Упал утюг на голову ребенку

Обновлено: 01.05.2024

Если ребенок успевает сесть или лечь, то приступ не развивается полностью, а ограничивается состоянием оглушенности, зевотой, тошнотой. Обморочное состояние характеризуется кратковременной потерей сознания в результате ишемии мозга — ребенок не вступает в контакт, резко ослаблены мышцы, лицо бледное, зрачки расширены, артериальное давление снижено, дыхание поверхностное. Глубокий обморок может (редко) сопровождаться кратковременными судорогами. Восстановление сознания происходит быстро в горизонтальном положении. После обморока наступает слабость, головная боль, сохраняется бледность.

К возникновению обморока могут приводить различные причины:

- резкое повышение температуры воздуха (особенно летом или в закрытых помещениях).

Так происходит при тепловом или солнечном ударе.

- при гипоксии, то есть при снижении концентрации кислорода в окружающем воздухе.

В замкнутом душном помещении количество кислорода прогрессивно снижается, при этом клетки головного мозга начинают страдать от недостатка кислорода. Такое же состояние может возникнуть и при подъеме в горы, где атмосфера разреженная.

- обморок, вызванный снижением уровня глюкозы в крови.

Его можно заподозрить в том случае, если приступу предшествовал большой перерыв в приеме пищи (например, в утренние часы) или приступ развился у ребенка после интенсив­ной физической или эмоциональной нагрузки. В постобморочном периоде обращает внимание длительно сохраняющаяся сонливость, мышечная слабость, головная боль. Диагноз, подтверждается при обнаружении сниженного уровня сахара в крови менее 3,3 ммоль/л.

- эмоциональные реакции.

Иногда чрезмерно сильные положительные или отрицательные эмоции могут дать у ребенка нарушение сознания и обморок. Особенно часто обмороки могут вызывать страх или боль. Обычно такое бывает в подростковый период, и чаще этому подвержены девочки. Часто это связано с гормональными перестройками организма в пубертарный период.

- сильная усталость с перегрузками .

Обычно такое бывает при отсутствии дневных снов и плохом ночном сне, такое возможно при переезде и смене режима, длительных поездках.

- снижение гемоглобина и анемия.

У детей, при анемии становится меньше гемоглобина, переносящего кислород к тканям, а значит, и уменьшение его в мозговой ткани.

- сердечно-сосудистые заболевания.

При этом характерано возник­новение обмороков во время физической нагрузки (наиболее опасный тип обмороков).

- недостаточные компенса­торные механизмы регуляции сосудистого тонуса .

Прт этом обморок развивается при переходе из горизонталь­ного положения в вертикальное, провоцируется болью, страхом перед манипуляциями, видом крови, длительным пребыванием в душном помещении и др.

Механизмы формирования обмороков.

Наиболее частыми видами обмороков являются вазодепрессорные (сосудорасслабляющие) обмороки. Они могут возникать у детей с ортостатическими гипотониями (снижение давления при резком вставании). Обычно такие обмороки являются эмоциональными и психогенными. Развитие обморока возникает из-за резкого снижения давления крови, а работа сердца нарушается уже из-за нарушения давления. Проявляется такой обморок в вертикальном положении тела, при этом обморок изначально начинается с легкого головокружения, головной боли, общей слабости и потливости, могут быть рвота, одышка или мушки перед глазами, пелена перед глазами.
Во время самого обморока могут сохраняться бледность и холодная кожа, покрытые липким потом, при этом прощупывается слабый пульс, резко снижен тонус мышц и глубокие рефлексы, хотя их все-таки можно вызвать. Зрачки глаз расширяются, ослабляется реакция на свет. Потеря сознания достаточно неглубокая и длится до нескольких минут. Судорог и непроизвольного мочеиспускания практически не бывает. После принятия горизонтальной позиции быстро восстанавливается сознание, нормализуется цвет лица и давление. После обморока какое-то время может быть слабость с тошнотой, учащение мочеиспускания.

Таким образом, основные признаки обморочного состояния :

  • внезапность развития;
  • кратковременность (от нескольких секунд до 3-5 мин);
  • обратимость: быстрое и полное восстановление сознания — ребенок ориентируется в окружающем, помнит обстоятельства, предшествующие потере сознания.
  • Чаще обморокам подвержены дети с вегето-сосудистой дистонией в препубертатном и пубертатном (подростковом) возрасте.

Методы первой помощи при обмороке.

Естественно, любое падение в обморок может напугать родителей и выбить их из колеи, но необходимо быстро собраться и правильно и качественно оказать ребенку первую помощь. Поэтому, первое - перестать паниковать и быстро взять себя в руки! Если ребенок только пожаловался, что сейчас упадет – придержите его, не давая упасть и стукнуться, но не трясите судорожно, чтоб не нанести лишних травм и не напугать его еще больше. Прежде всего, необходимо уложить ребенка на ровную вертикальную поверхность, а если он упал в обморок дома – уложите его на диван или кровать. Не нужно собираться около него всей родней или толпой зевак, ребенку нужен покой и доступ свежего воздуха. Если малыш упал в обморок в помещении, особенно очень жарком и душном, вынесите его на открытый воздух.
Помогает привести в чувство раздражение рецепторов в носу – вдыхание нашатырного спирта, но нельзя подносить к ребенку флакон с этой жидкостью, нужна ватка или ткань, смоченная в растворе, чтоб ребенок не дернулся и не вылил ее на себя. Можно обтереть лицо и виски ребенка, чтоб охладить голову, приложить ко лбу ткань, смоченную в прохладной, но не ледяной воде. Можно обернуть в ткань или полотенце лед и приложить к голове. Важно вызвать скорую помощь или врача из поликлиники, уложить ребенка с приподнятыми ногами и строго без подушки, чтоб кровь от конечностей приливала к голове.

Если ребенка быстро уложить и опустить голову книзу, тогда после глубоких вдохов сознание возвращается, а после обморока, даже не смотря на слабость, нет сонливости, и дети ориентируются во времени и пространстве, нет сильной головной боли и разбитости и нет потери памяти, как это бывает при эпилептических припадках. Последствиями обморока могут быть недолгая бледность кожи и слизистых, повышенная потливость

Итак, первая помощь при обмороке у детей:

  1. Уложить ребенка горизонтально, приподняв ноги (для улучшения притока крови к головному мозгу).
  2. Расстегнуть воротничок, ослабить пояс и другие дета­ли одежды, оказывающие давление на тело, обеспечить доступ свежего воздуха.
  3. Обрызгать лицо водой или похлопать по щекам влажным по­лотенцем;
  4. Дать вдохнуть пары нашатырного спирта.
  5. При выходе из этого состояния дать выпить горячий сладкий чай.

При появлении обмороков, особенно если они происходят неоднократно, необходимо показать ребенка врачу и провести комплексное обследование с целью установления конкретных причин для возникновения обмороков.


Основа лечения обмороков – это устранение причины, которая их вызывает. Необходима строгая нормализация режима дня, а питание ребенка должно быть полноценным и разнообразным, равномерно распределенным в течение дня. Очень важно отказаться о применения всевозможных диет и ограничений в питании.

У детей с вегетативной дисфункцией отличным эффектом обладает нормализация режима с четким расписанием – утренние зарядки, массажи, души и обливания, бассейн и физические нагрузки, применение успокаивающих отваров трав – ромашка, мелисса, шалфей и др.

Статья подготовлена по материалам сайта Общественной организации по предупреждению Внезапной Аритмической Смерти у детей и подростков "ХРУСТАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ"

pic

Маленькие дети не только быстро растут, но и развиваются не по дням, а буквально по часам. Новые движения груднички открывают внезапно для себя – и очень неожиданно для родителей. И чаще всего это происходит, когда мама отлучилась на кухню помешать суп, оставив малыша одного на диване – ведь ей кажется, что ребенок еще ничего не умеет и потому далеко не уползет. Как бы не так! Поэтому так важно обеспечить ребенку, даже совсем маленькому, безопасное развивающее пространство. Это значит, что, если вам нужно отлучиться, малыш должен находиться либо в кроватке с бортиками, либо в манеже, либо на полу, откуда он уж точно никуда не упадет. И никогда не оставляйте ребенка одного на диване, на пеленальном столике и в коляске (последнее – в том случае, если малыш уже учится садиться и вставать, то есть после того, как ему исполнилось примерно 6 месяцев.

И все же почти в каждой семье случается, что родители, занимаясь малышом, отвлеклись – телефон зазвонил, чайник закипел. Оставили ребенка на диване, а он упал! Первым делом важно разобраться, стоит ли немедленно звонить в скорую помощь или паниковать еще рано.

Сигналы, когда звонить 03 нужно немедленно

Все это – признаки сотрясения мозга и возможных серьезных последствий падения, поэтому нужно обязательно как можно быстрее вызвать скорую помощь, а дальнейшее лечение проводить в больнице под строгим контролем врачей.

Отдельно взятый без прочих перечисленных выше симптомов громкий плач не является критерием того, что травма у ребенка серьезная. Если высота, с которой скатился малыш, не выше дивана, а на полу лежит ковер, велик шанс, что малыш просто сильно испугался – и выражает это плачем.

Как избавиться от отека и гематомы

Профилактика травматизма

Дети первого года жизни активно познают мир, им не избежать падений, ушибов, неловких движений. Профилактические плановые осмотры у остеопата – возможность вовремя распознать возможные смещения костей, которые неизбежно случаются по мере роста и развития ребенка, и с помощью мягких и очень эффективных техник вовремя решить проблему, сбалансировать все системы организма и помочь малышу сформироваться здоровым и гармоничным.

Наш читатель попросил рассказать, как быть родителям, если малыш упал или ударился головой без видимых последствий: как определить, есть ли сотрясение и нужно ли сразу вызывать скорую? Ведь ребенок сам не расскажет, как он себя чувствует. За комментарием мы обратились на Тюменскую станцию скорой медицинской помощи.


На наши вопросы подробно ответил заведующий учебным отделом станции скорой медицинской помощи Олег Нестеров: "В этом году медики скорой помощи госпитализировали 13 детей в возрасте от 4 месяцев до 12 лет с подозрением на черепно-мозговую травму, вывихи, ушибы, переломы.

Малыши до года падали с кроватей, диванов, пеленальных столиков, дети постарше - с табуреток, столов, лестниц, козырька подъезда.

Если родители или окружающие не успевают среагировать и подхватить ребенка, то в этот момент они должны не зажмуриться от страха, а проследить,на какую часть тела приземлится ребенок: живот, бок, голову, ягодицу, ножку, ручку. Следующий шаг - обратить внимание, как ведет себя ребенок после падения.

Даже если ребенок всего на несколько секунд потерял сознание - перестал двигаться, реагировать на обращенную речь – это повод для обращения за медицинской помощью.В этот момент глаза ребенка могут быть как открыты, так и закрыты. Пусть родителей не вводит в заблуждение, что ребенок после случившегося продолжает ходить, бегать, играть, вести себя как обычно.

Наиболее опасное, с точки зрения последствий, – падение на голову. Может привести к повреждению шейного отдела позвоночника и внутричерепной травме.

Сама физиология строения костей защищает маленьких детей от серьезных повреждений. До трех лет у них практически не бывает перелома костей черепа, потому как структура кости мягкая, эластичная. Костная структура конечностей формируется островками: с середины голени и до сустава, т. е. есть зоны мягкие, которые не ломаются, а есть уже с костными тканями.

Внешне перелом можно распознать по припухлости, кровоподтеку, укорочению конечности, неправильному положению стопы. В то же самое время отсутствие синяка не говорит, что нет травмы.

Голова у ребенка по сравнению с телом крупная, а шея слабая, и может произойти подвывих атланта, в результате чего появляется неестественный наклон головы – кривошея. Происходит это из-за того, что первый шейный позвонок выскакивает из сустава.

Помните: нельзя трясти ребенка, резко перемещать, брать на руки. Подойдите к малышу, нагнитесь над ним и оцените визуально его состояние. Если есть деформация конечности, лучше не переносить ребенка с пола на кровать, а подложить под него что-то мягкое и теплое.

Кто-то из родителей всегда должен оставаться рядом с ребенком, а другой - заняться вызовом скорой помощи. Испугавшись отсутствия взрослого, малыш попытается последовать за ним, тем самым при движении нанесет себе дополнительную травму".

Черепно-мозговые травмы являются одними из самых распространенных в детском возрасте. Последствия травмирования могут быть разными, некоторые из них настолько опасны, что несут угрозу жизни или дальнейшему развитию ребенка. Даже если он не жалуется ни на что после получения травмы, важно знать, что безобидных повреждений головы не существует, а неврологические последствия могут проявиться через какое-то время. Поэтому, если ребенок ударился головой, нужно как можно обратиться к врачу и пройти полное обследование.

Что такое ЧМТ?

Черепно-мозговой травмой в медицинской практике называют повреждения мозга, которые могут стать причиной инвалидности и даже летального исхода. Основные симптомы травмы головы: тошнота и рвота, потеря сознания, головокружения, но еще раз нужно подчеркнуть, что перечисленные признаки присутствуют далеко не всегда.

Существуют такие степени ЧМТ:

  • Легкая степень или сотрясение мозга. Большинству пострадавших не требуется лечение и реабилитация. Чтобы быстрее вернуться к повседневной жизни, нужно больше отдыхать и соблюдать предписания врача.
  • Умеренная степень. Повреждения мозга закрытые. Возможен ушиб головного мозга, повреждения диффузного характера, кровоизлияние. Пациенту нужно сделать КТ, чтобы установить точную клиническую картину. В некоторых случаях, когда требуется удаление гематом или снижение внутричерепного давления, может потребоваться хирургическое вмешательство.
  • Тяжелая степень. Если ЧМТ открытая, выполняется операция по удалению костей черепа. Такие травмы несут наибольшую опасность жизни ребенка.

Какие могут быть последствия черепно-мозговых травм у детей?

В чем опасность травмирования головы?

Если травма тяжелая, последствия будут обязательно. Они зависят от поврежденного участка мозга, проявляются в том, что нарушаются определенные функции организма. Наиболее опасными считают проблемы, связанные с дыханием либо глотанием. В таких случаях лечение будет проводиться в реанимации с подключением к аппарату искусственного дыхания. Питание в это время через зонд либо внутривенно. В особо тяжелых случаях даже такие меры не помогут, и пациент может умереть.

После перенесения тяжелой черепно-мозговой травмы у ребенка могут диагностировать посттравматическую энцефалопатию. Проявления заболевания зависят от степени его тяжести, в частности, проблемы со сном, судороги, психозы, снижение интеллекта и др. Нередко развивается эпилепсия. При таких состояниях назначается противосудорожное лечение, которое будет проводиться постоянно.

Вследствие менее тяжелых травм могут нарушиться двигательные или когнитивные функции. Ребенок может перестать говорить, снижаются интеллектуальные способности. Успех выздоровления во многом зависит от правильности выбора реабилитационных мероприятий.

Иногда последствия травмирования головы проявляются даже через несколько лет. Учитывая то, что лобные доли головного мозга развиваются до 16-летнего возраста, когда в раннем возрасте ребенок получает ЧМТ, через достаточно большой промежуток времени могут появиться проблемы с функциями речи и мелкой моторикой.

Независимо от того, какими будут последствия полученной травмы головы, нельзя отказываться от наблюдения у невролога, который должен контролировать, как развивается ребенок, чтобы своевременно выявить отклонения от нормы. Это очень важно, чтобы своевременно подобрать корректирующие методы.

Как проходит восстановление ребенка?

Игнорировать реабилитацию после ЧМТ ни в коем случае нельзя. Условно весь процесс можно разделить на такие этапы:

  1. Данный этап начинается вместе с лечением. Цель реабилитации заключается в том, чтобы максимально сохранить здоровое состояние головного мозга, что в дальнейшем обеспечит его успешное восстановление.
  2. Реабилитационные методы направлены на то, чтобы восстановить функции, которые были утрачены.
  3. Завершающий этап, который подразумевает переход и приспособление к привычной жизни, в частности, самостоятельное обслуживание, общение с одногодками, адаптация к учебному процессу.

Во многих случаях процесс реабилитации ребенка после перенесенной черепно-мозговой травмы совмещают с обучением, закреплением новых навыков и умением, развитием в физическом и психическом плане.

Реабилитационные методы

После черепно-мозговой травмы детям могут назначаться такие методы реабилитации:

  • Нейропсихологический. С пациентом будет работать нейропсихолог, чтобы восстановить память пациента, контролировать его эмоции и поступки, повысить концентрацию внимания.
  • Психотерапия. Распространенный метод при легких травмах головы. Специалист работает с повышенной тревожностью и страхами, корректирует другие нарушения психики. Для налаживания коммуникаций занятия проводятся в группах, также применяется игровая, музыко- и арт-терапия.
  • Логопетический. При нарушениях функций речи не обойтись без занятий с логопедом. Специалист работает над растормаживанием речи, может применять специальный массаж и артикуляционную гимнастику.
  • Акватерапия. Облегчить движения, успокоить, снять напряжение помогают упражнения в вожже. В ходе занятий используются разные средства, развивающие тактильные ощущения и мелкую моторику.

Могут применяться и другие методы реабилитации, выбор которых определяет врач в зависимости от сложности травмы головы ребенка в каждом отдельном случае. И чем раньше начнется данный процесс, тем выше шансы вернуть все утраченные функции.

Восстановление ребенка после перенесенной черепно-мозговой травмы требует много времени и сил. При своевременном начале и соблюдении всех рекомендаций врача можно добиться отличного результата. Использование современных реабилитационных методик помогает травмированному ребенку восстановиться, даже если полученная травма была очень тяжелой, и полноценно жить дальше.

Что делать, если ребенок ударился головой?

Лето — это прекрасный период активных игр и прогулок, но в то же время это месяцы стабильного повышения детского травматизма. Малыши чаще падают с горок и качелей, дети постарше получают травмы, катаясь на велосипедах, самокатах, роликах и скейтах. Большинства травм возможно избежать, следуя простым правилам безопасности.

Основные правила безопасности

  • Помните о том, что надо страховать малышей при игре на горках и других высоких объектах.
  • Разрешайте подросткам кататься на велосипедах, скейтах и роликах только в безопасных местах в отдалении от автомобильных дорог.
  • Не забывайте о том, что ношение защитного шлема — обязательное условие для занятий активными видами спорта! По данным американских исследований, использование защитного велосипедного шлема предотвращает 85% повреждений черепа и 88% мозговых травм у велосипедистов вне зависимости от возраста.

Что делать, если ребенок все-таки упал и ударился головой?

Успокойте ребенка. Осмотрите место ушиба. К кровоточащей ранке приложите чистую ткань или салфетку. Плотно прижмите, чтобы остановить кровотечение. При наличии припухлости или гематомы приложите к месту ушиба лед.

Немедленно обратитесь к врачу, если:

  • ребенок на несколько минут потерял сознание;
  • появился любой из перечисленных симптомов: рвота, вялость, сонливость, судороги;
  • из носа или ушей идут кровянистые или прозрачные выделения;
  • рана на голове обильно кровоточит;
  • вы не можете самостоятельно остановить кровотечение.

В течение суток после травмы внимательно наблюдайте за ребенком. При любом ухудшении состояния (сонливость, вялость, отказ от еды, тошнота, рвота, головная боль), немедленно обратитесь за медицинской помощью.

Запись на прием к врачу неврологу

Единый контактный центр

Чтобы уточнить цены на прием врача невролога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже:

Читайте также: