Как смазать вентилятор macbook

Обновлено: 05.05.2024

Продувка Mac: что это такое и почему не стоит ее бояться

Недавно мой MacBook Pro спятил — просто так и безо всякой причины увеличил обороты вентилятора на максимум, издавая примерно такой же шум, как взлетающий авиалайнер. Ни перегрева, ни нагрузки, ни каких-либо других потрясений в тот момент не было и я, сказать по правде, не на шутку испугался. История, к счастью, закончилась хеппи-ендом, но этот случай здорово попортил мне нервы. Хочу сберечь ваши и подробнее рассказать, о том что же произошло.

Как я уже говорил, никаких ресурсоемких приложений в тот момент запущено не было. Я работал, сидя за столом и спокойно набирал текст в Writer Pro. Обычно кулер моего Макбука лениво крутится на 2000 оборотов, поддерживая температуру около 45–50º С, но внезапно обороты поднялись до максимальных 6200, а температура упала аж до 35º С. Потом я выявил некую закономерность — если не трогать Макбук несколько минут, то обороты падали до 2000, но как только я прикасался к трекпаду или клавиатуре — всё начиналось заново.

Какой-то глюк, подумалось мне, но после того, как ни перезагрузка, ни выключение-включение ноутбука не помогли — я забеспокоился. Ну ладно, видимо глюк, но более серьезный, решил я и начал перебирать все известные мне способы сброса SMC, PRAM и прочего. Советы со страницы поддержки, посвященной этой проблеме, мне тоже не помогли.

Пробовал загружаться под гостевой учетной записью, загружаться в безопасном режиме, с загрузочного диска — результат один и тот же. При включении вентилятор крутится на минимальных оборотах, а потом резко увеличивает их до максимума. Оставалось только переустановить систему, но что-то мне подсказывало, что и это не поможет.

Я регулярно чищу свой Макбук от пыли, да и работаю почти всегда дома за столом, так что она практически не накапливается внутри. Но чем черт не шутит, может и правда забился радиатор? Делов на пару минут — выключил Мак, перевернул, отвернул десять винтиков и снял крышку — почти девственная чистота. Едва различимый налет пыли на самой крышке, и лопастях кулера, радиатор чист — все ребра просматриваются на просвет. Чудеса. Точно не перегрев.

В общем, я почти отчаялся и рассказал о своей беде в редакционном чате, понимая, что коллеги посоветуют мне обратиться в сервис. Но я ошибся! Меня успокоил Саша Журович, рассказав о так называемой продувке — запрограммированной функции системы, которая выполняет вот такую профилактику. Странно, но за 3,5 года я с таким ни разу не сталкивался, а тут без каких-либо предупреждений и на тебе.

Оказалось, что это действительно продувка — процесс, когда вентиляторы Мака крутятся на максимальных оборотах в течение 40–50 минут. У Саши, как он сказал, это заняло минут сорок, у меня же около часа, но при этом мне пришлось все это время работать на Макбуке, поскольку в простое у обороты почему-то падали и процесс прерывался.

Я пытался найти какую-нибудь официальную информацию на этот счет, но ничего не нашел. Возможно плохо искал, возможно это достаточно редкое явление, но упоминаний о нем в интернете очень мало.

Вот такая история. Если подобное произойдет с вашим Маком, не паникуйте, а проверьте показания датчиков температуры и нагрузку на процессор, чтобы исключить эти факторы. После этого просто обеспечьте хорошую вентиляцию и дайте Маку столько времени на продувку, сколько потребуется.

Инженер-механик, хорошо разбираюсь в технике и технологиях. Более 10 лет пользуюсь Mac и iPhone, знаю всё об экосистеме и продуктах Apple. Не только пишу, но и умею и люблю работать руками. 3 года трудился автослесарем, машину чиню только сам. Спроектировал и с нуля построил дом своими руками, накопив по ходу немало опыта. Обожаю олдскульные видеоигры и комиксы, играю на гитаре.

Выдуваем пыль из Mac штатными средствами системы

Наверное, ни для кого не секрет, что со временем любой компьютер или ноутбук начинает работать намного громче, нежели в тот день, когда Вы его купили. Эта беда не обходит стороной и владельцев MacBook и iMac. Следствием этого шума могут быть несколько факторов — это накопившаяся со временем пыль в системе охлаждения устройства или утратившая свою пригодность термоизоляционная паста на процессоре. Все это приводит к тому, что компьютер перегревается, и вентилятор начинает работать на полной скорости, создавая шум и дискомфорт при работе.

В компьютерах компании Apple, операционная система Mac OS сама управляет системой охлаждения Mac, за это ответственна утилита PowerManagement. Она сама периодически может включать вентиляторы на максимальные обороты, когда компьютер перегревается, чтобы его охладить и выдуть накопившуюся внутри пыль. Сделать это, можно и самому. В сети Интернет существует много различных утилит по управлению скоростью кулерами в MacBook и iMac, но есть способ намного легче и проще.

Как продуть Mac от пыли

Шаг 1 Выключите ваш Mac. Для этого в строке меню нажмите  → Выключить

Выдуваем пыль из Mac штатными средствами системы-1

Шаг 2 Отсоедините кабель питания от iMac или блок питания MacBook

Шаг 3 Нажмите и удерживайте кнопку питания и подключите шнур или блок питания

Выдуваем пыль из Mac штатными средствами системы-2

Операционная система начнет свою загрузку, а Mac перейдет в режим, в котором вентиляторы начнут работать на полной скорости. Оставьте ваш Mac в таком состоянии на несколько минут, чтобы вся накопившиеся пыль вылетела наружу.

Чтобы вернуть нормальное вращение вентиляторов, проделайте тот же порядок действий заново.

Если после проделанной операции ваш Mac по прежнему сильно шумит и греется, советуем обратиться в сервисный центр для полной чистки компьютера iMac от пыли и замены термопасты.

Свойства смазочных материалов, применяемых в вентиляторах компьютерных кулеров, во многом определяют износостойкость последних. Неправильно подобранная смазка грозит шумами, вибрацией, выходом узла из строя. Чтобы этого не случилось, важно знать, чем и как смазать кулер компьютера или ноутбука.

Смазывание кулера

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.

Изложенные требования в основном применимы и для подшипников качения. С одной поправкой — смазка для них должна быть намного более пластичной.

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.

Какое выбрать масло?

Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:

  • достаточно жидкие;
  • формирующие на поверхности плёнку;
  • обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.

Смазочное масло

Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:

Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200. 300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2).

Как смазать кулер?

В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.

Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.

Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.

Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.

В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.

Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.

Делать это можно только при полностью обесточенном системном блоке, включая отключение сетевого шнура!

Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.

Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.

Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.

Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.

После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.

Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.

Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:

Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?

Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.

По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.

Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.

Наш сервисный центр AppCenter рядом со станцией метро "Петроградская", Каменноостровский пр., Дом 42, пом.2А, ДК

В нашем сервисном центре помогут быстро отремонтировать MacBook любой модели.

Как определить, что не работает кулер на Макбуке

В MacBook не работает вентилятор (перестал крутиться)

К признакам поломки вентилятора относят следующие характеристики его работы:

  • Охлаждающая система устройства не издает никаких звуков (не работает) либо работает с перебоями;
  • В системе охлаждения слышны гудения и другой посторонний шум;
  • Вентилятор работает слишком громко;
  • Macbook работает короткое время и затем выключается, перезагружается или зависает.

Почему не крутится вентилятор

В сервисных центрах обычно называют следующие причины неполадок в работе охлаждающей системы Macbook:

  • Детали кулера запылились, что вызвало нарушение стабильной циркуляции воздуха;
  • Необходимо провести стандартные профилактические работы (при этом специалист ответит на все ваши вопросы: должен постоянно работать или нет, какая температура считается нормальной и т.д.);
  • О скорой поломке всей системы охлаждения свидетельствует ее беспрерывная работа — обычно это связано с нарушением функции термодатчика (передаются неверные данные о температуре процессора);
  • Система охлаждения вышла из строя по причине ее длительной эксплуатации.

Если вентилятор работает нормально, но ноут все равно подвисает, причина, скорее всего, в неисправности самой системы, а именно — в ее процессах. Часто достаточно просто закрыть ненужные активные процессы, и Macbook начнет работать в нормальном режиме.

Продувка

Продувка — это запрограммированная функция системы, которая выполняется для профилактики: вентиляторы Мака вращаются на максимуме, примерно, 40-50 минут. Поэтому если датчики температуры и нагрузки на процессор показывают нормальные значения, то все, что нужно сделать, — обеспечить хорошую вентиляцию и дать компьютеру необходимое время для выполнения продувки.

Частые вопросы пользователей

Вентилятор Macbook a1342 крутится на максимальных оборотах. Термопасту менял самостоятельно. Через istat температура 45 градусов, при этом вентилятор все равно воет на всю. Что можно сделать?

Кулер Macbook перестал работать даже при температуре 80 градусов, но в случае питания ноутбука от батареи вентилятор крутится нормально. Стоит подсоединить зарядное устройство, и охлаждение выключается. В чем причина?

Рекомендации специалиста

Что касается первого вопроса, то здесь явные симптомы скопления пыли. Охлаждающая система нуждается в чистке, поэтому вентилятор нужно разобрать, почистить, удалив пыль и мелкую грязь, и смазать. В остальных случаях, скорее всего, имеет место сбой в работе программы.

Чтобы не пришлось переплачивать из-за серьезной поломки вентилятора Macbook, соблюдайте несколько правил эксплуатации:

  • Примерно, раз в год обращайтесь в сервисный центр для чистки от пыли;
  • Если вы заметили любые из вышеперечисленных неполадок в работе системы охлаждения, несите ноутбук в сервисный центр — это убережет от других, более серьезных последствий.

Не рекомендуется выполнять чистку самостоятельно: конструкция Макбука имеет довольно сложное устройство. При необходимости, лучше сразу обращайтесь в сервисный центр.

Задайте свой вопрос:

Алексей


Здравствуйте. Ноутбук MacBook Air 13 выключился и не включается. при включении вентилятор крутится, но сам ноутбук не запускается. В чем может быть причина?

Администратор


Аппарат надо тестировать очно в условиях сервиса для постановки конкретной причины. Причин может быт несколько. Поэтому нужен специалист с оборудованием.

Читайте также: