Что необходимо проверить после запуска вентилятора

Обновлено: 02.05.2024

Вентиляторы охлаждения (они же — кулеры) играют важную роль в работе компьютера, предотвращая перегрев тех его компонентов, что подвергнуты сильному нагреву. Многие пользователи и не догадываются, что кулерами можно управлять, точнее — скоростью их вращения. Но это не всегда возможно.

Если речь о вентиляторах, подключенных непосредственно к материнской плате (например, кулер центрального процессора, корпусные вентиляторы или кулеры жестких дисков), то регулировка скорости их вращения должна поддерживаться на уровне материнской платы. Если же это кулер, охлаждающий видеокарту, тогда изменение скорости вращения должно поддерживаться самим графическим адаптером.

Управление вентиляторами, подключенными к материнской плате, стандартным способом предполагает изменение соответствующих параметров в BIOS. В случае с видеокартами это осуществляется путем внесения изменений в настройки драйвера. Нестандартные же способы предполагают использование специальных утилит. Некоторые из них разработаны самими производителями системной платы, видеокарты, ноутбука и т.д., другие — сторонними разработчиками. Рассмотрим популярные программы для управления вентиляторами компьютера.

Управление вентиляторами на ПК

Что нужно знать до экспериментов с кулерами?

Мы не зря назвали процесс контроля скорости вращения кулеров экспериментом, ведь последствия этой процедуры нельзя предсказать точно заранее. По умолчанию все вентиляторы компьютера настроены на работу в автоматическом режиме. Когда необходимо, скорость их вращения увеличивается или, наоборот, снижается. Все зависит от текущей температуры охлаждаемого компонента. Когда требуется отрегулировать скорость вращения кулеров вручную, то автоматику придется отключить. А это всегда риск.

Никогда точно неизвестно, как поведет себя вентилятор после манипуляций с его настройками — он может просто перестать вращаться или замедлиться настолько, что создаваемого им уровня охлаждения окажется недостаточным. И это не говоря еще о возможном выходе кулеров из строя, что обычно наблюдается при ручном увеличении скорости их вращения свыше значения по умолчанию (чем выше скорость, тем больше напряжения нужно подать на вентилятор, и если оно окажется слишком высоким, то устройство может и перегореть).

Но как показывает практика, негативные последствия экспериментов с управлением кулерами — довольно редкое явление, а выход из строя самих охлаждаемых компонентов компьютера — и подавно (спасибо функциям защиты устройств от перегрева, если они, конечно, не были каким-либо образом отключены).

SpeedFan

SpeedFan — одна из самых известных утилит для мониторинга в режиме реального времени скорости вращения и контроля охлаждающих вентиляторов и не только. Программа рассчитана на опытных пользователей, имеющих опыт в разгоне процессора и видеокарт, однако для управления кулерами особых навыков не требуется.

SpeedFan

1

Регулировка скорости вращения вентиляторов осуществляется путем изменения процентного значения напротив выделенных на изображении выше опций:

Open Hardware Monitor

Программа Open Hardware Monitor первоначально создана для мониторинга работы всех важных компонентов компьютера, включая скорость вращения как основных, так и дополнительных кулеров. Но у данной утилиты также присутствует функция, позволяющая вручную управлять вентиляторами.

Open Hardware Monitor

Для управления вентиляторами из программы Open Hardware Monitor:

Программа Open Hardware Monitor

Argus Monitor

Argus Monitor — еще одна программа для мониторинга с мощным функционалом контроля скорости вращения любых вентиляторов. Утилита имеет удобный и к тому же русскоязычный интерфейс, но она платная (30 дней можно использовать бесплатно).

Argus Monitor

Программа Argus Monitor

Настройки Argus Monitor

Откроется дополнительное окно с подвижным графиком (кривой). Путем перемещения точек кривой по вертикали настраивается скорость вращения кулера, а по горизонтали — задается температура, при которой программа автоматически установит заданную скорость. Всего таких точек — 7.

Управление кулером в Argus Monitor

Подобным образом можно автоматизировать и работу вентилятора видеокарты или любого другого.

NoteBook FanControl

Программа NoteBook FanControl предназначена для контроля вентиляторов у ноутбуков. Она бесплатна и предельно проста в использовании. Утилита способна контролировать скорость вращения всех кулеров, присутствующих в конструкции мобильного компьютера. Единственное условие — тот должен поддерживаться программой.

NoteBook FanControl

Последняя на момент написания обзора версия NoteBook FanControl имела поддержку более 200 различных моделей лэптопов производства Acer, Asus, Dell, Fujitsu, Gigabyte, HP, Lenovo, Medion, Sony, Toshiba и некоторых других компаний. Управление вентиляторами ноутбуков осуществляется в несколько простых действий:

Программа NoteBook FanControl

Активация контроля кулерами через NoteBook FanControl

MSI Afterburner

Программа MSI Afterburner предназначена, в первую очередь, для разгона (увеличения производительности) видеокарт от любых производителей (но только тех моделей графических адаптеров, что поддерживают данную возможность). Однако у нее также присутствует функция, позволяющая регулировать скорость вращения кулеров у поддерживаемых утилитой моделей видеокарт.

Пользоваться программой MSI Afterburner довольно просто:

MSI Afterburner

Полного списка поддерживаемых программой MSI Afterburner видеокарт, по всей видимости, не существует, но точно известно, что в него включены графические адаптеры AMD (ATI) и NVIDIA, начиная с Radeon HD 3000 и GeForce 8X00, соответственно.

Фирменные утилиты для управления вентиляторами

Все рассмотренные выше программы являются универсальными, т.е. они могут функционировать на разных компьютерах, независимо от производителя материнской платы, видеокарты или иных комплектующих. Но существуют и узкоспециализированные фирменные утилиты, способные управлять вентиляторами у устройств только определенного производителя. Мы не будем рассматривать их функционал, а только приведем их названия, поддерживаемое ими оборудование и ссылки для скачивания:

    . Программа служит для разгона, мониторинга и управления (в т.ч. кулерами) видеокартами производства ZOTAC. Впрочем, эта компания производит адаптеры на графических ядрах от NVIDIA. В список поддерживаемых моделей входят видеокарты серии GEFORCE GTX/GT, GEFORCE GTX 16, RTX 20 и RTX 30. По приведенной выше ссылке можно скачать программу ZOTAC FireStorm для конкретной серии видеокарт.

ZOTAC FireStorm

    . То же, что и в предыдущем случае, но для видеокарт производства Gigabyte. Последняя на момент написания обзора версия Aorus Engine поддерживала видеокарты на базе графических процессоров GeForce RTX 2070/2080/2080 Ti (но по ссылке выше также можно скачать более раннюю версию Aorus Engine для более ранних видеокарт от NVIDIA).

Aorus Engine

Easy Tune

Это, конечно, не весь перечень фирменных утилит для управления вентиляторами. Рекомендуем зайти на официальный сайт производителя установленной в компьютере материнской платы или видеокарты — возможно, там можно будет скачать программу для контроля кулеров этих устройств.

Остались вопросы, предложения или замечания? Свяжитесь с нами и задайте вопрос.

Вращаются вентиляторы после выключения компьютера


Наконец, отправленный системой сигнал ACPI отключает аппаратные узлы, и компьютер полностью завершает свою работу. Это в норме, но так бывает не всегда. Если в работе системы или аппаратуры возникают неполадки, при выключении компьютера пользователь может столкнуться с проблемами, например, когда Windows видимо завершает работу, экран гаснет, но вентиляторы продолжают работать. То есть получается, что компьютер выключается не до конца. Причины подобного поведения могут быть разные, но чаще всего они связаны с неправильной работой устройств, которые вместо того чтобы отключиться, продолжают работать.

Базовые параметры электропитания


Если вы столкнулись с описанным поведением компьютера, первым делом проверьте работу функции электропитания, возможно, вы имеете дело с последствиями какого-то сбоя. Если вы используете гибернацию или у вас включён быстрый запуск, выполните обычную перезагрузку компьютера, если сбой носит временный характер, перезагрузка устранит его последствия. Можно также на время отключить гибернацию и быстрый запуск и посмотреть, как станет вести себя система.
Параметры электропитания устройств

Описанная неполадка иногда возникает вследствие сбоя настроек электропитания устройств, при этом операционная система не отправляет BIOS положенный сигнал отключения кулеров. Привести эти настройки в норму можно из встроенного диспетчера устройств, но для начала попробуйте выключить компьютер, предварительно отсоединив периферийные устройства. Если компьютер завершит свою работу корректно и полностью, значит проблема кроется в каком-то из внешних устройств, найти которое, полагаем, не составит труда методом исключения.

Проверьте работу служб


В качестве дополнительной меры можно проверить работу второстепенных драйверов и служб. Для этого с помощью системной утилиты msconfig отключаем все службы и выполняем загрузку операционной системы в безопасном режиме, после чего завершаем работу ПК и смотрим как прошла процедура выключения. Если кулеры отключаются, значит проблема с какой-то из служб. Находим её путём исключения, впрочем, перед тем как прибегать к этому способу, неплохо будет проанализировать системный журнал, возможно, в нём вы найдёте указание на процесс или устройство, которое препятствует нормальному завершению работы системы.
Аппаратные проблемы

Если приведённые выше способы так и не дали положительного результата, искать источник проблемы придётся, скорее всего, в железе. А тут же причиной может быть всё, что угодно, начиная от жёсткого диска и заканчивая материнской платой. Без специального оборудования провести диагностику узлов в домашних условиях вряд будет возможно, но ничто не мешает вам осмотреть их на предмет видимых повреждений, в частности, проверить состояние конденсаторов, не вздулись ли они. Особое внимание следует уделить блоку питания, так как избыточная мощность теоретически может привести с рассмотренной проблеме.

Греется ноутбук?

Проверка через программу

SpeedFan — специальная программа для теста всех установленных вентиляторов, позволит быстро установить состояние и степень работоспособности устройства, не разбирая его. Используя данную утилиту, пользователь получает полный контроль над работой вентилятора, и может настраивать скорость вращения при той или иной температуре.

Для этого необходимо:

Конечно, можно не менять язык, потому что интерфейс SpeedFan и так вполне понятен, и видно, какие компоненты имеют нормальную температуру, а какие греются слишком сильно. Однако для максимального удобства следует проделать все вышеуказанные действия

Как проверить кулер на ноутбуке: программный и аппаратный тест работоспособности

В том случае если, вы установили максимальные обороты лопастей, и они все еще не обеспечивают нормального охлаждения, то причина может скрываться в недостаточной мощности вентилятора или общих неполадках при работе. В таком случае может потребоваться полная его замена.

Ощущение воздуха

Даже если не слышно, как работает вентилятор, пользователь должен чувствовать воздух, выходящий из вентиляционных отверстий. Поток воздуха может быть очень слабым, когда впервые включается компьютер, но он усиливается, когда система достигает нормальной рабочей температуры.

После чего вентилятор ноутбука должен начать выталкивать воздух из основного выпускного отверстия, обычно расположенного на одной из сторон.

Можно положить руку ладонью на систему, примерно на полдюйма от вентиляционного отверстия, и почувствовать поток воздуха. Если ноутбук работает тихо, и нет воздушного потока, возможно, кулер сломан.

Если слышно, как вентилятор работает, но из отверстий ощущается только слабый поток воздуха, кулер может быть закрыт, и в этом случае следует очистить вентиляционные отверстия сжатым воздухом.

Наблюдение за ошибками

Сам вентилятор прикреплен к радиатору как часть охлаждающего устройства, поэтому даже если он нагнетает воздух, могут возникнуть проблемы с другой частью устройства. Система может перегреться, если охлаждающий блок выйдет из строя или термопаста, соединяющая процессор и охлаждающий блок, изнашивается.

Проверка температуры

Даже если вентилятор выталкивает некоторое количество воздуха из вентиляционных отверстий, у него все равно может быть аппаратная проблема, например, проблема с двигателем, которая не позволяет ему достаточно охладить компьютер.

Некоторые ноутбуки отображают показания температуры при включении. Но если ПК не предоставляет такую информацию, целесообразно использовать программу аппаратного монитора для проверки температуры процессора.

Если программа регистрирует постоянную температуру свыше 70 градусов по Цельсию, когда ноутбук абсолютно ничего не делает, возможно, вентилятор сломан.

Устранение перегрева

Если пользователь уверен, что кулер работает, но не справляется со своей задачей, ему нужно помочь.

Одним из способов помочь является устранение лишних процессов. Пользователи Mac могут изолировать и уничтожать нежелательные процессы с помощью Activity Monitor, в то время как пользователи Windows могут использовать диспетчер задач.

Диспетчер задач

Пользователи Linux также имеют ряд опций, доступных для управления процессами.

Если возникла проблема нагрева, возможно, было бы целесообразно предотвратить загрузку слишком большого числа процессов при загрузке компьютера.

Проверка работоспособности на Macbook

Если пользователь часто замечает, что Macbook сильно нагревается, особенно когда выполняет тяжелые задачи или процессор находится под высокой нагрузкой. При таких обстоятельствах важно дать Macbook остыть и вернуться к нормальной температуре, чтобы избежать каких-либо критических проблем.

Дизайн новых моделей Macbook таков, что вентилятор расположен внутри системы и работает бесшумно. Если Macbook не охлаждается легко, то одной из причин может быть то, что кулер не работает должным образом. Это может привести к перегреву системы спереди и сзади, а также на петлях.

Для проверки правильно ли работает вентилятор Macbook достаточно следовать процедуре ниже:

  • Запустить Safari и перейти на веб-сайт CrystalIdea.
  • Загрузить программное обеспечение Macs Fan Control. Обязательно выбрать версию для Mac OS X.
  • После загрузки файла разархивировать его и дважды щелкнуть на его значок, чтобы запустить программное обеспечение.
  • Справа будет представлен список всех вентиляторов, установленных в системе. Существует столбец с надписью Min/Current/Max RPM, который показывает значения оборотов каждого кулера. Первое значение – это минимальная скорость, с которой должен работать вентилятор. Второе – текущая скорость, а последнее – максимальная скорость, на которой он может работать.
  • Чтобы узнать текущее число оборотов вентилятора, достаточно проверить среднее из трех показанных значений. Если значение равно нулю (как показано ниже) или ниже минимального числа оборотов, это означает, что вентилятор работает неправильно. В противном случае, если значение не равно нулю и превышает минимальное число оборотов в минуту, то он работает нормально.

Для некоторых моделей Mac система безопасно отключает вентилятор, когда процессор работает на малой мощности. В этом случае вентилятор по-прежнему функционирует должным образом и при необходимости автоматически включается системой.

Если проверка показывает, что вентилятор системы поврежден, то лучше всего отвезти свой ПК в сервисный центр и отремонтировать его, прежде чем он приведет к перегреву аппаратной части и повреждению внутренних компонентов оборудования.

Как проверить кулер ноутбука на работоспособность

Внешние показатели (шум, выделение тепла от компьютера, зависания)

Понять, возникли ли проблемы на фоне отказа кулера можно по нескольким признакам:

  • лэптоп стал сильно шуметь;
  • из отверстия системы охлаждения выделяется очень теплый воздух;
  • низ ноута сильно нагревается;
  • программы начали зависать;
  • девайс периодически самостоятельно выключается.

Если хотя бы один из приведенных признаков проявляется периодически – у вас проблема с кулером.

Вариантов, как проверить кулер на ноутбуке несколько.

Программное тестирование кулера

Суть проверки с помощью ПО заключается в том, что бы отследить температурные колебания на элементах ноутбука. Рассмотрим, как провести проверку на примере утилиты Speed Fan.

Программное тестирование кулера ноутбука

Это стороннее ПО можно скачать из интернета бесплатно. После установки во время первого запуска она сама определит кулер и выдаст все его показатели. Так же вы сможете увидеть и температуру на деталях ноута в текущий момент.

Если вы видите, что, например, процессор имеет слишком высокую температуру (возле строки CPU будет изображение пожара), увеличьте скорость вращения вентилятора кулера, изменив показатели в соответствующем окне внизу экрана. В этом случае температура должна спуститься до нормальных параметров. Если даже увеличение оборотов до 100% не помогло, причина перегрева не связана с работой охладителя.

Для того чтобы показатели были максимально точными, запустите на переносном девайсе емкостную программу, например игру. Это нужно для того, чтобы нагрузить ноутбук по максимуму. Тогда картина состояния элементов и работы вентилятора будет более точной.

Если СпидФан вам, по какой-то причине, не подходит, воспользуйтесь другими подобными программами:

  • AMD OverDrive – утилита разработана для машины с процессором AMD;
  • Riva Tunes – для процессоров Intel;
  • От производителя Asus – Asus Eeectl.

Аппаратная проверка

Можно проверить, как работает кулер, подключив его к другому устройству. Для этого придется разобрать ноутбук.

Для начала, выключите его и отсоедините все провода, уберите аккумулятор. Избавьтесь от статического электричества – наденьте специальный браслет, перчатки или просто прикоснитесь к металлу.

Вариант 1. Ваша модель открывается, снятием задней крышки. Открутите все болтики (проверьте под наклейками и резиновыми крышечками, ножками). Далее подденьте ее по периметру пластиковой пластиной (банковской картой) и снимите.

Аппаратная проверка кулера

Вариант 2. Чтобы открыть ноутбук, нужно снять клавиатуру. Иногда она бывает закреплена защелками за экраном. Иногда, чтобы ее снять нужно, как и в первом варианте, открутить болты сзади, затем перевернуть устройство и поддеть пластиком клавиатуру. В некоторых моделях, часть болтов, фиксирующих клавиатуру, спрятаны под панелью с мышкой. В таком случае нужно снимать и ее.

Далее убирается материнская плата. Сам кулер снимать не обязательно, но нужно освободить и отключить разъем питания. Хотя, если она не мешает, можно не убирать.

Аппаратная проверка кулера ноутбука

Для того чтобы подсоединить наш кулер к другому ноутбуку, нужен специальный кабель: с одной стороны у него – USB-штекер, с другой два провода: + и -. Такие провода соединяются с проводами аналогичной цветовой маркировки кулера, а другая сторона вставляется в USB-разъем другого лэптопа.

Если вентилятор начал без проблем вращаться, он работает нормально, а причину неполадок с ноутбуком следует искать в другом.

Учитывая, что вы уже открыли гаджет, прочистите его, включая кулер и все внутренние детали, от пыли – она плохой проводник тепла и может мешать охлаждению.

Прочистка кулера от пыли

Если не хотите вынимать вентилятор, продуйте все пылесосом или баллончиком со сжатым воздухом, а большие клубы пыли можно убрать кисточкой. Протрите все элементы ноута мягкой салфеткой или ватной палочкой, смоченной спиртом. Хорошо бы еще его и смазать. Для этого уберите наклейку в центре и закапайте в отверстие пару капель машинного масла или побрызгайте WD-40. Все эти манипуляции помогут улучшить работу кулера. В идеале – заменить термопасту, которая приклеивает радиатор кулера к ПК, но для этого охлаждающее устройство все же придется открутить и снять.

Чистка или замена кулера

cooler-on-laptop-2

Если вы добрались до кулера ноутбука, то можете попробовать почистить его от пыли или заменить самостоятельно. Радиаторы с вентиляторами следует искать в наиболее горячих точках – возле видеокарты, процессора, жесткого диска. Сам кулер будет закреплен винтами.

cooler-on-laptop-1

Почистить вентилятор можно с помощью обычной салфетки или специальной щетки. Затем необходимо снять радиаторы и тоже удалить из них скопившуюся пыль. В принципе, на этом чистка кулера завершена, остается только установить систему охлаждения на место, ничего не перепутав. Если у вас нет опыта проведения таких операций, то лучше сразу довериться профессионалам и обратиться в сервисный центр.

Программная проверка

Проще всего выяснить причину неполадок и устранить их последствия можно с помощью программ.

На многих устройствах Биос влияет на активность кулера. Особенно это касается дорогих ноутбуков, хоть и есть исключения.

ВАЖНО! Если у вас ноутбуки фирмы Acer или MSI, то следует присмотреться к этому способу.

Выключите устройство и включите снова. Как только появится экран загрузки, войдите в меню Биос. Это можно сделать с помощью клавиш Del, F2 или ESC. Комбинация зависит от модели купленного устройства.

Зайдя в основное меню, выберите вкладку Power, ответственную за температуру процессора и кулера. Теперь потребуется отыскать CPU Q-Fan Control и CPU Fan Profile. Важно, чтобы первый показатель был активным. Второй параметр отвечает за интенсивность вращения вентилятора:

  • Silent – затрачивается минимальное количество заряда;
  • Optimal – кулер начнёт включаться в момент повышенной нагрузки на ноутбук (часто это бывает при запуске онлайн-игр);
  • Turbo – беспрерывная работа системы охлаждения.

Для владельцев Lenovo этот совет может оказаться неактуальным.

SpeedFan в работе

С помощью ПО

Можно не заходить в меню Биоса и решить потенциальную проблему привычным способом. Для этого потребуется лишь интернет и название нужной программы.

SpeedFan – отличное приложение, позволяющее определить работоспособность кулера. Скачайте его с официального источника и установите на свой ПК.

Ещё одно полезное приложение – это AIDA64. Его предпочтительно использовать тем, кто увлекается тяжёлыми играми, особенно в режиме онлайн.

Если температура не превышает 50 градусов, то кулер работает исправно. Превышение этой границы свидетельствует об имеющихся проблемах.

Проверка и чистка кулера ноутбука

Проверяем вентилятор: способ раз.

Обладателям более “совершенных” кулеров (или если сопротивления вращению не обнаружено) я сразу посоветую обратиться к проверке кулера на работоспособность. Для этого его не нужно снимать с установленной позиции. Если есть возможность, отсоедините разъём от платы. Если нет, оставляем на месте, однако, сразу примечаем цветность проводов. А для проверки на работоспособность нам нужны только два из них.

Разъём в руках или нет, осматриваем маркировку вентилятора. Ищем вольтаж:

сколько вольт на кулере

напряжение на кулере

Для дальнейшей проверки нам требуется соответствующий блок питания. Батарейка. Она, конечно, не должна превышать по вольтажу параметр, указанный на кулере. У меня оба вентилятора на 12 В. Так что подойдёт обычная 9-вольтовая “крона”. Лучше новая, не подсевшая. Смонтируем на коленке пару проводников на её контакты:

как проверить кулер

Их лучше между собой надолго не перемыкать: ничего не взорвётся, конечно, но источник питания вам может ещё пригодиться.

Вернёмся к кулеру. На разъёме чёрный провод – “–“, обычно красный – “+” (жёлтый не нужен, он читает скорость; если у вас есть четвёртый, тем более оставим в покое, его предназначение – регулировка скорости кулера, что должно поддерживаться материнской платой). Подробнее об устройстве и принципе работы в статье Устройство кулера.

Минусовой проводок импровизированного аккумулятора сажаем на чёрный контакт джекера кулера, плюсовой – на красный:

как подключить вентилятор компьютера

Для наглядности я отрезал разъём от кулера и замыкаю на видео прямо на батарейку:

Красный на “плюс”, чёрный – на “минус” (чёрный провод на кулере есть всегда). Этот кулер рабочий.

Проверяем вентилятор: способ два или оч.умелые ручки.

А с помощью этого варианта вы можете как проверить работоспособность, так и использовать рабочий, но неиспользуемый кулер в качестве вентилятора от тех источников питания, которые имеют на выходе 12 В (например, в авто). И подключаться он, кулер, будет через USB кабель. Для этого потребуется:

  • б\у кабель USB от любого ненужного устройства (хороший кабель не стоит, конечно, специально портить)
  • рабочий кулер

Здесь всё просто. От кабеля отрезаем разъём к другому устройству, оставляя сам USB коннектор. Нам нужны провода со знакомой вам цветовой маркировкой: чёрный и красный. Соединяем с соответствующими проводами кулера. Изолируем и подключаем:

как проверить кулер через usb порт

красный на красный, чёрный на чёрный

Вот так примерно и устроены самые недорогие USB-вентиляторы. Не сдует, но побаловаться или проверить самый раз. Для проверки подойдёт абсолютно любой USB разъём типа “мама”. Этот нехитрый приём позволит вам, кстати, проверить и четырёх-пиновые кулеры: сначала соедините “черные” контакты кулера и кабеля, а затем поочерёдно присоединяйте красный провод USB кабеля ко всем контактам на разъёме кулера. Не крутится? В помойку.

Предупреждаю. Надолго крутящийся вентилятор, питающийся таким способом, не оставляйте! Способ указан только для проверки работоспособности.

Вопрос от пользователя

Здравствуйте.

У меня боковая крышка системного блока из стекла и я в последнюю неделю стал обращать внимание на кулер ЦП - он вообще никогда не крутится (при мне, по крайней мере). Только во время включения ПК он крутанется чуть-чуть и всё.

Подскажите, нормально ли это, и если нет - то, что делать?!

Исходя из вопроса - ничего утверждать нельзя. Возможно, что ваш ЦП просто не греется до каких-то высоких температур, при которых вентилятору бы пришлось начать охлаждать радиатор (подобная опция, обычно, настраивается в BIOS/UEFI).

Ниже в заметке приведу основные моменты, на которые стоит обратить внимание и перепроверить (думаю, материал может пригодиться не только вам, но и др. пользователям с подобным вопросом) .

ускорение ПК

На что обратить внимание, если вентилятор не крутится (не вращается)

Для начала пару слов о важных "нюансах" (чтобы все друг друга поняли):

  1. кулер — под этим я буду понимать не только сам вентилятор (который вращается ✌), но и радиатор, и медные трубки и пр. (т.е. весь комплект, что охлаждает процессор);
  2. без вентилятора (или с не рабочим / не крутящимся) - ЦП работать может, без кулера - нет. В любом случае ЦП должен охлаждаться хотя бы радиатором;
  3. чтобы сделать вывод о том, можно ли ПК оставить работать с не рабочим кулером — как минимум, нужно знать 👉 модель процессора и его 👉 температуру под нагрузкой.

Кулер, вентилятор - в чем разница

Кулер, вентилятор - в чем разница

Вообще, должен отметить, что современные ЦП оснащены спец. защитой:

  1. если его температура доходит до определенной границы — он начинает сбрасывать частоты (и в следствии этого меньше греется);
  2. если снижение частот не помогло — то дойдя до критического значения температуры, ваш ПК просто выключится (или перезагрузится). В результате ЦП будет "спасен" и не сгорит.

Однако, это не дает 100% защиты от сгорания процессора. Если он постоянно работает в "авральном" режиме под высокой температурой — вероятность его выхода из строя значительно возрастает! (уже пару раз сталкивался со сгоревшими новомодными Ryzen. )

ШАГ 2: проверка настроек BIOS/UEFI

И так, если ваш ПК резко и без предупреждения не выключается, не зависает и не перезагружается — скорее всего ваш вентилятор на ЦП "отдыхает" из-за настроек BIOS.

Как правило, в них есть несколько режимов работы: тихий, оптимальный, ручной (когда можно самостоятельно указать при какой температуре вентилятору включаться).

👉 В помощь!

Как войти в BIOS (UEFI) на компьютере или ноутбуке [моя инструкция]

Например, на мат. платах AsRock для настройки кулера достаточно зайти в раздел "H/W Monitor" . В нём представлена не только текущая температура ЦП (CPU Temperature), но и кол-во оборотов вентилятора (Fan Speed - 852 RPM 👇), и режим охлаждения (Fan Settings - Customize).

В моем случае настройки заданы так, что до 50°C - вентилятор будет откл., при превышении этого лимита - начнет вращаться на 70% и охлаждать радиатор ЦП. Разумеется, можно установить и другой режим, который будет "заставлять" работать вентилятор постоянно!

Настройки UEFI (AsRock)

Настройки UEFI (AsRock)

Конечно, многое зависит от вашего "железа" и версии самого BIOS. Например, ниже вы можете заметить несколько отличный вариант: предлагается лишь указать, всегда ли будет включен вентилятор (Fan Always On).

Если "не всегда" — то компьютер будет определять самостоятельно, когда его включать! 👌

Fan Always On — вентилятор всегда включен - нет!

Fan Always On — вентилятор всегда включен - нет!

Если вы не можете найти настройки работы вентилятора в BIOS (FAN Speed) — попробуйте сбросить параметры BIOS к оптимальным предустановкам (кстати, может быть и такое, что этих настроек попросту нет. ) .

ШАГ 3: тестирование и диагностика

1) Если настройки BIOS ни к чему не привели, для начала я рекомендую уточнить модель ЦП и посмотреть на официальном сайте AMD (Intel) его критическую температуру.

Критическая температура для Intel i5-7200U

Критическая температура для Intel i5-7200U

2) Далее нужно запустить утилиту 👉 AIDA 64 и перейти в раздел "Датчики" .

В нём можно будет уточнить текущую температуру ЦП. Как правило, температура в диапазоне 30-40°C (а для ряда ЦП и до 50°C) считается оптимальной, и вентилятор в этом случае может не работать (зависит от настроек BIOS и ПО).

AIDA 64 - Компьютер, датчики - см. температуры

AIDA 64 - Компьютер, датчики - см. температуры

3) 👉 Если в вашем случае температура (с не работающим вентилятором) находится в оптимальном диапазоне — стоит попробовать нагрузить ЦП (провести небольшой тест). Для этого в AIDA 64 есть тест стабильности системы (искать в меню "Сервис" ).

👉 Кстати!

Очень желательно тест проводить, загрузившись с LiveCD флешки (т.е. не из-под своей текущей Windows). Это позволит исключить при проверке различные проблемы с драйверами и ПО (если они есть. ).

При запуске теста стабильности — вы сможете узнать до каких величин начнет расти температура при полной загрузке ЦП. При этом, вы сможете в режиме онлайн наблюдать за поведением вентилятора (да и ПК в целом). Разумеется, никаких зависаний, выключений - быть не должно!

AIDA 64 - тест стабильности работы ЦП

AIDA 64 - тест стабильности работы ЦП

4) 👉 Если температура начнет стремительно расти (80-85-90°С ☝), а кулер так и не запустится — рекомендую сразу же остановить тест и перейти к поиску аппаратной проблемы (возможно, вентилятор на кулере пришел в негодность или он просто не подключен. ).

5) Кстати, если у вас в BIOS нет настроек кулера, а тест показал, что он в принципе рабочий, но его скорость вращения всегда "не к месту" (например, сильно шумит без нагрузки или наоборот постоянно останавливается) — его можно до-настроить с помощью спец. софта. Тема эта обширна, поэтому рекомендую мою предыдущую заметку. 👇

ШАГ 4: поиск аппаратной проблемы

Во-первых, выключите ПК и откройте боковую крышку системного блока. Внимательно осмотрите сам кулер и разъем CPU FAN — именно к нему нужно подключить вентилятор (нередко многие начинающие сборщики либо подключают вентилятор к др. разъему, либо в спешке при сборке ПК забывают его подключить вовсе!) .

Подключен ли вентилятор к CPU FAN

Подключен ли вентилятор к CPU FAN

Во-вторых, обратите внимание ничего ли не мешает лопастям вентилятора вращаться (сталкивался несколько раз с тем, что провода питания попадали между лопастей и не позволяли вентилятору работать).

Также попробуйте отключить вентилятор от питания и осмотрите сам провод. Некоторые малоизвестные китайские бренды компонуют свои кулеры такими "тонюсенькими" проводками, которые рвутся от любого неосторожного движения.

В-третьих, если на вашем вентиляторе есть доп. разъем (например, для подключения к Molex разъему БП) — попробуйте его отключить от CPU FAN и подключить напрямую к БП.

Возможно, материнская плата выдаст ошибку "CPU Fan error" при включении ПК (но ее можно пропустить или откл. в BIOS контроль кулера) , и такой "финт" как временное решение - вполне может подойти!

2 разъема на вентиляторе

В-четвертых, если после всего вышеприведенного вентилятор не подал "признаков жизни", я бы порекомендовал его проверить на другом ПК.

Если под-рукой второго ПК нет, можно воспользоваться колхозным методом (иногда его применяю. ). Достаньте вентилятор из корпуса ПК и возьмите пару медных проводков (кончики нужно зачистить).

Вентилятор и пару медных проводков

Вентилятор и пару медных проводков

Далее следует подключить два медных проводка к разъему вентилятора, обычно, это черный и красный цвет провода (обозначение-1 на разъеме, см. скрин ниже).

А медные проводки подкл. к нескольким (3-4) самым обычным батарейкам, которые можно просто положить на столе друг к другу, плюс к минусу! ("мизинчиковые"/"пальчиковые", обычно, дома у всех таких хватает)

Батарейки к вентилятору

Батарейки к вентилятору

Если вентилятор "живой" — он начнет тихо вращаться (разумеется, гораздо тише, чем в системном блоке). Пример ниже.

Если и после этого вентилятор не "ожил" — скорее всего свой срок он уже отработал, и его пора заменить. Можно, конечно, попробовать разобрать, почистить, смазать и т.д. Но с недорогими моделями в большинстве случаев, всё это не оправдывает ни потраченного времени, ни средств.

PS (если вентилятор делает пол-оборота и ПК вообще не включается)

Еще одна разновидность проблемы: при включении ПК - вентилятор для охлаждения ЦП делает 1-3 оборота и останавливается (при этом ПК дальше не подает признаков "жизни", нельзя войти даже в BIOS - изображение отсутствует).

В этом случае список потенциальных проблем настолько широк, что не думаю, что его можно описать в рамках одной статьи. Для начала я бы посоветовал сделать следующее:

    вынуть все плашки ОЗУ, почистить их контакты ластиком и продуть слоты от пыли. Установить одну из них (остальные пока не подключать);

Вентилятор системы охлаждения двигателя не срабатывает не включается причины

Как известно, во время работы автомобильного двигателя происходит сгорание топлива. При этом образуется большое количество тепла в рамках преобразования тепловой энергии в механическую. При этом излишки тепла необходимо отводить от ДВС во внешнюю среду для предотвращения перегрева механизмов и деталей.

Сам двигатель не должен перегреваться выше оптимальных 80-90°C. Для этого задействуются специальные устройства, которые в комплексе образуют систему охлаждения. Системы охлаждения также разделяются на два типа: жидкостную и воздушную. В современных автомобилях эти два типа систем совмещены и являются гибридными.

Хотя основной принято считать жидкостную систему, отдельного внимания заслуживает и воздушное охлаждение, без которого при определенных условиях двигатель автомобиля неизбежно перегреется. Давайте рассмотрим систему воздушного охлаждения и ее неисправности более подробно.

Неисправности вентилятора системы охлаждения: признаки и способы устранения

Вентилятор охлаждения двигателя

Как уже было сказано выше, двигатель внутреннего сгорания является сложной системой, требующей бесперебойной работы системы охлаждения. Иначе произойдет перегрев силовой установки, что может привести к поломке и, следовательно, дорогостоящему ремонту.

Жидкостная система охлаждения, по которой циркулируют специальные охлаждающие жидкости (антифриз/тосол), является закрытой. В двух словах, принцип работы жидкостной системы охлаждения заключается в том, что во время работы двигателя через его рубашку (каналы в БЦ и ГБЦ) циркулирует жидкость, которая отводит лишнее тепло от нагретых деталей.

Затем горячая жидкость попадает в радиатор, охлаждается и снова возвращается в двигатель для его охлаждения. Во время прохождения радиатора нагретая ОЖ попадает в сеть тонких трубочек. Это способствует ее быстрому охлаждению. Также набегающим потоком воздуха при движении ТС излишки тепла выносятся за пределы подкапотного пространства машины.

Однако если воздуха недостаточно (во время простоя в пробках или при работе двигателя на холостом ходу), жидкостная система часто не справляется с задачей. Тогда в работу вступает вентилятор радиатора. Другими словами, подключается воздушная система охлаждения.

Важно понимать, что только при взаимодействии этих двух систем происходит эффективное охлаждение двигателя. Если просто, термовыключатель вентилятора (датчик вентилятора) срабатывает и вентилятор включается. В результате создается поток воздуха и вентилятор работает до того момента, пока не будет достигнута оптимальная температура.

Затем, получив сигнал датчика о понижении температуры, вентилятор радиатора отключается. Кстати, единого стандарта по месту установки вентилятора также не существует. Его могут расположить как перед радиатором, так и за ним. Также нет и четких стандартов касательно самой конструкции вентилятора.

Он состоит, как минимум, из четырех лопастей, скрепленных вместе под специальным углом для максимального забора и подачи воздуха. Самой популярной стала крыльчатка на 8 лопастей. По конструкции привод вентилятора можно разделить на 3 типа:

  • механический
  • гидромеханический;
  • электрический;

Сегодня первый тип практически не используется, особенно на гражданских автомобилях, хотя остается на мощных внедорожниках как наиболее надежный. Второй тип также постепенно отходит на задний план. В любом случае, при выходе устройства из строя необходима немедленная диагностика и устранение причины поломки.

При этом проверка зачастую может быть проведена самостоятельно. Обратите внимание, во время диагностики вентилятор может внезапно заработать и его лопасти серьезно травмируют человека. В особой зоне риска оказываются пальцы.

Проверка вентилятора системы охлаждения

Не срабатывает вентилятор охлаждения двигателя причины диагностика

Итак, при поломке современного вентилятора, нужно учитывать, что они зачастую электрические. Как правило, проблема кроется в проводке, датчиках, предохранителях и т.д. Среди основных неисправностей вентилятора можно выделить наиболее распространённые случаи, когда вентилятор охлаждения:

  1. Не включается.
  2. Не выключаются.
  3. Рано включается.
  4. Неправильно направляет потока воздуха.

Можно проконтролировать работу вентилятора несколькими способами. Если вентилятор не включился, возможно, он не получил необходимый сигнал. В этом случае, в первую очередь, проверяется вся цепочка передачи этого сигнала. Для этого с помощью тестера определяется, есть ли питающее напряжение. Если его нет, то проблема в перегоревшем предохранителе или плохом контакте.

Подавая напряжение на сам вентилятор, проверяется именно его исправность. Если он будет крутиться, значит, проблема не в нем. Если же вентилятор не крутится, лучше обратиться в автосервис. Доехать до СТО можно своим ходом, придерживаясь определённых правил:

  • Двигаться со скоростью, не менее 60 км/ч. Тогда функцию сломанного вентилятора выполнит набегающий воздух.
  • Включить на максимум печку во время езды, чтобы лишнее тепло вывелось в салон. В салоне будет жарко, зато повышаются шансы на то, что мотор не перегреется;
  • Следить за стрелкой температуры двигателя на панели. При ее приближении к красной зоне нужно остановить автомобиль, открыть капот, охладить мотор.

При проверке температурного датчика, его провода отсоединяются и замыкаются между собой. Если проблема в нем, то вентилятор заработает. В таком состоянии можно доехать до ближайшей СТО для ремонта. А если вентилятор не работает, значит его, скорее всего, нужно менять.

Причиной постоянной работы вентилятора охлаждения также может стать термостат, отвечающий за поддержание оптимальной температуры двигателя. При превышении температуры антифриза более 90°C, открывается специальный клапан между большим и малым кругом системы охлаждения.

При поломке термостата этот клапан заклинивает, антифриз нередко движется только по малому кругу (не попадая в радиатор для остывания). В результате вентилятор будет работать все время.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель греется, а радиатор холодный. Из этой статьи вы узнаете о причинах перегрева силового агрегата, при этом радиатор системы охлаждения не нагревается.

Определить эту проблему несложно. Если при ощупывании шлангов радиатора они будут холодными, а сам двигатель горячим, значит проблема в термостате . Добавим, что обычно заклинивание клапана термостата можно решить, постучав по его корпусу. Если это не помогает, значит устройство необходимо снимать и менять.

В таком случае вентилятор включится до появления сигнала о перегреве. Получается, создается эффект преждевременного включения. Данная ситуация нарушением не является. Если же вентилятор обдувает не двигатель, а радиатор, значит он неправильно установлен. Возможно, были спутаны клеммы при подключении или допущены ошибки. Так или иначе, необходимо произвести правильное переподключение вентилятора.

Что в итоге

Рассмотрев особенности работы вентилятора радиатора, становится очевидным тот факт, что система охлаждения ДВС в комплексе и сам вентилятор охлаждения двигателя позволяют поддерживать необходимый температурный режим ДВС.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему срабатывает вентилятор охлаждения на холодном двигателе. Из этой статьи вы узнаете о причинах включения вентилятора системы охлаждения двигателя на холодном моторе, а также о методах провдения самостоятельной проверки и устранения неисправностей.

Также важно понимать, что бесперебойная работа системы охлаждения зависит от слаженной работы всех составных частей. Например, в норме вентилятор включается при повышении температуры двигателя выше 90°C для его охлаждения, а затем должен отключаться.

Если же вентилятор выходит из строя или работает некорректно, при перегреве мотора неизбежен дорогостоящий или капитальный ремонт. При этом причин для сбоев и нарушений во включении вентилятора много, так как электронные и механические части устройства в процессе эксплуатации нередко дают сбои.

Однако на практике зачастую можно самостоятельно провести диагностику проблемного устройства, выявить причину поломки и, по возможности, устранить неполадки. Напоследок отметим, что большинства проблем, связанных с перегревом двигателя, можно избежать путем профилактических проверок, а также регулярной очистки клемм и контактов вентилятора охлаждения.

Прокачка развоздушивание системы охлаждения двигателя

В системе охлаждения мотора воздух: симптомы завоздушивания, причины образования воздушной пробки. Как развоздушить систему охлаждения двигателя.

Включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе зимой

Вентилятор охлаждения двигателя включается на холодном двигателе или после включения зажигания: основные причины и способы устранения неисправности.

Вентилятор радиатора

Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные неисправности, диагностика неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.

Устройство и неисправности системы охлаждения

Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.

Двигатель кипит радиатор холодный причины

Почему двигатель перегревается или кипит, при этом радиатор охлаждения холодный. Признаки перегрева мотора, как не допустить серьезных последствий.

Радиатор автомобиля

Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт

Читайте также: