Слоговая схема утюг баран жук бабочка

Обновлено: 03.05.2024

Оборудование: 1) плакат с насекомыми;

2)предметные картинки: комар, таракан, бабочка, жук,

стрекоза, червяк, муха, пчела, шмель, божья коровка,

3) цифры от 2 до 5;

4) плакат с предложениями и словами;

6) раздаточный и демонстрационный материал;

8) магнитная доска, магниты;

Ход занятия:

I. Организация начала занятия.

Л. : Займёт своё место тот,кто правильно договорит стихотворение:

- Мёд душистый принесла

С луга вешнего … (пчела).

- Слышим мы гудящий звук –

То летит к нам майский … (жук).

- Если светятся жучки,

Их зовите (светлячки).

Любит хвастать … (стрекоза).

- Лезут в немытые чашки, стаканы

В доме грязнуль любят жить … (тараканы).

- Бежит по ладошке быстро и ловко,

В точечках чёрных вся … (божья коровка).

- В лесном небоскрёбе на тыщу семей

Живёт работяга – малыш … (муравей).

- Кровь попить у детворы

Любят летом (комары).

- В нос медведю, как игла,

Вмиг вонзилася (пчела).

- Согнувшись под ношей тяжёлой своей,

Тащит травинку в дом (муравей).

II. Вводная часть.

Л. : Как назвать одним словом тех, о ком вы сейчас говорили?

Д. : Это насекомые.

Л. : Сегодня на занятии мы поговорим о насекомых.

III. Основная часть.

Л. : Художник нарисовал для вас картину. Но мне кажется, что он поторопился. Всё ли здесь правильно?

Д. : Художник забыл нарисовать стрекозе крылышко, божьей коровке – пятнышки, пауку – лапки, пчеле – жало, бабочке – усики.

Л. : Поможем незадачливому художнику дорисовать картину.

Дети дорисовывают недостающие части.

Л. : Ребята,какой вопрос можно задать к словам: комар, паук, бабочка?

Д. : Это слова – предметы.

Дети составляют предложения по образцу.

Д. : Это слова-действия.

Л. : Муравей ползает, а бабочка (летает). Гусеница ползает, а кузнечик…. Бабочка летает, а улитка…. Жук ползает, а стрекоза…. Паук ползает, а пчела …. Оса летает, а червяк …. Кузнечик прыгает, а комар …. Таракан ползает, а стрекоза … Бабочка порхает, а муха ….

Д. : Это слова-признаки.

Л. : На ваших столах картинки с насекомыми. Я вам буду показывать цифру. Вы должны сказать, сколько и каких насекомых на цветке.Например: на цветке три жёлтых пчелы.

Дети составляют предложения по образцу.

Пение с движениями.

Вот такая стрекоза (руки через стороны вверх и опустить).

А сама как вертолёт (круговые движения плечами вперёд).

Вправо, влево, назад, вперёд (выполняются наклоны).

И на травушке роса (присесть).

И на кустиках роса (встать, наклон вперёд).

Мы ладошки отряхнули (хлопки ладонями).

Мы ладошки отряхнули (потрясти кистями рук).

Улетела стрекоза (быстрые взмахи руками).

Непоседа испугалась (руки на пояс, наклоны в стороны).

Только песенка осталась (руки рупором: дз-дз-дз).

Только песенка осталась.

Дети занимают свои места.

V. Работа над предложением.

Л. : Что можно составить из слов?

Д. : Из слов можно составить предложения.

Л. : Давайте вспомним правила написания предложений.

Д. : Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце ставится точка.

Выставляется плакат с предложениями и карточки со словами.

Слова: болезни, человек, мёд, кора, цветок.

Предложения: Муха разносит …. Комар кусает …. Пчела собирает …. Жук грызёт …. Бабочка летает … .

Дети читают слова. Потом читают предложения и добавляют слова, подходящие по смыслу.

Дети составляют схему предложения, один ребёнок работает у доски.

Л. : Молодцы. А будут ли эти предложения рассказом?

Л. : Правильно, в рассказе есть сюжет и предложения объединены одним смыслом. Давайте прочитаем рассказ.

Дети читают рассказ.

- Что она собирает?

- Что получается из нектара?

Л. : С. И с этим заданием справились очень хорошо.

VII. Гимнастика для профилактики утомляемости глаз.

Л. : Вы сегодня много читали. Давайте выполним гимнастику для глаз.

Ах, как долго мы читали (дети моргают глазами).

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно (глаза перевели на окно).

Ах, как солнце высоко (глаза перевести вверх).

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза,

В группе радугу построим.

Вверх по радуге пойдём (посмотреть вверх).

Вправо, влево повернём (посмотреть вправо, влево).

А потом посмотрим вниз.

Жмурься сильно (зажмурить глаза,

Но держись (открыть глаза, поморгать ими).

VIII. Итог занятия.

Л. : - О ком говорили на занятии?

- Все работали отлично, занятие окончено.

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Что изучает фонетика

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) –код (шифр);
  • мак (цветок)– маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

Порядок фонетического разбора слова

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал'ч'ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й'олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й'ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й'агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй'эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй'эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [саро'ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

• Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот.

багаж, база, бак, балет, балка, банка, бант, банан, баня, басня, башня, бал, баян, бачок, бачки, бакен, бар, баран, баранка, балалайка, багульник, барсук, баранки, балкон, батон, башлык, базар, бадья, баклажан, балык, бальзам, бассейн, башмак, кабан, усадьба, свадьба, рубанок, изба, дамба, губа, шайба, труба, кабачок, табак, дамба, румба, клумба, резьба, стрельба, глыба, Люба, шуба, жаба, абажур, собака, рыба, рубашка, верба, рыбак, забава;

бой, бок, бокс, боксёр, больной, босой, босиком, бор, борьба, борода, борт, Боря, боровик, бот, боты, бокал, большой, боль, боец, борец, бойцы, бочка, бочонок, болт, больно, борщ, борт, богатырь, ботинки, болото, ботва, болтун, суббота, любой, небо,
спасибо, самбо, футбол, клубок, робот, прибой, грибок, выбор, альбом, забота, уборка, свобода, хобот, соболь, забор, набор, работа;

бугор, будильник, будка, бук, буква, букет, буфет, бутон, булавка, буханка, булка, бутылка, бутыль, бузина, буран, бур, бурный, бурка, бусы, буря, бунт, букварь, бухта, будни, буйвол, бумага, бульон, бульдог, букашка, буран, булькать, обувь, незабудки, азбука, автобус, арбуз;

бык, былина, быль, былинка, быт, бычок, бычки, быстро, был, забыл, зубы, крабы, дубы, рыбы, шубы, трубы, вербы, губы, столбы, грибы.

благо, блок, блокада, блокнот, блондин, блуза, клумба, блины, блюдо, зяблик, зябнуть, резьба, блюдце, обжора, облачко, яблоки, яблоня, рубль, трубка, брак, брань, бронза, брови, броня, бросок, брошка, брынза, брус, брусок, брусья, брызги, обрыв,
грабли, рёбра, бритва, бричка, брякнуть, брякать, бред, тумба, вобла, фабрика, зебра, брюки, зубры, брусника, блинчик, абрикос, сабля, блин, клубника, каблук.

См. звук [б]. Разница заключается в том, что губы при про изнесении мягкого звука напряжены гораздо сильнее, а язык вы гнут, и его кончик упирается в нижние резцы.

Задание. Чётко произносить слоги: бя - бё - бю - би - бе бё - бю - би - бе - бя бю - би - бе - бя - бё

бидон, бивень, билет, бинокль, бинт, бить, бил, бис, бич, бирка, бирюза, битва, бизон, бисер, Бишка, биточки, бисквит, биатлон, бигуди, кубик, грубить, тюбик, голуби, рябина, кабина, кабинет, забитый, забияка, любить, любимец, собирать, рубить,
Сибирь, обида;

бег, бега, беда, бедняк, бедный, бедность, белила, белый, белка, белуга, бельё, беляк, бензин, берег, беседа, беседка, бегун, бедро, берёза, бегемот, бетон, беляк, беглец, белизна, берет, берлога, беркут, ябеда, щебет, гребень, гребешок, победа, лебеди, обед, обедать, забег, обезьяна, воробей, щебетать, табель, мебель, лебеда;

Бабушка, бобы, бамбук, бомба, борьба, бублик, бубны, бу бен, бубенчик, библиотека, библия, бобры, бобёр, барабан, ба рабанщик, Бобик, Барбос, бабочка, балаболка, балбес, баобаб, барбарис, Барби, бобыль, баба, бабуин.

белый бант
белая бабочка
билет на балет
белая булка
голубой бант
дубовый буфет
блюдо с хлебом
батон на блюде
быстро бежать
бегом бежать
обязан беречь

белая бумага
большая берёза
рябиновые бусы
большая палуба
белый бинт
белое бельё
голубое небо
альбом бобы
забыть басню
забить шайбу
большой бегемот

У Бори булка. У брата блокнот. Люба любит бананы. У Любы болят зубы.
Бабушка купила Боре букварь. Ребята набрали белых грибов.
Бабушка сварила к обеду бобы. Белка сушит грибы на зиму.
В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты. Мы получили багаж.
В бак налили свежую воду. У девочки большой бант.
В магазине продают бананы. На башне развивалось знамя.
Бомба разрушила дом. В бору мы искали грибы. Боря любит чай с бубликами.
В бидон налито молоко. Капитан смотрел в бинокль. На рану наложили бинт.

Беседка стояла на берегу реки. Обезьяна собирается обедать.
У собаки будка под берёзой. У Любы белый бант. На обед мясной бульон.

Звук У – это гласный звук , т. к. он поется, и выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды, на схеме обозначается красным цветом .

2 . Повторите правило: Звуки мы произносим и слышим,

буквы мы видим и пишем.

4. Выучить чистоговорку ( с движениями), четко проговаривая звук У.

«На поляне, возле ёлки, ходят, бродят злые волки.

(длительно произносить звук У)

Слова: улитка-…улитки, утюг-…утюги, утка-…, ухо-…, ус-…, улыбка-…, улица-…, умница-…, узел-…, рука-…, зуб-…, кубик-…, пуля-…, жук-…,

Ребенок, загибая пальчики в кулачок на правой, потом на левой руке, называет слова со звуком У (четко проговаривая звук У).

У Ж У О У Р У А У Ф У У

Х У А Х Ц У У У О Х М К

Звук А. Буква А.

Аня плачет: А, А, А – рот широко открыт (смотрим в зеркало).

Звук А – это гласный звук , т. к. он поется и выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды, на схеме обозначается красным цветом .

Потом слова :аист, Аня, кот, Алик, азбука, астра, стол, коза, рука, автобус, Алла

3. Выучить чистоговорку (с движениями), четко проговаривая звук А.

4. Звуковой анализ (учимся составлять звуковые схемы)

Выкладываем слева красный квадрат.

Выкладываем справа тоже красный квадрат.

Придумать как можно больше слов, в которых звук [а] стоит первый, т.е. в начале . Нарисовать несколько картинок , в которых звук [а] первый

А О А А Л А Н А У А И У А А Д

Н А У А И А Д А Л А Н А М Л Д

Звук И. Буква И.

- Звук И – это гласный звук , т. к он поется и выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды, на схеме обозначается красным цветом .

1. Игра «Поймай звук И. Взрослый произносит звуки: И, А, У, И, И, С, Ж, и др. Ребенок хлопает в ладоши , если услышит звук И . (Рекомендуется прикрыть рот листом бумаги, или отвернуться, чтобы ребенок не видел артикуляцию взрослого). Далее взрослый произносит слова (Ира, ива, изюм, стол, игрушка, лев, иголка, индюк… )

3. Выучить чистоговорку, четко проговаривая звук И.

«Индюк извинений просил у индюшки

Выкладываем слева красный квадрат.

Выкладываем справа тоже красный квадрат.

ИА АУ УА АИ УИ ИУ АИ ИА

Звуки М , М’. Буква М.

- Звук М – это согласный звук , т. к. не поется, воздух встречает преграду (губы сомкнуты); звонкий (произносится с голосом), твердый (произносится твердо, сердито), на схеме обозначается синим цветом.

- Звук Мь – это согласный звук , т.к. не поется, воздух встречает преграду (губы сомкнуты); звонкий (произносится с голосом), м ягкий (произносится ласково, с улыбкой), на схеме обозначается зеленым цветом.

3. Выучить скороговорки, четко проговаривая звуки М и Мь.

Звуковой анализ слогов: МА, МИ, УМ (нарисовать схемы в тетради)

МА МУ МИ АМ УМ ИМ

Звуки П , П’. Буква П.

- Звук П – это согласный звук , т. к. он не поется и выдыхаемый воздух встречает преграду (губы сомкнуты); глухой (произносится без голоса), твердый (произносится твердо, сердито), на схеме обозначается синим цветом.

- Звук Пь – это согласный звук , т.к. он не поется и выдыхаемый воздух встречает преграду (губы сомкнуты); глухой (произносится без голоса), м ягкий (произносится ласково), на схеме обозначается зеленым цветом.

3. Выучить скороговорки, четко проговаривая звуки П и Пь.

6.Нарисовать схемы слогов: АП, ПУ, ПИ

8. Читаем слоги:

АП УП ИП ПА ПУ ПИ

Звук О. Буква О.

- Звук О – это гласный звук , т. к. выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды, поётся ; на схеме обозначается красным цветом .

(Слова: осы, кот, лодка, Оля, дупло).

hello_html_m250f23a2.jpg

3. Выучить чистоговорку, четко проговаривая звук О.

Назвать слова со зв.О.

Олин ослик очень болен, Айболит им недоволен:

5. Учимся делить слова на слоги (хлопками): Оля, Вова, Тоня, Боря, осы, косы, лицо, батон, бычок, забор, дочка, нос, рот, голова, сок, волосы, дом, бегемот

6.Нарисовать схему слога: ОП

8. Читаем слоги:

АП УП ИП ОП ПА ПУ ПИ ПО

МА МУ МИ МО АМ УМ ИМ ОМ

Звуки Т , Т’. Буква Т.

- Звук Т – это согласный звук , т. к. выдыхаемый воздух встречает преграду (кончик языка ударяет в верхние зубы); глухой (произносится без голоса), твердый (произносится твердо), на схеме обозначается синим цветом.

- Звук Ть – это согласный звук , т.к. выдыхаемый воздух встречает преграду (кончик языка ударяет в верхние зубы); глухой (произносится без голоса), м ягкий (произносится ласково), на схеме обозначается зеленым цветом.

hello_html_m4b35764e.jpg

Слова: тапки, туча, самолет, телефон, тыква, труба, торт, сметана, мост, тигр, телевизор, конфета .

3. Проговаривать скороговорки. Назвать слова с заданными звуками.

5. Нарисовать схемы слогов: АТ, ТУ, ТИ

7.Читаем слоги:

АТ УТ ИТ ОТ ТО ТА ТУ ТИ

Звуки Т , Т’, П, П’.

Повтори слоговую дорожку:

та – то – ту па – по – пу

то - ту – та по – пу – па

тя – тю – ти пе – пи - пя

3. Проговаривать скороговорку.

4.Читаем слоги:

АТ УП ИТ АП ИП УТ ОТ

ТА ПА ТИ ПИ ТУ ТО ПУ

Звуки К , К’. Буква К.

Слова : кепка, кит, паук, окно, зонтик.

3. Выучить скороговорки, четко проговаривая звуки К и Кь.

Назвать слова со зв К и Кь:

4.Учимся делить слова на слоги (хлопками).

Слова: коза, кот, картина.

5.Нарисовать схемы слов:

К И Т К О Т Т О К

7.Читаем слоги:

АК ОК УК ИК КА КУ КО КИ

Звук Ы. Буква Ы.

- Звук Ы – это гласный звук , т. к. выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды, поётся ; произносится голосом; на схеме обозначается красным цветом .

Слова: сыр, усы, рыба, пальцы, мышь, цветы.

4. Выучить чистоговорку, четко проговаривая звук Ы.

Назвать слова со звуком Ы.

Моты-моты – моты – появились бегемоты,

Афы-афы-афы – листики жуют жирафы,

Дилы-дилы – дилы – появились крокодилы,

Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.

5. Учимся делить слова на слоги (хлопками): Слова - губы, козы, уши, заборы, бегемоты, волосы, дым, мышь, сыр, усы, пальцы, лопаты, весы, столы, топоры, конфеты

Читайте также: