удобны тем, что позволяют легко проходить утолщенные места. Узел лапки имеет следующее устройство.

    Механизм лапки


    а — узел лапки,
    б — кинематическая схема узла лапки:

    1. регулировочный винт,
    2. спиральная пружина,
    3. отросток муфточки,
    4. пружинно-держатель,
    5. рычаг,
    6. стержнь,
    7. стержнь,
    8. прижимная лапка.

    Прижимная лапка 8 прикреплена винтом к стержню 7. Над пружино-держателем 4 надета спиральная пружина 2, на которую сверху надавливает регулировочный винт. Под действием пружины лапка нажимает на ткань, сила прижима может быть изменена регулировочным винтом. Если винт поворачивать вправо, пружина, сжимаясь, создает большее давление лапки на ткань, и наоборот.

    Для подъема лапки в головке машины шарнирным винтом присоединен рычаг 5, снабженный кулачком. Если повернуть рычаг и подвести его кулачок под боковой отросток муфточки 3, то муфточка поднимется и поднимет стержень лапки и лапку.

    Преобразование вращательного движения главного вала в колебательное движение челнока осуществляется с помощью механизма челнока.

    Механизм челнока


    а — узел челнока,
    б — кинематическая схема механизма челнока:

    Движение главного вала посредством шатуна 2 преобразуется в колебательное движение качающегося валика 3. Ползуну 5, вставленному в вилку 4 качающегося валика, передается колебательное движение от валика. Ползун перемещается в вилке и приводит в движение вал челнока 6. На левом конце челночного вала имеется обойма, куда вставляется челнок 7. При передаче колебательного движения с качающегося валика на вал челнока угол поворота вала увеличивается.

    Механизмом нитепритягивателя осуществляется подача нитки и затяжка стежка. Ролик 3 рычага нитепритягивателя скользит в пазу 4 цилиндрического кулачка 5.

    Механизм нитепритягивателя


    а — узел механизма,
    6 — кинематическая схема механизма нитепритягивателя:

    1. главный вал,
    2. рычаг,
    3. ролик,
    4. паз,
    5. кулачок,
    6. ушко,
    7. шарнирный винт.

    Рычаг 2 укреплен шарнирным винтом 7 в отверстии 1 рукава машины, а его плечо, имеющее ушко 6 для прохождения нитки, выступает из прорези фронтовой доски.

    При вращении кулачка ролик скользит по пазу и приводит в движение рычаг нитепритягивателя, который перемещается вверх и вниз с переменной скоростью и участвует в процессе образования стежка — медленно подает нитку и движется вниз, быстро поднимается вверх и затягивает стежок.

    Челнок швейной машины служит для захвата петли-напуска и обвода ее вокруг шпульки. Комплект деталей челнока, собранных с корпусом, обычно называют челночным устройством.

    В бытовых швейных машинах большое распространение получили челночные устройства с челноком, совершающим возвратно-поворотные движения (качающимся). Применяются также и челночные устройства с непрерывно вращающимся челноком (ротационные).

    Существует два типа челночных устройств с качающимися челноками:

    1) с челноками (рис. 7, б), которые при рабочем ходе движутся по часовой стрелке (правоходные). Такие челноки применяются в прямострочной машине 1 кл. ПМЗ и в машинах, выполняющих зигзагообразную строчку — 116, 120, 142 кл. ПМЗ и др;

    2) с челноками (рис. 7, а), которые при рабочем ходе движутся против часовой стрелки (левоходные). Такие челноки применяются в прямострочных машинах 1A и 2М кл. ПМЗ.
    Левоходный челнок в машинах 1А и 2М кл. обеспечивает нормальное переплетение ниток в стежках без узелков почти при любом направлении перемещения сшиваемых материалов. Это особенно необходимо при вышивании, когда ткань в пяльцах перемещают в различных направлениях.
    Чтобы уяснить принцип работы челноков и назначение отдельных элементов и деталей челночных устройств, необходимо рассмотреть процесс образования стежков в машинах с различными челноками.

    Челночное устройство в машине с качающимся правоходным челноком.

    Челночное устройство (машины 1 кл. ПМЗ) состоит из следующих основных деталей (рис. 8): челнока 17, корпуса хода челнока 2, шпульного колпачка 15 с пружиной натяжения нитки 14, прижатой к колпачку винтом 13, шпульки 12, накладного кольца 6, верхней пластины 1, пружины 7 с винтом 8. Носик 10 челнока служит для захвата петли верхней нитки, образующейся у ушка иглы. Пояском 9 челнок вкладывается в направляющий кольцевой паз 4 корпуса хода. На стержень 11 надевается шпульный колпачок со шпулькой. Челнок в направляющем пазу 4 корпуса хода совершает возвратно-поворотное движение.

    Для удобства изготовления, сборки и разборки направляющий паз корпуса хода челнока с задней стороны открыт и вместо задней стенки на штифты 3 ставится накладное кольцо 6, поджимаемое пластинчатой пружиной 7, которая крепится к корпусу винтом 8.

    Шпулька надевается на ступицу шпульного колпачка, а шпульный колпачок в свою очередь надевается на стержень 11 челнока и запирается защелкой.

    Шпульный колпачок в процессе работы остается неподвижным: его удерживает от вращения установочный палец 16, входящий в паз 5 корпуса хода челнока.

    При выводе петли из челночного устройства в конце петлеобразования между установочным пальцем 16 и пазом 5 проходит петля верхней нитки, поэтому во избежание перетирания и обрыва нитки поверхности установочного пальца 16 и паза 5 должны быть тщательно отполированы.

    Корпус хода челнока 2 крепится к платформе. Положение направляющего паза 4 относительно иглы устанавливается при сборке рукава машины с платформой очень точно. Большая точность установки необходима для того, чтобы носик челнока проходил около иглы с предельным зазором до 0,1 мм. Зазор между носиком челнока и иглой в данном механизме не регулируется. При увеличении зазора между иглой и носиком челнока возникают пропуски стежков. Для прохода иглы к носику челнока и проведения верхней нитки корпус хода челнока сверху частично открыт и направляющий паз на некотором протяжении отсутствует. Сверху к корпусу хода челнока крепится пластина 1 (нитенаправительная пластина).

    Процесс образования стежка в машине с качающимся челноком. В машине 1А кл. ПМЗ движение челноку (рис. 9, а - в) сообщается от особого двухрожкового поводка 3 с рожками 4 и 6, называемого двигателем челнока. Двигатель челнока, закрепленный на конце челночного вала, совершает возвратно-поворотное движение, которое передается челноку поочередным действием рожков 4 и 6. Верхняя нитка с катушки заправлена между шайбами регулятора натяжения 2, далее в ушко нитепритягивателя 1 и, наконец, в ушко иглы.

    Для уяснения работы челночного устройства рассмотрим последовательно процесс образования стежка.

    Игла, опускаясь в крайнее нижнее положение, проводит верхнюю нитку через сшиваемые материалы (рис. 9,а). Носик челнока находится в это время в крайнем левом положении на расстоянии 3,5—4 мм от оси иглы.
    Затем игла поднимается из своего нижнего положения на 2,5 мм (рис. 9,б). Со стороны короткого желобка у ушка иглы образуется петля-напуск из верхней нитки достаточной ширины (1,5—2 мм). Наибольшая ширина петли образуется на расстоянии 1,5—2 мм выше ушка. Для того чтобы носик челнока в этот момент мог войти в петлю-напуск, ушко иглы должно располагаться ниже носика челнока на 1,5—2 мм.

    Носик челнока, имеющий форму клина, в швейной машине 1 кл. ПМЗ проходит около иглы справа, если смотреть со стороны работающего (см. рис. 9,б, вид А). Игла своим коротким желобком устанавливается вправо от работающего.

    После того как носик челнока войдет в петлю верхней нитки, весьма ответственным моментом является перемещение петли-напуска к основанию носика (надевание петли А на носик челнока 7, рис. 9,в и г). Если в момент подхода носика челнока к началу направляющего паза корпуса хода петля А задержится на носике челнока 7 (рис. 9, д) и не переместится к основанию носика, то он затянет петлю в паз и верхняя нитка оборвется.

    Верхняя пластина 5 (см. рис. 9, в) создает наклон петли к горизонтали, способствуя перемещению петли к основанию носика. Двигатель челнока своим рожком 4 давит на пяточку челнока, поворачивая его по часовой стрелке. Между вторым рожком 6 двигателя и носиком челнока в это время образуется зазор (а) для свободного прохода петли.

    В швейной машине 1 кл. ПМЗ этот зазор составляет 0,6— 0,8 мм. Слишком большой зазор вызвал бы усиленный стук в челночном устройстве, а при малом зазоре не было бы свободного прохода для нитки, что привело бы к ее обрыву. Зазор должен быть также между нижней плоскостью носика челнока и рожком 6. Если этот зазор недостаточен (рис. 9, е), петля не может переместиться к основанию носика и будет затаскиваться в направляющий паз корпуса хода с неизбежным обрывом нитки.

    Далее челнок продолжает рабочий ход (рис. 9,ж). Его носик и поясок входят в направляющий паз корпуса хода челнока. Основание носика челнока, перемещая петлю, переносит ее ветви на боковые конические поверхности челнока. Эти поверхности должны быть тщательно отполированы.

    При дальнейшем движении челнока в том же направлении (рис. 9, з) основание его носика перемещает петлю на поверхность шпульного колпачка (с передней стороны) и заднюю стенку челнока.

    Петля из под носика челнока переходит на крылышко 8 (см. рис. 9, е). Челнок всем своим корпусом входит в петлю. Чтобы петля лучше переходила от боковой конической поверхности челнока к поверхности шпульного колпачка, на ее пути также не должно быть уступов (открывающийся конец защелки должен быть с обратной стороны по ходу обводимой челноком петли).

    Основание носика челнока (рис. 9, и) заводит петлю несколько дальше за вертикаль. Ушко рычага нитепритягивателя в этот момент поднимается и сбрасывает петлю с челнока.

    Во избежание резкого движения рычага подъем нитепритягивателя начинается несколько раньше. Сначала ушко рычага нитепритягивателя поднимается медленно и выбирает излишнюю (резервную) нитку.

    Сбрасыванию петли с челнока способствует также наклонное крылышко 8 челнока.

    Двигатель челнока прекращает свое движение по часовой стрелке и начинает поворачиваться в обратную сторону. Эта приводит к тому, что рожок 6 двигателя челнока становится теперь ведущим и давит на основание носика челнока. Челнок начинает свой холостой ход. Петля в это время почти уже обведена вокруг шпульного колпачка со шпулькой.

    Между пяточкой челнока и рожком 4 двигателя челнока образуется зазор, необходимый для выхода сброшенной петли из челночного устройства.

    Затем нитепритягиватель быстро выводит петлю из челночного устройства (рис. 9,к). Петля, внутри которой теперь находится нижняя нитка, выходит через зазор между рожком 4 и пяткой челнока. Челнок, вращаясь против часовой стрелки, подходит своей пяткой 9 к левой стенке окна в корпусе хода челнока. Эта стенка относительно линии движения иглы должна быть расположена на таком расстоянии, чтобы в момент подхода к ней пятки челнока петля уже выходила из челночного устройства, как показано на рис. 9, к. В противном случае верхняя нитка может втянуться пяткой челнока в паз и оборваться.

    Далее нитепритягиватель затягивает петлю, втягивает в материал нижнюю нитку и сматывает с катушки нитку такой длины, какой она была израсходована на стежок. Двигатель ткани перемещает материал для образования следующего стежка.

    Подробно рассмотрев процесс образования стежка, нетрудно определить, что угол качания челнока должен быть больше 180°. Это превышение происходит за счет того, что в начале рабочего хода основание носика челнока должно находиться слева от иглы (см. рис. 9,а), а в конце рабочего хода заходить несколько дальше за вертикаль (см. рис. 9,и). В швейной машине 1 кл. ПМЗ угол качания челнока составляет 206—210 о .

    Процесс образования стежка в машинах 1А и 2М кл. ПМЗ, имеющих качающийся левоходный челнок, происходит аналогично рассмотренному выше. Разница лишь в том, что левоходный челнок обводит петлю против часовой стрелки (а не по часовой, как в машине 1 кл. ПМЗ).

    Рычаг защелки у шпульного колпачка правоходного челнока открывается слева, а у шпульного колпачка левоходного челнока — справа.

    В машинах 1А и 2М кл. ПМЗ для снижения стука в челночном устройстве на концах рожков двигателя челнока закреплена общая пластинчатая пружина.

    Процесс образования стежка в машине с вращающимся челноком. Для устранения стука и повышения скоростного режима работы в некоторых бытовых швейных машинах применяются равномерно вращающиеся челноки.

    Наибольшее распространение в швейном машиностроении получили челночные устройства с равномерным вращением челнока (ротационный) при передаточном отношении i=1 : 2.

    Корпус челнока 2 имеет форму чаши со ступицей, которая служит для закрепления его винтами на челночном валу. Корпус челнока внутри имеет направляющий паз 4. В этот паз входит поясок 9 шпуледержателя 10.
    Чтобы можно было вставить поясок шпуледержателя, передняя боковая стенка направляющего паза челнока в большей части своей (кроме сектора около носика) открыта. В этом месте боковой стенкой паза служит полукольцо 1, прикрепленное тремя винтами к корпусу челнока. Для захвата петли корпус челнока имеет носик 3.

    На стержень 11 шпуледержателя надевается шпульный колпачок со шпулькой и запирается защелкой.

    Установочный палец 13 прикрепляется к платформе машины. Его выступ 12 входит в открытый паз 7 шпуледержателя, поэтому при вращении челнока шпуледержатель остается неподвижным. Вокруг него и обводится петля верхней нитки.

    Окно шпуледержателя 4 (рис. 11) служит для прохода иглы 2, причем левая стенка 1 этого окна, являясь ограничителем, способствует образованию петли-напуска со стороны короткого желобка иглы, а наклонная плоскость 3 предохраняет иглу от прогиба в сторону носика челнока.

    При крайнем нижнем положении иглы ее ушко не должно чрезмерно опускаться в окно шпуледержателя, так как при подъеме иглы стенка окна со стороны короткого желобка будет мешать образованию петли-напуска, из-за чего возникнут пропуски стежков.

    Носик челнока подходит к игле для захвата петли справа. Поэтому игла устанавливается таким образом, чтобы ее короткий желобок был обращен вправо (если смотреть со стороны работающего).

    Чтобы выяснить назначение отдельных элементов челночного устройства, рассмотрим процесс образования стежка. Если процесс расширения петли и обвода ее вокруг шпульки в машине с качающимся челноком сравнительно прост, то в машинах с вращающимся челночным устройством этот процесс оказывается значительно сложнее.

    Следует обратить внимание на то, что направляющий поясок 9 шпуледержателя 10 (см. рис. 10) на некоторой части снят, образуя носик пояска 6 и конец пояска 8, играющие важную роль в процессе обвода петли.

    Игла, опустившись в крайнее нижнее положение, проводит своим ушком верхнюю нитку к челноку (рис. 12, а). Носик челнока в этот момент находится справа от иглы под углом около 50° к вертикали. Такая установка нужна для того, чтобы при подходе носика челнока к игле она успела подняться из своего крайнего нижнего положения на 2 мм и со стороны ее короткого желобка образовалась достаточная петля-напуск.

    Указанному углу в 50° соответствует расстояние носика челнока от иглы, измеренное по хорде и равное примерно 13—15 мм. Игла поднимается из своего нижнего положения на 2 мм (рис. 12,6). Носик 3 челнока подходит к игле со стороны короткого желобка и начинает входить в петлю. Наиболее широкая часть петли находится выше ушка на расстоянии 1,5—2 мм, поэтому игла должна быть установлена па высоте так, чтобы в этот момент ее ушко было ниже носика челнока на 1,5—2 мм. После того как носик челнока войдет в петлю верхней нитки, одним из ответственных моментов образования стежка является надевание петли на носик челнока и захват петли носиком пояска 5 шпуледержателя (рис. 12, в).

    Весьма важно, чтобы к моменту подхода носика челнока к носику пояска 5 петля А переместилась на носике челнока за направляющий паз.

    Носик челнока должен быть хорошо отполирован и петля при надевании не должна встречать уступов и заусенцев. Малейшая задержка петли А на носике челнока (как показано на рис. 12, г) повлечет затаскивание ее носиком пояска 5 в направляющий паз челнока с неизбежным обрывом верхней нитки.

    Носик пояска 5 на шпуледержателе должен быть расположен на таком расстоянии от линии движения иглы, чтобы к моменту подхода к нему начала направляющего паза петля смогла переместиться за этот паз. В момент входа носика челнока в петлю верхней нитки ее короткая ветвь К находится сзади носика челнока (как указано на рис. 12,б), а длинная ветвь впереди. Чтобы короткая ветвь при надевании петли на носик челнока 3 не наматывалась на цилиндрическую поверхность челнока, выступ 6 челнока и нитеотводящая пластина 4 передней боковой стенкой отводят короткую ветвь петли к переднему краю челнока (см. рис. 12, е и г).

    Далее носик челнока своим основанием заводит петлю за носик пояска 5 шпуледержателя (рис. 12,б). Крыло 7 нитеотводящей пластины 4 отводит короткую ветвь петли для лучшего набегания ее на поверхность шпульного колпачка. Носик пояска 5 шпуледержателя своим основанием направляет длинную ветвь петли под донышко шпуледержателя. Носик челнока своим основанием продолжает вести петлю (рис. 12, е). Крыло 7 нитеотводящей пластины выше поверхности шпульного колпачка 8, поэтому оно способствует набеганию короткой ветви петли на его поверхность.

    Длинная ветвь Д петли, заведенная носиком 5 за поясок, набегает на боковую стенку 9 шпуледержателя (см. рис. 12, ж, з и сечение ББ, на которых указано положение петли внутри челночного устройства). Чтобы ветвь петли лучше перемещалась от боковой стенки к донышку шпуледержателя, стенка 9 в этом месте делается наклонной под углом 30° и тщательно полируется. Затем основание носика челнока подводит петлю верхней нитки к вертикали (рис. 12,и, к). Короткая ветвь петли К в это время перемещается сверху шпуледержателя по поверхности шпульного колпачка, а длинная ветвь Д скользит по донышку шпуледержателя. Ушко нитепритягивателя в это время медленно поднимается и выбирает резервную нитку, освобожденную нитепритягивателем. Нижняя нитка уже находится в этой петле. При дальнейшем вращении челнока (рис. 12, л) основание носика заводит петлю за вертикаль. Петля почти обведена вокруг шпуледержателя. Ушко рычага нитепритягивателя быстро поднимается и сбрасывает петлю с носика челнока. Петля свободно переходит на правую сторону пальца 11 шпуледержателя и носик 2 бокового полукольца 1, не соприкасаясь с пояском шпуледержателя, что предохраняет нитку от перетирания и загрязнения.


    Далее конец направляющего паза челнока подходит к концу пояска 14 на шпуледержателе (рис. 12, м), а ушко нитепритягивателя, продолжая двигаться вверх, выводит петлю из-под конца пояска 14.
    Петля после этого еще удерживается выступом 12 установочного пальца 11. Сила трения между вращающимся челноком и неподвижным шпуледержателем прижимает правую боковую стенку паза 13 шпуледержателя к выступу 12 установочного пальца 11, который удерживает шпуледержатель от вращения. Поэтому обведенная вокруг шпуледержателя петля должна пройти между ними.


    Ушко рычага нитепритягивателя продолжает быстрое движение вверх. Петля верхней нитки проходит между выступом 12 установочного пальца 11 и стенкой паза. Для уменьшения перетирания нитки выступу пальца 11 и стенкам паза придаются обтекаемые формы и их поверхности тщательно полируются. Кроме того, шпуледержатель должен легко, без малейшего заедания вращаться в пазу челнока, в противном случае петля будет защемляться между выступом 12 пальца 10 и стенкой паза с неизбежным обрывом нитки.
    После вывода петли из-под выступа установочного пальца нижняя нитка оказывается внутри петли (рис. 12, н, о). Нитепритягиватель втягивает этой петлей нижнюю нитку в сшиваемый материал и образует стежок.
    Двигатель ткани перемещает материал для следующего стежка. Челнок за это время делает свой второй оборот (холостой ход). Далее процесс образования стежка повторяется.

    Чтобы оставлять комментарии необходимо зарегистрироваться.
    You have no rights to post comments

    Промышленная швейная машина состоит из головки машины, промышленного стола и индивидуального электропривода.

    Для выполнения челночного или цепного переплетения в каждой швейной машине имеются следующие основные рабочие органы (основные механизмы): механизм иглы, челнока (или петлителя), механизм продвижения материала (рейка), лапка, механизм нитепритягивателя (или нитеподатчика).

    1. Игла – прокалывает материал, проводит через него верхнюю нитку и при подъеме на 1,5-2,0 мм образует петлю-напуск, необходимую для дальнейшего ее захвата носиком челнока.

    Наибольшее распространение в швейном машиностроении получил кривошипно-шатунный механизм иглы с вертикальным возвратно-поступательным движением иглы, которое передается от вращающегося главного вала.

    Игла выполняет возвратно-поступательные движения.


    Игла состоит из: 1 – колбы, 1 -лезвия,на котором, с одной стороны, имеется: 3 - длинный желобок, а с другой 4 - короткая выемка, 5 -ушко иглы, 6 - лезвие иглы в нижней части имеет острие.

    Колба предназначена для крепления иглы в иглодержателе.

    Лезвие иглы является основной несущей частью иглы. Диаметр лезвия иглы определяет прочность иглы. Чем выше диаметр, тем прочнее игла. Диаметр иглызависит от номера иглы. Пример: при номере иглы N = 100 диаметр ее лезвия d = 1 мм.

    Острие иглы служит для прокола материала. В зависимости от плотности и свойств материала применяют иглы с различной формой острия (круглую, овальную, лопаточкой, трехгранную и др.). Различная форма острия позволяет уменьшить не только усилие прокола материала, но и дефект от прокола: прорубаемость материала.

    Длинный желобок предназначен для уменьшения трения игольной нитки о материал и лезвие иглы и возможности ее обрыва.

    Короткая выемка служит для улучшения захвата игольной петли носиком челнока.

    Все иглы различают по типу, обозначениям формы исполнения колбы, лезвия и острия иглы. Иглы для шитья на машине выбирают с учетом свойств обрабатываемого материала (плотность, цвет и др.) и крутки ниток.

    При шитье синтетических материалов применяют иглы с керамическим покрытием. За счет этого уменьшается нагрев иглы, коэффициент сопротивления и плавления материала, не образуется статический заряд, и увеличивается прочность иглы.

    Иглы с алмазным покрытием имеют высокую износостойкость, что позволяет значительно уменьшить нагрев иглы. Снижается вероятность обрыва нити.


    2. Механизм челнока служит для захвата игольной петли, расширения ее, обвода вокруг неподвижного шпуледержателя и проведения через нее нитки со шпульки. Челноки бывают колеблющиеся и вращающиеся. Колеблющийся челнок в зависимости от направления подхода носика челнока к петле-напуску в момент захвата может быть право - и левоходным.


    Вращающийся (ротационный) челнок может иметь горизонтальную или вертикальную или наклонную ось вращения. Вращающиеся челноки конструктивно выполнены, как правило, равномерно вращающимися, хотя могут быть специальные конструкции машины с неравномерно вращающимися челноками.


    Эти челночные устройства состоят из шести основных конструктивных частей: корпуса, шпуледержателя, скоб (направляющих полуколец), шпульного колпачка и шпульки.

    Подвижной конструктивной частью всех челночных устройств является корпус.

    Шпульный колпачок удерживает шпульку. Регулируя прижатие пластинчатой пружины, на нем можно менять натяжение челночной нитки.

    3. Механизм нитепритягивателя подает нитку игле, челноку, затягивает стежок.

    В тихоходных челночных машинах применяется кулачковый нитепритягиватель.

    В среднескоростных машинах применяется шарнирно-стержневой нитепритягиватель.

    В высокоскоростных машинах применяется вращающийся нитепритягиватель. Нитепритягиватель обычно выступает из корпуса и закрыт предохранительным щитком.





    4. Механизм перемещения материала может быть выполнен в виде одинарной, двойной или тройной системы.

    Это зависит от физико-механических свойств применяемых материалов (Например: толстая кожа или тонкий шелк), а также от заданной операции пошива, т. е. требуется или нет посадка материала.

    Одинарная система состоит из рейки и лапки или дифференциального механизма.

    Двойные системы, как правило, осуществляют продвижение материала рейкой и отклоняющейся вдоль линии строчки иглой или нижней и верхней зубчатыми рейками, а также рейкой и роликом или двумя роликами.

    Тройные системы осуществляют продвижение материала нижней и верхней зубчатыми рейками и отклоняющейся вдоль линии строчки иглой.

    Читайте также: