Что такое камера наблюдения на дорогах

Обновлено: 15.05.2024

В июне в Москве прошло заседание Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности движения под председательством Президента РФ В. Путина. Был поднят вопрос установки комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в контексте снижения аварийности.

Как работают камеры, куда поступают средства от штрафов и как определяются места для установки камер?

Законные основания установки камер

В Минтрансе отметили, что установка камер - это один из самых эффективных способов устранения причин дорожных происшествий, а также предотвращения возникновения новых аварийно-опасных участков. Показатели аварийности в местах установки комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД заметно снижаются.

Камеры на федеральных и региональных дорогах

Около 2 лет назад было решено ввести в работу более 1 тыс. комплексов на дорогах федерального значения. На сегодняшний день все камеры, которые было запланировано расположить на опасных участках в период с 2018 по 2019 годы, установлены. Сейчас специалисты ведут работу по подключению данных комплексов, а также по организации передачи информации в региональные Центры автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП).

По их согласованию на самых аварийно-опасных отрезках устанавливаются камеры. За местами установки комплексов осуществляется контроль с помощью GPS/Glonass. Комплексы сертифицированы в качестве средства измерения, имеют действующее свидетельство о метрологической поверке и применяются в соответствии с действующим законодательством, ГОСТами, инструкциями и методическими указаниями о порядке их применения.

В пресс-службе МТДИ отметили, что в местах установки камер на дорогах региона аварийность снижается на 20-30%.

По статистике, за первое полугодие 2019 года на участках, где работают комплексы, количество ДТП снизилось на 26,4%, а количество погибших и раненых - на 58% и 27,8% соответственно. Сейчас на территории Московской области работает более 1200 стационарных и 200 передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. До конца этого года планируется установить еще около 200 камер. Расположение камер можно посмотреть на сайте регионального Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры. Подробные места установки комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД отображены на интерактивной карте. Также на сайте ведомства опубликован полный перечень мест установки комплексов.

От фотографии до штрафа

Как сообщили в пресс-службе МТДИ Московской области, данные с комплексов в режиме реального времени поступают в Центр обработки данных (ЦОД) региона, где информация систематизируется, защищается и по закрытому каналу связи отправляется в Центр безопасности дорожного движения (ЦБДД). Здесь уже идет проверка информации и процесс отбора постановлений, которые соответствуют всем критериям.

Немаловажный вопрос: куда идут средства автомобилиста от уплаты штрафов? По информации пресс-службы Минтранса РФ,

денежные взыскания с водителей, нарушения которых были зафиксированы камерами, поступают в бюджеты субъектов страны в 100% соотношении.

Это регулируется статьей 46 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ дорожные фонды регионов формируются, в том числе за счет доходов бюджета субъекта страны от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства России о безопасности дорожного движения. Дорожные фонды - это средства бюджета субъекта страны, направляемые на дорожную деятельность, включая строительство, ремонт, капитальные ремонт дорог и проч.

WhatsApp

Камеры, которые использует ГИБДД для фиксации нарушений, пожалуй, самые главные враги российских водителей. Еще бы, это не инспектор, с которым можно договориться – камеры могут 24 часа контролировать дороги, фильтровать транспортный поток и при этом не брать взятку! Но дело тут не только в неотвратимости наказания – техника имеет свойство "глючить" и в автоматическом режиме привлекать к ответственности граждан за нарушения, которых в действительности не было. Какие камеры использует ГИБДД в 2021 году, что они в состоянии зафиксировать и где они расположены? Всё это мы выясним в статье.

Где стоят камеры? Официальная карта ГИБДД

Да, такая карта в 2021 году есть. Под эгидой предупреждения правонарушений вместо выявления ГИБДД выпустило и поддерживает актуальной официальную карту, где можно посмотреть в рамках региона и города, где находятся комплексы автофиксации.

Минусом такой карты ГАИ является то, что она показывает только стационарные камеры видеофиксации. Очевидно, переносные средства не будут актуализироваться ежедневно. Но и на других ресурсах вы таких не найдёте – здесь в помощь только радар-детекторы.

Для просмотра расположения камер выберите ваш регион в выпадающем списке под картой и увеличивайте саму карту для поиска нужной вам автодороги.

Где стоят камеры ГИБДД на примере карты Москвы

Какие бывают средства фиксации?

Чаще всего штрафы ГИБДД с камер приходят при фиксации нарушений на стационарных камерах. Такие устанавливаются на столбах и иных опорных конструкциях у обочин транспортных артерий и круглосуточно мониторят дороги.

Различные комплексы обладают различными техническими характеристиками, "дальнозоркостью", предельной скоростью фиксации и перечнем видов нарушений, которые они готовы отследить.

Кроме них, используются переносные системы видеофиксации, которые "читают" только превышение скорости. Наряду с ними могут использоваться и мобильные камеры ГИБДД – в 2021 году их устанавливают на патрульные автомобили и общественный транспорт. Они видят не только нарушение скоростного режима, но и несоблюдение правил парковки, проезда тяжелой техники и ряд других нарушений ПДД.

А в некоторых регионах полиция начала привлекать даже дроны и аэростаты, но это скорее эксперимент, нежели правило. Рассмотрим основные системы видеофиксации подробнее.

Новые камеры 2021 года

Давайте начнём с новейших и просто новых комплексов видеофиксации, которые установили на дорогах России не так давно. Ниже мы покажем, как найти их на карте.

Колибри

Камера автофиксации Колибри

Это один из новейших комплексов видеофиксации, который активно устанавливается в 2021 году на дорогах России. На карте вы сможете найти их пока преимущественно в Москве и Казани, но также они распространяются и в других городах.

Главное преимущество комплекса в его размерах, благодаря чему их можно устанавливать легко и в различных местах. Водители их часто не замечают и потому не сбрасывают скорость.

Автодория

Камера видеофиксации Автодория

Это аппаратно-программный комплекс, измеряющий скорость движения автомобилей не при помощи радаров, а путем математических вычислений времени, за которое зафиксированный автомобиль преодолевает расстояние между несколькими регистраторами.

Система обеспечивает зональный контроль скорости на участках дороги протяженностью от 250 метров до 10 км, а потому для водителя не имеет значения, на каком расстоянии он находится от регистратора.

Именно поэтому нет никакого смысла сбрасывать скорость, проезжая Автодорию – она высчитывает среднюю скорость на участке между двумя камерами.

Автодория, помимо скорости, контролирует:

  • пересечение разделительных полос,
  • выявляет нарушения правил стоянки и остановки,
  • фиксирует езду по обочине либо полосе для общественного транспорта и иные нарушения.

Кроме того, эти камеры ГИБДД в режиме онлайн передают актуальную информацию о текущей загруженности дорог. В 2021 году ы можете найти их на картах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда, Краснодара и ряда других – преимущественно на трассах вблизи крупных городов.

О том, как фиксирует нарушения Автодория, вы можете посмотреть в официальном видеоролике производителя.

Проверенные временем комплексы

Стрелка-CT

Так выглядит дорожная камера Стрелка

Пожалуй, самая распространенная камера видеофиксации ГИБДД на российских дорогах – это "Стрелка СТ". Она умеет следующее:

  • видит нарушителей скоростного режима,
  • контролирует движение по встречной полосе,
  • обочине,
  • выделенной полосе для общественного транспорта,
  • пересечение стоп-линии,
  • движение грузовых автомобилей в запрещенных местах и другие нарушения.

"Дальность зрения" камеры превышает 500 м. На этом расстоянии она "ловит" нарушителя в потоке машин, "ведёт" его, пока тот не приблизится на расстояние в 50 м, после чего фиксирует нарушителя и его госномер при помощи фотокамеры. Минус этой системы – она не реагирует на объекты, движущиеся со скоростью более 180 км/ч.

АвтоУраган-ВСМ2

Комплекс видеофиксации Автоураган на столбе

Это не просто камера – это целая система, объединяющая несколько комплексов фото- видеофиксации, имеющая общую синхронизацию времени по сигналу с ГЛОНАСС/GPS. Эти камеры ГИБДД могут фиксировать 17 видов нарушений ПДД, в числе которых:

  • превышение скорости,
  • проезд на красный,
  • выезд за стоп-линию,
  • движение под запрещающий знак,
  • езда по трамвайным путям,
  • тротуарам и велодорожкам.

Камеры видят до 4 дорожных полос, фиксируют объекты на скорости до 255 км/ч и обеспечивают точность с погрешностью не больше 2 км/ч.

Одиссей

Камера автофиксации ГИБДД Одиссей

Автономный стационарный комплекс, состоящий из нескольких камер. В его арсенале 12 видов нарушений, которые он может запечатлеть, в том числе:

  • превышение скорости,
  • проезд на запрещающий сигнал,
  • выезд на встречную полосу,
  • поворот налево либо разворот в нарушение разметки,
  • движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением и так далее.

Камера создана ООО "ТЦОБДД" и реагирует на объекты, движущиеся со скоростью до 250 км/ч. Предполагаемая погрешность – ±1 км/ч, диапазон действия засекречен производителем. Кроме фиксации ПДД, комплекс проверяет госномера на их наличие в базах, например, в розыске.

Кречет-СМ, СКАТ, СКАТ-РИФ, СКАТ-ПП

Камера Кречет на дорогах Москвы для фиксации превышения скорости

Серия камер, выпускаемых ООО "Ольвия". Каждая из них обладает исключительными специфическими особенностями. Например, КРЕЧЕТ-СМ обеспечивает сплошной контроль с фотофиксацией всех транспортных средств, СКАТ может использоваться как стационарный, так и передвижной фиксирующий комплекс, СКАТ-РИФ работает по такому же принципу, что и Автодория, обеспечивая математический расчет скорости движения.

Кречет видит нарушителей в диапазоне 10-100 м, СКАТ в диапазоне 5-50 м, а для СКАТ-РИФ такой диапазон вообще значения не имеет. Любая из систем распознает нарушителей, если они двигаются в пределах 250 км/ч.

Паркон-С

Комплекс Паркон для автофиксации нарушений правил парковки

Этот комплекс рассчитан, в первую очередь для выявления нарушителей правил остановки и парковки. Паркон-С включает в себя несколько поворотных уличных камер, управляемых из единого центра. Сегодня эти средства вы можете найти на картах большинства городов России.

Система фиксирует автомобили, припаркованные на заданном участке, и направляет информацию о них в единый центр: два фото с датой и временем, госномер, местоположение и иные сведения. Видит нарушителей как на своей, так и на противоположной стороне дороги.

VOCORD Traffic

Камера видеофиксации нарушений VOCORD Traffic

Система VOCORD Traffic способна зафиксировать 15 видов нарушений, в том числе:

  • нарушение скоростного режима;
  • нарушения правил пересечения перекрестка;
  • пересечение сплошных линий;
  • нарушение правил стоянки и остановки;
  • нарушение в зоне пешеходных переходов и т.д.

Комплекс может включать в себя различные комплектующие и измерять скорость движения как при помощи детекторов (до 300 к/ч), так и при помощи оптики (до 250 км/ч). Разработчики уверяют, что система не распознается антирадарами, обеспечивает 97% достоверности распознания госномеров и пропуск менее чем 2% от общего трафика.

Передвижные и мобильные камеры

Кроме стационарных, в ГИБДД используют камеры в передвижных и мобильных комплексах. Их использование не получило столь массовой распространенности, так как ключевое условие их использования – контроль со стороны сотрудников. И дело даже не в обеспечении их работоспособности, а в том, что такие камеры могут попросту украсть с обочины. В числе таких систем чаще всего встречаются:

  • КРИС-П – передвижной фоторадарный комплекс, "ловит" в основном превышение скорости с возможностью передачи результатов по радиоканалу данных и кадров на удаленный мобильный пост;
  • АРЕНА – передвижная система автофотофиксации нарушений ПДД, обнаруживающая нарушителей на контролируемом участке до­роги, измеряющая скорость их движения, фотографирующая нарушителя и передающая результаты на удаленный компьютер по радиоканалу;
  • АМАТА – лазерный радар, имеющий широкий диапазон измерений скорости от 1,5 до 280 км/ч. Минимальное расстояние для измерений – 15 м. Управляется сотрудниками ГИБДД при помощи пульта, обеспечивает прицельную выборку из транспортного потока.

Автокамера Крис П на дорогах России

Инновации от ГИБДД: квадрокоптеры и аэростаты

Не так давно сотрудники ГИБДД пошли ее дальше – теперь в их арсенале есть и летающие камеры, размещенные на дронах и аэростатах. Впервые их использование опробовано еще в 2016 году, но на постоянном вооружении они не стоят и до сих пор в 2021 году.

Конечно, они не такие "умные" и самостоятельно определять наличие нарушения ПДД и передавать сведения об этом в единый центр не могут. Однако, вполне могут играть роль "удаленных глаз" инспектора и фиксировать правонарушения при помощи камеры. Главное, чтобы это была официальная камера ГИБДД, которая прошла метеорологическую проверку и была сертифицирована в соответствии с ГОСТ Р 57145.

Беспилотники, квадрокоптеры, дроны и аэростаты с камерами автофиксации ГИБДД

Конечно, коптеры и аэростаты не смогут определить скорость автомобиля. Но расположение стационарных камер ГИБДД возможно далеко не во всех местах, чего нельзя сказать об использовании воздушной техники. К тому же, они без проблем могут использоваться в местах значительного скопления автомобилей и помогать выявлять такие нарушения, как:

  • пересечение двойной сплошной;
  • выезд на встречную полосу;
  • нарушение правил проезда на нерегулируемых пешеходных переходах;
  • выезд на обочину, тротуар, велодорожку;
  • нарушение правил обгона и так далее.

А пока работа таких средств фиксации не автоматизирована, главное, чтобы летательные аппараты были надежны и не падали на крыши автомобилей и головы пешеходов!


Для того чтобы водители соблюдали порядок на дороге, а нарушители не оставались безнаказанными, ГИБДД ввело в эксплуатацию камеры видеофиксации. Приборы самостоятельно регистрируют нарушение и передают данные в полицию. Многих автомобилистов интересует не только то, как работает данная система наблюдения, но и какие виды камер видеофиксации ГИБДД использует в работе.

Правила установки камер

Имеющиеся в распоряжении ГИБДД виды камер видеофиксации позволяют выявить не одно дорожное нарушение. Месторасположение прибора и время его работы определяет руководитель управления Госавтоинспекции.

Это могут быть места с видимостью, ограниченной переломами рельефа. Дорога с крутыми поворотами, а также места трассы, имеющие элементы обустройства, сложные перекрестки, места разворота и поворота, участки трассы с запрещенным обгоном, железнодорожные переезды и другие места, где нарушение правил дорожного движения происходит достаточно часто.

О том, что ведется видеонаблюдение, участников дорожного движения должен предупреждать специальный знак. Его отсутствие не освобождает водителя от уплаты штрафа в случае нарушения.

Что фиксирует камера на дороге?

Разновидности камер видеофиксации ГИБДД позволяют более тщательно следить за порядком на дороге. Аппараты регистрируют административные правонарушения, указанные в главе 12 КоАП РФ. Как правило, это:

  • превышение скорости движения;
  • езда на автомобиле по встречной полосе;
  • неправильная парковка транспортного средства;
  • движение в местах, не предназначенных для этого, таких как тротуар, трамвайные пути;
  • непристегнутые ремни безопасности;
  • проезд на красный свет светофора;
  • запрещенный обгон;
  • пересечение сплошных линий;
  • использование водителем во время движения мобильного телефона.

В зависимости от того, какие виды камер на дорогах установлены, и фиксируется определенный вид нарушения. Ведь одни аппараты могут измерить только скорость, в то время как другие приборы способны улавливать до 28 нарушений на дороге.

Вне зависимости от вида камеры видеофиксации, ГИБДД к ответственности привлекает только собственника транспортного средства. Если на момент нарушения за рулем находился другой человек, то с хозяина машины административная ответственность может быть снята.

Как происходит фиксация нарушения?

Имеющееся в арсенале многообразие видов камер на дорогах позволяет специалистам ГИБДД выявлять правонарушителей. Фиксация нарушений проводится в автоматическом режиме, быстро, в течении 6 секунд. Камера, после того как определит номер автомобиля, передает данные в сервисный центр. Там по полицейской базе определяют владельца машины и его адрес регистрации. После установки размера штрафа выносится постановление, заверенное печатями ГИБДД и ЦАФАП. К уведомлению о штрафе прикладывают фотографии, доказывающие административное правонарушение.

О штрафе

Штраф оплачивают в течение двух месяцев. После его неуплаты сумма задолженности вырастет в два раза. Если водитель и в дальнейшем не захочет платить штраф, то за просрочку платежа будет наложено еще одно материальное взыскание. При накоплении задолженности перед ГИБДД в размере 10 000 рублей водителя ТС не выпустят за границу.

Сумму штрафа и его наличие можно посмотреть на сайте государственной инспекции по безопасности дорожного движения. Задолженность можно погасить в ближайшем отделении Сбербанка.

Виды камер видеофиксации ГИБДД

Все устройства, которые используют сотрудники ГИБДД для определения правонарушений, делятся на несколько видов, это:

  • стационарные;
  • переносные;
  • мобильные.

Стационарные аппараты находятся на одном и том же участке дороги. Их устанавливают и настраивают только раз. В дальнейшем они все время работают и фиксируют нарушения. Приборы определяют превышение скорости, движение по встречной полосе, проезд на красный сигнал светофора. Аппарат замечает выезд за стоп-линию, выключенные фары, отсутствие ремня и нарушение разметки и т. д. Камеры способны контролировать одновременно несколько полос движения.

Переносные камеры устанавливают на треногу. После установки прибор настраивают. Эти устройства фиксируют гораздо меньше видов правонарушений, чем стационарные средства контроля. Основная часть таких аппаратов способна уловить лишь превышение скорости.

Мобильные камеры фото и видеофиксации нарушений ПДД размещают в автомобиле сотрудника Госавтоинспекции. Приборы могут устанавливать на общественном или частном. Такие аппараты регистрируют:

  • превышение скорости;
  • неправильно припаркованный транспорт;
  • неуплату за проезд на платных участках дороги.

Еще приборы слежения делятся на камеры видеофиксации, радарные аппараты и лазерные устройства.

Для соблюдения правил дорожного движения может размещаться муляж. Это корпус камеры без технического оснащения. Муляжи стоят гораздо дешевле камер видеофиксации, но и они способны заставить водителей бояться нарушать ПДД.

Стационарные камеры видеофиксации: модели

Относящиеся к стационарному виду камеры видеофиксации позволяют фиксировать практически все нарушения на автодороге. Крепятся они над проезжей частью или на обочине, а также в специально выделенных, для этих целей, местах.

Наиболее популярными моделями стационарных камер (как выглядят камеры видеофиксации ГИБДД, можно посмотреть ниже на фото) являются:

Виды камер видеофиксации гибдд

Виды камер видеофиксации

Какие камеры фиксируют скорость

Виды камер гибдд

  • Jenoptik Robot. Лазерный комплекс небольших размеров. Заключен в надежный металлический ящик. Оснащен одним или двумя объективами. Имеет большую дальность. Определяет скорость в диапазоне 1,5- 350 км/ч. Способен обслуживать до шести полос. Определяет езду на красный свет светофора, а также автомобили, осуществляющие свое движение в неположенном месте. Камера подвержена влиянию непогоды, жары и мороза. Прибор устанавливают на обочине дороги.

Передвижные камеры

Передвижные виды камер видеофиксации работают при помощи сотрудника ГИБДД. Прибор позволяет сразу установить вину водителя и наложить на него штраф. В отличие от ситуации со стационарными камерами, водителю не присылают уведомление со штрафом по почте, а вручают лично.

Новые камеры фиксации нарушений пдд

Передвижные устройства монтируют близко к дороге с помощью штатива-треножника. Они легко переносятся из одного места в другое. Наиболее популярными являются:

Эти камеры регистрируют не только превышение скорости, но и езду в неположенном месте. Обслуживают небольшие участки дороги, ограниченные 1-3 полосами движения. Стоят дешевле стационарных.

Мобильные модели камер

Для выявления нарушений на дороге используют и мобильные виды камер. Это малогабаритные устройства, которые крепят на специальные кронштейны и располагают на лобовом стекле.

Виды камер видеофиксации гибдд фото

Наиболее популярными устройствами являются:

Новые камеры фиксации нарушений ПДД

Виды камер видеофиксации гибдд фото

О том, какие камеры бывают на дорогах, было написано выше, а теперь немножко о моделях новых систем контроля. Ведь технологии не стоят на месте, а постоянно совершенствуются. Это касается и видеофиксаторов ГИБДД. На дорогах, помимо старых и уже проверенных комплексов слежения, появилось и новое оборудование. Оно функциональнее и точнее старых приборов. Работает быстрее своих предшественников и гораздо реже дает сбои. Лучше защищено от воздействия негативных факторов окружающей среды. К ним можно отнести следующие комплексы слежения:

Есть еще множество современных видов камер видеофиксации ГИБДД (фото приборов можно посмотреть выше). Они помогают сотрудникам полиции отслеживать правонарушения и наводить порядок на дороге. Чтобы им не попасться, нужно просто соблюдать правила дорожного движения.

О частных камерах видеофиксации

О том, какие бывают камеры ГИБДД, было написано выше. А теперь речь пойдет о частных камерах, помогающим полиции фиксировать правонарушения на дороге. Эти приборы существуют легально, а их владельцы уполномочены выписывать штрафы, подлежащие оплате.

Средства контроля передаются в руки частных лиц на основании государственных контрактов. В этом случае между ГИБДД и владельцем видеофиксатора заключается соглашение. Такое сотрудничество имеет ряд нюансов, это:

  • Комплекс видеонаблюдения проходит проверку на профпригодность. Лица, работающие с прибором, обучаются основам ведения видеоконтроля на дороге.
  • Частные камеры могут располагаться в тех местах, где отсутствуют стационарные приборы видеофиксации, принадлежащие ГИБДД.
  • Частные лица не только фиксируют нарушения, но и распечатывают постановление о вынесении штрафа и доставляют его правонарушителю.
  • Частники за эксплуатацию своих камер получают определенное вознаграждение, которое выплачивается из суммы собранных ими взысканий.

Как правило, частные камеры являются передвижными и устанавливаются на автомобиле. Комплекс видеофиксации может располагаться как на открытых участках дороги, так и в местах с ограниченной видимостью. Закон не устанавливает ограничений на местонахождение прибора.

Какие камеры фиксируют скорость? Как раз частные видеофиксаторы и применяются для измерения скоростного режима. Погрешность таких приборов составляет 2 км/ч, что по законодательству является допустимым.

Если владелец транспортного средства не согласен с вынесенным постановлением, он может его оспорить в суде в порядке, установленном законодательством.

Различные виды камер ГИБДД являются отличными средствами для борьбы с правонарушениями на дороге. Хочется верить, что их использование позволит навести порядок на трассе и существенно сократит количество автодорожных нарушений.

В статье рассказывается:

От того, как работают камеры на дорогах, зависит безопасность дорожного движения, поэтому постоянно разрабатываются и внедряются новые комплексы видеофиксации. Если раньше их количество даже в крупных городах исчислялось десятками, а места их расположения были известны каждому, то теперь только стационарных комплексов сотни, а есть еще и мобильные.

К сожалению, нередки ситуации, когда работа камер дает сбой и водители получают нелепые штрафы. В нашей статье мы расскажем, как осуществляется функционирование систем наблюдения и рассмотрим причины возникающих ошибок в их работе.

Влияние дорожных камер на безопасность движения

Влияние дорожных камер на безопасность движения

Влияние дорожных камер на безопасность движения

Однако есть регионы, в которых системы оказывали положительное влияние на дорожную ситуацию: Северная Осетия-Алания, Самарская и Вологодская области. В Самарской области, Татарстане и Москве установлено самое большое количество камер – более 500 единиц в каждом. При этом в Самарской области эффективными оказались лишь 15 % камер, а в Татарстане и Москве — только 10 %.

В столице самая высокая плотность дорожных камер. Благодаря этому с 2010 года произошло снижение числа учетных ДТП на 23 %, и все это на фоне многократного увеличения числа автомобилей в московской агломерации (на 1,2 млн. единиц). В некоторых районах камеры еще более значительно повлияли на снижение числа ДТП – оно составило 75 %.

У камер имеется еще одна очень полезная функция – они способствуют уменьшению количества автомобильных краж и угонов — в Москве этот показатель за 9 лет снизился в четыре раза.

Безопасность движения на дорогах

Безопасность движения на дорогах

В Вологодской, Рязанской и Челябинской областях установлено от 200 до 500 камер. При этом в этих регионах также отмечается их достаточно низкая эффективность: 21 % в Вологодской области, 18 % в Рязанской, 17 % в Челябинской.

Примечательно, что регионы, в которых установлено небольшое количество систем фото и видео-фиксации (от 50 до 200 единиц) размещают их более эффективно. К примеру, в Республике Северная Осетия-Алания 38 % камер оказывают положительное влияние на дорожную ситуацию, в Красноярском крае — 35%, а в Сахалинской области — 20%.

Как работают умные светофоры: преимущества и недостатки технологии

В зонах, где имеются видимые системы фото- и видео-фиксации, количество нарушений резко снижается, так как водители ведут себя более дисциплинировано. Несмотря на то, что камеры, установленные несколько месяцев или лет назад, уже не влияют на статистику нарушений, они оказывают психологическое воздействие на автовладельцев. Происходит своего рода профилактика превышения скорости.

Основные принципы работы камер на дорогах

Как работают камеры на дорогах? Существует оборудование с разным принципом работы: радарные и лазерные камеры, приборы фото и видео-фиксации. Они могут быть стационарными и передвижными.

В основе принципа работы камер – эффект Доплера. Он заключается в том, что в сторону автомобиля посылаются электромагнитные волны. От объекта они отражаются с другой частотой, и это изменение фиксирует радар. Благодаря этим данным можно определить скорость движения автомобиля в момент приближения к радару или в тот момент, когда он отдаляется от него.

Работа лазерных систем основана примерно на том же принципе. С помощью радаров можно определять скорость движения самолетов, кораблей, облаков, небесных тел, космических объектов.

Зачастую радар оборудован камерой фото-фиксации, которая делает снимок автомобиля в момент определения его скорости. Это сводит к минимуму недоверие к результатам проверки и вероятность споров относительно субъекта нарушения.

Основные принципы работы камер на дорогах

Основные принципы работы камер на дорогах

В состав практически любого современного комплекса слежения входит инфракрасный прожектор, модуль определения координат ГЛОНАСС/GPS, блок питания, устройство хранения и обработки информации. Также важно отметить, что в России используются системы преимущественно отечественного производства, а их на данный момент насчитывается порядка десяти.

Вся информация о нарушениях отправляется комплексом на сервер. Там она подвергается обработке, после чего происходит извлечение сведений о номере автомобиля и нарушении им правил дорожного движения. По номеру система автоматически определяет личность владельца автотранспортного средства и формирует постановление об административном правонарушении. То есть работа системы практически не требует вмешательства человека.

Однако обработка нарушений происходит исключительно при участии специалистов. Для начала оператор центра фиксации нарушений должен подтвердить, что система не допустила ошибок в расчетах. Например, плохо читаемый номер может привести к неверному определению владельца автомобиля. Сотрудники центров только проверяют информацию, полномочий на вынесение постановлений о привлечении к ответственности у них нет. Проверенная информация отправляется инспектору ГИБДД, а тем файлам, по поводу которых есть сомнения, ход не дают.

От работы каких камер не спасет торможение

Причины ошибок дорожных камер

Несмотря на высокую технологичность систем слежения, водители иногда сталкиваются с ошибочными штрафами за нарушение правил дорожного движения. Зачастую несправедливые штрафы вызывают существенный общественный резонанс, и создается ощущение, что камеры работают нестабильно, однако по факту количество ошибок ничтожно мало относительно общего количества уведомлений о нарушениях.

Все дело в пресловутом человеческом факторе. Как мы уже знаем, информацию с комплексов обрабатывают специалисты центров фиксации нарушений. Разумеется, на этом этапе возможны накладки, люди ошибаются. Кроме того, существует проблема нехватки работников, что мешает более масштабному распространению комплексов слежения. В этом смысле самым надежным считается радарный комплекс. Процент брака, выдаваемый в ходе работы с ним, ниже остальных.

Вероятность ошибки камер повышается при линейных нарушениях (допустим, на перекрестках). Для их корректной работы важна правильная установка и настройка.

Ну и чаще всего ошибки случаются, когда речь идет о парковке. Оборудование порой не в состоянии понять, едет машина или стоит, могут отсутствовать правильные настройки зоны. Поэтому в планах у соответствующих ведомств имеется установка радаров для получения более корректной информации о нарушениях.

Ошибки могут быть спровоцированы сбоем в настройках самих камер и зон, неправильной обработкой полученных данных. Вопреки стереотипам, камеры устанавливаются не для зарабатывания денег государством. Это делается в целях повышения безопасности дорожного движения.

Полезные камеры на дорогах

Что включает в себя интеллектуальная транспортная система?

  • Подсистему мониторинга параметров транспортного потока.
  • Подсистему информирования участников ДД с помощью ДИТ и ЗПИ.
  • Подсистему метео-мониторинга.
  • Подсистему мониторинга состояния дорог и дорожной инфраструктуры.
  • Подсистему мониторинга экологических параметров.

Большую важность имеет учет уникальных черт региона при установке в нем подсистем ИТС. Индивидуальный подход способствует росту их эффективности.

Полезные камеры на дорогах

Полезные камеры на дорогах

Подсистемы выполняют важную функцию – они передают полезную информацию органам управления дорожным хозяйством. Это данные о состоянии дорожных объектов, погодных условиях, транспортной ситуации, нарушениях нормативов содержания и ремонта, состояния производственных процессов, экологических параметрах и др.

Благодаря систематически поступающей информации от интеллектуально-аналитических модулей специальные службы, ответственные за дорожную ситуацию, могут создавать более грамотные прогнозы в рамках своей работы, принимать правильные решения, осуществлять контроль за происходящим. Кроме того, ИТС позволяют автоматизировать процессы принятия решений диспетчерскими службами. В целом это способствует более эффективной трате средств из государственного или муниципального бюджета. Кроме того, метеорологические данные, предоставленные оперативно, дают возможность значительно повысить безопасность дорожного движения.

Организации, которые занимаются ремонтно-строительными работами, а также эксплуатационные компании имеют возможность оптимизировать производственно-технологические процессы, повысить рентабельность дорожных работ благодаря внедрению интеллектуальных подсистем.

Теперь мы понимаем, как работают камеры на дорогах. Целью установки оборудования – от простых радаров до сложных интеллектуальных комплексов – является обеспечение безопасности дорожного движения, фиксация нарушений, а также сбор информации о состоянии дорожного полотна, дорожных объектов и трафика. Благодаря современным технологиям специалисты имеют возможность работать более эффективно.

Читайте также: