Как правильно снять пластмассовый вентилятор с электродвигателя

Обновлено: 14.05.2024

Как мы знаем, основное назначение асинхронного электродвигателя – преобразование электрической электроэнергии в механическую. Также мы знаем, что законы физики едины вне зависимости от силы научной и технической мысли, и данный процесс неизбежно сопровождается выделением тепла и, как следствие, нагревом электродвигателя.

Повышенная температура в меньшей степени несёт вред для металлических конструкций электродвигателя и в большей степени для изоляции обмоток, собственно, предельная рабочая температура электродвигателя определяется нагревостойкостью изоляции.

В соответствии с ГОСТ Р МЭК 60085-2011 существует классификация нагревостойкости изоляции и соответствующая этим классам фактическая температура изоляции: Y (90°C), A (105°C), E (120°C), B (130°C), F (155°C), H (180°C), N (200°C), R (220°C), 250 (250°C).

В части буквенного обозначения классов нагревостойкости вышеуказанный ГОСТ схож (но не идентичен) с классификацией, установленной национальной ассоциацией производителей электрооборудования (NEMA).

Как обеспечивается охлаждение электродвигателя

Современная конструкция асинхронных электродвигателей технически выверена, технологична и эстетически прекрасна. Пассивное охлаждение осуществляется за счёт отвода тепла в атмосферу через корпус. Не случайно корпус двигателя имеет продольные ребра и фактически выполняет роль радиатора. Активное охлаждение и отвод тепла от корпуса осуществляется за счёт крыльчатки (осевого вентилятора) на валу двигателя с нерабочей стороны, вентилятор закрывается защитным корпусом.

Таким образом, электродвигатель во время работы сам себя охлаждает, что очень удобно и в большинстве случаев при номинальных режимах работы достаточно, иногда такую систему вентиляции называют самоохлаждением или зависимой.

Мы ведь с вами понимаем, что тема данной стати родилась не случайно

Простота конструкции самоохлаждения двигателя иногда играет с нами злую шутку и не позволяет использовать оборудование в желаемых нами режимах работы, в таких случаях на помощь приходит независимая вентиляция электродвигателя.

В каких случаях может потребоваться независимая вентиляция:

  • Продолжительный режим работы* , характеризуется работой электродвигателя при неизменной нагрузке длительное время, за которое все части машины достигают установившейся (неизменной) температуры. В том случае если температура окружающей среды близка к верхней границе по паспорту устройства, то высока вероятность перегрева электродвигателя. Иными словами, нарушен теплообмен частей электродвигателя и окружающего воздуха.
  • Режим работы с частыми пусками и остановами* – это последовательность рабочих циклов, длительность циклов такова, что электродвигатель не успевает достигнуть максимальной температуры, но при останове не охлаждается до температуры окружающей среды. Вероятность перегрева так же высока, как и в предыдущем случае.
  • Частотно регулируемый режим работы с понижением частоты вращения . Понижение частоты (читай – скорости вращения вала) с глубиной перестройки более 10% несет опасность перегрева двигателя в следствии уменьшения потока воздуха с крыльчатки, расположенной на валу электродвигателя.
  • Частотно регулируемый режим работы с повышением частоты вращения . Следуя логике из прошлого пункта, повышение частоты вращения вала должно снять риски перегрева оболочки электродвигателя, и это действительно так.
  • Проблема в данном случае кроется в том, что крыльчатка вентилятора не рассчитана на работу при скорости отличной от номинальной, и если при понижении скорости вращения опасность кроется в снижении воздушного потока, то при незначительном повышении скорости вала вентилятор может создавать дополнительное аэродинамическое сопротивление, вызывая вибрацию и повышенную нагрузку на подшипники.
  • Установка на вал электродвигателя энкодера и/или тормоза возможна только на нерабочую часть вала, как раз на место штатного вентилятора.

Подробнее о режимах работы электродвигателей S1-S10 можно узнать в ГОСТ Р 52776-2007 (МЭК 60034-1-2004) Машины электрические вращающиеся.

Чем опасен перегрев электродвигателя

Воздействие повышенной температуры на изоляцию обмоток электродвигателя приводит к ухудшениям ее эксплуатационных характеристик: высыханию и растрескиванию электроизоляционных пропиток, повреждению керамических элементов, потери диэлектрических свойств. Как итог, межвитковое замыкание, потеря мощности или полный выход из строя электродвигателя.

Важно понять, что чем больше превышение температуры эксплуатации, тем быстрее протекает процесс снижения ресурса устройства, по некоторым непроверенным нами данным длительное превышение температуры эксплуатации на 10°С снижает ресурс электродвигателя вдвое, при незначительном превышении температуры этот процесс может протекать медленно, постепенно снижая производственный ресурс.

Что мы предлагаем?

Независимая вентиляция – проверенное временем решение для двигателей габарита от 63 до 200.

Независимая вентиляция представляет собой кожух (как правило, алюминиевый цилиндр) с вентилятором внутри, скорость вращения которого не зависит от скорости вращения вала электродвигателя, что обеспечивает эффективное охлаждение независимо от режима работы электродвигателя.

Важно, что независимая вентиляция устанавливается на место штатного кожуха, крепится штатными винтами и не требует никакой доработки или модернизации электродвигателя.

Прошу помощи знающих людей. Нужно как то снять крыльчатку с кулера ноутбука MSI CX500DX Фотки прилагаю.
Крыльчатка обычно снимается просто, но в моем случае она нифига не поддается сьему, под наклейкой впресованная типа шайба латунная, т.е. смазать как обычно не получится.
Фото 1
Фото 2

Что сподвигло на это действо? Давно бросил это неблагодарное занятие - никогда не помогало, все равно приходится покупать новый(650р).

Если потянуть за крыльчатку то она не снимается. Вывод - все таки конструкция довольно банальна, но как на обычных кулерах для стационарников под наклейкой пробочка и дырка со стопорным кольцом, то здесь эта пробка латунная и запресованна в корпус. Итог всетаки кулер не разборный. Но надежда его разобрать еще немного тлеет. (возможно прийдется высверлить эту пробку и заменить наклейку на свою)
P.S. Когда пытаюсь потянуть за крыльчатку то чувствуется что чтото твердо мешает ей сняться, пробовал тянуть сильней (намного), боюсб напрочь разломать корпус кулера.
P.S.S. Это не первый мой ремонт кулера, я их уже десятками перемазал перечистил, поменял, такая проблема/необходимость у меня впервые.

Это, скорее всего, сам подшипник.

Но ведь буржуинцы как-то засунули ось в подшипник? Там, наверное, пружинное кольцо.
Вот еще статья: Ремонт: неразборный кулер ноутбука HP Pavilion dv6-2110er и чел тоже пишет, что просто снял крыльчатку.
Третья: Как разобрать ноутбук Acer 5520G.

Блин ну везде, везде где ни читал, указано что крыльчатка именно легко снимается, а моя зараза сидит мертво, только пластмасса гнется от прилагаемого усилия а ось и не собирается сдвигаться на миллиметр.

У меня получилось наконецто. Пришлось прилично и аккуратно придавить, соскочило со стопорного кольца. Сотруднику правда попался хлипковатый кулер (другой не разборный) - сломал. Вобщем этот кулер можно разобрать силой.

насчет разборки кулеров от ноутбуков с латунной втулкой ,а в нее впресованной железной заглушкой,так вот толщина этой заглушки (в моем случае,черного цвета- а при сверлении,оказалась она из металла) равна 3,5 мм.Вал крыльчатки кулера входит в эту латунную втулку,фиксируется пластмассовой шайбой полукольцом (как в обычных кулерах на больших "машинах"),так что снять крыльчатку просто вытянув,не получиться (да и сломать её очень легко).На разборку убитого кулера ушел 1$ и немного крови,поранил слегка палец,но зато точно "расколол" кулер этого типа.Конструкция неразборная,НО. если просверлить отверстие 1-1,5 мм прямо по центру(или не поцентру,ну что бы вал кулера не мешал заливке масла), втулки заранее прокернив его и что интересно надо быть крайне осторожным имея ввиду то что отверстие которое собираемся сверлить будет сосна валу кулера,в смысле что бы не убить его,(вал) ограничив кончик сверла что бы не просверлить ниже 3,5 мм (а то легко повредить вал),то получим отверстие для смазывания вала кулера.На далее и коту понятно берем медицинсикй шприц и смазываем.Главное не перемудрить количеством масла,а то зальется электроника и кулер может сдохнуть.Мало-ли вдруг масло имеет примеси токопроводящие.

Вобщем тот кулер я всетаки разобрал, приложив силу к основанию крыльчатки двумя широкими отвертками, выскочил вал из стопорного кольца. Но вот мой друг таким же образом разломил кулер, оказалось там основание тоньше. Так что случаи бывают разные. Смотрите внимательно, пробуйте. Возможно таки да, лучше просверлить отверстие в заглушке. ХЗ, буду пробовать если еще такой случай представится.

Подтверждаю- разбирается. Использовал 2 скальпеля(цельнометаллические) - у них толщина какраз подходит. Небольшое усилие и крыльчатка соскакивает.

Решено! Ничего сверлить не надо,это бред! Слегка нажимаете на сам вентилятор,у вас он вдавится слегка,там пластинка изогнутая стоит,и с обратной стороны тоненькой отвёрткой поддеваете маленькое штопорное колечко,и вытаскивается и вентилятор,и 2 подшипника,с одной и с другой стороны! Сфотографировал грязный,извините! )))

Прикрепленное изображение

baly84
Если обратишь внимание, то в теме обсуждается, как разобрать бучный кулер. И да, как в твоем случае, с десктопным - ничего сверлить не надо. Спасибо, кэп! )


Необходимость установки кухонной вытяжки в квартире объясняется удобством её эксплуатации и эффективностью очищения воздуха в помещении. Поломка в системе вентилирования на домашней кухне обычно происходит из-за неисправности электрического двигателя. В чём может быть проблема, как устранить дефект и починить самостоятельно мотор, подробно рассказано в этой статье.

Как отремонтировать поломку своими руками?

При неисправной вытяжке чувствуется нехватка воздуха в помещении. На поломку системы указывает ряд иных признаков:

  • шум;
  • треск;
  • или гул из дымовой трубы.

Правильное её определение можно осуществить, пользуясь инструкцией по эксплуатации. По ней можно досконально разложить все элементы и понять, как получить доступ к двигателю.

Так как именно при эксплуатации мотор ломается чаще всего. Чтобы его отремонтировать, необходимо приготовить набор инструментов для демонтажа и надеть перчатки.

Сначала проводится первичная диагностика. Иногда отремонтировать просто, но в редких случаях требуется полная замена детали.

Основные причины неисправности


Среди главных причин:

    Неправильная эксплуатация вытяжной системы. Двигатель может сломаться из-за неправильного обращения с соседними элементами. Например, из-за засорения сетчатого фильтра, который улавливает жир, может сбиться работа двигательных систем. Чистить фильтр нужно регулярно, примерно раз в три недели.

В новых моделях есть индикационная лампочка. Когда она загорается, тогда приходит срок замены фильтров. Сигнал подаётся при правильной эксплуатации не ранее, чем после двух лет работы двигателя.

Разборка аппарата: пошаговая инструкция

Демонтаж внешних деталей вентиляции

Чтобы демонтировать двигатель, необходимо разобрать внешние детали кухонной вентиляции. В данном случае можно получить доступ к системе двигателя.

Для этого нужно взять необходимые инструменты и материалы.

Нужно приготовить подходящую по диаметру отвёртку. Отвёрток в данном случае должно быть несколько, так как некоторые детали могут быть объёмными и зацеплены большими винтами, а некоторые элементы имеют микроскопический размер и могут демонтироваться только специальными инструментами, предназначенными для аккуратного извлечения деталей.

Когда двигатель извлечён из устройства, проводят проверку сопротивления его обмоток. Для этого заранее подготавливают жгут проводов, которые выходят от платы к электродвигателю. При этом можно одновременно диагностировать неисправности в моторе и попытаться его отремонтировать, не снимая с вытяжки.
Способ менее удобен, так как предварительно потребуется провести комплекс дополнительных работ. Лучше провести демонтаж самого́ двигателя и не трогать другие детали в корпусе вентиляции.

Чистка и проверка


  1. Что бы ни послужило причиной поломки двигателя вентиляции, удаляют грязь, смазывают подшипник маслом.
  2. Демонтированный мотор кладут на горизонтальную поверхность и проверяют пусковой конденсат.
  3. При отсутствии короткого замыкания его возвращают на место.
  4. Если кондер пробит, то его заменяют аналогичным по ёмкости и рабочему напряжению.

После прочищения всех пазов хорошо высушивают мелкие детали. Чистку можно проводить мягкой тряпочкой, которая не оставляет разводов, не царапает поверхность. После очистки проверяется исправность двигателя. Проблема отказа его в работе могла быть по причине засорения деталей. После очищения конструкция может стать исправной.

Когда мотор установлен на место, проверяется его работоспособность. Если проблема также сохраняется, вентиляция работает очень плохо, значит, двигатель подлежит замене либо сломались какие-то его составляющие. Прибор снова вынимают из вентилятора и проверяют его работоспособность по деталям.

Тестирование и сборка

  • Если сломанный электродвигатель нельзя заменить, то можно попробовать накоротко соединить его провода. Такое тестирование поможет определить качество работы двигателя с более короткими проводами. Ремонт неисправности проводки проводится редко. Фирменные вытяжки устроены так, что моторы в них сгорают редко. Это приводит к тому, что работа мотора не может нарушиться из-за проблем с электричеством. Но это касается только современной техники.
  • Если же говорить о простой вытяжке с простым двигателем, то всё намного сложней. Тестировать и собирать такую деталь в вентиляции придётся несколько раз подряд. Обязательно нужно подать сетевое напряжение на рабочую и пусковую обмотку. Бывают ситуации, что мотор гудит (это означает исправность электросети), но отказывается работать.

Двигатель может набрать обороты во включённом состоянии при ручной его прокрутке. Такая ситуация указывает на неисправность пусковой обмотки. Её нужно снять с электродвигателя и заменить.

Адаптер-преобразователь также проверяют тестером на соответствие необходимого для работы напряжения. При применении в системе стандартной светодиодной лампы на 220 В ремонт включает только очистку контактов в цоколе светильника.

Советы экспертов


Эксперты советуют придерживаться следующих правил:

  1. Для проверки правильной работы электродвигателя необязательно снимать мотор с вытяжки. Выполнить необходимые действия можно путём проверки сопротивления обмоток цельной системы. Для этого нужно найти провода, которые ведут к электродвигателю от материнской платы. Затем проводится диагностика двигателя на наличие дефектов в проводке.
  2. Главная проверка — демонтаж пускового конденсатора. В 90% случаев причина поломки мотора — короткое замыкание, которое пробивает лопасти мотора и не даёт пройти рабочему напряжению вглубь системы.
  3. Когда проведён целостный демонтаж электродвигателя, устранена проблема, нужно проверить работу всей системы. Иногда после ремонта при включении электросети двигатель не начинает работать в идеальном режиме. Особо внимательно нужно отнестись к сборке. При неправильном демонтаже деталей система может дать сбой, а вентилятор замкнёт.

Ремонт двигателя вытяжки провести самостоятельно по силам любому человеку. Для выполнения этих работ нужно приготовить инструменты и ознакомиться с инструкцией по сборке соответствующей модели вентиляции.

Мелкие поломки, возникающие при эксплуатации, можно починить своими руками. Но для этого нужно знать и понимать элементы конструкции вытяжки кухонного оборудования. Читайте советы наших экспертов о том, как своими руками сделать ремонт встроенной вытяжки.

Видео по теме

Далее можно посмотреть, как выполнить ремонт электродвигателя кухонной вытяжки:


Ну вот, вчера разобрал моторчик. Делал с помощником, т.к. тисков нет. В идеале нужны тиски.

Сначала чистим моторчик от грязи и ржавчины. Снимаем с вала шайбочку, стопорное кольцо, за ним пластиковая шайбочка, за ней металлическая шайбочка.



После обязательно нужно нанести метки, можно просто процарапать отверткой на крышках и на корпусе, чтобы при сборке поставить всё правильно.


После нужно развальцевать — отжать "усики", удерживающие переднюю и заднюю крышки мотора. Я бил зубилом и пару усиков срезал — не беда. На фото обведены эти отжатые усики.


Сначала развальцовываем переднюю крышку, затем заднюю.
После ставим отвертку в стык крышки и корпуса и несильными ударами молотка рассоединяем эти две части.


В задней крышке между крышкой и корпусом находится пластик щеточного узла — отвертку нужно направлять между крышкой и пластиком.


После снимаем заднюю крышку и откладываем её в сторону — её трогать не будем.


А переднюю крышку вместе с ротором аккуратно вытягиваем — ротор держат щетки. Вынимаем ротор из щеток и откладываем корпус с щеточным узлом в сторону.



Ложим переднюю крышку между двумя опорами ротором вниз. И через деревянную проставку бьем по валу сверху, чтоб ротор вышел из крышки.


В итоге имеем две крышки и ротор с приржавевшей втулкой.



Пока так оставил, нужно забрызгать WD-ой втулку и вал и скрутить втулку с вала. После заменю втулку на втулку от моторчика печки ВАЗ 2108 — сейчас у меня её нет, но скоро будет.
Продолжение следует.

Опции темы
Поиск по теме

Вентилятор охлаждения. Диагностика, снятие, ремонт.

Отчет о ремонте вентилятора системы охлаждения
Вступление.
Выполнение данных работ вполне доступно для человека, обладающими средними слесарными навыками и занимает примерно 2 часа, причем собственно ремонт вентилятора был сделан за 15 минут. Основными проблемами при проведении работ явились: незнание конструктива крепления вентилятора и комары.

Техническое описание и диагностика.
Электрический вентилятор системы охлаждения, установленный на автомобиле VW Passat B5 с двигателем AEB, является вспомогательным для охлаждения двигателя и основным для охлаждения конденсора кондиционера. Мощность вентилятора на моей машине — 300 Вт. Производитель — Gate. Электродвигатель односкоростной, две скорости вращения реализованы с помощью включения через дополнительный резистор, или напрямую. Неисправность вентилятора при езде в условиях города Москвы при температуре наружного воздуха от -10 до 25 град.С не вызывает перегрева двигателя, и может долго оставаться незамеченной, при нормальном состоянии остальных частей системы охлаждения. Проблемы появляются при долгой стоянке в пробке с работающим кондиционером, и выражаются в повышении температуры двигателя и/или сигнале о неисправности кондиционера (высокое давление конденсации), что и произошло со мной. Избавившись от перегрева выключением кондиционера и включением печки (прямо как в ТАЗике) я стал размышлять о возможных причинах:
1. Отказ вентилятора.
2. Загрязнение радиатора.
3. Неисправность термостата.
Проверка работы вентилятора не составляет труда — достаточно включить кондиционер на мин. температуру в режиме AUTO — вентилятор должен работать. При отсутствии кондиционера можно погонять мотор на стоянке до превышения нормальной температуры или замкнуть клеммы на датчике температуры. Если вентилятор не включается, как было у меня, значит, у вас есть работа.

Необходимый инструмент и материалы.
1. Тестер.
2. Клещи-пассатижы.
3. Крестовая отвертка.
4. Головки на 10 и на 8.
5. Пластиковые кабельные стяжки.
6. Легкий молоток.
7. Отрезки проводов.
8. Кусачки.
Этот набор использовал я, при наличии смекалки, можно использовать что-то еще вместо отсутствующего.

Выводы.
Электродвигатель вентилятора является простым и надежным устройством, и основной причиной его отказа является грязь, попадающая внутрь. Потратив немного времени, можно вполне продлить ему жизнь и сэкономить 120-150$.

При поломке бытового вентилятора, как настольного, так и напольного, не спешите сразу везти его в ремонт, а тем более выбрасывать. Скорее всего, возникла простая неполадка, и ремонт вентилятора вы сможете произвести самостоятельно.

Основные неисправности

Бытовой вентилятор не отличается сложностью конструкции, и принцип его устройства можно увидеть на рисунке ниже.


Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что выйти из строя в аппарате могут электродвигатель, редуктор, кривошип, переключатель скорости вращения и пропеллер, создающий поток воздуха.

Главное отличие настольного кулера от напольного – это высокая стойка в напольном варианте. В остальном конструкции идентичны.

Итак, основные неисправности, которые вы можете наблюдать у приобретенного вами кулера:

  • агрегат не включается, сетевая лампочка не горит;
  • аппарат не работает, но лампочка горит;
  • лопасти кулера плохо вращаются;
  • агрегат не поворачивается в стороны;
  • кулер издает гудение и не вращается.

Агрегат не включается

В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.

Лампочка не горит

Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке. Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.

Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.

Лампочка горит

Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками. Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.

Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.

Лампочки

При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.

Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.

Лопасти кулера плохо вращаются

В случае, когда вентилятор не тянет и плохо гонит воздух, потребуется разобрать корпус, в котором находится мотор. Иногда тот факт, что не крутится пропеллер, может сигнализировать о недостаточности смазки в подшипнике скольжения, установленного в электродвигателе.

Разборка вентилятора происходит следующим образом.

  1. Сначала требуется открутить защитную сетку (переднюю ее часть) и снять ее.
  2. После сетки, отсоедините пропеллер. Он может быть прикручен к валу мотора гайкой с левой резьбой. То есть, чтобы открутить гайку, вращайте ее по часовой стрелке, а для ее закручивания – против часовой стрелки.
  3. Снимите заднюю защитную сетку, открутив еще одну гайку.
  4. Открутите весь крепеж, удерживающий кожух агрегата. Иногда в рукоятке для регулировки вращения корпуса находится еще один болтик. Если его не открутить, не получится снять кожух моторчика.
  5. Теперь, кода двигатель открыт, следует капнуть несколько капель машинного масла (лучше использовать веретенное масло) на втулку (указано красной стрелкой) и провернуть вал несколько раз в разных направлениях, чтобы смазка впиталась внутрь.
  6. После этой процедуры возобновляется легкое вращение вала. Соберите корпус мотора в обратном порядке.
  7. Включите агрегат и проверьте силу потока воздуха.

Вентилятор не поворачивается в стороны

Как починить напольный вентилятор, если он перестал крутиться (поворачиваться) по сторонам? Все дело в кривошипе, крепежные винты которого могут ослабиться или выкрутиться. Чтобы узнать это, потребуется разбирать корпус мотора. Если при работе агрегата повороты корпуса происходят с задержкой или полной остановкой, то следует проверить шестеренки в редукторе на предмет зацепления. Также необходимо проверить сам переключатель редуктора, а именно – перемещение его вверх и вниз.

Разберите редуктор и извлеките главную шестеренку. Вал также придется вытягивать. Нанесите смазку на все подвижные элементы и соберите редуктор. Если шестерни сильно износились, они требуют замены, хотя найти аналоги сломавшихся деталей для вентилятора довольно сложно. В таком случае, придется собрать агрегат без редуктора и пользоваться кулером в обычном режиме, когда воздушные массы будут двигаться в одном направлении.

Кулер издает гудение и не вращается

Случаи, когда не крутится вентилятор, и при этом мотор гудит, встречаются довольно часто. Причин, вызывающих данную поломку, может быть несколько:

  • отсутствие смазки на подшипниках (что делать, говорилось выше);
  • выход из строя конденсатора;
  • неисправность электродвигателя.

Выход из строя конденсатора

Ремонт напольного вентилятора в данном случае сводится к проверке емкости конденсатора с помощью тестера. Чтобы добраться к радиодетали, потребуется разобрать корпус мотора. Подробное описание, как разобрать корпус, было приведено выше. После снятия кожуха вы увидите конденсатор, закрепленный на двигателе.

Конденсатор
Конденсатор вентилятора

У представленного прибора емкость конденсатора равняется 0,85 микрофарад. По этой причине, на приборе необходимо выставить значение в пределах от 2 микрофарад до 200 нанофарад, как показано на рисунке ниже.

Измерение

В данном случае, после подключения конденсатора к прибору видно, что его емкость равняется 0,841 микрофарад. Если учесть погрешность ± 5%, то емкость радиодетали находится в пределах нормы, и она не является причиной того, что кулер перестал работать.

Подключение конденсатора

Неисправность двигателя

При ремонте вентилятора своими руками, в поисках поломки также необходимо “прозвонить” электродвигатель. Если он неисправен, то аппарат включаться не станет и будет издавать гудение. Необходимо измерить сопротивление на двух обмотках статора, предварительно отсоединив провода, идущие к ним, как показано на следующем рисунке.

Прозвон электродвигателя

Как видно, сопротивление также находится в пределах нормы, поскольку его значение равняется 1215 Ом (1,2 кОм). В противном случае, аппарат загудит, но не включится. В такой ситуации потребуется перемотка двигателя в специальной мастерской.

Аппарат сильно шумит

Поскольку пропеллер агрегата, главная задача которого — создавать поток воздуха, делается из пластика (не всегда качественного), то велика вероятность деформации последнего. Обычно это происходит, если агрегат оставить на долгое время под прямыми солнечными лучами, или возле источника высокой температуры. При деформации нарушается равновесие между лопастями, что и вызывает сильную вибрацию и шум при нормальном потоке воздуха.

Также вибрация вала может появляться из-за разболтавшейся от длительной эксплуатации втулки подшипника скольжения.

Нередко при падении аппарата, когда лопасти крутятся, деформируется защитная решетка. При ударе о нее вращающегося пропеллера, одна из лопастей может сломаться.

Подводя итог, можно сказать, что в разных моделях вентиляторов основные узлы и управляющие элементы могут выглядеть по-другому. Но принципы диагностики и устранения неисправностей от этого не меняются.

Читайте также: