Для чего нужен штатив

Обновлено: 02.05.2024

Если вы считаете себя профессиональным фотографом, значит, у вас есть штатив?
Всё, что потребуется фотографу любого уровня для улучшения желаемой качественной фотографии, так это всего на всего установить свою камеру на штатив.

Ниже мы опишем, как фотографу правильно использовать простой штатив и предоставим информацию, касающуюся правильной установки данного предмета. Также речь пойдёт о правильном выборе при покупке штатива, о том, что такое монопод и альтернативах при отсутствии штатива в наличии.
Затрагивая тему фотографирования с рук, стоит отметить, что выдержка и фокусное расстояние объекта являются основными элементами, правильность выставления которых принесёт качественный результат.

Выбор выдержки:
- Объектив 50мм – выдержка не длиней чем 1/60 секунд
- Объектив 100мм – выдержка от 1/100 до 1/125 секунд и не больше
- Объектив 200мм – выдержка должна быть короче, чем 1/250 секунд
Такие показатели позволят вам снизить эффект дрожи в руках на ваших снимках.
Сразу отметьте для себя, что регулирование выдержки для вышеуказанной съемки является первым делом перед началом фотографирования. Отличительной чертой является присутствие системы стабилизации на современных камерах, чего не было во времена пленок, что и способствовало установлению данных показателей выдержки, в зависимости от фокусного расстояния в миллиметрах.

Необходимость штатива, в отличие от правил регулировки выдержки, можно объяснить новичкам тем, что даже точность в соблюдении выдержки не даст 100 процентного результата без видимости дрожания рук, что можно рассмотреть на фотографиях, сделанных с правильной выдержкой, в увеличенном масштабе.
Уникальность и креативность фотографий профессионального фотографа выделяются за счёт возможности свободного выбора широкого диапазона диафрагм, достигнуть которых вы сможете за счёт длинных выдержек. Ну а соответственно такие выдержки имеют место быть во время съемки с использованием штатива.

Одной из разновидностей штатива является монопод. Он имеет не три ножки, а всего одну и отличается тем, что предоставляет возможность движения камеры для поиска нужного ракурса и имеет лёгкие весовые характеристики, позволяющие с лёгкостью носить его за собой. В некоторых случаях монопод используется для уникальной съемки сверху, над головой, что осуществляется за счёт системы дистанционного спуска.
Если вы считаете себя профессионалом данного дела, то помимо своей фантазии вы не должны забывать дома и свой штатив, откинув в сторону лень - носить его за собой, при этом используя его для создания идеальных снимков.

Штатив хорошо известен даже начинающим фотографам как устройство, которое удерживает камеру неподвижно в требуемом положении. Это означает, что благодаря штативу можно получать качественные снимки, которые не будут размыты из-за дрожания рук. Однако значительная часть любителей фотографии предпочитают не пользоваться штативом во время съемки. И причин этому несколько. В первую очередь, начинающие фотографы просто не владеют соответствующими знаниями и навыками работы со штативом и не знают в каких случаях его полезно использовать. Во-вторых, многим фотографам штативы кажутся громоздкими, неповоротливыми и тяжелыми инструментами, которые просто замедляют процесс съемки и затрудняют передвижение.

Но отказываясь по тем или иным причинам от использования штатива, фотографы, тем самым, ограничивают свои творческие возможности. Для того,чтобы понять это, достаточно только познакомиться с широким списком тех реальных ситуаций, когда штатив оказывается просто незаменимой вещью, влияющей на резкости и общее качество фотографии.

Для чего нужен штатив фотографу

Ночная съемка

Жанровые зарисовки с улиц ночных городов очень красивы и привлекательны для любого фотографа, но чтобы фотографировать в вечернее или ночное время приходится увеличивать выдержку для получения хорошей экспозиции. Причем это увеличение выдержки может быть очень существенным – до нескольких минут. В результате этого во время ночной съемки с рук изображение начинает смазываться и терять свою четкость.

Актуальным становится вопрос, как же получать качественные, резкие фотографии в ночное время суток? В условиях недостаточного освещения и длительной выдержки на помощь фотографу приходит именно штатив. Он позволяет получать не размытые, а резкие, детализированные фотоизображения в ночное время и сумерки даже при зашкаливании выдержки за допустимые пределы. Кроме того, штатив в условиях ограниченного количества света помогает добиваться интересных, красивых эффектов.

Пейзажная, панорамная и архитектурная фотография

Многие начинающие любители фотографии искренне убеждены, что польза от применения штатива ограничивается только ночной съемкой. Но это далеко не так. Штативы широко используются профессиональными фотографами-пейзажистами и специалистами, осуществляющими архитектурную и панорамную съемку. При съемке пейзажа от фотографа требуется определенное терпение и отсутствие спешки, чтобы грамотно построить кадр, дождаться подходящего освещения и сделать, наконец, несколько красивых кадров.

При съемке с рук фотографу приходится достаточно долго держать фотоаппаратуру, чтобы дождаться, например, пока яркие солнечные лучи в утренние часы не озарят своим светом окружающий ландшафт. Вследствие этого руки фотографа через некоторое время начинают дрожать от усталости, что естественно приводит к размытию кадра и снижению четкости картинки. Использование штатива позволяет фотографу-пейзажисту с комфортом дождаться подходящих условий съемки, одновременно предоставляя ему наилучшие возможности для того, чтобы выбрать оптимальный ракурс и поработать с настройками фотоаппарата.

Помимо этого, штатив в пейзажной фотографии помогает увеличить глубину резкости. Регулируя такой параметр как глубина поля резкости, которая имеетважное значение при пейзажной съемке, фотограф вынужден изменять размер диафрагмы. Но уменьшение диафрагмы неизбежно ведет к увеличению значения выдержки, что в свою очередь приводит к необходимости применения штатива во время съемочного процесса.

Панорамную съемку вообще трудно себе представить без использования штатива. Ведь все отдельные фрагменты единого изображения, которые затем необходимо будет сшить, не должны иметь каких-либо перспективных искажений или размываний. Иначе при последующей сшивке фрагменты просто не состыкуются друг с другом. Очень уместно использовать при панорамной съемке штатив, оснащенный пузырьковым уровнем или имеющий специальную панорамную головку с обеспечением неподвижности нодальной точки.

Портретная съемка

Еще одна область применения – это портретная фотография. Здесь штатив может понадобиться при портретной съемке и жанровой фотографии людей в условиях недостаточного освещения. Конечно, в портретной фотографии нельзя использовать те же предельные значения выдержки в несколько секунд или тем более минут, какие, например, можно выставить во время пейзажной съемки в ночное время. Однако использование штатива все же позволяет фотографу применять достаточно низкие выдержки. Наверное, не стоит говорить о том, что без штатива невозможно снять автопортрет.

Макросъемка

В предметной и макросъемке штатив играет значимую роль, ведь он не только освобождает руки фотографу, позволяя полностью погрузиться в процесс, но и обеспечивает высокоточное наведение на резкость. Особенно если используются специальные штативы с рельсовой головкой. При макросъемке очень малых объектов основная задача фотографа заключается как раз в том, чтобы навести и удержать резкость. А это бывает очень сложно.

Съемка с рук в такой ситуации чревата тем, что фотоаппарат начнет перемещаться. И даже если такое перемещение ограничиться долями миллиметра, это все равно может повлиять на качество и резкость отснятых фотоизображений. Таким образом, использование штатива позволяет резко снизить количество некачественных и не резких снимков. Кстати, в некоторых случаях, например, при макросъемке насекомых, штатив еще и помогает фотографу не спугнуть объект съемки каким-либо неловким дрожанием камеры.

Другие виды съемки

Штатив используется для получения фотографий с расширенным динамическим диапазоном (HDR). Как известно, из-за узкого динамического диапазона матрицы фотоаппарата зачастую фотографу приходится снимать изображения одной и той же сцены с различными экспозициями. А затем эти серии изображений с разными выдержками накладываются друг на друга в графических редакторах, вследствие чего величина динамического диапазона полученного таким образом фотоизображения увеличивается практически вдвое. Подобный прием часто применяется для съемки очень контрастных сцен. Однако чтобы соединить снимки с различной экспозицией в одно изображение, необходимо их полное совпадение. Добиться этого можно лишь только при использовании штатива во время съемки.

Инфракрасная фотография, набирающая популярность в последние годы, вообще немыслима без применения штатива. Ведь в ходе инфракрасной съемки фотограф вынужден существенно увеличивать выдержку вследствие того, что светофильтр значительно ослабляет световой поток. Кроме того, особенности преломления инфракрасного излучения в объективе таковы, что резкость приходится наводить, ориентируясь исключительно на собственную интуицию и отдельные параметры. Это неизбежно приводит к некоторым ошибкам и неточностям. Чтобы снизить вероятность получения некачественных фотографий при инфракрасной съемке приходится использовать штатив.

Съемка на пинхол также требует применения штатива в силу того, что объектив камеры-обскуры отличается очень малым относительным отверстием. Понятно, что столь маленькие диафрагмы требуют, в свою очередь, длительной экспозиции и, как следствие, размещения камеры-обскуры на штативе.

Компоновка кадра

Применение штатива практически в любых условиях съемки полезно тем, что оно открывает перед фотографом наилучшие возможности для компоновки кадра и кадрирования изображения. Ведь фотографу не нужно концентрироваться на том, чтобы постоянно держать свои руки в неподвижном положении, и у него появляется больше времени для аккуратной и внимательной компоновки фотографии.

Также использование штатива предоставляет возможности для дополнительной проверки того, присутствуют ли все объекты, которые фотограф хочет запечатлеть, в кадре, не завален ли горизонт, правильно ли отрегулированы настройки фотоаппарата. То есть, поместив камеру на штатив, можно спокойно проанализировать все нюансы фотографии, тем самым, уменьшив количество технического брака.

Еще один немаловажный аспект применения штатива заключается в том, что в условиях длинных выдержек фотограф может уменьшить цифровые шумы и зернистость снимка благодаря простой возможности выставить более высокую чувствительность матрицы фотоаппарата. Если же он снимает на пленочный фотоаппарат, то он может использовать низко чувствительные фотоматериалы. Такая возможность для уменьшения зернистости и цифрового шума на снимках вряд ли применима при обычной съемке с рук.

Как уже говорилось выше, начинающие фотографы часто пренебрегают использованием штатива по той простой причине, что он кажется им неудобным, тяжелым и громоздким. Но, во-первых, сегодня выпускаются компактные устройства с легкой, простой конструкцией, которые очень удобно брать с собой на съемку. А во-вторых, многие забывают о таком положительном качестве штатива, как защита самого фотографа и фототехники от неблагоприятных погодных условий. Ведь безоблачная солнечная погода не всегда сопутствует фотографу. Нередко приходится снимать в дождливую, пасмурную погоду, в условиях сильных, не утихающих порывов ветра или обильного снегопада. В таких случаях вести съемку с рук бывает очень сложно – руки быстро устают, а фотоаппарат трудно удержать в нужном положении. Тут и приходит на помощь штатив, освобождая руки фотографу. Более того, в дождь и снегопад возникает вероятность того, что влага попадет во внутреннюю конструкцию камеры или объектива. Но при съемке со штатива можно накрыть камеру обычным целлофановым пакетом и продолжать снимать, обезопасив тем самым фототехнику от разрушительного воздействия воды.

Одним словом, сфера применения штатива в современной фотографии очень широка. Помимо того, что штатив помогает снизить тряску камеры, уменьшить нагрузку на руки и позволяет комфортно работать с длинными выдержками, он еще и оказывает неоценимую помощь начинающему фотографу. Действительно, использование штатива всячески идет на пользу любому любителю фотографии, поскольку благодаря штативу он получает возможность лучше продумывать ракурс и композицию фотографию для получения четких, оригинальных снимков.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

Когда мною был куплен первый штатив, он несколько месяцев стоял без дела. В некотором смысле я боялась его. Меня беспокоило, как его переносить и правильно устанавливать и т.д. Будут ли люди смеяться надо мной? Будет ли тяжело носить его с собой? Правильная его установка кажется очень сложной и, наверное, понадобятся годы, чтобы освоить это.

Действительно ли он мне нужен?

штатив для фотоаппарата

После путешествия и съемки в условиях низкой освещенности, когда я потратила день и не привезла ни одной четкой фотографии, я пообещала себе оттереть от пыли свой штатив. Теперь он практически повсюду, где находится моя камера, и это мой неизменный аксессуар во многих ситуациях.

В конце концов, я полюбила свой штатив и, надеюсь, вы тоже полюбите. Некоторые люди думают, что штатив ограничивает их возможности. Да, вам нужно носить его с собой, что может ограничить то, куда вы идете или как далеко. Но я считаю, что даже с этими ограничениями преимущества использования штатива намного превосходят недостатки.

Причины, чтобы полюбить штатив

№1 Замедление – отличная вещь

Устанавливая штатив, нужно подумать о том, где должна находиться камера, найти правильный угол и сразу получить правильное кадрирование. Это означает, что вам нужно заранее подумать о положении камеры. Затем вам нужно более тщательно продумать композицию, чтобы установить оборудование сразу в правильном месте.

Принятие этих решений дает вам время, чтобы рассмотреть объект съемки и увидеть возможности за пределами первого очевидного кадрирования. Время для обдумывания композиции также дает вам возможность быть креативным и экспериментировать.

штатив для фотоаппарата

Съемка натюрморта сверху требует много усилий для правильной настройки.

штатив для фотоаппарата

Камера установлена в верхнем положении и направлена строго вниз. Не все штативы позволяют такие движения, так что проверяйте перед покупкой.

штатив для фотоаппарата

Крепление штатива L Plate позволяет очень просто изменить ориентацию между портретной и пейзажной, но это дополнительные затраты.

штатив для фотоаппарата

Хорошим вариантом крепления является быстросъемный рычаг. Другие варианты включают винтовые крепления. Обратите внимание на наличие уровня.

№2 Штатив выдерживает вес

Если у вас тяжелый или большой объектив (или корпус камеры), то поднимать и удерживать камеру в течение длительного времени может быть очень утомительным. Фотографы дикой природы и птиц часто используют телеобъективы, которые могут быть очень тяжелыми. Штатив будет удерживать этот вес вместо вас, позволяя снимать дольше без усталости. Если вам нужна большая гибкость в съемке птиц в полете и движущихся животных, стабилизатор для камеры даст вам возможность движения и поддержки одновременно.

штатив для фотоаппарата

Это неправильный способ использования центральной колоны, он провоцирует вибрацию и не очень стабилен.

№3 Видео

Я не видеооператор, но нет ничего хуже, чем смотреть трясущееся видео, снятое с рук. Установить камеру на штатив с плавающей головкой - это хороший способ начать.

№4 Резкость и стабилизация

Разумеется, основная цель штатива – обеспечить четкие снимки, удалив любое движение камеры или вибрацию. К тому же, вы можете использовать пульт дистанционного спуска затвора или автоспуск для исключения дальнейшего физического контакта во время съемки. В моей камере есть пользовательская настройка для пейзажей, которая переворачивает зеркало и делает паузу на 2 секунды во избежание вибрации от щелчка затвора.

штатив для фотоаппарата

Использование L plate облегчает крепление камеры как в пейзажной, так и в портретной ориентации.

штатив для фотоаппарата

Крепление L plate настроенное на съемку портрета.

№5 Макро

Когда вы имеете дело с маленькими объектами и очень малой глубиной резкости, фокусировка в правильном месте может быть очень сложной. Еще сложнее сфокусироваться, если вы фотографируете с рук. Достаточно даже вздоха, чтобы в итоге получить размытое изображение. Использование штатива в сочетании с ручной фокусировкой - отличный способ улучшить ваши навыки в макрофотографии.

Кроме того, если это поддерживает ваша камера, используйте live view и зум, чтобы установить фокус более точно (я так делаю). Мой заключительный совет – используйте беспроводной пульт.

макросъемка со штативом

макросъемка со штативом

№6 Пейзаж и панорама

Носить с собой штатив во время путешествия может показаться большим усилием, но возможность устойчиво поставить камеру и получить четкие снимки, на мой взгляд, стоит того. Если вы хотите поэкспериментировать с гиперфокусными расстояниями, то рекомендуется штатив. Используете фильтры, чтобы затемнить яркое небо? Нужен штатив.

Пейзажи часто превращают в панораму, делая несколько снимков и объединяя их в один большой (обычно длинный). Важно, чтобы горизонтальные или вертикальные линии были ровными, чтобы кадры потом совпали при компоновке в программе. Также нужно убедиться, что камера настроена на вращение. Некоторые люди даже задают точку параллакса и могут фотографировать, используя рельс.

Все эти элементы требуют использования штатива, чтобы они получились правильно.

фотосъемка со штативом

Для этой 7—минутной экспозиции совершенно точно нужен был штатив.

№7 Низкая освещенность

Единственный способ обеспечить четкие изображения – держать камеру неподвижно, другими словами, использовать штатив.

съемка со штативом

Изображение с 20-секундной выдержкой было сделано для того, чтобы удалить толпу людей на мероприятии, а вместо этого я получила размытые тени.

съемка файершоу со штативом

Ночной снимок танцовщицы с огнем –штатив позволил мне сделать экспозицию длиннее и захватить огненные следы.

№8 Специальные эффекты

Совмещение фокуса, HDR и смешивание экспозиций сейчас по праву считаются самыми популярными эффектами. Их объединяет то, что делается несколько кадров, но камера должна быть абсолютно устойчива (или двигаться с очень незначительными отклонениями). Затем эти изображения объединяются в постобработке. Поэтому, чтобы держать камеру устойчиво от кадра до кадра, вам нужно использовать штатив.

съемка натюрморта со штативом

В этом снимке объединены два кадра – в одном кадре ягоды, а в другом сахарная пудра.

№9 Съемка с длинной выдержкой

Эти прекрасные пенные водопады и завитки в потоках или дымке так же, как и волны вокруг скал и береговых линий, требуют выдержки намного дольше, чем обычно. Они могут составлять десятые доли секунды, несколько секунд или несколько минут, в зависимости от условий освещения. Чтобы ваша камера так долго находилась в устойчивом положении, необходимо использовать штатив.

съемка c длинной выдержкой со штативом

Часто для имитации ограниченных условий освещения, необходимых для обеспечения очень мягкого эффекта, также используются фильтры, которые устанавливаются на передней части объектива. Очень сложно устанавливать фильтры, если камера не на штативе, оставляя руки свободными, чтобы добавить дополнительное оборудование.

съемка c длинной выдержкой со штативом

Снимок при 1/15 секунды слишком длинный, чтобы держать камеру в руках устойчиво достаточно долго, чтобы захватить цветные огни на деревьях.

№10 Автопортреты

Быстрый снимок на мобильный телефон на расстоянии вытянутой руки – это лучшее, на что можно надеяться. Вместо этого использование штатива позволяет вам быть очень креативным с вашими автопортретами. Добавьте беспроводной пульт дистанционного управления и съемка художественных автопортретов становятся легкой и интересной.

съемка со штативом

Вид камеры сверху с беспроводным дистанционным триггером, установленным на горячем башмаке и подключенным к камере.

съемка со штативом

Вид камеры сзади с беспроводным дистанционным триггером, установленным на горячем башмаке и подключенным к камере.

съемка со штативом

Беспроводной пульт дистанционного управления и триггер камеры готовы к подключению к камере.

съемка со штативом

Этот автопортрет был сделан с камерой в верхнем положении, направленной прямо вниз. Пульт находился у меня в руке.

Итог

Штативы требуют некоторых усилий, чтобы научится ими пользоваться. Их нужно брать с собой, будь то в студию или бродить по садам или несколько часов ходить в горах. Это дополнительный вес и неудобная форма для ношения. Многие люди предпочитают обходиться без них и успешно справляются с этим.

Лично я считаю, что преимущества штатива неоценимы. Заставляя меня замедляться и больше думать о своей фотографии, мои навыки композиции значительно улучшили мою работу в ландшафте.

Будучи готовой к использованию и экспериментированию со штативом, я смогла перейти к макросъемке. Добавление ручной фокусировки и беспроводного пульта улучшили резкость и точность изображений с очень ограниченной глубиной резкости.

Имея возможность установить камеру под необычным углом, а также освободив руки для других вещей, я получила возможность попробовать себя в жанрах фуд фотографии, натюрмортах и творческих автопортретах.

В любое время, когда вам нужно, чтобы камера держалась неподвижно еще немного дольше, чем вы можете (или хотите) удерживать ее, вот тогда вам нужен штатив. Есть много интересных вещей, которые вы можете снимать, но это будет сложно, если ваши руки не очень устойчивы или ваше снаряжение тяжелое.

— Струбцина. Приспособление в виде штативной головки, установленной на винтовом зажиме. Такой зажим можно закрепить на краю столешницы или другой поверхности, на перилах, краю оконного проема, трубе, ветке дерева и в других аналогичных местах. Это может стать настоящим спасением в тех случаях, когда рядом нет подходящей площадки для более традиционного штатива; при этом струбцины еще и имеют очень компактный размер, благодаря чему удобны в переноске. С другой стороны, необходимость в таких приспособлениях возникает довольно редко — в большинстве случаев более удобным оказывается классический настольный треножник. Так что особой популярности струбцины не получили.

Трансформация в монопод

Установка

— Напольный. Максимальная высота (см. ниже) таких штативов обычно сравнима с ростом человека, что позволяет устанавливать их прямо на землю. Такие штативы наиболее универсальны, как следствие — наиболее распространены. Их недостатком являются значительные габариты и вес, а также (за некоторыми исключениями) слабая пригодность для макросъёмки.

— Настольный. Настольные штативы имеют небольшие габариты и предназначены для проведения съёмки со стола, камня, бордюра, любой другой возвышенной поверхности. Они весьма компактны, часто имеют вес и габариты, сравнимые с самими камерами, что позволяет транспортировать их прямо в сумке или даже в кармане. Также настольные штативы хорошо подходят для макросъёмки. С другой стороны, они менее универсальны, чем напольные, т.к. в большинстве случаев требуют соответствующего возвышения. Кроме того, их максимальная нагрузка (см. ниже) обычно ощутимо меньше.

По назначению

Общее назначение штатива. Отметим, что немало моделей сочетают в себе несколько вариантов применения; подробнее об этом см. ниже.

Минимальная высота

Минимальная высота относительно основания, на которой можно установить площадку штатива.

Максимальная высота

Максимальная высота относительно основания, на которой можно установить площадку штатива.

Диаметр штанги

Секций ножек

Наиболее популярные в наше время варианты по числу секций — 2 шт, 3 шт, 4 шт, 5 шт, 6 шт, 8 шт.

Переворот центральной штанги

Горизонтальная центральная штанга

Крепление доп. оборудования

Возможность крепления к штативу различного дополнительного оборудования — вспышки с отражателем или иного источника освещения, экспонометра, гаджета вроде смартфона и т. п. Данная особенность будет полезна при профессиональном применении, где одной лишь камеры недостаточно — в частности, при студийной съемке. В некоторых случаях именно штатив является оптимальным местом размещения допоборудования. При этом сами крепления для вспомогательных устройств могут не входить в комплект поставки, этот момент стоит уточнять отдельно.

Механизм подъема

Наличие в штативе специального механизма, который обеспечивает поднимание и опускание центральной штанги, иными словами — регулировку высоты (обычно за счет поворота соответствующей ручки). Эта функция усложняет и удорожает конструкцию, однако обеспечивает дополнительное удобство: выставить точную высоту поворотом ручки проще, чем двигать штангу вручную, разжимая и зажимая фиксатор. К тому же движение получается более плавным — это важно в ситуациях, когда высоту нужно отрегулировать прямо в процессе съемки.

Тип головки

Тип головки, предусмотренной в штативе, по сути — тип механизма, отвечающего за поворот платформы с камерой относительно основания.

— 2D. Такие головки имеют 2 степени свободы и позволяют поворачивать камеру из стороны в сторону и наклонять вперед-назад. При этом для каждой из двух осей предусмотрен отдельный механизм поворота. Это позволяет с легкостью снимать вертикальные и горизонтальные панорамы: камера на таком штативе может поворачиваться строго по одной из осей без лишних движений, портящих картинку (например, строго в сторону без движений вверх и вниз). Подобные головки считаются подходящими прежде всего для видеосъемки; для фотографии они несколько менее удобны, однако все равно встречаются в фотоштативах (в том числе узкоспециализированных).

— Шаровая. В головках этого типа площадка при помощи стержня прикреплена к шару, который зажимается в специальном креплении. Ослабив крепление, можно поворачивать камеру по горизонтали, а также произвольно наклонять взад-вперед и вправо-влево. Ключевое достоинство таких механизмов — возможность быстро менять положение камеры; в 3D-головках (см. выше) на это уходит больше времени. Также из преимуществ шаровых головок можно отметить простоту, компактность и невысокую стоимость. С другой стороны, камеру на такой головке сложно повернуть строго по одной оси, не двигая по остальным двум, что затрудняет некоторые приемы съемки. В продвинутых штативах может предусматриваться дополнительное оснащение, отчасти устраняющее этот недостаток — например, отдельный шарнир для горизонтальных панорам; однако по точности шаровые головки все равно уступают 3D-механизмам.

Съемная головка

Съемная площадка

В штативах с такой функцией головка имеет специальную пластину (площадку) с крепёжным винтом для камеры, установленную в креплениях, которые обеспечивают её быстрое снятие и обратную установку на штатив. Такая конструкция увеличивает оперативность работы: достаточно один раз прикрутить площадку к камере, и устанавливать/снимать камеру (вместе с площадкой) будет намного быстрее и проще, чем если бы приходилось всякий раз заново привинчивать её к самому штативу. Съёмная площадка считается обязательной для профессиональных штативов.

Встроенный уровень

Наличие в штативе встроенного уровня — прибора, позволяющего контролировать горизонтальное положение камеры.

Максимальная нагрузка

Максимальный вес камеры, допустимый для данного штатива.

Комплектуется головкой

Пульт ДУ

Наличие у штатива пульта дистанционного управления камерой. Устройство и функции такого пульта могут быть разными, в зависимости от назначения (см. выше). Так, в моделях для телефонов и экшн-камер чаще всего предусматриваются компактные беспроводные пульты-брелоки, отвечающие только за самые основные команды — съемка фото и старт-стоп видеозаписи. Подключаются такие брелки к самому гаджету, обычно по Bluetooth; со смартфонами при этом проблем обычно не возникает, а вот совместимость с определенной экшн-камерой стоит уточнять отдельно. В свою очередь, продвинутые штативы для видеокамер могут иметь проводной пульт ДУ, встроенный прямо в рукоятку поворота головки — он позволяет управлять параметрами съемки (зумом, фокусом и т. п.), сохраняя полный контроль над положением камеры.

Дополнительная опора

Такая опора представляет собой небольшую треногу в нижней части штанги, которую можно разложить и установить монопод полностью самостоятельно, как классический штатив. Это расширяет возможности применения и обеспечивает дополнительное удобство. К примеру, видеосъемку бывает удобнее вести строго с одной точки, и в этой точке можно поставить монопод на опору, освободив руки. В то же время стоит учитывать, что такие конструкции заметно уступают классическим треногам в устойчивости и хуже подходят для неровной поверхности. Так что монопод с дополнительной опорой не является полноценной заменой традиционному штативу — это скорее вариант по случай, когда большую часть времени нужно перемещаться, однако иногда приходится также долго стоять на месте.

Крючок для сумки

Чехол в комплекте

Наличие чехла в комплекте поставки штатива. Чехол обеспечивает удобство в хранении и транспортировке: он защищает конструкцию от различных загрязнений и контактов с посторонними предметами, а также может иметь ручки, лямки и другие приспособления, облегчающие переноску. С этой же целью можно использовать и импровизированную упаковку, но комплектный футляр обычно намного удобнее и функциональнее.

Материал корпуса (ножек)

Основной материал, используемый в конструкции корпуса или ножек (в зависимости от типа) штатива.

— Алюминий. Сплавы на основе алюминия характеризуются сочетанием высокой прочности с небольшим весом, благодаря чему они хорошо подходят для создания штативов любого формата — в т.ч. и классических полноразмерных. Стоимость данного материала, правда, несколько выше, чем у пластика и стали, но ненамного, и упомянутые достоинства с лихвой перекрывают данный недостаток. Благодаря этому данный материал является самым популярным в современных штативах, он широко используется практически во всех типах и ценовых категориях.

— Углепластик. Наиболее продвинутый из материалов, применяемых для современных штативов. Углепластик, или карбон, представляет собой композитный состав из углеродных волокон, залитых наполнителем — обычно специальной смолой. По характеристикам прочности такое сочетание сравнимо со сталью, при этом весит данный материал очень немного, что особенно полезно для полноразмерных штативов. Главным его недостатком является высокая стоимость, из-за чего прерогативой углепластика остаются профессиональные модели премиум-класса. Кроме того, карбон требует довольно аккуратного обращения из-за чувствительности к точечным ударам — от них легко появляются трещины.

— Металл. Данный вариант указывается в тех случаях, когда производитель по тем или иным причинам не уточнил состав металла в характеристиках. Чаще всего имеется в виду алюминий либо сталь, свойства и особенности применения того и другого описаны выше; однако могут встречаться и другие виды металла. В любом случае при оценке надежности и долговечности такого штатива лучше всего ориентироваться на его ценовую категорию.

Материал опор

Материал опор — нижней части ножек, непосредственно контактирующей с поверхностью, на которую ставится штатив.

— Шипы. Опоры в виде довольно острых шипов способны вонзаться в мягкие поверхности, надежно фиксируя на них всю конструкцию. Данный вариант идеально подходит для установки на мягкой земле, песке или глине, на плотном снегу и т. п. В то же время острые шипы слабо пригодны для твердых поверхностей: они склонны скользить и могут повредить мягкие материалы. Поэтому в чистом виде данный тип опор встречается довольно редко, чаще используется комбинация шипы/резина (см. ниже).

— Пластиковые. Опоры, во многом аналогичные описанным выше резиновым; также рассчитаны на использование в основном на твердых поверхностях, в том числе деликатных. Одним из ключевых преимуществ пластика является невысокая стоимость. С другой стороны, подобные опоры несколько менее надежны и долговечны, чем резиновые, и более склонны скользить, поэтому и встречаются они заметно реже

— Колеса. Опоры в виде колес, обычно самоориентирующихся (как в офисных стульях). Встречаются редко, в основном в профессиональных студийных штативах для видеосъемки: и сами штативы, и устанавливаемые на них камеры бывают довольно массивными, и перемещать всю конструкцию с места на место проще на колесиках.

Читайте также: