Как снимать без штатива

Обновлено: 30.04.2024

Худший вариант – это не делать ничего и упустить шанс сделать снимок. Даже попытаться и потерпеть неудачу – это лучше, чем ничего не предпринять. Так что сделайте попытку, даже если штатива нет.

Этот снимок был сделан во время моего мастеркласса по ночной фотографии, и я использовал перила моста для стабилизации камеры.

В штативе нет никакой магии

Главное, о чем следует помнить, что штатив – это всего лишь подставка. То есть, это лишь приспособление, стабилизирующее камеру. Конечно, штатив имеет много рычагов управления, которые делают его удобным и легким в использовании, но все же это просто подставка. Помня об этом, осмотритесь вокруг в поисках того, что вы можете использовать.

Подумайте о полках – они прекрасно подойдут и обеспечат высокую точку обзора вашей сцены. Если вы вблизи к цивилизации (не где-нибудь в лесу), то столы и стулья могут послужить штативом. Поищите подходящий в том месте, откуда вы хотите снимать, и установите камеру.

Нет штатива – нет проблем

Позвольте мне показать один из недавних примеров. Эту фотографию я сделал во время ночной съемки в Оклахоме.

Выдержка: 30 секунд; диафрагма: f/8; ISO 100 (без штатива).

Я приехал в этот город и остановился в отеле. Мы с женой сидели в баре на верхнем этаже, и когда стемнело, я захотел сфотографировать эту красивую сцену. Поскольку я не планировал это заранее, у меня не оказалось с собой штатива и пульта дистанционного спуска затвора.

Для этого снимка потребовалась выдержка 30 секунд (можно было бы задать выдержку короче, но мне хотелось получить полосы света на дороге). Без штатива мне пришлось посуетиться. Я придвинул коктейльный столик к краю балкона, чтобы получить правильный угол. Затем я использовал пепельницу, чтобы подпереть объектив.

Все еще оставалась проблема касания камеры во время съемки. Если у вас нет штатива, то скорее всего и пульта тоже нет. Но вы можете использовать встроенный в камеру таймер.

Для фотографии выше я использовал 2-секундный таймер. Даже если вы установили камеру для брекетинга, все кадры будут сделаны после срабатывания таймера (примечание: это относится только к некоторым моделям камер). Это настолько удобно, что я стал использовать пульт все реже и реже.

Функция стабилизации

Порой нет необходимости устанавливать камеру на устойчивой поверхности, а нужно всего лишь немного стабилизации. Как понять, что нужна стабилизация? Благодаря так называемому Взаимному правилу. Это правило говорит о том, что ваша выдержка должна быть по крайней мере обратной фокусному расстоянию.

Это означает, что, снимая на объектив с фокусным расстоянием 50 мм, выдержка должна быть 1/50 сек или короче. Если фокусное расстояние 16 мм, выдержка будет 1/16 или короче. Как видите, чем шире угол, тем более длинную выдержку вы можете себе позволить.

Снимайте "широко"

Так что это еще один совет. Фотографируйте сцены со слабым освещение на широкоугольный объектив. Это конечно же работает не всегда, так как порой композиция требует длинного фокусного расстояния. Но если вы вышли на прогулку без штатива, то лучше снимать на широкий угол.

В некоторых местах просто запрещено использовать штатив. Мне, например, не позволили взять штатив в это место (Башня воссоединения в Далласе). Поэтому я установил камеру на ограждении, чтобы стабилизировать ее. Выдержка: 1/8 сек.; диафрагма f/8; ISO 800.

Стабилизация объектива

В вашем объективе может быть функция стабилизации изображения/уменьшения вибрации. Если это так, то у вас будет несколько дополнительных стопов света. Это означает, что вы можете задать выдержку на несколько стопов длиннее.

Например, если в объективе стабилизация 3 стопа (может отличаться в зависимости от объектива) и вы снимаете с фокусным расстоянием 50 мм, то теперь вы можете задать выдержку 1/6 секунды. (Напомню, что стоп – это двойное количество света, так что, начав с 1/50 секунды, следующим стопом будет 1/25 секунды, два стопа – это 1/12 секунды, а три стопа дадут выдержку 1/6 секунды.

Это Эффективное фокусное расстояние, хотя для камер с меньшим сенсором, чем полнокадровый, расчеты будут другие.

Другие способы стабилизации

Когда вы сталкиваетесь с Взаимным правилом, зачастую вам может понадобится лишь немного стабилизировать камеру. Например, вы снимаете с фокусным расстоянием 24 мм, а подходящая экспозиция (с учетом желаемых значений ISO и диафрагмы) требует выдержку 1/10 секунды. Что делать? Просто стабилизируйте камеру, уперев ее о что-нибудь.

Используйте стену или дверной проем, если вы в помещении. Используйте дерево или фонарный столб, если вы на улице. Эти предметы устойчивы, и уперев камеру, вы заимствуете немного этой устойчивости. Вероятность движения камеры во время экспозиции уменьшится. Если вы не можете упереть камеру, то облокотитесь сами во время съемки.

Делая эту фотографию, я находился в Лувре (снимал через окно). Поэтому у меня не было штатива. Я использовал дверной проем, чтобы стабилизировать камеру и сделать несколько фотографий в надежде, что они будут четкими. Выдержка: 1/8 секунды; диафрагма f/4 (широко открытая для этого объектива); ISO 3200.

Делайте много кадров

Однако не делайте только одну фотографию. Сделав несколько кадров, вы увеличиваете шанс получить четкий снимок. Даже если думаете, что все получилось с первого раза, трудно правильно оценить результат на маленьком экране. Нет ничего хуже, чем вернувшись домой, обнаружить, что фотография, которая выглядела четкой, оказалась размытой. Цифровая технология позволяет вам делать много фотографий, так что используйте это.

В конце концов, не бойтесь поднимать ISO. Это позволит вам использовать более короткую выдержку. Конечно, это может привести к появлению шума, но не беспокойтесь об этом слишком сильно.

Я наткнулся на эту лестницу во время командировки. И мне удалось применить настройки, которые обеспечили четкий снимок. Я увеличил ISO до 1600 и открыл диафрагму до максимального значения f/4. Это позволило мне использовать выдержку 1/25 секунды. Поскольку я снимал с фокусным расстоянием 19 мм, то правило взаимности было соблюдено, поэтому я мог рассчитывать на четкое изображение.

Применение на практике

Ничего из вышеупомянутого не означает, что штатив вам не нужен или его не следует брать с собой. Если вы фотографируете пейзажи, сцены города или другие сюжеты на открытом воздухе, иметь и использовать штатив крайне важно.

Но если его не оказалось под руками, то еще не все потеряно. В любом случае вы имеете шанс сделать фотографию.

Все фотографы знают, насколько важен штатив в работе. Использование штатива позволит жестко зафиксировать положение камеры, что даст возможность получить качественный снимок с хорошей резкостью.

Часто случается, что штатива с собой не оказывается. К примеру, вы вышли прогуляться вечером и не стали брать с собой тяжелый и громоздкий штатив. Иногда просто нет времени на установку штатива. В любом случае ситуации, когда нет возможности воспользоваться штативом случаются часто. Существует несколько способов, которые позволят сделать снимок в лучшем качестве, чем при съемке с рук.

Использование монопода

Монопод намного легче и компактнее штатива. Он намного быстрее устанавливается, но при этом не дает такой устойчивости, как штатив. Тем не менее монопод даст возможность использовать выдержку длиннее чем при съемке с рук на две ступени. Для примера рассмотрим вариант использования объектива 60 мм. При съемке таким объективом с рук допустимое значение выдержки, при котором получится нормальный снимок, равняется 1/60. Использование монопода при тех же условиях снимать с выдержкой 1/15 и получить изображение такого же качества.

Для достижения максимальной устойчивости при съемке с моноподом, обопритесь об какой-нибудь неподвижный предмет. Для этого вполне может подойти стена или забор. Таким образом, можно получить больше точек опоры, а следовательно лучше зафиксировать камеру. Можно упираться в стороннюю опору самому, например локтем, или упереть в стену саму камеру.

Поддержка с помощью веревки

Носите с собой тонкую веревку длинной примерно 2.5 - 3.5 метра. Если возникла необходимость зафиксировать камеру, сделайте петлю. Саму петлю накиньте на объектив у его основания, а на второй конец наступите ногой. Если натянуть веревку, можно максимально сократить вертикальные колебания. Не нужно слишком сильно натягивать камеру. Так можно повредить объектив или камеру.

Положите камеру

Выберите какой-нибудь предмет или ровную поверхность, которая расположена примерно на том уровне, с которого предполагалось вести съемку. Для того, чтобы не поцарапать и не испачкать корпус камеры, положите под низ салфетку, платок или что нибудь из вещей (куртку, пайту). Для того, чтобы объектив не перевешивал камеру и она не клонилась вперед, подложите под него что-нибудь (коробок спичек, зажигалку, скомканный платок). Для выравнивания положения камеры можно также подложить что-то под один угол. Использовать можно всё, что найдётся в карманах или вокруг: крышка объектива, бумажник, блокнот, зажигалка или просто веточку растущего рядом куста или дерева.

Прижмите камеру

Когда съемку с рук не избежать, камеру можно прижать к чему-либо неподвижному. Для этого подойдет стена, автомобиль, ограда или лавочка. Прижимайте камеру одним краем к неподвижному предмету, а второй край держите руками. Это даст лучшую фиксацию, чем съемка просто с рук. Не следует слишком сильно нажимать на фотоаппарат. Это может его повредить.

Используйте собственное тело

Если же съемку с рук не избежать, то примите такую позу, при которой ваш центр тяжести будет находиться как можно ниже. Это придаст вам устойчивости. Если нужно снимать стоя, тогда поставьте ноги на ширине плеч и фотографируйте в пол оборота. Основную массу тела при этом перенесите на переднюю ногу. Это даст большую устойчивость. Если центр тяжести сместить на заднюю ногу, устойчивость будет намного меньше.

Самая лучшая поза для съемки с рук - это стоя на одном колене. При этом локоть руки, которая держит камеру нужно опереть на колено. При этом нужно обратить внимание на то, что опорная рука должна стоять вертикально, но ни в коем случае не под углом.

Последние советы

При использовании любого из выше описанных методов для спуска затвора лучше всего использовать тросик дистанционного управления или таймер на минимальном времени. Как бы аккуратно вы не нажимали на кнопку, движение пальца сначала вниз, а потом вверх вместе с движением открывающегося зеркала (у зеркальных камер) приведет к нежелательному колебанию аппарата. Используйте серийную съемку. Не нужно экономить место на карте памяти. Сделав 5 фотографий вместо одной есть намного большая вероятность того, что хотя бы один кадр будет сделан с хорошей фокусировкой и нормальной резкостью.

Как настроить фотокамеру для съемки без штатива при слабом освещении

Мы ознакомим вас с тремя советами для настройки фотоаппарата, которые дают очень эффективный результат во время ночной съемки. Ведь такое фотографирование сопровождается сложными условиями освещения. Тем более эти рекомендации будут вам полезны, если вы не хотите тащить с собой тяжеловесный штатив, или, возможно, определенные физические ограничения мешают вам сделать это.

Новейшие цифровые фотокамеры предлагают исключительно высокую производительность ISO. Увеличение светочувствительности вашего датчика позволяет достичь хорошей скорости затвора, чтобы снимать с рук при очень слабом освещении. Даже ночью.

Более того, несмотря на высокие значения ISO, вы можете детально запечатлеть красочные изображения при весьма незначительном шуме.

Low light photography tips using a tripod CAN65.lead .0160pt-300x200

Следуя нижеизложенным советам, вы узнаете, как добиться хорошей резкости на изображении при высоком ISO, держа камеру в руках.

Low light photography tips using a tripod CAN65.lead .6204pt

Установите высокое значение ISO

Low light photography tips using a tripod CAN65.lead .6208pt

Подавление шума

Ваша камера будет упорно работать, чтобы сохранить шум на низком уровне. Но при съемке на высоких настройках ISO вы должны применить некоторые функции. Используйте меню, чтобы установить высокую скорость ISO NR (Noise Reduction). Сделайте несколько кадров с этой настройкой и без нее. Просмотрите изображение в 100% масштабе и сравните шум в тенях.

Low light photography tips using a tripod CAN65.lead .6202pt

Настройка экспозиции

Если вы ведете ночную съемку с широкоугольным объективом, вам необходимо установить диафрагму около F5,6. Так вы захватите достаточную глубину резкости для сцены и сохраните хорошую четкость по всей поверхности снимка. И выдержка должна быть достаточно короткой для вашего фокусного расстояния. Например, при 55 мм подойдет скорость 1/50 сек. Для ночной съемки без штатива также нелишней будет функция стабилизации изображения.

Еще боьше полезных советов для ночной фотосъемки вы можете найти в других наших материалах.

Фиксируем фотоаппарат

Настраиваем фотокамеру для ночной съемки без штатива

Настраиваем фотокамеру для съемки ночью

При отсутствии штатива лучше установить на фотоаппарате ручной режим (М). Тогда фотограф может самостоятельно выбрать подходящие настройки диафрагмы и выдержки, чтобы получить максимально качественный снимок. Автоматические режимы лучше справляются со съемкой при дневном или студийном свете. Ночью они неэффективны. Например, при съемке в авторежиме в самый неподходящий момент может включиться встроенная вспышка. Она испортит кадр ночного пейзажа и сделает плоским лицо человека при создании портрета.

Также, пользуясь автоматикой фотоаппарата, можно получить слабую детализацию заднего фона. Техника неспособна угадать, важен ли он в конкретной ситуации.

Благодаря установке длинной выдержки на матрицу попадает большее количество света. Однако это может обернуться не только смазыванием кадра, но и появлением цифровых шумов. Если камера оснащена стабилизацией изображения, можно увеличить выдержку на 2-3 стопа без риска получить смазанный кадр. Но это скорее актуально при съемке в сумерки. Темной ночью одной стабилизации может оказаться недостаточно. Важно опытным путем вычислить оптимальное значение выдержки, чтобы получить хороший кадр.

Выбрав ручной режим съемки, сначала выставляют диафрагму. Ее примерное значение – f 16. Это позволит получить интересный эффект звезд от каждого светящегося объекта. Например, уличного фонаря или фар, проезжающих автомобилей. После настройки диафрагмы подбирают подходящее значение выдержки. При этом лучше пользоваться данными встроенного в фотоаппарат экспонометра. Он укажет, когда настройки будут оптимальными, чтобы кадр не был слишком темным. Всегда необходимо делать пробные кадры, чтобы оценить результат и при необходимости изменить настройки.

Если ночью получаются слишком яркие фотографии, выдержку стоит сделать немного короче. Если кадры напротив слишком темные — увеличить.

Также увеличить количество света, снимая ночью без штатива, можно с помощью светочувствительности (ISO). Сделав ее выше, можно использовать боле короткую выдержку без риска смазывания кадра. Однако поднимать ее следует до рабочего уровня. В большинстве бюджетных камер он не превышает 800 единиц. В профессиональных фотоаппаратах можно использовать гораздо более высокие значения ISO, система подавления шумов позволит сделать качественный снимок. Если завысить светочувствительность на недорогом фотоаппарате, фото будет изобиловать цифровыми шумами. Их можно будет немного уменьшить при пост обработке. Но полностью убрать без потери качества изображения не удастся.

Выбор режима для ночной съемки

Работая без штатива важно устанавливать максимальное качество снимков. Лучше всего выбирать RAW формат. Он позволяет сохранить большее количество информации на светлых участках и в тенях, чем JPEG формат. При дальнейшей пост обработке можно осветлить темные объекты, показав детали. Но если какие-то участки фотографии полностью засвечены, восстановить информацию даже в RAW формате не удастся. Именно поэтому считается, что при фотосъемке лучше немного недоэкспонировать кадр, чем переэкспонировать.

Проблемы со вспышкой и фокусировкой при съемке ночью без штатива

Проблемы со вспышкой и фокусировкой при съемке ночью

Встроенную вспышку рекомендуется использовать только для создания ночного портрета. При этом человек должен находится не более, чем в трех метрах от фотокамеры. Но стоит учитывать, что у встроенных вспышек маленькая мощность, жесткий и плоский свет. По возможности лучше воспользоваться внешней вспышкой, которая устанавливается на фотоаппарат. Она мощнее и дает более качественный результат. Также можно поискать дополнительные источники света, которые осветят модель. Например, уличный фонарь, рекламные витрины, свет фар проезжающего авто или подсветку здания. Важно правильно расположить человека, чтобы избежать резких теней на его лице.

При съемке ночью без штатива могут возникнуть трудности с фокусировкой. При недостатке света автофокус может неправильно выбрать объект, или камера совсем откажется фокусироваться. Тогда можно включить режим LiveView. После этого будущий кадр будет отображаться на дисплее, как при съемке на обычную мыльницу или телефон. Также понадобится выбрать ручную фокусировку. Изображение увеличивают на дисплее, а затем наводят фокус на нужный объект. Если не удается настроить резкость на нужный объект вручную, можно выбрать точечную фокусировку в настройках фотоаппарата.

Снимая ночью без штатива, лучше использовать ручной режим, выставлять длинную выдержку, немного повышать ISO, контролировать настройки диафрагмы. Также ночью важно корректно замерить экспозицию по средне-освещенным объектам, правильно сфокусироваться, использовать свет от окружающих объектов или внешней вспышки. Для борьбы с шевеленкой следует найти надежную опору, которая поможет заменить штатив и зафиксировать фотоаппарат.

Читайте также: