Deepcool как снять вентилятор
Обновлено: 06.05.2024
Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.
Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).
Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.
Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.
Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.
Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.
После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.
Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.
Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.
На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.
Собственно, сама рамка с двигателем.
Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.
Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.
Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.
Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.
Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.
Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.
В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.
Послесловие
Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.
Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.
Послесловие 2
На днях перепиливал ТВ-приставку Mecool M8S PRO L чтобы впихнуть в неё не впихуемое (фото ниже), ну и заодно делал профилактику процессорному кулеру Thermaltake Golden Orb. Сам же процесс кое-как заснял на видео и выбросил его на Ютуб, так что если кому интересно строение этого пропеллера - переходим по ссылке.
Nitroxsenys - Компьютеры, помощь, обзоры запись закреплена
Максим Соболь
Выдернуть силой. Но так можно и сломать. Можно сзади рассверлить отверстие, расцепить стопорную шайбу, и тогда легко снимется.
Ярослав, лучше с силой не надо.Сейчас везде пластик такой что ось остается во втулке,а вертушка без оси в руках.
Даниил, свой я сначала высверлил. Сильно уже разбитая была втулка. Пришлось подшипники ставить. Теперь сепараторы слегка шелестят. Но хоть вентилятор не болтается.
Валерий Пупкин ответил Даниилу
Даниил, я же сказал, что подшипники поставил. Они закрытые со смазкой с завода. Фиг знает какая она и есть ли там. А простые вентиляторы со втулками обычным маслом для швейных машин (индустриальное). Разное перепробовал, и нет ничего вечного, а этого вполне на год хватает.
Ярослав, я понял что туда подшипники пошли.Я для общей статистики спросил.Я вот тоже пробую:литол,силиконку и бытовую.
Даниил, я пробовал даже Хадо с присадкой. Так потом еле вымыл его оттуда. Присадка так хорошо работает, что вентилятор аж клинил и раскалялся :) Трансмиссионка слишком вязкая, для разбитых втулок хорошо, но не надолго. Так что лучшее я написал. 1-2 капли достаточно и работает долго и хорошо. Силиконовая смазка нужна, если втулка пластиковая.
Ярослав, чет я не помню пластиковых втулок.Только латунные встречал.Хотя может речь идет о запорных кольцах?Видел и металл и пластик.Но видел кстати пластиковые проставки у основания вертушек на оси.
Ярослав, я просто на консистентную смазку типа ШРУС или Литол сажаю (смотри на солидол не посади бггг - это разные вещи) . шарикоподшипники - их нужно тоже уметь смазывать. без смазки ШП визжат еще громче. и клинят надежнее. жидкая смазка - как втекла так и вытечет. подшипникам даже больше нужна консистентная смазка чем втулкам и труднее их набить смазкой чем втулку.
Александр, шарики конечно литолом, но если они закрытые, то уже смазанные. А на втулке литол или что-то подобное - плохо, проверено.
Ярослав, не литолом так шрусом. я так мажу. правда если в холодном помещении то вентиль становится задумчивым =) но как прогреется от радиатора - включается на полные обороты.
закрытые шарикоподшипники - а сколько они проработали до того? смазка тоже вырабатывается. был у меня на старом радеоне на 4 шарикоподшипниках вентилятор - ох и визгу от него было. пока нашел на ютубе ролик как с ними обходиться (бензином вымыть старые говнища, промывать дочиста их. до звона, как чистые подшипники звучат наверное знаешь. затем нужно залепить им центральное отверстие и засунув в подходящего размера шприц прошприцевать, положив в ампулу шприца сперва подшипник затем смазку и потом уже поршнем все это продавливать сквозь подшипник. металлические пыльники не помешают проникнуть смазке. они же не помешали пролить их бензином)
Подошло время для плановой чистки и смазки компьютера. Одни из вентиляторов оказался, так называемым, неразборным. Во всяком случае именно так называют подобные вентиляторы на просторах Интернета.
Самые интересные ролики на Youtube
Вентилятор.
Инструменты
Сверлим отверстие диаметром 1мм по разметке.
Затачиваем сверло диаметром около шести миллиметров примерно так, как показано на рисунке, иначе, при сверлении, сверло упрётся в вал вентилятора, что не позволить рассверлить отверстие.
Рассверливаем отверстие до диаметра 6мм.
Удаляем колечко, образовавшееся при сверлении, и тефлоновую прокладку.
Эти детали выглядят примерно так.
1 - Такое колечко формируется при использовании для сверления сверла с заточкой типа "Цапфенбор".
2 - Тефлоновая шайба, которая была расположена между задней стенкой и валом вентилятора.
На следующей картинке изображён вал вентилятора со стопорной канавкой. По форме канавки видно, что вставить такой вал в стопорную шайбу легко, а вынуть сложно.
Чтобы освободить вал, нужно монтажным крючком отогнуть вверх все четыре лепестка стопорной шайбы. После чего, можно вытолкнуть вал вместе с крыльчаткой тонкой отвёрткой или спичкой.
После чистки и смазки можно собрать вентилятор в обратном порядке.
Если вы повредили лепестки стопорной шайбы, не волнуйтесь, на работоспособности это никак не отразится.
Заглушить образовавшееся при разборке отверстие можно любым удобным для вас способом.
Например, можно вырезать заглушку из изоляционной ленты черного цвета.
Для этого два кусочка ленты наклеиваются друг на друга, а затем прорезаются просечкой подходящего диаметра.
В данном случае, подошёл по размеру колпачок от шариковой ручки. Верхним кусочком изоленты заглушаем отверстие предварительно обезжирив поверхность.
Набор просечек разного размера можно также изготовить из поломанной телескопической антенны от телевизора или радиоприёмника.
Близкие темы.
Как разобрать и смазать вентилятор если он тарахтит.
Снижение шума системного блока компьютера.
Переделка Parallel ATA шлейфа.
При изготовлении каких-либо собственных конструкций могут понадобиться самые невероятные материалы, технологии и идеи. Не факт, что Вам удастся найти всё это в ресурсах посвящённых самодеятельному творчеству. Адреса смежных и не очень тем. вентиляторы напольные. Если Вы решили покинуть сайт, то объявление спонсоров, не самое плохое место для перехода.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Спасибо за помощь!
Комментарии (24)
У меня вентилятор для CPU: «Cooler Master A9020-18RB-3AN-F1″ начал не раскручиваться после простоя ПК (запускаю его при помощи раскручивания пальцем на протяжении 5-10 минут). Решил его разобрать и смазать. У него и с верху и с низу наклейки. Под ними — цельный пластик
Подскажите плиз: его можно разобрать при помощи способа описанного в данной статье .
Bogdan_S, мне пока не попадались вентиляторы, которые я бы не смог разобрать. Обратите внимание на эту статью. Здесь описан способ разборки ещё одного типа неразборных вентиляторов>>> Там и видео есть, где весь процесс показан.
я сегодня какраз разобрал такой CoolMasters. тоже ничего не нашел , пока не наткнулся на сей сайт. разобрал тупо подковыриваю крыльчатку с двух сторон одновременно. токо не пойму пока принцип, как она там держалась. стопорная шайба больше похожа просто ка крышечку закрывающую вал
Эта статья расскажет, как правильно и безопасно снять кулер с процессора. Пытаясь оторвать прикипевший к ЦП вентилятор велик шанс повредить “сердце” вашего компьютера. Как этого избежать? Постараюсь описать правильный алгоритм и возможные ситуации, погнали.
Как снять вентилятор с процессора: алгоритм действий.
1. Компьютер перед началом должен быть полностью отключен от сети. Это понятно, другое дело: стоит ли дожидаться полного остывания?
Дать остыть радиатору — мнения расходятся.
С одной стороны, это верно: ЦП может греться до 90 градусов, обожжёте руки. Но при высоких температурах термопаста, которая находится между процессором и вентилятором более податлива; иными словами в сухом состоянии процесс снятия кулера может стать настоящей проблемой. Но это работает не для всех типов термопаст. С КПТ-8 не прокатит: она пастообразна при любой температуре.
Советую снимать вентилятор, когда радиатор ещё не до конца остыл. При прикосновении к нему руке будет тепло, но не горячо.
2. Отключаем питание кулера.
Для этого тянем штекер строго вертикально.[adsense]
Любые расшатывания недопустимы. Сломаете иголку.
3. Снять крепление вентилятора.
Тип крепежа зависит от материнской платы и каждого конкретного устройства. На одних компьютерах используются скобы, на других — какие-нибудь защёлки. По началу, это кажется проблемой, но по факту — ничего сверх сложного.
Если имеются болтики, то откручивать их следует против часовой стрелки.
4. Выше была прелюдия, теперь совершим само действие. Когда всё отсоединено, вытаскивайте кулер с радиатором. И тут придут они. ПРОБЛЕМЫ.
С 90% вероятностью ЦП в прямом смысле слова прилип к охлаждению. Из-за термопасты. Будьте предельно осторожны: расшатывайте вверх-вниз, налево- направо, по часовой стрелке и т.п. Постепенно увеличивайте силу и амплитуду. Спешить или сразу проявлять чрезмерные усилия воспрещается.
Не удивляйтесь и не пугайтесь , если вместе с охлаждением вы вытащите из родного гнезда процессор.
Читайте также: