Как разобрать вентилятор инвертора

Обновлено: 19.05.2024

Прошу помощи знающих людей. Нужно как то снять крыльчатку с кулера ноутбука MSI CX500DX Фотки прилагаю.
Крыльчатка обычно снимается просто, но в моем случае она нифига не поддается сьему, под наклейкой впресованная типа шайба латунная, т.е. смазать как обычно не получится.
Фото 1
Фото 2

Что сподвигло на это действо? Давно бросил это неблагодарное занятие - никогда не помогало, все равно приходится покупать новый(650р).

Если потянуть за крыльчатку то она не снимается. Вывод - все таки конструкция довольно банальна, но как на обычных кулерах для стационарников под наклейкой пробочка и дырка со стопорным кольцом, то здесь эта пробка латунная и запресованна в корпус. Итог всетаки кулер не разборный. Но надежда его разобрать еще немного тлеет. (возможно прийдется высверлить эту пробку и заменить наклейку на свою)
P.S. Когда пытаюсь потянуть за крыльчатку то чувствуется что чтото твердо мешает ей сняться, пробовал тянуть сильней (намного), боюсб напрочь разломать корпус кулера.
P.S.S. Это не первый мой ремонт кулера, я их уже десятками перемазал перечистил, поменял, такая проблема/необходимость у меня впервые.

Это, скорее всего, сам подшипник.

Но ведь буржуинцы как-то засунули ось в подшипник? Там, наверное, пружинное кольцо.
Вот еще статья: Ремонт: неразборный кулер ноутбука HP Pavilion dv6-2110er и чел тоже пишет, что просто снял крыльчатку.
Третья: Как разобрать ноутбук Acer 5520G.

Блин ну везде, везде где ни читал, указано что крыльчатка именно легко снимается, а моя зараза сидит мертво, только пластмасса гнется от прилагаемого усилия а ось и не собирается сдвигаться на миллиметр.

У меня получилось наконецто. Пришлось прилично и аккуратно придавить, соскочило со стопорного кольца. Сотруднику правда попался хлипковатый кулер (другой не разборный) - сломал. Вобщем этот кулер можно разобрать силой.

насчет разборки кулеров от ноутбуков с латунной втулкой ,а в нее впресованной железной заглушкой,так вот толщина этой заглушки (в моем случае,черного цвета- а при сверлении,оказалась она из металла) равна 3,5 мм.Вал крыльчатки кулера входит в эту латунную втулку,фиксируется пластмассовой шайбой полукольцом (как в обычных кулерах на больших "машинах"),так что снять крыльчатку просто вытянув,не получиться (да и сломать её очень легко).На разборку убитого кулера ушел 1$ и немного крови,поранил слегка палец,но зато точно "расколол" кулер этого типа.Конструкция неразборная,НО. если просверлить отверстие 1-1,5 мм прямо по центру(или не поцентру,ну что бы вал кулера не мешал заливке масла), втулки заранее прокернив его и что интересно надо быть крайне осторожным имея ввиду то что отверстие которое собираемся сверлить будет сосна валу кулера,в смысле что бы не убить его,(вал) ограничив кончик сверла что бы не просверлить ниже 3,5 мм (а то легко повредить вал),то получим отверстие для смазывания вала кулера.На далее и коту понятно берем медицинсикй шприц и смазываем.Главное не перемудрить количеством масла,а то зальется электроника и кулер может сдохнуть.Мало-ли вдруг масло имеет примеси токопроводящие.

Вобщем тот кулер я всетаки разобрал, приложив силу к основанию крыльчатки двумя широкими отвертками, выскочил вал из стопорного кольца. Но вот мой друг таким же образом разломил кулер, оказалось там основание тоньше. Так что случаи бывают разные. Смотрите внимательно, пробуйте. Возможно таки да, лучше просверлить отверстие в заглушке. ХЗ, буду пробовать если еще такой случай представится.

Подтверждаю- разбирается. Использовал 2 скальпеля(цельнометаллические) - у них толщина какраз подходит. Небольшое усилие и крыльчатка соскакивает.

Решено! Ничего сверлить не надо,это бред! Слегка нажимаете на сам вентилятор,у вас он вдавится слегка,там пластинка изогнутая стоит,и с обратной стороны тоненькой отвёрткой поддеваете маленькое штопорное колечко,и вытаскивается и вентилятор,и 2 подшипника,с одной и с другой стороны! Сфотографировал грязный,извините! )))

Прикрепленное изображение

baly84
Если обратишь внимание, то в теме обсуждается, как разобрать бучный кулер. И да, как в твоем случае, с десктопным - ничего сверлить не надо. Спасибо, кэп! )

Диагностика поломок инверторных сварочных аппаратов. Профессиональные советы по ремонту и устранению неисправностей.

Как отремонтировать сварочный аппарат своими руками

Когда ломается сварочный аппарат, срываются планы по работе. Требуется найти причину поломки и устранить ее. Если оборудование уже не на гарантии, не обязательно обращаться в сервисный центр. Некоторые проблемы можно распознать и отремонтировать своими силами. В статье мы рассмотрим возможные неисправности в разных инверторных аппаратах, способы диагностики и методики ремонта. Так же затронем, какие лучше покупать сварочные аппараты, чтобы реже сталкиваться с их поломками.

Чтобы повысить шансы на успех при ремонте сварочного аппарата, нужно немного разобраться в его устройстве. Все виды оборудования для ММА, TIG и MIG сварки имеют общий инверторный блок, только в случае ручной дуговой сварки процесс ведется плавящимся электродом в обмазке, а у аргоновой горелки предусматривается неплавящийся вольфрамовый электрод и канал для подачи защитного газа. У полуавтоматов дополнительно есть барабан и подающий механизм.

вариант-комп

Инверторный блок, выдающий преобразованный постоянный ток для сварки, состоит из следующих элементов:

Основным элементом выступает плата управления с ключами. Это транзисторные ключи типа Mosfet или более современные — IGBT. Содержат по 2 или по 4 ключа, соответственно делятся на полумостовые и мостовые. Обеспечивают экономичный расход электроэнергии, нагрузку и тонкие настройки сварочного тока.

Суть работы инвертора заключается в получении от сети переменного тока с частотой 50 Гц, его выпрямления, преобразования снова в переменный, но с уже повышенной во много раз частотой. На выходе ток снова выпрямляется и сварка ведется постоянным током.

Когда сварочный аппарат не работает, из него пошел дым, ощущается запах гари, необходима диагностика. В домашних условиях это делается так:

Отключите аппарат от сети

Выкрутите винты боковой крышки

Осмотрите платы, конденсаторы, транзисторы, клеммы

Подергайте провода рукой

Искать необходимо черные следы (если что-то сгорело) или слабый, болтающийся контакт. Чаще всего инверторы перестают работать по причине перегорания одного из элементов. Тогда аппарат полностью не включается или гудит, но не варит. Задача — найти проблемный модуль и заменить его или восстановить контакт.

Если визуальный осмотр ничего не дал, диагностика продолжается при помощи мультиметра. Не специалисту нельзя лезть в инвертор, находящийся под напряжением. Проверка сопротивления и заявленных параметров по напряжению и силе тока — это удел мастеров. Любителю можно только прозвонить отключенную от питания электросхему.

Для этого установите переключатель в мультиметре в режим прозвона. Часто он обозначен колокольчиком или иконкой проверки целостности цепи. В зависимости от радиодетали, которую вы планируете проверять, применяется различные способы проверки, а также выбор параметров на мультиметре. В общем смысле необходимо один контакт детали прислонить в одному щупу, а другой — к другой. На экране мультиметра должна загореться единица (контакт есть или иное обозначение). Если на дисплее нули, вы нашли сгоревший элемент (зависит от вида радиодетали).

Его нужно выпаять и заменить на новый с аналогичной маркировкой. Пайку лучше производить станцией с оловоотсосом, чтобы не залить припоем соседние контакты, создав дорожку для короткого замыкания после включения:

Нагрейте ножки сгоревшего элемента и расшевелите его в печатной плате, извлеките наружу

Обезжирьте место соединения канифолью

Вставьте новый элемент в отверстия печатной платы

Подайте припой и дождитесь его застывания

Чтобы прозвонить тестером диодные мосты, их, как правило, предварительно потребуется выпаять из общей схемы, т.к. порой они запараллелены, что не дает возможности верного определения неисправного моста.

Это общие принципы диагностики и ремонта. Далее рассмотрим поломки разной степени сложности, возможные причины и способы устранения.

Поломки сварочного инвертора можно разделить по степени сложности. Некоторые вполне реально устранить своими руками в домашних условиях.

Проблема характеризуется отсутствием сварочной дуги, но небольшой контакт проявляется при проведении электродом по изделию. Это простая поломка, связанная со слабым соединением. Проверьте жесткость присоединения сварочного кабеля и массы к гнездам в аппарате. Если они болтаются, закрепите. Проверьте присоединение массы к изделию. Если это самодельный крючок — лучше прихватите его сваркой. Даже в случае использования "крокодила" пошевелите его, чтобы улучшить контакт.

Искрить электрод может по причине неверно выбранной силы тока. Иногда "крутилка" случайно сбивается при перестановке аппарата, если задеть ее одеждой. Чтобы такого не происходило, используйте инверторы с защитным экраном, закрывающим панель управления. Такой есть, например у аппарата для сварки EWM PICO 160 CEL PULS ММА

Искрить, но не варить инвертор может из-за слабого входящего напряжения. Проверьте тестером показания в розетке. Если они ниже 220 В, то поможет стабилизатор напряжения или сварочные аппараты, рассчитанные на работу с пониженным входящим током. Например сварочный инвертор РЕСАНТА САИ-220 варит при входном напряжении 140 В. Конечно, 220 А он не выдает при заниженных параметрах входящего тока, зато получится приварить листы железа к воротам, сварить бак для дачи и пр.

Чем больше просадка напряжения, тем ниже сварочный ток. Вот таблица напряжения на плату при сварке инвертором с пределом 160 А, показывающая взаимозависимость параметров.

Напряжение от сети, В Сопротивление, Ом Сварочный ток, А
220 0 160
210 1 150
197 2 145
180 3 115
165 4 105

Длинный сетевой провод приводит к повышенному сопротивлению и снижает входящий ток. Здесь поможет переподключение в более близкую розетку коротким проводом или использование инверторов, рассчитанных на пониженное напряжение.

Длинные сварочные кабеля массы и электрододержателя тоже выступают повышенным сопротивлением, снижая силу тока. Попробуйте подсоединить короткие кабеля 3-4 м и повторить возбуждение дуги.

Электрод может прилипать по тем же причинам, что и искрить: низкий сварочный ток, длинный сетевой провод и сварочные кабеля, пониженное напряжение в сети. Но порой такое случается при сварке тонкого металла. Сварочный ток 60-80 А прожигает металл, а низкий 30-50 А вызывает прилипание электрода.

Тогда выбирайте сварочный инвертор с функцией антизалипание. Например ESAB BUDDY ARC нем есть специальный режим, который при пониженных рабочих токах "чувствует" момент прилипания электрода и кратковременно подает повышенный ток. Действие длится секунду, после чего сила тока спадает до установленной сварщиком. Этого достаточно, чтобы электрод не прилип, а металл не прожегся.

Когда невозможно изменить силу тока, дело в самом переключателе. Он неисправен механически или по электрической части. Снимите пластиковую "крутилку" и попробуйте провернуть шток пассатижами.

Если регулятор не реагирует, значит нужно прозвонить его контакты мультиметром. В случае обрыва регулятор меняют целиком, отпаяв клеммы и выкрутив его из корпуса. Установите новый регулятор и проверьте работу аппарата.

Если лампочка "Сеть" горит и гудит вентилятор, но сварочный аппарат не варит, скорее всего, он перегрелся. У каждого инвертора есть своя продолжительность включения(ПВ) или продолжительность нагрузки (ПН). Она указывается в % и означает, сколько из 10 минут оборудование может работать беспрерывно на определенном токе.

У бытовых моделей чаще всего показатель ПВ 30-40%, поэтому проварив 5-10 минут подряд устройство уходит в защиту, чтобы не сгореть. Подождите 20-30 минут, пока аппарата не остынет и попробуйте варить снова. Если требуются длительные регулярные сварочные работы, используйте аппараты с ПВ 60-100%, как например инвертор БАРСВЕЛД Profi ARC-507 D для трехфазной сети или сварочник ТОРУС-250 Экстра для двухфазной. Среди полуавтоматов хорошо зарекомендовал себя по продолжительности нагрузки Аврора PRO OVERMAN 200

Если на инверторе не горят лампочки, возможно, оборван сетевой провод. Разберите корпус и проверьте надежность контактов сетевого кабеля. Вторая вероятная причина — большой слой пыли на плате, - аппарат ушел в защиту, чтобы избежать короткого замыкания. Разберите корпус и продуйте аппарат сжатым воздухом от компрессора. Если компрессора нет, используйте мягкую щетку.

Когда инвертор не включается, проверьте входной диодный мост и силовые конденсаторы.

Чтобы сварочные аппараты не ломались, важно соблюдать ряд простых советов:

Подбирайте правильные режимы сварки

Периодически проверяйте плотность контактов сварочных кабелей и сетевого провода

При пониженном напряжении используйте аппараты, рассчитанные на просадку

Не перегружайте инвертор сверх его паспортного ПВ. Давайте оборудованию остывать

Следите, чтобы корпус не накрыли сверху рабочей одеждой или другими материалами, задерживающими теплообмен

Не размещайте инвертор в запыленных помещениях

Если предстоит регулярно варить в тяжелых строительных условиях, применяйте сварочные аппараты с защитой корпуса резиновыми накладками, как это есть у аргоновой модели Сварог REAL TIG 200 или ММА полуавтомат ESAB Rebel EMP

Выбрать надежные полуавтоматы, инверторы TIG и аппараты РДС можно среди проверенных брендов EWM, Fronius, Lincoln Electric, ESAB. Или обращайте внимание на категорию "профессиональные" и "полупрофессиональные", где модели изначально рассчитаны на более продолжительную работу. Тогда реже придется сталкиваться с поломками и чинить их.

Ответы на вопросы: как отремонтировать сварочный аппарат своими руками?

Это зависит от степени запыленности помещения, где он расположен. Если рядом ведется абразивная резка металла, шлифовка, полировка нержавейки, то чистку рекомендуется производить еженедельно. продувка необходима каждый месяц, а лучше каждую неделю. В обычных гаражных условиях профилактическая продувка достаточна раз в 6 месяцев.

Проверьте напряжение в розетке, оно должно соответствовать ГОСТу. Если оно низкое, попробуйте варить в другое время суток. Если напряжение нормальное, постарайтесь подключить аппарат в сеть с минимальной длиной провода (сетевые провода 220 V создают дополнительное сопротивление).

Для этого подойдет любой компрессор. В большинстве моделей ничего разбирать не требуется. На лицевой стороне есть перфорация для вентиляции. Наставьте шланг на нее и включите подачу воздуха. Пыль выйдет с обратной стороны за вентилятором.

Для трансформаторов — это обычный звук работы. Сделать ничего нельзя. Если начал тарахтеть инвертор, проверьте прочность крепления кожуха. Часто винтики раскручиваются от вибрации и корпус начинает резонировать.

Если разъем болтается, это создает плохой контакт, что приведет к поломке аппарата. Разъем необходимо заменить. мешает варить. Разъем можно заменить, добравшись с обратной стороны. Купите точно такой же для своей модели инвертора.

Вентилятор электрический бытовой − это электроприбор, предназначенный для перемещения воздуха в заданном направлении с целью охлаждения тела человека при высокой температуре окружающей среды.

Вентилятор, внешний вид лопастей

Благодаря простоте конструкции и низкой стоимости в быту наибольшее распространение получили осевые вентиляторы с крыльчаткой.

Устройство и принцип работы вентилятора

Вентилятор, в независимости от конструктивного исполнения, является самым простым бытовым электроприбором. Для вращения лопастей требуется небольшая мощность, что позволило в вентиляторы устанавливать самый простой и надежный асинхронный однофазный электродвигатель, не имеющий коллекторного узла. Благодаря этому двигатель работает тихо и нет необходимости в периодической замене щеток.

Вентилятор, устройство

Для изготовления вентилятора достаточно закрепить на валу электродвигателя крыльчатку. При подаче питающего напряжения вал электродвигателя начнет вращаться в заданном направлении и из-за изогнутой формы лопастей, воздух начнет перемещается.

Для безопасной и удобной эксплуатации двигатель размещают в корпус, а лопасти закрывают сеткой. Форма корпуса зависит от места установки вентилятора − на стол, на пол или в вентиляционной шахте кухни или ванной комнаты.

Для включения и регулировки скорости потока воздуха обычно на корпусе вентилятора устанавливается включатель и кнопочный или ручной регулятор оборотов. Есть вентиляторы с дистанционным управлением, но они обычно в два раза дороже, простых.

Электрическая схема вентилятора

Электрическая схема вентилятора состоит из двух частей – электродвигателя с пусковым конденсатором и блоком включения и регулировки скорости вращения лопастей.

Электродвигатель представляет собой металлический корпус (статор) в котором закреплены и соединены по приведенной схеме обмотки из медного провода. В корпусе в подшипниках скольжения также закреплен ротор, который реагируя на появление при прохождении через обмотки статора электромагнитного поля, вращается.

Вентилятор, схема электрическая

Подавая с помощью взаимосвязанных между собой переключателей S1, S2 и S3 питающее напряжение на обмотки L1, L2 или L3 можно регулировать скорость воздушного потока. Обмотка электродвигателя L4 и закрепленный на корпусе двигателя конденсатор, С1 служат для запуска двигателя.

Если обмотка L4 или конденсатор С1 будет в обрыве, то двигатель при включении в автоматическом режиме не запуститься. Но если провернуть крыльчатку рукой по часовой стрелке, то лопасти начнут вращаться. Таким способом можно определить неисправность этой цепочки.

В некоторых моделях вентиляторов для защиты обмоток от перегрева при неисправности устанавливается термопредохранитель (на схеме обозначен St°) на температуру срабатывания около 125°С.

Вентилятор, термопредохранитель

Термопредохранитель при нагреве свыше расчетной температуры разрывает цепь и питающее напряжение не поступает на обмотки двигателя. Это предотвращает их перегорание в случае заклинивания ротора при выработке смазки. Термопредохранитель обычно устанавливают на торце обмоток статора.

Термопредохранители бывают двух видов - одноразовые и самовосстанавливающиеся. Последние при нагреве свыше указанной на их корпусе температуры разрывают цепь, а когда остынут, то опять замыкают. Это позволяет избежать необходимость их замены в случае заклинивания ротора.

Поиск неисправностей вентилятора и способы их устранения

Для снижения себестоимости и достижения низкого уровня шума во время работы в электродвигателях вентиляторов устанавливают подшипники скольжения. В результате через пару лет эксплуатации смазка вырабатывается, и это является самой распространенной причиной поломок вентиляторов.

Таблица неисправностей вентиляторов и рекомендации по их ремонту
Внешнее проявление неисправностиВозможная причина неисправностиПоиск неисправностиСпособ ремонта
Вентилтор через некоторое время после нормальной работы отключается и через время опять включаетсяСрабатывает самовосстанавливающийся термопредохранитель от перегрева обмотокПроверить свободу вращения крыльчатки, разобрать вентилятор и осмотреть обмотки статора на предмет почернения Смазать подшипники, перемотать обмотку
Вентилятор включается, но лопасти вращаются медленноЗагустела или выработалась смазка в подшипниках электродвигателяПри недостаточной смазке подшипников при работе вентилятор издает повышенный акустический шум и может появиться запах гари от перегрева обмоток электродвигателяНеобходимо разобрать вентилятор и смазать подшипники скольжения машинным маслом
Механический износ подшипников электродвигателя из-за отсутствия смазки. При этом зачастую наблюдается вибрация крыльчатки относительно центра вращенияПокачать крыльчатку относительно центра в стороны. Если люфт составляет более 0,5 мм, значит подшипник изношенЗаменить подшипник новым
Вентилятор не запускается, лопасти не вращаютсяШнур не вставлен в розеткуПроверитьВставить вилку шнура в розетку
Нет напряжения в розеткеПроверить наличие напряжения в розетке с помощью исправного электроприбораПодключить вентилятор к исправной розетке
Неисправен сетевой шнурПроверить внешним осмотром вилку и шнур на наличие механических повреждений, проверить мультиметром целостность проводов шнураПри неисправности заменить сетевую вилку или шнур
Неисправен выключатель или переключатель скорости. Разрядилась батарейка в пульте управленияНеобходимо вскрыть Вентилятор и прозвонить мультиметром выключатель. При включенном положении сопротивление между контактами включателя должно быть равно нулюВ случае неисправности выключателя его заменить. Если нет под рукой, то можно закоротить контакты выключателя, а выключать вентилятор вынимая вилку из розетки
Вентилятор при включении гудит и нагреваетсяЗаклинило вал ротора из-за выработки или загустения смазкиРазобрать вентилятор, промыть растворителем и смазать подшипники
Вентилятор при включении гудит и нагреваетсяОбрыв пусковой обмотки или конденсатора. Провернуть крыльчатку рукой, если завращается, значит заменить коденсатор или попробовать найти место обрыва пусковой обмотки
Обрыв обмоток ротораПроверить внешним осмотром обмотки на наличие механических повреждений и локальных потемнений, проверить мультиметром целостность обмотокЕсли обрыв обмотки внешним осмотром найти не удалось, то придется ее перематывать, что экономически нецелесообразно
Сработал термопредохранитель от перегрева электродвигателя по причине его неисправностиПроверить мультиметром целостность термопредохранителя. Его сопротивление должно быть равно нулю. Для проверки при отсутствии прибора можно его выводы временно закоротитьЕсли обнаружен обрыв термопредохранителя, то его заменить исправным. Если новый термопредохранитель опять перегорит при непродолжительной работе вентилятора, значит неисправен электродвигатель

Для надежной работы вентилятора рекомендуется перед каждым сезоном эксплуатации разбирать его и смазывать подшипники машинным маслом. Но это никто не делает, в их числе и я. Обычно смазкой занимаются, когда лопасти перестали вращаться или вентилятор стал сильно шуметь.

Пример ремонта напольного вентилятора

Пришлось ремонтировать электрический напольный вентилятор модели Scarlett SC-175. При включении двигатель вентилятора гудел, но лопасти не вращались. Проверка свободы вращения крыльчатки подтвердила подозрение, она вращалась туго - вероятнее всего загустела смазка.

Круглая гайка крыльчатки вентилятора с левой резьбой

Для того, чтобы смазать двигатель вентилятор нужно разобрать. Сначала нужно снять крыльчатку, для чего достаточно открутить фиксирующую его круглую гайку, вращая ее по часовой стрелке. Чтобы гайка при вращении лопастей не откручивалась, в ней нарезана левая резьба.

Круглая гайка фиксации экрана на корпусе вентилятора

После снятия крыльчатки откроется вторая пластмассовая гайка, удерживающая защитный экран. Она со стандартной правой резьбой и откручивается против хода часовой стрелки.

Откручивание передней крышки вентилятора

Далее откручивается два винта, удерживающие переднюю крышку корпуса. Заодно можно снять с помощью небольшой плоской отвертки разжимную шайбу, на которую при фиксации опирается крыльчатка.

Снятие ручки управления поворотом вентилятора в горизонтальном направлении

Для снятия задней крышки вентилятора предварительно нужно вынуть ручку включения горизонтального перемещения вентилятора. Она может быть прикручена саморезом или плотно вставлена.

Двигатель вентилятора модели Scarlett SC-175

Перед разборкой двигателя нужно его внимательно осмотреть, так как вращение ротора может быть затруднено из-за цепляния его за статор. В дополнение, если вращение вентилятора происходит за счет основного, а не дополнительного двигателя, то неисправность может скрываться в червячном редукторе.

Червячный редуктор поворота вентилятора в горизонтальном направлении

Разборка червячного редуктора устройства поворота головки вентилятора по горизонту не выявила неисправности. Смазки было достаточно, шестерни в хорошем состоянии. При разборке редуктора необходимо обратить внимание на подпружиненные два шарика, которые по незнанию у меня разлетелись, пришлось долго искать.

Разборка двигателя вентилятора для смазки

Перед разборкой двигателя редуктор был собран. Для разборки двигателя достаточно отвинтить четыре длинных винта. При этом надо соблюдать осторожность, чтобы не повредить обмотки статора сделанные из тонкого медного провода. Обмотки в китайских вентиляторах не пропитаны лаком и поэтому уязвимы к механическим воздействиям.

Разборка двигателя вентилятора, передняя крышка двигателя снята для смазки

На фотографии показан двигатель вентилятора со снятой передней крышкой. Подшипник при разборке вынулся из крышки вместе с валом.

Снятие подшипника с вала двигателя вентилятора для смазки

Подшипник так плотно сидел из-за загустевшей смазки на валу ротора двигателя, что пришлось снимать его проворачивания плоскогубцами.

Этикетка Уайт-спирта

Загустевшую с грязью смазку лучше всего удалять с помощью растворителя "Уайт- спирта", который является очищенным бензином. Если под рукой такого нет, то подойдет спирт, ацетон, бензин и даже стиральный порошок или хозяйственное мыло.

Удаление засохшей смазки с подшипника и вала двигателя вентилятора

Внутреннюю полость подшипника скольжения лучше всего очищать с помощью смоченной в растворителе ветошью намотанной на пинцет или отвертку делая возвратно поступательные движения с одновременным вращением.

Очищенный вала двигателя вентилятора

После удаления старой смазки нужно надеть втулку подшипника на вал. Она должна легко надеться и вращаться практически без люфта. Если проверку подшипник прошел, то можно приступать к смазке.

Графитная смазка дял подшипников двигателя вентилятора

Для смазки подшипников скольжения из моего опыта подходит графитовая смазка, представляющая собой солидол, смешанный с графитным порошком. После смазки шумевших кулеров компьютеров графитовой смазкой повторно их смазывать не приходилось даже после многолетней эксплуатации.

Теперь все механизмы и подшипники скольжения я смазываю только графитовой смазкой. Если под рукой такой нет, то подойдет любая другая, даже машинное масло для двигателя автомобиля.

Подшипник двигателя вентилятора смазан и собран

Смазывать нужно оба подшипника, даже если один из них хорошо работает. Смазка наносится тонким слоем как на внутреннюю поверхность втулки, так и на место ее установки на валу.

После смазки и сборки двигателя вручную проверяется легкость его вращения. После придания валу вращающего момента он должен несколько раз бесшумно провернутся. Если вал вращается легко, то производится окончательная сборка вентилятора в порядке, обратном разборке.

Проверка напольного вентилятора после ремонта

Проверка отремонтированного напольного вентилятора показала его бесшумную работу и плавное горизонтальное вращение. По предложенной инструкции ремонтируются практически все электрические вентиляторы вне зависимости от назначения.

Основы ремонта сварочных инверторов своими силами. Главные причины неисправностей и их проявления в работе. Порядок действий при возникновении проблем. Куда смотреть и как ремонтировать, об этом далее.

Устройство сварочного аппарата

Для ремонта сварочного инвертора своими руками требуется совсем немного: некоторые познания в электротехнике, элементарные радиолюбительские навыки, обычный мультиметр и паяльник, пригодный для пайки печатных плат. Дополнительным стимулом к принятию решения о самостоятельном ремонте станет результат изучения прейскурантов сервисных предприятий, особенно если сварочный аппарат стоит меньше десяти тысяч рублей. Для того чтобы понять принцип работы и устройство сварочного инвертора, достаточно популярной литературы, которая в изобилии присутствует в интернете. Облегчает задачу и тот факт, что внутренняя компоновка и состав основных модулей у всех аппаратов бытового назначения практически одинаковы (см. рис. ниже).

Устройство сварочного аппарата

Основные причины выхода из строя инверторов и их проявление


Главными причинами выхода из строя сварочных инверторов являются нарушения правил их эксплуатации. О рабочих режимах и особенностях технического обслуживания конкретного аппарата можно узнать из его паспорта, в целом приводится примерно одинаковый перечень мероприятий:

  • ежедневный внешний осмотр основного блока и кабелей;
  • периодическая внутренняя чистка аппарата сжатым воздухом;
  • плановая проверка, зачистка, протяжка и ремонт соединений внутренних силовых контактов;
  • измерение сопротивления изоляции и проверка цепей защитного заземления.

Основные факторы, воздействие которых становится причиной неисправности инвертора:

  1. Резкие изменения входного напряжения. Его падение ведет к нарушению стабильности и прекращению работы инвертора, то значительное превышение может вызвать выход из строя элементов входного выпрямителя.
  2. Минеральная пыль. Покрывает поверхности внутренних деталей аппарата и забивает ребристые поверхности радиаторов охлаждения диодов и транзисторов. Это приводит к нарушению теплового режима и может вызвать выход из строя отдельных элементов.
  3. Металлическая пыль и мелкая стружка. Попадает внутрь инвертора через входной вентилятор в том случае, если рядом с ним выполняются работы болгарками, шлифмашинками и пр. Может вызвать внутреннее короткое замыкание.
  4. Вода и повышенная влажность. Вызывает окисление проводов и контактов, может привести к короткому замыканию.
  5. Наружные механические повреждения. Иногда служат причиной выхода из строя органов управления и внутренних конструктивных элементов, на которых крепятся электронные компоненты.

Пыль с сварочном инверторе

Далее описаны основные нарушения в работе инверторов и их причины.

Нестабильность дуги, разбрызгивание металла


При значительных колебаниях входного напряжения или некорректной работе системы управления инвертора происходят скачкообразные изменения сварочного тока, что приводит к нестабильности дуги. В этом случае в первую очередь необходимо проверить напряжение сети. Если оно в норме, а колебания продолжаются, следует произвести внутреннюю диагностику инвертора.

Разбрызгивание металла при сварке, как правило, является следствием неправильного выбора тока сварки. Причиной этого может быть как человеческий фактор, так и неисправность регулятора тока или системы управления.

Инвертор не включается

У этого явления может быть несколько причин:

В последнем случае необходимо дождаться остывания аппарата и попробовать включить его заново. Если защита срабатывает повторно, то инвертору требуется техобслуживание или ремонт.

Перегрев инвертора


Основной причиной перегрева инвертора является нарушение тепловых режимов из-за большого количества пыли во внутреннем пространстве аппарата. Пыль выступает в роли теплоизоляции, покрывая поверхности охлаждаемых потоком воздуха компонентов, и не позволяет нормально работать вентиляторам. При постоянном перегреве, прежде чем заводить речь о диагностике и ремонте, необходимо тщательно и очень аккуратно очистить все внутренние модули сжатым воздухом. Другой причиной перегрева инвертора является несоблюдение рекомендуемой величины параметра ПВ (продолжительность включения).

Параметры ПВ

Повышенное энергопотребление

Повышенное энергопотребление на холостом ходу при нормативном значении входного напряжения сети, как правило, связано с коротким замыканием между витками одной из обмоток высокочастотного трансформатора. Внешне такая неисправность выглядит как подгорание изоляции вокруг его токоведущих частей и чаще всего сопровождается падением величины напряжения холостого хода (иногда в два-три раза). Самому снять, разобрать и осмотреть трансформатор несложно, а вот его ремонт лучше все-таки поручить тому, кто в этом хорошо разбирается.

Прикипание электрода к металлу


Если в процессе сварки электрод прикипает, скорее всего, это вызвано неправильным подбором технологических параметров и плохой подготовкой свариваемых поверхностей. Кроме того, для предупреждения такого явления все современные инверторы оснащены автоматической функцией Anti-Stick. Когда значение сварочного тока соответствует диаметру электрода и толщине свариваемого метала, а зона сварки разделана и зачищена надлежащим образом, причиной прикипания (залипания) может быть периодическое снижение напряжения как со стороны электросети, так и непосредственно в цепи сварки.

В первом случае необходимо стабилизировать сетевое питание или же использовать инвертор с возможностью работы при пониженном напряжении. Со стороны сварочной цепи должна производиться периодическая зачистка контактов и проверка их надежности. Кроме того, падение напряжение может быть вызвано применением кабелей, длина и сечение которых не соответствуют нормативным требованиям.

Невозможность регулировки тока

В первую очередь речь может идти о неисправности индикатора, отображающего величину тока. Также одна из самых распространенных причин — обрыв провода, поломка или внутренний износ потенциометра, которым задается значение сварочного тока. Если все это в порядке, то проблема может быть в неисправности системы управления инвертора. Разобраться в ней и выполнить такой ремонт может только опытный специалист.

Сломанный сварочный аппарат

Самопроизвольное отключение


Причинами внезапных отключений сварочного инвертора могут быть резкие скачки напряжения питающей электросети, неисправность входного автомата и срабатывание температурной защиты. В первом случае необходимо каким-либо образом стабилизировать входное напряжение или использовать аппарат, предназначенный для работы в таком диапазоне. При частом срабатывании температурной защиты необходимо произвести внутреннюю очистку от пыли и проверить соблюдение рекомендаций производителя по длительности непрерывной работы. Проверить исправность входного автомата можно без сложного ремонта, временно подключив вместо него заведомо исправное устройство.

Порядок действий при ремонте аппаратов

Выход и строя сварочного инвертора может произойти как вследствие серьезной поломки, так и по причине незначительной неисправности. Прежде чем обращаться в сервисный центр или к знакомому мастеру, имеет смысл рассмотреть вариант ремонта своими руками, особенно если у владельца есть профильное образование или радиолюбительские навыки. Инвертор следует разобрать, почистить и внимательно осмотреть изнутри, т. к. проблема может заключаться в избытке пыли или каком-либо отвалившемся проводке, и никакого серьезного ремонта на самом деле не нужно.

Если принято решение осуществить самостоятельный ремонт, то необходим следующий минимальный набор инструментов:


Инструменты для ремонта

Очень часто пишут, что для проверки состояния инверторного аппарата обязательно нужен осциллограф. Но это другой уровень знаний и навыков с другими рекомендациями по поиску неисправностей. Наши же действия по диагностике и ремонту инвертора ограничатся визуальным осмотром, прозвонкой, элементарными замерами состояния основных элементов электронной схемы инвертора и их заменой в случае неисправности. Если все это не принесет результата, то необходимо обратиться к профильным специалистам.

Порядок действий на первом этапе таков:

  1. Снять корпус и очистить инвертор от пыли сжатым воздухом. Давление подобрать так, чтобы не повредить печатные платы и электронные компоненты.
  2. Проверить состояние лопастей вентиляторов и легкость их вращения. При обнаружении проблем — заменить на новые. Проверить надежность подсоединения всех проводов и разъемов.
  3. Проверить подключение и состояние потенциометра регулировки сварочного тока. В случае неисправности — ремонт или замена.
  4. Осмотреть на предмет подгорания обмотки трансформаторов и дросселей. При наличии дефектов — демонтировать и отдать на проверку или сразу в перемотку.
  5. Проверить элементы силовой цепи (конденсаторы, зарядный резистор, диоды, транзисторы) на наличие повреждений внешнего корпуса. При обнаружении дефектов заменить такими же или аналогами.
  6. Произвести внешний осмотр печатной платы системы управления. Если есть поврежденные элементы, то аккуратно их выпаять и заменить на новые (если никогда не паяли печатные платы, то лучше этим не заниматься, а сразу обратиться к специалистам).

Если после внешнего осмотра и устранения обнаруженных неполадок инвертор не включается или работает некорректно, необходимо диагностировать отдельные цепи и силовые элементы (см. далее).

Диагностика инвертора


Проверка полупроводниковых электронных компонентов выполняется путем замера сопротивления на их выводах со сменой полярности мультиметра. В одном случае оно должно быть близко к нулю, во другом — бесконечно большим.

Перед тем как приступить к диагностике инвертора, необходимо включить последовательно с ним лампочку накаливания 100÷150 Вт, которая будет стабилизировать ток и послужит защитой от короткого замыкания. Кроме того, по свечению лампочки можно судить о рабочем состоянии конденсаторов и силовых транзисторов.

Диагностику инвертора проводим в следующей последовательности:

Диагностика сварочного аппарата

Перед тем как ремонтировать сварочный инвертор, его необходимо отключить от электросети. Схему с лампочкой можно использовать только на холостом ходу. Проверку аппарата под нагрузкой лучше всего производить с балластным реостатом.

Замена транзисторов


При ремонте сварочного инвертора, возможно, придется заменять транзисторы, стабилитроны, резисторы и другие электронные детали. Для этого необходимо обладать некоторыми навыками по пайке подобных изделий. При замене транзисторов (IGBT и MOSFET) необходимо помнить, что они могут выйти из строя под воздействием статического электричества. Работать с ними рекомендуется на антистатических поверхностях и в браслетах для защиты от статики. На самом деле мало кто полностью следует этим предписаниям, но знать о них все же необходимо.

Для того чтобы заменить силовой транзистор, необходимо выкрутить винт, которым он прижимается к радиатору, отделить его корпус от поверхности, а затем аккуратно выпаять. Установка нового транзистора производится в обратном порядке, перед тем как прижать его винтом к радиатору, нужно нанести на место контакта тонкий слой теплоотводящей пасты.

Ремонт выпрямителей

Диагностика конденсаторов

Диагностика конденсатора

Скрытые неисправности достаточно просто обнаруживаются прибором с функцией измерения емкости или же обычным мультиметром. В последнем случае предварительно разряженный конденсатор сначала показывает небольшое сопротивление, которое по мере его заряда от источника мультиметра возрастает вплоть до бесконечности. При замере на контактах неисправного конденсатора прибор показывает либо обрыв, либо какое-нибудь постоянное сопротивление.

Ремонт платы управления

Если простая диагностика мультиметром и последовавший за ней ремонт не дали нужного результата, то источником проблем, скорее всего, является плата управления. Без осциллографа здесь можно проверить только значения напряжений в обозначенных на схеме контактных точках платы, а также замерить питающие напряжения и прозвонить полупроводниковые приборы (которые, скорее всего, придется выпаивать). Кроме того, для ремонта платы управления необходимы хорошие знания радиоэлектроники и умение разбираться в схемах электронных приборов. Тому, кто не обладает такой квалификацией, остается один путь — в сервисный центр или к специалисту с хорошей репутацией.

Нам кажется, что в этой статье перечислены все возможные действия по диагностике неисправностей инвертора с использованием мультиметра. Если мы пропустили какие-то важные моменты, напишите об этом в комментариях и расскажите о своем опыте ремонта инверторного аппарата.

PS. Опытное и серийное изготовление печатных плат с гарантией, можно посмотреть по этой ссылке.

Как разобрать кулер компьютера

Обычно внутри системного блока устанавливается минимум два кулера, один из которых накрывает процессор, а второй отвечает за выдув воздуха из корпуса. Каждый такой вентилятор имеет свои особенности и в принципе работы, и в строении, однако в целом их конструкция очень схожа. Как и любой подобный механизм, кулер со временем начинает работать хуже или вовсе ломается. В связи с этим появляется надобность в разборке данного оборудования. Давайте детально разберем поставленную задачу.

Разбираем компьютерный кулер

Как правило, компьютерные кулеры не отправляются в ремонт, поскольку они стоят относительно дешево и рациональнее будет прибегнуть к полной замене комплектующего. Чаще всего разборка необходима тогда, когда требуется смазать механизм для нормализации вращения ротора. Поэтому дальнейшие инструкции будут ориентированы именно под эту цель.

Сразу хочется отметить, что существуют процессорные кулеры, которые не разбираются. Вы поймете это при попытке добраться до самого механизма, столкнувшись с цельной пластиковой оболочкой. В таком случае смазывать вентилятор становится сложнее. Мы рекомендуем после получения доступа к вентилятору (далее мы расскажем о том, как это сделать) перевернуть его задней стороной и проделать в пластике точно по центру отверстие небольшого диаметра, куда можно было бы залить масло. Вы не нанесете вред составляющим устройства и выполните нужную процедуру.

Проделать дырку в компьютерном кулере

Сейчас давайте приступим непосредственно к работе с разборными кулерами.

    Если вы имеете дело с процессорным кулером, сначала его потребуется извлечь из корпуса. Детальное руководство по этой теме читайте в другом нашем материале по следующей ссылке.

Снять кулер с охлаждающей пластины

Снять резиновую заглушку с компьютерного кулер

Снять шайбу с компьютерного кулера

Снять шайбу с обратной стороны компьютерного кулера

Снять резиновую прокладку с компьютерного кулера

Поздравляем, вы получили доступ к подшипнику и дальнейшее смазывание должно пройти без каких-либо трудностей. Сборка кулера осуществляется в обратном порядке. Не забывайте установить обратно резинки. С креплением обычного вентилятора разобраться будет не сложно, а в ситуации с с процессорным советуем обратить внимание на статью по следующей ссылке.

Что касается магнитных кулеров, сейчас они только набирают популярность и рядовые пользователи редко приобретают такие модели. Смазывать их не нужно, поэтому разборка необходима только в крайне редких случаях. Если вы никогда не сталкивались с таким процессом, лучше обратиться в сервисный центр.

Закрыть

Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Закрыть

Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

Читайте также: