Как проверить uv светофильтр

Обновлено: 15.05.2024

Последнее время как-то много вопросов про фильтры, так что постараюсь объединить всю информацию в одной статье.

UV-фильтр

— отфильтровывает ультрафиолетовые лучи, тем самым повышая резкость и контраст фото.

Skylight-фильтр

— отфильтровывает ультрафиолетовые лучи и поглощает избыток голубого спектра, тем самым нормализуя цветовой баланс при дневном осещении.

Clear-фильтр

— просто защищает линзу, не влияет на снимок. Также у разных производителей может называться защитным или P-фильтром.

Надеюсь все понимают, что улучшать фото они в принципе не могут. Это еще одна поверхность воздух-стекло, которые так сильно влияют на качество оптики.

После изобретения просветления, а затем и мультипросветления ситуация в корне изменилась. Стали возможны объективы с огромным количеством линз и переходов воздух-стекло.

Современные объективы теряют примерно ½-1% света при прохождении его через такую границу.

Соответственно нас в первую очередь будет волновать, чтобы защитный или UV-фильтр имел мультипросветление . И имел его с обеих сторон стеклянной поверхности.

Например, у Hoya, известного производителя фильтров есть три градации фильтров.

Standard, Hoya Multi-Coated (HMC), Super Hoya Multi-Coated (Super HMC).

Standard — имеет однослойное просветление с обеих сторон. А это уже ведёт к большей потери света на переднем элементе, нежели, скажем, на передней мультипросветленной линзе объектива.

Но это всё равно лучше, чем фильтры малоизвестных производителей, которые вообще по сути являются обычным стеклом и соответственно ведут себя как стекло.

стеклянные фильтры без просветления

Одевать такой фильтр на свой объектив значит безвозвратно портить картинку, потому как современные объективы все имеют мультипросветление всех линз.

Hoya Multi-Coated (HMC)

97% СВЕТА ПРОХОДИТ

Данные фильтры имеют мультипросветление с обеих сторон. В тоже время фильтры некоторых производителей, которые заявляют о мультипросветлении имеют мультипросветление только с одной стороны. Кто-то добавляет просветление методом напыления и такое покрытие быстро снашивается. Правильный метод — приклеивание слоёв мультипросветления к стеклу.

фильтры с мультипросветлением

Super Hoya Multi-Coated (Super HMC)

99.7% СВЕТА ПРОХОДИТ

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

в 1996-ом году Hoya выпустила на рынокSuper HMC фильтры, которые включают в себя: Skylight, 1B, UV (0), ND 2X, ND4X и ультра-тонкий круговой поляризатор (CPL), который имеет аж 7 слоёв просветления с задней стороны. Такие фильтры имеют по 6 слоёв просветления с каждой стороны. Собственно 1 слой это обычный, для того, чтобы можно было безбоязненно чистить, а остальные 5 слоёв — просветляющие, предотвращающие рассеяние света при попадании на линзу. На таких фильтрах теряется в среднем лишь 0.3% (!) от всего попавшего на поверхность фильтра света.

На сайте Hoya приведён простой пример, понятный каждому. Скажем вы купили объектив 24-70/2.8 за 500долл., но одели на него дешевый фильтр из простого стекла. Зная, что простое стекло отражает до 9% попавшего на него света, вы потеряли 9% от светосилы вашего объектива. Таким образом ваш объектив превратился в 24-70/3.

Фильтры Hoya я здесь разобрал всего лишь для примера. Есть еще хорошие производители фильтров, такие как B+W(Schnieder Group, Schott Glaswerk), Marumi,Carl Zeiss (Zeiss Group, Schott Glaswerk) и т.д.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

По ссылке вы найдете описание фильтров B+W c просветлением, аналогичным Super HMC, но называющимся MRC.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

лучший УФ-фильтр от B+W

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Брошюра по фильтрам B+W

Брошюра по фильтрам B+W

Брошюра по фильтрам B+W для цифровой фотографии

Брошюра по фильтрам B+W для цифровой фотографии

обзор различных фильтров B+W

обзор различных фильтров B+W

По ссылке вы сможете найти тест фильтров с помощью спектрометра. Я лишь приведу таблицу с результатами теста.

Верить или не верить таблице с сайта lenstips — ваше дело (я не очень верю). Мой личный опыт говорит, что если сравнивать марки B+W, Marumi и Hoya, то они по убыванию качества выстроятся так:

тест фильтров с помощью спектрометра

Из всех фильтров особенно отличилисьHoya UV G series, King UV и Tiffen UV, которые по характеристикам были не лучше хорошего оконного стекла.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Материалы оправы фильтров чаще всего встречаются из алюминия и латуни. Например, Hoya использует алюминий, объясняя это тем, что он износостойский и при падении линзы скорее пострадает алюминиевый фильтры, нежели оправа объектива, которая сейчас чаще всего бывает из алюминия же или поликарбоната.

Тут уже выбирает пользователь, что ему важнее.

Надеюсь данная статья поможет вам определиться с выбором фильтра!

И удачных всем снимков!

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Комментарии:

Неплохая статья, но фильтр все же лучше ставить, чем нет. Хотя бы в целях безопасности и сохранении передней линзы самого объектива от царапин, особенно при съемке на пляже, где песок так и липнет к оптике. Кроме того, при не дай бог, падении объектива, как правило разбивается фильтр, а дорогая оптика не страдает. У меня один раз сильным порывом ветра опрокинуло штатив и объектив шваркнулся об асфальт. Фильтр разбился, приняв на себя весь удар, а объектив остался невредим.
Что касается проблемы "прикипания" фильтра к объективу, то она решается достаточно просто. Лучше всего для откручивания прикипевшего фильтра подходят провода от компьютерных мышей. Необходимо накинуть две петли такого провода, одну на оправу фильтра, а вторую на край объектива и действовать как гаечными ключами. При этом не страдают ни оправа фильтра ни резьбовая часть объектива.

Ставил защитный фильтр,получил снижение контрастности ,заметное на глаз,плюс бленда перестала спасать от бликов.Теперь он валяется.Мне фотоаппарат нужен для качественных снимков.Фильтр можно использовать до съёмки только как защиту объектива.

Виталий, Вы наверное дешевый фильтр без просветленки ставили, в таком случае это действительно имеет место быть. Вместо защитного лучше ставить УВ или Скайлайт, но от хорошего производителя. У меня стоит Jessops - проблем никаких. А если Вы хотите добиться еще большего контраста, то прикрутите полярик. Я его при съемке на природе вообще не снимаю, особенно летом.

"Полярик", который не портит картинку, стоит очень даже прилично. Его цена вполне может оказаться сравнимой с ценой бюджетного объектива! Кроме того, "полярики" имеют ограниченный ресурс. При достаточно интенсивном использовании их приходится менять чуть ли не каждый год. Всё оттого, что даже дорогой, но изношенный "полярик" портит картинку.
---
Пара практических замечаний.
Первое. Надёжнее всего использовать настоящие немецкие фильтры. Однако они дорогие.
Второе. Не применяйте фильтры тогда, когда в них нет нужды.
В самом деле, зачем ставить "полярик", если в кадре нет солнечных бликов?
Зачем нужен UV-фильтр, если снимаете в помещении? Хотите защитить объектив от удара по передней линзе? Поставьте лучше бленду. Если сломаете её, купите новую.
Да, вот ещё. Как-то раз брал в прокате макрообъектив, на котором был установлен адаптер макровспышки. Тот адаптер гораздо "прихватистее", чем любой фильтр, однако отвинтить его никто не мог. Никак! А всё потому, что один из клиентов фотопроката однажды, снимая со макровспышкой, нечаянно стукнул передней частью объектива обо что-то твёрдое.
Вывод: при подобных обстоятельствах фильтр (особенно в тонкой оправе - slim) можно легко деформировать. Стекло, конечно, треснет, а погнутую оправу будет уже не отвинтить. Что тогда делать?

Как отвинтить, я уже писал выше - берете провод от мышки, накидываете петлю на оправу и действуете. Способ проверенный и выручал не раз. Если совсем трудно, то можно аккуратно, из шприца, попытаться залить в щель между оправой и объективом жидкость WD40 и дать постоять пару часов, а потом повторить процедуру с петлей. Еще не было случая, чтоб не удалось открутить.)

В том случае, о котором я написал, не помогало ничего. Пробовали по-всякому. Деформированную резьбу смазывай, не смазывай - всё без толку.
Что касается WD40, то тут надо десять раз подумать, а стоит ли рисковать. Попади она на стекло объектива с полимерным просветлением, и кто знает, что дальше будет с ним. Что хорошо для гайки на колесе автомобиля или амбарного замка, то для прецизионного оптического прибора - смерть.
Единственный выход из любого сложного положения с оптикой - обращаться в фирменный сервис.

И все же фильтр нормального производителя скорее добро, нежели наоборот. По крайей мере, я как поставил при покупке Hoya, именно с целью больше защиты переднего стекла, нежели как УФ, так и забыл о нем. И не споминаю, а значит - не мешает.
Проблемы скорее с фильтрами по рублю за пачку, там это наверное актуально.
С ув.

Я конечно дико извиняюсь, но первый раз слышу, чтоб полярики мылили. Тут я скорее склонен согласиться, что само стекло мыльное было. Пробовал разные и остановился на Jessops - хорошее соотношение цена-качество, еще Sigma понравились. у ник объективы так себе, темноватые, а вот фильтры шикарные.

Полярики мылят. Это совершенно точно. Точно так же, как мылят нейтральные фильтры с регулируемой плотностью.
Стекло же, конечно, не мыльное. :) Хотя я как-то однажды, снимая репортаж, поленился поставить бленду и случайно взялся ладонью за стекло обычного UV-фильтра, и даже не заметил этого. После чего несколько минут не мог понять, почему вдруг все фотографии стали получаться совершенно размытыми. Терялся в догадках, пока не проверил поверхность фильтра. Отвинтил его, и всё стало на свои места. :)
По поводу объективов Sigma надо сказать, что среди них много объективов "так себе", но есть и очень хорошие профессиональные модели.

Всё зависит от цены и качества фильтра.
Друзья!
Один старый еврей хорошо заваривал чай, и другие евреи любили ходить к нему в гости пить чай. Распивая чай, они удивлялись
его вкусу и все время просили:
- Абрам, расскажи, как ты завариваешь чай, не уноси секрет в могилу.
- Нет-нет-нет, - отвечал старый Абрам, - "Только на смертном одре."
И вот пришла пора умереть Абраму. Собрались евреи, напомнили ему об обещании рассказать, как он заваривает чай.
- Евреи, не жалейте заварки.

В ув фильтры как-то не верю. Десятокстеклянных линз и так сьедят весь уфиолет. Его же сьедает даже два слоя оконного стекла ))))))


Тестирование светофильтров BENRO — новый бренд на рынке светофильтров РФ

Производитель светофильтров BENRO

Начнём с того, что BENRO это бренд, а не компания. Бренд с довольно большой историей, которая началась в Китае с появлением компании Yicheng Hardware в 1995г. В 2002-ом году компания зарегистрировала свой бренд BENRO. Далее компания была переименована в YILEE PRECISION MACHINERY CO.LTD в 2003-ем году, а потом в 2007-ом в Zhongshan BENRO Precision Industrial Co., Ltd.. Основной дистрибьютер бренда BENRO это компания MAC Group, расположенная в США. Они же являются и дистрибьютерами штативов Induro, которые производит тот же производитель. Компания большая и штативы, которые она делает весьма популярны в мире и соперничают с Manfrotto.

Теперь касательно светофильтров. В мире совсем немного больших производителей стекла для оптики, а именно такие нужны для того чтобы быть конкурентным на рынке светофильтров. Один из них в Японии (HOYA), а второй в Германии (Schott AG, концерн Carl Zeiss). По этой причине светофильтры BENRO снабжены стеклом Schott B270 (SCHOTT AG). Данное стекло совсем не дешевое и используется в дорогих светофильтрах других брендов (у Marumi, например).

Разновидности светофильтров BENRO

У светофильтров BENRO существует две основные серии фильтров: PD и SHD.

PD — бюджетная серия
SHD — топовая серия.

Выглядят обе вполне прилично, отличие на первый взгляд в том что у PD серии оправа алюминиевая, а у SHD — латунь.


Светофильтры BENRO PD поставляются в синей коробке.


BENRO серии SHD в красочной полноцветной коробке.


Светофильтры серии SHD выполнены в латунной оправе.


Все круглые светофильтры Benro упакованы в качественную пластиковую сероватую коробку.

Что означают аббревиатуры в названии


Мультипросветление ULCA уменьшает падение контраста и существенно уменьшает ХА (среднее пропускание >99.0% в диапазоне 420-680нм). От себя добавлю, что, конечно, имеется в виду уменьшение ХА по сравнению с обычным стеклом вместо просветленного светофильтра, а не уменьшение ХА, которые даёт объектив (что невозможно, если вообще спектр не усекать. Для фото сильное отсекание видимого спектра не актуально, так что ХА, которые даёт объектив уменьшить не удастся установкой светофильтра).


Покрытие WMC является царапиноустойчивым, влагоотталкивающим и позволяет легче чистить светофильтр, кроме того на нём меньше будет оставаться отпечатков пальцев и прочих жирных следов.


Специальное покрытие, которые отсекают нежелательный инфракрасный и ультрафиолетовый спектр.

Внешний вид, эргономика, конструктив фильтров

BENRO сделали замечательную таблицу в которой указаны основные свойства их светофильтров:

На самом деле всем производителям неплохо бы иметь такие таблицы, чтобы клиент мог легко выбрать себе светофильтр.



Benro PD UV WMC светофильтр ультрафиолетовый


Технические характеристики Benro PD UV WMC

— 16 слоёв мультипросветления для сохранения контраста снимка (средняя пропускание >98.5% в диапазоне 420-680нм). Если смотреть на табличку указанную выше видно, что есть BENRO UV PD, которые с 15-ю слоями просветления. Тот что у меня на тесте с 16-ю.
— высококачественное оптическое стекло (судя по табличке выше — Schott B270)
— покрытие WMC для влагоотталкивания из царапиноустойчивости
— алюминиевая черненая оправа


Измерение толщины оправы микрометром дало мне 3.06мм, что согласуется с измерением самой BENRO. Это весьма тонкая оправа и годится для сверхширокоугольных объективов.


Сравнение толщины оправ фильтров BENRO с толщинами оправ других производителей


Посмотрим на просветление светофильтра Benro PD UV WMC. Для сравнения рядом я положил непросветленный светофильтр. Не какое-то там оконное стекло, а такое же оптическое немецкое стекло высокого качества от Schott, только непросветленное.

Проверить качество просветления легко — где более тусклый блик, там просветление лучше.


Кривая пропускания Benro PD UV WMC


На сайте BENRO приведен такой график пропускания. Как видите, светофильтр отсекает лишний ультрафиолетовый спектр начиная от 300нм и начиная с 400 нм (видимый свет) уже пропускание видимого спектра полное. График довольно идеализированный, интересно посмотреть на спектрометре.

UPDATE: 21.12.2020

Дошли руки протестировать светофильтр на спектрометре. Спектрометр Ocean Flame, диапазон 189-850нм.
Измерения производились в ALROSA Technology — компании группы АЛРОСА, занимающейся разработкой и производством приборов для инспекции алмазов.


от 10 нм до 400нм — ультрафиолетовый спектр света.
от 400 нм до 750 нм — видимый диапазон спектра.

Как видите, график частично повторяет официальный. Разница в том что ультрафиолетовый спектр светофильтр Benro PD UV WMC отсекает довольно скромно. Это не проблема, конечно, т.к. на сенсоре нашей цифровой фотокамеры стоит плотный УФ фильтр, который фильтрует очень сильно. Зачем же нужно в наше время фильтровать УФ спектр? Для того чтобы снимать на плёнку. А так, в целом, ультрафиолетовые светофильтры это больше защитные светофильтры на сегодняшний день. Если же вы снимаете на плёнку или хотите топовое просветление, то читайте дальше, у BENRO есть второй тип ультрафиолетовых светофильтров — SHD UV.















Benro SHD UV L39+H ULCA WMC светофильтр ультрафиолетовый


Технические характеристики Benro SHD UV L39+H ULCA WMC

— стекло Schott B270 из Германии (из таблички следует что стекло здесь UVW-365, оно тоже производства Schott, но честно старательно поискав я его не нашёл в более-менее свежих каталогах Schott. Видимо, его заменили на B270, а табличка пояснительная осталась старой)
— качественно полированные поверхности фильтра для обеспечения их полной параллельности
— покрытие WMC для влагоотталкивания из царапиноустойчивости
— мультипросветление ULCA уменьшает падение контраста и существенно уменьшает ХА (заявлено по табличке 16 слоёв покрытия)
— покрытие L39 поглощает лишний (


Также сравниваю светофильтр Benro SHD UV L39+H ULCA WMC с непросветленным оптическим стеклом.



Как видите, просветление SHD лучше чем у PD, как и обещал производитель.​

Кривая пропускания Benro SHD UV L39+H ULCA WMC

UPDATE: 19.12.2020
Удалось снять реальный график пропускания на спектрометре.

Спектрометр Ocean Flame, диапазон 189-850нм.
Измерения производились в ALROSA Technology — компании группы АЛРОСА, занимающейся разработкой и производством приборов для инспекции алмазов


от 10 нм до 400нм — ультрафиолетовый спектр света.
от 400 нм до 750 нм — видимый диапазон спектра.

Как видите, Benro SHD UV L39+H ULCA WMC весьма жёстко (кривая в месте отсечения идёт почти вертикально) режет ультрафиолетовый спектр, лучше чем иные мировые бренды. Это меня удивило и порадовало.
Если бы кривая шла намного более полого, то это могло означать неравномерность отсечения и соотв. не полную нейтральность светофильтра.

















Benro PD CPL-HD WMC светофильтр поляризационный


Технические характеристики Benro PD CPL-HD WMC

— стекло Schott B270 из Германии

— МС мультипросветление (12 слоёв просветления)

— качественно полированные поверхности фильтра для обеспечения их полной параллельности

— покрытие WMC для влагоотталкивания из царапиноустойчивости

— матовое чёрное покрытие оправы для исключения переотражений от неё


Кривая пропускания Benro PD CPL-HD WMC


На этом графике показывают пользу просветления поляризатора в отличие от непросветленного поляризатора. Видно, что просветленный настроен на отсекание лишнего ультрафиолетового спектра. Это не критично (на матрице цифровой камеры уже есть плотный УФ фильтр), но что критично это пропускание видимого спектра и оно у просветленного поляризатора намного лучше, значит контраст снимка выше.

UPDATE: 19.12.2020
Удалось снять реальный график пропускания на спектрометре.

Спектрометр Ocean Flame, диапазон 189-850нм.
Измерения производились в ALROSA Technology — компании группы АЛРОСА, занимающейся разработкой и производством приборов для инспекции алмазов


от 10 нм до 400нм — ультрафиолетовый спектр света.
от 400 нм до 750 нм — видимый диапазон спектр
а.

График вполне ожидаемый. До 400 нм ультрафиолетовый спектр отсечен полностью, что хорошо. На участке от 400-500нм мы видим некоторый наклон кривой, т.е. присутствует некоторая небольшая неравномерность отсечения спектра (это не так хорошо, но это недорогой светофильтр у того же HOYA HD тот же наклон есть). От 500-750 нм график ровный и фильтр работает абсолютно нейтрально.

График приведённый производителем немного странный т.к. там пропускание после 500 нм доходит до 90% (!). Я вчитался внимательнее и увидел что речь идёт про поляризованный свет, а не просто свет. Соответственно официальный график нам ничего не говорит про плотность светофильтра. Исходный-то свет всегда неполяризованный в своей массе. А наш график показывает что степень затемнения колеблется от 0.75 EV до 2 EV. В среднем же составляет 1 EV.


BENRO объясняет что технология HD, которую они используют даёт преимущество для поляризационных светофильтров.


Поляризационные светофильтры обычно состоят из двух стеклянных пластин между которыми на клею закреплена поляризационная плёнка. Клей имеет свойство менять толщину в силу различных причин и потому стеклянные пластины могут перекашиваться друг относительно друга, тем самым меняя угол прохождения световых лучей и снижая разрешение. Технология HDот BENRO призвана этот недостаток устранить. Подробностей на сайте нет, но, полагаю, технологией поделился тоже Schott, который предоставил и всё стекло для фильтров.

На сегодняшний день поляризационные плёнки для светофильтров бывают разной оптической плотности, а попросту говоря светлые и тёмные. По понятным причинам светлые лучше, можно ставить более короткую выдержку и вообще носить поляризационный светофильтр на объективе не снимая.

Для того чтобы оценить насколько темная / светлая поляризационная плёнка у Benro PD CPL-HD WMC я положил рядом затемняющие светофильтры известной плотности (1, 2, 3 ступени).


На мой взгляд здесь примерно 1.5 ступени затемнения для обоих поляризаторов. На картинке Benro PD CPL-HD WMC слева внизу.

Зачем фотографу светофильтры и как ими пользоваться?

Светофильтры в фотографии применяется довольно давно. Светофильтры, выпускаемые Hoya, Dicom, Kenko, Sunpak, Cavei, Marumi, Tiffen чаще всего накручиваются прямо на объектив фотоаппарата. Есть светофильтры, которые устанавливаются в специальный держатель, который крепится на объектив. Существуют фотофильтры, предназначенные для установки прямо на источник освещения. Но, независимо от конструкции, работа любого светофильтра в фотографии основана на отсечении определённого типа световых лучей. В плёночной фотографии чаще всего применяются цветные сфетофильтры (фильтры цветокоррекции), которые отсекают лучи света определённого спектра, однако в цифровой фотографии гораздо удобнее использовать цветные фильтры уже во время послесъёмочной обработки фотографии.

Из всего многообразия светофильтров, выпускаемых известными фирмами (Hoya, Sunpak, Dicom, Cavei, Marumi, Tiffen, Kenko), в цифровой фотографии наиболее широкое распространение получили три типа светофильтров:

Ультрафиолетовые светофильтры

uv светофильтр Hoya

Ультрафиолетовый светофильтр (УФ или UV - Ultra Violet) чаще всего используется для защиты внешней линзы дорогих объективов от царапин, загрязнений и попадания пыли внутрь объектива. Иногда, недорогой ультрофиолетовый светофильтр спасает переднюю линзу объектива даже при случайном ударе (пример на снимке справа).

Однако, ультрафиолетовый светофильтр кроме защитных функций также отсекает некоторое количество ультрафиолета (убирает излишнюю голубизну) и делает снимок немного контрастнее. Это особенно заметно при съёмке высоко в горах или на берегу моря.

Здесь следует заметить, что матрица современного цифрового фотоаппарата уже имеет встроенный UV светофильтр и, в отличие от плёночного фотоаппарата, эффект от применения внешнего UV светофильтра не столь очевиден. В большей степени недорогие UV светофильтры применяется для защиты дорогого объектива.

Поляризационные светофильтры

Поляризационный светофильтр (полярик) так же довольно часто применяется в цифровой фотографии. Поляризационный светофильтр предназначен для уменьшения бликов и отражений от неметаллических поверхностей. На фотографии справа вы видите отражение неба в поверхности капота автомобиля. Подведите курсор к фотографии и вы увидите, как можно убрать эти отражения с помощью поляризационного светофильтра.

Кроме уменьшения отражений, поляризационный светофильтр усиливает цвета. Например, при пейзажной фотосъёмке в солнечный день, поляризационный свето-фильтр делает небо более синим, облака белее, а зелень более сочной.

CPL-фото-фильтр
эффект поляризационного светофильтра Tiffen

CPL-фото-фильтр

эффект поляризационного светофильтра Tiffen

При использовании поляризационного светофильтра следует учитывать, что его нужно настраивать перед съёмкой, поворачивая на угол от 0 до 90°. Для достижения максимального эффекта усиления цвета угол поворота поляризационного свето-фильтра обычно составляет 90°, а для максимального удаления отражений и бликов угол поворота поляризационного светофильтра составляет 30°-45°, в зависимости от характеристик поверхностей.

Поляризационный светофильтр влияет на экспозицию снимка, уменьшая светосилу объектива примерно на 1,5-2 шага. Из-за этого и автофокус вашей камеры может давать сбои.

Существуют два типа поляризационных светофильтров: круговой и линейный.

Светофильтр с круговой поляризацией (Circular Polarizer Filter - CPL) обычно используется в автофокусных фотокамерах, но стоит дороже поляризационного светофильтрфильтра с линейной поляризацией. Более дешёвые светофильтры с линейной поляризацией (LPL - Linear Polarizer Filter) не позволяют датчикам автофокуса работать нормально, поэтому их можно применять только в ручном режиме фокусировки.

Поскольку поляризационный светофильтр вращается при настройке, применять его можно только с объективами, имеющими так называемую внутреннюю фокусировку - когда внешняя линза не вращается в процессе наводки на резкость. Использовать поляризационный свето-фильтр с большинством китовых объективов с вращающейся передней линзой практически невозможно.

Однако, вы можете купить поляризационный светофильтр с подвижной оправой - в этом случае, после настройки светофильтрафильтра во время фокусировки вам нужно будет лишь легонько придержать оправу светофильтра.

Видео: поляризационный свето-фильтр

Нейтральные светофильтры

Нейтральный светофильтр (ND) уменьшает количество света поступающего в объектив, не влияя на контрастность, цвета, отражения и блики.

Нейтральные светофильтры различаются своей плотностью и обозначают буквами ND (Neutral Density filter). Чем выше плотность нейтрального светофильтра, тем меньше света поступает в объектив. Самые распространённые нейтральные светофильтры позволяют уменьшить световой поток, поступающий в объектив фотоаппарата от 1 до 4 ступеней экспозиции.

Начинающему фотографу, обычно не очень понятно, зачем нужны нейтральные светофильтры, ведь главная проблема при фотосъёмке – это недостаток света.

Однако, есть множество моментов, особенно в фотосъёмке пейзажей, когда фотограф хочет применить длинную выдержку для получения различных эффектов, но не может это сделать по причине достаточно яркого солнечного освещения.

На фотографии ниже приведён пример – размытия волн с помощью длинной выдержки. Это стало возможным лишь при использовании нейтрального светофильтра довольно высокой плотности.

эффект ND светофильтра Kenko


Применение нейтрального светофильтра при фотосъёмке прибоя
позолил удлинить выдержку для получения эффекта размытия

Фото-фильтры обычно имеют металлическое кольцо с резьбой и просто накручиваются на оправу объектива. Это легко сделать на зеркальных фотоаппаратах, поскольку оправа объективов для зеркальных камер обычно имеет резьбу для навинчивания светофильтра. Размер резьбы под светофильтр можно найти на маркировке объектива или в инструкции.

светофильтр Cavei для компактного фотоаппарата

При фотосъёмке компактным фотоаппаратом (мыльницей) применение фото-фильтров затруднено отсутствием соответствующего крепления. В продаже встречаются сфетофильтры с универсальным креплением – с помощью различных зажимов-фиксаторов. В этом случае, светофильтр можно прикрепить прямо на корпус объектива даже если на объективе нет резьбы под светофильтр. Существует очень простой способ использования светофильтров с компактным фотоаппаратом - он показан на фотографии слева.

Если у вас нет подходящего светофильтра

При отсутствии светофильтров для коррекции или стилизации ваших фотографий вы можете скачать бесплатные пресеты Lightroom и применить такие же и даже более интересные эффекты уже после фотосъёмки.

Светофильтр для объектива – это специальное стекло ,которое устанавливается на объективом с помощью резьбового соединения. Назначение светофильтров может быть разным, в зависимости от потребностей фотографа: от простой защиту объектива до спецэффектов. Используя светофильтры для объективов можно достичь необходимых кадров без специальных графических редакторов( таких как Photoshop).

  • Вы можете дальше дочитать статью до конца или Подобрать фильтр для Вашего объектива используя нашКаталог Светофильтров.

Посадочный диаметр светофильтра.

Для того, чтобы подобрать фильтр на объектив, необходимо знать диаметр резьбы на объективе вашего фотоаппарата или видеокамеры. Обычно диаметр написан на самом объективе. Также данную информацию можно узнать в инструкции к фотоаппарату или объективу, либо просто померить диаметр обычной линейкой. Все диаметры стандартизированы производителями и вы вряд ли ошибетесь.

На сегодняшний день используются основные диаметры резьбы на объективах: 30мм, 37мм, 40,5мм, 41,5мм, 43мм, 46мм, 49мм, 52мм, 55мм, 58мм, 62мм, 67мм, 72мм, 77мм, 82мм, 86мм, 95мм, 105мм, 107мм, 127мм.

Типы светофильтров для объективов.

В зависимости от того, какое стекло установлено в оправу светофильтра и соответственно получаемого оптического эффекта светофильтры разделяются на следующие типы.

Защитные светофильтры - используются в основном для защиты линзы объектива от пали, грязи, царапин. Данный тип фильтров можно использовать для постоянного использования, они не влияют характеристики светового потока.

Ультрафиолетовые светофильтры (UV Filter) - уменьшают воздействие ультрафиолета на матрицу фотоаппарата, предохраняя тем самым пиксели от выгорания. Данный тип фильтров рекомендуется использовать также в качестве защитных.

UV Filter - уменьшают воздействие ультрафиолета на матрицу фотоаппарата

уменьшают воздействие ультрафиолета на матрицу фотоаппарата, предохраняя тем самым пиксели от выгорания

Поляризационные светофильтры (CPL Filter)- убирают блики, которые образуются при отражении света от металлических и стеклянных поверхностей, блики от воды, а также снижают контраст между небом и землей при ярком солнечном свете.

убирают блики, которые образуются при отражении света от металлических и стеклянных поверхностей, блики от воды

Существует 2 разновидности поляризационных светофильтров: линейные(PL) и циркулярные(C-PL).

Линейные поляризационные светофильтры (в отличии от циркулярных) не могут быть использованы с TTL-экспозамером, который применяется практически во всех современных фотоаппаратах. Поэтому основное применение сейчас имеют циркулярные поляризационные светофильтры(CPL).

убирают блики, а также снижают контраст между небом и землей при ярком солнечном свете.

Любой поляризационный светофильтр требует предварительной настройки перед фотографированием. Т.к. фильтр для объектива состоит из 2-х частей, то используя вращение одного из его колец , можно получить желаемый результат.(рекомендуется применять на объективах, имеющих внутреннюю фокусировку - это когда внешняя линза не вращается в процессе фокусировки).

Градиентные светофильтры (GND Filter) - обычно одна половина фильтра прозрачная, а другая окрашена в какой либо цвет(серый, оранжевый, голубой, зеленый или др.) часть стекла.

необходимы для уменьшения динамического диапазона сцены

Данные фильтры необходимы для уменьшения динамического диапазона сцены( например ситуация на закате: небо слишком светлое, земля очень темная.)

обычно одна половина фильтра прозрачная, а другая окрашена в какой либо цвет

Лучевые(звездные) светофильтры(Star Filter) - позволяют получить на снимке красивые лучи от источников света.

Данный эффект достигается сеткой из перекрестных линий, нанесенных на поверхность стекла. Данные светофильтры могут быть четырех, шести или восьми лучевые.

позволяют получить на снимке красивые лучи от источников света.

Макрофильтры (Macro-Filter) - применяются при фотографировании макрообъектов( например насекомые, ювелирные изделия, монеты. В настоящее время широкое применение нашли в стомотологии).

применяются при фотографировании макрообъектов- например насекомые, ювелирные изделия, монеты

С помощью данных макролинз можно уменьшить минимальное расстояние фокусировки, тем самым отобразив все мельчайшие детали. Макрофильтры различаются по диоптирям: Clouse UP +1, Clouse UP +2, Clouse UP +3, Clouse UP +4, Clouse UP +10

С помощью данных макролинз можно уменьшить минимальное расстояние фокусировки, тем самым отобразив все мельчайшие детали

Нейтрально-серые светофильтры (ND) - позволяют уменьшить яркость светового потока. Данные фильтры выполнены из затемненного стекла и отличаются количеством пропускаемого света.

позволяют уменьшить яркость светового потока

Этот тип фильтров имеет следующую маркировку: ND2, ND4, ND8, ND16, ND32, ND64, ND400, соответственно увеличение плотности в 2 раза увеличивает экспозицию на 1 ступень.

увеличение плотности в 2 раза увеличивает экспозицию на 1 ступень

Также существуют регулируемые нейтрально серые светофильтры (Variable Density ND Filter) в которых при вращении оправы уменьшается световой поток, поступающий на матрицу от 1 до 8 ступеней ( ND2-ND400).

имеют изменяемый световой поток

Скайлайт светофильтры (Skylight) - позволяют сделать холодный тон в кадре более "теплым". Данный эффект достигается использованием стекла с небольшим розовым оттенком.

позволяют сделать холодный тон в кадре более

теплый тон теплый тон за счет использованием стекла с небольшим розовым оттенком.

Смягчающие светофильтры (Soft) - в основном используются при портретной съемке, позволяя смягчить тон кожи.

используются при портретной съемке, позволяя смягчить тон кожи.

Warming светофильтр(Warming Filter)- позволяют добавить в кадре желтые тона, получив визуальный эффект теплого солнечного света.

позволяют добавить в кадре желтые тона, получив визуальный эффект теплого солнечного света

эффект теплого солнечного света.

Флюрисцентные светофильтры (FLD Filter)– применяются при съемке в помещении с флуоресцентными лампами дневного света.

Данные светофильтры позволяют снизить зеленоватые оттенки, получаемые от данного вида ламп

Данные светофильтры позволяют снизить зеленоватые оттенки, получаемые от данного вида ламп.

Диффузионные светофильтры (Diffusion Filter)-предназначены для размытия границ фотографируемого объекта, при этом не изменив цветопередачи. Основное применение данные светофильтры нашли в портретной и пейзажной съемке.

предназначены для размытия границ фотографируемого объекта

Основное применение данные светофильтры нашли в портретной и пейзажной съемке.

Степень просветления светофильтров.

Данный параметр определяет какую часть света будет задерживать фильтр. Чем больше степень просветления светофильтра, тем меньше потери света и меньше посторонних бликов. Просветление фильтра достигают за счет нанесения на его поверхность специальных тонких слоев напыления. Данных слоев может быть несколько, и каждый последующий слой увеличивает степень просветления светофильтра и предотвращает отражение лучей света.

Наличие слоев просветления на светофильтрах имеют свое обозначение:

- светофильтры без просветления( до 92% света) - указывается просто диаметр и производитель фильтра.

- светофильтры с однослойным просветлением (до 95% света) - в названии добавляется обозначение SC, C (single coated, coated).

- светофильтры с трехслойным просветлением (до 99% света) - в названии добавляется обозначение MC (multi-coated). Например UV-MC, MC-CPL и т.д.

- светофильтры с шестислойным просветлением (до 99,7% света) - в названии добавляется обозначение SMC, HMC, MRC (super multi-cjated).

Дополнительные свойства светофильтров.

Производители светофильтров постоянно работают над улучшением своей продукции и стараются максимально удовлетворить возникающие потребности любителей и профессионалов.

Так например некоторые производители добавляют влагозащищенное напыление WPC (Waterprof-coated) на поверхности фильтра, которое отталкивает грязь и капли воды от поверхности.

Специально для широкоугольных объективов были разработаны светофильтры в тонкой оправе(slim), которые имеет более тонкую окантовку фильтра, тем самым исключая эффект виньетирования, который может возникнуть при использовании обычного фильтра.

Для экстремальных фотосъемок существуют супер-прочные светофильтры серии HD, стекло которых в несколько раз тверже обычного фильтра.

Производители светофильтров.

В настоящее время существует достаточно много фирм,которые занимаются изготовлением фотоаксессуаров. Наибольшую популярность приобрели японские Marumi, Hoya и Kenko, немецкие B+W Schneider, американские Tiffen.

Многие фирмы производители фототехники, такие как Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Olympus, Pentax, Samsung также выпускают светофильтры под своими брендами, но как показывает практика цены на их продукцию намного выше, при таком же уровне качестве.

При выборе производителя светофильтра следует учитывать тот факт ,что многие из них располагают производство в странах Азии. Поэтому стоит обратить внимание на менее раскрученные бренд, такие как Fujimi, Flama, Polaroid. Качество продукции данных производителей может не уступать более известному бренду, при этом цена будет значительно ниже.

Для того,чтобы ваши светофильтры прослужили вам долго и не утратили своих свойств используйте кейсы для хранения светофильтров. Периодически производите чистку ваших фильров от пыли и загрязнений,используя специальные наборы для чистки оптики или карандаши для чистки объективов и фильтров( например Lenspen LP-1). Одевайте защитную крышку для объектива на ваш светофильтр при транспортировке фотоаппарата.

Дословно “Бленда” переводится как "заслонять","скрывать".

От чего же нужно скрыть объектив при фотосъемке?

Например от лишнего света в яркий солнечный день, чтобы ваши кадры не получились засвеченными. А если вы фотографируете пасмурную погоду при моросящем дожде, бленда может также защитить переднюю линзу объектива от нежелательных брызг.

Дословно “Бленда” переводится как "заслонять","скрывать".

От чего же нужно скрыть объектив при фотосъемке?

Например от лишнего света в яркий солнечный день, чтобы ваши кадры не получились засвеченными. А если вы фотографируете пасмурную погоду при моросящем дожде, бленда может также защитить переднюю линзу объектива от нежелательных брызг.

Читайте также: