С чем сравнивается утюг почему с чем сравнивают васильки почему

Обновлено: 01.05.2024

Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. Например: Встала радуга над рожью, как огромные ворота. В предложении радуга сравнивается с огромными воротами.

ЗЕЛЁНОЕ ЛУКОШКО.

Всё на что-нибудь похоже,

На кого-то и на что-то.

На кого похож наш ёжик?

Ходит, вьётся под ногами

Кот, похожий на тигрёнка.

Как раскрытый зонтик мамин,

Шляпка тонкого опёнка.

Всё на что-нибудь похоже,

На кого-то и на что-то.

Встала радуга над рожью,

Как огромные ворота.

Вдаль уводит нас дорожка.

Там клубничная поляна,

Как зелёное лукошко.

Чем похожи животные и предметы, которые сравниваются в стихотворении? Ежик и енот — небольшие лесные зверьки с острыми мордочками и носами. У тигренка и котенка — тупая мордочка; усы; длинное гибкое туловище; большой хвост, большие мягкие лапы, в которые втянуты острые когти; благодаря таким лапам и тигренок, и котенок могут бесшумно ходить, подкрадываться к своей жертве — добыче, совершать при этом огромные прыжки в длину. Кроме того, котенок, который нарисован в учебнике, похож на тигренка еще и своей окраской: он такой же полосатый, как тигренок.

А почему радугу можно сравнить с воротами? У радуги — два конца в противоположных сторонах, справа и слева; у ворот — две опоры, тоже в противоположных сторонах, справа и слева; радуга может то появляться на небе, то исчезать; ворота могут быть то закрытыми, то открытыми.

Сравнение в форме творительного падежа

По урокам чтения в начальных классах абсолютному большинству детей известна одна форма выражения сравнения — сравнительный оборот с союзом как; от нее и отталкиваемся, доказывая, что сравнение может быть выражено и другими средствами языка, например именем существительным в форме творительного падежа. В этом — смысл замены творительного сравнения сравнительным оборотом с союзом как и наоборот. Попутно ведется необходимая словарная работа и аргументация сравнений.

2) Листва летела, как звездопад. Звездопад — обильное падение метеоров. Метеор — раскаленное тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли из межпланетного пространства. Падающие листья сравниваются с падающими метеорами — по цвету их, обилию, движению; или листопад сравнивается со звездопадом (осенним).

3) Уж озимь яркая блеснула, как изумруд. Озимь — всходы ржи и пшеницы осенью, под зиму-Изумруд — драгоценный прозрачный камень светло-зеленого цвета. Всходы озимых культур сравниваются с изумрудом по их светло-зеленому цвету и блеску (особенно на солнце).

Диалог — разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого участника диалога называют репликой. Реплики могут сопровождаться словами автора.

Монолог — речь одного лица.

Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

Сравнение может быть выражено именем существительным в форме творительного падежа. Такой способ выражения сравнения называется творительный сравнения.

Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них творительный сравнения. Расскажите, что с чем сравнивается в каждом случае. Почему такое сравнение возможно?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Интегрированный урок "Сравнение как средство художественной изобразительности" 7 класс

Голактионова Лариса Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1.

- обучающая: продолжить разговор о сравнении как средстве художественной изобразительности; уметь находить сравнения в различных текстах художественной литературы, открывая творческую лабораторию писателя как художника слова, выделять все существенные признаки сравнений, способы выражения, роль в тексте.

-развивающая: формировать умения оперировать терминами, строить суждения, анализировать, сравнивать языковые явления, развивать умения и навыки учащихся, с помощью которых школьники будут осваивать опыт творческой деятельности по созданию собственных текстов, закрепить навыки работы с художественными текстами.

-воспитательные: воспитывать культуру умственного труда и активность учащихся на примерах, воспитывать культуру чувств ЭЦО (нравственные, эстетические), расширять культурный кругозор, воспитывать любовь к родному слову.

Тип урока : интегрированный (русский язык, литература, искусство)
Формы работы учащихся: эвристическая беседа, работа с текстами художественных произведений, составление опорного конспекта и связного текста на лингвистическую тему, творческая работа

Необходимое оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, презентация ( Microsoft PowerPoint ), видеоматериалы (мультфильм), приложения с заданиями

1.Организационный момент. ( 1-2 мин.)

-Добрый день, ребята! Я очень рада нашей сегодняшней очередной встрече. Я надеюсь, что мы, как и на прежних уроках, будем хорошими помощниками друг другу. И вместе мы

Разложим всё по полочкам,
Расставим всё по клеточкам,
В пути на расстоянии в 45 минут.
Успеха и удачи Вам за знаньями в пути!

Черна , как жук,
Бела, как снег,
Вертлява, как бес,
Повертелась да в лес.
(Сорока)

- О ком идёт речь? Как вы догадались? ( по признакам из сравнений ). Мы по-новому видим сороку, радуемся меткости слова в загадке.

3. Объяснение темы урока. (10 мин.)

-Итак, сегодня речь пойдёт о сравнении, очень интересном средстве выразительности. (слайд 3)
Обратим внимание на цели урока, размещённые на слайде (Слайд 4)

а) Работа с эпиграфом.(Слайд 5)

-Как вы понимаете слова, взятые для эпиграфа к уроку?

( Нас окружает мир предметов и явлений, красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познать мир)

б) Работа с классом. Наблюдение.

Все на что-нибудь похоже,

На кого-то и на что-то,

На кого похож наш ежик?

Ходит, вьется под ногами

Кот, похожий на тигренка.

Как раскрытый зонтик мамин,

Шляпка тонкого опенка.

Все на что-нибудь похоже,

На кого-то и на что-то.

Встала радуга над рожью,

Как огромные ворота.

Вдаль уводит нас дорожка.

Там клубничная поляна,

Как зеленое лукошко.

в) Лексическая работа . Беседа с классом.

-Так что же такое сравнение? Как вы понимаете значение этого слова?
Давайте подберём синонимы к этому слову.

Как же даётся толкование этого слова в словаре лингвистических терминов?

Сравнение – это один из приёмов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого.

г) Орфографическая работа.

-Обратим внимание на написание слова . (слайд 11 )

Ср а внение (выр о внять – значение!). Но: ср а внивать (равнина – исключение)

4. Исследовательская работа . Анализ текстов . ( 15 мин)

- Какими же частями речи может выражаться сравнение? (т. е. каковы способы его выражения)Исследуемым материалом для этого послужат нам строчки художественных произведений, некоторые вы изучали в этом году. (Учащиеся заполняют на листах таблицу из трёх колонок: в первой предложены отрывки из текстов, а после обсуждения они вписывают во второй столбик часть речи, а в третий цель использования сравнения) ( Приложение 1 )

Задание 1 (слайд 12, 13)

Сосны тянутся к небу

За солнечным светом,

И цыплятами листья

-Найдите в стихотворении сравнение? Чем оно выражено?( Именем существительным в творительном падеже, сравнение используется для описания природы)

Задание 2 (слайд 14, 15)

Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее , и как-то более развитые . Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата.

-Все узнали , откуда эти строки. Назовите сравнения и определите часть речи.(Имена прилагательные в сравнительной степени, для описания внешности, характера)

Задание 3 (слайд 16, 17)

Видит око далеко, а ум еще дальше.

Недоброе слово больней огня жжет.

Тебе полно свистать да по-соловьему,

Тебе полно кричать да по-звериному .

- Какие литературные жанры использованы в этих примерах? Найдите сравнения, чем они выражены? (пословицы, былина, выражено наречиями)

Задание 4 ( слайд 18, 19)

1) Дым, подобно белой тройке,

Скачет в облако наверх.

2) Наподобие забора

Поднят кверху воротник.

* Почему воротник можно сравнить с забором? Чем выражено здесь сравнение?

Карточка-информатор (слайд 20)

Предлог подобно близок по смыслу к обороту так же, как ; употребляется с именем существительным в дательном падеже.

Сравнение, выраженное при помощи предлога подобно , может быть в начале, в середине и в конце предложения . В любом положении оно отделяется и выделяется запятыми. Сравнение может так же выражаться предлогом наподобие .

Задание 5 (слайд 21, 22)
-Прочитайте поэтические строки. Найдите сравнения. Чем они выражены?

а) На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка ;

Смотрит сладко – как голубушка ;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

б) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

в) Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.
(С. Есенин)

Карточка-информатор (Слайд 25)

Сравнение можно выразить при помощи союзов как, будто, как будто, словно, точно и других.

Обратите внимание: есть простые союзы как и будто , есть составной союз как будто , составленный из двух слов, каждое из которых пишется отдельно, дефис между ними не нужен .

1.И листочки бегут по дорожке,
Будто желтые мышки от кошки.

2.И листочки бегут по дорожке,
Словно желтые мышки от кошки.

3.И листочки бегут по дорожке,

Точно желтые мышки от кошки.

-Автор отдаёт предпочтение союзу словно . Он более уместен, и фраза звучит выразительнее.

Задание 6 (слайд 28, включается мультфильм)

Я – Гениальный Сыщик,

Мне помощь не нужна.

Найду я даже прыщик

На теле у слона!

Как лев сражаюсь в драке,

Тружусь я, как пчела!

А нюх как у собаки,

А глаз как у орла!

Руки моей железной

Боятся как огня

И, в общем, бесполезно

Скрываться от меня.

А нюх как у собаки,

А глаз как у орла!

Бывал я в разных странах,

То, поздно или рано,

Я всех разоблачу!

Как мышь, крадусь во мраке,

Плыву, как камбала.

А нюх как у собаки,

А глаз как у орла!

(Приложение 2)
-Найти все сравнения и подчеркните .Поясните их. В чем их особенность ?

В русском языке белее 140 фразеологических сравнений.

Соедините части фразеологизмов.

Он боится меня как…

свои пять пальцев

Часто фразеологизмы используются в эпиграммах:

Ах, Анна Алексеевна,

Какой счастливый день!

Судьба моя плачевна,

Я здесь стою как пень.
М. Ю Лермонтов

5.Подведение итогов по работе с текстами.

- А теперь давайте проанализируем наши записи в таблицах с отрывками из художественных произведений. Какими же частями речи могут выражаться сравнения? (слайд 31, 32 ). Мы увидели, что сравнение может выражаться различными частями речи.
- А какова же их рол в тексте?(записи в третей колонке таблицы)
-Мы сегодня наблюдали, что сравнения используются при описании явлений природы, характера, настроения и внешности человека, при оценке предмета . Они помогают точно, образно выразить мысль.

6.Творческая работа (5 мин.)
(слайд 33) (Приложение 4)
-Давайте попробуем сами сочинить сравнения, выполнив задание.

Рассмотрите рисунок. С чем бы вы сравнили цветок гороха? Прочитайте текст. Замените прилагательное похож другими языковыми средствами сравнения, о которых шла речь на нашем уроке.

Цветок гороха похож на лодку с парусом. Верхний лепесток его похож на парус, два нижних сросшихся похожи на лодочку, два боковых похожи на два весла.

Анализ детских работ.

7.Работа с текстом (приложение 5) (Слайд 34) (4 мин)

«У ароматных, сладких дынь свой ряд… Есть дыни круглые, четко оформившиеся, с мягкими, обтекаемыми гранями, - их зовут здесь кубышками. Но больше всего они похожи на какой-то внутренний орган неведомого чудовища – почку или сердце… А есть еще дыни длинные, конические, как мины или межпланетные снаряды… Есть дыни золотистые, как осень, как листопад, как закат в спокойной воде пруда. Есть дыни, похожие на головы огромных тропических гадов, они в пятнах, подтеках, пересветах, в хищных змеиных узорах…

- Какие сравнения вы уловили? Назовите их.

ВЫВОД: заметишь что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию.

9.Домашнее задание.
Выбрать одно из предложенных
(Слайд 38), (Приложение 6) (2 мин)

10.Рефлексия (2 мин)

Я хочу прочитать вам моё письмо-пожелание, в котором много сравнений. И мне бы хотелось, чтобы вы вслух повторяли их. (Слайд 39)

Дорогие ребята! Я от души желаю вам быть здоровыми и закалёнными, как настоящие сибиряки; трудолюбивыми, словно пчёлки , выносливыми и крепкими, точно сталь . Пусть яркими звёздочками загораются ваши успехи и таланты по дороге знаний, которая похожа на удивительное путешествие в мир неизвестного. С каждым днём будьте добрее , по- дружески относитесь друг к другу, чаще улыбайтесь. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей земле. А русский язык знайте как свои пять пальцев!

Natalya_Pyhova

Ласы — это заметные участки на материале, которые появляются при носке в местах трения или в процессе утюжки от воздействия горячего утюга.

На участках с ласами ткань меняет внешний вид. Если речь о ласах, которые возникают в процессе носки одежды, ткань обычно начинает лосниться, блестеть. Появление такого лоска, пожалуй, не предотвратить: ласы возникают из-за особенностей ткани и эксплуатации вещи.

Ласы от утюга могут оставаться как очевидно блестящие, так и нет. Ткань может явно не залосниться, а просто стать более гладкой, немного изменить фактуру, цвет (посветлеть или потемнеть) — зависит от состава и свойств материала.

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

Отметина может появиться, если задержать горячий утюг на одном месте или слишком нагреть утюг.

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

Или при утюжке с лицевой стороны без проутюжильника и шаблонов-прокладок, например.

Мы уже писали о том, как удалить ласы, если они всё же появились. Подборка советов для работы с разными тканями:


Как убрать следы от утюга?

А ниже — о том, почему возникают ласы и отметины и как не допустить появления следов от утюга.

1. Подбирайте нужную температуру

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

Первый и самый очевидный совет: не утюжьте более горячим утюгом, чем это необходимо. Даже одно движение чересчур нагретой подошвой — и может остаться отметина. Протестируйте степень нагрева на лоскутке ткани, из которой шьёте, или на незаметном участке готовой вещи. Если есть сомнения, начните с более низкой степени нагрева.

2. Утюжьте на мягкой поверхности

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

3. Используйте проутюжильник

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

К слову о проутюжильнике. Это лоскут ткани (чаще — бязь или другой тонкий простой х/б материал), который располагают между утюгом и тканью и/или между доской и тканью при утюжке. Задача проутюжильника — защитить материал. Если вы не новичок в шитье, наверняка у вас в наличии несколько активно используемых проутюжильников. Но на всякий случай: особенно если вы утюжите лицевую сторону, особенно — если это материал, склонный к появлению лас, используйте проутюжильник.

Подробнее о проутюжильниках и других основных правилах утюжки:


Как правильно утюжить


Правильно утюжить — значит хорошо шить!

4. По возможности утюжьте с изнанки

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

Ласы на изнаночной стороне — конечно, неприятно, но не настолько, как они же — на лицевой. Если материал склонен к образованию лас, там, где это возможно, утюжьте с изнанки. При работе с лицевой стороны — см. предыдущий пункт про проутюжильник.

5. Чтобы на лицевой стороне не отпечатывались припуски, используйте бумажные шаблоны

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

Утюжка с шаблонами с изнанки

Припуски, вытачки и подобные имеющие некую толщину элементы при утюжке могут отпечатываться на лицевой стороне. Причём это может происходить и при утюжке с лица, и с изнанки. Если мы утюжим с лица, участок, под которым лежит припуск, получается чуть более приподнятым, чем основная ткань, и утюг воздействует на него более сильно. Остаётся след. При утюжке с изнанки участки с большей толщиной воздействуют на основную ткань и она меняет форму. С лицевой стороны тоже может остаться след.

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

Утюжка с шаблонами с лицевой стороны через проутюжильник

Предотвратить это помогают шаблоны для утюжки. Их можно сделать из плотной бумаги, например, альбомной. Но не слишком толстой, иначе шаблоны сами будут пропечатываться на ткани. Если шов и припуски прямые, подойдёт шаблон в виде простой прямоугольной полоски шириной около 3 см. Если шов или вытачка фигурные, вырежьте шаблон соответствующей формы. При утюжке проложите шаблон между припуском и деталью — это предотвратит появление отпечатков и лас. Утюжа с лицевой стороны, используйте проутюжильник.

6. Используйте пар и минимизируйте давление подошвы утюга на ткань

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

Если материал склонен к появлению отпечатков и лас, попробуйте минимум давления утюгом + воздействие пара. Не нажимайте на утюг. Едва скользите им или легко прикасайтесь к поверхности ткани и добавляйте пар. Можно начать с воздействия одним паром: утюг — на несколько миллиметров над поверхностью. Если есть функция парового удара, можно воспользоваться ею.

7. Используйте портновский окорок и другие приспособления для утюжки

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

Горловину, проймы и подобные имеющие непрямую форму участки хорошо утюжить на портновском окороке. Труднодоступные места помогает отутюжить ручная подушечка, рукава — специальная платформа или доска, и так далее. Эти приспособления не только облегчают утюжку, но и помогают избежать появления лас. Подробнее об упомянутых и других полезных девайсах для утюжки — в этом обзоре:


11 приспособлений для идеальной влажно-тепловой обработки изделий

Как сделать портновский окорок и шовный валик своими руками:


Как сделать портновский окорок и шовный валик

8. Используйте насадку или кожух на подошву утюга

Почему при утюжке появляются следы от утюга (ласы) и как этого избежать?

Эти приспособления надеваются на подошву утюга и защищают ткань от чрезмерного температурного воздействия, появления подпалин и лас. Насадка может быть, например, из силикона — она натягивается на подошву. Жёсткие защитные кожухи — по сути, дополнительные подошвы для более деликатной глажки. И те, и другие приспособления стоит использовать, работая с тонкими капризными тканями, шерстью, синтетикой и другими материалами, склонными к появлению следов от утюга.

Изображение 37. Учёные расходятся в оценке сравнения. Одни относят это выразительное средство языка к тропам, другие нет. Выскажите свою точку зрения. Подготовьте небольшой.

Вы уже знаете, что в русском языке немало одинаково звучащих слов, которые употребляются в роли разных частей речи.

Создателями первой славянской азбуки были великие просветители - братья Кирилл и Мефодий. Их заслуги в истории культуры огромны.

Подберите четыре небольших текста разных стилей: а) разговорного; б) художественного; в) научного; г) делового.

Учиться хорошей, спокойной, интелли-гентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Троп – риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Общепринятой классификации тропов не существует. Так, например, некоторые ученые (Р. Якобсон, Р. Барт, Ц. Тодоров) тропами считают только метафору, метонимию и синекдоху. И если исходить из того, что сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим, то можно смотреть на него как разновидность метафоры. Так как в основу метафоры тоже положено сходство двух предметов или явлений по какому – либо признаку. Иногда говорят, что метафора – скрытое сравнение.

Но следует обратить внимание на то, что сравнение, в отличие от метафоры, всегда двучленно. Оно имеет субъект (то, что сравнивают) и предикат (то, с чем сравнивают)

Сравнения, как и метафора, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, но, кроме этого, оно может использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, научных.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Читайте также: