Диаметр резьбы для светофильтра что это

Обновлено: 05.05.2024

Светофильтры используются в фотографии очень давно. Они не утратили свою актуальность и в век цифровой фотографии. На первый взгляд может показаться, что светофильтры предназначены только для профессионалов. На самом деле это не совсем так. Какие фильтры выбрать, какие эффекты они дают на снимке – обо всем этом пойдет речь в данной статье.

Нейтральный защитный фильтр

Бесцветный прозрачный фильтр, который будет полезен каждому владельцу цифровика. Можете купить его вместе с камерой и сразу прикрутить, так как он защитит линзу объектива от отпечатков пальцев, пыли, грязи, а самое главное – от царапин и механических повреждений. Фильтр будет полезен как на пляже, где он предохранит от морских брызг и песка, так и в походах, поездках. Согласитесь, ведь лучше сменить фильтр, чем камеру или объектив.

ND – нейтрально-серые фильтры. Используются при чрезмерном освещении. Они не меняют цветовую тональность, контролируя количество света. Будут полезными в заснеженных горах, на берегу моря. Нейтральные фильтры позволяют удлинять выдержку и больше открыть диафрагму.

Ультрафиолетовые и Skylight фильтры можно постоянно носить на объективе

Ультрафиолетовые и Skylight фильтры можно постоянно носить на объективе

Поляризационный фильтр

По популярности и частоте использования он уступает первенство лишь утрафиолетовым фильтрам. Поляризационный фильтр поможет избавиться от бликов при съемке отражающих поверхностей – воды, стекла. Он затемняет голубое небо, цветовой баланс при этом не меняется. Фильтр представляет собой две линзы, одна из которых неподвижна, а вторая – вращающаяся. Такая конструкция позволяет подбирать цветовую насыщенность, свечение бликов, контраст. На оправы фильтров иногда наносятся шкала или точки для помощи в установке нужного угла.

Слева – снимок без фильтра, справа – с поляризационным фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с поляризационным фильтром

Хорошо использовать этот светофильтр и для черно-белой фотографии, например совместно с красным светофильтром.

После вращения фильтра зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90 градусах от начального положения. При повороте на 180 градусов изображение вернется в тот же вид, что и в начальном положении. При съемке с этими светофильтрами не меняется передача участков неба рядом с солнцем, а также сильно удаленных от солнца. Перед съемкой определите, влияет ли поляризационный светофильтр на цвет и насыщенность, посмотрев через него.

Если вы прикрутили на объектив поляризационный светофильтр, увеличьте выдержку примерно на 1-2 ступени. Угол поворота линзы светофильтра или объекта съемки не имеет значения – увеличивать выдержку все равно надо, связано это с тем, что светофильтры задерживают определенную часть света.

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром Skylight

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром Skylight

При установке на объектив двух или трех светофильтров их кратность перемножается. Если вы установили два фильтра кратностью 2, то экспозицию нужно увеличить в 4 раза. Фильтр, поглощающий половину падающего света, имеет коэффициент поглощения 2, поправка на экспозицию составит одну ступень. При увеличении выдержки либо диафрагмы на ближайшее значение количество света увеличивается вдвое.

Circular Polarizer – этот светофильтр целесообразно использовать при дневном освещении на улице. Он используется для увеличения насыщенности цвета и контраста при съемке неба и подчеркивания белоснежных облаков.

Warm Polarizer – поляризационный светофильтр с "теплой" цветовой гаммой, делает изображение мягче. Подходит для портретной и сюжетной съемки.

Для широкоугольных объективов созданы специальные Wide-CPL-фильтры в узкой оправе. Они предотвращают виньетирование и рекомендуются для оптики с фокусным расстоянием 28 мм и меньше.

Цветокоррекционные фильтры, или конверсионные, помогают получить точную цветопередачу при съемке со сложными условиями освещения, когда, например, автоматика камеры не справится с балансом белого. Фильтр вносит сдвиг в цветовую температуру, этот сдвиг измеряется в майредах (mired). У каждого фильтра свое значение сдвига. Для точного подбора понадобится прибор – колориметр, специальные таблицы или большой опыт.

Слева – снимок без фильтра, справа – с ультрафиолетовым фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с ультрафиолетовым фильтром

Цветоусиливающие фильтры позволяют выделить один избранный цвет – синий, красный, зеленый. Фильтры подчеркивают определенный цвет, не изменяя тональности фотографии.

Цветоизменяющие фильтры

Changeable color – цвет изменяется при вращении оправы фильтра.

Exoticolor set – набор фильтров, создающих интенсивные цвета, привлекающие внимание. Например, синий морской, ярко-розовый, фиолетовый.

Bi-color, tri-color – состоят из двух или трех разделенных цветных секторов во вращающейся оправе.

Wonder color – одноцветный фильтр, который при вращении оправы меняет цветовые оттенки.

Смягчающие фильтры

Soft-фильтры обеспечивают смягчение объекта съемки. Четкость изображения остается достаточной, и одновременно мелкие детали (морщины, пятна на коже) не бросаются в глаза. Существуют разные вариации Soft-фильтров.

Слева – снимок без фильтра, справа – с Soft- фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с Soft- фильтром

Warm Soft – дает теплую тональную гамму и уравновешивает контрастные участки. Идеально подходит для съемки нескольких людей, особенно, если их цвет кожи заметно различается.

Silky soft – уменьшает резкость изображения, эффект подобен взгляду через тонкий шелк. Подходит для фотографирования портретов, живописных пейзажей, цветов.

Spot – в центральной области выпуклой линзы есть отверстие, дающее резкость в центре кадра, в то время как по краям кадра изображение размывается. Лучший результат достигается при съемке широкоугольной оптикой.

Soft-spot – мягко размывает края кадра, оставляя центр ясным и четким.

Sand-spot – поверхность фильтра по краям матовая, напоминает замерзшее стекло. При съемке объект следует располагать по центру.

Duto – делает фотографию мягкой. Эффективен на больших фокусных расстояниях и открытой диафрагме.

Фильтр Soft spot имеет отверстие, дающее резкость в центре кадра

Фильтр Soft spot имеет отверстие, дающее резкость в центре кадра

Foggilizer (туманный) – дает рассеянное изображение. Походит для портретов, а также для съемки утром. Вечером фильтр не сбивает работу автофокуса.

Diffusion, Diff II (рассеивающий) – создает мягкий эффект естественного размытия. Нежное изображение особенно подходит для женских портретов.

Светофильтры для получения специальных эффектов

Существует большое число творческих фильтров, дающих множество всевозможных спецэффектов. Несколько перечисленных фильтров уже дают возможность получить представление о том, какие оригинальные эффекты можно получить с их помощью.

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветным фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветным фильтром

Dr-oreol (дифракционный ореол) – Создается радужный кружок вокруг яркого источника света на темном фоне.

Triangle (трехгранная призма) – утраивает изображение. Вращением фильтра меняется положение объекта. Также существуют 2-, 4-, 5-, 6-секционные фильтры, вертикальные и параллельные призмы.

Odd out (соединяет невозможное) – скрывает центральную часть изображения, убирает ее вовсе с картинки. Боковые части снимка как бы сдвигаются и склеиваются, при этом выглядя вполне естественно.

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром-призмой

Слева – снимок без фильтра, справа – с фильтром-призмой

Filt (макрополулинза) – половина макролинзы дает возможность на снимке передать резко объект переднего плана, когда вы фокусируетесь на удаленный объект.

Close-up – прикрутив такой фильтр на обычный объектив, вы сможете делать макроснимки обычной оптикой. Используются во всем диапазоне зуммирования, и вы не ограничены расстоянием до объекта.

Светофильтры для черно-белой съемки

Ультрафиолетовый фильтр (правый снимок) пригодится и при черно-белой съемке

Ультрафиолетовый фильтр (правый снимок) пригодится и при черно-белой съемке

Фильтры высветлят объекты, которые по цвету близки к цвету фильтра, а объекты, которые отличаются от фильтра по цвету, получатся на снимке темнее. Голубое небо при съемке с желтым светофильтром получится темным, а с красным фильтром – почти черным. А вот зеленые листья отражают свет не только зеленой части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. При использовании красного фильтра зеленая листва станет светлее.

Большинство светофильтров изготовлено в резьбовой оправе. Это круглые фильтры, которые накручиваются на резьбу объектива. Каждый объектив имеет свой диаметр под светофильтр. Он указывается на объективе, в документации, на коробке от объектива. Стандартный шаг резьбы – 0,75 мм, значительно реже встречается 0,5 мм. Светофильтры могут иметь не только круглую, но и прямоугольную форму. Такую пластину вставляют в специальный держатель, в который можно установить до трех фильтров одновременно.

Существуют также желатиновые фильтры. Из квадратных пластин вырезается нужная форма – под объектив и крепится в держателе перед объективом. Они изготавливаются так: в желатине растворяется краситель, затем этот раствор наносится на полированное стекло. После высыхания пленку снимают со стекла и вырезают части нужного размера. Качество желатиновых светофильтров очень высоко, однако желатиновая пленка достаточно нежна, боится сырости, тепла и отпечатков пальцев.

Какого размера купить фильтр?

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветокоррекционным фильтром

Слева – снимок без фильтра, справа – с цветокоррекционным фильтром

Если установить фильтр через "понижающее" кольцо, то может появиться виньетирование, затемнение в углах изображения. Перед съемкой через фильтр с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, проверьте отсутствие виньетирования на открытой и закрытой диафрагмах, особенно на крайних фокусных расстояниях зум-объектива. Использовать светофильтры намного меньшего, чем у объектива, диаметра нежелательно из-за гарантированного виньетирования.

Чем больше диаметр фильтра, тем он дороже. Как правило, чем выше цена фильтра, тем он лучше. Цены здесь могут отличаться серьезно. Тот фильтр, который вы будете использовать чаще остальных, лучше купить из числа дорогих.

Производитель

Уход за фильтрами


Это бесцветные фильтры, которые не помешают купить в пару к любому цифровому фотоаппарату и установить сразу же в магазине.

Нейтральный светофильтр защитит объектив от пыли, грязи, отпечатков пальцев. С ним не страшны брызги воды на пляже и мелкие повреждения в походе. Даже, если такой фильтр пострадает, заменить его будет гораздо дешевле, чем объектив или всю камеру. В свою очередь нейтральные светофильтры имеют несколько подвидов:

Поляризационный фильтр — избавление от бликов

Поляризационный фильтр

  • Circular Polarizer — используется при дневном освещении на улице. С ним цвета становятся насыщеннее, облака выглядят контрастнее на фоне голубого неба.
  • Warm Polarizer — этот фильтр подходит для сюжетной съемки и портретов. С ним цветовая гамма получается теплее, а изображение — мягче.

Конверсионный и цветоусиливающий фильтры — идеальный цвет

Второе название конверсионного фильтра — цветокоррекционный. С его помощью можно получить лучшую цветопередачу даже при плохом освещении

Совет. С применением такого фильтра у объектива сдвигается цветовая температура, чтобы подстроить ее, может понадобиться специальная таблица или прибор — колориметр.

Проще обстоит дело с цветоусиливающим фильтром, который предназначен для выделения одного цвета. Это может быть красный, синий, зеленый и др. Интересно, что тональность изображения при этом не меняется.

Смягчающий фильтр — омоложение любого портрета

Фильтры для специальных эффектов

Эти светофильтры придутся по душе творческим натурам, которые тяготеют к экспериментам. С их помощью можно получить действительно необычные фотографии.

  • Star — создают на фото точечный источник света в форме звезды с 4-12 концами.
  • Dr-oreol — дифракционный ореол. С его помощью на изображении можно создать радужный кружок вокруг яркого источника света, при условии, что фон — темный.
  • Triangle — трехгранная призма, может быть вертикальной и параллельной, иметь несколько секций. Создает на фото эффект тройного изображения.
  • Odd out — убирает центр изображения, сдвигая боковые его части. Выглядит необычно и, вместе с тем, очень органично.
  • Filt — макрополулинза. С ее помощью можно сфокусироваться на дальнем объекте, при этом передать резко объект, размещенный на переднем плане.
  • Close-up — предназначен для макросъемки, выполненной с помощью зуммирования.

Макро съемка

Фильтры для Ч/Б съемки

Сделать качественную черно-белую фотографию не так просто, как может показаться. Здесь важный цвет, свет и тени. Поэтому и специальный фильтр лишним не будет. Они высветляют светлые объекты, а темные делают еще насыщеннее. Поэтому изображение получается четкое и красивое.

Критерии подбора

Определиться с тем, какой светофильтр нужен — это еще не все. Теперь следует учесть основные критерия при выборе, какой фирме-производителю и модификации отдать предпочтение.

  • Крепление. Чаще всего светофильтры изготавливают со специальной резьбой, которая и накручивается на объектив. Обычно шаг резьбы соответствует стандарту 0,75 мм, но есть модели, где он меньше — 0,5 мм. При этом каждый объектив имеет свой диаметр, соответственно, по размеру нужно подбирать и светофильтр.

Совет. Сегодня на рынке существуют желатиновые фильтры, которые не зависят от резьбы и диаметра. Чтобы их изготовить, нужно растворить в желатине специальный краситель и нанести эту смесь на полированное стекло. Когда пленка высохнет, ее снимают со стекла и обрезают до нужного размера. Это очень качественные фильтра, но хрупкие, они бояться тепла, сырости, касания пальцев.

Приобрести хороший светофильтр — полдела. За ним нужно правильно ухаживать. Нельзя очищать его народными способами — подышав и протерев рукавом. Лучше купить специальный набор для чистки. А сами фильтры хранить в мягких чехлах. Тогда они прослужат долго и подарят своему обладателю тысячи ярких и качественных снимков.

Применение светофильтров: видео


Четыре фотографических фильтра (по часовой стрелке от верхнего левого угла): инфракрасный фильтр с горячим зеркалом , поляризационный фильтр и УФ-фильтр . Фильтр большего размера представляет собой поляризатор для крепления фильтров типа Cokin .

В фотографии и кинематографии , A фильтр является камера аксессуар , состоящий из оптического фильтра , который может быть вставлен в оптический путь . Фильтр может иметь квадратную или продолговатую форму и устанавливаться в аксессуаре держателя, или, чаще, на стеклянном или пластиковом диске в металлической или пластиковой кольцевой рамке, который можно привинтить спереди или закрепить на объективе камеры .

Фильтры изменяют записанные изображения. Иногда они используются для незначительного изменения изображений; в других случаях изображение было бы просто невозможно без них. В монохромной фотографии цветные фильтры влияют на относительную яркость разных цветов; красная помада может быть от почти белой до почти черной с различными фильтрами. Другие изменяют цветовой баланс изображений, так что фотографии при освещении лампами накаливания показывают цвета так, как они воспринимаются, а не с красноватым оттенком. Существуют фильтры, которые искажают изображение желаемым образом, рассеивая резкое изображение, добавляя звездный эффект и т. Д. Линейные и круговые поляризационные фильтры уменьшают наклонные отражения от неметаллических поверхностей.

Многие фильтры поглощают часть доступного света, что требует более длительного воздействия . Поскольку фильтр находится на оптическом пути, любые дефекты - неровные или непараллельные поверхности, отражения (минимизированные оптическим покрытием), царапины, грязь - влияют на изображение.

Не существует универсальной или надежно стандартной системы наименования или маркировки фильтров. В число WRATTEN , принятые в начале двадцатого века Kodak , то доминирующей силой в пленочной фотографии, используются несколькими производителями, но степень соответствия между фильтрами и количество меток только приблизительно. Большинство фильтров цветокоррекции несколько более точно идентифицируются кодом вида CC aa b , например CC50Y - CC для цветокоррекции, aa = 50 для силы фильтра (50%) и b = Y для желтого.

В цифровой фотографии большинство фильтров, используемых в пленочных камерах, были заменены цифровыми фильтрами, применяемыми либо в камере, либо во время постобработки. Исключения включают ультрафиолетовый (УФ) фильтр, обычно используемый для защиты передней поверхности объектива, фильтр нейтральной плотности (ND), поляризационный фильтр, фильтры усиления цвета и инфракрасный (ИК) фильтр. Фильтр нейтральной плотности позволяет применять эффекты, требующие широкой диафрагмы или длинной выдержки, к ярко освещенным сценам, в то время как градиентный фильтр нейтральной плотности полезен в ситуациях, когда динамический диапазон сцены превышает возможности датчика. Отсутствие оптических фильтров перед объективом дает то преимущество, что позволяет избежать снижения качества изображения, вызванного наличием дополнительного оптического элемента на пути света, и может быть необходимо для предотвращения виньетирования при использовании широкоугольных объективов.

СОДЕРЖАНИЕ

Использует

Фильтры в фотографии можно классифицировать по их использованию:

  • Градуированный цвет , называемый цветовой шкалой
  • Поперечный экран и звездообразные дифракторы
  • Уменьшение диффузии и контраста
  • Место
  • Крупный план или макро диоптрии, а также разделенные диоптрии или разделенный фокус

Ясный и ультрафиолетовый

Прозрачные фильтры , также известные как фильтры оконного стекла или оптические плоские фильтры, прозрачны и (в идеале) не фильтруют падающий свет. Единственное использование прозрачного фильтра - это защита передней части объектива.

Прозрачное стекло будет поглощать УФ-лучи.

УФ-фильтры используются для блокировки невидимого ультрафиолетового света, к которому большинство фотографических сенсоров и пленки хотя бы немного чувствительны. Ультрафиолетовый свет обычно регистрируется так, как если бы это был синий свет, поэтому эта нечеловеческая чувствительность к ультрафиолетовому излучению может привести к нежелательному преувеличению голубоватого оттенка атмосферной дымки или, что еще более неестественно, объектов в открытой тени, освещенных богатым ультрафиолетом небом. .

Обычно стекло или пластик объектива камеры практически непрозрачны для коротковолнового УФ-излучения, но прозрачны для длинноволнового (почти видимого) УФ-излучения. УФ - фильтр проходит все или почти все из видимой части спектра , но блокирует практически все ультрафиолетовое излучение. (Большинство фильтров спектральной манипуляции названы в честь пропускаемого ими излучения; зеленый и инфракрасный фильтры пропускают свои названные цвета, но УФ-фильтр блокирует УФ). Его можно оставить на линзе почти для всех снимков: УФ-фильтры часто используются в основном для линз. защита так же, как и чистые фильтры. Сильный УФ-фильтр, такой как Haze-2A или UV17, отсекает часть видимого света в фиолетовой части спектра и имеет бледно-желтый цвет; Эти сильные фильтры более эффективны при устранении дымки, уменьшении фиолетовой окантовки в цифровых камерах и могут слегка затемнить бледно-голубое небо, что улучшает контраст между небом и облаками. Сильные УФ-фильтры также иногда используются для согрева цветных фотографий, сделанных в тени на пленку дневного света. Первоначально они были разработаны для увеличения контрастности при съемке с воздуха и были адаптированы альпинистскими фотографами для устранения сильного ультрафиолетового излучения на большой высоте.


Крайний случай: Nikon D700 с разбитым фильтром, который мог спасти объектив Nikkor внизу. Обычно все, что можно разумно ожидать, - это защита от царапин, порезов и загрязнений, переносимых воздухом.

Хотя в определенных случаях, например в суровых условиях окружающей среды, может потребоваться защитный фильтр, у этой практики есть и недостатки. Аргументы в пользу использования фильтров защиты включают:

  • Если объектив уронить, фильтр может поцарапаться или сломаться вместо передней линзы.
  • Фильтр можно часто чистить, не повреждая поверхность линз или покрытия; фильтр, поцарапанный в результате очистки, намного дешевле заменить, чем объектив.
  • Если идет песок, фильтр защитит переднюю часть линзы от истирания и царапин.
  • Некоторые объективы, такие как некоторые объективы Canon серии L, требуют использования фильтра для полной защиты от атмосферных воздействий.

Аргументы против их использования включают:

Существует множество вариантов блокирования спектрального УФ-излучения фильтрами, которые называются ультрафиолетовыми.

Преобразование цвета


Фильтр 80A, в основном используемый для коррекции чрезмерной красноты вольфрамового освещения, также может использоваться для перенасыщения сцен, в которых уже есть синий цвет. Фотография слева была снята с поляризатором, а фотография справа - с поляризатором и фильтром 80A.

Фильтры преобразования цвета (фильтры LB) следует отличать от фильтров цветокоррекции (фильтры CC), которые отфильтровывают определенный цветовой оттенок, например, вызванный эффектом Шварцшильда и т. Д.

Вычитание цвета

Фильтры вычитания цвета работают, поглощая определенные цвета света, пропуская остальные цвета. Их можно использовать для демонстрации основных цветов, составляющих изображение. Возможно, они наиболее часто используются в полиграфической промышленности для цветоделения , и, опять же, их использование уменьшилось, поскольку цифровые решения стали более продвинутыми и распространенными.

Повышение контрастности


Цветные фильтры обычно используются в черно-белой фотографии для изменения эффекта разных цветов в сцене, изменяя контрастность, записанную в черно-белом разных цветах.

Например, желтый фильтр или, что более важно, оранжевый или красный фильтр, улучшит контраст между облаками и небом, затемняя голубое небо, оставляя облака яркими (после компенсации экспозиции). Темно-зеленый фильтр также затемняет небо и дополнительно осветляет зеленую листву, выделяя ее на фоне неба. Светлые желтовато-зеленые фильтры использовались в качестве стандартных портретных фильтров для панхроматической пленки , поскольку они передают телесные тона от светлого до темно-серого, а глубокие красные и синие оттенки затемняют почти до черного.

Поляризатор


Поляризационный фильтр , используемый как для цвета и черно-белой фотографии , бесцветен и не влияет на цветовой баланс, но отфильтровывает свет с определенным направлением поляризации . Это уменьшает косые отражения от неметаллических поверхностей, может затемнить небо при цветной фотографии (в монохромной фотографии цветные фильтры более эффективны) и может сделать изображение более насыщенным за счет устранения нежелательных отражений.

Линейные поляризационные фильтры, хотя и эффективны, могут мешать работе механизмов замера и автофокусировки, когда зеркала или светоделители находятся на пути света, как в цифровой зеркальной фотокамере с одной линзой ; круговой поляризатор также эффективен, и не влияет на измерение или автоматическую фокусировку.

Нейтральная плотность

Фильтр нейтральной плотности (ND фильтр) представляет собой фильтр равномерной плотности , которая ослабляет свет всех цветов одинаково. Он используется, чтобы обеспечить более длительную экспозицию (для создания размытия) или большую диафрагму (для выборочной фокусировки), чем в противном случае требуется для правильной экспозиции в преобладающих условиях освещения, без изменения тонального баланса фотографии.

Закончил фильтр нейтральной плотности представляет собой фильтр нейтральной плотности с различным ослаблением в различных точках, как правило , ясно в одной половине затенения в более высокую плотность в других. Его можно использовать, например, для фотографирования сцены, в которой часть находится в глубокой тени, а часть - ярко освещена, в противном случае либо тени не будут иметь деталей, либо светлые участки будут выжжены.

Крест

Крест сетчатый фильтр , также известный как звезда фильтра , создает звезды рисунок, в котором линии излучают наружу от ярких объектов. Звездный узор создается за счет очень тонкой дифракционной решетки, встроенной в фильтр, или иногда за счет использования призм в фильтре. Количество звезд меняется в зависимости от конструкции фильтра, как и количество точек, которые имеет каждая звезда.

Диффузия


Нижнее левое изображение имеет диффузный фильтр, примененный к исходному изображению (показано в верхнем левом углу). Справа вверху - эффект перекрестного экрана. В правом нижнем углу показан эффект ЛОМО.

Диффузионный фильтр (также называемый смягчающий фильтром ) смягчает предметы и создает мечтательную мутность ( см диффузии фотонов ). Чаще всего это используется для портретов. Это также снижает контраст, и фильтры также разрабатываются, маркируются, продаются и используются для этой цели. Есть много способов добиться этого эффекта, поэтому фильтры разных производителей значительно различаются. Два основных подхода состоят в том, чтобы использовать в фильтре какую-либо форму сетки или сетки или использовать что-то прозрачное, но не оптически резкое.

Объективы для макросъемки и разделенные диоптрийные линзы

Раскол диоптрии имеют только полукруглую половину крупного плана линзы в обычном держателе фильтра. Его можно использовать для фотографирования близкого объекта и гораздо более далекого фона, когда все находится в резком фокусе; с любым неразделенным объективом глубина резкости была бы слишком малой.

Материалы и конструкция

Фото фильтры обычно изготовлены из стекла , смолы пластмасс , аналогичных тем , которые используются для очков (например, CR-39 ), полиэфира и поликарбоната ; иногда используется ацетат . Исторически фильтры часто делали из желатина и цветных гелей . Хотя некоторые фильтры все еще называются желатиновыми или гелевыми фильтрами, на самом деле они больше не из желатина, а из одного из упомянутых выше пластиков.

Иногда фильтр окрашен в массе, в других случаях фильтр представляет собой тонкий лист материала, зажатый между двумя кусками прозрачного стекла или пластика.

В некоторых типах фильтров внутри стеклянного сэндвича используются другие материалы; например, в поляризаторах часто используются различные специальные пленки, сетчатые фильтры имеют нейлоновую сетку и т. д.

Высококачественные фильтры имеют многослойное покрытие и многослойные оптические покрытия для уменьшения отражений. Фильтры без покрытия могут отражать до 12% света, фильтры с одинарным покрытием могут значительно уменьшить это, а фильтры с многослойным покрытием могут пропускать до 99,8% света (нежелательное отражение 0,2%); потеря света не важна, но часть света отражается внутри камеры, вызывая блики и уменьшая контраст изображения.

Размеры и крепления фильтров

Производители линз и фильтров на протяжении многих лет стандартизировали несколько наборов размеров.

Резьбовые круглые фильтры

Наиболее распространенные стандартные размеры круглых фильтров: 30,5 мм, 35,5 мм, 37 мм, 39 мм, 40,5 мм, 43 мм, 46 мм, 49 мм, 52 мм, 55 мм, 58 мм, 62 мм, 67 мм, 72 мм. мм, 77 мм, 82 мм, 86 мм, 95 мм, 105 мм, 112 мм, 122 мм, 127 мм. Диаметр фильтра постоянно увеличивается с 43-58 мм через каждые 3 мм и 62-82 мм через каждые 5 мм. Другие размеры фильтра в этом диапазоне может быть трудно найти, поскольку размер фильтра может быть нестандартным или может редко использоваться в объективах камеры. Указанный диаметр фильтра в миллиметрах указывает на диаметр наружной резьбы на корпусе фильтра. Шаг резьбы составляет 0,5 мм, 0,75 мм или 1,0 мм, в зависимости от размера кольца. Некоторые размеры (например, 30,5 мм) имеют более одного шага.

Квадратные фильтры

Для квадратных фильтров 2 "× 2", 3 "× 3" и 4 "× 4" исторически были очень распространены и до сих пор производятся некоторыми производителями. 100 мм × 100 мм очень близко к 4 "× 4", что позволяет использовать многие из тех же держателей, и является одним из наиболее популярных размеров, используемых в настоящее время (2006 г.); это практически стандарт в движении изображения промышленности. 75 x 75 мм - это очень близко к 3 "x 3", и хотя сегодня они менее распространены, в 1990-е годы были очень популярны.

Квадратные системы фильтров часто имеют линзы, которые можно прикрепить к держателям фильтров.

Прямоугольные фильтры

Байонетные круглые фильтры

Некоторые производители, в первую очередь Rollei и Hasselblad , создали свои собственные системы байонетного крепления для фильтров. Каждый дизайн представлен в нескольких размерах, например, от заливов I до заливов VIII для Rollei и от заливов 50 до заливов 104 для Hasselblad.

Серийные фильтры

Начиная с 1930-х годов, фильтры также производились по системе калибровки, известной как серийное крепление. Сами фильтры представляли собой круглые куски стекла (или иногда из других материалов) без резьбы. Очень ранние фильтры не имели оправы вокруг стекла, но более распространенные фильтры более позднего производства имели стекло в металлической оправе. Чтобы установить фильтры на камеру, фильтр помещался между двумя кольцами; кольцо крепления либо ввинчивается в резьбу объектива, либо надвигается на оправу объектива, а стопорное кольцо ввинчивается в монтажное кольцо, чтобы удерживать фильтр на месте. Обозначения серий обычно записываются римскими цифрами от I до IX, хотя есть несколько размеров, написанных иначе, например, серия 4.5 и серия 5.5. Фильтры большинства типоразмеров уже устарели, производство прекратилось к концу 1970-х годов. Однако серия 9 стала стандартом киноиндустрии, и фильтры серии 9 все еще производятся и продаются сегодня, особенно для профессиональной кинематографии.

Прямоугольные крепятся с помощью специальной системы в виде пластмассовой основы, которая накручивается, на объектив, на нее можно установить одновременно до 3 светофильтров . Один из самых известных представителей таких фильтров — Cokin.

Круглые светофильтры распространены намного больше — стеклышки в круглой металлической оправе, с резьбой . Диаметр резьбы бывают разные, в зависимости от диаметра объектива.

Не путайте светофильтр с макролинзами или макрокольцами, (макрокольца ставятся между объективом и самим фотоаппаратом). Они нужны для того, чтоб уменьшить дистанцию фокусировки.

Светофильтр

Светофильтр

Защитный светофильтр

Некоторые начинающие фотографы думают, что дополнительное стеклышко неизбежно отобразиться на качестве ваших снимков. Это, обычно, вызвано, тем что используют дешевые и некачественные светофильтры. Хороший защитный фильтр не будет источником искажений и не меняет светосилу. На светофильтре лучше не экономить, особенно если вы используете дорогой объектив. Стоимость хорошего светофильтра очень мала по сравнению со стоимостью объектива.

UV- и скайлайт-фильтры

Для фотосъёмки пейзажей в жарких странах, либо в горах, на море советуют иметь при себе UV-фильтр (ультрафиолетовый). Он отсекает ультрафиолетовую часть спектра, которая невидна человеческому глазу, и убирает излишек холодных тонов. UV-фильтры не несут искажений и не влияют на светосилу (экспозицию).

Скайлайт-фильтр – используется для корректировки цвета неба.

Поляризационный светофильтр

Поляризационный светофильтр часто используют при фотографировании пейзажей. Если вы фотографировали воду, то скорее-всего видели, что на фотографии вода покрыта бликами. Свет, падающие на объект фотосъемки, не поляризованный, а вот отраженный свет уже поляризован. Поляризационный светофильтр состоит из 2 стеклышек, одно можно вращать относительно другого. Вращая одно из стекол, можно отсекать свет с определенной поляризацией.

Поляризационный светофильтр пригодиться при фотографировании отражающих поверхностей, за исключением метала (стекло, вода и т.д.). Этот светофильтр еще пригодиться и фотосъемке пейзажей – он позволит затемнить ярко-голубое небо, не влияя на остальные детали снимка.

Этот тип фильтра неудобен в использовании если передняя линза вашего объектива вращается при фокусировке — ведь с ней будет вращаться и сам светофильтр. К счастью, таких объективов немного.

ND-светофильтры (нейтрально-серые фильтры)

Эти фильтры нужны для уменьшения количества, проходящего через объектив, света. Они полезны если:

Такие светофильтры различаются по плотности – количеству света, которое они могут удерживать. Маркировка 2Х означает, что будет пропускаться 50% света, а 4Х – 25% света.

Также есть отдельный класс светофильтров, у которых плотность не постоянная – градиентный фильтр. В таких фильтрах затемнена лишь некоторая часть фильтра, это позволяет корректировать освещенность не всего снимка, а его части. Например, можно затемнить слишком яркое небо.

Цветные и другие фильтры

Первыми как-раз появились цветные светофильтры – еще когда фотография была черно-белая. Они применялись для смены тональности снимков.

Их принцип работы очень прост: объект, который имеет цвет, близкий к цвету светофильтра, на фотографии будет высветлен, а объект, окрашенный в дополнительный цвет к цвету светофильтра, будет, наоборот, затемнен. Например: голубое небо, сфотографированное с помощью желтого светофильтра, будет темнее, чем без этого фильтра.

Исключение — зеленый цвет (трава, листва), который отражает лучи в инфракрасном диапазоне. Из-за этого листва, сфотографированная с помощью красного светофильтра, будет наоборот светлеть, а темнеть.

Сейчас цветные светофильтры используются довольно редко, из-за того, что с помощью компьютера можно легко добиться практически таких-же результатов.

Существует множество различных светофильтров, помимо тех, о которых мы уже рассказали. Они используются для получения определенного эффекта — например светового ореола, тумана, бликов в виде различных фигур.

Итог: начинающему фотографу при покупке зеркального фотоаппарата необходимо купить защитный или ультрафиолетовый фильтр. Если же у вас несколько объективов, то для каждого объектива понадобиться свой фильтр (не нужно будет его постоянно скручивать, да и не у всех объективов одинаковый диаметр резьбы). Если вы любите фотографировать пейзажи — можно приобрести поляризационный фильтр для того объектива, которым вы будете эти пейзажи фотографировать. Также вам может пригодиться и градиентный фильтр.

Не рекомендуют одевать на объектив больше чем два фильтра одновременно. Стоит помнить, что любое дополнительное стекло, добавленное к объективу, уменьшает количество проходящего света.

Читайте также: