Из чего состоит штатив

Обновлено: 18.05.2024

Во-первых, штатив применяется в съемках для того, чтобы повысить резкость и глубину резкости в изображениях. Это получается за счет того, что штатив удерживает камеру в статичном состоянии, предотвращая вибрации, когда вы снимаете на длинной выдержке.

Если вы снимаете с большим и тяжелым объективом, наверняка руки быстро устанут. Штатив в таком случае служит в качестве опоры и стабилизатора. Со штативом вы можете понижать ISO, при этом качество будет оставаться высоким.

Со штативом значительно удобнее выстраивать композицию кадра, так как камера устойчива, а горизонт гораздо проще выровнять.

Разумеется, без штатива совершенно невозможно снимать панорамы и HDR фото, которые требуют очень ровного удерживания камеры в одном положении, или в повороте. Съемки на таймере, или ночью так же невозможны без штатива. Точно так же, его использование предпочтительно при съемке макро, использовании внешней вспышки, отражателей и других аксессуаров и в общем-то, во многих других случаях.

Когда нужно использовать штатив

Итак, рассмотрим основные ситуации, когда без штатива вам будет просто не обойтись, или же будет сложно получить снимок надлежащего качества.

Недостаточное освещение

Недостаток освещение — первая и самая распространенная причина использования штатива. Закаты, рассветы, ночная фотосъемка…. когда используется длительная выдержка, более 1/10 секунды. Даже самые лучшие системы стабилизации матрицы или объектива вам могут не помочь. Штатив — поможет всегда.

Съемка видео

Сейчас фотокамеры с поддержкой видео уже не экзотика. Использование штатива, поможет вам сделать видео красивым и плавным, а не трясущимся, как будто вы снимаете видео убегая от монстра.

Съемка пейзажа или живой природы

Натуралисты и пейзажисты чем то похожи на рыбаков. Они могут часами находиться на одном месте, ожидая подходящего момента для того чтобы сделать кадр. Держать все это время камеру в руках — весьма сложно

Макро фото

Еще одна ситуация, когда без штатива не обойтись. При съемке макро или просто очень крупного плана — у вас будет очень небольшая глубина резкости даже на диафрагме F8 и выше. Чтобы объект съемки оказался в зоне резкости — камера должна быть хорошо зафиксирована.

Съемка в движении или спортивная съемка

Как ни странно, но съемка со штатива в таких условиях позволит получить намного более качественный результат, особенно если вы используете длиннофокусные объективы. Обратите внимание, что все профессиональные репортеры на съемках гонок или спортивных соревнований — используют штатив.

Использование длиннофокусных объективов

При использовании длиннофокусных объективов с большим увеличением, малейшее сотрясение камеры безнадежно испортит кадр. Так что — если вы раздобыли объектив на 300-500мм — не забудьте о штативе.

Когда вы хотите сделать что то по настоящему хорошее

Не самая очевидная, но очень важная причина. Съемка со штатива затягивает процесс. Плохо ли это? Не совсем. Наоборот, у вас появляется время, чтобы спокойно подумать — оценить свет, ракурс, композицию…. Хорошие снимки делаются с холодной головой. Создать шедевр просто вскинув камеру и нажав на спуск — такое редко удается даже настоящим гуру фотографии.

Из чего состоит штатив?

Как правило, конструкция штатива весьма проста и очевидна, но давайте рассмотрим ее в подробностях.

  • Ножки штатива — самая простая часть, обычно они делаются из алюминия, базальта, в некоторых случаях — стали и, в последнее время, из углепластика.
  • Головка штатива — на эту часть тела штатива как раз и крепится цифровая камера. Типов головок штативов очень много и применяются они в разных случаях. Самые популярные — это шаровые и панорамные головки с поворотом.
  • Центральная штанга штатива — это отдельная нога, или ось, которая расположена по центру штатива и предназначена для того, чтобы штатив можно было поднять еще выше, чем позволяют основные ножки.
  • Наконечники для ножек — это в некоторых случаях сменные, а в некоторых — постоянные наконечники, которые позволяют штативу не ездить по поверхности, а фотографу — снимать в помещении и снаружи.

Самые бюджетные штативы, как правило не допускают замены головки и наконечников, а у некоторых из них нет центральной штанги. В более дорогих вариантов, напротив, практически все части можно менять, а головка штатива продается отдельно, так что можно приобрести одну или несколько сменных.

Как настроить штатив

Опции профессиональных треног

Настройка штатива не так сложна, главное – знать, как это делать правильно. Есть несколько правил, которые помогут применить его наилучшим образом:

  1. Установка и выравнивание. Первым делом, важно определиться, где будет располагаться тренога. Некоторые поверхности достаточно твердые, чтобы легко установить конструкцию, а другие могут быть мягкими, хрупкими или рассыпчатыми. Необходимо, чтобы фотокамера находилась в строго горизонтальном положении, от этого зависит распределение нагрузки на все опоры. Чтобы добиться правильного положения фотокамеры, нужно применять уровень;
  2. Удлинение ног с более объемных сегментов. Ноги большинства фотоштативов могут выдвигаться, при этом сегменты становятся уже к концу. Если вам нужно вытянуть ноги не на всю длину, лучше использовать сначала более объемные сегменты, так конструкция будет более устойчивой при применении;
  3. Полное выдвигание сегментов. Каждый штатив имеет точки фиксации при выдвигании ног. При настройке необходимо целиком выдвинуть сегмент, чтобы нога зафиксировалась. Иначе конструкция может потерять равновесие в любой момент, угрожая падением вашей камере;
  4. Расположение ног. Расположите аксессуар так, чтобы одна из его ног была направлена туда же, куда и объектив. Таким образом, будет удобно использовать его, находясь между двумя другими ногами;
  5. Применение центральной колонны. Используйте центральную колонну треноги только в самых необходимых случаях, когда фотоаппарат находится недостаточно высоко. Она делает конструкцию менее устойчивой, из-за чего появляется риск смещения установки;
  6. Проверка закрепления фотоаппарата. Перед съемкой со штативом всегда необходимо проверять насколько хорошо держится камера. Чтобы не допустить падения камеры, попробуйте подвинуть камеру после установки, она не должна двигаться;
  7. Установка тяжелого объектива. При применении объемного объектива, важно, чтобы установка была в равновесии. Для такой оптики лучше использовать специальные кронштейны;
  8. Использование крюка. Если на вашем штативе есть крюк, не бойтесь его применять. Подвесьте на него любой утяжелитель, так конструкция будет более статичной. Но важно помнить, что при сильном ветре, если груз слишком легкий, это может дать обратный эффект и фотоаппарат будет под угрозой падения.

Несколько факторов хорошего штатива

Перед тем, как покупать свой первый штатив, обязательно обратите внимание на 9 основных факторов, которые отличают один штатив от другого, и которые окажутся очень важны, когда вы непосредственно перейдете к съемке.

Какой вес выдерживает штатив

Первое, на что необходимо обратить внимание — это тот вес, который штатив может выдерживать. Учитывайте не только то, сколько камера весит сейчас, но и сколько веса к ней добавляет объектив. Кроме того, приобретайте штатив с запасом, поскольку со временем и камера, и объективы могут стать больше. Кроме того, вы можете снимать со внешней вспышкой и другими аксессуарами, которые тоже будут крепиться на штатив.

Менять штатив с каждой обновкой окажется слишком дорого и неудобно, поэтому обязательно учитывайте этот показатель.

Если ошибиться в подборе штатива, он может попросту сломаться, повредив и камеру, и объектив. В идеале, штатив должен выдерживать в 1.5 или 2 раза больший вес, нежели у вашей аппаратуры на данный момент. При этом, помните и о том, что иногда вам придется надавливать на камеру и, соответственно на штатив, что тоже добавляет тяжести.

Высота штатива

Минимальная высота штатива должна подходить вам по высоте — это самое главное. В противном случае придется наклоняться, что приведет к повышенной усталости и может негативно сказаться на результате съемки. Когда камера находится на штативе, видоискатель должен находиться на высоте глаза. Иногда вам придется долго смотреть в видоискатель, ожидая подходящего для съемки момента. При этом, нужно обязательно иметь в виду и то, что иногда удобнее снимать сверху, особенно если у камеры есть дисплей с поворотом. Ножки всегда можно регулировать и сделать штатив короче, а вот выше он просто так не станет.

Если вы приобретете штатив с головкой в комплекте, то высота штатива с головкой должна находиться на уровне подбородка. Если штатив со сменной головкой, то без нее его высота должна быть на уровне плеча.

Высота важна еще и в случае, если вы планируете путешествовать со штативом. Он должен помещаться в машину и багаж.

Вес и конструкция штатива

Один из самых важных параметров — это вес штатива. Он не должен быть слишком тяжелым, поскольку в основном, используется на выездных съемках, то есть его все время нужно брать с собой. Самые легкие штативы производятся из углепластика, они выносливы и устойчивы, но стоят несколько дороже остальных.

Второй по удобству материал, из которого производят штативы — это алюминий. Большинство современных штативов изготовлены как раз из него. Такие штативы весят несколько больше, чем углепластиковые, но стоят дешевле. Есть и штативы из нержавеющей стали, которые чаще всего используются операторами для установки тяжелого оборудования. Для фотографии они не подходят в виду своего веса.

Средний вариант — это штатив из базальтового волокна. Его вес как раз между алюминием и углепластиком.

Удобнее всего, когда штатив без головки весит около 2 кг.

Ноги штатива

Ноги штатива бывают двух видов — трубчатые и нетрубчатые. К трубчатым ногам мы все привыкли, и видели их не раз. У штативов из углепластика ноги, как правило, именно трубчатой формы. Трубки разного размера вставляются друг в друга, обеспечивая телескопическую конструкцию, а специальные замки закрепляют их на нужной высоте.

Базальтовые, стальные и алюминиевые штативы могут иметь ноги разных форм и различные замки. В зависимости от требуемой высоты штатива, вам подойдут 3 или 5 секций, то есть 3 или 5 трубок, находящихся одна в другой. Однако не забывайте — чем больше секций, тем выше штатив, но тем менее он устойчив.

Наконечники ножек

Мы уже отметили тот факт, что они бывают съемные и закрепленные. Конечно, лучше приобретать штатив со съемными наконечниками, поскольку их можно будет выбирать в зависимости от условий, в которых вам предстоит снимать. Для помещений чаще всего используются резиновые или пластиковые наконечники — они не царапают пол и дают устойчивость, предотвращая скольжение. Наиболее удобные для наружной съемки — это наконечники с металлическими шипами. Они удобнее, поскольку позволяют прочно закрепить штатив на любой поверхности, в том числе на обледенениях, в лужах или на земле.

Центральная штанга

Центральная штанга есть не у каждого штатива. Она позволяет просто контролировать высоту штатива и, соответственно, камеры. Это довольно удобно, особенно при съемках пейзажей.

Однако, есть у центральной штанги и опасные моменты. По сути, она не так устойчива как ноги штатива и создает эффект монопода, помещенного на штатив. Это несколько противоречит концепции. При съемке на тяжелый телеобъектив штанга может создать нежелательные вибрации, поэтому для такой фотографии больше подойдет штатив без нее. Если вы выбираете штатив со штангой, всегда смотрите, насколько высоко она выдвигается.

Штативная головка

Головка — это самая важная деталь штатива. Именно она отвечает за крепление и удержание камеры, за управление передвижениями и поворотами. Если вы выбираете штатив, в комплект которого не входит головка, или хотите иметь сменные возможности, то обязательно проверяйте вес, который выдерживает штативная головка. Минимальный вес должен быть таким же, как у ног.

Существует несколько видов штативных головок — панорамные, шаровые и карданные . Панорамные головки (с поворотом) имеют либо одну ручку для горизонтального движения, либо две: для горизонтального и вертикального. Это — самые распространенные штативные головки и они входят в комплект недорогих неразборных штативов.

Шаровая головка позволяет только закреплять и ослаблять крепеж. Она удобна и позволяет легко поворачивать камеру. Карданная головка предназначена для очень тяжелых телеобъективов (300мм+). Такие головки подходят для спортивных съемок и очень удобны.

Быстрый съем

Большинство современных камер оснащены специальным шнуром, который крепится на штатив или монопод. Это — не очень удобная система, поэтому для комфорта и упрощения производители стали помещать на камеру или объектив небольшую съемную плашку, на которой есть крепление под штатив.

Бюджетные штативы имеют крепление из пластика, чуть более дорогие — упрочненное, как правило, алюминиевое.

Устойчивость

Ну вот мы и подошли к последнему пункту, который, однако, очень важен. Тяжелый штатив вовсе не обязательно более устойчив или крепок. Вам придется снимать в различных условиях, на различных поверхностях и в различную погоду. И все это штатив должен обязательно выдерживать, при этом, удерживая камеру в ровном положении. Проверить это можно только на практике, но всегда перед съемкой старайтесь убедиться в том, что камера стоит ровно и все ноги штатива имеют упор.

Преимущества работы со штативом

Основной элемент фотооборудования позволяет работать в любую погоду, достаточно защитить камеру от тумана, снега, дождя целлофаном, влагонепроницаемой тканью. С ним легко снять качественный автопортрет, людей и объекты в помещении, когда используется только естественный свет, а выдержка возрастает до 1/5 секунд. Аксессуар позволяет точно компоновать, кадрировать картинку при съемках пейзажей. С ним легко воспроизводить инфракрасные съемки, когда присутствует большая выдержка в 30 секунд.


Тренога помогает избежать размазанности изображения, возникающей от вибрации при нажатии кнопки затвора. С ним упрощается установки длительной выдержки, когда возникает проблема с дрожанием камеры. Аксессуар однозначно нужен при съемке телевиком. Камеры с дешевыми линзами обладают светосилой минимум 5, 6 при ФР 300 мм. Минимальная выдержка при ручной съемке должна быть 1/300 сек, поэтому без треноги (монопода) однозначно не обойтись. Устройство понадобится и для светосильных камер. Весит оптика от 5 кг и больше, чтобы руки не устали однозначно стоит пользоваться штативом.

Что стоит учитывать при работе со штативом?

Есть и вещи, которые могут показаться неудобными, когда вы снимаете со штатива, но настоящий фотограф, как правило, с ними мирится. Тем не менее, посмотрим на некоторые из них. Штативы добавляют вес и объем ко всему вашему фотобагажу. Путешествовать с ними не всегда просто, хотя есть и удобные варианты чехлов и креплений на рюкзаки. Штативы не так просто использовать, если вы снимаете на оживленной улице или в городе. Стоимость штатива, конечно, тоже скажется на общих тратах на фотооборудование. На установку штатива всегда требуется время, а пользоваться штативом тоже нужно уметь, иначе можно повредить камеру.

Имеет высшее образование: МарГУ, ФМО, специальность лингвист-переводчик. Более 10-летний опыт в переводах текстов по туризму, бизнесу, производству. А также обладатель многочисленных наград всемирных фотовыставок и конкурсов.


3

Перед посещением урока химии рекомендуется ознакомиться с вопросами о том, что такое штатив и для чего он нужен. Применяется держатель для поддержки колб, инструмента и других приспособлений. Материал для него выбирается из тяжёлых металлов, чтобы стойка не упала после закрепления на ней сосуда с жидкостью.

Для чего нужна стойка?

При рассмотрении вопроса о том, что такое штатив, приводится основная цель его использования — это статичное и надежное удержание предметов. Область использования стойки обширная. Кроме лаборатории ее можно применять в производственных целях.

Что такое штатив

Значение штатива нашло применение в производстве фотографии. Тренога или одноствольная стойка используется для размещения на ней объектива или вспышки. Существуют модели с несколькими креплениями, порой уникальными. Благодаря такому устройству картинка получается определённого ракурса и без размытостей.

В химии и медицине штатив помогает подвесить колбу для её нагрева. Часто в зажимах размещают пробирки, что не могут находиться вертикально. Множество разъемных соединений позволяет точно выставить нужное положение в пространстве.

Особенности устройства

Дадим определение тому, что такое штатив:

  • Прибор из вспомогательного оборудования лаборатории, служащий для удержания сосудов и посуды.
  • Слово "штатив" используется для обозначения несущей опоры, на которую что-либо закрепляется при помощи зажимов или стяжек.
  • Для штатива характерно наличие крепёжных элементов, регулирующихся зажимными лапками по вертикали и горизонтали.
  • Бывает горизонтального и вертикального исполнения. Первый вид в основном применяется для размещения в нем пробирок. В таком устройстве облегчается работа с лабораторным оборудованием.

Вертикальное исполнение имеет в основании металлическую пластину большого веса, в которую устанавливается стойка из металла. На нее уже крепятся струбцины с лапками.

Из чего состоит устройство?

Для понимания того, что такое штатив, следует ознакомиться с его составляющими частями. Основание чаще изготавливается из чугуна. Оно тяжёлое и не даёт упасть стойке. Его вес подбирается под максимально возможную тару, наполненную жидкостью. Выбрав неправильную нагрузку, можно уронить изделие и получить ожог от химического вещества.

Значение штатива

Для крепежа колб, пробирок и другого лабораторного оборудования может быть использован вариант горизонтального исполнения штатива с двумя основаниями, стойками и перекидной штангой в виде буквы П. На ней получается поместить большое количество приспособлений, требующихся ежедневно.

Для работы с большим количеством пробирок выбирают одноярусные или двухъярусные штативы с тяжелым основанием, чтобы снизить риск опрокидывания установки. Все ячейки имеют уникальные номера для облегчения нанесения маркировки и исключения путаницы при интенсивной смене ёмкостей.

Материалы элементов

Элементы устройства окрашиваются порошковым влагостойким покрытием, способным выдержать кратковременную атаку химического вещества при случайном неудачном происшествии. Часто металлические части сверху покрыты пластиком. Такое решение позволяет совсем не переживать по поводу попадания реагентов на детали штатива.

Слово штатив

Верхняя часть штатива для пробирок выполняется из пластмассы или металла с силиконовым покрытием, не входящим в реакцию с реагентами и химическими веществами. При двухъярусном исполнении для придания жесткости конструкции используются металлические стержни, изготовленные из нержавейки.

Открытые металлические части крепежных элементов выполняются из неагрессивных веществ повышенной прочности, чаще выбирают антикоррозионную медицинскую сталь.

Крепежные элементы

Основное значение лабораторного штатива в химических и физических процессах — это фиксация всевозможного медицинского оборудования. Поэтому главной целью при выборе подходящего устройства является сохранение универсальности в применении. На одной стойке часто размещают более 3-х видов зажимов, которые меняются под каждый опыт.

Значение лабораторного штатива

Наборы креплений могут состоять из следующих элементов:

  • Манипуляционный столик под спиртовку, колбы и другие составляющие опыта.
  • Держатели-муфты крепятся на стойку для фиксации на определенной высоте.
  • Большие и малые кольца с зажимами применяются в качестве подставки под различные ёмкости: колбы, пробирки.
  • Лапки, зажимающие горло посуды или несущую часть другого инструмента.
  • Фиксаторы для бюреток.

Последовательность сборки

В школах на уроках химии начинают познавать, каково значение лабораторного штатива. Для понимания целей применения устройства первым делом начинают проводить его сборку.

Значение штатива в химии

Рекомендуется соблюдать определенную последовательность действий:

  1. На поверхность стола устанавливается тяжелое основание.
  2. Вкручивается стойка, соединение надежно фиксируется ключом.
  3. Первым на стойку нанизывается крепление поворотного столика.
  4. Дальнейшая последовательность выбирается лаборантом самостоятельно под конкретную операцию.
  5. При затяжке креплений не рекомендуется прилагать чрезмерных усилий. Надежность полученного соединения следует проверить нажимом до размещения на ней посуды с химическими веществами. Использовать стандартные элементы для не предназначенных производителем целей влечет за собой возможные риски поломки штатива. Превышать установленную нагрузку также не стоит, стойка не выдержит, и вся конструкция завалится на бок.

Следует обращать внимание на поверхность установки штатива. Она должна быть ровной относительно горизонтали. Запрещается для лабораторных опытов под ножки основания подкладывать любые предметы с целью выровнять конструкцию. Стол под опыты должен иметь хорошую жесткость и иметь ровную верхнюю часть.

Какую модель выбрать?

Во время просмотра существующих моделей определяются с тем, каково значение штатива в химии. Для конкретной задачи требуется выбирать соответствующие характеристики: количество креплений, высота и тип стойки, вес основания, тип покрытия элементов. Если дополнительных опытов проводить никто не будет, то лишние траты на покупку дорогостоящего набора становятся бессмысленными.

Штатив для пробирок значение

При малом количестве агрессивных жидкостей допускается пользоваться металлическими штативами из оцинкованной или нержавеющей стали. Для работы с пробирками пользуются спросом полипропиленовые изделия. Лапки держателей выбирают с покрытием из силикона, чтобы не портить стеклянную поверхность колб при зажиме.

Требования к изделиям

При осмотре любого штатива следует обращать внимание на следующие характеристики:

  • Прочность стойки и фиксирующих элементов должна превышать в несколько раз ежедневно используемый вес материалов и посуды.
  • Высота стойки подбирается немного больше желаемой.
  • Резиновые уплотнители нужны для фиксирования посуды, не имеющей специальных мест крепления.
  • На каждой ячейке должна быть маркировка с буквами и цифрами, если используется штатив для пробирок. Значение этой детали проверяется на практике, это позволяет быстро найти нужную ёмкость и не перепутать её с другими реагентами.
  • Наличие всевозможных колец, стяжек, креплений под конкретный вид опыта.
  • Учитывается стойкость к температуре штатива.
  • Принцип разборки и сборки, а также удобство в хранении элементов конструкции.

Универсальные модели штативов предпочтительнее в любой лаборатории. В школах это особенно актуально из-за наличия огромного списка различных опытов на уроках химии, биологии, физики. А большое количество учеников не позволяет выбирать модели штативов слабой прочности. Также важна простота сборки, без применения дополнительных ключей.

Меры предосторожности при работе со стойкой

Для правильной эксплуатации медицинского оборудования рекомендуется ознакомиться с прилагаемой инструкцией. Все крепежные части конструкции разрешается откручивать только после того, как убраны реагенты из зоны работы. Жидкость сливается по возможности. Если она горячая, то дают время ей остыть.

Каково значение лабораторного штатива

Колбы рекомендуется снимать с лапок в закрытом состоянии. При нескольких зажимных элементах сначала откручивается верхняя лапка, далее последовательно снимают оставшиеся ёмкости. Не нужно пытаться ослаблять крепления фиксаторов сразу на стойке. Первым делом отпускают лапки, непосредственно держащие горло самой колбы.

Штатив – незаменимое приспособление для фотосъемки или длительного наблюдения в бинокль. Это трехногая подставка (трипод), позволяющая зафиксировать положение камеры или оптического прибора относительно опорной плоскости. Казалось бы, купить штатив – невелика премудрость, но когда доходит до дела, оказывается, что существует огромное число приспособлений подобного рода. Чтобы определиться с выбором при покупке трипода, придется ответить на массу вопросов: Какой высоты штатив нужен? Много ли он должен весить? Сколько вы готовы потратить? Достаточно ли устойчива модель? Какой выдерживает вес?

Зачем нужны штативы

В каких случаях вообще может возникнуть необходимость в фиксации положения камеры или другого устройства? Вот список возможных предположений.

  1. При наблюдении в тяжелый бинокль или бинокль большой кратности, при фотографировании с большой выдержкой.
  2. При съемке видео с неудобных ракурсов или в условиях плохой освещенности.
  3. Когда нужно увеличить глубину резкости или получить четкое фото при низком уровне светочувствительности камеры.
  4. Для кадров крупным планом или макросъемки (цветы, насекомые и пр.)
  5. Для создания автопортретов при использовании таймера камеры.
  6. Для съемки с расширенным динамическим диапазоном и создания панорамных снимков.
  7. Чтобы освободить руки для обеспечения более продуманной композиции в предметной фотосъемке.
  8. Для наблюдения или фотографирования астрономических объектов – Луны, звездных скоплений и пр.
  9. Для создания световых рисунков или использования имеющегося света для архитектурной фотографии.
  10. С целью фиксации аксессуаров – импульсных осветителей, светоотражателей и пр.

Составные части штатива

Трипод состоит из следующих компонентов:

  • Ножки – основной элемент конструкции. Чаще всего их производят из алюминия, базальта, стали или композитного материала на основе углеродных волокон.
  • Головка – это секция крепления, которая удерживает камеру, фотообъектив или другой прибор на штативе.
  • Центральная колонна – это центральная стойка конструкции, которая позволяет варьировать высоту головки штатива.
  • Сменные насадки на ножки для съемок на природе и защиты напольного покрытия в помещении.

Самые дешевые штативы имеют несъемную голову; те, что подороже – разборные, состоят из секционных модулей с возможностью замены (к примеру, головка часто приобретается отдельно).

Недостатки триподов

Триподы весьма практичны и позволяют использовать все возможности современной техники для создания высококачественных снимков. Но у всякой медали есть и обратная сторона: штативы все же не совершенны. Вот некоторые из их недостатков.

  1. Внушительная масса: даже если сами ножки выполнены из легкого материала, вместе с головой конструкция весит немало.
  2. Каким бы компактным ни был штатив (в сравнении с другими), он все равно занимает место. Путешествовать с треногой – отдельное удовольствие.
  3. Триподы недешевы: хороший штатив может сравниться по стоимости с простеньким биноклем.
  4. Установка штатива требует времени: пока собираешь конструкцию, можно упустить прекрасный момент для фото.
  5. Бюджетные штативы (особенно их крепления) чувствительны к лишнему весу. Нужно следить, чтобы характеристики трипода соответствовали массе девайса, который планируете устанавливать.

Выбираем по характеристикам

Итак, какие факторы следует учесть при выборе штатива? Подбор штатива – дело увлекательное, так как ассортимент сегодня удивительно многообразен. Можно найти компактный вариант, а можно купить тяжелый, основательный штатив. Давайте разберем все по порядку.

На какой вес рассчитан трипод

В первую очередь вас должен волновать вопрос, какой вес штатив может выдержать: многие фотографы совершают роковую ошибку, выбирая трипод, не подходящий для тяжелого оборудования – однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Предсказуемый результат использования неподходящего штатива для камеры – испорченное оборудование и поврежденный объектив. Рассчитывать рекомендуем так: номинальные предельные показатели должны в полтора раза превышать суммарный вес вашей фотокамеры и самого тяжелого объектива. И это – необходимый минимум. Стоит также помнить, что иногда на камеру давит дополнительный вес: к примеру, вы можете опереться на нее или положить руки, когда снимаете телеобъективом. Кроме того, вам может понадобиться установить еще и вспышку или батарейную рукоятку.

Высота штатива

Важно выбирать штатив, который подходит вам по высоте: чтобы не нужно было наклоняться, глядя в видоискатель. Идеальное положение видоискателя – на уровне ваших глаз. Если же он выше – это нормально, так как ножки треноги всегда можно уменьшить. Гораздо хуже все время работать в наклонном положении: это тяжело физически (особенно, когда нужно ждать определенный момент для съемки).

Если покупаете штатив со встроенной головкой, обратите внимание, чтобы ее верхушка находилась на уровне вашего подбородка. Приобретая модульный трипод, убедитесь, что ножки заканчиваются на уровне плеча. Еще один важный показатель – размер штатива в собранном состоянии. Представьте, что вам надо взять его в путешествие: сможете ли вы оформить его как ручную кладь?

Габариты и конструкция штатива

Вес играет важную роль при выборе треноги. Купив слишком тяжелый штатив, вы станете чаще и чаще оставлять его дома: но зачем вообще он нужен в таком случае?

Самые легкие триподы выполнены из материала под названием углеродное волокно. Его преимущества – износоустойчивость, прочность и неподверженность коррозии. Всем хорош штатив из углеродного волокна, вот только стоимость его очень высока.

Вторым по списку идет алюминий, который весит чуть больше. Многие дешевые треноги делаются сейчас из алюминия. Можно найти треногу и из нержавейки, но в основном они используются для видеосъемок и слишком тяжелы для частого использования.

Чтобы суммарный вес штатива не зашкаливал, ножки без головки должны весить менее 2,5 кг. Ножки из углеродного волокна весят 1.3–1.8 кг, из алюминия – 2.3–2.7 кг; базальтовые ножки изготовлены из вулканической горной породы и занимают третье место в рейтинге по соотношению цены и веса.

Ножки штатива

Ножки штатива могут быть трубчатыми и нетрубчатыми. Все углеродно-волоконные ножки являются трубчатыми и оснащены поворотным зажимом для фиксации. Алюминиевые, базальтовые и стальные могут быть различной формы, но все они имеют замки флажкового типа. В зависимости от высоты штатива его ножки могут состоять из 3–5 секций. Но тут стоит понимать, что чем больше секций, тем менее устойчивой будет тренога.

Насадки для ножек

В некоторых усовершенствованных моделях треног имеются насадки для ножек, благодаря которым конструкцию можно использовать в различных условиях: для этого необходимо лишь открутить насадки от стоек штатива. Насадки могут быть выполнены из разных материалов: для использования внутри помещения подойдут резиновые или пластиковые, для съемки на улице – металлические. Самыми универсальными считаются резиновые, но они не годятся для работы на льду и в дождь.

Центральная стойка

В некоторых триподах имеется центральная стойка. Ее функция – изменять высоту треноги: стоит лишь выдвинуть ее или, наоборот, опустить вниз. Некоторые фотографы считают, что это приспособление очень удобно в применении, другие выступают против. Их аргумент – центральная стойка рушит весь смысл треноги, это то же самое, что водрузить монопод на штатив.

По смыслу, такая конструкция предназначена для съемки широкоугольным объективом, но если вы решите использовать телеобъектив, то поймете, что от центральной стойки слишком много вибраций.

Если все же решите купить штатив с центральной стойкой, убедитесь, что конструкция легко опускается на тот уровень, где соединяются ножки: центральная стойка не должна дрожать при опускании.

Головка штатива

Головка – важнейшая деталь штатива: именно на ней держится камера со всем оборудованием, и она контролирует движения объектива. Если вы покупаете штатив модульной конструкции, голову придется приобрести отдельно. Выбирая крепление, убедитесь, что оно рассчитано на тот же вес, что и ножки. Существуют три варианта конструкции:

Устойчивость

Тяжелый штатив еще не гарантирует устойчивости конструкции. Существует множество штативов, которые позиционируются как тяжелые и крепкие, но совсем не устойчивы, особенно при неблагоприятных погодных условиях. Качественный штатив должен не бояться ветра, нечаянных толчков или ударов. Перед началом работы важно удостовериться, что камера или объектив крепко и правильно закреплены на штативе, потому что если баланс нарушен, вся конструкция может рухнуть.

Быстросъемная система

Быстросъемная система Arca-Swiss для штатива

Все современные цифровые зеркальные фотоаппараты оборудованы резьбой для крепления к треноге или моноподу (у тяжелых объективов есть такая же резьба для втулки штатива). Подобная резьбовая система крайне неудобна для крепления камер и объективов на штативах, потому что приходится поворачивать либо камеру, либо штатив, чтобы скрепить их вместе. Для того, чтобы сделать весь процесс более простым и удобным, производители нашли прекрасное решение – прикрепить на камеру или объектив небольшую съемную пластину, которую затем можно плотно закрепить на головке штатива.

Дешевые штативы поставляются с простой пластиковой пластиной, которую можно крепить на любую камеру или объектив, а более дорогие штативные головы – с прочной металлической. Лучшая быстросъемная система – Arca-Swiss Quick Release System. Она считается стандартом среди производителей, поскольку оказалась очень эффективным и удобным решением для работы. В отличие от пластиковых пластин, эта система изготовлена из очень прочного сплава алюминия и позволяет установить камеру/объектив на штатив без необходимости что-либо поворачивать. Пластина быстроразъемной системы постоянно прикреплена к камере или линзе, затем она легким скользящим движением подсоединяется к держателю (см. фото). Блокирующий механизм очень прост и вдобавок позволяет избежать вибрации.

Вся прелесть этой системы в том, что некоторые производители (компании Really Right Stuff, Kirk Enterprises и др.) выпускают не только сами пластины, но и хомуты для объективов, держатели для вспышек, Г-образные кронштейны и другие аксессуары для Arca-Swiss Quick Release System. Но главный недостаток этого производителя – высокие цены; плюс к тому придется отдельно покупать держатели для каждого фотоаппарата и объектива.

Учимся на чужих ошибках

Некоторые начинающие фотографы приступают к выбору треноги, даже не понимая, для чего нужен трипод и как часто они будут им пользоваться. Обычно все заканчивается тем, что покупают они самый дешевый штатив и устанавливают на нем свою зеркалку. Цены на такой штатив варьируются от 75 до 150 долларов за головку и ножки, и это отличная цена для инструмента начального уровня.

Затем горе-покупатели приобретают навороченные объективы, и вес аппаратуры заметно увеличивается. Тогда оказывается, что дешевый штатив не так уж хорош, и взамен нужно что-то более надежное и устойчивое. После первой ошибки их озаряет, что на поиски хорошего штатива придется все-таки потратить время и силы. Тогда они принимаются за серьезные поиски, штудируя сайты и форумы. Несмотря на все рекомендации профессионалов, они игнорируют тот факт, что лучше купить хороший современный штатив на качественной шаровой головке, и покупают за 300-500 долларов треножную систему со съемной головой. Им кажется, что они очень выгодно вложили деньги, ведь новый штатив куда лучше старого.

Проходит год или два, и они разочаровываются в покупке: теперь-то им ясно, что такой штатив слишком тяжел и громоздок для поездок, пользоваться им не очень удобно. Тогда уже они осознают, что стоило с самого начала покупать первоклассную треножную систему.

У других фотографов несколько иная история: они покупают недорогой штатив, который счастливо служит им многие годы. Все это говорит о том, что штативом владелец пользуется не так уж и часто и даже не задумывается о приобретении более функциональной модели. Все, кому штатив действительно необходим, – а это в первую очередь те, кто занимается пейзажной или архитектурной съемкой, – покупают несколько разных штативов и, в конце концов, выбирают из них самый-самый.

Поэтому… рекомендуем следующее: если у вас нет и никогда не было штатива, покупайте самый дешевый (до 150 у.е.) – из алюминия, со встроенной головкой. Где-то после полугода эксплуатации и попыток применения трипода для макросъемки, ландшафтного фото и т.д. вы поймете, чего ему не хватает для наилучшего соответствия вашим требованиям. Если же у вас уже есть дешевая тренога, и вы хотите найти что-нибудь более достойное, выбирайте самый лучший штатив с быстросъемной системой от Arca-Swiss: пусть вы потратитесь, зато сохраните нервы, а штатив окупит себя спустя некоторое время.

Примечание. Стоит заметить, что некоторые предпочитают покупать ножки и головку другой фирмы, потому что считают Arca-Swiss тяжелыми и неудобными. Но с другими фирмами есть одна проблема: дешевые пластины не держат камеру достаточно крепко, и фотоаппарат ерзает и крутится вокруг основания, что превращает панорамную съемку в кошмар.

Трудно представить профессионального фотографа в процессе работы без штатива для фотоаппарата. Благодаря этому аксессуару можно проводить съемку на длительных выдержках или осуществлять студийную фотосъемку. Если бы не штатив, то многие фотографии известных фотохудожников были бы размытыми, а мир никогда не увидел их. Поэтому все фотографы, в т.ч. не профессионалы, имеют в своем арсенале штатив.

Штатив использовался фотографами еще в самом начале появления фотографии. В то время он помогал держать фотоаппарат, который имел достаточно увесистый вес. Годы прошли, фотоаппарат стал легким и все думали, что штатив исчезнет из арсенала фотографа. Но этого не произошло. Его до сих пор применяют фотографы, потому что с ним фотографии получаются четкими и необыкновенно красивыми.


Выбрать этот, на первый взгляд, простой аксессуар оказывается задачей не простой. Штативы отличаются материалом изготовления, конструкцией, весом и многими другими параметрами. Необходимо хорошо ориентироваться в этих вопросах, чтобы сделать правильный выбор штатива. Поэтому мы решили изучить все тонкости выбора и посвятить этому статью.

Виды штативов

Все штативы делятся на три основных вида: мини-штативы, одноногие штативы и штативы-треноги.

Самый простой вид штатива. Изготавливается он из пластика и прикрепляется к столу. Этот штатив еще называют паучьи ножки. Предназначен штатив для простых цифровых фотоаппаратов. Есть, конечно же, варианты посерьезней. В этом случае они изготовлены из металла и могут использоваться для зеркальных фотоаппаратов. Такой штатив легко помещается в карман, что позволяет носить его с собой. Его можно ставить на стол, стул, тумбочку и другую поверхность. Кроме того, цена на такие штативы минимальная. Но не всегда можно найти поверхность, которая подходила бы по высоте для некоторых съемок. Тем более сам штатив маленький.

Другими словами их называют моноподы. Штатив состоит из телескопической трубы и съемной головки, на которую крепят фотокамеру. Зачастую их можно увидеть во время съемок репортажей. Штатив позволяет не держать в руках тяжелую камеру, уменьшить вибрацию, которая не видна человеческому глазу при восьми секундной выдержке.

Это самые популярные штативы, которые пользуются спросом, как у профессионалов, так и у любителей. Из названия становится понятным, что штатив имеет три ноги и головку для камеры. Большой модельный ряд представлен именно штативами треногами.

Треногие и одноногие штативы могут быть разные по высоте, при этом высота ног самостоятельно регулируется. Но стоит учитывать, что чем выше может становиться штатив, тем он тяжелее.

Характеристики штатива

В основном все модели состоят из ног и головки.

Основная характеристика ног штатива это высота. Одноногий штатив или штатив с центральной штангой позволяет достичь максимальной высоты. При этом, чем выше высота, тем не устойчивее становится штатив. Сам штатив в сложенном состоянии достаточно компактный. Лучшим вариантом считается штатив с неподвижной штангой. Еще лучшим вариантом принято считать треногий штатив со съемной центральной штангой.

Высота должна быть оптимальной для выполнения задачи, т.е. чтобы фотоаппарат можно было разместить на уровне глаз. Минимальная высота штанги позволяет разместить фотокамеру на необходимой высоте от уровня земли и иметь компактный размер в сложенном состоянии.

Головка штатива отвечает за расположение камеры. Различают четыре вида головки - 2D, 3D, шаровые и панорамные.

Головки 2D и 3D отличаются возможностью поворота камеры. Головка 2D позволяет поворачивать камеру горизонтально и вертикально. Головка 3D позволяет вращать камеру на 360 градусов, а угол наклона может доходить до 90 градусов. Головка 3D выделяется среди других головок наличием большого количества ручек и фиксаторов. Эта головка обеспечивает высокую точность фотографии. При этом у нее низкая оперативность и большой размер.

Шаровая головка позволяет поворачивать камеру в разные стороны и фиксировать на выбранном моменте при помощи нажатия только одной кнопки-фиксатора. Крутится камера благодаря металлическому шару. Данные головки компактные, надежные и позволяют оперативно выполнять съемку объекта. Единственный недостаток заключается в чувствительности металлического шарика к загрязнению и в самом фиксаторе. Если немного ослабить фиксатор, камера упадет и разобьется.

Панорамная головка по принципу действия напоминает головку 3D. Основная задача головки - помогать делать панорамные съемки. Для других целей головка не предназначена.

Головки соединяются с камерой при помощи резьбы. Здесь стоит быть внимательными, т.к. резьба головки может не совпадать с резьбой на камере. В этом случае рекомендуется использовать переходник. При этом все профессиональные штативы позволяют устанавливать камеры с любой резьбой.

Материал штатива

Для изготовления штативов используют пластик, алюминий, титан, магний, сталь, углепластик, базальт и даже дерево.

Недорогим вариантом считается штатив из алюминия и легких сплавов титана и магния. Они более устойчивые по сравнению с пластиковым вариантом и хорошо выдерживают минусовую температуру.

Для проведения студийных фотосъемок используют штативы из алюминия, стали и сплава этих материалов.

Профессиональные фотографы в своей работе используют штативы, изготовленные из углепластика и базальта.

Штативы из углепластика жесткие и не тяжелые по сравнению с алюминиевыми собратьями. Поэтому их часто используют во время выездных фотосъемок. Углепластиковые штативы выдерживают сильный ветер и не качаются под его напором. Единственное, что может на них повлиять – сильный мороз. Цена на штатив высокая и варьируется в пределах 300-500 $.

На что обратить внимание при выборе штатива?

При выборе штатива обращают внимание на его вид, тип головки, материал изготовления. Об этих всех параметрах говорилось чуть выше. Но есть другие характеристики, которые не менее важны при выборе штатива.

Вес штатива играет роль, если фотограф ведет активный образ жизни и не любит сидеть в студии. Пешие походы в горы, туры по странам Европы и по городам своей страны не позволяют брать тяжелую технику. Поэтому в этом случае стоит выбирать штативы легкие и компактные. Если походы и путешествия будут происходить на машине, тогда вес штатива отходит на второй план.

Если штатив тяжелый это еще не означает, что он надежный и прочный. Современные материалы (углепластик и базальт) позволяют выпускать высокого качества штативы, но с легким весом.

Грузоподъемность говорит о том, какой вес фотоаппарата и вспышки сможет выдержать штатив. Приобретая штатив необходимо знать, сколько весит камера вместе со вспышкой и объективом. Максимальная грузоподъемность штатива должна быть больше, чем полученный вес аппаратуры. Например, фотоаппарат весит 600 гр, объектив – 1,5 кг, а вспышка 200 гр. В этом случае штатив с грузоподъемность 1,5 кг уже не подойдет. Он не выдержит вес 2,3 кг. Значит необходимо подбирать штатив с грузоподъемность более 2,3 кг.

У штатива обязательно должны быть резиновые лапки. Они обеспечивают лучшую устойчивость штатива, а значит, позволяют сделать качественные фотографии. Можно встретить пластиковые лапки, но от них стоит сразу отказаться. Если на штативе нет лапок, то их можно сделать самостоятельно.

Максимальная высота штатива позволяет устраивать длительные съемки. Если же во время таких съемок держать фотоаппарат в руках, то, во-первых, руки быстро устают от тяжести, а во-вторых, любое вздрагивание конечностей приводит к некачественным фотографиям. Оптимальная высота 1,3 метра. Штатив высотой 1,5 метра подходит для городских съемок. В этом случае стоит учитывать, что чем выше штатив, тем он менее устойчивый и компактный. В некоторых моделях штатива с высотой 1,5 м предусмотрен посредине крючок. На этот крючок вешают габаритный груз, который делает установку устойчивой.

Минимальная высота штатива позволяет проводить съемки на уровне земли. Но, к сожалению, не существуют модели штативов, где будут предусмотрены необходимые параметры максимальной и минимальной высоты штатива. Фотографу приходится выбирать между этими двумя параметрами. Можно обратить внимание на модели, у которых ноги штатива выворачиваются вверх. В результате камера оказывается перевернутой, а для фотографа создано условие для съемок на уровне земли.

Производители штативов

Швейцарская фирма Foba выпускает в основном качественные студийные штативы. В ассортименте компании также модели для выездных съемок. Особой популярностью пользуются штативы класса ASNIO, которые в сложенном состоянии имеют длину 30 см, а также 3D-голова ASMIA, которая позволяет выполнять панорамную съемку и съемку под двумя наклонами в 90 градусов.

Японская компания Velbon известная на российском рынке как производитель бюджетных штативов с 3D-головой для небольших камер.

Gitzo самая популярная марка среди профессионалов. Сейчас она принадлежит компании Vitec. Gitzo это высокого качества штативы полностью ручной сборки. Изготавливаются из базальта и шестислойного карбона. Среди профессионалов высоко оцениваются триподы и моноподы с шаровыми головками.

Торговая марка Markins выпускает профессиональные штативы, которые выдерживают максимальную нагрузку до 45 кг.

Rekam и Slik бюджетные торговые марки. Можно сказать, что в них неплохо сочетаются приемлемая цена и неплохое качество.

Самые дешевые штативы, выполненные из алюминия, с пластмассовыми стационарными головками стоят до 100$.

Бюджетные штативы, но с достаточно неплохим качеством стоят от 150$.

Профессиональные штативы стоят от 250$.

Какой штатив выбрать?

Как видите, штативы сильно отличаются друг от друга по материалу изготовления, цене, головке и другим параметрам. Поэтому, если вы не профессионал рекомендуем выбирать штатив с максимальной высотой 1-1,3 метра, легкий, с грузоподъемностью для конкретно вашей камеры и из бюджетных вариантов. Для профессиональных фотографов выбор останавливается на дорогих моделях с соответствующими параметрами.

Читайте также: