Что будет наблюдаться если в настоящем опыте не применять светофильтр

Обновлено: 20.05.2024

В интерференционных схемах когерентные волны получают путем искусственного разделения светового потока, исходящего из одного источника, на две или более частей.

В данной работе монохроматический параллельный пучок света падает нормально на установку, состоящую из стеклянной плосковыпуклой линзы и плоскопараллельной пластины(рис. 1). При наложении лучей света1' и 1'', отраженных соответственно от

верхней и нижней границ тонкой воздушной , прослойки находящейся между поверхностью пластинки и соприкасающейся с ней выпуклой сферической поверхностью линзы, наблюдается интерференционная картина. Геометрическая разность хода лучей 1' и 1'' равна удвоенной толщине воздушной прослойки в месте

лучей. Поскольку луч 1'' отражается

среды, фаза отраженной волны

эквивалентно дополнительной разности хода лучей, равной l/2. В

результате оптическая разность хода D

лучей 1' и 1'' равна (см.

Если оптическая разность хода интерферирующих волнD составляет нечетное число полуволн, наблюдается ослабление света ( min интерференции )

света ( max интерференции ) происходит,

оптическая разность хода составляет целое число длин волн

где n - порядок интерференции ( n = 0, 1, 2. ).

Интерференционные максимумы и минимумы соответствуют

интерференционные полосы равной толщины, которые в данном

случае имеют вид чередующихся темных( min ) и светлых ( max )

концентрических колец - колец Ньютона.

Условие образования n -го темного кольца с

интерференционные кольца окрашены. Число наблюдаемых колец

невелико, так как происходит наложение колец разных длин волн, и они расплываются.

2.3. Вследствие деформации контакт линзы с пластиной осуществляется не в одной точке. В результате центральное (нулевое) темное пятно имеет относительно большие размеры. Так как обычно используется тонкая пластинка, то деформируется (прогибается) в основном она. Это изображено на рис.1, где 2r 0 - диаметр центрального темного пятна. Приближенно считая остальную часть стеклянной пластинки недеформированной, можно рассчитать радиус кривизны линзы R , измерив радиусы нескольких темных колец.

Из рис.1 следует, что глубину деформации пластины d 0 можно выразить как

d 0 = R - R cos a 0

Учитывая малость углов, имеем

Решая совместно (6) и (7), получаем

Толщины воздушных прослоек находим из выражения (4)

Далее, аналогично (6),(7) и

(8), (9) и (10), получаем расчетную формулу

для радиуса кривизны линзы

темного пятна; r n1

и r n2 - радиусы

с соответствующими номерами; l - длина волны

интерференционной картины и измерении радиусов двух темных колец. Дальнейшая обработка результатов измерений позволяет вычислить радиус кривизны линзы R и его погрешность.

3. Описание лабораторной установки

3.1. Установка состоит из микроскопа, окуляр которого снабжен отсчетным механизмом М . На столик микроскопа помещается система линза-стекло ( В-А ). Под углом 45° к оси тубуса микроскопа помещена полупрозрачная пластинка С . Параллельный пучок света от источника S , пройдя через светофильтр D , попадает на пластинку

С . Отразившись от нее, монохроматический пучок падает на систему ( В-А ). Отразившись от ( В-А ), лучи проходят снова пластинку

С и попадают в окуляр М .

3.2. Прежде чем произвести измерения, необходимо настроить микроскоп. Для этого надо сфокусировать окуляр на отчетливое

Светофильтры по-прежнему имеют много применений в цифровой фотографии и должны быть важной частью экипировки любого фотографа. Это могут быть поляризационные фильтры для снижения яркости и повышения насыщенности или просто защитные фильтры для пущей сохранности передней линзы. Данная глава познакомит вас с этими и другими фильтрами, которые нельзя воспроизвести при помощи цифрового редактирования. Общие проблемы и недостатки, а также размеры фильтров обсуждаются в конце.

Обзор: типы светофильтров

Наиболее часто в цифровой фотографии используют поляризационные (линейные или круговые), защитные (UV/haze), нейтральные, градиентные и холодные/тёплые или цветные фильтры. Примеры использования каждого из них приведены ниже:

Тип фильтраОсновное применениеТип съёмки
Линейные и круговые
поляризационные
Снижение яркости
Повышение насыщенности
Небо, вода, листва
Ландшафт и пейзаж
Нейтральные (ND) Увеличение времени выдержки Водопады, реки
в ярком свете
Градиентные
нейтральные (GND)
Коррекция сильных градиентов освещённости
Снижение виньетирования
Пейзаж в драматическом свете
Защитные
(UV / Haze)
Повышение прозрачности на плёнке
Защита передней линзы
Любая
Тёплые/холодные Изменение баланса белого Пейзаж, подводная съёмка
Особое освещение

Линейные и круговые поляризационные фильтры

Заметьте, как небо становится намного более синим, и как листва и камни прибавляют в цвете. Интенсивность поляризующего эффекта может быть изменена вращением фильтра, хотя не имеет смысла вращать его более, чем на пол-оборота (180°), поскольку далее все возможные интенсивности повторяются. Используйте видоискатель или экран камеры, чтобы наблюдать за эффектом, который достигается вращением поляризационного фильтра.

Эффект поляризации может значительно усиливаться или ослабевать в зависимости от направления камеры относительно солнца. Эффект усиливается в направлении,перпендикулярном к солнечному свету. Это значит, что если солнце находится в зените, максимальный эффект будет достигнут во всех направлениях.

Однако использовать поляризационные фильтры нужно с осторожностью, поскольку они могут негативно повлиять на снимок. Поляризаторы существенно сокращают количество света, который достигает сенсора камеры, зачастую на 2-3 f-ступени (от 1/4 до 1/8 количества света). Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным.

Вдобавок, использование поляризатора на широкоугольном объективе может создать неравномерное или ненатурально выглядящее небо с видимым затемнением. На примере слева заметны неоднородность и чрезмерное затемнение неба.

Линейные и круговые поляризаторы: на сегодня разработано широкое разнообразие круговых поляризаторов, которые позволяют системам экспозамера и автофокуса камеры функционировать корректно. Линейные поляризаторы намного дешевле, но не могут использоваться с камерами, в которых применяется сквозной (через объектив) метод экспозамера и автофокуса, называемый также TTL (through-the-lens), — а он используется практически во всех цифровых зеркальных камерах. Можно было бы, конечно, делать предварительный экспозамер и автофокус, но вряд ли это удобно.

Нейтральные фильтры

Нейтральные фильтры обозначаются аббревиатурой ND (neutral density). Их действие заключается в равномерном уменьшении количества света, попадающего на сенсор камеры. Они полезны для получения достаточно большого времени экспозиции, если его невозможно достичь иначе в диапазоне доступных апертур диафрагмы (при минимальной светочувствительности ISO).

Ситуации, в которых могут пригодиться нейтральные фильтры:

  • Сглаживание движения воды в водопадах, реках, океанах и т.д.
  • Достижение меньшей глубины резкости в очень ярком свете
  • Уменьшение дифракции (которая снижает резкость) посредством раскрытия диафрагмы
  • Размытие или исключение движущихся объектов (таких как люди и машины)
  • Создание размытия для передачи движения объектов (motion blur)

пример фотографии с нейтральным фильтром для сглаживания воды

фотография с эффектом сглаживания воды вследствие длинной выдержки

Используйте нейтральные фильтры только тогда, когда это абсолютно необходимо, поскольку они эффективно уменьшают освещённость, которую можно было использовать, чтобы получить более короткую выдержку (чтобы заморозить движение), закрыть диафрагму (для глубины резкости) или понизить чувствительность ISO (чтобы уменьшитьвизуальный шум). Кроме того, некоторые нейтральные фильтры могут незначительно изменить цветовой баланс изображения.

Понять, насколько уменьшает освещённость тот или иной нейтральный фильтр, порою затруднительно, поскольку производители используют разные форматы обозначений:

Степень снижения освещённостиHoya, B+W и CokinLee, TiffenLeica
f-ступениЧасти
1 1/2 ND2, ND2x 0.3 ND 1x
2 1/4 ND4, ND4x 0.6 ND 4x
3 1/8 ND8, ND8x 0.9 ND 8x
4 1/16 ND16, ND16x 1.2 ND 16x
5 1/32 ND32, ND32x 1.5 ND 32x
6 1/64 ND64, ND64x 1.8 ND 64x

Обычно для большинства сцен наподобие водопадов достаточно нескольких ступеней диафрагмы, так что большинство фотографов просто держат при себе один или два разных нейтральных фильтра. Экстремальное подавление освещённости может позволить довольно длительные выдержки даже в яркий солнечный день.

Градиентные нейтральные фильтры.



До появления цифровых камер градиентные фильтры были абсолютно необходимы при съёмке драматично освещённых пейзажей. Цифровые камеры позволяют сделать два разных снимка и совместить их программно, используя линейный градиент. С другой стороны, применить такую технику невозможно для быстро движущихся предметов или изменяющегося освещения (если только не иметь дела с одной экспозицией, извлечённой дважды из файла в формате RAW, но тем самым умножаются шумы). Многие предпочитают использовать GND, чтобы видеть, каким будет итоговое изображение, в видоискателе или на ЖК-экране.

Мягкий GND Жёсткий GND Круговой фильтр

учтите: на приведенных диаграммах белый означает прозрачный, пропускающий 100% света

Использование фильтра подразумевает аккуратность и обычно требует штатива. Мягкий фильтр обычно более гибок и толерантен к неточностям. С другой стороны, мягкая грань может привести к лишнему затемнению или осветлению вблизи зоны перехода освещённости, если этот переход резче, чем фильтр. Стоит также принять во внимание, что вертикальные объекты, пересекающие зону перехода, могут оказаться неестественно тёмными.

Выберите: Итоговый кадр Положение фильтра
неестественное затемнение градиентным фильтром

Обратите внимание на то, как верхушки камней становятся ненатурально чёрными;
зачастую при использовании градиентных фильтров этого эффекта избежать невозможно.

Проблема терминологии мягкого и жёсткого перехода состоит в том, что она не стандартизирована и варьируется у разных производителей. То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким. Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра.

Противотуманные и ультрафиолетовые фильтры

Сегодня UV-фильтры в-основном используют для защиты передней линзы объектива, поскольку они прозрачны и не вносят заметных изменений в изображение. Для плёночных камер ультрафиолетовые фильтры уменьшали дымку и повышали контраст, минимизируя попадание ультрафиолетового излучения на плёнку. Проблема с ультрафиолетовым светом в том, что он невидим для человеческого глаза, но зачастую, когда солнце в дымке, значительное количество ультрафиолета рассеивается в атмосфере и влияет на экспозицию, уменьшая контраст. К счастью, сенсоры цифровых камер настолько менее чувствительны к ультрафиолету, чем плёнка, что фильтровать его больше нет необходимости.

Однако ультрафиолетовые фильтры потенциально способны понизить качество изображения, прибавляя блики, меняя оттенки цвета или снижая контраст. Многослойные фильтры практически лишены бликов, и сохранение фильтра в чистоте минимизирует потери качества изображения (хотя даже невидимые микроцарапины повлияют на резкость и контраст). Высококачественные ультрафиолетовые фильтры не вносят никаких изменений в соотношение цвета.

Для цифровых камер преимущества ультрафиолетового фильтра (защита) в противовес потенциальным потерям в качестве изображения являются предметом частых дискуссий. Для дорогих объективов фактор защиты зачастую является определяющим, поскольку намного проще заменить фильтр, чем починить объектив. Однако для объективов среднего класса или компактных цифровых камер защита намного менее важна, и выбор определяется скорее личными предпочтениями.

Ещё одно соображение состоит в том, что защитные фильтры могут повысить продажную стоимость объектива, сохраняя его переднюю линзу в нетронутом виде. В этом смысле защитный фильтр может даже рассматриваться как повышающий качество изображения (по сравнению с незащищённым объективом), поскольку он может быть легко заменён, как только станет заметно влиять на изображение.

Тёплые и холодные фильтры

Тёплые и холодные фильтры изменяют баланс белого света, достигающего сенсора камеры. Это может быть как средством коррекции неестественного соотношения цветов, так и средством создания такового, например, добавляя теплоты в облачный день, чтобы он выглядел как на закате.


Оранжевый свет на снимке вверху вызван монохроматическими уличными фонарями;
при таком типе источника освещения практически никакая коррекция баланса белого
неспособна восстановить полный цвет.
Холодный или специальный фильтр уличного освещения можно применять
для восстановления цвета при других источниках освещения.

Такие фильтры существенно потеряли свою важность с приходом цифровых камер, поскольку они автоматически корректируют баланс белого, и он может быть скорректирован впоследствии вручную при съёмке в файл формата RAW. С другой стороны, некоторые ситуации могут по-прежнему требовать цветных фильтров, такие как необычное освещение (на вышеприведенном примере) или при съёмке под водой, поскольку обилие монохроматического света делает невозможным восстановление цвета без появления большого количества шумов в отдельных каналах цвета.

Проблемы использования фильтров

видимое виньетирование,
вызванное фильтром

Следует использовать фильтры только по необходимости, ведь они могут также отрицательно повлиять на изображение, поскольку вносят дополнительный слой стекла между сенсором камеры и предметом съёмки и в результате могут снизить качество изображения. Обычно это проявляется в форме изменения соотношения цвета, снижения локального или общего контраста, а также появления или увеличения числа бликов, вызванных светом, непредвиденно отразившимся внутри фильтра.

Фильтры могут также вызвать физическое виньетирование (затемнение на краях изображения), если их оправа оказывается на пути света, попадающего в объектив (на примере справа). Эта виньетка вызвана размещением поляризационного фильтра поверх защитного при использовании широкоугольного объектива, что вызвало попадание оправы внешнего фильтра в кадр. Наложение фильтров может усилить все вышеописанные проблемы.

Выбор размера фильтра для объектива

Существует два основных вида фильтров: навинчивающиеся и накладные. Последние предоставляют большую гибкость, поскольку могут быть использованы практически с любым объективом, однако их использование может также оказаться и более обременительным, поскольку их придётся держать перед объективом. С другой стороны, существуют наборы для фиксации фильтров, которые могут упростить процесс. Навинчивающиеся фильтры могут обеспечить герметичное соединение, необходимое для защиты, и не могут быть случайно сдвинуты в процессе экспозиции. Основным недостатком является фиксированный диаметр резьбы.

Размер навинчивающегося фильтра выражается его диаметром, который соответствует диаметру передней кромки объектива, обычно указанному на нём. Этот диаметр выражается в миллиметрах и как правило варьируется от 46 до 82 мм для цифровых зеркальных камер. Переходные кольца могут позволить использовать на данном объективе фильтр с большим или меньшим диаметром, однако уменьшение диаметра может вызвать серьёзное виньетирование (поскольку фильтр может заблокировать свет на краях линз), а увеличение диаметра означает, что фильтр выступает за края объектива (и вносит потенциальные неудобства).

Высота оправы фильтра тоже может быть важна. Для использования на широкоугольных объективах без виньетирования разработаны ультратонкие и другие специальные фильтры. С другой стороны, они могут стоить значительно дороже и зачастую не имеют передней резьбы для наложенного фильтра (а иногда и пространства для крепления крышки объектива).

Хотите сделать свои снимки ещё качественнее? Скачайте программу ФотоМАСТЕР:

Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.

Светофильтры в современной фотографии:
какие бывают и как выбрать

Автор статьи

Использование светофильтров может значительно повысить качество фотографии. Они позволяют преодолеть ограничения, защищают объектив камеры, изменяют характеристики света, проходящего через линзу, или добавляют к изображению специальные эффекты. В этой статье мы расскажем, какие бывают типы светофильтров для объективов, их назначение, способы использования, а также в какой программе для редактирования фото обработать результат.

Что такое фильтр

В наш век цифровой фотографии фильтры в целом немного потеряли популярность, потому что многие считают, что все можно добавить при постобработке. Но многие эффекты, например, созданные с помощью поляризационного фильтра, просто невозможно воспроизвести в цифровом виде. Кроме того, всегда существует ограничение на количество возможных цифровых манипуляций, прежде чем качество изображения серьезно ухудшится.

Большинство фильтров доступны в круглой форме и навинчиваются непосредственно на объектив камеры. Чаще всего они изготавливаются из стекла или особых сортов смолы.

Размер светофильтра

Требуемый размер фотофильтра зависит от диаметра объектива и измеряется в миллиметрах

Обзор фильтров DSLR

Компактные камеры могут быть простыми, многие возможности открываются только с переходом на зеркальную или беззеркальную камеру. С ними вы сможете менять объективы и использовать фильтры. Существует несколько типов:

  • Защитные предназначены для безопасности линз и облегчения очистки.
  • Ультрафиолетовые или uv-фильтр подходят для блокировки УФ-излучения.
  • Нейтрально-серые применяются в пейзажах и съемке со вспышкой, чтобы ограничить количество света, попадающего в объектив, не влияя при этом на цвет.
  • Фильтры на фотографии с добавлением специальных эффектов, от мягкого фокуса до мультивидения.
  • Градиентные обычно используются пейзажными фотографами для обработки сцен с большим контрастом.
  • Поляризационные минимизируют отражение и повышают яркость цветов, блокируя поляризованный свет.

Градиентный светофильтр

Критерии выбора

Независимо от того, какой фильтр для фото вы ищете, следует помнить о нескольких важных параметрах, которые помогут сравнить разные модели и подобрать правильный вариант:

  • наличие уплотнений: защищены ли края линзы от атмосферных воздействий;
  • тип стекла и место его изготовления;
  • вид и качество покрытия;
  • материал, из которого сделана основа.

Если вы покупаете цветной или поляризационный фильтр, есть еще одна характеристика, на которую нужно обратить внимание. Они обычно имеют тонкий слой поляризующего материала или цветной пленки между двумя слоями стекла. В высококачественных фотофильтрах этот материал прикреплен к стеклу, чтобы не пропускать воздух и загрязнения.

Поляризатор

Поляризатор подходит для съемки с отраженным светом, например фото водной глади

Защитные фильтры

Прозрачные фильтры для объективов используются исключительно для защиты линз. Они не пропускают пыль, облегчают очистку и обеспечивают некоторую защиту от физического повреждения. Поскольку это просто прозрачное стекло, они не должны вызывать нежелательных побочных эффектов.

Однако некоторые люди утверждают, что прозрачные фильтры не обеспечивают особой защиты и могут навредить вашим изображениям, понизив качество. И все эти замечания верны, если выбрать неправильную модель. Купив высококачественное оборудование, вы не получите отражений или бликов. Также она защитит объектив от царапин.

Итак, если вы ищете фильтр, который поможет защитить линзы, вот несколько отличных вариантов:

B+W Clear 007 MRC nano

    B+W Clear 007 MRC nano, XS-Pro, 86мм предлагает мультистойкое покрытие и латунное кольцо. Цена: 12 900 р.

B+W Clear 007 MRC nano XS-PRO

Heliopan SH-PMC

Фильтры ультрафиолетового света

Среди фотографов ведутся споры о том, полезны ли ультрафиолетовые фильтры для современных цифровых камер. Они были необходимы для пленочных фотоаппаратов, потому что пленка крайне чувствительна к УФ излучению, но современные цифровые датчики не обладают этим изъяном.

Тем не менее УФ-фильтры могут удалить ультрафиолетовую дымку в определенных ситуациях. Например, при съемке на большой высоте в ясный день и вблизи отражающих поверхностей, таких как снег или водоем. В этой ситуации, если вы попытаетесь снять удаленный объект, ультрафиолетовое излучение между объектом и вашей камерой может привести к появлению ненужного тумана. УФ-фильтр легко справится с этой дымкой.

Важно помнить, что УФ-фильтры для объективов не помогут уменьшить дымку, вызванную смогом, поскольку он состоит из твердых частиц, а не простого отраженного света.

При выборе модели стоит обратить внимание на качественный латунный УФ-фильтр Chiaro 99-UVBTS. Он обеспечивает высокое светопропускание с минимальными искажениями и отражениями. Стоимость начинается от 40 долларов.

Chiaro 99-UVBTS

Chiaro 99-UVBTS

Нейтрально-серые фильтры

Фотофильтры ND изготовлены из темного стекла и используются для ограничения количества света, попадающего на датчик, не влияя при этом на цвет изображения. Они помогут избежать переэкспонирования фото при ярком свете.

Например, вы пытаетесь сфотографировать водопад или реку в ясный день. Для размытия движения, вам понадобится длинная выдержка. Так кадр будет переэкспонирован независимо от того, как корректировать другие настройки камеры. Хороший фильтр нейтральной плотности решит эту проблему.

Но эти фильтры для фотоаппарата используются не только для съемки пейзажей. Они полезны для фотосессии в условиях яркого света, при дневном солнце или студийной вспышке.

Количество света, которое блокируют фотофильтры, обычно измеряется в стопах. Чем больше значение, тем сильнее устройство затемняет изображение. Вот несколько примеров высококачественных моделей нейтральной плотности:

Benro Master Series ND

NiSi PRO Nano IRND

Градиентный фильтр

Градиентные фильтры похожи на нейтральные, за исключением того, что они переходят по вертикали от темного покрытия к прозрачному. Они используются пейзажными фотографами для съемки сцен с большим контрастом, таких как яркое чистое небо на затемнённом переднем плане.

Чтобы обеспечить возможность корректировки в соответствии со сценой, большинство этих фильтров имеют прямоугольную форму, поэтому вы можете перемещать их вверх или вниз в зависимости от того, насколько высок горизонт в композиции. Поэтому понадобится система держателей.

Существует три основных типа GND-фильтров, которые полезны для съемки в различных ситуациях:

  • Жесткие. Они резко переходят от темного к прозрачному и предназначены для съемки с ровным горизонтом.
  • Мягкие отличаются тем, что имеют более плавный градиент от темного к прозрачному. Они полезны в ситуациях, когда горизонт не совсем прямой или плоский, например, когда есть холмы или горы.
  • Обратные. Они идеально подходят для съемки закатов и восходов.

Вот несколько высококачественных градиентных фильтров:

LEE 0.6 ND Grad Hard 100x150 мм

    LEE 0.6 ND Grad Hard 100x150 мм Un 2 мм — твердый градуированный фильтр нейтральной плотности 0,6, который предлагает 2 ступени экспозиции. Стоимость: 7 785 рублей.

LEE 0.6 ND Grad Hard 100x150 мм

Vu 100 x 150 мм Sion Q 2,5

Поляризационные фильтры

Могут уменьшить отражения и блики в сцене и обеспечить насыщенные цвета. Этот тип является одним из самых популярных, поскольку он помогает улучшить качество изображения во многих ситуациях. Благодаря светофильтру вы получите впечатляющие результаты при съемке сцен с большим количеством отраженного света.

Вот несколько качественных поляризационных фильтров:

B+W XS-Pro Digital HTC C-Pol KSM MRC nano

    B+W XS-Pro Digital HTC C-Pol KSM MRC nano — светофильтр для фотоаппаратов, который значительно снижает блики и повышает яркость цветов. Цена: 11 400 рублей.

B+W XS-Pro Digital HTC C-Pol KSM MRC nano

Heliopan SH-PMC

Эффектные светофильтры

Как следует из названия, это фильтры со спецэффектами. Они позволяют оформить звездообразование, мультивидение, рассеивание. Все эти эффекты также можно создать в программном обеспечении или онлайн-редакторах, но фильтры сделают процесс быстрее и проще, а наложение эффекта — натуральнее.

Эффект звездообразования

Кадр, полученный с использованием фотофильтра

Его можно использовать в сочетание с макрообъективом

Вот несколько примеров отличных моделей со спецэффектами:

Multi-Image Filter Nisha 77mm 3R

TIFFEN 52mm Star 6PT 2mm Filter и картинки, полученные при использовании модели

Обработайте фото

Вне зависимости от выбранного фильтра на фото, кадр необходимо обработать. Воспользуйтесь редактором ФотоМАСТЕР! Он предлагает удобный интерфейс на русском языке и множество функций.

С его помощью вы сможете:

Можно настроить экспозицию, контраст, насыщенность, температуру, оттенки цветов

Также вы сможете отразить фото по горизонтали и вертикали

Силу эффекта можно уменьшить

Помимо предложенных рамок пользователь может загрузить свои пресеты

Заключение

Теперь вы знаете, что такое светофильтры и как их использовать. Они позволят преодолеть сложные ситуации с освещением, создать эффекты, а также выделят вас среди остальных фотографов. После проведения съемки обработайте результат в специальной программе. ФотоМАСТЕР позволит сделать качественную цветокоррекцию, настроить экспозицию, контраст и насыщенность, ретушировать портреты. Скачайте фоторедактор и улучшайте качество любого снимка всего за несколько простых действий!

Светофильтры для объективов цифровых фотокамер

Любительский

Аватар пользователя

В этой записи я буду говорить о средне-статистическом фотографе любителе и надеюсь информация будет полезной.

Светофильтры в фотографии применяется довольно давно. Светофильтры, выпускаемые Hoya, Dicom, Kenko, Sunpak, Cavei, Marumi, Tiffen чаще всего накручиваются прямо на объектив фотоаппарата.

Есть светофильтры, которые устанавливаются в специальный держатель, который крепится на объектив. Существуют фотофильтры, предназначенные для установки прямо на источник освещения.Однако, независимо от конструкции светофильтра работа любого светофильтра в фотографии основана на отсечении определённого типа световых лучей. В плёночной фотографии чаще всего применяются цветные сфетофильтры (фильтры цветокоррекции), которые отсекают лучи свет определённого спектра (света), однако в цифровой фотографии гораздо удобнее использовать цветные фильтры уже во время послесъёмочной обработки фотографии.

Поговорим о наиболее часто встречающихся типов светофильтров

а) Поляризационные фильтры (LPL и CPL), б) UV-фильтры, в) ND-фильтры, г) Градиентные фильтры


Поляризационный светофильтр (полярик) так же довольно часто применяется в цифровой фотографии. Поляризационный фильтр предназначен для уменьшения бликов и отражений от неметаллических поверхностей.

Кроме уменьшения отражений, поляризационный фильтр усиливает цвета. Например, при пейзажной фотосъёмке в солнечный день, поляризационный фильтр делает небо более синим, облака белее, а зелень более сочной.

При использовании поляризационного фильтра следует учитывать, что его нужно настраивать перед съёмкой, поворачивая на угол от 0 до 90°. Для достижения максимального эффекта усиления цвета угол поворота поляризационного фильтра обычно составляет 90°, а для максимального удаления отражений и бликов угол поворота поляризационного фильтра составляет 30°-45°, в зависимости от характеристик поверхностей.

Поляризационный светофильтр влияет на экспозицию снимка, уменьшая светосилу объектива примерно на 1,5-2 шага. Из-за этого и автофокус вашей камеры может давать сбои.

Примечание: Сейчас камеры позволяют настраивать изображения для получения более контрастного изображения

Существуют два типа поляризационных фильтров: Светофильтр с круговой поляризацией (Circular Polarizer Filter - CPL) обычно используется в автофокусных фотокамерах, но стоит дороже поляризационного фильтра с линейной поляризацией. Более дешёвые светофильтры с линейной поляризацией (LPL - Linear Polarizer Filter) не позволяют датчикам автофокуса работать нормально, поэтому их можно применять только в ручном режиме фокусировки.

Поскольку поляризационный фильтр вращается при настройке, применять его можно только с объективами, имеющими так называемую внутреннюю фокусировку - когда внешняя линза не вращается в процессе наводки на резкость.

Использовать поляризационный фильтр с большинством китовых объективов с вращающейся передней линзой практически невозможно.

Лично я отказался от использования "полярника" - носить его постоянно нет необходимости, а снимать/одевать в процессе съемки в полевых условиях достаточно хлопотно , а нужный эффект получаю: а) предустановками в камере, б) в программе обработки изображения


Следующие в списке, Ультрафиолетовый светофильтр (УФ или UV - Ultra Violet) чаще всего используется для защиты внешней линзы дорогих объективов от царапин, загрязнений и попадания пыли внутрь объектива. Иногда, недорогой ультрафиолетовый светофильтр спасает переднюю линзу объектива даже при случайном ударе


Однако, ультрафиолетовый светофильтр кроме защитных функций также отсекает некоторое количество ультрафиолета (убирает излишнюю голубизну) и делает снимок немного контрастнее. Это особенно заметно при съёмке высоко в горах или на берегу моря.

UV-фильтры могу так же называться Protect (Защитный) или Haze (Невидимый), что не меняет их природы.

Мультипросветлённые (MC) и влагоотталкивающие (WPC) покрытия защищают оптические UV-фильтры, которые рекомендуемы для постоянного ношения на объективе для защиты передней линзы от нежелательных воздействий. Фильтры могут устанавливаться в узкие оправы (Wide)

Здесь следует заметить, что матрица современного цифрового фотоаппарата уже имеет встроенный UV светофильтр и, в отличие от плёночного фотоаппарата, эффект от применения внешнего UV светофильтра не столь очевиден. В большей степени недорогие UV светофильтры применяется для защиты.

Опять же мой опыт - данный фильтр одеваю при покупке объектива сразу в магазине..


Под аббревиатурой скрывается Neutral Density — то есть нейтрально-серый фильтр. Эти фильтры равномерно снижают интенсивность светового потока. Они различаются по плотности (2×, 4×, 6×, 8×). Увеличение плотности нейтрального фильтра в два раза эквивалентно увеличению экспозиции на одну ступень. ND-фильтры используются для получения длинных выдержек (река или водопад на пейзаже обретают эффект волшебной дымки) либо для съемки при ярком освещении на открытой диафрагме (цветок на размытом фоне, где пейзаж лишь угадывается). При слишком короткой выдержке вода выглядит неестественно, как стекло. Чтобы передать движение, но избежать смаза, выдержка должна составлять 1/30–1/60 для стоячей воды, 1/125 — при съемке реки с быстрым течением.

Самые распространённые нейтральные светофильтры позволяют уменьшить световой поток, поступающий в объектив фотоаппарата от 1 до 4 ступеней экспозиции.

Примечание: Лично Я предпочитаю регулировать выдержку/диафрагму


Работают так же, как ND-фильтры, но плотность плавно возрастает от одного края к другому или же плавно нарастает ближе к центру (центрофильтр). Первые используются, чтобы сузить динамический диапазон сцены (когда либо небо выходит пересвеченным, либо земля слишком темной). Центрофильтры используются на объективах, когда есть опасность виньетирования. К таковым относится, например, большинство широкоугольных шестилинзовых объективов-плазматов для камер большого формата.

Вот собственно, что хотелось рассказать. Конечно это далеко не весь перечень сфетофильтров есть еще: звездные, утепляющие, и т.д. но вот эти 4 наиболее распространены.

Главное требование к фильтру Фильтр должен быть из стекла, а не из пластика, и с многослойным просветлением. Оба условия — необходимые, но недостаточные для получения резкого изображения с чистыми цветами.

В статье использованы материалы: Дмитрия Башкова, портала FreeFotoHelp, FotoRu, обзоры фирм производителей.

Читайте также: