Правильным ли будет утверждение что младшие школьники на уроках технологии шьют на швейной машинке

Обновлено: 15.05.2024

Цель:Ознакомление с методикой организации и проведения занятий по работе с тканью и волокнистыми материалами, с методикой внеурочной работы.

1. Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

2. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

4. Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебникам по трудовому обучению для начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальные классы. В 2 ч. Ч.1 – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. –317с., (Стандарты второго поколения)

6. Конышева Н.М. Технология. Программы. 1-4 классы, 2011 г.

7. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., Просвещение, 1981.

8. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., Просвещение, 1988.

    1. Классификация видов ткани и волокнистых материалов.
    2. Прядение.
    3. Ткачество.
    4. Методика обучения младших школьников работе с тканью и волокнистыми материалами.
    5. Методика внеурочной работы по трудовому обучению и воспитанию.

    Учебные задачи темы:

    1. Ознакомление с видами, свойствами и приемами обработки ткани и волокнистых материалов.

    2. Ознакомление с инструментами, применяемыми на уроках по обработке ткани и других материалов, правилами работы и ПТБ.

    3. Ознакомление с видами работ по обработке данных видов материалов, предусмотренных программами по технологии.

    4. Ознакомление с технологией изготовления пряжи из волокна и ткачеством.

    Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

    Классификация (рассматривание коллекций видов ткани)

    Ткани различают в зависимости от сырья, из которого они выработаны, по цвету, на ощупь, по фактуре, по отделке.

    По типу сырья

    1. Натуральные, которые называют также классическими. Они бывают:

    · растительного происхождения (хлопок, лён, конопля, джут);

    · животного происхождения (шерсть, натуральный шёлк);

    · минерального происхождения (ость, остистая ткань, асбест);

    2. Искусственные:

    из природных веществ органического (целлюлоза, белки) и неорганического (стекло, металлы) происхождения: вискоза, ацетат; металлические нити, люрекс;

    3. Синтетические:

    из синтетических полимеров, в том числе:

    · полиамидные ткани (дедерон, хемлон, силон),

    · полиэстеры (диолен, слотера, тесил),

    · поливиниловые ткани (кашмилон, дралон).

    · на гладкокрашеные однотонные (суровое полотно, белая ткань, цветная ткань);

    · на многоцветные (меланжевые ткани, мулированные, набивные, пестротканные ткани).

    · тонкие, приятные на ощупь,

    По фактуре обработки поверхности ткани

    · сукно (прессованное, гладкое, ворсованное),

    · байка (вальцованная, ворсованная),

    · нетканые материалы — войлок, фетр, типа байки, фланели и др.

    · велюр (вальцованный, с выровненным ворсом).

    По назначению

    По особым требованиям




    Кроме приведённых выше типов тканей имеются такие материалы, фактура которых отвечает особым требованиям: ткани могут быть очень прочны, не требовать особого ухода (утюжки, например), многоразового использования и т. д.

    Ткани имеют опреденные свойства, такие как: воздухопроницаемость, гигроскопичность, сминаемость, паропроницаемость, водоупорность, капиллярность, теплозащита, пылеёмкость, электризуемость и т. д. Водоупорность ткани — это способность ткани сопротивляться первоначальному прониканию воды. Гигроскопичность - это способность ткани впитывать влагу. Воздухопроницаемость - способность пропускать воздух. Паропроницаемость - способность ткани пропускать водяные пары. Электризуемость - это способность материала накапливать на своей поверхности статическое электричество. Антистатические препараты устраняют статическое электричество, которое накопляется в тканях при их изготовлении. Мерсеризация тканей (процесс кратковременной обработки ткани концентрированным раствором едкого натрия с последующей промывкой её горячей и холодной водой) предотвращает выцветание тканей, сохраняет первоначальный тон, гигроскопичность и прочность, придает материалу шелковистый блеск. К отделке внешнего вида тканей, придания им свойств, отвечающих их назначению, относится процесс печатания — получение узорчатых расцветок на белой или окрашенной ткани (прямая печать — печать по отбеленной или светлоокрашенной ткани; вытравленная печать — печать по окрашенной ткани, резервная печать — печать по неокрашенной ткани).

    По структуре ткани, способу переплетения нитей

    · с простым (гладким или главным) переплетением — полотняные, саржевые, сатиновые (атласные),

    · со специальным переплетением — креповые, мелкозернистые ткани (канва),

    · с составным (комбинированным) переплетением (ткани в клетку, квадратами, полосами),

    · типа жаккардовых — с крупноузорчатым переплетением (простым и сложным),

    · с двухслойным переплетением — образуются два самостоятельных полотна ткани, расположенные одно над другим и связанные между собой одной из систем нитью, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка (износостойкие и теплозащитные тонкосуконные ткани типа драпа и некоторые шёлковые ткани),

    · с ворсовыми переплетениями — с уточноворсовым переплетением (полубархат, вельвет), с основоворсовым переплетением (бархат, плюш),

    · с обработанным краем — кромкой.

    При определении фактуры ткани необходимо различить правую сторону и изнанку. Правая сторона внешне выглядит значительно наряднее, приятнее на ощупь; цвета на правой стороне ярче и сочнее, рисунок проступает отчётливо. У тканей, у которых обе стороны одинаковы (с двухлицевым переплетением нитей — облегченные драпы, полотно, панама), трудно отличить правую сторону от изнанки. На шерстяных двухсторонних тканях на правой стороне ворс гораздо короче.

    По системе прядения пряжа может быть гребенной, кардной, аппаратной.

    Гребенная пряжа изготовляется из длинноволокнистого хлопка, из длинной шерсти различных видов. Гребенная пряжа отличается гладкостью, ровностью и прочностью. По гребенной системе прядения вырабатывают гладкую, ровную, прочную, эластичную, блестящую пряжу. Ткани из этой пряжи на ощупь очень приятные, мягкие, эластичные, не мнутся, особенно из тонкогребенной шерстяной пряжи (габардин, коверкот и др.). Из более грубых шерстяных тканей данной пряжи (грубогребенной) известен шевиот. Такой тип ткани эластичный, на ощупь жестковатый; поверхность готовой ткани отличается характерным блеском. По гребенной системе прядения вырабатывают и мохеровые ткани, которые значительно мягче и более гладкие, чем шевиот.

    Кардную пряжу получают из сырья (хлопок, шерсть и др.) средней длины, которое обрабатывается различными способами, исключая гребнечесание. Ткань из данной пряжи прочная, эластичная, но не одинаковой ровности, отличается небольшой пушистостью. По аппаратной системе прядения получают пряжу мягкую, пушистую, пониженной прочности, неотличающуюся равномерностью. Из аппаратной пряжи изготовляют тонкосуконные и грубосуконные ткани зимнего назначения (фланель, бумазея, бобрик, сукно шинельное и др.). Ткани из этой пряжи прессуют, вальцуют.

    Натуральные ткани

    Натуральные хлопчатобумажные ткани — это ткани мягкие, теплые, хорошо впитывающие пот; они применяются как ткани бельевые, сорочечные, блузочные, плательные. Ткани данного типа эластичные, отличаются ровностью и одинаковой толщиной. Отрицательная характерная особенность тканей из хлопка — они обладают значительной сминаемостью и усадкой при стирке.

    Натуральные льняные ткани блестящие, гладкие, не раздражают кожу, поскольку к действию разбавленных кислот более устойчивы, чем хлопок. Изделия изо льна обладают лучшими по сравнению с хлопком гигиеническими свойствами, ибо гигроскопичность льна лучше, нагревание льняное полотно переносит более легко, оно более теплопроводно. Поэтому из льняных тканей рекомендуют шить летнюю одежду. Лён обладает высокой светостойкостью, от солнечных лучей ткань не теряет цвет. Льняное полотно используют на скатерти и полотенца. Недостаток льна — малая растяжимость и низкая упругость волокна, ткани сильно сминаются, одежда из льняных тканей деформируется.

    Натуральные шерстяные ткани — нежные на ощупь, мягкие, тонкие, одинаковой толщины, эластичные, лёгкие, воздухопроницаемы. Они умеренно сминаются. Шерстяные ткани, полученные из пряжи, выработанной по гребенной системе прядения, наиболее высококачественные, обладают несминаемостью. По аппаратной системе прядения шерсти перерабатывают короткую шерсть (тонкую и грубую), получая толстую, рыхлую, малопрочную пряжу, из которой вырабатывают тонкосуконные и грубосуконные ткани; из них шьют платья, костюмы, пальто.

    Шёлковые ткани

    Натуральные шёлковые ткани; их вырабатывают из тончайших нитей, получаемых из коконов, завиваемых гусеницами шелкопряда (шелковичными червями). Шёлковое волокно (нить) равномерное по толщине, эластичное, блестящее и прочное. Ткани из таких волокон лёгкие, блестящие, воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и быстро сохнут, гигроскопичны. Из шёлковых тканей шьют нарядную одежду — платья, блузы. Недостаток тканей из натурального шёлка — невысокая прочность окраски к свету; этой ткани противопоказаны солнечные лучи, которые снижают её прочность, ультрафиолетовые лучи действуют на неё губительно.

    Искусственные шёлковые ткани. Такие ткани (вискоза, ацетатный шёлк) изготовляют из целлюлозы, получаемой из древесины еловой щепы. Искусственную шёлковую ткань рекомендуют для подкладки на костюмы, пальто и другие верхние вещи. При формировании искусственного (вискозного) волокна элементарные твёрдые тонкие нити, выходящие из осадительной ванны, соединяются на центрифугальных прядильных машинах в одну комплексную нить. Эта нить проходит систему прядильных дисков, при помощи которых она получает необходимую вытяжку. Вискозное волокно получают в виде филаментных нитей (шёлка) разной толщины, из которых изготовляют плательные, бельевые и подкладочные ткани. Вискозное волокно обладает хорошей гладкостью и гигроскопичностью, светостойкостью, блеском, в тканях — скольжением, даёт раздвижку и осыпаемость нитей.

    Синтетические шёлковые ткани. Их вырабатывают из синтетических волокон, получерных из высокомолекулярных соединений, образованных синтезом из простых низкомолекулярных веществ, которые получены из каменного угля, нефти и природного газа. Полиэстерные и полиамидные шелка можно обработать таким образом, что они будут водоупорными, им не страшны масляные пятна. В последнее время синтетическим волокнам придаются новые качества — путём механической или химической обработки, например сжатым воздухом, скручиванием. Из таких волокон изготовляют синтетические ткани — чулочную, ткань для верхней одежды. Ткань подобного типа используют для отделки, в изделиях из натуральных тканей.

    Смешанные ткани

    В целях увеличения срока износа тканей и поднятия износостойкости, что позволит расширить диапазон использования синтетических тканей, учитывая их положительные качества (несминаемость, долговечность, воздухопроницаемость), выпускают смешанные ткани. Состав их может быть таков: 70 % шерсти и 30 % синтетического волокна; 40 % шерсти и 60 % синтетического волокна; 45 % шерсти и 55 % полиэстерного шёлкового волокна (РЕ8з); 20 % шерсти и 80 % полиакрилонитрилового волокна (РАИ) и др. Смешанные ткани эластичны, несминаемы, их не требуется утюжить, они не вызывают аллергию у людей с чувствительной кожей. Смешанные ткани стойкие на износ, у них много преимуществ по сравнению с обычными классическими тканями. Поэтому в последние годы заметно возрос спрос на смешанные ткани.

    И для чего, когда времена тотального дефицита уже прошли? Купить всё, что необходимо для красивого гардероба и не только, можно по различным ценам. Изобилие повсюду, а интересных занятий очень много!

    Может хватит уже вспоминать былые времена, когда каждая девушка и женщина должна уметь шить, чтобы выжить и замуж взяли? Одеть всю семью и себя своими руками, сшить шторы, покрывала, постельное белье, скатерти и полотенца и многое другое сама. Является ли это сейчас критерием женственности и приспособленности к жизни?

    Приветствую всех на моём канале. С вами Яна Левашова - Дизайнер и Блогер. Как многие знают, я шить умею и не только одежду. Уже лет 10 не покупала себе ничего, как и мой мужчина, кроме сумок и обуви, так же шью на заказ. Образование высшее - Дизайн костюма, своя Мастерская много лет.

    Приветствую всех на моём канале. С вами Яна Левашова - Дизайнер и Блогер. Как многие знают, я шить умею и не только одежду. Уже лет 10 не покупала себе ничего, как и мой мужчина, кроме сумок и обуви, так же шью на заказ. Образование высшее - Дизайн костюма, своя Мастерская много лет.

    При этом я считаю, что детей не обязательно мучить шитьем, если им интереснее другое. Во-первых, времена действительно изменились. Для развития и заработков в дальнейшем, успешности, в том числе и у противоположного пола, красоты и стиля, девушкам совсем не обязательно уметь шить.

    Может даже важнее обучать блоггингу, визажу, самопрезентации, стилистике, проводить занятия по психологии например, для умения грамотно общаться. А так же сейчас в некоторых школах преподают программирование, робототехнику и многое другое.

    При этом я не отрицаю, что и шитьё тоже может быть, но не в формате обязаловки для всех. И обязательно с современным преподавателем.

    Стоит мне только выложить на канале видео или МК по шитью простых вещей, как юбка, топ, простое платье, там собирается толпа пенсионерок с воплями, что шить "умеет каждая женщина" и за это вообще денег брать не должны. Все вещи, на которые я ставлю цену 5000р. должны стоить от силы 500р. Да они бы еще и поторговались :)

    Но никто из них с тех школьных лет толком и не шил! Не разбираются они в технологии, не знают современных приёмов и швейной техники, хотя старательно делают вид и продолжают критиковать с пеной у рта. Современные ткани для них не существуют, всё берут из шкафов и советских запасов, не знают адекватные сейчас цены на ткани.

    "Я конечно не так чисто шила как вы, но покритикую с радостью" :) Вот и ответ. Многие за машинку 100 лет не садились, но корчат из себя невероятно опытных портных и закройщиков, швей, кого угодно :) Но для чего?

    "Я конечно не так чисто шила как вы, но покритикую с радостью" :) Вот и ответ. Многие за машинку 100 лет не садились, но корчат из себя невероятно опытных портных и закройщиков, швей, кого угодно :) Но для чего?

    Она так же пишет, что качество не в счет, можно и "авантаж" наколбасить кое-как, роликом на оверлоке там всё подшить, вместо "московского шва" или "американки", например. Зато крой! :)

    Гениальный совет от милой пожилой школьницы :) И таких у меня на канале просто море! Они реально уверенны, что могут учить людей шить и давать ценные советы!

    Просто их же в школе учили, потому и ценны эти советы! :)

    Самое забавное, что и тогда люди платили за инд. пошив, Ателье процветали. Видимо, не всех в школе так хорошо учили. А еще многие не работали с верхней одеждой, бельём нормальным, юбкой у них всё и ограничивалось.

    Может если это постепенно вообще прекратить, обязательное шитье в школах, когда на 10 девчонок по статистике одна швейная машина, "преподаватель" такого плана, как комментатор выше и просто детям не интересно, всё затянуто, нудно.

    Какой современной девочке сейчас нужно шить фартук?

    А неинтересную прямую юбку по колено, ночнушку-парашют, трусы из сатина для мифического мужа и прихватки?

    По моему мнению - никому :) Таким рукоделием сейчас даже в деревне не увлечь детей. У них есть интернет и смартфон, а такую учительницу они ни во что не ставят, она для них не авторитет. На нее не хотят быть похожей, она не вызывает трепет. Ее скорее жалеют и терпят, если это обязаловка.

    Либо нужен очень грамотный преподаватель, возможно с опытом работы на швейном производстве или в Ателье , хотя бы шьющий на заказ для реальных клиентов. И тогда машина швейная должна быть у каждого или хотя бы на двоих. Но не одна на класс. Желательно еще иметь оверлок.

    И шить нужно что-то интересное, современное, например, трикотаж. Относительно просто, популярно у молодёжи, не сложно подобрать ткани. Достаточно простые лекала, в основном прямой крой. Если шить с детьми толстовки, свитшоты, худи, легинсы, футболки, которые они смогут носить, это привьет интерес.

    Я просто привела пример, но у меня в школе, а я 90-го года рождения, труды у девочек вела учитель музыки

    Готовила она обычно, мы там просто разрезали готовую питу из магазина, заливали туда кетчуп, клали натёртый сыр, колбасу и оливки нарезанные. Это всё по очереди в духовку. Вот и супер-пицца была :) Еще пирожное "Картошка" помню. У любого современного кулинарного блогера можно большему научиться.

    Варить суп, крупы, яйца, делать салаты, готовить овощи на пару, меня научила Мама примерно к 10 годам.

    Шить наша учительница по хоровому пению и музыке умела условно, одна швейная машина на класс, никаких тебе оверлоков, выкройки брали из журнала. А моя Мама тогда шила на заказ и прошла курсы, это не ее основная специальность, но шить она умеет. Когда я рассказала ей, что целую четверть мы будем с музычкой шить в вдесятером прямую юбку на одной машине по очереди, Мама рассмеялась.

    Понятное дело, что особая обработка там не предполагалась. Про окантовку срезов никто не слыхал, запошивочные швы тоже, кое-как там на зиг-заге по-старинке все должны были обработать.

    Я психанула на второую неделю. Шить вручную и вязать меня Мама обучила наверное еще до школы. А в школьные годы даже немного шила дома на стареньком Веритасе. И у Мамы был советский промышленный оверлок. Поэтому я просто не выдержала, когда этот пошив юбки стал настолько затягиваться.

    За два урока труда подряд по 45 мин, с моими навыками, а я такая была единственная в классе, успела пропарить ткань, переснять выкройку из журнала на кальку и раскроить все детали. Более того, Мама выдала мне отрез в клетку и я подобрала рисунок при раскрое по ее совету. Далее просили прометать все линии на следующей неделе, но я это сделала сразу, пока одноклассницы кроили.

    Лицо музычки было пунцовым, очки запотели. Она вдруг осознала, что школьница шьет на ее уровне. Но она же учитель! И старалась делать вид, что всё понимает и может чему-то обучить.

    Главной подставой было то, что не было интернета и она всё брала из книг, старалась как-то это интерпретировать. Когда я после уроков рассказывала Маме цитаты музычки по шитью, мы смеялись до слёз. Было похоже, что ради лишних денег, которые в 90-е давались с трудом, музычка убедила ЗВУЧа, что умеет шить. Но не упомянула, что сама в последний раз садилась за швейную машину, когда была ученицей в еще советской школе :)

    О, ужас! Тройка за четверть по шитью! :)

    И за что, как думаете? :) Понятно, что находчивые пенсионерки и сейчас скажут, что за плохое шитьё. Они же меня насквозь "видят" :) Разбираются в технологиях сходу :)

    На самом же деле, я принесла эту юбку домой с промётаными линиями и попросила Маму помочь. Под ее руководством я ее и сшила. На следующий день юбка уже была готова. С втачаной молнией и поясом, на нем красовалась петля, выполненая на мелком зиг-заге, обработанными на оверлоке срезами, линией низа, потом подшитой вручную потайным стежком. В этой юбке еще и шлица была!

    Ну что делать, интересно мне было :) Действительно хотела научиться, а не бредни слушать три месяца. Мама всё подробно объясняла, я выполняла. Книги дома были, она показывала мне иллюстрации. Пусть в этой юбке и были косячки, но в целом получилось нормально.

    Увлеклись и не заметили как стемнело, а юбка была готова!

    На следующий урок все принесли детали с промётанными линиями, а я уже готовую юбку. При этом честно попросила следующее задание, а не отгул на всю четверть. Это был скандал. Музычка была в ярости. Она заявила, что будет жаловаться куда только можно. По ее мнению мать сшила за меня и она не поверит, что это я сама сшить могла.

    Да еще и оверлок, который она даже в жизни не видела. Это ее добило! Я предлагала ей просто оценить юбку и занять меня ещё чем-то..

    Не вышло. Я ходила, сидела там, помогала другим, старалась объяснить. Ни у кого из класса приличной юбки тогда не получилось. Никто их не носил в школу. Многие выбрали старые ткани из сундуков или купили самые дешёвые. У меня была приличная классическая костюмка в клетку.

    Музычку тоже могу понять, за такой срок даже не умея толком шить, можно было как-то доделать эти юбки, она сама обучалась вместе с учениками. Я стала для нее неприятным сюрпризом. Выскочек нигде не любят. Расчет был, что дети иголку в руках толком не держали и будут "смотреть ей в рот", считая авторитетом.

    Ничего не скажу относительно качества юбок у моих одноклассниц, но у многих не шили родители, не было дома оборудования. А с одной машиной на класс, работая с простой вещью 3 месяца раз в неделю, особого интереса к шитью ни у кого не возникло. Тем более преподаватель имел сомнительную компетенцию.

    Я с раннего детства всем говорила, что хочу свой Дом Моды! Рисовала эскизы в блокнотах, шила и вязала, занималась бисероплетением дома в свободное время. Дефицит 90х мне помогал. Я шила себе сумки из старых джинсов, пробовала шить носибельные вещи с Маминой помощью.

    Но всё-равно она одевала меня конечно же, некоторые вещи покупали. Зимние и осенние куртки мне шила Мама до окончания школы в 9 классе. Даже с воротниками с натуральным и искусственным мехом. А свои собственноручно изготовленные шедевры я носила дома и на прогулки, в школу Мама не разрешала :)

    Возможно, гораздо полезнее, если нет нормального преподавателя по шитью, занять детей другим ремеслом.

    По знакомым и их детям, могу сказать, что сейчас в некоторых школах изучают гончарное дело, актерское мастерство, создание украшений из полимерной глины, формируются команды по чарлидингу, музыкальные коллективы, уделяется внимание различным видам спорта.

    Без шитья в современном мире можно прожить! И даже быть счастливым, успешным, хорошо зарабатывать и покупать себе одежду, выполненную профессионалами. А на ремонт сдавать ее в Ателье.

    Пришивать пуговицы и минимально шить вручную, чтобы зашить дырку, например, могут научить еще в начальной школе всех, и мальчиков, и девочек.

    Шитьё сейчас - это роскошь, а не нужда!

    Не знаю, когда пожилое поколение отойдёт от этого "Чё там, два шва! Какие 5 тыщ!? И я шить умею! Материалы на 200р. купи на длинное платье и вперёд! Еще 500р. за работу и нормально!"

    Ткани и фурнитура стоят зачастую дороже двух аналогичных вещей из магазина. Это очень возмущает пенсионеров, но они редко шьют из своих запасов в сундуках и на полках, предпочитая советским слежавшимся ситцам и бязям с жуткими рисунками, китайские готовые вещи.

    Если каждый будет заниматься своим делом, а не всем подряд понемногу, то и ценится ручная работа будет выше , и выполнятся она будет теми, кто умеет и может сделать это качественно. Мало кто будет рассуждать как в том комментарии: "Я шила не чисто, как вы, но сойдёт, носила. Потому имею право всех учить."

    • Тот кто хочет научиться шить, это обязательно сделает! Найдёт время, деньги, купит оборудование, будет обучаться онлайн. Или обратиться на курсы, где его предоставляют на время обучения.
    • А кто не хочет, пусть развивается в других современных и интересных областях!

    Спасибо за внимание!

    С вами была Яна Левашова. Всем успехов в работе и не только!


    Фото: ТАСС/Митя Алешковский

    Дисциплина "труд" сопровождает учеников практически всю школьную жизнь: с первого по восьмой-девятый классы. В начальной школе дети лепят из пластилина, делают оригами и аппликации. С пятого класса "труд" превращается в "технологию", которая направлена не столько на рукоделие, сколько на освоение передовых навыков современного быта.

    Как правило, в средней школе мальчики и девочки обучаются отдельно: одних готовят стать мастерами на все руки, других – примерными домохозяйками. Но бывают и исключения. В некоторых школах технологию изучают всем классом. Например, в школе № 1601 юные представители сильного пола учатся готовить и вышивать вместе с прекрасной половиной населения.

    Также существуют учебные заведения, где мальчикам труд преподают учителя информатики, считая основы программирования делом настоящих парней. Независимо от учебной программы, такие занятия адаптируют ребят к реальной жизни, где принцип "сделай сам" по-прежнему важен.


    Открытые уроки на заводах помогут школьникам в выборе профессий

    "Дело не в том, что конкретно изучают на уроках технологии, а в том, ради чего это делается. Урок технологии – это эксперимент, который мы делаем своими руками. Даже табуретку можно смастерить со вкусом, если знать, что это полезный навык."

    Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман

    Технология ХХI века: что изменилось

    Сегодня, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, детей на уроках технологии должны научить ориентироваться в современной медицине, производстве и обработке различных материалов, машиностроении, продуктах питания и сервиса, а также в информационной среде.

    Недавно член Общественной палаты России Ольга Васильева предложила преподавать в рамках дисциплины основы сельского хозяйства.


    Работа ученика школы № 1021. Фото предоставлено автором

    В последние годы в школах появилась возможность делать проектные работы, устраивать презентации и открытые уроки. Интерактивная форма общения мотивирует учеников и делает занятия еще более интересными.

    "Раньше дети писали рефераты, теперь на уроках технологии школьники могут погрузиться в изучение той или иной темы более глубоко. Например, если ученица выбрала "вязание" – она не просто свяжет шарф спицами или крючком. Чтобы сделать задание основательно, школьник изучит историю этого вида рукоделия и соберет необходимые материалы, после чего продемонстрирует свою работу всему классу во время презентации или выступления"

    Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова

    Сейчас классы технологии выглядят как полноценные мастерские. В школе № 1021 они оборудованы многофункциональными станками, включая модели, к которым разрешено подпускать детей от восьми лет. На одном таком станке можно выполнять много действий: выпиливать, сверлить или делать работу токаря.

    Интересно и вкусно: юные хозяйки


    Кулинария, шитье и рукоделие – три кита программы по технологии для девочек. Ярким примером творческого обучения юных дам послужит школа № 1415.

    Там школьницы вместо надоевшего винегрета готовят гамбургеры, учатся делать декоративные элементы для блюд и изобретают собственные рецепты салатов. А во время занятий по шитью они устраивают настоящие показы мод, одевая своих одноклассниц в собственноручно сшитые стильные платья.

    "Во время уроков технологии очень важно заинтересовать детей, только тогда они захотят придти на занятия. Когда-то на уроках труда мы просто чертили схему фартука. Сегодня дети не просто рисуют эскизы, а выполняют творческие задания. Например, сделать манекен из бумаги и одеть его в созданный своими руками костюм. Такие занятия мотивируют ребенка."

    Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова

    Уроки технологии теперь направлены не только на обучение труду домохозяйки. Девочки также делают проекты по прическам, учатся правильно считать калории и осваивают психологические тесты. Кроме того, в школе есть музей, где собраны инструменты и различные домашние приспособления XV–XVII веков. Например, ученики могут увидеть, как создавалась ткань много лет назад.

    Кстати, проекты сделанные школьниками выставляют на различные конкурсы. В этом году в на уроках технологии дети сделали огромные аппликации в виде гербов СВАО, которые пришили к платьям на швейной машинке. Их работы победили в окружном конкурсе. В следующем учебном году школа планирует создать панно ручной работы на тему "Улицы Москвы". В проекте собираются участвовать учителя технологии, географии и литературы.

    К станку: фабрика настоящих мужчин


    Шкатулка из дерева ручной работы, сделанная на уроке технологии. Фото предоставлено автором.

    В обучении молодых людей мнения учителей расходятся. Кто-то отдает предпочтение информационным технологиям, а кто-то ручной работе. Обработка древесины и металлов по сей день входят в "технологический набор" юных джентльменов.

    Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов полагает, что работа руками облагораживает человека и делает из подростка настоящего мужчину. Сам педагог обладает нагрудным знаком "Отличника военного строительства" и является не просто учителем технологии, а первым мужчиной за всю историю школы № 1021, взявшим на себя классное руководство.

    "Иногда мне просто больно смотреть на то, как дети не могут оторваться от телефонов и сидят на месте. Так и хочется сказать, лучше бы освоили какое-нибудь ремесло или занялись спортом. Главное в уроках технологии – увлечь ребят чем-то по-настоящему полезным. Когда ученики осознают пользу того, что делают – они стремятся к знаниям и хотят мастерить еще и еще."

    Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов

    На уроках труда ребята делают декоративные работы из дерева, используя технику резьбы, выжигания и раскрашивания. Школьников также учат работать с фанерой и бумагой. Многие из работ учеников школы № 1021 победили на межрайонном конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Кладовая ремесел – 2016".

    Впрочем, работы мальчишек несут не только эстетическую ценность. По словам Сметова, его ученики знают, как сделать красивый скворечник, молоток или гайку собственного производства. Пока пятиклассники осваивают станки, старшим ребятам рассказывают, как строить дом.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Образовательная: ознакомить учащихся с организацией рабочего места при машинных работах, с техникой заправки верхней и нижней ниток, с правилами работы на швейной машине.

    Воспитательная: воспитать самостоятельность и аккуратность в работе.

    Развивающая: развивать требовательность и аккуратность в работе.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы обучения: объяснительно-наглядный, практический (объяснение с показом приёмов выполнения практической работы).

    Наглядные пособия: образцы машинных швов, швейная машина с ручным приводом.

    Урок № ____ 5 класс Технология Иванова Л.М.

    Образовательная: ознакомить учащихся с организацией рабочего места при машинных работах, с техникой заправки верхней и нижней ниток, с правилами работы на швейной машине.

    Воспитательная: воспитать самостоятельность и аккуратность в работе.

    Развивающая: развивать требовательность и аккуратность в работе.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы обучения: объяснительно-наглядный, практический (объяснение с показом приёмов выполнения практической работы).

    Наглядные пособия: образцы машинных швов, швейная машина с ручным приводом.

    Оборудование: швейная машина с ручным приводом, нитки, ножницы, ткань.

    Межпредметные связи: физика, физическая культура.

    I. Организационный момент.

    II. Повторение пройденного материала.

    III. Вводный инструктаж. Подготовка швейной машины к работе.

    1. Организация рабочего места при машинных работах, подготовка машины к работе.

    2. Заправка верхней и нижней ниток.

    3. Правила работы на швейной машине.

    IV. Практическая часть. Текущий инструктаж.

    V. Заключительный инструктаж.

    I. Организационный момент.

    - Проверить готовность к уроку: наличие рабочих тетрадей, инструментов и материалов для практической работы, рабочей одежды.

    - Настрой учащихся на работу.

    - Доведение до учащихся плана урока.

    Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство со швейной машиной, научимся подготавливать швейную машину к работе и работать на ней. Но вначале давайте повторим санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине.

    II. Повторение пройденного материала.

    Устный опрос:

    1. Как должен стоять стул при работе на швейной машине? (стоять против иглы)

    2. С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность? (с левой стороны или спереди)

    3. Каким должно быть расстояние между работающим и машиной?(10-15 см)

    4. Можно ли класть на машину посторонние предметы? (нет)

    5.Что категорически нельзя делать при работе на швейной машине? (не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины)

    6. Кто может еще дополнить и рассказать о правилах ТБ при работе на швейной машине?

    III. Вводный инструктаж.

    Цель: научить учащихся организовывать рабочее место при работе на швейной машине, научить учащихся заправлять верхнюю и нижнюю нити, ознакомить с правилами работы на швейной машине. Отработать навыки работы на швейной машине (тренировочные упражнения).

    1. Рассказать:

    Прежде чем начать работу на швейной машине, необходимо правильно организовать свое рабочее место.

    Ответы учащихся.

    Организация рабочего места.

    Рабочее место, это то место, где вы будете выполнять свою работу. В нашем случае, это стол, где стоит швейная машина. Рабочее место нужно организовать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.

    При выполнении машинных швейных работ все необходимые инструменты и принадлежности должны лежать в ящике машины, а на платформе – только ткань или изготовляемое изделие.

    Подготовка машины к работе: (дать под запись)

    1.Поставить приводной рычаг в рабочее положение;

    2. Поставить машину на рабочий ход;

    4.Вынуть из-под лапки кусочек ткани;

    2. Рассказать:

    Заправка ниток.

    При заправке верхней и нижней ниток необходимо соблюдать определенную последовательность. Малейшая неточность при заправке приводит к неполадкам в работе машины.

    Заправка верхней нитки. (дать под запись)

    1.Поставьте машину на рабочий ход и поднимите иглу верхнее положение.

    2.Поставьте катушку с нитками на катушечный стержень и пропустите нитку через прорезь нитенаправителя.

    3. Заведите нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нитки, потянув её за оба конца вверх, а затем в петлю компенсационной пружины.

    4. Вденьте нитку в ушко рычага нитепритягивателя и заведите её за крючок нитепритягивателя на иглодержателе.

    5. Вставьте нитку в ушко иглы со стороны нитенаправителя, оставив свободный конец нитки длиной 10-15 см.

    Все приемы объясняю и показываю на швейной машине.

    Теперь познакомимся с челночным устройством.

    Шпульный колпачок предназначен для заправки нижней нитки в челночное устройство и для регулирования её натяжения. Изготавливают его из стали. Давайте рассмотрим его и разберем его детали: корпус колпачка, установочный палец, рычаг защелки, винт, прорезь, пружина натяжения нитки.

    Показываю учащимся шпульный колпачок и называю его детали.

    Заправка нижней нитки. (дать под запись)

    1. Вставьте шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок.

    2. Заправьте нитку под пружину натяжения нитки шпульного колпачка, оставив конец длиной 10-15 см.

    3. Вставьте шпульный колпачок в челночное устройство. Палец шпульного колпачка должен войти в прорезь челночного устройства. Если при этом послышится щелчок, то, значит, колпачок установлен правильно.

    4. Закройте задвижную пластинку и выведите нижнюю нитку наверх через отверстие игольной пластинки.

    5. Концы обеих ниток заведите назад, под лапку.

    Все приемы объясняю и показываю на швейной машине.

    3. Рассказать:

    При работе на швейной машине вы должны соблюдать следующие правила:

    1. Маховое колесо вращать только на себя.

    2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.

    3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.

    4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).

    5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.

    6. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.

    Правила работы на швейной машине:

    Начало работы:

    Подложить подготовленную для работы ткань под лапку и проколоть её иглой, придерживая концы ниток. Опустить лапку и приступить к работе.

    Выполнение работы:

    При выполнении строчки направлять ткань так, чтобы намеченная линия строчки находилась между рожками лапки. При шитье нельзя тянуть или подталкивать ткань.

    Окончание работы:

    Поднять иглу, поднять лапку, отвести ткань от себя левой рукой и обрезать нитки, оставляяконцыдлиной10-15 см. Подложить кусочек ткани под лапку и опустить её. Поставить машину на холостой ход.

    Все приемы объясняю и показываю на швейной машине.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Учащиеся встают, делают один шаг в сторону от парты и выполняют зарядку:

    Мы зарядку начинаем, наши руки разминаем, разминаем спину плечи, чтоб сидеть нам было легче.

    (Руки перед грудью, рывки руками)

    Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

    Вправо, влево, повернись, на соседа оглянись.

    (Поворот туловища в стороны.)

    Голову тяну к плечу, шею я размять хочу.

    В стороны разок-другой покачаю головой.

    (Наклоны головы вправо и влево.)

    Хорошо чуть - чуть размяться.

    Снова сядем заниматься.

    (Дети садятся за парты)

    Продолжение урока.

    IV. Практическая часть. Текущий инструктаж.

    Наблюдаю за соблюдением ТБ и правильностью выполнения упражнений.

    Наблюдаю за соблюдением ТБ и правильностью выполнения заправки верхней и нижней ниток.

    V. Заключительный инструктаж.

    Подведение итогов урока.

    Рефлексия.

    Выставление оценок, их аргументация.

    Домашнее задание (выучить записи в тетрадях и повторить ТБ при машинных работах).

    Инструкционно-технологическая карта

    Тренировочные упражнения работы

    на швейной машине с ручным приводом

    Упражнение 1.

    1. Поставьте машину на холостой ход. Для этого винт-разъединитель поверните до отказа на себя, придерживая левой рукой маховое колесо.

    2. Поставьте приводной рычаг в рабочее положение: вставьте его в гнездо привода, оттянув стопор.

    3. Потренируйтесь, равномерно вращая маховое колесо за рукоятку ручного привода. Помните, что при работе оно всегда должно вращаться на работающего.

    4. Выньте приводной рычаг из гнезда, оттянув стопор.

    Упражнение 2.

    1. Начертите карандашом на ткани, сложенной вдвое, линии.

    2. Поставьте приводной рычаг в рабочее положение. Оставьте машину на рабочий ход, повернув винт-разъединитель до отказа от себя.

    3. Поднимите иглу и лапку и подложите под лапку подготовленную для работы ткань.

    4. Опустите иглу, поворачивая маховое колесо на себя, и проколите ткань вначале намеченной линии.

    5. Опустите лапку и, медленно вращая рукоятку привода, направляйте ткань так, чтобы проколы иглы проходили точно по намеченной линии.

    6. Повороты делайте на опущенной игле.

    7. При окончании работы, поднимите иглу и лапку и выньте ткань.

    Инструкционно-технологическая карта

    Заправка швейной машины

    1. Заправка верхней нитки

    1.Поставьте машину на рабочий ход и поднимите иглу верхнее положение.

    2.Поставьте катушку с нитками на катушечный стержень и пропустите нитку через прорезь нитенаправителя.

    3. Заведите нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нитки, потянув её за оба конца вверх, а затем в петлю компенсационной пружины.

    4. Вденьте нитку в ушко рычага нитепритягивателя и заведите её за крючок нитепритягивателя на иглодержателе.

    5. Вставьте нитку в ушко иглы со стороны нитенаправителя, оставив свободный конец нитки длиной 10-15 см.

    2. Заправка нижней нитки

    1. Вставьте шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок.

    2. Заправьте нитку под пружину натяжения нитки шпульного колпачка, оставив конец длиной 10-15 см.

    3. Вставьте шпульный колпачок в челночное устройство. Палец шпульного колпачка должен войти в прорезь челночного устройства. Если при этом послышится щелчок, то, значит, колпачок установлен правильно.

    4. Закройте задвижную пластинку и выведите нижнюю нитку наверх через отверстие игольной пластинки.

    Читайте также: